План конспект урока-экскурсии в музей А.И. Солженицына п. Мезиновский Гусь-Хрустального района по теме:"История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Обсуждение романа А.И. Солженицына " В круге первом" и рассказа " Матрёнин двор"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_k_konkursnomu_uroku.docx | 35.31 КБ |
Предварительный просмотр:
План- конспект
Урока по теме : «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР»
Технология: Урок- экскурсия в школьный музей А.И.Солженицына посёлок Мезиновский Гусь-Хрустального района Владимирской области ( автобусная экскурсия).
Участники: 10 «В» класс . Преподаватель литературы Анненкова Анастасия Ивановна.
9 «А» класс. Преподаватель литературы Гарнист Любовь Евгеньевна.
Цель урока:
- Прослушать обзорную лекцию по музею А.И. Солженицына с целью приобщения учащихся к жизни, мировоззрению писателя – патриота.
- Формировать у учащихся умения комментировать прочитанное через анализ романа «В Круге первом» ( 10 класс) и рассказа «Матрёнин двор» (9класс).
- Приобщить учащихся к обсуждению темы урока «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР».
Оборудование урока:
- Экскурсионная поездка в посёлок Мезиновский; ( проведение обсуждения материалов урока в стенах музея было невозможным по причине ремонта);
- Кабинет литературы в школе №15 ( место проведения обсуждения по экскурсии);
- Компьютер, проектор, презентация к уроку.
Ход урока:
Учителя Анненкова А.И. и Гарнист Л.Е читают эпиграфы и комментируют их, начиная обсуждение темы урока, лекции и экскурсии.
Литература у народа, лишённого общественной
свободы,- единственная трибуна, с высоты которой
он заставляет услышать крик своего возмущения,
своей совести.
А.И.Герцен.
Нравственность есть ПРАВДА.
В.М.Шукшин.
Неволя была, кажется, музою –
вдохновительницею нашего времени.
П.А.Вяземский.
Слово учащимся 10 «В» класса:
Павкин Александр. Мы перешагнули в новое тысячелетие… Время – собирать камни. Каким он был, ушедший в историю 20 век? Мировые войны, революции, межнациональные конфликты, глобальные экологические катастрофы – всё это смерчем пронеслось по нашей планете. И «кровавым» окрестили земляне 20 век.
Михайлова Екатерина. Россия. 20-30 годы. Эпоха сталинизма. Тяжёлое, сложное время. Атмосфера, пропитанная страхом. Доносительство и шпиономания. Массовые репрессии. Кровью, тюрьмами, лагерями и ссылками расплачивались люди за ошибки истории. А поэты и писатели – ещё и долгим молчанием, невозможностью прийти к читателю со словом своей ПРАВДЫ.
Павкин Александр.
Я жаловался дереву,
бревенчатой стене,
и дерева доверие
знакомо было мне.
С ним вместе много плакано,
переговорено.
Нам объясняться знаками
и взглядами дано.
В дому кирпичном, каменном
я б слова не сказал,
годами бы, веками бы
терпел бы и молчал.
Осипова Анастасия. Из Постановления ВЦИКА: «Всякая попытка со стороны кого бы то ни было присвоить функции государственной власти будет рассматриваться как контрреволюционное действие». В чём суть тоталитарного режима?
1. Ликвидация многопартийной системы.
2. Ограничение прав и свобод граждан.
3. Построение системы массовых общественных организаций, с помощью которых партия обеспечивала контроль над обществом.
4. Культ вождя.
5. Массовые репрессии.
Добровольская Дарья. Вот страшная статистика: С 1921 по 1954 год осуждено 3 777 380 человек. К высшей мере наказания приговорено 642 980 человек. К содержанию в лагерях и тюрьмах на срок от 25 лет и ниже – 2 369 220 человек.
Щербакова Виктория. Система ГУЛАГА к 1940 году включала 53 лагеря, 425 исправительно - трудовых колоний и 50 колоний для несовершеннолетних.
Нусина Ангелина.
Я жизни маленькая веха,
Метёлка, всаженная в снег,
Я голос, потерявший эхо
В метельный, леденящий век.
С горластым бытом в перепалке
Мне не случалось никогда
Зубрить природу по шпаргалке -
И в этом вся моя беда.
Меня мороз дирал по коже,
И потому в своей судьбе
Я всё придирчивей и строже
И к нашим ближним и к себе…
Кузнецов Матвей.
Как случилось такое
Понять не могу,
Я иду под конвоем, утопая в снегу,
Не в неволе немецкой
Не по чёрной золе:
Я иду по советской, по любимой земле…
Нусина Ангелина. Александр Иванович Герцен писал: «Литература у народа, лишённая общественной свободы, - единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать КРИК своего возмущения, своей совести».
Александр Исаевич Солженицын. Писатель. Мыслитель. Пророк.
«И от крика бывают обвалы…» Это слова Александра Исаевича Солженицына. Главный его КРИК в защиту справедливости. Он говорит за всех. Он – уполномоченный слова. Мёртвые и живые, предатели и герои отдали ему своё слово, потерянное ими самими. Солженицын в своих произведениях призывает живущих не предавать забвению замученных в лагерях. Заклеймить тех, кто вершил репрессии. Пишет жёстко, едко, колюче, кнутом стегает пороки. С ним литература пошла на мученичество, столкнулась со смертью, и нашла своё второе крещение. Он раскрыл нам уста ГУЛАГА. Его исповедь пылает стыдом и жаром. Подлинное величие Солженицына неотделимо от того, что пережито писателем реально. Он раскрывает и высказывает самого себя в своём творчестве:
Кузнецов Матвей и Павкин Александр.
ОН – непокорный и во что бы то ни стало желающий выжить зек из рассказа «Один день Ивана Денисовича».
ОН – честный, справедливый правдоискатель Олег Костоглотов из повести «Раковый корпус».
ОН – выживший рассказчик из «Архипелага ГУЛАГ».
ОН – учёный Глеб Нержин, который предпочёл сомнительному счастью шарашки парадоксальную свободу тюремного этапа из «Круга первого».
ОН – вернувшийся из ссылки и затерявшийся в глубине Центральной России учитель Игнатич из рассказа «Матрёнин двор».
ОН – везде. Со своими признаниями, КРИКАМИ, надеждами, со своей верой.
Солженицын был один в поле воин. Он не молчал. Он мог противостоять. Личность человеческая, если борется за правое дело, сильна. Её ничто не может сломить.
Учитель Анненкова Анастасия Ивановна:
Ещё в 19 веке поэт Николай Алексеевич Некрасов сказал:
Кто не знает печали и гнева,
Тот не любит Отчизны своей.
Да, Александр Исаевич Солженицын пришёл в литературу через колючую проволоку ГУЛАГА. Эпоха сталинских репрессий для нас – история. Для писателя – суровая правда жизни, страшная правда. Любящий Россию (как сказано Блоком) оскорблённой любовью, он открыл для нас эту правду в своих произведениях. Читая Солженицына, мы листаем трагические страницы нашей Родины.
Главное о романе А.И.Солженицына «В круге первом».
Вступление. Начало 60-х годов. Период хрущёвской «оттепели». На литературном небосклоне появилось его имя. Вспыхнуло, напугав поборников «безгласности» времён «застоя», и исчезло на долгие годы, преданное хуле и забвению. И только Перестройка 80-х вернула нам писателя и его литературное наследие.
История создания. 1вариант был написан в 1955-1958 годах на основе автобиографического материала. Он состоял из96 глав (Круг-96). В 1948-49 годах А.И.Солженицын работал в Марфинской «шарашке». Прообразами главных героев стали знакомые: Льва Рубина – литературовед (германист) и диссидент Лев Копелев, Дмитрия Сологдина – инженер-конструктор и философ Дмитрий Панин. Прообраз Глеба Нержина – сам автор.
Идеологически крайне острый роман был написан в подполье, без надежды на публикацию. В 1965 году вместе с другими произведениями был конфискован КГБ. В 1964 Солженицын переделал роман, надеясь напечатать его легально. В новой редакции роман состоял из 87 глав (Круг-87). Неприемлемые для цензуры места были изъяты или сглажены, некоторые сюжетные линии изменены. Но даже в изменённом виде роман напечатан не был. Распространялся в самиздате. В 1968 был опубликован на Западе. В том же году Солженицын восстановил первоначальную версию романа с небольшими изменениями. В СССР «В круге первом» был опубликован только в 1990 году.
Сюжет. Действие происходит в Москве в течение 3-х дней 1949 года. Советский дипломат, служащий Министерства иностранных дел СССР, Иннокентий Володин звонит в посольство США и сообщает подробности готовящегося советской разведкой похищения деталей производства атомной бомбы. Работники МГБ, прослушивающие телефоны посольства, записывают разговор на магнитную ленту. Для установления личности звонившего ленту передают в «шарашку» Марфино – секретный институт, где работают заключённые инженеры.
Основная тема института – разработка «аппарата секретной телефонии», которую ведут в «шарашке» по личному указанию Сталина. Побочная тема исследований – это распознавание человеческого голоса. Лаборатории, где работают заключённые Лев Рубин и Глеб Нержин, поручают выяснить, кому принадлежит голос звонившего в посольство.
В тот же день выясняется, что разработка секретной телефонии находится на грани срыва. Руководству института устанавливают критические сроки для получения первого практического результата. Директор института вызывает Нержина и требует, чтобы он переключился от отвлечённых лингвистических исследований на разработку аппарата секретной телефонии.
Перед Нержиным стоит тяжёлый выбор: работать на систему, которая противна его духу, либо покинуть сытную «шарашку» и отправиться на периферию ГУЛага.
Проблематика. Название романа «В круге первом» - это аллегорическое сравнение «шарашки», отсылающее читателя к «Божественной комедии» Данте Алигьери. Один из героев романа объясняет это так:
- Нет, уважаемый, вы по-прежнему в аду, но поднялись в его лучший высший круг – в первый. Вы спрашиваете, что такое «шарашка»? «Шарашку» придумал, если хотите, Данте. Он разрывался, куда ему поместить античных мудрецов? Долг христианина повелевал кинуть этих язычников в ад. Но совесть возрожденца не могла примириться, чтобы светлоумных мужей смешать с прочими грешниками и обречь телесным пыткам. И Данте придумал для них в аду особое место.
Центральное место в романе занимает идейный спор Глеба Нержина и Сологдина с Львом Рубиным. Все они прошли войну и систему ГУЛага. При этом Рубин остаётся убеждённым коммунистом, считающим, что нечеловеческие трудности и кажущаяся несправедливость государства к своим гражданам искуплена высокими целями. «Исторический материализм не мог перестать быть истиной из-за того только, что мы с тобой в тюрьме»,- оправдывает он систему. В отличие от него Нержин уверен в порочности самой её основы. В прошлом сам сторонник коммунистической системы, он пережил полный крах своих убеждений.
- Я с болью сердечной расставался с этим учением! Ведь оно было – звон и пафос моей юности, я для него всё остальное забыл и проклял! Я сейчас стебелёк, расту в воронке, где бомбой вывернуло дерево веры.
Осознанный нравственный выбор Глеба Нержина, который предпочёл сомнительному счастью «шарашки» парадоксальную свободу тюремного этапа – лейтмотив романа.
Тема очищения и внутреннего освобождения человека за решёткой проходит через центральное произведение Александра Солженицына и ярко проявляется в романе «В круге первом».
(Этот материал рассматривался и обсуждался на предыдущих уроках: учащиеся выступали с исследовательскими проектами, рефератами, докладами и прочими сообщениями по творчеству А.И.Солженицына.)
Толкование смысла заглавия романа «В круге первом». Выступление старшеклассников Порошковой Анастасии и Грушиной Ксении. (Ученицы представляют домашнее задание).
Демонстрируется плакат: В центре (первый круг) – тюрьма Марфино, («шарашка») – первый круг ада, «почти рай»; за ним – второй круг, Архипелаг ГУЛаг, «настоящий ад»; третий круг – Отечество, оцепленное колючей проволокой (железный занавес, сквозь который не пробиться); четвёртый круг – остальной мир, человечество.
- – Так мы представляем себе смысл заглавия романа А.И.Солженицына «В круге первом». В центре – тюрьма Марфино, или, как прозвали её зеки, - «шарашка» Это первый круг ада. Почему «почти рай»? Поймёте из нашего рассказа.
- – Здесь работают учёные над новой наукой – фоноскопией (голосонаблюдением). Цель: найти преступника по отпечатку его голоса.
- – Их мысленный взгляд прозревал ту, подобную дактилоскопической, организацию, которая когда-нибудь будет принята: единая общесоюзная фонотека, где записаны звуковиды с голосов всех, однажды заподозренных. Любой преступный разговор записывается, сличается, и злоумышленник без колебаний изловлен, как вор, оставивший отпечатки пальцев на дверце сейфа. Учёным в тюрьме созданы сносные условия проживания. Чтобы мозг хорошо работал, им дают немного мяса и масла. Поэтому «шарашку», расположенную в Москве, в центре России, и назвали раем.
- – Иннокентий Володин, блестящий советский дипломат, звонит в посольство США и сообщает данные о том, что советский разведчик хочет выкрасть у них секрет атомной бомбы.
- – Мнения учёных разделились. Сологдин: «Не давать Сталину шифратора. Я вступил в комсомол, чтобы идти на большевиков с закрытым забралом! Надо защитить Иннокентия Володина!
- -Рубин: «Спасти атомную бомбу для революции! Уничтожить по голосу узнанного Иннокентия Володина!»
- – Нержин (прообраз автора романа): Не надо путать Отечество и правительство! Пока не было атомной бомбы, советская система, худостройная, неповоротливая, съедаемая паразитами, обречена была погибнуть в испытании временем. А теперь, если у наших бомба появится, - беда! Может быть, в новый век откроется такой способ: Слово разрушит бетон, Ведь помните: в начале было СЛОВО. Значит, Слово исконней бетона? Значит, Слово не пустяк?
- – И Нержин, с такими же непокорными учёными, как он, отказывается работать на Сталина.
- – Из разговора зеков, отправляющихся по этапу в лагерь. Илья Хоробров: «Ничего я ,ребята, не жалею, что уехал. Разве это жизнь на «шарашке»? Каждый пятый-стукач. Воскресений уже два года нет. 20 часов - рабочий день. За 20 граммов масла все мозги отдай. Переписку с домом запретили. И – работай! Да это ад какой-то.
- – Нержин: «Нет, Илья Терентьич, это не ад. Это – не АД! В ад мы едем. В ад мы возвращаемся. А «шарашка» высший, лучший, первый круг ада. Это - почти РАЙ.
- – На нашем плакате – островки. А.И.Солженицын вводит понятие «архипелаг»: «Лагеря рассыпаны по всему Советскому Союзу маленькими островками и побольше. Всё это вместе нельзя представить себе иначе, сравнить с чем-то другим, не с архипелагом. Они разорваны друг от друга как бы другой средой – волей, т.е. не лагерным миром. И вместе с тем эти островки во множестве составляют как бы архипелаг». В один из таких лагерей и отправляются по этапу наши герои.
- – Да, их ожидала тайга и тундра, полюс холода Оймякоп и медные копи Джесказгана. Их ожидала опять кирка и тачка, голодная пайка сырого хлеба, больница, смерть.
- – Их ожидало только худшее. Но в душах их был мир с самим собой. Ими владело бесстрашие людей, утерявших всё до конца, - бесстрашие, достающееся трудно,но прочно.
- – Около 70 лет наша страна была закрыта от всего мира железным занавесом. Но были такие крепкие люди, которые сопротивлялись несвободе в своей стране. И среди них – А.И.Солженицын.
- – Солженицын своим личным примером показал, что испытания пробуждают в сильной личности внутренние резервы и духовно освобождают её.
- – Солженицын – человек редкой самоотверженности, опытом всей своей жизни доказавший закон невероятности, умещающийся в краткую русскую пословицу: «Одно слово правды весь мир перетянет».Чтобы читать его «трудные» книги, приходится вырываться из повседневной суеты. А делать это необходимо сейчас, когда нужны нравственные силы, чтобы не только выжить в новой стране, но и занять в ней достойное место.
Учитель Анненкова Анастасия Ивановна. Спасение по Солженицыну – это запас Добра, который хранится в каждой душе. При рождении человек наделяется некоей Сущностью: это ядро человека, его «Я». Каждый несёт в себе Образ Совершенства, который иногда затмевается, но иногда вдруг просияет с необычайной силой.
Вокализ. Рахманинов. Исполняет на флейте Добровольская Дарья.
На фоне музыки учитель читает «Молитву», которая, по признанию Солженицына, родилась случайно и не предназначалась для печати.
Молитва
Как легко мне жить с тобой, Господи!
Как легко мне верить в Тебя!
Когда расступается в недоумении или сникает ум мой,
Когда умнейшие люди не видят дальше сегодняшнего вечера
И не знают, что надо делать завтра,-
Ты снисылаешь мне ясную уверенность,
Что Ты есть и что Ты позаботишься,
Чтобы не все пути добра были закрыты,
На хребте славы земной я с удивлением оглядываюсь
На тот путь через безнадёжность – сюда,
Откуда и я мог послать
Человечеству отблеск лучей Твоих.
И сколько надо будет, чтобы я их ещё отразил,-
Ты дашь мне.
А сколько не успею – значит, Ты определил это другим.
Слово учащимся 9 «А» класса:
Учитель Гарнист Л.Е.:
Политические репрессии не пощадили никого: ни учёных, ни государственных деятелей, ни простых рабочих, крестьян. Но самые большие тяготы легли на плечи женщин. О судьбе одной из них рассказал А.И. Солженицын в рассказе «Матрёнин двор». Мы побывали сегодня в местах, где жила главная героиня рассказа. Какой она была? Лучше, чем сказал о ней автор, вряд ли можно сказать. Давайте перелистаем страницы рассказа и представим Матрёну .
Учащиеся перечитывают рассказ и комментируют своё видение образа Матрёны:
Чугунов Илья отрывок от слов « летом 1956 года из пыльной горячей пустыни…» Примерный комментарий :
По- разному можно понять смысл названия рассказа. Двор- это уклад деревенской жизни. Двор- это круг людей, которые окружали главную героиню. Двор – это судьба главной героини, судьба её дома. В отрывке мы видим, что автор счастлив оказаться в российской глубинке. У него появилась возможность отдохнуть душой среди простых людей, где никто его не знает и не будет ворошить прошлого. У него появилась возможность обрести душевный покой.
Смирнов Саша отрывок от слов «Так привыкли Матрёна ко мне, а я к ней,…» Примерный комментарий:
Имя нашей героини – Матрёна. В нем и нежность, и ласка, и русская сила. Матрёна – мать. Корни этого имени в далёкой старой православной Руси.
И героиня достойна этого имени. Она смогла ужиться с автором. Они смогли понять друг друга. Матрёна не расспрашивала, не теребила душу, не болтала по деревне о своём постояльце. От природы она обладала деликатностью и проницательностью. Видимо, поэтому они духовно сблизились с Солженицыным А.И.
Воробьёва Аня отрывок « А я тоже видел Матрёну сегодняшнюю, потерянную старуху, …» Комментарий6
У героини, как и у многих русских женщин , непростая судьба. Умерли дети в младенчестве . А надо продолжать жить. Муж не вернулся с войны. А сколько вдов по России! Но не очерствела душа. Нашлось в ней место для любви, доброты, понимания. Она до конца своих дней оставалась светлым и открытым для любви человеком.
Никитина Олеся отрывок « Верхнего света не было в нашей большой комнате, как лесом заставленной фикусами. …». Комментарий:
Если человек имеет духовную красоту, то она помогает сохраняться добру вокруг. Только когда этот человек уходит безвозвратно, тогда окружающие понимают значение этой потери. Матрёна была светлым, чистым человеком с душой ребёнка. Она не нашла понимания со стороны окружающих её людей. Жила бескорыстно, отдавая свет и тепло своей души людям.
Сбруев Ярослав отрывок «В то лето.. ходили мы с ним в рощу сидеть…»
Комментарий:
У Матрёны была любовь. Она вспоминала её с грустью. Женщина создана для любви. Но жестокость жизни не щадит человеческих чувств. Жизнь и обстоятельства не сделали Матрёну чёрствой. Она готова любить, ощущать свою нужность людям. Ничего для себя, всё, чтобы другим было хорошо.
Трофимов Валера «… В тот вечер открылась мне Матрёна сполна…» комментарий:
Матрена готова отдать последнее, самое дорогое. Она бескорыстна. Не понимает человеческой жестокости, жадности.
Безбородова София отрывок « …Две недели не давалась трактору разломанная горница!...» Комментарий:
Всё стерпит Матрёна. Виду не подаст. Беды свои несёт в себе. На брань и оскорбления ничего не скажет. Кто мог понять, что творилось у неё в душе?! Как дорог был ей её двор. Но надо помочь, надо отдать. Себе откажет, лишь бы другим было хорошо.
Ломтева Алина отрывок «…Не понятая и брошенная даже мужем своим. Схоронившая шестерых детей, но не нрав свой общительный…» Комментарий:
Матрёна уходит из жизни – и сиротеет село. С её смертью уходит понятие « Светлая Русь». На людях, подобных Матрёне, держится она, такие люди воплощают в народе понятие совести и жизни по Богу. Но автор уверен – не одна Матрёна на Руси, много, много их, безответных, чистых душ – и пока они есть – не пропадёт земля наша.
Учитель Гарнист Л.Е.
Трудные минуты пришлось нам всем пережить сегодня. Все мы стали немного другими. Александр Исаевич смог один сказать о времени страшном и позорном для нашей страны. Сказал, потому что любил и верил в Россию, в её народ.
Заключение.
Хрулькова Мария.
Солженицын поведал своей Родине и миру о бесчеловечной системе лжи и насилия, удерживавшей у власти десятки лет тиранический режим. В его лице русская культура открыла внутри себя источник своего спасения, освобождения, возрождения. На всём пути через адские пропасти ГУЛАГА Солженицыным движет надежда на воскресение.
Поэт Евгений Евтушенко сказал: «Мы должны знать, как это произошло, чтобы никто и никогда не мог выкрасть наше будущее снова. Изучение прошлого – это спасение будущего, его гарант».
Литература.
- Жорж Нива «Солженицын» М. «Художественная литература» 1992 год
- А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича» Библиотека школьника М. АСТ «Астрель» 2005год
- А.И.Солженицын «Матрёнин двор» Библиотека школьника М. АСТ «Астрель» 2005 год
- А.И.Солженицын «В круге первом» Роман Москва «Современник» 1990 год
- «Реквием» Стихи русских советских поэтов Москва «Современник» 1989 год
- Электронные образовательные ресуры Интернет
- Данные Музея Солженицына в посёлке Мезиновка Гусь-Хрустального района Владимирской области
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР"
· Цель урока: вызвать интерес к личности и творчеству А.И.Солженицына, ставшего символом открытости, воли, верности, памяти....
Класс: 11 – 10. Тема: «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР.Триумф или трагедия»
Класс: 11 – 10.Тема: «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР. Триумф или трагедия» Урок был отправлен на конкурс "Уроки 90-х"...
План-конспект урока < Экскурсия по Лондону>
План - конспект урока < Экскурсия по Лондону> 5 класс по программе Кузовлева В. П....
«Знать, чтобы помнить. Помнить, чтобы не повторить». (История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР).
Конспект интегрированного урока литературы и истории в 11 классе. Урок затрагивает очень непростую тему - отношение современной молодёжи к проблеме репрессий....
История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР.
Цели и задачи урока:Показать беззаконность массовых репрессий, их широкий размах и рост недовольства в стране.Формировать умение работать с историческими документами, архивными источниками, литературо...
План-конспект урока-экскурсии в музей русского языка Тема: «Удивительное наречие». ( повторение и обобщение темы «Наречие»).
В данной работе представлен материал, который поможет ученикам обобщить знания, полученные в ходе изучения темы "Наречие"....
Конспект урока-экскурсии в зоологический музей
конспект урока...