Литературная композиция по творчеству А.П. Чехова
методическая разработка по литературе по теме
Цели: расширить представление учеников 8-11 класса о личности писателя; формировать интерес к произведениям А.П. Чехова; развивать творческие способности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Prekrasnyy_mir_prekrasnogo_cheloveka.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературная композиция «Прекрасный мир прекрасного человека!»
Цели: расширить представление учеников 8-11 класса о личности писателя; формировать интерес к произведениям А.П. Чехова; развивать творческие способности учащихся.
Звучит музыка «Я всегда буду любить тебя» С. Николаи.
Ведущий 1. Чехов! Прекрасное чистое имя!
Когда говоришь Чехов, возникает особое чувство, может быть, даже счастье, что жил этот человек.
Не знаю, как для англичан и чехов,
Но он отнюдь для русских не смешон,
Сверкающий, как искристый крюшон,
Печальным юмором серьезный Чехов.
Роднит прошедшее так странно с настоящим:
И все не верится, что нас покинул он,
И все не верится, что есть его могила,
Когда бы надпись нам бесстрастно не гласила:
«Здесь Чехов схоронен».
- Но полно; здесь ли он?.. Под тяжестью гранита
- Ужель его душа погребена и скрыта?..
-Ужели нет его? В прозрачной тишине,
Где слышен ход минут, как звон жемчужных четок,
- Он верно с нами здесь, печален, но кроток,
- Он с нами навсегда:
И в русских сумерках, и в летней дреме сада,
И в нежной девушке с задумчивостью взгляда,
И в скорбной женщине с надломленной душой;
В молитвенной тоске, и чистой и большой;
В зимнем вечере и музыке Шопена;
Он с нами, наконец, и в юной вере той,
Что человечество низвергнет узы плена,
И будет жизнь еще прекрасной и святой!
Ведущий 3. А.П. Чехов родился в Таганроге, это был российский провинциальный город: трактиры, лавки, масляные фонари, пустыри… на улицах было неинтересно, звучала разноязыкая речь, тянулась цепочка кофеен. В ясные дни тротуары были загружены толпой – здесь были греки, турки. Отец Чехова, Павел Егорович, решил дать детям греческое образование. Антон и его братья были отданы в греческую школу, но за целый год обучения их не научили даже читать.
Ведущий 4. Осенью 1868г. Антона отдали в подготовительный класс таганрогской гимназии.
Для будущего писателя наступила пора, о которой он впоследствии говорил с грустью: «В детстве у меня не было детства».
Чтец 2
Грустное детство, холодное детство
Запечатлелось в душе,
И от него никуда не деться,
И не спастись уже.
Мысли и чувства приходят гурьбою
Все заполняя собой,
Но остается детство с тобою
Грустной строкой.
Ведущий 1.
Детей Павел Егорович жестоко сек за плохую отметку, за шалость, за забывчивость, сек дома или прямо на лавке. Тогда для этих целей употреблялась «сахарная веревка».
Дни в родительском доме в изображении старшего из детей чеховской семьи происходили так:
Чехов:
Я был учеником 1го класса Таганрогской гимназии, недавно пообедал и только что уселся за приготовление уроков.
Отворяется дверь, и в комнату входит отец.
- Тово…-говорит Павел Егорович, я сейчас уйду по делу, а ты ступай, Антоша, ступай на лавку и смотри там хорошенько.
- На завтра уроков много…
- Уроки выучишь в лавке. Ступай, да смотри там хорошенько…Скорее! Не копайся!
-В лавке так же холодно, как и на улице. О латинском переводе нечего и думать. Завтра –единица, а потом строгий нагоняй от отца за дурную отметку. (воспоминания А.П. Чехова (театрализованная миниатюра).
Ведущий 1.Неудивительно, что и в младших классах Антон учился плохо и дважды в 3м и 5м классе-оставался на второй год.
Ведущий 2. Лавка Павла Егоровича стала для Антона настоящей каторгой. В ней он с грехом пополам доучивал уроки, коченел в зимние морозы от холода, проводил дни гимназических каникул. Он должен был помнить, где на какой полке хранится товар, быстро отпускать его покупателю, записывать в особую книгу.
Сочетать эти обязанности с занятиями было очень трудно.
.
С раннего детства Чехов погружен в быт. Такого не было, пожалуй, ни у одного из русских писателей, которых мы называем великими.
Он ходил на базар за провизией, убирал квартиру, носил воду, даже стирал.
Ведущий 3. Много лет спустя Чехов признался: «Я никогда не мог простить отцу, что он меня бил в детстве».
Даже лучшие черты Павла Егоровича – его несомненная деловитость, страстное увлечение музыкой – проявлялись в деспотической форме. Страстный любитель церковного пения, Павел Егорович организовал собственный хор.
Кроме сидения в лавки у детей Чехова была еще обязанность – петь в церковном хоре.
Антоша должен был петь альтом. Но слух у него был неважный, голос жиденький, он часто болел. Кашлял, и петь в хоре ему было очень трудно. А Павел Егорович был строг, немало горьких слез пролил мальчик, немало здоровья унесли у него эти спевки, которые иногда затягивались далеко за полночь.
Ведущий4 . Но. Конечно, были и у мальчика Чехова радости, и, прежде всего – нежная и заботливая любовь к нему матери. Добрая, простая и тихая Евгения Яковлевна старалась укротить нрав отца, смягчить его. Она вносила в жизнь детей много ласки, умела объединить семью. Дети очень любили ее.
«Для нас дороже матери ничего не существует», - писал Чехов.
Ведущий 1. У Антона были прекрасные актерские способности. Он постоянно изображал кого-нибудь: важного чиновника, старого профессора, городничего на параде, но лучше всего изображал зубного врача. Все это он разыгрывал так забавно, что все покатывались со смеху.
Недаром все это потом нашло отражение в его произведениях.
Инсценировка отрывка из рассказа «Лошадиная фамилия»
Ведущий 2. Вскоре в доме Чеховых был создан домашний театр. Первая пьеса была «Ревизор» и Антон играл роль Городничего. Нередко исполнялись сценки, которые сочинял сам Антон
В3: Шли годы, А.П. Чехов окончил гимназию, медицинский факультет Московского университета, стал доктором, но продолжал заниматься и литературой. Он стал посылать рассказ за рассказом в юмористические журналы «Стрекоза», «Будильник», «Зритель», «Осколки». И чего он только не писал! Заметки, анекдоты, подписи к карикатурам, рассказы.
Чтец 3
Писатели – предтечи всех событий
Ищи у них исток грядущих драм
Трагедий, глупостей, открытий и наитий,
Того, что ты увидишь сам.
Они способны перепрыгнуть время,
Попеть где будет мрак, где свет,
Найти то неожиданное имя,
Что прорастет через десятки лет
Ведущий 4. Подписывался Чехов под этими своими произведениями не своей фамилией, а разными псевдонимами: «Антоша Чехонте», «Врач без пациентов», «Юный старец», «Человек без селезенки», «Брат своего брата».
Ведущий 1. Друзья и близкие советовали уделять больше внимания медицине, чем бумагомаранию. Поддаваясь общему напору, он уже повесил на двери своей квартиры медную дощечку: «Доктор А.П. Чехов», и вдруг письмо от человека, тонкому поэтическому чутью которого нельзя не поверить!
Ведущий 2. (открывает конверт и читает письмо)
«…вы, я уверен, призваны к тому, чтобы, чтобы написать несколько превосходных, истинно художественных произведений. Вы совершите великий, нравственный грех, если не оправдаете таких ожиданий».
Изумленный неожиданным письмом Антон Павлович пишет ответ Д.В. Григоровичу:
«Ваше письмо, мой добрый горячо любимый благовеститель, поразило меня, как молния. Я едва не заплакал, разволновался и теперь чувствую, что оно оставило глубокий след в моей душе.
Как вы приласкали мою молодость, так пусть Бог успокоит Вашу старость, я уже не найду ни слова, ни дел, чтобы отблагодарить Вас. Вся надежда на будущее. Мне еще 26 лет, может быть, успею что-нибудь сделать, хотя время летит быстро»
Ведущий 3: Да, время летело быстро, но А.П. Чехов успел написать около тысячи рассказов.
Чтец 4
Он разглядел трагедию Земли
И бренность наших мыслей и познания,
Его природа, красота, печаль влекли
И в людях чуть заметное сияние.
Разглядывал загадки злых времен,
Живописал изящными мазками
И бытия короткий грустный сон,
И чувства, что растают вместе с нами.
Инсценировка «Толстый и тонкий»
Истинный сын своего народа Чехов, как и все лучшие люди России, искал ответа на важнейший вопрос что делать, чтобы изменить жизнь?
Антон Павлович искал цель, которая потребовала бы от него мероприятия всех физических и духовных сил, сделала бы участниками жизни народа, дала бы уверенность в своей полезности.
Таким служением цели стала для Чехова его поездка на Сахалин.
Чтец 5.
Такое не увидишь и в аду,
Здесь все страдают, взрослые и дети,
Их бросили бессмысленно в беду,
И обрекли на голод и на ветер.
Как защитить их жизни, их права,
Как облегчить их судьбы роковые,
Найти, сказать всем нужные слова,
И разбудить в нас помысли благие.
Ведущий1. « Я видел все»,-писал Чехов, кроме смертной казни». Чехов заходил в зловонные, кишащие паразитами камеры, посещал больницы, где не было ни лекарств, ни грамотных врачей, спускался в сырые коридоры каменноугольных шахт, беседовал с прикованными к тачкам каторжниками. Постепенно эти огрубевшие, потерявшие человеческое подобие люди становились в его присутствии искренними и правдивыми. Казалось этот человек с ласковыми и внимательными глазами, всегда ровный и простой в обращении, будил в их душе давно заглохшие человеческие чувства.
В начале декабря 1890 года , после восьмимесячного путешествия , Чехов вернулся в Москву. «Такое у меня чувство, говорил писатель, будто я экзамен выдержал». Около 4 лет работал Чехов над книгой «Остров Сахалин», работал , как он говорил, «неистово».
Ведущий 2. По настоянию врачей Чехов был вынужден в 1898 году навсегда покинуть Москву и поселиться на юге.
Чтец 6
Он знал, что скоро окончание,
Его блужданий по Земле,
Что предстоят одни страдания,
И скоро быть ему во мгле.
Жизнь рядом ликовала, пела
Взывала к радостям земным,
И согревал веселый Крым
Его измученное тело.
И он успел коснуться счастья
Своей дрожащею рукой
Пред тем, как в мир уйти иной
В преддверья страшного ненастья
В мае 1901 года Чехов женился на актрисе художественного театра Ольге Леонардовне Книппер. В позднем счастье Антона Павловича было много горького. Оно пришло вместе с мыслями о смерти.
Ведущий 4. В 1903году, Чехов написал последнюю свою пьесу «Вишневый сад».
«Мы посадили новый сад, роскошнее этого…
Начинается новая жизнь! Прощай, старая жизнь!
Здравствуй, новая жизнь! Так в конце пьесы говорят молодые ее герои.
Инсценировка отрывка из пьесы «Вишневый сад»
Ведущий 1. Об этой новой жизни думал Чехов всегда и особенно последние годы жизни. Он умел видеть новое, крепкие ростки светлого будущего: он верил, что скоро наступит такое время, когда из русской жизни навсегда уйдут Пришибеевы, Беликовы, хамелеоны.
Чтец 7
Религию я растерял давно,
Я верю в доброту и человечность,
В ум, красоту, терпеливость и сердечность,
В свет жизни, за котором все темно.
И лишь надеюсь, не навести мрак
Когда-нибудь растает в поднебесье
И позабудут горечь, слезы, страх
Мир станет и умнее, и чудесней.
Всюду, где бы ни жил Чехов, был ли он болен или здоров, участие в общественной жизни оставалось душевной потребностью писателя. За помощью к писателю шли то учитель татарской школы. То еврейский мальчик, которого не принимают в гимназию, то чахоточные бедняки. На свои средства Чехов строил школы, библиотеки памятники, сады, постоянно заботился о том, чтобы его родной город Таганрог стал культурнее и красивее.
Ведущий 2. Зиму 1904года врачи разрешили провести в Москве. Весной здоровье катастрофически ухудшилось: врачи решили отправить Чехова на лечение в Германию. 03 июня Чехов выехал из России. Томительно тянулись пустые дни, бессонные ночи. Все мучительней становилось удушье, но Чехов оставался все тем же: спокойным, немного насмешливым. Несмотря на болезнь, Чехов по-прежнему много работал.
Чтец 8
Шампанского выпил бокал
И канул навеки во тьму,
Оставил земной бал,
Безумную кутерьму.
Как врач, он понимал,
Остались секунды ему,
Шампанского выпил бокал
И канул навеки во тьму.
Ведущий 3. Чехов скончался 02 июля 1940 года. Тело Антона Павловича было перевезено в Россию и похоронено в Москве на Новодевичьем кладбище.
Чтец 9
Высокий человек
Прошелся по планете,
Был краток его век,
Но так печально светел.
Волшебных строчек строй,
Оставил нам в наследство,
И хочется порой
Уйти в них словно в детство.
Ведущий 4.«Меня будут читать лет семь, семь с половиной, а потом забудут», - писал А.П. Чехов.
Пожалуй, ни один из великих писателей не был так скромен в оценке своего труда. Немало времени прошло со дня смети Чехова, но каждое новое поколение , не только на родине писателя, но и далеко за ее пределами, видит в нем современника и друга.
Он с нами навсегда: душа его родная,
Все тягости, сомненья, муки зная,
Нам издали дарит свой грустный, тихий свет,
Как тихая звезда над мутными волнами….
И верю: С Чеховым для нас разлуки нет,
Пока душа жива, я знаю-
Чехов с нами!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Зафилософствуй - ум вскружится": литературная викторина по творчеству А.П. Чехова
Люби и знай творчество А.П. Чехова...
сценарий литературной композиции, посвященной творчеству А.П.Чехова
Сценарий содержит материал о жизни А.П.Чехова , его произведениях (сопровождается презентацией). Некоторые рассказы писателя предложены в инсценированном прочтении учащимися. Данный сценарий поз...
Сценарий литературно - музыкальной композиции по творчеству А.П. Чехова "В человеке должно быть все прекрасно..."
Сценарий литературно-музыкальной композиции посвящен творчеству А.П. Чехова. В сценарий включены ранние юмористические рассказы А.П. Чехова, а также биографические факты из жизни писателя....
Литературная викторина по творчеству А.П.Чехова для 5 класса "Своя игра"
Данный материал можно использовать на обобщающем уроке по произведениям А.П.Чехова в 5 классе, а также на внеклассном мероприятии. Проведение урока в форме игры способствует активизации вни...
Литературный вечер по творчеству А.П.Чехова.
ЦЕЛИ:Обучающие:Расширение знаний о творчестве писателя.Закрепление знаний о юморе как о художественно-выразительнм средстве.Развивающие:Развитие познавательного интереса, творческой активн...
Литературный ринг по творчеству А.П. Чехова
Материал с презентацией предназначен для учащихся старих классов. моеж использоваться как итоговый урок по творчеству а.П. Чехова, так во внеклассное мроприятие по литературе....
Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!» Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!»
Николай Рубцов будет жить в своем народе, как будут жить свободные, глубокие, печальные и светлые звуки его стихов, будет звучать его негромкий и добрый поэтический голос. И чистая звезда его душ...