Н.А.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Образы крестьян-правдоискателей в поэме.Конспект урока литературы.10 класс
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Урок литературы в 10 классе по поэме Н.А.Некрасова."Кому на Руси жить хорошо". Это 1 первый урок из системы уроков по поэме-эпопее "Кому на Руси жить хорошо".Урок разработан в соотвествии с технологией проблемного обучения,икт-технологии(демонстрационный материал).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_nekrasovu.docx | 27.01 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.pptx | 1.67 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 10 классе.
Н.А.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Образы крестьян-правдоискателей в поэме.
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель: дать представление об истории создания поэмы, ее проблематике и композиции, особенностях жанра, принципе фольклорного восприятия мира в ней; обрисовать образы бунтарей-правдоискателей, выявить средства характеристики персонажей, их роль в раскрытии идейного замысла поэмы.
Задачи:
- сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность обучающихся;
- обучение умению определять проблематику и композицию, особенности жанра, принцип фольклорного восприятия мира в ней;
- обучение умению характеризовать образы героев поэмы, их роль в раскрытии идейного замысла произведения;
- создать необходимый эмоциональный настрой, помочь ученикам почувствовать социальную трагедию крестьянства и пробудить чувство сопричастности со своим народом;
- пробудить интерес к поэме, побуждающий к ее прочтению.
Оборудование и материалы: проектор, экран, тексты поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», портрет писателя, презентация к уроку, раздаточные материалы.
Используемые технологии: технология проблемного обучения, икт-технологии.
Ход урока:
1.Оргмомент. Цели и задачи.
2.Объяснение нового материала.
1)Слово учителя.
-Мы продолжаем знакомиться с творчеством великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова. Наш урок является первым уроком по поэме Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Мы узнаем об истории создания поэмы, ее жанре, композиции, поговорим об актуальности поэмы, проанализируем пролог.
И наш урок позвольте мне начать с вопроса: «Кто такие мы?».
Попытку ответить на этот вопрос и предпринимает Н.А.Некрасов в своей последней поэме «Кому на Руси жить хорошо» (слайды 1-3.) Мы для него – это народ. И тогда, и теперь желание понять народ, к которому тебе выпало. принадлежать, не исчезает. В поэме поэт задумал изложить все, что узнал о народе, все сведения, накопленные им по словечку, как он сам говорил, в течение 20 лет, все, что ему пришлось услышать из народных уст. Сам Некрасов определил свою поэму как эпопею народной жизни.
2)Запись в тетрадь определений (слайд 4):
ПОЭМА – лиро-эпический жанр большого объёма.
ЭПОПЕЯ – художественное произведение, в котором отражаются целые эпохи в жизни страны и народа.
-Поэт работал над поэмой с 1863 по 1877 год, т. е. около 14 лет. За это время его замысел менялся, но поэма так и не была закончена автором, поэтому в критике нет единого мнения о ее композиции. Поэт называет странников «временнообязанными», чем показывает, что поэма начата не позднее 1863 года, так как позже этот термин очень редко применялся к крестьянам.
Под главой «Помещик» имеется поставленная автором дата — 1865 год, которая свидетельствует, что до этого поэт работал над ее первой частью.
Даты написания других глав: «Последыш», 1872 год; «Крестьянка», 1873 год; «Пир на весь мир», 1877 год.
Некрасов писал «Пир на весь мир», уже находясь в состоянии смертельной болезни, но он не считал эту часть последней, намереваясь продолжить поэму изображением странников в Петербурге.
Литературный критик В. В. Гиппиус в статье «К изучению поэмы «Кому на Руси жить хорошо» еще в 1934 году писал: «Поэма осталась незавершенной, замысел поэта непроясненным; отдельные части поэмы следовали друг за другом в разное время и не всегда в последовательном порядке. Два вопроса, первоочередные при изучении поэмы, остаются до сих пор спорными: 1) о взаимном расположении дошедших до нас частей и 2) о реконструкции частей ненаписанных и, прежде всего, развязки. Оба вопроса, очевидно, теснейшим образом связаны, и решать их приходится совместно».Смерть Некрасова оборвала работу над поэмой. Можно предположить, что если бы Некрасов завершил работу над поэмой, то он мог изменить расположение ее частей. Вся поэма была опубликована целиком в бесцензурной редакции в 1920 году К.И Чуковским, который предложил такую композицию:
Часть I (пролог и 5 глав)
«Последыш»
«Крестьянка» (пролог и 8 глав)
«Пир на весь мир»(слайды 5-7)
3.Проблемный диалог с обучающимися:
-В 1921 году П.И.Сокулин предложил другое композиционное решение:
Часть I (пролог и 5 глав)
«Последыш»
«Пир- на весь мир»
«Крестьянка» (пролог и 8 глав)
1)Как вы думаете, почему Чуковский согласился с Сакулиным?
2)Какие чувства испытывал к своему народу более века назад русский поэт Н.А.Некрасов? Постарайтесь ответить на этот вопрос, найдите доказательства в «Прологе» поэмы, который был прочитан Вами дома (Любовь к своему народу)
3)Свою любовь поэт выразил в названии поэмы. Вопросительного знака в названии поэмы нет. Почему? Вопрос будет задан в прологе, с которого начинается произведение. Народ всегда тянулся к правде, истине.
4)Народ Руси трудолюбивый Чем были заняты мужики до своего спора?(Все привычные будничные дела оставлены ради одной цели» найти того, «кому живется весело, вольготно на Руси». Обратите внимание, что русский мужик упорен в достижении цели, причем не практической, а именно блажи).
5)Какой синоним вы можете подобрать к слову блажь? (Мечта,истина)
6)Почему же мужики просят у волшебной пташки лишь свой мужицкий скромный прожиточный минимум: хлеб, квас и огурчики? (Им не приходит мысль о даровом богатстве, они привыкли зарабатывать своим трудом пропитание. И скатерть-самобранка им нужна для того, чтобы добраться до сути человеческого счастья. Скатерть- самобранка – объяснение и оправдание их странствий , не отвлекаясь заботами о хлебе насущном).
7)Кем же становятся семь мужиков к концу «Пролога» (Странниками-правдоискателями)
4.Работа над языком поэмы.
1)Автор испытывает и чувство гордости за народ, которому во владение дан «великий могучий русский язык». Как Некрасову удалось передать богатство и выразительность народного языка?
2)Как сегодня звучит пословица из пролога поэмы: «Мужик, что бык –втемяшится в башку какая блажь…»
3)Отгадайте загадку:
Никто его не видывал
А слыхать всякий слыхивал
Без тела — а живет оно, Без языка –кричит.
4)Продолжите народную примету: Кукушка перестает куковать
5)Язык поэмы народный. Невозможно передать мироощущение народа без знания народной культуры, без обращения к устному народному творчеству.
6)Какие фольклорные жанры встречаются в прологе с самого начала?(Сказочный зачин. Он означает, что поэт стремится охватить страну не только в ее настоящем, но и в прошлом_ во всем ее историческом значении и географической необъятности. Герои названы по именам. Магическое число семь. Сказочный сюжет. Форма обращения к скатерти.) (Слайды 8-9)
5.Основная идея произведения: боль за свой народ, который не стал жить лучше после отмены крепостного права.
-Посмотрите текст документа, который лежит у вас на столах. Прочитайте его.
Историческая справка (материалы раздать перед уроком)
19 февраля 1861 г. Александр II издал Манифест и Положение, отменявшие крепостное право. Что же получили мужики от господ?
Крестьянам обещали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Земля признавалась собственностью помещиков. Помещикам вменялось в обязанность выделить крестьянам приусадебный участок и полевой надел.
Крестьяне должны были выкупать у помещика землю. Переход к выкупу земельного надела зависел не от желания крестьян, а от воли помещика. Крестьяне, перешедшие с его разрешения к выкупу земельных наделов, назывались собственниками, а не перешедшие на выкуп - временнообязанными. За право пользоваться полученным от помещика наделом земли до перехода на выкуп они должны были исполнять обязательные повинности (платить оброк или отрабатывать барщину).
Установление временнообязанных отношений сохраняют феодальную систему эксплуатации на неопределенный срок. Стоимость надела определялась не действительной рыночной стоимостью на землю, а доходами, получаемыми помещиком с имения при крепостном праве. При выкупе земли крестьяне платили за нее вдвое и втрое выше действительной стоимости. Помещикам же выкупная операция давала возможность сохранить в полном размере тот доход, который они получали до реформы.
Нищенский надел не мог прокормить крестьянина, и ему приходилось идти к тому же господину с просьбой принять на испольщину: обрабатывать господскую землю своими орудиями и получать за труд половину урожая. Закончилось это массовое закабаление крестьян массовым разорением старой деревни. Ни в одной стране мира крестьянство не переживало и после «освобождения» такого разорения, такой нищеты, таких унижений и такого надругательства, как в России. Вот почему первой реакцией на Манифест и Положение стало открытое сопротивление основной массы крестьянства, выразившееся в отказе принять эти документы.
- Как же воспринял Н.А. Некрасов реформу, которая не дала народу желаемого освобождения?
Поэт переживал события тех лет трагически, о чем свидетельствуют, в частности, воспоминания Н.Г. Чернышевского: «В день объявления воли я пришел к нему и застал его в кровати. Он был крайне подавлен; кругом на кровати лежали разные части «Положения» о крестьянах». «Да разве это настоящая воля! - говорил Некрасов. - Нет, это чистый обман, издевательство над крестьянами». Так что мне пришлось успокаивать даже его». Итак, Н.А. Некрасов еще в день опубликования Манифеста понял, что народ обманут.
6.Анализ текста произведения: (слайды 10-15)
1.Вспомните названия деревень. Перед нами предстает образ Руси, так долго томившейся в рабстве и нищете. Но разве так бывает , чтобы многовековой уклад, на котором базируется вся экономика, который стал основой психологического склада общества, был отменен за один день? Это процесс, изживавшийся десятилетиями. Крепостного права в поэме нет уже несколько лет, но о нем все говорят. «Порвалась цепь великая, порвалась, рассочилася», — пишет Некрасов.
2.Символом чего является цепь?( цепь и символ зависимости, и символ связи, соединения. Порвалась цепь - хорошо, потому что пришла свобода, и в то же время больно ударила по тем, кто ее был связан.)
3.Выявление сложности устройства мира и человеческих представлений о нем и лежит в основе некрасовской поэмы. Гнев, ненависть. Почему и эти чувства испытывал к своему народу великий русский поэт?
- Народ много пьет. Каковы причины пьянства?
- Реальные мужики начинают пьяную драку, перестающую в побоище, которое потрясает целый лес.
- Самые разные чувства испытывает к народу Некрасов.
- Какое же чувство будет самым важным?
- Почему поэма «Кому на Руси жить хорошо» актуальна и по сей день?
Итоги урока и вывод: Некрасов задумал изобразить широкое полотно жизни русского народа и его основной массы - русского крестьянина пореформенной эпохи, показать грабительский характер крестьянской реформы и ухудшение народной участи. Но главное - это показ таланта, воли, стойкости и оптимизма русского мужика. По своим стилевым особенностям и поэтическим интонациям поэма близка к произведениям фольклора. Композиция поэмы сложна, прежде всего, потому, что на протяжении времени менялся его замысел, произведение так и осталось незавершенным.
Темные стороны – суеверие, пьянство, семейный деспотизм.
Светлые стороны – талантливость, одарённость, стремление и способность осмыслить своё положение, несогласие с существующим порядком.
Оценки и домашнее задание: прочитать I часть поэмы и расшифровать формулу счастья: покой, богатство, честь. Предложите ваше определение счастья.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Я задумал изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услышать из уст его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». (Н.А.Некрасов)
Приступая к работе над поэмой, Некрасов поставил перед собой сложную задачу – показать в поэме состояние Руси в пореформенный период, а также прошлое и настоящее народа и заявить о путях возможного преобразования существующего положения.
ПОЭМА лиро-эпический жанр большого объема ЭПОПЕЯ художественное произведение , в котором отражаются целые эпохи в жизни страны и народа
Композиция поэмы Композиция поэмы сочетает эпическое повествование с лирическими отступлениями. Главы поэмы самостоятельны . Автор свободно обращается со временем и пространством , это объясняется жанровой спецификой произведения.
КОМПОЗИЦИЯ поэмы « календарная » , так как в каждой главе автор обозначил время происходящих событий. « Пролог » - весна ( птицы вьют гнёзда , кукует кукушка ) « Поп » - «А время уж нераннее,подходит месяц май » « Сельская ярмонка » - « Лишь на Николу вешнего погода поуставилась » (9 мая по старому стилю ) « Последыш » - « Петровки.Время жаркое . В разгаре сенокос »(12 июля )
« Крестьянка » - жатва « Пир на весь мир » - сенокос кончается ( ранняя осень )
Художественные особенности поэмы Сквозной образ произведений Некрасова - образ дороги - символическое отражение крестного пути России в поисках истины.
Фольклорные мотивы поэмы Волшебная сказка Былина Народная песня Притча Легенда
Кто такие странники ? «Странники» - семеро мужиков, ищущие счастливого. «Странники» - все думающие люди (мотив нравственного скитания – поиска ответов на вопросы о новом устройстве жизни в стране) «Странники» - «Божьи люди» - юродивые, паломники, пилигримы
«Говорящие» названия создают образ пореформенной России. Подтянутая губерния Терпигорев уезд Пустопорожняя волость
КОМУ ЖИВЁТСЯ ВЕСЕЛО, ВОЛЬГОТНО НА РУСИ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
От книги к самопознанию личности (на примере урока литературы в 10 классе по теме "Н.А. Некрасов. Крестьянские образы в поэме "Кому на Руси жить хорошо"
В статье прослеживается связь между психологическими и нравственными аспектами изучения поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" в 10 классе. Приводится план урока по теме "Крестьянские образы ...
Технологическая карта урока литературы 10 класс по теме "Душа народа русского..." Н.А.Некрасов поэма "Кому на Руси жить хорошо?"
Урок-исследование по тексту поэмы А.Н.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"...
Н.А.Некрасов "Поэма "Кому на Руси жить хорошо"
В презентации представлен краткий анализ поэмы Н.А.Некрасова "Кому жить хорошо": история создания поэмы, главный конфликт, проблемы произведения, образы героев....
Н.А. Некрасов. Поэма "Кому на Руси жить хорошо". Ответы на вопросы.
Н.А. Некрасов. Поэма "Кому на Руси жить хорошо". Ответы на вопросы....
МСТ1/литература/06.11.2021/Женски образы в поэме "Кому на Руси жить хорошо"
Выполнить предложенные задания...
Урок по литературе Н.А Некрасов. Поэма Кому на руси жить хорошо. Образ крестьян и помещиков в поэме
Тема урока: «Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства». Цели урока: Образовательные: ...
Зачёт по теме "Н. Некрасов. Поэма "Кому на Руси жить хорошо".10 класс"
Зачет по поэме можно провести по завершении работы над текстом....