Литературный ринг по творчеству А.П. Чехова
материал по литературе (10, 11 класс) на тему

Азарина Светлана Артемовна

Материал с презентацией предназначен для учащихся старих классов. моеж использоваться как итоговый  урок по творчеству а.П. Чехова, так во внеклассное мроприятие по литературе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon po_tvorchestvu_a.doc52 КБ
Office presentation icon po_tvorch_chehova_rign.ppt1.77 МБ

Предварительный просмотр:

Литературный ринг по творчеству А.П. Чехова

В 2010 году весь мир будет отмечать 150-летний юбилей одного из замечательнейших писателей Антона Павловича Чехова. Пожалуй, не найдется в России не одного человека, не соприкасавшегося с произведениями этого автора. Созданные более ста лет назад, они поражают нас и сегодня, актуальны и в современном обществе. То, что описывает Чехов на страницах своих пьес и рассказов, близко каждому из нас.

И сегодня мы посвящаем этот литературный ринг именно А.П. Чехову и его творчеству.

Наш конкурс будет состоять из  конкурсов.

КОНКУРС «ДАЛЬШЕ-ДАЛЬШЕ-ДАЛЬШЕ». Каждой команде за одну минуту будет предложено несколько вопросов, на которые нужно дать правильный ответ. Если нет ответа, то команда говорит «Дальше». Начинает команда …:

  1. Когда родился Чехов? (1860)
  2. Как звали отца Чехова? (Павел)
  3. Продолжите: пьеса  «Вишневый …» ( сад)
  4. Какое учебное заведение окончил Чехов?  (Московский университет)
  5. Сколько лет прожил Чехов?
  6. Назовите профессию супруги Чехова (актриса)
  7. Кто из персонажей писателя носил зонтик в любую погоду?  (Беликов)
  8. Какие фамилии зачастую  носят герои рассказов Чехова? (чаще всего говорящие фамилии)
  9. Как называется музей – усадьба Чехова? (Мелихово)
  10.   Судьба какого человека больше всего интересует писателя?  

( маленького человека)

  1.  Кто из великих русских писателей сказал о Чехове: «Чехов – это Пушкин в прозе»? ( Лев Толстой)
  2. Чем занимался Чехов на Сахалине в 90-е годы 19 века? (участвовал в переписи населения)
  3.  Название какого рассказа построено на принципе противопоставления? («Толстый и тонкий»)
  4.  С кем сравнивался герой рассказа Очумелов? ( С хамелеоном)
  5.   Назовите истинную фамилию врача из рассказа «Лошадиная фамилия»  (Овсов)
  6.  Как звали собаку из известного рассказа? (Каштанка)
  7.  Кому писал письмо Ванька Жуков? (деду)
  8.  Какая пьеса писателя имеет птичье название? («Чайка»)
  9. Какое животное можно частенько встретить на страницах произведений Чехова? (Собака)
  10.  В названии какого произведения тоже упоминается собака?  («Дама с собачкой»)
  11.  В каком художественном фильме по произведению Чехова снялась наша землячка Ия Савина? («Дама с собачкой»)
  12.  С какой целью герой рассказа «Злоумышленник» свинчивал гайки на железной дороге? (Делал грузила для удочки)
  13.  Какие рассказы входят в известную трилогию, которую называют «Маленькая трилогия»? (человек в футляре, крыжовник, о любви)
  14.  Назовите имя героини, висевшей, по словам Чехова, на шее? (Анна на шее)

Конкурс «Третий лишний». Из предложенных вариантов надо выбрать правильный ответ.

- Кто из этих людей связан родственными узами с А.П.Чеховым

А) Б) В)

- Кто из представленных женщин являлся женой А.П. Чехова

А) Б) В)

- Город,  в котором родился А.П.Чехов

А) Б) В)

- Последнее пристанище писателя

А) Б) В)

Конкурс «Герой в произведении».

Сопоставьте литературного героя и произведение:

Название

Персонаж

1.«Дом с мезонином»

7.Беликов

2.«Вишневый сад»

3.Оленька Племянникова

3.«Душечка»

2.Раневская

4.«Ионыч»

6.Тетка

5.«Дама с собачкой»

5.Гуров

6.«Каштанка»

4.Дмитрий Старцев

7.«Человек в футляре»

1.Белокуров

                                 

Конкурс «ВЕРЮ-НЕ ВЕРЮ».

Вам буду предложены вопросы, а вы должны либо согласиться, либо опровергнуть данный факт.

  1. ...прозвище Антоша Чехонте, которое впоследствии стало псевдонимом, Чехов получил от своего школьного учителя Ф.П. Покровского? /да/
    2. ...прототипами чеховских 3 сестер были его 3 брата: Михаил, Николай и Александр? /нет/
    3. ...в Таганроге есть памятник под названием "Чехов и его друзья": М. Горький и Л. Толстой? /нет/
    4. ...Чехов был награжден медалью за труды по переписи населения? /да, в 1897 году/
    5. ...Чехов был одним из самых активных сотрудников популярного в 19 веке журнала "Современник", редактором которого был Н. Некрасов? /нет, "Современник" был уже закрыт/
    6. ...что первое представление пьесы Чехова "Чайка" было на сцене Художественного театра? /нет, первое было на сцене Александринского театра/

7. … последним произведением  Чехова стал  рассказ «Невеста» /да/

8. …  в Ялте Антону Павловичу первому из местных жителей  был проведен городской телефон/да/

Конкурс «НАЗОВИ МЕНЯ».  Сейчас перед вами на экране возникнут отрывки из произведений Чехова. Назовите произведение и того, о ком идет речь.

  1. «Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате» («Человек в футляре», Беликов)
  2. У отставного генерал-майора …разболелись зубы. Он полоскал рот водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, скипидар, керосин, мазал щеку йодом, в ушах у него была вата, смоченная в спирту, но всё это или не помогало, или вызывало тошноту. Приезжал доктор. Он поковырял в зубе, прописал хину, но и это не помогло. На предложение вырвать больной зуб генерал ответил отказом. Все домашние — жена, дети, прислуга, даже поварёнок Петька предлагали каждый своё средство. Приказчик  пришёл к нему и посоветовал полечиться заговором.
  3. Перед судебным следователем стоит маленький, чрезвычайно тощий мужичонко в пестрядинной рубахе и латаных портах. Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза, едва видные из-за густых, нависших бровей, имеют выражение угрюмой суровости. На голове целая шапка давно уже нечёсанных, путаных волос, что придает ему ещё большую, паучью суровость. Он бос.

— Денис Григорьев! — начинает следователь.— Подойди поближе и отвечай на мои вопросы.

4.Не больше как через полчаса она уже сидела на полу  в  большой  светлой

комнате и, склонив голову набок, с умилением и  с  любопытством  глядела  на незнакомца, который сидел за столом и обедал. Он ел и бросал  ей  кусочки...

Сначала он дал  ей  хлеба  и  зеленую  корочку  сыра,  потом  кусочек  мяса,

полпирожка, куриных костей, и она с голодухи все это съела так  быстро,  что

не успела разобрать вкуса.

5.«А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятёнка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селёдку, а я начал с хвоста, а она взяла селёдку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьёт чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности... Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру...»

Конкурс «АФОРИЗМЫ» 

     1.Искусство тем особенно и хорошо, что в нем нельзя …(лгать).

2.Краткость – … таланта (сестра).

     3.В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и …(мысли).

     4.Все бледнеет перед …(книгами).

5.Все знают и все понимают только…(дураки) да шарлатаны.

    6. Равнодушие – это паралич души, преждевременная …(смерть).

     7.Наше дело – учиться и учиться, стараться накоплять возможно больше знаний, потому что серьезные общественные течения там, где знания, и счастье будущего человечества только в …(знании) .

     8.Национальной науки нет, как нет национальной таблицы …(умножения).

ВОПРОС-ОТВЕТ

  1. Кем по профессии был Чехов? (врач)
  2. Наиболее известный псевдоним писателя? (Антоша Чехонте)
  3. С кем из великих русских писателей познакомился в 1995 году в Ясной Поляне Чехов? (Толстой)
  4. Развитие  какого литературного жанра связано с  творчеством Чехова? (рассказ)
  5. Назовите произведение по которому снят и художественный и мультипликационный фильмы (Каштанка)
  6. Кем по социальному положению был дед А.П. Чехова? (крепостной)
  7. После провала какой пьесы Чехов отрекся от театра? (Чайка)
  8. С каким русским композитором Сергей Рахманинов поставил вместе имя А.П.Чехова, называя их одними «из самых обаятельных художников и людей»? (Чайковский)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА ПО ТВОРЧЕСТВУ А.П. ЧЕХОВА

Слайд 3

НАЙДИ ЛИШНЕЕ

Слайд 4

А. Ольга Книппер Б. Анфиса Чехова В. Любовь Раневская Г. Анна Ахматова

Слайд 5

А. Липецк Б. Санкт-Петербург В. Москва Г. Таганрог

Слайд 6

А. Вороново крыло Б. Гусиное гнездо В. Яйцо страуса Г. Ласточкино гнездо

Слайд 7

А. Бабочка Б. Рептилия В. Хамелеон Г. Ящерка

Слайд 8

ДАЛЬШЕ- ДАЛЬШЕ- ДАЛЬШЕ…

Слайд 9

Герой в произведении

Слайд 10

Название Персонаж «Дом с мезонином» Беликов «Вишневый сад» Оленька Племянникова «Душечка» Раневская «Ионыч» Тетка «Дама с собачкой» Гуров «Каштанка» Дмитрий Старцев «Человек в футляре» Белокуров

Слайд 11

ВЕРЮ-НЕ ВЕРЮ

Слайд 12

1....прозвище Антоша Чехонте, которое впоследствии стало псевдонимом, Чехов получил от своего школьного учителя Ф.П. Покровского?

Слайд 13

2. ...прототипами чеховских 3 сестер были его 3 брата : Михаил, Николай и Александр?

Слайд 14

3. ...в Таганроге есть памятник под названием "Чехов и его друзья" :М. Горький и Л. Толстой?

Слайд 15

4. ...Чехов был награжден медалью за труды по переписи населения?

Слайд 16

5. ...Чехов был одним из самых активных сотрудников популярного в 19 веке журнала "Современник", редактором которого был Н. Некрасов?

Слайд 17

6. ...что первое представление пьесы Чехова "Чайка" было на сцене Художественного театра?

Слайд 18

7. … последним произведением Чехова стал рассказ «Невеста»?

Слайд 19

8. … в Ялте Антону Павловичу первому из местных жителей был проведен городской телефон

Слайд 20

НАЗОВИ МЕНЯ

Слайд 21

1. Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате.

Слайд 22

2. У отставного генерал-майора …разболелись зубы. Он полоскал рот водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, скипидар, керосин, мазал щеку йодом, в ушах у него была вата, смоченная в спирту, но всё это или не помогало, или вызывало тошноту. Приезжал доктор. Он поковырял в зубе, прописал хину, но и это не помогло. На предложение вырвать больной зуб генерал ответил отказом. Все домашние — жена, дети, прислуга, даже поварёнок Петька предлагали каждый своё средство. Приказчик пришёл к нему и посоветовал полечиться заговором.

Слайд 23

3. Перед судебным следователем стоит маленький, чрезвычайно тощий мужичонко в пестрядинной рубахе и латаных портах. Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза, едва видные из-за густых, нависших бровей, имеют выражение угрюмой суровости. На голове целая шапка давно уже нечёсанных, путаных волос, что придает ему ещё большую, паучью суровость. Он бос. — Денис Григорьев! — начинает следователь.— Подойди поближе и отвечай на мои вопросы.

Слайд 24

4. Не больше как через полчаса она уже сидела на полу в большой светлой комнате и, склонив голову набок, с умилением и с любопытством глядела на незнакомца, который сидел за столом и обедал. Он ел и бросал ей кусочки... Сначала он дал ей хлеба и зеленую корочку сыра, потом кусочек мяса, полпирожка, куриных костей, и она с голодухи все это съела так быстро, что не успела разобрать вкуса.

Слайд 25

5. А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятёнка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селёдку, а я начал с хвоста, а она взяла селёдку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьёт чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности... Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру...

Слайд 26

АФОРИЗМЫ

Слайд 27

1.Искусство тем особенно и хорошо, что в нем нельзя …

Слайд 28

2.Краткость – … таланта

Слайд 29

3.В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и …

Слайд 30

4.Все бледнеет перед…

Слайд 31

5.Все знают и все понимают только…да шарлатаны

Слайд 32

6. Равнодушие – это паралич души, преждевременная…

Слайд 33

7.Наше дело – учиться и учиться, стараться накоплять возможно больше знаний, потому что серьезные общественные течения там, где знания, и счастье будущего человечества только в …

Слайд 34

8.Национальной науки нет, как нет национальной таблицы …

Слайд 35

ВОПРОС - ОТВЕТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная композиция по творчеству А.П. Чехова

Цели: расширить представление учеников 8-11 класса о личности писателя; формировать интерес к произведениям А.П. Чехова; развивать творческие способности учащихся. ...

сценарий литературной композиции, посвященной творчеству А.П.Чехова

Сценарий содержит  материал о жизни А.П.Чехова , его произведениях (сопровождается презентацией). Некоторые рассказы писателя предложены в инсценированном прочтении учащимися. Данный сценарий поз...

Литературный ринг по творчеству Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина

Вопросы и задания проверят знания учащихся: биографические сведения писателей,  изученные произведения...

Литературная викторина по творчеству А.П.Чехова для 5 класса "Своя игра"

Данный  материал можно использовать на обобщающем уроке по произведениям А.П.Чехова в 5 классе, а также на внеклассном мероприятии. Проведение урока в форме игры способствует активизации вни...

Литературный вечер по творчеству А.П.Чехова.

ЦЕЛИ:Обучающие:Расширение знаний о творчестве писателя.Закрепление знаний о юморе  как  о художественно-выразительнм средстве.Развивающие:Развитие познавательного интереса, творческой активн...