Литературный вечер по творчеству А.П.Чехова.
материал по литературе на тему

Исакова Наталья Николаевна

ЦЕЛИ:

Обучающие:

  1. Расширение знаний о творчестве писателя.
  2. Закрепление знаний о юморе  как  о художественно-выразительнм средстве.

Развивающие:

  1. Развитие познавательного интереса, творческой активности.
  2. Развитие культуры речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnyy_vecher_po_tvorchestvu_a.p.chehovu.docx23.24 КБ

Предварительный просмотр:

Литературный вечер по творчеству  А.П.Чехова.

ПРЕДМЕТ: литература

ЦЕЛИ:

Обучающие:

  1. Расширение знаний о творчестве писателя.
  2. Закрепление знаний о юморе  как  о художественно-выразительнм средстве.

Развивающие:

  1. Развитие познавательного интереса, творческой активности.
  2. Развитие культуры речи.

Воспитывающие:

Воспитание бережного отношения к культурному наследию России.

ВИД МЕРОПРИЯТИЯ:  литературный вечер.

Перо:  Удивительно, чего только не выходит из этой чернильницы! А что выйдет из неё на этот раз?.. Да, поистине удивительно!  

Чернильница: (Перу) Именно! Это просто непостижимо! Я сама всегда это говорила! Замечательно, чего только не выходит из меня! Просто невероятно даже! Я и сама, право, не знаю, что

выйдет, когда человек опять начнёт черпать из меня! Одной моей капли достаточно,  чтобы исписать полстраницы, и чего только не уместится на ней! Да, я нечто  замечательное! Из меня выходят всевозможные поэтические творения! Все эти живые люди, которых узнают читатели, эти искренние чувства, юмор, давние описания  природы! Я и сама не возьму в толк – я ведь совсем не знаю природы,- как всё это вмещается во мне? Однако же это так! Из меня вышли и выходят все эти воздушные, грациозные девичьи образы, отважные рыцари на фыркающих конях и кто там ещё? Уверяю вас, всё это получается совершенно бессознательно!

Перо: Правильно! Если бы вы отнеслись к делу сознательно, вы бы поняли, что вы только сосуд с

 жидкостью. Вы смачиваете меня, чтобы я могло высказать и выложить на бумагу то, что ношу в  себе. Пишет перо! В этом не сомневается ни единый человек, а я полагаю, что большинство людей понимают в поэзии не меньше старой чернильницы!

Чернильница: Вы слишком неопытны! Сколько вы служите? И недели-то нет, а уж почти совсем

 износились. Так вы воображаете, что это вы творите? Вы только слуга, и много вас у меня  

 перебывало – и гусиных, и английских стальных! Да, я отлично знакома и с гусиными  перьями, и с остальными! И много вас ещё перебывает у меня в услужении, пока человек будет продолжать записывать то, что почерпнёт из меня!

Перо: Чернильная бочка! Чернильная душа!

Ведущий 1: И каждый решил, что ответил хорошо, а сознавать это всегда приятно; с таким сознанием

                     можно спать спокойно. Но он не спал; мысли волновались в нём, как звуки скрипки,

                     катились жемчужинами, шумели, как буря в лесу, и он слышал в них голос собственного

                     сердца,  ощущал дыхание Великого Мастера…

Все: Чехов! Ему одному честь и хвала!

                                                 

Ведущий 1: «Я Чехова страницу приоткрою

                       И, затаив дыханье, я начну

                       Читать о мире простоты деревни,

                       О мире красоты и доброты.

Ведущий 2: Я встречусь с Душечкой и с Анною Сергеевной,

                     Они расскажут о любви своей…

                     Я знаю, после этого рассказа

                     Ничто не тронет так струны души моей…»

Ведущий 1: Да, скромный, с застенчивой улыбкой и ласковым прищуром глаз – чаще всего приходит

                    нам на память этот человек.  А между тем, от десятилетия к десятилетию наше

                    представление о нём непрерывно обогащается.

Ведущий 2: Нет, он не отливается в бронзу и не застывает в ней. Он остаётся живым, родным и близким  

                     нам. Только всё отчётливее вырисовываются истинные масштабы его дарования, весомость

                  его вклада в мировую культуру.

Ведущий 1: Как многогранен этот творец: нам известен Чехов – мастер короткого рассказа;

Ведущий 2: Чехов – юморист;

Ведущий 1: Чехов, повествующий о простой и нелёгкой жизни деревни.

Ведущий 2: Но в тени осталась ещё одна немаловажная грань его таланта: искусство Чехова в

                     раскрытии женских образов.

Ведущий 1: «К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивалось что-то

                     грустное… Я думал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это

                     подавляющая сила! Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество,

                     бедность, теснота, вырождение, лицемерие, враньё… Счастливый чувствует себя хорошо

                     только потому, что несчастные несут своё бремя молча, и без этого молчания счастье было

                     бы невозможно. Надо, чтобы за дверью каждого счастливого человека стоял кто-нибудь с

                     молоточком и постоянно бы напоминал бы стуком, что есть несчастье, что, как бы он ни

                    был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти…»

Ведущий 2: Эти слова были написаны 150 лет назад, но звучат, словно они родились только что и

                     относятся к нашей сегодняшней жизни. В них – весь Чехов! Антон Павлович и был тем

                     самым «человеком с молоточком», который напоминал в своё время, да и теперь

                     напоминает, что жить пошло, скучно, безынтересно нельзя, что «в человеке должно быть

                     всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Ведущий 1: Он самый близкий из классиков к нам по времени, мироощущению и тому идеалу, который

                     он выдвинул в своём творчестве. Что же это был за человек? Искренний, смелый взгляд,

                     бесстрашно устремлённый на мир. Именно бесстрашно и правдиво рассказывал он о людях,

                     обо всём, что видел вокруг.

Ведущий 2: Посмотрим инсценировку по рассказу Чехова «Хирургия». 1884г

 В рассказе «Хирургия» высмеиваются глупость, невежество, хамство, чинопочитание и хвастовство.

Ведущий 2: Толстой восхищался Чеховым! Музыкальной тонкостью чувств он напоминал Шопена. Это

                     был не просто художник. Это человек, который открыл для себя и без всякого догматизма

                     предложил людям особый образ жизни и мышления. Иными словами, это был человек,

                     который сделал себя сам.

Ведущий 1: Духовным завещанием мудрого человека являются многие мысли Чехова, мечты его героев.

                    За годы жизни в Таганроге у будущего писателя накопилось множество разнообразных

                    впечатлений. Здесь он увидел колоритные фигуры чиновников, купцов, мещан и других

                    обывателей, ставших потом героями многих рассказов писателя.

Ведущий 2: Рассказы Чехова почти всегда очень короткие. «Умею коротко говорить о длинных вещах»,-

                    как-то сказал о себе Чехов. Читая «Лошадиная фамилия» почтеннейшая публика смеётся над         сложившейся ситуацией, над  комическим положением генерала. Отставной генерал-майор сам создал, а потом сам преодолел (вызвал доктора) анекдотическую ситуацию, продемонстрировав два кукиша приказчику. Автор показывает нам капризного, невежественного генерала (а ведь это звание высшего командного состава). Булдеев использует бранные слова, с пренебрежением относится к слугам. И невольно возникает вопрос: а судьи кто? От этого становится грустно. Вот так и существуют рядом у Чехова два понятия — комическое и трагическое. Они заставляют задуматься о жизни, о ее нравственных и социальных вопросах.

Посмотрим инсценировку по рассказу Чехова «Лошадиная фамилия». 1885г

Ведущий 1: Посмотрим инсценировку по рассказу Чехова «Толстый и тонкий». 1882г

В рассказе Чехов показывает зависимость людей от занимаемого социального статуса и связанных с ним стереотипов мышления.

Автор с присущим ему тонким юмором высмеивает людей, пресмыкающихся перед должностью. Главный объект осмеяния – маленький чиновник, раболепствующий, когда никто его к этому не вынуждает. Чехов правдиво и беспощадно рисует картину мира «тонких», мира рабской психологии. Трагизм заключается в потере такими людьми своего «я», утрате чувства личности. 

Ведущий 2: Посмотрим инсценировку по рассказу Чехова «Радость». 1883г

Сатира смеётся над опасным, вредным для людей, высмеивает человеческие пороки, несовершенство мира. Для героя главное – слава. Но слава его отрицательная. У героя нет понимания, что прославиться можно только хорошими делами. Человек не может гордиться тем, что унизительно. Слава должна быть светлой. Писатель обличает никчёмность. У героя нет смысла жизни. Он не различает плохое и хорошее, достойное и унизительное)

Ведущий 1: Посмотрим инсценировку по рассказу Чехова «Злоумышленник». 1885г

Рассказ-миниатюра поднимает тему халатности, которая в России была всегда.

Ведущий 2: Посмотрим инсценировку по рассказу Чехова «Дура, или капитан в отставке».

В этом произведении высмеиваются пороки современного автору общества. Писатель умело вскрывает «гнойники» социума, его двуличие и сбившийся курс.

Ведущий 1: Посмотрим инсценировку по рассказу Чехова «Размазня». 1883г

Мы ясно слышим не прозвучавшее в тексте продолжение: как легко быть сильным по отношению к тем, кто зависит от тебя. Но часто ли самому удаётся быть сильным, не унижаться в ситуации, когда оказываешься в роли подчинённого, зависимого?

Ведущий 1: Сколько не перечитываешь рассказы Чехова, всегда смешно и немного грустно. Он

                     высмеивал всё дурное, что мешало жить честно и справедливо: наглость сильных и

                     заискивание слабых, грубость, трусость, равнодушие.

Ведущий 2: Всех изумляли свобода и лёгкость, с которой могучая энергия творчества воплощались в

                     несметное множество разнообразных рассказов. Через столько мировых катастроф, войны,

                     революции прошла юмористикаЧехова, да и только ли юмористика? В грусти он был так же

                     могуч, как и в смехе. Сколько сменилось литературных мод, а Чехов живёт себе, как

                     прочная конструкция, и заставляет нас так же смеяться и грустить над своими страницами,

                     как и своих современников.

    Литературный вечер по творчеству  А.П.Чехова.

2015г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный вечер, посвященный 195-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова. «Он был источник дерзновенный…»

В данном материале представлен сценарий литературного вечера, посвященного творчеству М.Ю. Лермонтова....

Литературный вечер, посвященный творчеству А.С. Пушкина

Сценарий вечера, посвященный лирике любви А.С. Пушкина представляет собой театрализованное представление для учащихся 10-11 классов...

Литературный вечер, посвященный памяти юных героев-антифашистов

Сценарий литературного вечера, посвященного памяти юных героев-антифашистов, предназначан для учащихся 8-9 классов....

Литературный вечер "Далекие зимние вечера"

Литературный вечер "Далекие зимние вечера" по произведения В. М. Шукшина...

Литературный вечер 2 " Омск литературный"

Поэты, прозаики и очеркисты, связанные с Омском....

Литературный вечер Два гения:А.Ахматова и Н.Гумилёв» «Я зажгла заветные свечи, Чтобы этот светился вечер…» 11 класс

Литературный вечерДва гения:А.Ахматова и Н.Гумилёв»«Я зажгла  заветные свечи,Чтобы этот светился вечер…»11 класс...