Урок по истории в 11 классе "История политических репрессий-судьба целого народа"
план-конспект урока по истории (11 класс) по теме
Цель данного урока- осмысление трагической судьбы страны, человека в период политических репрессий, углубить и обобщить знания учащихся по теме " Политическое развите СССР в 20-30-е годы XX века", используя краеведческий материал. Учащиеся провели большую поисковую работу по выявлению жителей нашего города и района, пострадавших в 30-е годы от репрессивной машины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_politicheskih_repressiy.rar | 13.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Балашова»
Урок
по истории России
в 11 классе
«История политических репрессий -судьба целого народа.»
Учитель истории
МОУ СОШ №3
Барбашина С.В.
2011г.
Тема: История политических репрессий – судьба целого народа.
Цель: Осмысление трагической судьбы страны; человека в период политических репрессий.
Задачи:
- Образовательные:
- углубить и обобщить знания учащихся по теме «Политическое развитие СССР в 20-30-е годы ХХ века»;
- расширить знания учащихся по истории политических репрессий в СССР на основе краеведческого материала.
2. Развивающие:
- совершенствовать методы поисковой работы учащихся;
- развитие умения выражать и аргументировать свое мнение об исторических событиях.
3. Воспитательная:
- показать пагубность тоталитарных режимов, культа личности;
- воспитывать у учащихся чувство сострадания к невинно осужденным;
- воспитывать чувство ответственности за судьбу своей страны;
- воспитывать гражданскую позицию у учащихся.
Оборудование: компьютер, проектор
Ход урока
- Оргмомент (2-3 минуты)
- «Каждый человек – это мир, который с ним рождается и с ним умирает: под каждой могильною плитою лежит всемирная история» (Сенека) (на доске эпиграф).
Приветствие:
- Хочу начать урок с видеоролика:
- «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». (видеоролик на песню)
- Какой период в истории нашей страны иллюстрирует данный ролик? (30-е годы ХХ века, годы первых пятилеток).
- Чем гордилась страна в это время? (великими стройками. Символами эпохи стали Магнитка, Кузнецкий металлургический комбинат, Днепрогэс, Сталинградский тракторный завод, Турксиб и другие стройки)
- «Широка страна моя родная». (видеоролик на песню)
- Посмотрите на этих людей. Что можно о них сказать? (счастливые, гордые лица, уверенные в завтрашнем дне)
- Уверенные, сильные, красивые, шаг – широкий, поступь – твердая, улыбка в пол-лица. В фильмах того времени людей показывают исключительно энтузиастами, страну – процветающей, будущее – прекрасным.. И, действительно, было то, чем мы по праву можем гордиться, но было и то, о чем предпочитаем молчать.
III. отрывок из к/ф «Московская сага»
- О чем рассказывает этот ролик? (о репрессиях против своего народа)
- Кого сажали? (людей самых разных профессий; от рабочего до директора завода, от рядового члена партии до члена ЦК, от солдата до генерала)
- За что сажали? (за несогласие с официальной линией партии, а, значит, со Сталиным)
Обращение к эпиграфу:
- История – это память народа, дающая знание того, что было. Мы сегодня поразмышляем о том, что было.
Давайте попробуем определить тему урока: (учащиеся называют тему урока)
Тема урока: «История политических репрессий – трагедия целого народа» (запись на доске и в тетради)
- Как мы можем назвать режим, сложившийся в это время (тоталитарный)
- Какого человека формирует тоталитарное общество (человека, живущего по шаблону, не имеющего своего мнения или боящегося его иметь)
- Что такое репрессии? (карательная мера, наказание)
- Были ли репрессии в истории нашей страны до ХХ века? (опричнина Ивана Грозного, казнь стрельцов Петром I)
- Но такого размаха репрессий как было в сталинское время страна не знала.
(Презентация) Согласно ст.1 Закона «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 года политическими репрессиями являются применяемые государством к гражданам по политическим мотивам меры принуждения в виде лишения жизни и свободы. С какого момента начинаются массовые репрессии? Чем они определены? (30-е годы ХХ века, борьба с инакомыслием за чистоту рядов партии)
- И все-таки 1935-36 гг. многими воспринимались как переломные. Москва была полна слухов о предстоящих реформах.
- в сентябре 1935 отмена продовольственных карточек;
- в армии были восстановлены некоторые офицерские звания;
- возвращались гражданские права ряду категорий населения;
- в конце 1935 года реабилитировано казачество;
- в феврале 1936 года освобождены инженеры-вредители;
- было разрешено праздновать Новый год, запрещенный в 1929 году.
Казалось, времена нетерпения проходили. Но…
В мае 1934 года арестован Мандельштам, написавший такие строки:
«Мы живем, над собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлевского горца».
Через 3 года он был расстрелян. В подвалах лубянки к весне 1936 года собрано 300 оппозиционеров, из которых выбивают показания; летом 1936 года – умер Горький, в этом же году по распоряжению Сталина была принята инструкция, разрешавшая любые методы следствия. Впервые ее применили в ходе повторного следствия по делу Зиновьева и Каменева, в августе 1936 года состоялся суд над ними, приговор – смертная казнь.
А в ноябре-декабре 1936 года была принята новая Конституция, ее назвали конституцией победившего капитализма, а в народе «бумажной». Конституция провозглашала и гарантировала социально-экономические права и политические свободы, но не гарантировало право на жизнь.
«Чего нет в документе, того нет на свете» - говорил Сенека. Вывод – жизнь человека не была ценностью. Машина террора набирала обороты. Начались аресты среди военных, арестованы многие директора заводов, десятки тысяч старых партийцев и простых людей.
- 1937 год – арестованы Бухарин и Рыков;
- застрелился Серго Орджоникидзе;
- арестованы зам.наркома обороны М.Н.Тухачевский, командарм 1-го ранга И.Э.Якир командующий Киевским военным округом; М.П.Уборевич – командующий Белорусскими военным округом.
(презентация)
Уровень репрессий поднимался все выше. Казалось, что ничто не может остановить эту мясорубку. Из доклада М.М.Кагановича в институте Советского строительства и права: «У нас есть законы. Наши законы определяют функции и круг деятельности отдельных органов государственной власти. Но наши законы определяются революционной целесообразностью в каждый даны момент»
- Как автор объясняет характер советских законов? (революционной необходимостью)
- Защищают ли они права человека? (нет, они отстаивают существующую в стране идеологию). Это позволяло государству лишать человека права на жизнь. Репрессии обрушились на народ. Расцвели подозрительность и злопыхательство. Мелкие людишки бросились сводить счеты со своими обидчиками. Страх поглотил страну. Страх давал возможность управлять людьми в своих интересах (Видеоролик из К/ф «Московская сага»).
80% людей живут под вечным страхом окрика или потери социальной опоры. Молочница боится конфискации коровы, крестьянин – коллективизации, советский работник – непрерывных чисток. «Мы живем в эпоху великого страха» (Афиногенов из повести «Страх»)
Шло соревнование между местными органами НКВД: кто быстрее и больше обезвредит «врагов народа». Не обошла волна репрессий и наш Балашовский район. (Данные по району на слайде).
Рассказы учащихся о репрессированных в нашем районе. (И.Е.Чаплыгин и С.Е.Дёмин. Презентация)
А. Ахматова вспоминала: «В страшные годы ежовщины я провела 17 месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то «опознал меня». Тогда стоящая за мной женщина очнулась от оцепенения и спросила: «А это вы сможете описать?» я сказала что могу».
Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад.
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград.
И, когда обезумев от горя,
Шли уже осужденных полки,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки.
Звезды смерти стояли над нами.
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных Марусь.
(Анна Ахматова «Реквием»)
Ученица исполняет песню Розенбаума «Вальс 37-го года»
- Но почему Сталин и его окружение уничтожили ленинскую партию, опустошили армию, раздавили интеллигенцию, выкосили все лучшие силы рабочих и крестьян?
Отвечают учащиеся, высказывая собственное мнение. Учитель подводит итог.
- Эти силы таили угрозу той системе, которую строило сталинское руководство.
- Это были соперники в борьбе за власть (политическое объяснение)
- Избранная экономическая модель требовала огромного количества подневольных рабочих рук. (экономическое объяснение)
- Установившийся в стране террористический режим деспотической личной власти Сталина опирался на огромный бюрократический аппарат, который Сталин считал нужным обновить. Именно такую схему управления осуществлял Сталин, а это означало постоянные репрессии, независимо от личных качеств людей и их преданности вождю.
Все строилось на страхе, пронизано страхом, порождено страхом. Великий страх. Государственный страх.
- Имелась ли возможность предотвратить это? (Да. Достигнутый уровень развития производительных сил, открывая перед страной несколько путей.)
Домашнее задание: написать эссе об альтернативах развития СССР в 30-е годы.
Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ ХХ век тема: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКАПО ИСТОРИИ РОССИИ ХХ век9 класс тема: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»...
Конспект урока по истории в 9 классе по теме «Реформа политической системы: цели, этапы, итоги»
Конспект урока по истории в 9 классе по теме«Реформа политической системы: цели, этапы, итоги» и презентация к уроку...
конспект урока по истории "Афганская война:политические амбиции и человеческие судьбы"
урок с использованием фрагмента к/ф "Девятая рота"...
конспект урока по истории "Афганская война:политические амбиции и человеческие судьбы"
урок с использованием фрагмента к/ф "Девятая рота"...
Урок по истории на тему "Политический кризис 1993 г. и принятие новой Конституции Российской Федерации" 9 класс
Политический кризис 1993 г. и принятие новой Конституции Российской Федерации Цели: образовательные: - охарактеризовать политический кризис 1993г;-определить значение Конституции Р.Ф.;-спос...
Урок по истории на тему "Политическая раздробленность"
Презентация к уроку истории на тему: "Политическая раздробленность". Междоусобный войны, борьбаза власть....
Брэйн-ринг "История слова как история целого народа" (на основе "Историко-этимологического словаря" В.И.Абаева)
Дети, как и большинство взрослых, очень редко задумываются над происхождением того или иного слова. А ведь зачастую этимология, казалось бы, самого простого и наиболее часто употребляемого в быт...