сценарий литературной композиции, посвященной творчеству А.П.Чехова
материал по литературе (7 класс) по теме
Сценарий содержит материал о жизни А.П.Чехова , его произведениях (сопровождается презентацией). Некоторые рассказы писателя предложены в инсценированном прочтении учащимися. Данный сценарий позволяет расширить знания по творчеству писателя учеников 6-7 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сценарий | 44 КБ |
презентация | 784.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий
литературной композиции,
посвящённой 150-летию со дня рождения А.П.Чехова
(звучит вальс Е.Доги из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»)
Ведущий. 29 января 2010 года литературная общественность всего мира отметила юбилей русского писателя, Антона Павловича Чехова.
Ведущий. И наша литературная композиция, одно из мероприятий в Неделе русского языка и литературы, посвящённая 150-летию со дня рождения Антона Павловича Чехова, – дань памяти таланту великого русского писателя.
Ведущий. Чехов родился в Таганроге 29 января 1860 года. Он из купеческой семьи, но род Чеховых ведёт своё начало из хлебопашцев.
Ведущий. Прадед Михаил Чехов (1762—1849) всю свою жизнь был крепостным, он имел пятерых сыновей, с которыми был строг и суров. А вот уже дед писателя — Егор Михайлович, первый в семье Чеховых познавший грамоту, сумел выкупиться на свободу.. Е. М. Чехов устроил своих сыновей в подмастерья и впоследствии они выбились в купцы.
Ведущий. Отец, Павел Егорович Чехов унаследовал от своего отца деспотичный характер и часто прибегал к рукоприкладству и брани. Он заставлял своих детей с утра до ночи работать в лавке, а также петь в хоре на многочасовых церковных службах.
Ведущий. Мать писателя, Евгения Яковлевна Чехова, — тихая женщина, терпевшая деспотизм мужа и годы нужды. Она не любила читать и писать, всю жизнь жила интересами семьи, переживая, в первую очередь, за своих детей.. Антон Чехов говорил, что «Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери».
Ведущий: 29 января 1860 года в семье родился третий ребенок — Антон Павлович Чехов. Раннее детство Антона протекало в бесконечных церковных праздниках, именинах. В будние дни, после школы братья втроем бегали рыбачить или ловить щеглов и чижей. Сначала Чехов учился в греческой школе в Таганроге. Содержащий школу грек заставлял зазубривать уроки, бил учеников линейкой, ставил в угол на колени на крупную соль.
В 8 лет, после двух лет учёбы, Чехов поступает в таганрогскую гимназию. Мужская классическая гимназия была старейшим учебным заведением на юге России (основана в 1806 г.) и давала солидное по тем временам образование и воспитание. Окончившие восемь классов гимназии молодые люди могли без экзаменов поступить в любой российский университет или поехать учиться за границу. Гимназия сформировала у Чехова отвращение к лицемерию и фальши. Здесь формировалось его видение мира, любовь к книгам, знаниям и театру.
Ведущий: Здесь он получил свой первый литературный псевдоним «Чехонте», которым его наградил учитель Закона Божьего Фёдор Покровский. Впоследствии этот псевдоним стал визитной карточкой начинающего юмористического писателя. В гимназии начинались его первые литературные и сценические опыты.
Музыка, книги пробуждали в юном Чехове стремление к творчеству. Большую роль в этом сыграл таганрогский театр, основанный в 1827 году. Впервые в театре Антон побывал в 13 лет, посмотрел оперетту Жака Оффенбаха «Прекрасная Елена» и вскоре стал страстным поклонником театра.
Ведущий: Чехов-гимназист издавал юмористические журналы, придумывал подписи к рисункам, писал юмористические рассказы, сценки. Первая драма «Безотцовщина» была написана 18-летним Чеховым в период учёбы в гимназии. Гимназический период Чехова был важным периодом созревания и формирования его личности, развития её духовных основ. Гимназические годы дали Чехову огромный материал для писательской работы. Самые типичные и колоритные фигуры появятся позже на страницах его произведений.
Ведущий: В 1879 году он закончил гимназию в Таганроге. В этом же году он переехал к родителям в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета, где учился у известных профессоров: Н. Склифософского, Г. Захарьина и других. В 1884 году он окончил курс университета и начал работать уездным врачом в Воскресенске (ныне город Истра), в Чикинской больнице, заведующим которой был известный доктор П. А. Архангельский. Затем он работал в Звенигороде, где некоторое время он заведовал больницей.
Ведущий: Чехов уже студентом (с 1880 г.) начал помещать рассказы, фельетоны, юморески — «мелочишки» под псевдонимом Антоша Чехонте или его вариантами, или совсем без подписи, в изданиях «малой прессы», преимущественно юмористических: московских журналах «Стрекоза», «Будильник», «Зритель» и др. и в петербургском юмористическом еженедельнике «Осколки».
В 1882 году Чехов подготовил первый сборник рассказов «Шалость», но он не вышел, возможно, из-за цензурных трудностей. В 1884 г. вышел сборник его рассказов — «Сказки Мельпомены» (за подписью «А. Чехонте»); в 1887 г. появился второй сборник — «В сумерках», который показал, что в лице Чехова русская литература приобрела новое, вдумчивое и тонко-художественное дарование.
Ведущий: Рассказы Чехова – о людях. Его интересуют только люди. Разные характеры, разные натуры – люди хорошие и дурные, добрые, злые,.
Ведущий: Рассказ А.П.Чехова «Жалобная книга».
(представляют рассказ «Жалобная книга)
Ведущий. Чехова интересуют только люди, люди умные и глупые
Ведущий: Рассказ А.П.Чехова «Злой мальчик»
(представляют рассказ «Злой мальчик»)
Ведущий: Чехова интересуют только люди, люди хорошие и дурные…
Ведущий: Рассказы написаны более ста лет назад, а сюжеты… они как будто из нашего времени, и герои так похожи на наших современников. А следующий сюжет рассказа «Случай с классиком», кажется, и вовсе происходил несколько дней назад, может, с кем-нибудь из наших знакомых.
(представляют рассказ «Случай с классиком»)
Ведущий: Помимо юмористических рассказов, у Чехова много произведений о любви. «Удивительно знал он женское сердце, тонко и сильно чувствовал женственность», - сказал о нём Иван Бунин. Рассказы «Дама с собачкой», «О любви», «Жена» и другие. Какие пленительные и тонкие образы рисовал он. Давайте посмотрим отрывки – экранизации чеховских произведений.
(представляются отрывки из к/ф)
(звучит вальс Е.Доги из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»)
Ведущий. Звучит вальс Евгения Доги, советского композитора. Это музыкальное произведение сопровождало историю любви, рассказанную в к/ф «Мой ласковый и нежный зверь» по произведению А.П.Чехова.
Ведущий. Красивая музыка. Под стать красоте, которую всегда ценил и которой восхищался Чехов.
Ведущий. «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»
Ведущий: Как всё просто, но как сложно этого добиться! Чехов всегда стремился к этой красоте и завещал её людям.
(звучит вальс Е.Доги из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»)
Ведущий: А.П.Чехов много путешествовал. И в 90-х годах XIX столетия, будучи на Сахалине, предпринял попытку переписать население Сахалина, по собственной инициативе. Он лично обходил дома и заполнил тысячи переписных карточек. Эти карточки, хранящиеся до сих пор, — убедительное свидетельство крайней нищеты, безграмотности и бескультурья жителей острова. Из записей Чехова: «Я спрашивал так: «Умеешь ли читать?» — и это во многих случаях спасало меня от неверных ответов, потому что крестьяне, не пишущие и умеющие разбирать только по печатному, называют себя неграмотными. Есть и такие, которые из скромности прикидываются невеждами: «Где уж нам? Какая наша грамота?» — и лишь при повторении вопроса говорят: «Разбирал когда-то по печатному, да теперь, знать, забыл. Народ мы тёмный, одно слово — мужики». Цифры той переписи говорят о том, что населения на острове — 28113 душ, в том числе женщин — 7641. Плотность населения была примерно один человек на две квадратные версты. На территории трёх округов насчитывалось 12 тысяч крестьян, включая ссыльных. Переписывая ссыльных Сахалина, писатель внёс вклад не только в историю острова, но и в русскую литературу. Чехов общался с людьми, узнавал истории их жизней, причины ссылки и набирал богатый материал для своих заметок. История этой переписи запечатлена в его книге «Остров Сахалин». Путевые заметки из этой серии наглядно отображают жизнь обитателей острова и труд переписчика, которым стал на время А. П. Чехов.
Ведущий: С 1890 по 1892 год, по возвращении в Москву из поездки по Сахалину, Чехов поселился в небольшом двухэтажном флигеле на Малой Дмитровке. Здесь он работал над книгой «Остров Сахалин», рассказами «Попрыгунья», «Дуэль», «Палата № 6», а также встречался с писателями В. Г. Короленко, Д. В. Григоровичем, В. А. Гиляровским … Флигель сохранился до нашего времени и отмечен памятной доской с барельефом А. П. Чехова.
Ведущий: С 1892 по 1899 годы Чехов проживал в подмосковном имении Мелихово, где сейчас работает один из главных чеховских музеев. Позднее Чехов много путешествовал по Европе. Последние годы Чехов, у которого обострился туберкулёз, для поправления здоровья, постоянно живёт в своём доме под Ялтой, лишь изредка наезжая в Москву. Но болезнь не отпускает писателя, и в 1904 году он умирает в Германии.
Ведущий: Его произведения просты и интересны. Сам писатель так говорил о своих произведениях: «Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как в жизни. Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни».
Ведущий: В письме к брату звучит совет А.П.Чехова: «В отношениях с людьми побольше искренности, сердца и простоты. А стержнем характера, по мнению писателя, является чувство собственного достоинства. Сознавать свое достоинство – значит, по Чехову, уважать и чужую личность, не оскорбляя ни грубостью, ни ложью.
Такую истину проповедовал Антон Павлович Чехов, таким был и сам, и это же внушал читателям своими произведениями.
(звучит вальс Е.Доги из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»).
Ведущие: Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная композиция по творчеству А.П. Чехова
Цели: расширить представление учеников 8-11 класса о личности писателя; формировать интерес к произведениям А.П. Чехова; развивать творческие способности учащихся. ...
Сценарий литературной гостиной, посвященной творчеству Р.Л.Стивенсона
Литературная гостиная проводится на английском языке. Рассказ о творчестве писателе сопровождается презентацией PowerPoint. Учащиеся рассказывают стихи Р.Л. Стивенсона, показывают инсценировку из "Ост...
Сценарий литературного вечера, посвященного творчеству М.А.Шолохова "Льется песня над Доном..."
Предлагаемый сценарий может быть использован как в учебной работе при изучении творчества М.А.Шолохова, так и во внеурочной работе....
Музыкально – литературная композиция, посвященная творчеству Льва Ивановича Ошанина "Мне доверена песня"
Музыкально-литературная композиция знакомит учащихся с творчеством Л.И. Ошанина. развивает творческие способности учащихся, способствует развитию эмоциональной сфер...
Музыкально-литературная композиция, посвященная творчеству А. Фатьянова "Если б я родился не в России"
Композиция знакомит учащихся с жизнью и творчеством поэта-песенника, нашего земляка Алексея Ивановича Фатьянова...
Сценарий литературного праздника, посвященного юбилею А.П.Чехова.
Проект мероприятия и сценарий литературного праздника "Человек поля... Кто он такой?"...
"Истинно трагический герой нашей литературы" (литературная композиция, посвященная творчеству А.Т.Твардовского).
Жизнь Твардовского – неотъемлемая часть истории России. Твардовский – великий поэт, чьим голосом в годину подвига и горя говорил народ. Руководитель журнала, который в ...