"История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР"
материал (литература, 11 класс) на тему
· Цель урока: вызвать интерес к личности и творчеству А.И.Солженицына, ставшего символом открытости, воли, верности, памяти.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок по теме:
«История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР»
Выполнил: учитель русского языка и литературы
МОУ «Верхнебалыклейская СОШ»
Филатова Г.Н.
адрес школы: Волгоградская область, Быковский район, село Верхний Балыклей, ул. Ленина 56
Контактный телефон:
8927 064 61 37
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 11 классе
“Возможность правдивости - огненное доказательство бессмертия’’
Цели урока:
- Вызвать интерес к личности и творчеству А.И.Солженицына, ставшего символом открытости, воли, верности, памяти.
- Познакомить уч-ся с документальными материалами с художественными произведениями, воссоздающими эпоху сталинского террора.
- Способствовать приобретению знаний о тоталитарном режиме, подвести уч-ся к решению нравственных проблем и пониманию, что каждый человек ответственен за историю
Ход урока
Я хочу вернуть
России её память
А.Солженицын
1 Вступительное слова учителя.
А.Солженицын –это история политических репрессий . Свою роль писатель понимал так: “Я хочу вернуть России её память'' Он хотел быть памятью народа, которого постигла большая беда, но не хотел находиться в плену иллюзорных сравнений и сопоставлений.
Выступление уч-ся: Александр Исаевич Солженицын родился в 1918 году в г. Кисловодске. Со стороны отца Солженицын происходил из старинного крестьянского рода на Северном Кавказе . Отец Исаакий Семёнович учился в Харькове , затем в Москве , воевал в первую мировую войну ,был награждён Георгиевским крестом. Его жизнь оборвалась трагически за несколько месяцев до рождение сына. Мать Таисия Захаровна Щербак ,дочь хуторянина на Кубани , получила прекрасное воспитание и образование: училась в Москве на сельскохозяйственных курсах кн. Голицыной .В 1924 г . Таисия Захаровна с шестилетним сыном переехали в город Ростов-на-Дону . В школе юный Александр Солженицын-староста класса , отчаянный футболист, поклонник театра и участник школьного драмкружка.
А.И.Солженицын- образованный человек. Он окончил физико-математический факультет Ростовского университета. Заочно учился в Московском институте истории, философии и литературы , преподавал астрономию и математику в одной из школ города Морозовске (недалеко от Ростова). В 1941 году А.И.Солженицын стал солдатом , потом курсантом офицерской школы в городе Костроме. Фронтовыми дорогами он прошел от Орла дл Восточной Пруссии. Вот какую ‘‘боевую характеристику’ ’дал генерал Травкин командиру ‘’ звукобатареи ‘’ Солженицыну: «Солженицын был лично дисциплинирован , требователен… Выполняя боевое задания , он неоднократно проявлял личный героизм , увлекая за собой личный состав , и всегда из смертельных опасностей выходил победителем» . За проявленное мужество (после взятие Орла). Солженицын получил орден Отечественной войны 2-й степени . Орден Красной Звезды (после взятие Бобруйска )- вторая фронтовая награда. И вдруг … арест, (Солженицын попал под надзор военной контрразведки за переписку с другом юности Николаем Виткевичем.) Судьба распорядилась так, что будущий писатель прошел все «круги тюремного ада».
Обращение к таблице
Важнейшие факты,
ставшие рубежами судьбы писатели
Насильственное выдворение из страны
Присуждение нобелевской премии
Исключение из союза советских писателей
Взаимоотношение с Государственной властью.
Смертельная болезнь.
1941-1945г. На фронтах Великой отечественной войны.
Февраль 1945г .Арест на критику Ленина и Сталина.
8 лет заключения и 3 года ссылки .
Предварительный просмотр:
Выступления учащихся:
В тюрьмах не хватало свободных мест . Начала формироваться широкая сеть концентрационных лагерей .Быстро почувствовав выгоду от бесплатного труда заключённых , власть начинает формировать целую индустрию , основанную на его применении . Одной из главных социальных функций «большого террора» было стремление обеспечить не только политическую лояльность , но и высокую производственную дисциплину членов общества . С 1939 г . в концлагере кроме политических заключений стали направлять нарушителей трудовой дисциплины на производстве. По официальным данным , в 1930-1953гг. по обвинению в контрреволюционной , антигосударственной деятельности были вынесены осуждающие приговоры в отношении 3 778 234 человек , в том числе 786 098- смертных. По другим данным , только в 1930-1941 г. было репрессировано до 20 млн «врагов народа» Писатели запечатлели ужас лагерных застенков , но они обратились и к вечным проблемам человеческого существования , и прежде всего –соотношению добра и зла в душе человека. Лагерная проза ХХ века имеет предшественника –Ф.М.Достоевского ,автора «Записок из Мертвого дома», в котором писатель приходят к мысли , что зло таится в человеке гораздо глубже , чем предполагают лекаря-социалисты , те, кто стремится немедленно улучшить человеческую породу . А.И.Солженицын писал об этом в «Архипелаге ГУЛАГе» так: «Постепенно открылось мне , что линия, разделяющая добро и зло, проходит не между государствами , не между классами , не между партиями , -она проходит через каждое человеческое сердце –и через все человеческие сердца . Линия эта подвижна, она колеблется в нас годами . Даже в сердце , объятом злом, она удерживает маленький плацдарм добра. Даже в наидобрейшем сердце- неискоренимый уголок зла . С тех пор я понял правду всех религий мира: они борются со злом в человеке (в каждом человеке ) .Нельзя изгнать вовсе зло из мира , но можно в каждом человеке его потеснить. С тех пор я понял ложь всех революций истории: они уничтожают только современных им носителей зла (а не разбирая впопыхах – и носителей добра ) , -само же зло , ещё увеличенным , берут себя в наследство …»
Солженицын-открыватель лагерной темы . «Один день Ивана Денисовича».
-Автор самого большого произведения о сталинских тюрьмах и лагерях –«Архипелаг ГУЛАГ».
Работа над произведениями. (Аналитическая беседа по вопросом )
Слова учителя:
Произведению А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»принадлежит особое место в литературе и общественном сознании. Рассказ , написанный в 1959 году (а задуманный ещё в 1950), первоначально носил название ‘’Щ- 854’’ Как родился замысел ‘’Одного дня Ивана Денисовича ’’ На эти вопросы отвечает сам автор:
Сообщение учащихся:
Как это родилось? Просто был такой лагерный день , тяжёлая работа , я таскал носилки с напарником и подумал , как нужно описать весь лагерный мир –одним днём . Конечно , можно описать вот свои десять лет лагеря , а там всю историю лагерей . а достаточно в одном дне все собрать , как по осколочкам , достаточно описать только один день одного среднего , ничем не примечательного человека с утра и до вечера. И будет все. Эта родилась у меня мысль в 52-м году . В лагере. Ну , конечно , тогда было безумно об этом думать. А потом прошли годы. Я писал роман , болел, умирал от рака. И вот уже… в 59-м году, однажды я думаю: я уже мог бы сейчас эту идею применить. Семь лет она лежала так просто. Попробую -ка я написать один день одного зека . Сел –и как полилось! Со страшным напряжением! Потому что в концентрируется сразу много этих дней . И только чтоб чего-нибудь не пропустить».
«Задуман автором на общих работах в Экибастузском Особом лагере зимой 1950-51гг . Осуществлен в 1959 сперва как «Щз-854. Один день одного зека», более острый политически. Смягчён в 1961- и в таком виде пригодился для подачи в «Новый мир осенью того же года. Образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова , воевавшего с автором в советского- германскую войну ( и никогда не сидевшего), общего опыта пленников и личного опыта автора в Особом лагере каменщиком. Остальные лица – все из лагерной жизни , с их подлинными биографиями».
Беседа по рассказу.
- Восстановите прошлое Ивана Денисовича. Как он попал в лагерь?
- Почему день .описанный в повести ,кажется Шухову ‘’ почти счастливым’’?
- Какие ‘’счастливые’’ события происходят с героем ?
- Согласны ли вы с определением ‘’счастливый’’
- Какое значение имеет описание обыденности происходящего?
- Что помогает герою устоять, остаться человеком?
- О ком из зэков автор пишет с симпатией .
- Кто из героев рассказа противопоставлен Шухову .
- Прокомментируйте образ героя , не названного по имени.- ,, высокого молчаливого старика’’.
Задание
- Найдите в тексте рассказа места, где точки зрения повествователя и героя сближаются.
- Покажите , когда две точки зрения дистанцируются друг от друга.
- С чем связано появление этой дистанции.
Сообщение учащихся.
После появления в 1962г. произведения «Один день Ивана Денисовича» был принят в Союз писателей. Но следующие работы вынужден отдавать в «Самиздат» или печатать за рубежом . Из письма А. Солженицына Четвертому Всесоюзному съезду союза советских писателей от 16 мая 1967г«Уже три года ведётся против меня , всю войну провоевавшего командиром батареи награжденного военным орденами , безответственная клевета :что я отбил срок как уголовник гели сдался а плен (Я никогда там не был) , ‘’ Изменил Родине’’ ‘’служил у немцев’’ Так истолковали 11 лет моих лагерей и ссылка , куда я попал за критику Сталина’’ В 1969 г. исключён из Союза писателей, в 70 г. удостоен Нобелевской премии по литературе . В 1974 г. в связи с выходом первого тома «Архипелаг ГУЛАГ» насильственно изгнан на Запад. До 1976 г. жил в Цюрихе , затем перебрался в американский штат Вермонт , природою напоминающий среднюю полосу России.
Просмотр слайдов.
12 февраля 1974 года , в 17 часов вечера , в квартиру писателя обманом и силой ворвались восемь человек. От волнения они были очень грубы. Солженицыну было предъявлено постановление о приводе в прокуратуру . Автор «Архипелага ГУЛАГА» хорошо знал , с кем имеет дело . Он понимал , что это –арест . вещи были собраны заранее . Но когда жена подола ему их , один из насильников скривился : «Не ломайте комедию ! Он скоро вернётся». Солженицын не вернулся . В тот вечер его доставили в Лефортовскую тюрьму . В 9 вечера прокуратура подтвердила : да, Солженицын задержан. Весть об аресте молнией облетела страну. В 10 часов вечера 12 февраля академик А.Д.Сахаров сделал по телефону заявление Канадскому радио и телевидению.
Заявление Канадскому радио и телевидению
«Я говорю из квартиры Солженицына . Я потрясён его арестом . Я уверен , что арест Александра Исаевича-месть за его книгу , разоблачающую зверство в тюрьму и лагерях. Если бы власть отнеслись к этой книге как к описанию прошлых бед и тем самым отмежевались от этого позорного прошлого , можно было бы надеяться , что оно не возродится. Мы воспринимаем арест Солженицына не только как оскорбление русской литературы , но и как оскорбление памяти миллионов погибших, от имени которых он говорит»
Московское обращение
«Все, кто знакомы с книгой Солженицына , знают , что его «предательство» заключается в том , что он с потрясающей силой раскрыл всему миру чудовищные преступления , совершавшиеся в СССР в недавнем прошлом . Десятки миллионов невинных людей: коммунистов и некоммунистов ; атеистов и верующих; интеллигентов, рабочих и крестьян ; людей самых различных национальностей пали жертвами террора . прикрывавшегося лозунгами социальной справедливости.
Мы требуем:
- Опубликовать «Архипелаг ГУЛАГ» в СССР и сделать его доступным каждому соотечественнику;
- Опубликовать архивы ЧК,ГПУ,НКВД, МГБ;
3. Оградить Солженицына от преследования и дать ему возможность работать на родине»
А.Сахаров, Е.Боннэр,В. Максимов, А.Марченко, Л.Богораз….
13 февраля 1974
«Правда» .Статья «Путь предательства»
«Солженицын удостоился того, к чему стремился, участь предателя, от которого не может не отвернуться с гневом и презрением каждый человек на земле».
Сообщение ТАСС
«Указом Президиума Верховного Совета СССР за систематическое совершение действий , несовместимых с принадлежностью к гражданству СССР и наносящих ущерб Союза Советских Социалистических республик , лишен гражданства СССР и 13 февраля 1974 года выдворен за пределы Советского Союза Солженицын А.И. Семья Солженицына сможет выехать к нему , как только сочтет необходимым»
Учитель.
Главная сила Солженицына в том, что он , сумев сотрясти не только престол в виде политбюро и сплотившуюся вокруг него коммунистическою партию , получив не только Нобелевскую , но и многие другие премии, достигши мировой известности , остался самым простым человеком , может быть , ничтожнейшим меж детей ничтожных мира. Его могли пинать литературные функционеры и рвать цепные псы партии, о нём могли нести любую ахинею политруки , Рукосуев и энтелисы . Он продолжал делать своё дело . И сделал его. И незадолго до смерти сказал слова, в которых не было ни ноты наигранного пафоса. Слова о том , что уходить из этого мира ему не страшно , ибо намеченное им в земной жизни он выполнил. Вослед тебе!’’-воскликнул умирающий Александр Блок , и мы это учили в советских школах к очередному уроку литературы , не совсем понимая , какой смысл Свободны воспевал задыхающийся в миазмах большевизма гений.
Выступление учащихся.
Конечно , ни одно литературное произведение не может целиком вобрать все пласты народной жизни ; и вообще – любая эпоха намного сложнее , чем способен ее понять и охватить даже самый одарённый ум . Но память об эпохе сохраняет лишь то поколение , которое ее видело , жило в ней, а те, кто родился позже ,- они устаивают и хранят уже не память об эпохи , а ее собирательный образ . И чаще всего этот образ создается великой литературой . великим писателем.
Работа по составлению кроссворда.
- Где родился Архипелаг ( Соловки )
- Назовите героя произведения «Один день Ивана Денисовича» (Шухов)
- Как назвал Солженицын лагерь расположенный на островах (Гулаг)
- Что ,,подписал’’ Шухов , расписавшись под документами против себя (Жизнь)
- Как называется роман , напечатанный в 1968г. (,,В круге первом’’)
- Как называется журнал , в котором была опубликована повесть. ,,Один день Ивана Денисовича’’ ( ,, Новый мир’’)
- Какая рукопись была конфискованная в 1973, (,,Архипелаг ГУЛАГ’’)
- В каком городе жил Солженицын после изгнания из СССР ( Цюрих)
- Как называется роман , написанный в 1968-1969г.(,,Раковый корпус’’)
- Назовите главную героиню произведения Солженицын ( Матрёна)
Учитель: Творчество А.Солженицына. Личный трагический опыт А.Солженицына позволит не только запечатлеть мрак и ужас гулаговских застенков , но и затронуть ,,вечные’’ проблемы человеческого бытия истории, правды. Отсюда и тот интеллектуально философский потенциал которой заключён в его книгах. Писатель историк , всегда предупреждал нас не потеряться во времени. Память о нём вечна вечны и произведения Солженицына .
Домашнее задания: Составить ОСК по творчеству А.Солженицына.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Из истории политических репрессий"
Сегодня мы учимся анализировать пережитое, читать заново свою историю, которую, к сожалению, знаем пока слабо. История – это память народа, дающая знания того, что было, а было разное. Было то, чем мы...
Урок по истории в 11 классе "История политических репрессий-судьба целого народа"
Цель данного урока- осмысление трагической судьбы страны, человека в период политических репрессий, углубить и обобщить знания учащихся по теме " Политическое развите СССР в 20-30-е годы XX века", исп...
Класс: 11 – 10. Тема: «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР.Триумф или трагедия»
Класс: 11 – 10.Тема: «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР. Триумф или трагедия» Урок был отправлен на конкурс "Уроки 90-х"...
«Знать, чтобы помнить. Помнить, чтобы не повторить». (История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР).
Конспект интегрированного урока литературы и истории в 11 классе. Урок затрагивает очень непростую тему - отношение современной молодёжи к проблеме репрессий....
История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР.
Цели и задачи урока:Показать беззаконность массовых репрессий, их широкий размах и рост недовольства в стране.Формировать умение работать с историческими документами, архивными источниками, литературо...
План конспект урока-экскурсии в музей А.И. Солженицына п. Мезиновский Гусь-Хрустального района по теме:"История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР"
Обсуждение романа А.И. Солженицына " В круге первом" и рассказа " Матрёнин двор"...
Методические материалы для мероприятия посвященного истории политических репрессий
Методические материалы для мероприятия посвященного истории политических репрессий...