Нравственные уроки повести В.Г.Короленко "В дурном обществе"
проект по литературе (5 класс) на тему
Исследовательская работа по повести.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_v_durnom_obshchestve.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Ляжмаринская основная общеобразовательная школа»
Школьная научно-практическая конференция школьников
«Нравственные уроки повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»».
/Исследовательская работа/
Работу выполнила:
Ямаева Мария,
ученица 5 класса
МБОУ «Ляжмаринская ООШ»
Руководитель:
Дождикова Л.Н.
учитель русского языка
и литературы
Русская Ляжмарь, 2014год.
Цель:
- раскрыть значение слов: нравственность, доброта, любовь, совесть, сострадание и милосердие;
- нахождение в тексте примеров, относящихся к нравственным качествам;
- сравнить две семьи, как в каждой из них относятся к детям;
- прививать интерес к повести В.Г.Короленко.
Итоговый продукт.
Добродетель всякая – есть свет душевный.
Всякая доброта исходит от души, от сердца. Только добрый человек совершает добрые дела. Было бы в жизни всегда так!
Что можно отнести к нравственным качествам?
- Доброта
- Любовь
- Совесть
- Сострадание
- Милосердие
Я провела небольшую словарную работу:
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Доброта – это человеческое качество, ценнейшее из всех.
Любовь – чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности. Без любви добра не бывает… возлюби ближнего своего, как самого себя.
Милосердие – готовность помочь кому–нибудь или простить кого–нибудь из сострадания, человеколюбия.
Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим–нибудь несчастьем, горем.
Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.
Во-первых, всеми этими качествами наделён сам автор этого произведения. В.Г.Короленко написал повесть в годы пребывания в якутской ссылке (1881 – 1884). Продолжил работу над ним в 1885 году в Санкт-Петербурге, в доме предварительного заключения. Эти факты о многом говорят…
А наделён ли выше перечисленными качествами его главный герой?
Главный герой рассказа – мальчик Вася, сын судьи, сын отца, который не нашёл в своём сердце место для сына. Так как очень страдал из-за смерти жены – матери Васи. Дома Вася не встречал ни понимания, ни любви. Он был предоставлен сам себе. Мальчик попадает в тот социум, который многие люди считают дурным. Далеко ходить не надо и сейчас, в наше современное время, такое встречается. Но ему, как я считаю, повезло. Он встретил настоящих друзей, которые в трудную минуту могут помочь, поддержать.
Пан Тыбурций и его дети: Валек и Маруся повлияли на формирование личности героя, хотя сами относились к «дурному обществу». Они были нищие. Еду добывали нередко воровством. Но в их семье Вася нашёл то, чего ему не хватало в родном доме – любовь.
Приведу небольшую сравнительную характеристику.
В семье судьи | В семье Тыбурция Драба |
Живут в большом доме. Отец – судья. | Живут в заброшенной часовне. Нищие. |
Отец перестал обращать внимания на сына. | Тыбурций любит своих детей, старается оберегать их, внимательный к ним. |
Вася очень любил свою сестру, но старая нянька запрещает играть с Соней. | Тыбурций согласился на дружбу детей. И они могли часами лежать на траве и беседовать. (Беседовать – вот чего не хватало Васе!) |
Пропасть между отцом и сыном становилась всё больше. Отец решает, что сын его испорченный мальчик. «Мальчика все звали бродягой, негодным мальчишкой». Смотрел на сына сурово и холодно. «Вася боялся отца и всегда убегал из дома» | «Может это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу» - сказал Тыбурций. Тыбурций имел в виду, что важно, когда ребенок из обеспеченной семьи с детства узнает, что не все живут хорошо, что есть бедность и горе, научится сострадать этим людям и жалеть их. Он увидел в нём хорошего мальчика: доброго, отзывчивого. Тыбурций смотрел на всех троих странными глазами, «в которых светилась слеза»
|
Таким образом, в своей родной семье Вася не находит любовь. | А здесь его ждут, ему рады, его понимают, его любят. |
Вася размышляет: его друзья нищие, воры, у них нет дома. Многие бы презрительно относились к таким, но Вася по натуре добрый человек, и он жалеет Валека и Марусю. Я считаю, что он чувствует к ним сострадание и проявляет милосердие.
Приведу такие примеры:
- Во время ужина Вася обратил внимание, как дети с жадностью едят мясо, «даже облизывали свои засаленные пальцы».
- Он приносил им яблоки из своего сада.
- Затевал весёлые игры, громко смеялся, рассказывал Марусе сказки.
- Жалеет больную Марусю.
- Принёс ей куклу своей сестры, чтобы облегчить её страдание.
- Сочувствует горькой грусти Валека.
- Сочувствует всем изгнанникам, постоянно называет несчастными: «несчастные тёмные личности, несчастливцы».
- В глазах Тыбурция замечает постоянную глубокую печаль.
- У Васи «сжималось сердце» при воспоминании о тех, кто остался без крова.
Милосердие проявляет и пан Тыбурций. Он понял, что Вася в беде. Пришёл в дом судьи, принёс куклу (потому что она уже не нужна Марусе – девочка умерла) и рассказал правду о том, почему Вася часто посещал часовню.
Тут просыпается совесть судьи. Он посмотрел на сына другими глазами, которые выражают любовь и доброту. И теперь он будет смотреть на него только такими глазами. Потому что сам по себе судья – добрый человек. Просто горе победило всё. Пан Тыбурций открыл ему глаза. Мне понравилось, как отец положил руку на плечо Васи после прихода Тыбурция. Он его никогда не ласкал, а тут вдруг погладил.
С помощью самоотверженного поступка Тыбурция судья увидел не образ бродяги-сына, к которому он привык, а истинную душу своего ребенка:
«Я вопросительно поднял глаза на отца. Теперь передо мной стоял другой человек, но в этом именно человеке я нашел что-то родное, чего тщетно искал в нем прежде. Он смотрел на меня обычным своим задумчивым взглядом, но теперь в этом взгляде виднелся оттенок удивления и как будто вопрос. Казалось, буря, которая только что пронеслась над нами обоими, рассеяла тяжелый туман, нависший над душой отца. И отец только теперь стал узнавать во мне знакомые черты своего родного сына».
Итак, чему же учит эта повесть?
Как я считаю, Короленко хотел сказать своему читателю о том, что как бы тяжело на душе не было, как бы сердце не болело, всегда есть шанс сохранить в себе человека, человека доброго. Пусть даже если находится среди зла. Ведь добро всегда побеждает зло.
Одно зло не смогли победить – это смерть. Мне было жалко, когда умирала Маруся.
«Только могила, огороженная частоколом, каждую весну зеленела свежим дёрном, пестрела цветами. Мы с Соней, а иногда даже с отцом посещали могилу; мы любили сидеть на ней в тени смутно лепечущей берёзы, в виду тихо сверкавшего в тумане города. Тут мы с сестрой вместе читали, думали, делились своими первыми молодыми мыслями. Первыми планами крылатой и честной юности. Когда же пришло время и нам оставить тихий город, здесь же в последний день мы оба, полные жизни и надежды, произнесли над могилкой свои обеты».
Итак, составим список человеческих качеств, которые проявляет Вася:
- Любовь к родным;
- желание понять людей;
- внимание и любовь к природе;
- смелость;
- благородство;
- верность своему слову;
- честность;
- сострадание;
- доброта;
- милосердие.
Литература:
- В.Г.Короленко «В дурном обществе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок по литературе в 5 классе по теме :Нравственные уроки повести В.Г.Короленко "Дети подземелья"
обощающий урок по повести В.Г.Короленко"Дети подземелья"...
Нравственные уроки повести В.Г.Короленко "Дети подземелья"
Данный урок раскрывает нравственный потенциал всей повести,заставляет детей задуматься....
Нравственные уроки повести В.Г.Короленко "Дети подземелья"
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.Цель урока: показать «внутреннее движение» герояОборудование: компьютер, (репродукции картин Перова; музыка П. И. Чайковского «Печальная песня»)...
Нравственные уроки повести "В дурном обществе" В. Г. Короленко
Презентация предназначена для проведения заключительного урока по повести Короленко "В дурном обществе"...
Нравственные уроки повести А. Алексина «Безумная Евдокия» (урок внеклассного чтения).
Урок разработан для учащихся 9 класса общеобразовательной школы....
Открытый урок по теме «Нравственные уроки повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия (участие в сценке эпизода, обобщение, умозаключение) Содержательная цель: расширение понятийной...
Урок литературы в 5 классе "Нравственные уроки повести В.Г.Короленко "В дурном обществе"
Дидактическая цель урока: создать условия для успешного освоения учащимися умения анализировать проичтанный рассказ, выявлять авторскую идею, для формирования нравственных основ личности: доброты, сос...