«Знать, чтобы помнить. Помнить, чтобы не повторить». (История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР).
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
Конспект интегрированного урока литературы и истории в 11 классе. Урок затрагивает очень непростую тему - отношение современной молодёжи к проблеме репрессий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok._literatura_i_istoriya.docx | 24.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Сачкова Ирина Викторовна,
учитель русского языка и литературы,
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4» г. Щёкино Тульской области
Конспект интегрированного урока литературы и истории в 11 классе
Методический замысел урока и обоснование его темы:
Данный урок был проведён 10 апреля 2009 года (2008/2009 уч. год) в 11 классе. Время проведения – 2 урока. Задуман после изучения произведений А.И.Солженицына и В.Т.Шаламова, как итоговое занятие, а также при вновь открывшихся сведениях. Ученик данного класса рассказал, что его бабушка была репрессированной. Кроме этого, возникла необходимость в рассмотрении поэзии о годах репрессий, кто и как из поэтов выступал против сталинского режима.
Урок затрагивает очень непростую тему – отношение современной молодёжи к проблеме репрессий. В школе ведётся большая исследовательская работа по краеведению и литературоведению.
Замысел урока состоял в том, чтобы на основе разнообразных документов, работы в архивах, встреч с родственниками людей, которых коснулась страшная трагедия – сталинские репрессии, – найти ответы на поставленные вопросы. Только такой путь помогает ученикам более полно воспринимать чужую боль как собственную.
Работа с архивными источниками, материалами периодической печати, художественными произведениями способствовала формированию у учеников навыков отбора и систематизации материала, воспитанию качеств гражданина и патриота, человека, способного отличить добро и зло.
Приобщение учеников к теме политических репрессий через эмоциональное воздействие на них рассматривается как восстановление связи поколений.
Главная задача урока – идея Памяти и необходимости её сохранения.
Тип урока: урок-исследование.
Вид урока: урок обобщения и систематизации знаний, осмысления и понимания историко-литературоведческих процессов и явлений.
Форма проведения урока: семинар.
Методы и технологии обучения: словесный, поисковый, исследовательские и проблемные задания, оценка историко-литературных процессов, явлений, событий; самостоятельная работа с литературными произведениями (проза и поэзия); устные сообщения учащихся; обучение в сотрудничестве.
Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная исследовательская деятельность.
Оборудование урока, источники информации: портреты писателей А.И.Солженицына и В.Т.Шаламова, портреты Сталина и Берия; выставка книг по теме урока; документы, фотографии из семейного архива; карта Щёкино и Щёкинского района.
Основные понятия: репрессии, реабилитация, ГУЛАГ, «враг народа», тоталитаризм, ОИТК, СВЭ, АСА.
Подготовка к уроку:
Учащиеся: четыре группы учащихся (по 3 человека) готовят свои выступления, подготовка которых включала в себя поиск биографического материала; подбор стихотворений, соответствующей тематики и их анализ; соотнесение творчества писателей (А.Солженицына и В.Т.Шаламова) с историческими и политическими событиями в стране; чтение рассказов А.И.Солженицына «Матрёнин двор», «Один день Ивана Денисовича», главы из романа «Архипелаг ГУЛАГ» и В.Т.Шаламова «Колымские рассказы»; знать биографии писателей; уметь высказывать своё мнение по поводу прочитанных произведений; найти семьи, где были репрессированные родственники, и записать рассказы о жизни; предоставить материалы, документы, фотографии, взятые в личных архивах.
1-я группа:
- Что такое репрессии?
- Кого в СССР подвергли массовым политическим пыткам?
- Каковы масштабы массовых репрессий в СССР и меры наказания репрессированных?
2-я группа:
- Как в своих произведениях А.И.Солженицын и В.Т.Шаламов раскрывают тему репрессий?
- Подготовить сравнительный анализ произведений на выбор, привести примеры из текстов, высказать своё мнение, сделать выводы.
- Краткие биографические сведения о жизни и творчестве Солженицына и Шаламова.
3-я группа:
- Для чего поэты обсуждали лагерную тему в своих произведениях?
- Имели ли право поэты обсуждать тему репрессий на мировом уровне?
- Кто из поэтов стал жертвой политических репрессий и как боролся с несправедливостью?
- Подготовить краткий анализ стихотворений (на выбор). Дать личный комментарий по теме.
4-я группа:
- Определить масштаб массовых репрессий в Щёкино и районе.
- Найти семьи, родственники которых были узниками лагерей.
- Собрать материал, подтверждающий о наличии репрессированных в нашем городе и районе.
- Изучить письма, рассказывающие о сопротивлении сталинскому режиму.
Учитель: выставка книг о писателях и их произведениях; оформление доски: запись темы урока, эпиграфа, основных понятий; портреты писателей и поэтов; подготовка вопросов для групп «Литераторов» и «Историков»; рекомендации учащимся при подготовке к уроку; оказание помощи при работе с документами и при беседах с родственниками репрессированных.
Приглашённые, гости: Андрей Владимирович Волынский – внук М.А.Волынского, Ольга Сергеевна – жена внука. Щукин Алексей Михайлович – отец Щукина Михаила, сын репрессированной Щукиной Антонины.
Тема урока: «Знать, чтобы помнить. Помнить, чтобы не повторить».
(История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР).
Цели урока:
- более глубоко изучить историю политических репрессий и сопротивления несвободе в Щёкинском районе Тульской области;
- способствовать сохранению памяти о жертвах политических репрессий и преступлениях советского государства;
- обобщить творчество писателей В.Т.Шаламова и А.И.Солженицына;
- показать на примерах исторических фактов и литературных произведений судьбу мучеников ГУЛАГа;
- дать морально-правовую оценку периода репрессий;
- развивать навыки исследовательской работы у учащихся;
- способствовать формированию умений и навыков анализировать, рассуждать, делать выводы, работать с документами, решать проблемные задания, работать и взаимодействовать в малых группах;
- воспитывать у учащихся нравственную и гражданскую позицию, чувство долга, добра, стремление проявить заботу о людях;
Эпиграф: Забыть это нельзя,
Прощать это нельзя,
Повторять это нельзя.
В.Бакалдин
Ход урока:
Организационный момент. Приветствие.
Вступительное слово учителя.
Всем, кто клеймён был статьёю полсотни восьмою,
Кто и во сне окружён был собаками, лютым конвоем,
Кто по суду, без суда, совещаньем особым
Был обречён на тюремную робу до гроба,
Кто был с судьбой обручён кандалами, колючкой, цепями
Им наши слёзы и скорбь, наша вечная память!
Первая половина XX века насыщена политическими событиями. Многие из них непосредственно связаны с личностью И.В.Сталина. Не один десяток лет нашу страну сотрясали репрессии. Они затронули людей разных национальностей, разных возрастов, разных профессий и очень резко меняли жизнь людей. Страдали не только те, кого наказывали, но и их семьи, родственники.
Сегодня на уроке мы будем говорить о самом страшном периоде в истории нашей страны – о тоталитарном сталинском режиме. Узнаем ваше мнение о сопротивлении этому режиму, и как поэты и писатели выступали в своих произведениях о несвободе в СССР. Можно ли было так открыто говорить, с критикой и негодованием об этом времени?
Слово предоставим 1-ой группе, которая собрала необходимый материал по теме «Массовые репрессии в СССР».
Выступление 1-ой группы по теме «Массовые репрессии в СССР».
(Материал приложений и вопросы, освещаемые учащимися)
- Что же такое политические репрессии? (Карательные меры, исходящие от государственных органов).
Репрессии – это наказание, применяемое государством. Политические репрессии, согласно Закону РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991 – это меры принуждения, применяемые исходя из политических мотивов, такие как лишение жизни и свободы, помещение на принудительное лечение в психиатрическое учреждение, высылка, ссылка, лишение гражданства, лишение прав и свобод лиц, которые были признаны опасными или неблагонадёжными по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам.
- Что послужило поводом к началу массовых политических репрессий в СССР? (Убийство 18 декабря 1934 года секретаря ленинградского губкома ВКП С.М.Кирова).
- Что такое государственный террор? (1. Устрашение своих политических противников, выражающееся в физическом насилии, вплоть до унижения. 2. Жёсткое запугивание, насилие).
Годы «Большого террора». 1937-1938 г.г. – это годы массовых арестов. НКВД возглавил Ежов, но не ему принадлежал замысел акции «Большого террора», он был лишь исполнителем. Идеологически «Большой террор» был основан ещё в 1928 году сталинским тезисом об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму. Ежов представил план «Большого террора» на утверждение Политбюро ЦК ВКГ 2 июля 1937 года.
- Сколько жертв «Большого террора» официально опубликовало НКВД?
(1.344.923 – арестованных, 681.692 – расстрелянных. Известный историк Конквест называет число жертв «Большого террора»: 12-14 млн. человек арестованных, не менее 1 млн. расстрелянных).
- Когда закончился «Большой террор»? (Формально 17 ноября 1939 года. С 25 ноября 1938 года НКВД возглавил Л.П.Берия).
- Что такое концентрационный лагерь? (Место заключения и физического уничтожения политических противников, инакомыслящих в периоды репрессий и беззакония).
- День памяти жертв политических репрессий – 30 октября.
Учитель: Мы начали серьёзный разговор и затронули важную тему истории нашей страны. Думаю, что вы не остались равнодушными к данной проблеме. Но мы не закончим изучать данную тему на одном уроке, этот разговор продолжится на следующих уроках истории, где обратимся к фактам. Уроки литературы помогают нам понять состояние души героев, а значит, и авторов. Главным здесь становится эмоциональное воздействие.
Выступление 2-ой группы по теме «Лагерные университеты Солженицына и Шаламова».
Учитель: В русской прозе 1970–90-х годов, а также «возвращенной» литературе значительное место занимают произведения, в которых воссоздана трагедия народа, пережившего массовые репрессии в сталинскую эпоху. Лагерная тема нашла отражение в прозе В.Шаламова, А.Солженицына, Ю.Гроссмана и других авторов, испытавших на себе ад ГУЛАГа. Солженицын и Шаламов стали одними из первых в современной литературе, кто открыто заговорил на эту тему.
1.Основные вехи жизни и творчества А.И.Солженицына (приложение).
2.Основные вехи жизни и творчества В.Т.Шаламова (приложение).
Вывод: Оба, Солженицын и Шаламов, испытали на себе, что значит быть репрессированным. Оба посвятили этой теме свои произведения. Солженицын поведал миру и своей родине о бесчеловечной системе насилия и лжи, удерживавшей более семи десятилетий у власти тиранический режим. В его лице русская культура открыла внутри себя источник своего спасения, освобождения, возрождения. Солженицыным на всем пути через адские пропасти Архипелага движет надежда на воскрешение.
Отличительная черта творчества Шаламова – вселенская безнадежность. Писатель никогда ничего не оценивает. Он утверждает, что в его рассказах «изображены люди в крайне важном, еще не описанном состоянии».
Творчество Шаламова и Солженицына объединяет общее понятие – враги народа. Кто они, враги народа, у этих писателей? За что они осуждены?
3.Отражение лагерной темы в произведениях писателей (краткий сопоставительный анализ произведений).
Вывод: Единственным памятником истории для нас остаются книги, которые всегда напомнят нам о прошлом, предостерегут от ошибок прошлого, помогут в будущем. Писатели стремились в своих произведениях передать всю ту атмосферу, которая царила в нашей стране в годы репрессий, и смогли этого добиться. Только в мире людей человек остаётся жив.
Выступление 3-ей группы по теме «Поэты против репрессий».
Учитель: Чаще всего на уроках литературы мы вспоминаем стихи А.А.Ахматовой, О.Мандельштама, А Блока и других поэтов, знакомимся с их творчеством, узнаём об их лишениях, гонениях, нелёгкой судьбе. Но сегодня ребята подготовили нам сообщения о малоизвестных стихах Юрия Осиповича Домбровского и Анатолия Владимировича Жигулина. Послушаем, как эти поэты обсуждали лагерную тему в своих произведениях? Имели ли они право на это?
(Учащиеся представляют стихотворения поэтов о годах репрессий, о лагерной жизни, о памяти жертвам сталинского режима с кратким комментарием и оценкой, а также рассказывают о поэтах, которые сами стали гонимыми властью). (Приложение).
Вывод: Поэзия неволи. Такими словами можно подвести итог сказанного. Мы услышали малоизвестные стихи поэтов ГУЛАГа: Анатолия Владимировича Жигулина и Юрия Осиповича Домбровского. У всех произведений есть общая черта: авторы писали их втайне на обрывках бумаги, прятали под тюфяками или вшивали в одежду, при обысках всё уничтожалось, но в силу необъяснимых причин стихи каким-то чудом проросли сквозь страшные условия лагерной жизни. Они открыли нам тайну, взгляд в прошлое.
Выступление 4-ой группы по теме «Мой край в годы репрессий».
Учитель: Вы имеете достаточно полное представление о тоталитарном режиме, который сложился в нашей стране. Всё, что тогда происходило в стране, коснулось и нашего города и района. Сегодня мы послушаем рассказ ребят, которые подготовили материал о наших земляках, переживших сталинские репрессии, об их отношении к власти и властей к этим гражданам, а также послушаете рассказы детей репрессированных, наших гостей.
(Приложения к уроку; зачитываются письма, воспоминания репрессированных; даётся к ним комментарий; учащиеся знакомят с Книгой памяти жертв политических репрессий в Тульской области; слушают рассказы о своей семье Волынского Андрея и Щукина Алексея).
Вывод: Нельзя забывать о том времени, чтобы подобное не повторилось. Люди не должны чувствовать себя бесправными существами в руках властей, но и сами должны уважать права других граждан и соблюдать законы. Необходимо быть терпимыми, гуманными, цивилизованно решать возникающие проблемы и конфликты.
Итог урока: Время не стоит на месте. На наших глазах совершаются события огромной важности. Истинное их понимание придёт к вам позже. Теперь мы знаем, как пострадали многие люди, в том числе и жители нашего города от авторитарного режима. Постараемся не забыть ничего и не потерять память. Люди, которые делали попытки противостоять тоталитарному режиму – совершили подвиг. И сегодня хочется всем присутствующим сказать огромное спасибо за такой содержательный и поучительный урок, урок жизни.
Литература:
1.Книга памяти жертв политических репрессий в Тульской области в 1917 1987 г.г.. Том 1,2,3. Гриф и К. Тула, 2003.
2.Книга для учителя: История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР (Интернет-ресурсы).
3.Хлевнюк О.В. Государственный террор в СССР в 30-е г.г. XX в. Преподавание истории и обществознания в школе, 2003 № 2.
4.История Отечества в документах 1917-1993 г.г. Хрестоматия для учащихся старших классов средней школы. М.: ИЛБИ, 1995.
5.Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература 20 века: Учебник для 11 класса: В 2 ч. – 5-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.
6.Тексты художественной литературы. Произведения А.И.Солженицына и В.Т.Шаламова.
7.Сборники стихотворений и отдельные издания, относящиеся к теме урока.
Сбор материала (источники информации):
1.Архив МВД г.Тула (отдел реабилитации). Проспект Ленина, 83.
2.Архив новейшей истории. Проспект Ленина, 44-а
3.Городская библиотека г.Щёкино. Материал предоставила Осипова Валентина Александровна – зав. читальным залом городской библиотеки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР"
· Цель урока: вызвать интерес к личности и творчеству А.И.Солженицына, ставшего символом открытости, воли, верности, памяти....
Знать, чтобы помнить! «Краю – 75: помним, гордимся, наследуем!»
Разработка Единого Всекубанского классного часа «Краю – 75: помним, гордимся, наследуем!» в 10-11 классах. Форма классного часа: презентация фото-летописи «Помнить, забыть нельзя» с просмот...
Класс: 11 – 10. Тема: «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР.Триумф или трагедия»
Класс: 11 – 10.Тема: «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР. Триумф или трагедия» Урок был отправлен на конкурс "Уроки 90-х"...
История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР.
Цели и задачи урока:Показать беззаконность массовых репрессий, их широкий размах и рост недовольства в стране.Формировать умение работать с историческими документами, архивными источниками, литературо...
Внеклассное мероприятие "Помнить, чтобы не повторилось"
Классный час "Помнить, чтобы не повторилось"...
План конспект урока-экскурсии в музей А.И. Солженицына п. Мезиновский Гусь-Хрустального района по теме:"История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР"
Обсуждение романа А.И. Солженицына " В круге первом" и рассказа " Матрёнин двор"...
Сценарий внеклассного мероприятия "Знать, чтобы помнить, помнить, чтобы гордиться"
Данная разработка относится к категории материалов по военно- патриотическому воспитанию. Она поможет классному рководителю подготовить и провести мероприятие с учащимися, посвящённое героям Гра...