Кто учит людей умирать, то учит их жить. урок литературы в 10 классе (общеобразовательный уровень)
план-конспект урока литературы (10 класс) по теме
Анализ эпизода "Смерть Базарова" в 10 классе. Урок с использованием технологии интеллект-карт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grechishnikova_m.a._urok_literatury_v_10_klasse..doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» п.г.т. Уренгой Пуровского района ЯНАО
Гречишникова Марина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы,
высшая квалификационная категория
Кто учит людей умирать, то учит их жить.
урок литературы в 10 классе (общеобразовательный уровень)
Всего и надо, что вчитаться, - боже мой,
Всего и дела, что помедлить над строкою –
Не пролистнуть нетерпеливою рукою,
А задержаться, прочитать и перечесть.
Юрий Левитанский
Цель урока: раскрыть силу духа главного героя романа «Отцы и дети», его внутренний мир, проанализировав эпизод «Базаров перед лицом смерти».
Задачи:
- Обучающие:
- Систематизация изученного материала.
- Развивающие:
- Развитие навыков анализа эпизода художественного произведения.
- Систематизация знаний по теории литературы.
- Воспитательные:
- Воспитание любви к родному слову.
- Воспитание грамотного, вдумчивого, внимательного читателя.
Оборудование: текст романа, видеофрагмент из фильма «Отцы и дети» (экранизация романа И.С. Тургенева. Режиссер В.Никифоров. Киностудия «Беларусьфильм», 1984 г.).
Ход урока
1. Оргмомент. Запись даты и рабочей (предварительной) темы урока. В конце урока тему сформулируют сами учащиеся на основе выводов.
2. Актуализация знаний. Составление интеллект-карты «Евгений Васильевич Базаров».
Учитель: Каким запомнили вы главного героя тургеневского романа? (Учащиеся называют характеристики главного героя и записывают их в тетрадях).
Образованный
Свято верит в нигилизм
Твердых убеждений
Внутренний стержень
Кремень
Убедителен в споре
Неоспоримые, неопровержимые аргументы
Брутальный
Небрежность в одежде
Материальная сторона его не беспокоит
Стремится быть ближе к народу
«Шут гороховый»
«Волосатый»
Красная рука
Сам себя воспитал
«Чудесный малый, такой простой»
Загадочный и т.д.
Учитель: Каков же Он, Базаров? С одной стороны, твердый и непримиримый, отрицающий все и вся нигилист. С другой стороны, - «рассыропившийся» романтик, борющийся с нахлынувшим на него сильным чувством – любовью. Какие качества характера Базарова проявляются в сценах с Одинцовой?
Базаров в любви – способен на компромисс, страдает, душевно прекрасен, признает свое поражение.
Индивидуализм Базарова – исключительность – романтизм
Учитель: Как изменилось мнение читателя о Базарове?
Ученики: Он изменился. Признал в себе романтика. Его мучают сомнения. Базаров пытается сопротивляться, сохранить верность своему нигилизму. Читателю становится жаль Базарова, потому что любовь приносит ему страдания и душевную боль. Его чувства и поведение вызывают уважение.
3. Анализ эпизода «Смерть Базарова».
Учитель: Каким предстает Базаров перед смертью?
Предваряя чтение эпизода, следует сказать учащимся об отношении самого Тургенева к смерти (кратко), а также обратить внимание на высказывания известных людей об этой сцене в романе «Отцы и дети».
А.П. Чехов: «Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»! Просто хотя караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова? Это черт знает, как сделано».
Д.И. Писарев: «Умереть так, как умер Базаров – это все равно, что сделать великий подвиг».
Учитель: Что объединяет эти высказывания?
Ученики: Роман «Отцы и дети» написан очень талантливо и сильно. В смерти Базарова не слабость, а его величие.
Перечитайте сцену встречи умирающего Базарова и Одинцовой (Спасибо, - усиленно заговорил он… гл.27)
Учитель: Какие средства выразительности использовал Тургенев для описания Базарова в сцене смерти?
Составляем таблицу.
Средства выразительности | Примеры | Их роль в тексте |
Эпитеты | Распростертое бессильное тело | Физическая слабость Базарова, который не привык, чтобы его видели слабым. Судьба вынесла свой приговор. Базаров слаб перед лицом смерти. |
Великодушная! | Он любит Анну Сергеевну искренне, по-настоящему. | |
Эпитеты, градация. | Молодая, свежая, чистая… | Она – жизнь. Именно Одинцовой он поручает заботу о своих родителях. |
Сравнение | Обломаю дел много… Ведь я гигант! | Сила не только физическая, но прежде всего сила духа. |
Метафоры | Старая шутка смерть… Моя собственная форма разлагается | Старается держаться, не показывать слабость |
Метафора | Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет | Романтик. Исповедь закончена. Вот теперь он готов умереть. |
Сравнения | Червяк раздавленный | Испытывает неловкость перед любимой женщиной. |
Восклицательные знаки | В начале разговора. | Эмоциональность и напряженность момента. Он еще храбрится, старается держаться непринужденно. В то же время – сожаление о том, что не успел выполнить намеченное. |
Многоточия | Особенно в конце монолога. | Не только потому, что базаров умирает и ему трудно говорить. Это его последние слова, поэтому он тщательно выбирает и обдумывает их. Голос больного постепенно слабеет. Момент настоящего физического напряжения. |
Фразеологизмы и просторечия | Фьюить! Попал под колесо. Вилять хвостом не стану. | Это прежний Базаров, которого мы видели в начале романа. |
Учитель: Согласны ли вы со словами Писарева и Чехова? Что нового в образе Базарова вы для себя открыли?
Ученики: Он искренний, как на исповеди. Открытый и честный. Настоящий. Нет надобности сохранять лицо, отстаивать свою позицию. Смерти все равно. И он боится смерти, которая все отрицает, даже его самого. Чувства смешанные: и жалость, и уважение, и гордость. Базаров в этой сцене – обычный человек, вовсе не гигант несгибаемый, а мягкий, чувствительный, любящий сын (как удивительно говорит он о своих родителях!), любящий человек.
Учитель: Удивительно, но многие писатели предвидят свой уход из жизни. Так в романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов очень точно описал свою смерть в сцене дуэли Печорина с Грушницким. Тургенев тоже предвидел свою кончину. Такие прозрения в искусстве не столь редки. Зачитайте несколько цитат.
Князь Мещерский: «Потом речи его стали бессвязны, он по многу раз повторял одно и то же слово с возрастающим усилием, как бы ожидая, что ему помогут досказать мысль и впадая в некоторое раздражение, когда эти усилия оказывались бесплодными, но мы, к сожалению, совсем не могли ему помочь».
В.Верещагин: «Иван Сергеевич лежал на спине, руки вытянуты вдоль туловища, глаза чуть-чуть смотрят, рот страшно открыт, и голова, сильно закинутая назад, немного в левую сторону, с каждым вздохом вскидывается кверху; видно, что больного душит, что ему не хватает воздуха, - признаюсь, я не вытерпел, заплакал».
Иван Тургенев, описывая смерть своего героя, по его признанию, тоже плакал. Между романом и жизнью поразительные совпадения. «Базарову не суждено было просыпаться. К вечеру он впал в совершенное беспамятство, а на следующий день умер».
В уста своего героя Тургенев вложил те самые слова, которые сам произнести так и не смог: «А теперь вся задача гиганта – как бы умереть прилично». Гигант с этой задачей справился.
4.Выводы. Подведение итогов.
О чем роман? О жизни. И финал его жизнеутверждающий. Сцена смерти Базарова – не развязка, а кульминация романа. Именно в этой сцене мы видим подлинное величие и искреннюю простоту и человечность Базарова. В сцене смерти он настоящий, без напускной небрежности, грубости и брутальности. Еще одна цитата для размышления.
Мишель Монтень: «Если бы я был сочинителем книг, я составил бы сборник с описанием различных смертей, снабдив его комментариями. Кто учит людей умирать, то учит их жить».
Как же сформулировать тему нашего урока? Пожалуй, словами Монтеня: «Кто учит людей умирать, тот учит их жить».
В конце урока просмотр эпизода из экранизации романа И.С. Тургенева (4 серия).
Список литературы
- Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе XIX века. 10 класс. Изд.3-е, испр. И доп. Обновленный комплект уроков. М: ВАКО, 2005.
- Киреев Р.Т. Великие смерти: Тургенев. Достоевский. Блок. Булгаков. – М.: Глобулус, изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
- Конспекты уроков для учителя литературы: 10 класс; Русская литература XIX века: Вторая половина: В 2 ч./ Под ред. Л.Г. Максидоновой. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2000.
- Лебедев Ю.В. Иван Сергеевич Тургенев: Кн.для учащихся ст.классов сред.шк. – М.: Просвещение, 1989.
- Пустовойт П.Г. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»: Коммент.: Кн.для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
- Тургенев И.С. Избранное: В 2 т. Т.2: Дворянское гнездо: Роман; Отцы и дети: Роман; Повесьти / Сост., коммент. М. Латышева. – М.: ТЕРРА, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по английскому языку для 9 классов (общеобразовательный уровень) 3 часа в неделю (всего 105 часов)
Рабочая программа по английскому языку для 9 класса. (УМК О. В. Афанасьева Английский язык. 9 класс 5 год обучения)...
Рабочая программа по английскому языку ФГОС 3-4 класс (общеобразовательный уровень)
Рабочая программа по английскому языку ФГОС 3-4 класс (общеобразовательный уровень) к учебнику SPOTLIGHT. Тематическое планирование с УУД...
"Я просто не привык ещё жить..." Урок литературы по роману М. Горького "Фома Гордеев"
Конспект урока, презентация....
Н.А.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Образы крестьян-правдоискателей в поэме.Конспект урока литературы.10 класс
Урок литературы в 10 классе по поэме Н.А.Некрасова."Кому на Руси жить хорошо". Это 1 первый урок из системы уроков по поэме-эпопее "Кому на Руси жить хорошо".Урок разработан в соотвествии с технологие...
Технологическая карта урока литературы 10 класс по теме "Душа народа русского..." Н.А.Некрасов поэма "Кому на Руси жить хорошо?"
Урок-исследование по тексту поэмы А.Н.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"...
Урок литературы, 9 класс "Гвозди бы делать из этих людей.."
Метапредметный урок на основе художественных текстов разных авторов....
Разработка урока обществознания по теме: урок-практикум «Учимся дружно жить в классе» 6 класс
урок-практикум "Учимся дружно жить в классе" нацелен на создание общего проекта через проектную деятельность в группах, общий проект позволит учащимся решить межличностные проблемы, которые ...