Литературный ринг по творчеству А.П. Чехова
материал по литературе (10, 11 класс) на тему
Материал с презентацией предназначен для учащихся старих классов. моеж использоваться как итоговый урок по творчеству а.П. Чехова, так во внеклассное мроприятие по литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
po_tvorchestvu_a.doc | 52 КБ |
po_tvorch_chehova_rign.ppt | 1.77 МБ |
Предварительный просмотр:
Литературный ринг по творчеству А.П. Чехова
В 2010 году весь мир будет отмечать 150-летний юбилей одного из замечательнейших писателей Антона Павловича Чехова. Пожалуй, не найдется в России не одного человека, не соприкасавшегося с произведениями этого автора. Созданные более ста лет назад, они поражают нас и сегодня, актуальны и в современном обществе. То, что описывает Чехов на страницах своих пьес и рассказов, близко каждому из нас.
И сегодня мы посвящаем этот литературный ринг именно А.П. Чехову и его творчеству.
Наш конкурс будет состоять из конкурсов.
КОНКУРС «ДАЛЬШЕ-ДАЛЬШЕ-ДАЛЬШЕ». Каждой команде за одну минуту будет предложено несколько вопросов, на которые нужно дать правильный ответ. Если нет ответа, то команда говорит «Дальше». Начинает команда …:
- Когда родился Чехов? (1860)
- Как звали отца Чехова? (Павел)
- Продолжите: пьеса «Вишневый …» ( сад)
- Какое учебное заведение окончил Чехов? (Московский университет)
- Сколько лет прожил Чехов?
- Назовите профессию супруги Чехова (актриса)
- Кто из персонажей писателя носил зонтик в любую погоду? (Беликов)
- Какие фамилии зачастую носят герои рассказов Чехова? (чаще всего говорящие фамилии)
- Как называется музей – усадьба Чехова? (Мелихово)
- Судьба какого человека больше всего интересует писателя?
( маленького человека)
- Кто из великих русских писателей сказал о Чехове: «Чехов – это Пушкин в прозе»? ( Лев Толстой)
- Чем занимался Чехов на Сахалине в 90-е годы 19 века? (участвовал в переписи населения)
- Название какого рассказа построено на принципе противопоставления? («Толстый и тонкий»)
- С кем сравнивался герой рассказа Очумелов? ( С хамелеоном)
- Назовите истинную фамилию врача из рассказа «Лошадиная фамилия» (Овсов)
- Как звали собаку из известного рассказа? (Каштанка)
- Кому писал письмо Ванька Жуков? (деду)
- Какая пьеса писателя имеет птичье название? («Чайка»)
- Какое животное можно частенько встретить на страницах произведений Чехова? (Собака)
- В названии какого произведения тоже упоминается собака? («Дама с собачкой»)
- В каком художественном фильме по произведению Чехова снялась наша землячка Ия Савина? («Дама с собачкой»)
- С какой целью герой рассказа «Злоумышленник» свинчивал гайки на железной дороге? (Делал грузила для удочки)
- Какие рассказы входят в известную трилогию, которую называют «Маленькая трилогия»? (человек в футляре, крыжовник, о любви)
- Назовите имя героини, висевшей, по словам Чехова, на шее? (Анна на шее)
Конкурс «Третий лишний». Из предложенных вариантов надо выбрать правильный ответ.
- Кто из этих людей связан родственными узами с А.П.Чеховым
А) Б) В)
- Кто из представленных женщин являлся женой А.П. Чехова
А) Б) В)
- Город, в котором родился А.П.Чехов
А) Б) В)
- Последнее пристанище писателя
А) Б) В)
Конкурс «Герой в произведении».
Сопоставьте литературного героя и произведение:
Название | Персонаж |
1.«Дом с мезонином» | 7.Беликов |
2.«Вишневый сад» | 3.Оленька Племянникова |
3.«Душечка» | 2.Раневская |
4.«Ионыч» | 6.Тетка |
5.«Дама с собачкой» | 5.Гуров |
6.«Каштанка» | 4.Дмитрий Старцев |
7.«Человек в футляре» | 1.Белокуров |
Конкурс «ВЕРЮ-НЕ ВЕРЮ».
Вам буду предложены вопросы, а вы должны либо согласиться, либо опровергнуть данный факт.
- ...прозвище Антоша Чехонте, которое впоследствии стало псевдонимом, Чехов получил от своего школьного учителя Ф.П. Покровского? /да/
2. ...прототипами чеховских 3 сестер были его 3 брата: Михаил, Николай и Александр? /нет/
3. ...в Таганроге есть памятник под названием "Чехов и его друзья": М. Горький и Л. Толстой? /нет/
4. ...Чехов был награжден медалью за труды по переписи населения? /да, в 1897 году/
5. ...Чехов был одним из самых активных сотрудников популярного в 19 веке журнала "Современник", редактором которого был Н. Некрасов? /нет, "Современник" был уже закрыт/
6. ...что первое представление пьесы Чехова "Чайка" было на сцене Художественного театра? /нет, первое было на сцене Александринского театра/
7. … последним произведением Чехова стал рассказ «Невеста» /да/
8. … в Ялте Антону Павловичу первому из местных жителей был проведен городской телефон/да/
Конкурс «НАЗОВИ МЕНЯ». Сейчас перед вами на экране возникнут отрывки из произведений Чехова. Назовите произведение и того, о ком идет речь.
- «Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате» («Человек в футляре», Беликов)
- У отставного генерал-майора …разболелись зубы. Он полоскал рот водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, скипидар, керосин, мазал щеку йодом, в ушах у него была вата, смоченная в спирту, но всё это или не помогало, или вызывало тошноту. Приезжал доктор. Он поковырял в зубе, прописал хину, но и это не помогло. На предложение вырвать больной зуб генерал ответил отказом. Все домашние — жена, дети, прислуга, даже поварёнок Петька предлагали каждый своё средство. Приказчик пришёл к нему и посоветовал полечиться заговором.
- Перед судебным следователем стоит маленький, чрезвычайно тощий мужичонко в пестрядинной рубахе и латаных портах. Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза, едва видные из-за густых, нависших бровей, имеют выражение угрюмой суровости. На голове целая шапка давно уже нечёсанных, путаных волос, что придает ему ещё большую, паучью суровость. Он бос.
— Денис Григорьев! — начинает следователь.— Подойди поближе и отвечай на мои вопросы.
4.Не больше как через полчаса она уже сидела на полу в большой светлой
комнате и, склонив голову набок, с умилением и с любопытством глядела на незнакомца, который сидел за столом и обедал. Он ел и бросал ей кусочки...
Сначала он дал ей хлеба и зеленую корочку сыра, потом кусочек мяса,
полпирожка, куриных костей, и она с голодухи все это съела так быстро, что
не успела разобрать вкуса.
5.«А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятёнка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селёдку, а я начал с хвоста, а она взяла селёдку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьёт чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности... Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру...»
Конкурс «АФОРИЗМЫ»
1.Искусство тем особенно и хорошо, что в нем нельзя …(лгать).
2.Краткость – … таланта (сестра).
3.В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и …(мысли).
4.Все бледнеет перед …(книгами).
5.Все знают и все понимают только…(дураки) да шарлатаны.
6. Равнодушие – это паралич души, преждевременная …(смерть).
7.Наше дело – учиться и учиться, стараться накоплять возможно больше знаний, потому что серьезные общественные течения там, где знания, и счастье будущего человечества только в …(знании) .
8.Национальной науки нет, как нет национальной таблицы …(умножения).
ВОПРОС-ОТВЕТ
- Кем по профессии был Чехов? (врач)
- Наиболее известный псевдоним писателя? (Антоша Чехонте)
- С кем из великих русских писателей познакомился в 1995 году в Ясной Поляне Чехов? (Толстой)
- Развитие какого литературного жанра связано с творчеством Чехова? (рассказ)
- Назовите произведение по которому снят и художественный и мультипликационный фильмы (Каштанка)
- Кем по социальному положению был дед А.П. Чехова? (крепостной)
- После провала какой пьесы Чехов отрекся от театра? (Чайка)
- С каким русским композитором Сергей Рахманинов поставил вместе имя А.П.Чехова, называя их одними «из самых обаятельных художников и людей»? (Чайковский)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
НАЙДИ ЛИШНЕЕ
А. Ольга Книппер Б. Анфиса Чехова В. Любовь Раневская Г. Анна Ахматова
А. Липецк Б. Санкт-Петербург В. Москва Г. Таганрог
А. Вороново крыло Б. Гусиное гнездо В. Яйцо страуса Г. Ласточкино гнездо
А. Бабочка Б. Рептилия В. Хамелеон Г. Ящерка
ДАЛЬШЕ- ДАЛЬШЕ- ДАЛЬШЕ…
Герой в произведении
Название Персонаж «Дом с мезонином» Беликов «Вишневый сад» Оленька Племянникова «Душечка» Раневская «Ионыч» Тетка «Дама с собачкой» Гуров «Каштанка» Дмитрий Старцев «Человек в футляре» Белокуров
ВЕРЮ-НЕ ВЕРЮ
1....прозвище Антоша Чехонте, которое впоследствии стало псевдонимом, Чехов получил от своего школьного учителя Ф.П. Покровского?
2. ...прототипами чеховских 3 сестер были его 3 брата : Михаил, Николай и Александр?
3. ...в Таганроге есть памятник под названием "Чехов и его друзья" :М. Горький и Л. Толстой?
4. ...Чехов был награжден медалью за труды по переписи населения?
5. ...Чехов был одним из самых активных сотрудников популярного в 19 веке журнала "Современник", редактором которого был Н. Некрасов?
6. ...что первое представление пьесы Чехова "Чайка" было на сцене Художественного театра?
7. … последним произведением Чехова стал рассказ «Невеста»?
8. … в Ялте Антону Павловичу первому из местных жителей был проведен городской телефон
НАЗОВИ МЕНЯ
1. Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате.
2. У отставного генерал-майора …разболелись зубы. Он полоскал рот водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, скипидар, керосин, мазал щеку йодом, в ушах у него была вата, смоченная в спирту, но всё это или не помогало, или вызывало тошноту. Приезжал доктор. Он поковырял в зубе, прописал хину, но и это не помогло. На предложение вырвать больной зуб генерал ответил отказом. Все домашние — жена, дети, прислуга, даже поварёнок Петька предлагали каждый своё средство. Приказчик пришёл к нему и посоветовал полечиться заговором.
3. Перед судебным следователем стоит маленький, чрезвычайно тощий мужичонко в пестрядинной рубахе и латаных портах. Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза, едва видные из-за густых, нависших бровей, имеют выражение угрюмой суровости. На голове целая шапка давно уже нечёсанных, путаных волос, что придает ему ещё большую, паучью суровость. Он бос. — Денис Григорьев! — начинает следователь.— Подойди поближе и отвечай на мои вопросы.
4. Не больше как через полчаса она уже сидела на полу в большой светлой комнате и, склонив голову набок, с умилением и с любопытством глядела на незнакомца, который сидел за столом и обедал. Он ел и бросал ей кусочки... Сначала он дал ей хлеба и зеленую корочку сыра, потом кусочек мяса, полпирожка, куриных костей, и она с голодухи все это съела так быстро, что не успела разобрать вкуса.
5. А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятёнка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селёдку, а я начал с хвоста, а она взяла селёдку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьёт чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности... Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру...
АФОРИЗМЫ
1.Искусство тем особенно и хорошо, что в нем нельзя …
2.Краткость – … таланта
3.В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и …
4.Все бледнеет перед…
5.Все знают и все понимают только…да шарлатаны
6. Равнодушие – это паралич души, преждевременная…
7.Наше дело – учиться и учиться, стараться накоплять возможно больше знаний, потому что серьезные общественные течения там, где знания, и счастье будущего человечества только в …
8.Национальной науки нет, как нет национальной таблицы …
ВОПРОС - ОТВЕТ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная композиция по творчеству А.П. Чехова
Цели: расширить представление учеников 8-11 класса о личности писателя; формировать интерес к произведениям А.П. Чехова; развивать творческие способности учащихся. ...
"Зафилософствуй - ум вскружится": литературная викторина по творчеству А.П. Чехова
Люби и знай творчество А.П. Чехова...
сценарий литературной композиции, посвященной творчеству А.П.Чехова
Сценарий содержит материал о жизни А.П.Чехова , его произведениях (сопровождается презентацией). Некоторые рассказы писателя предложены в инсценированном прочтении учащимися. Данный сценарий поз...
Литературный ринг по творчеству Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина
Вопросы и задания проверят знания учащихся: биографические сведения писателей, изученные произведения...
Литературная викторина по творчеству А.П.Чехова для 5 класса "Своя игра"
Данный материал можно использовать на обобщающем уроке по произведениям А.П.Чехова в 5 классе, а также на внеклассном мероприятии. Проведение урока в форме игры способствует активизации вни...
Литературный вечер по творчеству А.П.Чехова.
ЦЕЛИ:Обучающие:Расширение знаний о творчестве писателя.Закрепление знаний о юморе как о художественно-выразительнм средстве.Развивающие:Развитие познавательного интереса, творческой активн...