"Я просто не привык ещё жить..." Урок литературы по роману М. Горького "Фома Гордеев"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Конспект урока, презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока литературы в 11 классе.
Учитель: Облакова Елена Николаевна МОУСОШ №35.
Тема: «Я просто не привык еще жить…» (по роману М.Горького «Фома Гордеев»)
Цели:
учащиеся должны иметь представление о мастерстве писателя в раскрытии психологического состояния героя, силы характера человека – бунтаря;
учащиеся должны уметь определять сильные и слабые стороны характера человека, уметь анализировать художественный текст;
воспитывать активную жизненную позицию, стремление бороться за воплощение идеалов в жизнь.
Оборудование: компьютер.
Оформление: портрет писателя, презентация.
Ход урока.
Организационный момент.
1.Учащийся читает стихотворение М.Лермонтова «Парус». (Слайд 1)
-Ребята, вы знаете, о каком произведении пойдет речь на уроке. Как вы думаете, почему сейчас прозвучало это стихотворение?
Ответы учащихся.
Слово учителя.
Стихотворение Лермонтова было написано в 1832 году.
Парус просит бури. Спокойная жизнь не для него. Он жаждет чего – то другого, может, и сам не знает, чего именно. Не конечная цель ему важна, а движение, буря, ощущение жизни. Конечно, это стихотворение не только о море, мятежном парусе, его стремлениях, но и о человеке, гордом, одиноком, о таком, каким был сам Лермонтов, каким является герой Горького.
«Я просто не привык еще жить…»
-Кто в романе произносит эти слова?(Фома Гордеев в разговоре с Любой Маякиной).
Сегодня мы поговорим об этом герое, о сильных и слабых сторонах характера человека, попытаемся разобраться, почему Фоме Гордееву не нашлось места в купеческой среде.
2. История создания произведения (сообщение учащегося).
3.Слово учителя.
Горький начинает свое повествование с рассказа об отце Фомы. Почему?
Расскажите об Игнате Гордееве (происхождение, социальное положение, образ жизни).
Ответы учащихся.
-Почему раннее детство Фомы прошло в доме Маякиных? Сравните атмосферу в доме Маякиных и в доме Гордеевых.
Ответы учащихся.
-Как складывались отношения Фомы с отцом? Какой была отцовская наука жизни?
Ответы учащихся.
-Кто еще учит Фому жизни? (Яков Маякин). Расскажите о нем и его жизненных принципах.
Ответы учащихся.
-Следуя этим советам, Фома должен был научиться чему? (хитрости, лжи, жестокости, лицемерию).
4. Слово учителя.
Итак, Горький показывает в романе купеческую среду. Игнат и Яков – купцы, Фома – будущий купец.
-Кто еще из русских писателей 19 века обращался к этой теме? (А.Островский). Что общего, в чем различия?
(сообщение учащегося).
5. Слово учителя.
Кроме взрослых, Фома общался и с ровесниками. Расскажите, как складывались отношения со школьными товарищами.
Ответы учащихся.
- В каком эпизоде автор описал первое ощущение власти и силы денег над людьми? (Воровство яблок).
- Что, по – вашему, было странного в характере Фомы, что отличало его от других людей?
(мечтательность, желание жить не по указке, стремление к одиночеству).
-Как называют людей, резко выделяющихся из общей массы?(Белая ворона).
6. Слово учителя.
Поразмышляем об этом, используя метод «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно. (Слайды 2-8).
6.Слово учителя.
Эпиграфом к уроку я взяла слова М.Лермонтова: «А он, мятежный, просит…»
-Что же просит главный герой и просит ли?
Ответы учащихся.
Он жаждет, хочет, ищет.
-Что он ищет? ( Смысл жизни, правду, любовь).
Слово учителя.
Фома знает, что каждому в этой жизни надо найти свою дорогу, у него нет достойного проводника, но он методом проб и ошибок идет вперед. Фома продолжает дело своего отца, но в его душе рождается непонимание.
-Что никак не может понять и принять Фома? (Лицемерие, двуличие, ложь, самоунижение)
-Как и в чем проявилось недовольство Фомы? (Пьянки, кутежи, знакомства со случайными людьми).
-Какие сцены романа являются наиболее важными в раскрытии характера героя?
Чтение сцены «Спасение баржи»
Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года» (апрель). (Приложение).
-Какие ассоциации возникли у вас, когда звучала музыка? Может ли этот фрагмент сопровождать прочитанный эпизод? Почему?
Ответы учащихся.
7. Прочитайте эпизод из 8 главы, когда Фома слушает песню. (Чтение учащимися).
-Как реагирует Фома? За что он возненавидел этих людей? (За бездушие, за неспособность откликнуться на чужую беду)
Слово учителя.
И в этот момент Фома, возмущенный до глубины души, отважился на открытый бунт. Значит, он герой – бунтарь.
-Кого еще из героев русской литературы можно назвать бунтарями? (ответы учащихся).
-Против чего же бунтует Фома? (Сообщение учащегося).
-Как живут другие представители молодого поколения? Отличаются ли они от Фомы?
Ответы учащихся.
8. Слово учителя.
Фома в своем протесте пошел до конца. Анализ сцены «На корабле».
-Ранили ли слова Фомы купцов? Фома – победитель или побежденный?
Ответы учащихся.
Слово учителя.
Создавая роман, Горький видел судьбу человека, которого тоже все считали белой вороной. Савва Морозов. (Сообщение учащегося, слайды 9 -…)
9. Что вы можете сказать о языке романа? (Яркая образность, меткость, афористичность).
-Какие цитаты из романа вы выписали? Прокомментируйте их.
-Как вы думаете, актуально ли сегодня произведение «Фома Гордеев»?
10. Каждый человек выбирает в жизни свою дорогу.
Учащийся читает стихотворение Ю.Левитанского «Каждый выбирает».
Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/08/picture-39361-1728390308.jpg)
Урок литературы по роману М.А.Шолохова "Они сражались за Родину"
Данная разработка поможет при проведении урока по раману М.Шолохова. Предлагаемые вопросы помогут выявить художественные особенности произведения, раскрыть характеры героев....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/05/picture-17059-1509892835.jpg)
Интегрированный урок литературы по роману А.Н.Толстого "Пётр Первый" и истории в 11 кл.
Тема урока: "Личность Петра и петровская эпоха". Урок обобщения рассчитан на 2 часа. В начале урока ставятся проблемные вопросы: 1. Почему личность Петра привлекает внимание, и спор...
Презентация к уроку литературы по роману Ф.М.Достоевского 10 класс
Презентация к уроку литературы по роману Ф.М.Достоевского...
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/13/picture-41367.jpg)
Урок литературы по роману Л.Н.толстого "Война и мир"
Методическое обоснование и ход урока "Люди как реки..." Путь исканий главных героев романа Л.Н.Толстого "Война и мир". 10 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/29/picture-63027-1685365659.jpg)
Кто учит людей умирать, то учит их жить. урок литературы в 10 классе (общеобразовательный уровень)
Анализ эпизода "Смерть Базарова" в 10 классе. Урок с использованием технологии интеллект-карт....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/03/picture-95929-1357238336.jpg)
Конспект урока литературы. Тема: «Роман Т.Толстой «Кысь» и конец русского постмодернизма".
В представленном материале автор ставит задачу познакомить учащихся с понятием "постмодернизм" в современной русской литературе и определить место романа Т.Толстой в данном пространс...
конспект урока литературы по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" добро и зло в романе "Мастер и Маргарита"
конспект урока по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" по теме Добро и зло в романе М.А. Булгакова " Мастер и Маргарита" . План урока построен в соответствии ФГОС, в раб...