Урок литературы в 5 классе Тема: И.С.Тургенев «Муму». Образ Герасима.
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Урок литературы в 5 классе
Тема: И.С.Тургенев «Муму». Образ Герасима.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 5 классе
Тема: И.С.Тургенев «Муму». Образ Герасима.
Учитель русского языка и литературы
Раздорова Татьяна Александровна,
МБОУ «Нижнежуравская основная
общеобразовательная школа»
Данный урок проводится в 5классе при изучении творчества И.С.Тургенева. В ряду уроков, отведенных на изучение рассказа «Муму», данный урок второй.
Цели для учителя:
Воспитательные цели:
- Способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса.
- Воспитывать чувство собственного достоинства, стремление к активному, действенному добру.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Образовательная цель: выявить особенности характера героя, авторской позиции.
Развивающие цели:
- Совершенствовать навыки анализа текста художественного произведения.
- Развивать аналитическое мышление.
Цели для учащихся:
Знать/понимать:
- содержание рассказа И.С.Тургенева «Муму»;
- систему образов героев.
Уметь:
- определять авторскую позицию;
- проводить анализ эпизода.
Оборудование: иллюстрации, рисунки, карточки - задания для работы в группах, мультимедийный проектор, компьютер.
Словарная работа (идет по мере обращения к тексту): почтенный, уважаемый, неистомная, челядь
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Цель: организовать детей на работу
Для создания ситуации успеха, включения всех учащихся в беседу, учитель создает эмоциональный настрой, задав ребятам вопрос: «Что вы ждете от сегодняшнего урока?»
II. Предкоммуникативный этап.
Цель: актуализировать ранее полученные знания для дальнейшей работы с текстом.
1) Вступительное слово учителя
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством И.С.Тургенева.
Много лет назад в дальней господской деревне Сычево жил глухонемой от рождения мужик, по имени Андрей. Но приметила его барыня (маменька Варвара Петровна), восхитилась гвардейским его ростом и медвежьей силой, пожелала иметь того гвардейца у себя при московском доме в дворниках. Пусть колет дрова для кухни и комнат, возит в бочке воду из Александровского фонтана, обхаживает и сторожит барский двор. Ни у кого не будет во всей Москве такого гиганта-дворника, как дворник вдовы полковника Екатеринославского полка. А что нем да глух как пробка — и того лучше!
Для мужика городская работа — легкая, скучная. Но вот жил и жил Андрей, словно б не жалуясь, при барыне до самой ее смерти, службу справлял аккуратно, госпожу свою уважал, ни в чем ей не перечил.
Однажды приглянулась немому тихая дворовая девушка, а барыня, зная это, рассудила отдать ее замуж за другого — он это стерпел. И собачонку свою, по кличке Муму, любимицу, из речки Фонтанки спасенную как-то зимою, отраду и утешение, безропотно утопил сам, коли барыня приказала.
Уж как он там с нею прощался, с собачонкой, как топил, неизвестно. А только с той поры ни разу не улыбнулся Андрей, подарки от госпожи принимал хмуро, как каменный, а на собак не глядел, отворачивался. По смерти же барыни так же хмуро, без благодарности принял он вольную да и ушел куда-то на Русь.
— Ребята, не напоминают ли вам кого-то герои этой истории?
— Да, напоминают глухонемого дворника Герасима и барыню, у которой он жил.
— Вы правы, действительно, это герои рассказа Тургенева «Муму»: Герасим и старая барыня. Получается, что история, которую описал Тургенев в своем произведении, не придумана им, а происходила на самом деле.
2)Беседа. (Слайд 1)
Уч: Сегодня мы продолжим разговор об удивительно интересном, но в то же время очень сложном произведении, рассказе «Муму», великого русского писателя XIX века И.С.Тургенева.
- Дома вы прочитали рассказ «Муму». Я бы хотела узнать: какие чувства у вас возникали во время чтения? (ответы учащихся)
- Кто вызвал у вас эти чувства? (ответы учащихся)
- Назовем героев рассказа. (Уч-ся называют, а учитель пишет их имена на доске)
3) Мотивировка темы. (Слайд №2)
Уч: Героев в произведении много. Есть главные и второстепенные. Кто является главным героем? (Герасим) Почему? (Все события связаны с ним). Сегодня на уроке постараемся выявить особенности характера героя, отношение автора к своему герою.
Знать/ понимать:
- содержание рассказа И.С.Тургенева «Муму»;
- систему образов героев.
Уметь:
- определять авторскую позицию;
- проводить анализ эпизода.
4) Сообщение о значении имени Герасим (Слайд №3)
Уч: И.С.Тургенев не случайно дал своему герою имя Герасим. Дома вы подготовили сообщение о значении имени Герасим.
(Сообщение ученика) (Попутно проводится словарная работа: слова и их лексические значения записаны на доске: Почтенный – внушающий почтение, заслуживающий его. Уважаемый - уважение – почтительное отношение, основанное на признании чьих – либо достоинств.)
Имя «Герасим» переводится с греческого языка как «почтенный, уважаемый». Происхождение: имя Герасим пришло в Россию из Византии вместе с христианством. Покровитель имени - преподобный Герасим Вологодский родился в Киеве, в 1147 году построил церковь во имя Святой Троицы и монастырь в лесу, в полуверсте от реки Вологды.
В имени Герасим довольно хорошо сочетаются добродушие, твердость.
Человек с этим именем обладает очень чувствительной натурой. Добрый и отзывчивый, он помогает всем, кто к нему обращается, но нередко сам становится жертвой своей доброты. Это человек неконфликтный, в обществе он держится довольно уравновешенно, однако в некоторых, довольно редких случаях, все же может и вспылить. При этом остановить его бывает очень тяжело. Он трудолюбив.
Судьба не делает Герасиму подарков. Все, что у него есть, добыто упорным трудом, но он не заостряет особого внимания на том, как тяжело ему дается кусок хлеба.
Женится поздно, осторожно выбирает подругу жизни. Семья у Герасима крепкая, дружная. Дети растут в атмосфере покоя и дружелюбия, много знают, всем интересуются.
Беседа по вопросам:
1. Объясните, почему Тургенев так назвал героя?
2.Соотнесите черты Герасима Вологодского и Герасима из рассказа «Муму».
III. Коммуникативный этап.
Цель: проанализировать образ литературного героя с различных сторон.
1) Работая над образом Герасима, мы составим своеобразную цепочку черт, качеств героя. Начало цепочки у нас записано на доске: «Герасим – это…».
- Работа в группах
Уч: Чтобы выявить особенности характера героя нам предстоит поработать в группах. (Класс делится на 4 группы методом свободного выбора. Каждая группа получает задания. После подготовки учащиеся каждой группы отвечают. Учитель направляет, руководит деятельностью учащихся)
1 группа – Как описывает автор Герасима? (И.С. Тургенев пишет: « Из числа всей челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения… Герасим был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок»
Вывод: Герасим богатырь, замечательное лицо, глухонемой, серьезный, строгий. (Слайд № 4)
(Попутно объясняем слово «замечательный» - исключительный по своим достоинствам)
2 группа - Отношение к труду. ( И.С. Тургенев пишет: «Одарённый необычайной силой, он работал за четверых — дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошадёнки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой берёзовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трёхаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твёрдые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик...»)
Вывод: Герасим сильный, ловкий, умелый, трудолюбивый, неутомимый, славный, выполняющий свой долг – крепостную повинность. (Слайд № 5)
(Попутно объясняем слово «неистомная» - неутомимая, «славный» - очень хороший)
3 группа – Интерьер каморки. («...он устроил её себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбаках, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё — не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика — стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнётся. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только чёрный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили».
Вывод: нелюдимый, все делает основательно. (Слайд №6)
4 группа – Отношение окружающих к герою. ( Все в околотке стали уважать его после того, как Герасим расправился с ворами, незнакомые люди отмахивались и кричали на него. «Со всей челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских – они его побаивались, - а в коротких: он считал их за своих»)
Вывод: одинокий, сильный, был в коротких отношениях с челядью.
(Слайд №7) (Попутно объясняем слово «челядь» - дворовые слуги помещика)
3) Общие выводы.
- Какое впечатление сложилось у вас о Герасиме? Каким человеком он был? (Герасим подобен русскому былинному богатырю. Природа одарила его красотой,
здоровьем, умом, добрым сердцем, но забыла подарить ему речь и слух. Герасим любит крестьянскую работу, умеет трудиться на земле. А вот работа в огороде – с метлой и бочкой – кажется ему нелепой, но он упорно выполняет порученное дело. Во всём Герасим любит порядок, аккуратность.)
- Как автор относится к своему герою? (Автор восхищается монолитной фигурой крестьянского богатыря, показывает, как крепко связан он с родной землёй и своей нелёгкой работой. Писатель не равнодушно фиксирует происходящее. Он горячо сочувствует Герасиму, и это выявляется как в прямых оценках, так и в сравнениях, которые раскрывают отношение писателя к происходящему. Тургенев подчёркивает близость Герасима к земле, к природе, а потому и сравнивает его с деревом, растущим на плодородной земле, с молодым, здоровым быком; с пойманным зверем, который потерял самое дорогое – свободу)
-Составление ассоциативного ряда.
Уч: Автор называет своего героя богатырем. Какие ассоциации возникают у вас со словом «богатырь»? (ответы учащихся)
(Слайд №8)
IV. Посткоммуникативный этап
Цель: подвести итоги работы на уроке.
1) Уч: - Какие качества присущи Герасиму? (Учитель с учащимися дополняют цепочку черт, качеств героя: Герасим – это богатырь, замечательное лицо, глухонемой, серьезный, строгий, сильный, ловкий, умелый, трудолюбивый, неутомимый, славный, выполняющий свой долг – крепостную повинность, нелюдимый, все делает основательно… )
- Какие качества вам близки?
- Какие выводы вы сделали для себя?
- И.С.Тургенев подчеркивает не столько физическую, но прежде нравственную силу Герасима. В чем, кроме трудолюбия, она проявляется? (Оторванный от родного окружения и привычной работы, используемый в барском доме лишь в качестве «представительной фигуры», Герасим сумел сохранить чувство собственного достоинства, остаться таким же трудолюбивым, собранным и прямым, каким был в родной деревне).
2) Уч: В завершении урока составим синквейн к слову Герасим. (Уч – ся работают в группах)
Например,
Герасим
Могучий, работящий
Служит, любит, работает
Имеет широкую деревенскую душу
Богатырь
- С момента создания рассказа И. С. Тургенева «Муму» прошло 159 лет. Но до сих пор его читают, и он оставляет глубокий след в душе каждого читающего, заставляет нас становится лучше, чище. Я очень надеюсь, что вы тоже будете стремиться к совершенству.
- С каким настроением вы уходите с урока?
VI. Домашнее задание. Составить письменный или устный рассказ о героях, живущих в доме барыни: Татьяна, Капитон, Гаврила. (по выбору)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".
Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....
Урок литературы 6 класс Тема: «Трудный путь человека к правде жизни». (Урок – путешествие по произведению М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)
На данном уроке ребята вместе с учителем отправляются в путешествие тропою писателя вслед за его героями Настей и Митрашей. Анализируя текст, выясняют, какие трудности пришлось испытать героям...
Открытый урок литературы 10 класс. ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет.
ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет. Тип урока: урок изучения нового материала. ЦЕЛЬ:...
Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей
Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. На данном уроке: ...
Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»
Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...
Конспект урока по литературе на тему "И.С. Тургенев "Муму". Протест Герасима против крепостного права" (5 класс)
Тема урока: И.С. Тургенев «Муму». Протест Герасима против крепостного права.Цель: помочь учащимся понять, как безмерно горе главного героя и как велико чувство радости при мысли о возможности совершит...
Конспект урока по теме: И.С. Тургенев. «Муму»: Образ Герасима (Герасим и барыня. Герасим и Татьяна)
Цель урока: формировать у обучающихся умения реализации новых способов действия;расширять понятийную базу за счет включения в нее новых элементов...