Урок по истории в 11 классе "История политических репрессий-судьба целого народа"
план-конспект урока по истории (11 класс) по теме

Цель данного урока- осмысление трагической судьбы страны, человека в период политических репрессий, углубить и обобщить знания учащихся по теме " Политическое развите СССР в 20-30-е годы XX века", используя краеведческий материал. Учащиеся провели большую поисковую работу по выявлению жителей нашего города и района, пострадавших в 30-е годы от репрессивной машины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_politicheskih_repressiy.rar13.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Балашова»

Урок

по истории России

в 11 классе

«История политических репрессий -судьба целого народа.»

Учитель истории

МОУ СОШ №3

Барбашина С.В.

2011г.

Тема: История политических репрессий – судьба целого народа.

Цель: Осмысление трагической судьбы страны; человека в период политических репрессий.

Задачи:

  1. Образовательные:
  1. углубить и обобщить знания учащихся по теме «Политическое развитие СССР в 20-30-е годы ХХ века»;
  2. расширить знания учащихся по истории политических репрессий в СССР на основе краеведческого материала.

2. Развивающие:

  1. совершенствовать методы поисковой работы учащихся;
  2. развитие умения выражать и аргументировать свое мнение об исторических событиях.

3. Воспитательная:

  1. показать пагубность тоталитарных  режимов, культа личности;
  2. воспитывать у учащихся чувство сострадания к невинно осужденным;
  3. воспитывать чувство ответственности за судьбу своей страны;
  4. воспитывать гражданскую позицию у учащихся.


Оборудование: компьютер, проектор

Ход урока

  1. Оргмомент (2-3 минуты)
  2. «Каждый человек – это мир, который с ним рождается и с ним умирает: под каждой могильною плитою лежит всемирная история» (Сенека) (на доске эпиграф).

Приветствие:

- Хочу начать урок с видеоролика:

  1.  «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». (видеоролик на песню)

- Какой период в истории нашей страны иллюстрирует данный ролик? (30-е годы ХХ века, годы первых пятилеток).

- Чем гордилась страна в это время? (великими стройками. Символами эпохи стали Магнитка, Кузнецкий металлургический комбинат, Днепрогэс, Сталинградский тракторный завод, Турксиб и другие стройки)

  1.  «Широка страна моя родная». (видеоролик на песню)

- Посмотрите на этих людей. Что можно о них сказать? (счастливые, гордые лица, уверенные в завтрашнем дне)

- Уверенные, сильные, красивые, шаг – широкий, поступь – твердая, улыбка в пол-лица. В фильмах того времени людей показывают исключительно энтузиастами, страну – процветающей, будущее – прекрасным.. И, действительно, было то, чем мы по праву можем гордиться, но было и то, о чем предпочитаем молчать.

III. отрывок из к/ф «Московская сага»

- О чем рассказывает этот ролик? (о репрессиях против своего народа)

- Кого сажали? (людей самых разных профессий; от рабочего до директора завода, от рядового члена партии до члена ЦК, от солдата до генерала)

- За что сажали? (за несогласие с официальной линией партии, а, значит, со Сталиным)

Обращение к эпиграфу:

- История – это память народа, дающая знание того, что было. Мы сегодня поразмышляем о том, что было.

Давайте попробуем определить тему урока: (учащиеся называют тему урока)

Тема урока: «История политических репрессий – трагедия целого народа» (запись на доске и в тетради)

- Как мы можем назвать режим, сложившийся в это время (тоталитарный)

- Какого человека формирует тоталитарное общество (человека, живущего по шаблону, не имеющего своего мнения или боящегося его иметь)

- Что такое репрессии? (карательная мера, наказание)

- Были ли репрессии в истории нашей страны до ХХ века? (опричнина Ивана Грозного, казнь стрельцов Петром I)

- Но такого размаха репрессий как было в сталинское время страна не знала.

(Презентация) Согласно ст.1 Закона «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 года политическими репрессиями являются применяемые государством к гражданам по политическим мотивам меры принуждения в виде лишения жизни и свободы. С какого момента начинаются массовые репрессии? Чем они определены? (30-е годы ХХ века, борьба с инакомыслием за чистоту рядов партии)

- И все-таки 1935-36 гг. многими воспринимались как переломные. Москва была полна слухов о предстоящих реформах.

  1. в сентябре 1935 отмена продовольственных карточек;
  2. в армии были восстановлены некоторые офицерские звания;
  3. возвращались гражданские права ряду категорий населения;
  4. в конце 1935 года реабилитировано казачество;
  5. в феврале 1936 года освобождены инженеры-вредители;
  6. было разрешено праздновать Новый год, запрещенный в 1929 году.

Казалось, времена нетерпения проходили. Но…

В мае 1934 года арестован Мандельштам, написавший такие строки:

«Мы живем, над собою не чуя страны,

Наши речи за десять шагов не слышны,

А где хватит на полразговорца,

Там припомнят кремлевского горца».

Через 3 года он был расстрелян. В подвалах лубянки к весне 1936 года собрано 300 оппозиционеров, из которых выбивают показания; летом 1936 года – умер Горький, в этом же году по распоряжению Сталина была принята инструкция, разрешавшая любые методы следствия. Впервые ее применили в ходе повторного следствия по делу Зиновьева и Каменева, в августе 1936 года состоялся суд над ними, приговор – смертная казнь.

А в ноябре-декабре 1936 года была принята новая Конституция, ее назвали конституцией победившего капитализма, а в народе «бумажной». Конституция провозглашала и гарантировала социально-экономические права и политические свободы, но не гарантировало право на жизнь.

«Чего нет в документе, того нет на свете» - говорил Сенека. Вывод – жизнь человека не была ценностью. Машина террора набирала обороты. Начались аресты среди военных, арестованы многие директора заводов, десятки тысяч старых партийцев и простых людей.

  1. 1937 год – арестованы Бухарин и Рыков;
  2. застрелился Серго Орджоникидзе;
  3. арестованы зам.наркома обороны М.Н.Тухачевский, командарм 1-го ранга И.Э.Якир командующий Киевским военным округом; М.П.Уборевич – командующий Белорусскими военным округом.

(презентация)

Уровень репрессий поднимался все выше. Казалось, что ничто не может остановить эту мясорубку. Из доклада М.М.Кагановича в институте Советского строительства и права: «У нас есть законы. Наши законы определяют функции и круг деятельности отдельных органов государственной власти. Но наши законы определяются революционной целесообразностью в каждый даны момент»

- Как автор объясняет характер советских законов? (революционной необходимостью)

- Защищают ли они права человека? (нет, они отстаивают существующую в стране идеологию). Это позволяло государству лишать человека права на жизнь. Репрессии обрушились на народ. Расцвели подозрительность и злопыхательство. Мелкие людишки бросились сводить счеты со своими обидчиками. Страх поглотил страну. Страх давал возможность управлять людьми в своих интересах (Видеоролик из К/ф «Московская сага»).

80% людей живут под вечным страхом окрика или потери социальной опоры. Молочница боится конфискации коровы, крестьянин – коллективизации, советский работник – непрерывных чисток. «Мы живем в эпоху великого страха» (Афиногенов из повести «Страх»)

Шло соревнование между местными органами НКВД: кто быстрее и больше обезвредит «врагов народа». Не обошла волна репрессий и наш Балашовский район. (Данные по району на слайде).

Рассказы учащихся о репрессированных в нашем районе. (И.Е.Чаплыгин и С.Е.Дёмин. Презентация)

А. Ахматова вспоминала: «В страшные годы ежовщины я провела 17 месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то «опознал меня». Тогда стоящая за мной женщина очнулась от оцепенения и спросила: «А это вы сможете описать?» я сказала что могу».

Это было, когда улыбался

Только мертвый, спокойствию рад.

И ненужным привеском болтался

Возле тюрем своих Ленинград.

И, когда обезумев от горя,

Шли уже осужденных полки,

И короткую песню разлуки

Паровозные пели гудки.

Звезды смерти стояли над нами.

И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми сапогами

И под шинами черных Марусь.

(Анна Ахматова «Реквием»)

Ученица исполняет песню Розенбаума  «Вальс 37-го года»

- Но почему Сталин и его окружение уничтожили ленинскую партию, опустошили армию, раздавили интеллигенцию, выкосили все лучшие силы рабочих и крестьян?

Отвечают учащиеся, высказывая собственное мнение. Учитель подводит итог.

-  Эти силы таили угрозу той системе, которую строило сталинское руководство.

  1. Это были соперники в борьбе за власть (политическое объяснение)
  2. Избранная экономическая модель требовала огромного количества подневольных рабочих рук. (экономическое объяснение)
  3. Установившийся в стране террористический режим деспотической личной власти Сталина опирался на огромный бюрократический аппарат, который Сталин считал нужным обновить. Именно такую схему управления осуществлял Сталин, а это означало постоянные репрессии, независимо от личных качеств людей и их преданности вождю.

Все строилось на страхе, пронизано страхом, порождено страхом. Великий страх. Государственный страх.

- Имелась ли возможность предотвратить это? (Да. Достигнутый уровень развития производительных сил, открывая перед страной несколько путей.)

Домашнее задание: написать эссе об альтернативах развития СССР в 30-е годы.

Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ ХХ век тема: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКАПО ИСТОРИИ РОССИИ  ХХ век9 класс   тема: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»...

Конспект урока по истории в 9 классе по теме «Реформа политической системы: цели, этапы, итоги»

Конспект урока по истории в 9 классе по теме«Реформа политической системы: цели, этапы, итоги» и презентация к уроку...

Урок по истории на тему "Политический кризис 1993 г. и принятие новой Конституции Российской Федерации" 9 класс

Политический кризис 1993 г. и принятие новой Конституции Российской Федерации Цели: образовательные: - охарактеризовать политический кризис 1993г;-определить значение Конституции Р.Ф.;-спос...

Урок по истории на тему "Политическая раздробленность"

Презентация к уроку истории на тему: "Политическая раздробленность". Междоусобный войны, борьбаза власть....

Брэйн-ринг "История слова как история целого народа" (на основе "Историко-этимологического словаря" В.И.Абаева)

Дети, как и большинство взрослых,  очень редко задумываются над происхождением того или иного слова. А ведь зачастую этимология, казалось бы, самого простого и наиболее часто употребляемого в быт...