Урок литературы, 9 класс "Гвозди бы делать из этих людей.."
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Метапредметный урок на основе художественных текстов разных авторов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_9_kl.docx | 22.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по литературе в 9 классе. Тема: «Гвозди бы делать из этих людей…» (. А.И. Куприн «Гамбринус», В. Быков «Сотников», Э. Хемингуэй «Старик и море»)
Цель урока: - Создать условия для определения основных качеств сильной, волевой личности в литературных текстах разных эпох и культур.
Метацель: - научиться работать с текстами , используя математическую логику ; делать выводы на основе психологии личности.
Метапредметные задачи:
1. Познавательная: ставить и формулировать проблему, самостоятельно формулировать алгоритм деятельности при решении проблемы, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждения, выдвигать гипотезы, самостоятельно искать способы решения проблемы.
2.Развитие личностных УУД: уметь слушать и вступать в диалог, уметь полно и чётко выражать свои мысли в устной речи.
3. Развитие коммуникативных УУД: проявлять уважение друг к другу, чётко и слаженно работать в команде.
4. Развитие регулятивных УУД: уметь определять цель урока, уметь оценивать себя и другого, мобилизовать свои силы для достижения цели.
Предметные задачи:
Образовательная: развивать умение анализировать художественные тексты, чётко формулировать тему и проблему, выделять главное.
Развивающая: развивать логическое мышление, умение работать в группе.
Воспитывающая: учить на примере классических текстов воспитывать у учащихся волевые качества.
1. Эмоциональный настрой на работу и целеполагание. Чтение учителем стихотворения современного автора Виноградовой Нины:
День Буйнакска, год Норд-оста, век Беслана…
Наша жизнь сегодня тягостно бесславна.
Очень многое в России непонятно,
Очень многое болит и неприятно...
Осмотреться, разобраться и быть правым
Может смелый, гордый, сильный. Это правда.
И таких бы в школы, в банки, в суд и к власти.
Где Вы, сильные? Как мало Вашей масти!
На ошибку и у сильного есть право,
Но врагу он никогда не крикнет: «Браво».
Не откупится за благо, и за злато,
Не отступится он оттого, что свято.
И тогда не будут плакать наши люди.
Города не превратятся в камней груды.
Про террор, наркотик, взятки, смерть и взрывы
Будут знать, лишь те, кто любит детективы…
Запись темы урока в тетради. (слайд 1)
Определение учащимися цели урока:
- Почему «…гвозди бы делать из этих людей…»?
- Каких людей можно назвать сильными?
- Сформулируйте цель сегодняшнего занятия.
Объект исследования: (учащиеся в качестве домашнего задания по группам прочитали тексты)
Тексты классиков:1. А.И. Куприн «Гамбринус», 2. В. Быков «Сотников»,3. Э. Хемингуэй «Старик и море» (слайд 2)
- Какой общей темой объединены эти тексты?
- В какие эпохи написаны эти произведения?
- Сформулируйте проблему урока, которую будем исследовать сегодя.
Постановка проблемы учащимися: проблема сильной личности через призму культурного пространства и времени (слайд 3)
- Каким путём пойдём для исследования проблемы урока?
Путь разрешения проблемы. Способ действия: Дано: (автор, название)__________
Проблема:______________________
Решение:_________________________ (слайд4)
Примечание_________________________
2. Работа в группах над проектами. Учащиеся располагаются в классе по группам, в зависимости от того, какое произведение прочитали. Каждая группа работает в течение 10 минут над общим проектом :
1 группа. Дано: А.И. Куприн «Гамбринус»
Проблема: человек искусства и жизнь
Решение: торжество сильного и талантливого человека над проблемами жизни.
2 группа. Дано: Э. Хемингуэй «Старик и море»
Проблема: отношение человека и природы
Решение: сильный человек одерживает победу над стихией
3 группа. Дано: В. Быков
Проблема: нравственный выбор в условиях военных действий
Решение: выбор честного и бесчестного пути зависит от воспитания человека.
3. Защита проектов учащимися в течение 5 минут
4. Этап обобщения по прочитанным текстам. Проблема сильной личности через призму культурного пространства и времени. Работа в тетради в течение 5 минут.
сила воли преданность
«хочу и могу»
целеустремлённость
основательность честность перед собой
и людьми
выносливость
- Нарисуйте в тетради призму.
- В основании призмы запишем качества, которые являются самыми важными для формирования силы воли (выносливость «Старик и море», честность «Сотников», основательность «Гамбринус»)
- Какие советы вы возьмёте для себя после прочтения текстов по формированию силы воли?
( - прежде «думать, чтобы не натворить глупостей» - «Старик и море»
- не унывать, так как «уныние – грех» - «Старик и море»
- воспитание и самовоспитание честности - «Сотников»
- оценивать реальное положение – «Гамбринус»
- рассчитывать на самого себя – «Гамбринус», «Старик и море» )
- Запишите в тетрадь выражения, ставшие крылатыми (слайд 5)
- На вершине пирамиды мы запишем такие качества как преданность (Сотников), сила воли «хочу и могу» (Сантьяго), целеустремлённость (Гамбринус)
5. Актуальность проблемы урока.
– На уроке мы рассмотрели произведения разных эпох и разных культур. Они написаны разными авторами в разное время. На уроке сегодня у нас был американский писатель Э. Хемингуэй, русский писатель А. Куприн, который написал своё произведение в позапрошлом веке и белорусский писатель, посвятивший свою повесть Великой Отечественной войне. Что общего вы видите в этих произведениях?
- Можно ли считать проблему современной? Приведите примеры.
- Необходимо воспитывать волевые качества в себе? Для чего это нужно?
6. Оценивание работы на уроке в группах на оценочных листах:
Фамилия, имя | Оцениваю себя сам | Меня оценивает группа |
- Оцените свою работу в группах сами.
- Пусть вас оценят и поставят оценку в группе .
- У кого оценки совпали? Прокомментируйте.
7. Рефлексия.
- Какая цель на уроке стояла?
- Какой путь проделали, чтобы решить проблему на уроке?
- Что главное было на уроке?
8. Домашнее задание: Подготовить материал к сочинению - эссе по теме «Размышления о чести и бесчестии»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы "Быть счастливым-делать добро, искать и находить правду жизни" (по сказке-были М. Пришвина "Кладовая солнца")
В данной разработке показана творческая мастерская писателя, обсуждаются особенности жанра, учащиеся знакомятся с характеристикой персонажей, пополняют знания по изобразительно-выразительным средствам...
Конспект урока литературы в 8 классе по теме "Люди и вещи" (по повести Н.В.Гоголя "Шинель" и рассказа Тэффи "Жизнь и воротник)
Проблемный урок по теме «Люди и вещи»(по произведениям Н.В.Гоголя «Шинель» и Тэффи «Жизнь и воротник» ) с применением кейс-метода.Тип урока: урок комплексного применения знаний и уменийЦель: форм...
"Гвозди бы делать из этих людей, крепче бы не было в мире гвоздей…"
"Гвозди бы делать из этих людей, крепче бы не было в мире гвоздей…" - очерк о жизни и судьбе ветерана Великой Отечественной войны - тихоречанина Халанского Ивана Ивановича. История жизни пр...
Урок литературы в 5 классе "Да, были люди в наше время!"
Урок по литературе в 5 классе при изучении творчества М.Ю.Лермонтова...
Урок немецкого в 3 классе по теме «Люди вокруг меня» Первый урок третьей главы " Люди вокруг меня ". Тема урока " Осень. Что делает семья Вундеркиндов осенью".
План урока немецкого языка в 3 классе по учебнику О.Л.Захаровой, К.Р.Цойнер "Вундеркинды плюс". Глава 3 "Люди вокруг меня", урок 1 :"Осень Что делают Вундеркинды осенью"....
Урок литературы по теме "Делать чудеса своими руками" (по феерии А.Грина "Алые паруса"). 6-й класс
Урок литературы по теме "Делать чудеса своими руками" (по феерии А.Грина "Алые паруса"). 6-й класс...
Презентация. Урок литературы по теме "Делать чудеса своими руками" (по феерии А.Грина "Алые паруса"). 6-й класс
Урок литературы по теме "Делать чудеса своими руками" (по феерии А.Грина "Алые паруса"). 6-й класс...