Литературная викторина по творчеству А.П.Чехова для 5 класса "Своя игра"
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Мелихова Ирина Васильевна

Данный  материал можно использовать на обобщающем уроке по произведениям А.П.Чехова в 5 классе, а также на внеклассном мероприятии. Проведение урока в форме игры способствует активизации внимания учащихся, развитию интереса к изученному материалу. Вопросы викторины составлены как по биографии писателя, так и по произведениям, изученным в 5 классен. По усмотрению учителя, игра может проводиться между командами класса или между отдельными учениками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературная викторина  для 5 класса «Своя игра»

(по рассказам А.П.Чехова).

Материал разработала Мелихова И.В.,

учитель русского языка и литературы

МКОУ СОШ № 5 г. Михайловки Волгоградской обл.

Цель: формирование у обучающихся познавательного интереса к литературе, расширение их читательского кругозора, развитие логического мышления, умения сопоставлять, обобщать, анализировать.

Необходимое оборудование: компьютер и мультимедийное оборудование, грамота «Лучшему знатоку творчества А.П.Чехова» (победителю), дипломы участников викторины (2-3 места).

Суть викторины: Участвуют 2-4 команды (как среди учащихся из одного класса, так и среди учащихся разных классов в пределах одной параллели). Игра проводится в блоках, каждый из которых имеет определенную тему и пять вопросов. Каждая команда по очереди выбирает блок  и, соответственно,  тему. Если на вопрос у одной команды нет ответа, то вопрос передается другой команде. Выбор рубрики происходит по очереди. За каждый верный ответ команде начисляется определенное количество баллов. В случае выбора клетки «АУКЦИОН» команды делают ставки в виде баллов (но не более имеющихся у команды). Право ответа на вопрос получает та команда, которая предложила самое большое количество баллов. В случае правильного ответа сумма выигранных баллов добавляется к счету команды, а в случае неправильного ответа сумма вычитается из общего счета команды. По окончании игры, когда будут рассмотрены все имеющиеся вопросы, определяется победитель  (или команда – победитель), которому вручается грамота.

Викторина составлена на основе следующих рассказов А.П.Чехова:

«Хирургия»

«Ванька»

«Спать хочется»

«Толстый и тонкий»

Блоки вопросов:

1.  ИМЯ

 

2. ОПИСАНИЕ ГЕРОЯ

3. ПРЕДМЕТ

4.ЗАНЯТИЯ

5.ДЕТАЛЬ

Вопросы по блокам:

Имя.

  1. Как звали главных героев рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий»? (Михаил и Порфирий)
  2. Имя главной героини рассказа Чехова «Спать хочется». (Варька)
  3. Как звали дедушку Ваньки Жукова из рассказа А.П.Чехова «Ванька»?  (Константин Макарыч)
  4. Имена главных героев рассказа А.П.Чехова «Хирургия» (СЕРГЕЙ Кузьмич Курятин и Вонмигласов)
  5. АУКЦИОН: Каким псевдонимом подписывал Чехов некоторые свои произведения? (Брат моего брата, Человек без селезенки…)

 Описание героя

  1. «…только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни». (Толстый)

  1.  «…девочка лет тринадцати, качает колыбель, в которой лежит ребенок, и чуть слышно мурлычет:

   Баю-баюшки-баю,
А я песенку спою...» (Варька)

  1. «Это маленький, тощенький, но необыкновенно юркий и подвижной старикашка, лет шестидесяти пяти, с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами. Днем он спит в людской кухне или балагурит с кухарками, ночью же, окутанный в просторный тулуп, ходит вокруг усадьбы и стучит в свою колотушку». (Константин Макарыч)

  1. «…толстый человек лет сорока, в поношенной чечунчовой жакетке и в истрепанных триковых брюках. На лице выражение чувства долга и приятности. Между указательным и средним пальцами левой руки — сигара, распространяющая зловоние». (Курятин)

  1.  АУКЦИОН: Кем по образованию был А.П.Чехов?  (Врачом)

Предмет

  1. Портсигар («Толстый и тонкий»)
  2. Селедка («Ванька»)
  3. Детская колыбель («Спать хочется»)
  4. «Козья ножка» («Хирургия»)
  5. АУКЦИОН: Какой город является родиной Чехова? (Таганрог)

Занятия

  1. Должность Толстого из рассказа «Толстый и тонкий» (Тайный советник)
  2. Кем служил дедушка Ваньки Жукова из рассказа «Ванька»? (ночным сторожем)
  3. Чем зарабатывал на жизнь хозяин Варьки из рассказа А.П.Чехова «Спать хочется»? (Сапожник)
  4. Род занятий главных героев рассказа А.П.Чехова «Хирургия» (Фельдшер и дьяк)
  5. АУКЦИОН: Сколько детей было в семье Чеховых? (Шестеро: 5 сыновей и 1 дочь)

Деталь

  1. Чем пахло от Тонкого в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий»?  (Ветчиной и кофейной гущей)
  2. На каком глазу у дьячка Вонмигласова было бельмо? (На правом)
  3. В канун какого праздника Ванька писал письмо своему деду? (Под Рождество)
  4. Сколько лет было Варьке, героине рассказа А.П.Чехова «Спать хочется»? (13)
  5. АУКЦИОН: Каким видом искусства увлекался с детства Антоша Чехов? (Театр)

Презентация прилагается.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

4 балла Как звали главных героев рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий»?

Слайд 2

1 балл Имя главной героини рассказа Чехова «Спать хочется».

Слайд 3

3 балла Как звали дедушку Ваньки Жукова из рассказа А.П.Чехова «Ванька»?

Слайд 4

2 балла Имена главных героев рассказа А.П.Чехова «Хирургия»

Слайд 5

2 балла «…только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни».

Слайд 6

1 балл «…девочка лет тринадцати, качает колыбель, в которой лежит ребенок, и чуть слышно мурлычет: Баю-баюшки-баю , А я песенку спою...»

Слайд 7

4 балла «Это маленький, тощенький, но необыкновенно юркий и подвижной старикашка, лет шестидесяти пяти, с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами. Днем он спит в людской кухне или балагурит с кухарками, ночью же, окутанный в просторный тулуп, ходит вокруг усадьбы и стучит в свою колотушку».

Слайд 8

3 балла «…толстый человек лет сорока, в поношенной чечунчовой жакетке и в истрепанных триковых брюках. На лице выражение чувства долга и приятности. Между указательным и средним пальцами левой руки — сигара, распространяющая зловоние».

Слайд 9

4 балла портсигар

Слайд 10

3 балла селёдка

Слайд 11

2 балла детская колыбель

Слайд 12

1 балл «козья ножка»

Слайд 13

4 балла Должность Т о лстого из рассказа «Толстый и тонкий»

Слайд 14

3 балла Кем служил дедушка Ваньки Жукова из рассказа «Ванька»?

Слайд 15

2 балла Чем зарабатывал на жизнь хозяин Варьки из рассказа А.П.Чехова «Спать хочется»?

Слайд 16

1 балл Род занятий главных героев рассказа А.П.Чехова «Хирургия»

Слайд 17

4 балла Чем пахло от Тонкого в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий»?

Слайд 18

3 балла На каком глазу у дьячка Вонмигласова было бельмо?

Слайд 19

2балла В канун какого праздника Ванька писал письмо своему деду?

Слайд 20

1 балл Сколько лет было Варьке, героине рассказа А.П.Чехова «Спать хочется»?

Слайд 21

Аукцион Какой город является родиной Чехова?

Слайд 22

Аукцион Сколько детей было в семье Чеховых?

Слайд 23

Аукцион Кем по образованию был А.П.Чехов?

Слайд 24

Аукцион Каким псевдонимом подписывал Чехов некоторые свои произведения?

Слайд 25

Аукцион Каким видом искусства с детства увлекался Антоша Чехов?

Слайд 26

Литературная викторина по произведениям А.П.Чехова «Своя игра»

Слайд 27

1. ИМЯ 4 1 3 АУКЦИОН 2 АУКЦИОН 3 4 1 2 2. ОПИСАНИЕ ГЕРОЯ 4. ЗАНЯТИЯ 3. ПРЕДМЕТ АУКЦИОН 4 3 2 1 4 АУКЦИОН 3 2 1 5. ДЕТАЛЬ 4 3 АУКЦИОН 2 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная композиция по творчеству А.П. Чехова

Цели: расширить представление учеников 8-11 класса о личности писателя; формировать интерес к произведениям А.П. Чехова; развивать творческие способности учащихся. ...

Литературная викторина по произведениям А.П. Чехова (7-9 кл.).

Разработала и провела учитель высшей квалификационной категории Рыжкина Марина ВикторовнаЦели:  Образовательные:1) Повторение, обобщение, а также обогащение сведений о Чехове как человеке и...

сценарий литературной композиции, посвященной творчеству А.П.Чехова

Сценарий содержит  материал о жизни А.П.Чехова , его произведениях (сопровождается презентацией). Некоторые рассказы писателя предложены в инсценированном прочтении учащимися. Данный сценарий поз...

Ответы на викторину по творчеству А.П.Чехова

Представлены ответы к викторине...

Литературный вечер по творчеству А.П.Чехова.

ЦЕЛИ:Обучающие:Расширение знаний о творчестве писателя.Закрепление знаний о юморе  как  о художественно-выразительнм средстве.Развивающие:Развитие познавательного интереса, творческой активн...