Внеклассное мероприятие "Из истории политических репрессий"
методическая разработка (11 класс) на тему
Сегодня мы учимся анализировать пережитое, читать заново свою историю, которую, к сожалению, знаем пока слабо. История – это память народа, дающая знания того, что было, а было разное. Было то, чем мы по праву гордимся, что бережно храним, чему поклоняемся, но было и то о чем предпочитаем молчать. И, пожалуй, одной из таких черных полос в истории нашей страны являются репрессии 1930-х годов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_istorii_repressiy.ppt | 2.43 МБ |
municipalnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
30 октября – День Памяти жертв политических репрессий «Память о прошлом – главное содержание нашего духовного бытия» (О.Я. Стечкин)
ПРИЗНАКИ ТОТАЛИТАРНОГО РЕЖИМА насильственное установление однопартийной системы ликвидация системы разделения властей построение системы массовых организаций культ личности национального вождя массовые репрессии.
И.В.Сталин
СИСТЕМА ГУЛАГ в СССР
Конституция СССР 1936 г.
Права и свободы граждан в СССР Статья 125. В соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя гражданам СССР гарантируется законом: а) свобода слова; Статья 127. Гражданам СССР обеспечивается неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора. Статья 128. Неприкосновенность жилища граждан и тайна переписки охраняются законом.
Права и свободы граждан в Российской Федерации. Конституция РФ 1993г. статья 21. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. статья 17. Права и свободы человека и гражданина неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения. Статья 22. Арест и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. Статья 35. Право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Конституция Российской Федерации 1993 года
Предварительный просмотр:
Государственное Автономное Образовательное Учреждение
Дополнительного Профессионального Образования
Саратовский Институт Повышения Квалификации и Переподготовки Работников Образования
Из истории политических репрессий в Балтайском районе
мероприятие
учитель истории
МОУ-сОШ с. Садовка Балтайского района
Баринова Т.А.
2011г.
Пояснительная записка
Почему нас заинтересовала эта тема? Ведь воспоминания об этих трагических моментах нашей истории очень болезненны. Но, тем не менее, не вспоминать – это самый простой выход. А вот пытаться разобраться в прошедшем -значительно сложнее. Почему именно сейчас мы так часто вспоминаем сталинское время? Не потому ли, что долгое замалчивание проблем, считавшихся решенными, все еще отзывается эхом и сегодня? Сегодня мы учимся анализировать пережитое, читать заново свою историю, которую, к сожалению, знаем пока слабо. История – это память народа, дающая знания того, что было, а было разное. Было то, чем мы по праву гордимся, что бережно храним, чему поклоняемся, но было и то о чем предпочитаем молчать. И, пожалуй, одной из таких черных полос в истории нашей страны являются репрессии 1930-х годов.
Наша задача была рассмотреть ,каким образом репрессии отразились на судьбе нашего района.
Критика прошлого не всегда благодарное дело,однако нужное и необходимое.Человек,споткнувшись, всегда оглядывается,чтобы узнать причину своего падения и избежать ее повтора.
Так и мы должны знать и разбирать беспристрастно свое прошлое , дабы писать свою историю без черновиков.
В процессе подготовки мероприятия, наибольший эффект дает ориентация на межпредметные связи с обществоведческими дисциплинами, в частности, с правоведением. Очень важно помочь ученикам обработать по лученную информацию, выбрать главное и оформить его в ка честве краткого сообщения.
Предварительная работа:
-изучение архивных материалов, опубликованных источников
и свидетельств очевидцев, взятие интервью, переписка с адресатами в целях сбора информации и оповещения, подготовка
сообщений, озна комление со статьями Конституции СССР 1936 года и Кон ституции РФ 1993 года.
Цели:
познакомить учащихся с событиями, произошедшими в период массовых сталинских репрессий в нашей стране и районе.
развивать умения и навыки учащихся анализировать политические процессы в стране, расширить правовые знания и умения устанавливать причинно-следственные связи.
воспитывать гуманность, чувство сопричастности к судьбе своего народа, чувство справедливости.
Задачи:
учащиеся должны осмыслить события как личностно-значимые, совершенствовать умения оценивать события
Формы организации учебной деятельности:
-фронтальная, индивидуальная.
Методы и технологии:
-диалоговые технологии,
-технологии социального проектирования,
- поисковая работа,
- оценки исторических процессов, явлений, событий,
- самостоятельная работа с источниками исторической информации, содержащими научно-исторические факты,
-локализации исторических событий в пространстве и времени.
Форма: круглый стол
Оборудование: презентация по теме, документальный и архивный материалы, мультимедиа-проектор.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
«Память о прошлом – главное содержание нашего духовного бытия»
О.Я.Стечкин
Вступительное слово учителя.
Годы сталинских репрессий, искалеченные судьбы репрессированных людей. Мы читали об этом в учебниках истории, кто-то слышал от членов своей семьи, редко из телепередач. Эта тема способна глубоко взволновать, заставить сопереживать чужой боли, побудить больше узнать об этом, о людях, подвергшимся этим карательным мерам, попытаться отыскать причины этой необъявленной войны против собственного народа». Когда речь заходит о массовых репрессиях, обыч но вспоминают 1937 год. В действительности же они начались в конце 20-х и завершились в начале 50-х годов ,со смертью Ста лина. В жерновах тоталитаризма обвинению в контрреволюционной и антигосударственной деятельности погибло около 4 млн. человек, из них 790 тыс. расстреляно
Выступление работника Балтайского муниципального архива
Ста́линские репре́ссии — массовые репрессии, начавшиеся в СССР в конце 1920-х и проходившие до 1950-х годов включительно, и обычно связываемые с именем И. В. Сталина, фактического руководителя государства в этот период.
Многие исследователи относят к жертвам сталинских репрессий осуждённых по ст. 58 УК РСФСР 1926 года («контрреволюционные преступления»), а также жертв раскулачивания (начало 1930-х гг.) и депортаций народов.
Многие историки рассматривают сталинские репрессии как продолжение политических репрессий со стороны большевиков в Советской России, которые начались сразу после Октябрьской революции 1917 года. При этом жертвами репрессий становились не только активные политические противники большевиков, но и люди, просто выражавшие несогласие с их политикой или просто заложники. Репрессии проводились также по социальному признаку (против бывших полицейских, жандармов, чиновников царского правительства, священников, а также бывших помещиков и предпринимателей).
В ходе насильственной коллективизации сельского хозяйства, проведённой в СССР в 1928—1932 гг., одним из направлений государственной политики стало подавление антисоветских выступлений крестьян и связанная с этим «ликвидация кулачества как класса» — «раскулачивание», предполагавшее насильственное и внесудебное лишение зажиточных крестьян, использующих наёмный труд, всех средств производства, земли и гражданских прав, и выселение в отдалённые районы страны.
30 июля 1937 года был принят приказ НКВД № 00447 «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов».
Для каждого региона Советского Союза устанавливались лимиты по обеим категориям. Крупнейшие лагеря Гулага, в которых отбывали наказание заключенные, находились на Соловках, на Колыме, в Казахстане. Условия содержания заключенных в этих лагерях были нечеловеческими. Об этом написал в своей книге А. Солженицын «Архипелаг Гулаг»: «Мы сидим на разорище, всюду боль, смерть, безысходность…»
ГУЛАГ закрыли 50 лет назад, но его историю изучают и сегодня.
Множество деятелей культуры, поэтов, писателей прошли сталинские лагеря. Одним из них был советский поэт Анатолий Жигулин. Вот строки из его стихотворения:
Как случилось такое,
Понять не могу,
Я иду под конвоем,
Увязая в снегу.
Не в неволе немецкой,
Не по черной золе.
Я иду по советской,
По любимой земле.
Наверное, он нередко задавал себе вопрос: «За что меня сделали «врагом народа»?» Не считал себя винов ным, потому что, как показала в дальнейшем его реабилита ция, он не был ни в чем виноват. Он показал се бя сильным человеком, имеющим несгибаемую волю, и прило жил много сил, чтобы доказать свою невиновность, хотя и очень рисковал. Он очень любил свою Родину, народ и верил, что есть честные служащие, которые во всем разберутся.
Учитель:История массовых репрессий в Балтайском районе не изучена полностью. Немного сведений о репрессированных хранится в муниципальном архиве. Но, проводя исследование документов, собирая сведения у родственников репрессированных, удалось выяснить, что большинство жителей сел района было репрессировано в связи с раскулачеванием.
Раскулаченные крестьяне полностью лишались имущества, затем следовало либо выселение за пределы района, либо лишение избирательных прав. «Особо злостные» направлялись в концлагеря сроком до 10
Согласно сталинскому закону, вошедшему в историю как закон «О пяти колосках», даже за незначительные хищения с колхозного поля полагался расстрел.
Вопрос: ч II приказа М 00447 «О мерах на казания и количестве подлежащих репрес сиям.» Какие выводы у вас напрашиваются? За что и как наказывали обвиняемых?
Учащийся: Из данного приказа видно, что спускаемые сверху цифры о количестве репрессируемых есть не что иное как
план, по которому выискивали «врагов народа» в нужном количестве, а порой и перевыполняли его. Отсюда и вывод: то,
что делалось было настоящим преступлением против собственного народа, со стороны сталинской тоталитарной системы.
Как видно из приказа № 00447, в Совет ском Союзе планировалось все: и развитие народного хозяйст ва и количество «врагов народа».
Учащийся: Наказания по статье 58, пункты 1-14 были такие: расстрел, лишение свободы сроком на 10 лет, кон фискация имущества...
Сегодня известно, что в репрессированных не было обнаружено терро ристов или шпионов. Отсюда вывод: система боролась с безвин ными людьми и уничтожала их. Сталинская машина в первую очередь подвергла репрессиям крестьян.
Учитель: Вряд ли получится описать судьбу каждого, кто
подвергся репрессиям, каждого ребенка, которого лишили отца
и матери, каждого, кто скитался беспризорником по стране,
Но это можно сделать собрав, как можно больше свидетельств и воспоминаний очевидцев.
Учащийся: Судьба нашей семьи – одна из трагических судеб миллионов крестьян.
Я записал воспоминания моей прабабушки. Читаю:
- У нас отобрали дом с надворными постройками, инвентарь, две лошади, корову, шесть овец, а также все личное иму щество: мебель, одежду, утварь. Забрали все зерно. Отца осудили 10 января 1931 года «тройкой» ОГПУ по статье 58/10 УК РСФСР на пять лет лишения свободы, и отправили в Сибирь. Нас с матерью - на спецпоселение в Горьковскую область, в поселок Балахна на торфяные разработки, где мы находились около 5 лет.
В 1989 году семья была реабилитирована. В 2002 году на основе заключения комиссии по восстановле нию прав реабилитированных жертв политических репрессий и постановления главы района прабабушке выплачена денежная компенсация за незаконно конфискованное имуще ство.
Учащийся: В Центральном районном архиве с Балтай хранится список председателей сельсове тов, в связях с «врагами народа». К примеру, в связях с чуждыми элементами был обвинен и снят с работы председатель Донгузского сельсовета, Евсеев Иван Никифорович. Любопытно, что всегда находились лю ди, которые как будто только и ждали новых указаний. Они готовы были выполнить любое указание, стремясь опередить друг друга своим усердием, попирая все нравственные нормы.
Учащийся: Жизнь моего прадедушки была трудной с детства. В 5 лет он ли шился отца и деда. Вся их семья ба трачила, чтобы как-то прожить. Но, он полу чил образование, вступил в партию.
С 20 марта по 2 октября 1939 года, он находился во внутренней тюрьме НКВД. В результате грубого нару шения советских законов и нечеловеческих методов ведения следствия он подписал тот обвинительный материал, который подсовывали ему следователи, он обвинялся в шпионаже, диверсиях, вредитель стве. Вытерпеть ужасные пытки было невозможно, и он подписал все свои ложные показания. Обвинения были предъ явлены по статье 58, пункт 1а,2,4,5,6,7,8 и т.д. Сказать, что о при менении следователями пыток было неизвестно начальникам следственных отделов, нельзя, потому что сами они давали указания и участвовали в издевательствах.
Описать, что творили над безвинными людьми, невозможно. Когда,он вспоминал и рассказывал о том времени, то приходил в ужас от пережитого. Бабушка говорила, что у него спина была вся в шрамах. В октябре 1940 года решением особого совещания он был осужден сроком на 5 лет и сослан на Север в Коми АССР.
Находясь в лагерях, он писал жалобы в МВД о незаконном решении суда, но ответов не получал. С 1943 года, когда закончился срок ссылки, продолжал писать жалобы на имя Генерального прокурора СССР, в ЦК ВКП (б), в Верховный Совет СССР. Его заявления (жалобы) были направлены в Министер ство госбезопасности СССР. И только в октябре 1956 года Вер ховный суд и прокурор ответили ему. Читаю дословно:
«Сообщаю, что по протесту Прокуратуры, поста новлением Президиума Верховного суда от 8 октября 1956 года, постановление Особого Совещания от 19 декабря 1940 года отменено и дело в отношении Вас производством пре кращено за недоказанностью состава преступления.
В конце концов судимость была снята, восстановлено членство в партии, в 1956 году он был реабилитирован.
То, что он был честным, порядочным чело веком, доказывают отзывы его односельчан, всех, кто его знает и помнит.
Учитель: Ребята, как вы считаете, можно ли действия его в лагерях и, после освобождения считать сопротив лением несвободе?
Учащийся. Находясь в лагерях, он продолжал действовать: писал во все инстанции. Я особо хочу подчеркнуть, что цель у него была одна: добиться пересмот ра дела, снять ложные показания и вернуть себе честное имя. На мой взгляд, он стойкий борец за свои права.
Это было самое настоящее сопротивление несвободе. Ведь он знал, что если его жалобы и письма попадут не в те руки, его ожидала расправа. Часто в лагерях и местах заключения таких, как он, убирали руками самих заключенных по приказу тюремного или лагерного начальства.
Учащийся: Наверное, он нередко задавал себе вопрос: «За что меня сделали «врагом народа»?» Не считал себя винов ным, потому что, как показала в дальнейшем его реабилита ция, он не был ни в чем виноват. Он показал се бя сильным человеком, имеющим несгибаемую волю, и прило жил много сил, чтобы доказать свою невиновность, хотя и очень рисковал. Он очень любил свою Родину, народ и верил, что есть честные служащие, которые во всем разберутся.
Учащийся: Вызывают чувства уважения и восхищения и другие жители района, подвергшиеся репрессиям. С какой смелостью и упорством добивались «лишенцы» вос становления своих избирательных прав, а те, у кого власть не законно конфисковала имущество, добивались его возвраще ния или хотя бы компенсации, рассказывают документы.
Муниципальный архив сохра нил такой документ. Читаю:
«20.04.1937г. Дело № 35.
Слушали:
заявление жителя села Садовка Фокеева Александра Ивановича, о восстановлении его в избирательных правах лишенного их в 1931 году сельсоветом как кулака, имевшего до револю ции мельницу, а также применявшего на емный труд.
Постановили:
Гражданина Фокеева А.И. в избиратель ных правах восстановить, как работающего на производстве с 1934 года» ( муниципальный архив).
Учащийся
Этому человеку повезло. А Бирюкову Ивану Григорьевичу в хо датайстве о возврате имущества, как следует из выписки, было отказано. Аргументы: до революции имел кулацкое хозяйство, купчую на 20 десятин земли, держал работников, арендовал земли у бедняков, с 1924 по 1928 год имел третью часть просо рушки. В 1930 году был лишен избирательных прав. Как уча стник гражданской войны в избирательных правах восстанов лен, но дом ему не вернули. Выписка из протокола муниципального архива)
Учитель: Судьба репрессированных - это особая история. Многих репрессированных, сосланных на поселение или в ссылку, ждали большие испыта ния. Ужасные условия быта, голод, тяжелый труд... И все это вдали от родного края, с клеймом «врагов народа». С нами поделится своими воспоминаниями об этих трагических событиях, заслуженный учитель, почетный гражданин нашего района, Горбунова Нина Михайловна
Воспоминания Горбуновой Н.М.
Учитель: После выхода Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», а также по становлений правительства по всей стране образовывались ко миссии по реабилитации. Что вы можете сказать об этом?
Учащийся: Как видно из справки, полученной из комиссии при администрации Балтайского района по реабилитации, лишь незначительное число семей репрессиро ванных родителей получили денежную компенсацию. Мы мо жем только предполагать, почему остальные не обратились в ко миссию. Многих уже нет в живых: пережитая трагедия больно ударила по семьям. Большинство из числа семей репрессирован ных живет за пределами нашего района. Распался СССР, что создало дополнительные
трудности.
Учитель: Я предлагаю обратиться к Конституции СССР 1936г. и к Конституции РФ 1993г , к главам о правах и свободах человека и гражданина. Что вы можете сказать о гарантиях этих прав?
Учащийся: Согласно Конституции 1936 года в статье 125. В соответствии с интересами трудящихся и в целях
укрепления социалистического строя гражданам СССР гарантируется
а) свобода слова;
Статья 127. Гражданам СССР обеспечивается неприкосновенность
личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по
постановлению суда или с санкции прокурора.
Статья 128. Неприкосновенность жилища граждан и тайна
переписки охраняются законом. Все эти права грубо нарушались.
Учащийся: Возьмем для примера статью 21, часть 2 Конституции Р.Ф.: «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жесто кому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию...». Это было и в Конституции 1936 года. Но, как нам стало известно, большинство арестованных подвергались жестоким пыткам.
Учащийся Одной из важнейших статей Конституции я считаю статью 17, часть 2, где сказано, что права и свободы Человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения. Права и свободы человека и гражданина содержатся и в Конституции СССР 1936 года, но они грубо нарушались.
Учащийся: Статья 22 Конституции РФ гласит, что арест и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. Архивные данные говорят, что большинство репрессированных получили приговор без суда и следствия.
Учащийся: Статья 35 Конституции РФ гласит: «право частной собственности охраняется законом ... Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда...» Сегодня мы услышали горькую правду о том, как относилась власть в 30-е годы к чужому имуществу, нажитому года ми, потом, трудом. Его просто «изымали», не оставляя ничего хозяевам. Сколько же людей лишилось крова, семьи, всего? Сколько погибло?
Учитель: Всего по Балтайскому району репрессиро вано 419 человек. Из них крестьян – 203. 51 из незаконно осужденных приговорены к высшей мере наказания - расстре лу.
Учащийся:
Я считаю, что наша цель узнать от членов семей репресси рованных как можно больше об их родителях и родственниках. Нужно обратиться к администрации района, с просьбой об оказании помощи таким семьям и в частности по сбору необходимых документов для получения компенсации. Думаю, что такая работа возобновит память об этих трагедиях.
Работник Балтайского муниципального архива
Всем,
Кто клеймён был статьёю полсотни восьмою,
Кто и во сне окружен был собаками, лютым конвоем,
Кто по суду, без суда, совещанием особым
Был обречён на тюремную робу до гроба,
Кто был с судьбой обручён кандалами, колючкой, цепями,
Им наши слёзы и скорбь, наша вечная память!
Ребята, почтим минутой молчания всех тех, кто безвинно погиб в адской машине тоталитаризма.
Учитель: То, что происходило - предупреждение. Надо помнить о прошлом. Оно оказалось возможным. Это прошлое не должно повториться.. Я хочу поблагодарить Горбунову Н.М., работника Балтайского муниципального архива, вас ребята за проведенную исследовательскую работу для освещения нашей темы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия о политических репрессиях в России
Ежегодно 30 октября по постановлению Верховного Совета РСФСР с 1991 года на территории России отмечают День памяти жертв политических репрессий.Сегодня количество жертв политических репрес...
"История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР"
· Цель урока: вызвать интерес к личности и творчеству А.И.Солженицына, ставшего символом открытости, воли, верности, памяти....
Урок по истории в 11 классе "История политических репрессий-судьба целого народа"
Цель данного урока- осмысление трагической судьбы страны, человека в период политических репрессий, углубить и обобщить знания учащихся по теме " Политическое развите СССР в 20-30-е годы XX века", исп...
Класс: 11 – 10. Тема: «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР.Триумф или трагедия»
Класс: 11 – 10.Тема: «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР. Триумф или трагедия» Урок был отправлен на конкурс "Уроки 90-х"...
«Знать, чтобы помнить. Помнить, чтобы не повторить». (История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР).
Конспект интегрированного урока литературы и истории в 11 классе. Урок затрагивает очень непростую тему - отношение современной молодёжи к проблеме репрессий....
История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР.
Цели и задачи урока:Показать беззаконность массовых репрессий, их широкий размах и рост недовольства в стране.Формировать умение работать с историческими документами, архивными источниками, литературо...
План конспект урока-экскурсии в музей А.И. Солженицына п. Мезиновский Гусь-Хрустального района по теме:"История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР"
Обсуждение романа А.И. Солженицына " В круге первом" и рассказа " Матрёнин двор"...