Материал к уроку литературы по теме "Образ Герасима в произведении И. С. Тургенева "Муму"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Сидоркина Анастасия Владимировна

Материал (тех. карта+презентация) к уроку литературы по теме "Образ Герасима в произведении И. С. Тургенева "Муму".

Цель урока: провести анализ образа главного героя (выявление особенностей характера героя, авторской позиции, отношений других героев к Герасиму

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл тех. карта64.98 КБ
Файл презентация945.48 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Автор (разработчик)

Сидоркина Анастасия Владимировна

Предмет

Литература

Класс

5 класс

Тип урока

Урок отработки умений и рефлексий

Тема

Образ Герасима в рассказе И. С. Тургенева «Муму»

Цели урока

Образовательная: провести анализ образа главного героя (выявление особенностей характера героя, авторской позиции, отношений других героев к Герасиму

Развивающая: развивать навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения; развивать умение обобщать изученное;

-развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас

Воспитательная: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку, способствовать формированию нравственных позиций, уважения к труду

Рабочая программа, учебник

Литература. 5 класс. Коровина В.Я., Полухина В.П. Часть 1

Планируемые результаты обучения русскому языку

Предметные: раскрытие образа Герасима как человека безвольного; проследить изменения, произошедшие в главном герое; умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении;

Метапредметные: Поисковое чтение и структурирование текста. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной. Смысловое чтение. с установлением причинно-следственных связей. Анализ, сравнение, синтез образов по выделенным признакам.

Личностные: воспитание духовно-нравственной личности, самоопределение, обучение культуре речевого общения;

Технологии, методы, приемы, используемые на уроке

Информационно-коммуникационная технология; Здоровьесберегающая технология; Технология проблемного обучения; Технология уровневой дифференциации; Диалоговая технология; Игровая технология. Эвристический (частично-поисковый) метод; Продуктивный метод. Интеллектуальная разминка; Беседа/Дискуссия; Слово учителя; Анализ предложения; Работа с учебником; Прием «кластер».

Формы работы

Представлены разные модели учебной деятельности: коллективная, фронтальная, групповая и индивидуальная.

Оборудование, ИКТ

Компьютер, проектор, интерактивная презентация, раздаточный материал (карточки), конспект для учителя.

Образовательные ресурсы

https://learningapps.org/ 

Название технологических этапов урока, их содержание. Временной интервал

Ход урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивационный этап

Цель: организовать направленное внимание на начало урока;

создание положительного настроя учащихся на урок.

Добрый день, ребята!

Сегодня на уроке мы вновь перенесемся почти на 180 лет назад в небольшой барский двор на окраине Москвы, где происходят события рассказа И.С.Тургенева «Муму». Но прежде чем вернуться в прошлое, посмотрите на экран.

Перед нами картина художника Николая Васильевича Неврова, которая хранится в Третьяковской галерее. Картина написана в 1866 году. Опишите сюжет картины.

- Где происходит действие?

- Как вы думаете, о чем беседуют два барина?

- Что делает рядом с ними девушка?

- Кого вы видите на заднем плане картины?

- Какое название картине дали бы вы?

Невров назвал картину «Торг. Сцена из крепостного быта».

-Что будет с этой девушкой и остальной челядью?

А как эта картина связана с произведением, которое мы сейчас изучаем?

(Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. По сути, это была узаконенная форма рабства. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле (барщина) или отдавать ему часть заработанных денег (оброк).)

Слушают, настраиваются на урок.

- В доме помещика

Ответы обучающихся.

- Их продадут, потому что они крепостные.

- Герасим – крепостной.

Личностные УУД:

1. Положительное отношение к уроку.

2. Актуализация знаний

Цель: обобщить изученный материал, необходимый для «урока отработки умений и рефлексий»

Верно, Герасим является крепостным.

Давайте вспомним, что еще мы знаем об этом герое? Для этого предлагаю выполнить интерактивное задание:

https://learningapps.org/display?v=pt0n0cxt525 

- Замечательно! Молодцы!

  • Выполняют задание.

Познавательные УУД:

1. Анализировать, строить логически обоснованные рассуждения, доказательства.

Коммуникативные УУД:

1.Умение выражать свои мысли

2.Умение принимать мнение другого.

Предметные УУД:

1.Повторение тематики произведения

3. Постановка учебной задачи.

Формулирование темы и цели урока.

Цель: обеспечить восприятие, осмысление новой темы;

подвести учащихся к самостоятельной формулировке темы урока и поставке познавательной цели.

Опираясь на материал, который мы сейчас повторили, скажите, пожалуйста, о ком мы сегодня будем говорить?

Давайте  вместе  сформулируем  тему  урока,  опираясь  на  текст

произведения.

Давайте сформулируем тему урока.

Какова будет цель урока?

- о Герасиме

- образ Герасима в рассказе.

Давайте  вместе  сформулируем  тему  урока,  опираясь  на  текст

произведения.

Давайте  вместе  сформулируем  тему  урока,  опираясь  на  текст

произведения.

на  уроке  постараемся  выявить  особенности  характера  героя,

отношение  автора к своему герою.

- проанализируем образ главного героя.

Познавательные УУД:

1. Анализировать, строить логически обоснованные рассуждения, доказательства.

Коммуникативные УУД:

1.Умение выражать свои мысли

2.Умение понимать позицию другого.

Предметные УУД:

1.Определение проблематики произведения.

4. Изучение нового материала

Цель: изучить новый материал

- Итак, мы определили для себя, что сегодня на уроке нам необходимо будет проанализировать образ нашего главного героя.

И. С. Тургенев не случайно дал своему герою имя Герасим. Сейчас предлагаю послушать сообщение, которое нам подготовила Юля о значении имени Герасим.

- Объясните, почему Тургенев так назвал героя?

- Работая над образом Герасима, мы составим своеобразную цепочку качеств характера героя. Начало цепочки составляет имя «Герасим – это…». Запишите значение имени в карточку характеристики героя.

Чтобы охарактеризовать героя, на что мы должны обратить внимание?

Да, но не только. Образ героя помогают нам раскрыть и его поступки, и место его жительства.

Имя «Герасим» переводится с греческого языка как «почтенный,

уважаемый». Происхождение: имя Герасим пришло в Россию из Византии вместе с христианством.

- Тургенев называет Герасима «самым замечательным лицом» из числа всей челяди. Герасим был высокий мужик богатырского сложения, глухонемой от рождения.

- На внешний вид, поступки, речь.

Регулятивные УУД:

1.Высказывать предположения на основе имеющихся знаний.

2.Высказывать цели учебной деятельности

Познавательные УУД:

1.Представлять информацию в разных формах (тест).

Коммуникативные УУД:

1.Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

2.Осваивать культуру общения, умение слушать другого.

Предметные УУД:

1. Знакомство с понятиями нравственности.

2.Изучение значения понятий нравственности.

Регулятивные УУД:

1.Контроль выполнения задания в соответствии с поставленной задачей.

5. Постановка проекта выхода из затруднения.

Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи.

Предлагаю продолжить работу по образу героя. Поработаем с текстом.

- Как описывает автор Герасима?

- Кем служит Герасим у барыни?

Эта характеристика очень важна для понимания всей истории Герасима. Сначала причислив Герасима ко всей челяди, автор тут же выделяет героя, используя в портрете прием контраста.

- Найдите в тексте слова, которыми автор описывает главного героя.

Автор любуется своим героем. И мы это видим, по тому как автор использует эмоционально окрашенную лексику «Славный был мужик…». Глухонемота героя – это метафора бесправия, бессловесности крепостного человека, тем более нелепым, неестественным это выглядит при его богатырской силе.

Запишите слова, передающие отношение автора к герою.

- Чем Герасим выделялся среди крестьян?

Обратите внимание, что даже лошадь, необходимая,

незаменимая участница крестьянских работ, не нужна была Герасиму: он пахал «один, без помощи лошаденки», работал за четверых, неутомимо. Проворно, с видом торжественной важности своей работы.

- Какие художественные приемы использует автор для

характеристики героя? Обратимся к следующему абзацу. (Автор использует сравнение).

- Что такое сравнение?

- Докажите свою правоту примерами из текста.

- Вспомните, как Герасим оказался в Москве? Как об этом пишет И.С. Тургенев?

В последнем предложении абзаца несколько глаголов – сказуемых (привезли, купили, сшили, дали, определили), но нет подлежащего, как будто то, что произошло с Герасимом – действие неизвестных сил, которым подвластно все.

- Как относились к Герасиму окружающие?

- За что уважали его?

- Как проявлялся характер Герасима в отношениях с

окружающими?

И.С. Тургенев вводит юмористические нотки: «даже петухи при нем не смели драться, – а то беда!», «сам смахивал на степенного гусака». Сравнение с гусаком не принижает Герасима, а лишь подчеркивает его важность, степенность, рассудительность, которыми обладает данная птица.

- Найдите в тексте описание каморки Герасима.

- Выразительно прочитайте отрывок.

- Для чего, по-вашему, автор так подробно описывает жилье героя? Какой прием использует автор?

- Найдите примеры гипербол в тексте.

 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- И.С. Тургенев сначала обозначает общественное положение героя.

- Герасим – дворник, из числа челяди барыни, а значит крепостной, человек, не имеющий прав.

Герасим был «самым замечательным лицом», «двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения», весело смотреть на него», «Славный был мужик»…. «и не будь его несчастье»

- И.С. Тургенев снова использует прием контраста, противопоставляя

Герасима с его необычайной силой и одаренностью всем остальным

крестьянам.

- Сравнение

- Сравнение - это художественный приём, при котором образ создаётся посредством сравнения одного объекта с другим.

- «он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной почве»; «лежал неподвижно, как

пойманный зверь», недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык…». Эти сравнения помогают подчеркнуть его любовь к свободной жизни.

- Автор пишет коротко: «Взяла его из деревни.

- Все в околотке очень стали уважать его.

- За силу и справедливость.

- В отношениях с окружающими проявляется добродушие героя, чувство собственного достоинства: «права свои тоже знал, и уже никто не смел садиться на его место в застолице». Герасим «был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок».

- Чтобы показать характер героя – нелюдимый, сильный. Использует гиперболу.

-  Сто пудов можно было положить на кровать, он работал за четверых, один, без помощи лошадёнки, взрезывал упругую грудь земли

Коммуникативные УУД:

1.Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

2.Аргументирование своего мнения.

3.Умение слушать другого, принимая его мнение.

Познавательные УУД:

1. Владеть приемами отбора и систематизации материала.

2.Уметь сравнивать, группировать, формирование логических действий.

Предметные УУД:

1.Развитие умений анализа текста

2.Совершенствование умения подбирать цитаты для характеристики героев.

Регулятивные УУД:

1.Контроль выполнения задания в соответствии с поставленной задачей.

6. Первичное закрепление

Цель: закрепить полученные знания.

Замечательно! Мы проанализировали образ нашего главного героя. Теперь предлагаю выполнить задание

https://learningapps.org/display?v=pbq44yntn25 

в различных ситуациях автор раскрывает характер Герасима.

-Расскажите о взаимоотношении Герасима и Татьяны.

- Как характеризует Герасима сцена расставания с Татьяной?

- Что скрасило жизнь Герасима после отъезда Татьяны?

- Найдите в тексте предложения, которые отражают отношение героя к животному.

  - Почему Герасиму пришлось утопить Муму?

- Что произошло с Герасимом дальше?

- Как вы оцениваете этот поступок?

Выполняют задание

-  Герасиму нравилась Татьяна, но она боялась его. Ее выдали замуж за пьяницу Капитона. Герасим очень переживал замужество Татьяны.

- Герасим великодушен. Он и через год не утратил доброго расположения к Татьяне. Он, единственный из всех, пожалел её и сумел облегчить минуты расставания с домом. Он не испугался насмешек, «вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне и подарил ей на память красный бумажный платок...

- Маленькая собачка Муму.

- Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал

Герасим за своей питомицей; Герасим ее любил без памяти.

- По приказу барыни.

- Он ушел от барыни к себе в деревню.

- Он хотел освободиться от власти барыни.

Познавательные УУД:

1. Анализировать, классифицировать, сравнивать

2.Владеть приемами отбора и систематизации материала.

Коммуникативные УУД:

1Умение строить монологическое высказывание.

Предметные УУД:

1. Систематизация основных духовных ценностей составляющих образ высоконравственного человека.

7. Углубление знаний учащихся по теме, используя культурологические сведения.

Цель: разделить реальное и фантастическое в повести.

Работа с пословицами

Задание. Прочитайте пословицы. Определите какие из них соответствуют теме урока. Прокомментируйте данные пословицы, соотнося с рассказом «Муму»

- Слезами горю не поможешь.

- Барин говорит горлом, а мужик горбом (работает да кланяется).

- И рад бы заплакать, да смех одолел.

- Барский гнев да барская милость равно опасны.

- Неволя холопу, а воля господину.

  1. Какое средство выразительности автор использует в данных примерах? («он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной почве»; «лежал неподвижно, как пойманный зверь», недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык…»

Рассуждают

Коммуникативные УУД:

1. Способность слушать партнера, уважать его мнение Познавательные УУД:

1.Формирование логических действий.

Предметные УУД:

1. Знакомство с образами героев

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: обобщить изученное на уроке и сформировать личную ответственность за результаты своей деятельности.

Каким же для читателей представляется Герасим?

В чем проявляется нравственная сила Герасима? Продолжите фразу. Оторванный от родного окружения и привычной работы, используемый в барском доме лишь в качестве «представительной фигуры», Герасим сумел сохранить…

Автор явно симпатизирует своему герою, любуется его богатырской силой, трудолюбием, чувством собственного достоинства, его внутренней независимостью. Автор уважает своего главного героя.

- Почему Тургенев заканчивает рассказ уходом героя из Москвы?

Закончить наше занятие я предлагаю составлением синквейна по теме урока.

Ответы обучающихся.

…чувство собственного достоинства, остаться таким же трудолюбивым, собранным и прямым, каким был в родной деревне.

-  Это его протест против отношения господ к своим крепостным.

Регулятивные УУД:

1. Соотнощение цели и результатов своей деятельности.

2.Определение степень успешности своей работы.

Познавательные УУД:

1. Выделение главного (свертывание информации до ключевых слов).

Личностные УУД:

Понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

8. Домашнее задание

  1. Мини - сочинение «Письмо Герасиму»

Личностные УУД:

1.Умение слушать другого.

2.Самоорганизация.

В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи.

Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых — дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик, и не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж... Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником.

Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье. С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле... Переселенный в город, он не понимал, что́ с ним такое деется, — скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо, — взяли, поставили на вагон железной дороги — и вот, обдавая его тучное тело то дымом с искрами, то волнистым паром, мчат его теперь, мчат со стуком и визгом, а куда мчат — бог весть! Занятия Герасима по новой его должности казались ему шуткой после тяжких крестьянских работ; в полчаса всё у него было готово, и он опять то останавливался посреди двора и глядел, разинув рот, на всех проходящих, как бы желая добиться от них решения загадочного своего положения, то вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь. Но ко всему привыкает человек, и Герасим привык наконец к городскому житью. Дела у него было немного; вся обязанность его состояла в том, чтобы двор содержать в чистоте, два раза в день привезти бочку с водой, натаскать и наколоть дров для кухни и дома, да чужих не пускать и по ночам караулить. И надо сказать, усердно исполнял он свою обязанность: на дворе у него никогда ни щепок не валялось, ни сору; застрянет ли в грязную пору где-нибудь с бочкой отданная под его начальство разбитая кляча-водовозка, он только двинет плечом — и не только телегу, самое лошадь спихнет с места; дрова ли примется он колоть, топор так и звенит у него, как стекло, и летят во все стороны осколки и поленья; а что насчет чужих, так после того, как он однажды ночью, поймав двух воров, стукнул их друг о дружку лбами, да так стукнул, что хоть в полицию их потом не води, все в околотке очень стали уважать его; даже днем проходившие, вовсе уже не мошенники, а просто незнакомые люди при виде грозного дворника отмахивались и кричали на него, как будто он мог слышать их крики. Со всей остальной челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских — они его побаивались, — а коротких: он считал их за своих. Они с ним объяснялись знаками, и он их понимал, в точности исполнял все приказания, но права свои тоже знал, и уже никто не смел садиться на его место в застолице. Вообще Герасим был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем не смели драться, — а то беда! Увидит, тотчас схватит за ноги, повертит раз десять на воздухе колесом и бросит врозь. На дворе у барыни водились тоже гуси; но гусь, известно, птица важная и рассудительная; Герасим чувствовал к ним уважение, ходил за ними и кормил их; он сам смахивал на степенного гусака. Ему отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам, по своему вкусу, соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбанах, — истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее — не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика — стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только черный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили.

Образ Герасима

Picture background

Образ Герасима

Picture background


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Н. В. Невров Торг . Сцена из крепостного быта

Слайд 2

https://learningapps.org/display?v=pt0n0cxt525

Слайд 3

Образ Герасима в рассказе И. С. Тургенева «Муму» провести анализ образа главного героя (выявление особенностей характера героя, авторской позиции, отношений других героев к Герасиму

Слайд 4

«Герасим – это…» «… почтенный, уважаемый»

Слайд 5

«Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим» «двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения» «Славный был мужик» Глухонемота героя – это выражение бесправия, бессловесности крепостного человека , тем более нелепым, неестественным это выглядит при его богатырской силе.

Слайд 6

«одаренный необычайной силой, он работал за четверых» « один, без помощи лошаденки » «он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной почве» « «лежал неподвижно, как пойманный зверь » « недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык …»

Слайд 7

« Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником» « «даже петухи при нем не смели драться, – а то беда !» «сам смахивал на степенного гусака»»

Слайд 10

https://learningapps.org/display?v=pbq44yntn25

Слайд 12

«Крестьянская доля на широком поле» «Неволя холопу, а воля господину» «Доброта сердца лучше щедрости» «Барский гнев да барская милость равно опасны»

Слайд 13

«он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной почве»; « лежал неподвижно, как пойманный зверь», «недоумевал , как недоумевает молодой, здоровый бык…»

Слайд 14

Оторванный от родного окружения и привычной работы, используемый в барском доме лишь в качестве «представительной фигуры», Герасим сумел сохранить … …чувство собственного достоинства, остаться таким же трудолюбивым, собранным и прямым, каким был в родной деревне.

Слайд 15

Одно существительное, определяющее тему синквейна Два прилагательных, отражающих главную мысль Три глагола, которые описывают действия по данной теме Фраза, в которой заключена данная мысль Одно существительное, которое связано с первым словом КРЕПОСТНОЙ СИЛЬНЫЙ, МОГУЧИЙ ТРУДИТСЯ, ЛЮБИТ, СТРАДАЕТ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ БОГАТЫРЬ

Слайд 16

Мини - сочинение « Письмо Герасиму»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опорный конспект и презентация к уроку литературы в 6 классе по произведению В.Г. Распутина "Уроки французского"

Материал содержит основные моменты в рабочем конспекте для учеников (для самостоятельной работы) и презентацию по теме. Так же на уроке могут быть использованы видеофрагменты из отечественного фильма ...

Тема греха и покаяния в произведении А.С. Пушкина «Станционный смотритель» (материал к уроку литературы в 7 классе)

Анализ текста А.С. Пушкина  поможет учащимся понять тему греха и покаяния в произведении; выявить основные мотивы повести ....

Урок литературы в 6 классе по произведению В.Астафьева «Конь с розовой гривой». Тема урока: «Жизненные уроки героя»

Урок предназначен, чтобы помочь учащимся разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа. Помочь выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрее. Так же этот урок предназначе...

Статья по литературе "Общая характеристика русской литературы XIX века (материал к уроку литературы в 10 классе)"

История русской литературы XIX века неотделима от истории освободительного движения, которое прошло три главных периода....

Внеклассное мероприятие "Образ матери в мордовской литературе, живописи, скульптуре и в произведениях мордовских композиторов"

Образ матери становится одним из вечных тем в искусстве. Многие писатели и поэты, художники и композиторы черпают вдохновения именно в воспоминаниях о детстве, о доме, о матери.&bull...

Формирование финансовой грамотности на уроках литературы в школе через анализ произведений русской классической литературы

Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает остальное. Ф.М. Достоевский Функциональную грамотность, как способность использовать знания, умения, способы в действии для решения...

Технологическая карта урока литературы "Символический образ Герасима" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Материалы данной разработки помогут охарактеризовать образ Герасима....