Рабочая программа внеурочной деятельности (кружка) "Музейное дело"
рабочая программа по краеведению
Дополнительная общеразвивающая программа краеведческой направленности для детей 11-17 лет. Цель программы: создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.
Задачи:
- Организация поиска материалов для пополнения музейного фонда;
- Поиск, исследование, систематизация и обобщение материалов, связанных с историей семьи, школы, села, района, области;
- Учет и хранение собранных документов предметов, материалов, их научная проверка, систематизация и методическая обработка;
- Оформление и экспонирование материалов;
- Организация экскурсий для детей как обзорных для группового посещения, так и индивидуальных. Проведение экскурсий для взрослых, посещающих школьный музей;
- Организация исследовательской работы;
- Презентация проектов на школьном, районном, областном и всероссийском уровнях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzeynoe_delo-2022.doc | 128 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Центр внешкольной работы»
«Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МС Директор МКУ ДО «ЦВР»
МКУ ДО «ЦВР» Т.В. Тараканова__________
________________ Приказ №___________
Протокол №______ от «____»_________2022г.
от «____»_____2022г.
Дополнительная общеразвивающая
(модифицированная) программа
краеведческой направленности
«Музейное дело»
для детей 12-17 лет
срок реализации образовательной программы 1 год
автор-составитель:
педагог дополнительного образования
Мухорина Елена Васильевна
с. Нижняя Иреть
2022г.
I.Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Музейное дело»
разработана на основе:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09. 11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей;
- Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р);
Программа внеурочной деятельности «Музейное дело» создана на основе «Программы внеурочной деятельности. Туристско - краеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность» П. В. Степанов, С. В. Сизяев, Т. Н. Сафронов. Пособие для учителей ОУ, М. «Просвещение», 2011. Предназначена для реализации в общеобразовательных организациях и учреждениях дополнительного образования детей и предлагает организацию образовательного процесса общеинтеллектуального направления, в частности, краеведения.
Направленность программы: туристско – краеведческая.
Актуальность программы и педагогическая целесообразность
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет важнейшую цель современного отечественного образования как одну из приоритетных задач общества и государства: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Одним из направлений решения задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития является внеурочная деятельность.
Отличие данной программы от других программ. Концепция данной образовательной программы заключается в изменении содержания образовательного курса на основе изучения истории родного края через методическую систему занятий, позволяющих создавать музейные экспозиции различных типов и форм, которые впоследствии служат ассоциативным рядом для создания итоговой композиции частнопредметной итоговой технологии — музейной педагогики.
Музейная педагогика дает возможность:
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;
- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на обучающихся;
- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
-организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.
Цель программы: создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.
Задачи:
- Организация поиска материалов для пополнения музейного фонда;
- Поиск, исследование, систематизация и обобщение материалов, связанных с историей семьи, школы, села, района, области;
- Учет и хранение собранных документов предметов, материалов, их научная проверка, систематизация и методическая обработка;
- Оформление и экспонирование материалов;
- Организация экскурсий для детей как обзорных для группового посещения, так и индивидуальных. Проведение экскурсий для взрослых, посещающих школьный музей;
- Организация исследовательской работы;
- Презентация проектов на школьном, районном, областном и всероссийском уровнях.
Программа предназначена для обучающихся 5-11 классов. Срок реализации программы -1 год (2022-2023 учебный год), 6 часов в неделю.
Формы организации и режим работы с музейной аудиторией:
• лекции;
• экскурсии;
• консультации;
• литературные и исторические гостиные;
• встречи с интересными людьми;
• исторические игры, викторины;
• проектная и исследовательская деятельность;
• использование интернет – технологий;
• создание видео презентаций;
• посещение школьных музеев и музеев области;
• оформление выставок, обновление экспозиций;
• встречи с ветеранами войны.
Прогнозируемые результаты:
1) В обучающей сфере: приобретение учащимися глубоких знаний по истории школы, села, района и области; умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории школы, родного края с историей России.
2) В воспитательной сфере: воспитание у учащихся чувства уважения к истории школы, родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории родного края.
3) В развивающей сфере: достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея, выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.
4) Выступление на районных, региональных и межрегиональных конкурсах и конференциях. Расширение музейных экспозиций, подготовка и проведение тематических экскурсий.
Формы проведения итогов реализации программы:
- тесты
- педагогическое наблюдение
- описание и классификация экспонатов, занесение экспонатов в инвентарную книгу
- проекты, рефераты
- участие в тематических классных часах, конкурсах, викторинах
- проведение экскурсий
- выступления учеников на краеведческих исследовательских конференциях муниципального, регионального и межрегионального уровней;
- практические работы по оформлению исследовательских работ, стендов, альбомов, выставки творческих работ и т.д.
Режим организации занятий:
Занятия проводятся по 3 часа 2 раза в неделю. Итого 192 часа.
II. Учебный план
№ | Тема | Тема занятий | Общее кол-во часов | теория | практика |
1 | Вводная беседа. | Задачи и содержание, значение работы кружка | 2 | 2 | |
Школьный музей. 18 ч | |||||
2 | Школьный музей. Фонды музея и их значение. | Школьный музей. Фонды музея и их значение. | 6 | 4 | 2 |
Паспорт экспоната | Паспорт экспоната | 6 | 2 | 4 | |
Правила оформления текстов для экспозиции. | Практические занятия: составление тематико-экспозиционного плана. | 6 | 1 | 5 | |
Краеведческий проект «Я здесь родился, и край мне этот дорог» 26 ч | |||||
3 | Краеведческий проект «Я здесь родился, и край мне этот дорог» | Встречи со старожилами села с целью изучения информации о прошлом нашего села. Использование военно-патриотического материала на уроках. | 14 | 6 | 8 |
Наше село «Из прошлого- в настоящее» | История образования поселения. Прошлое заимок. | 6 | 3 | 3 | |
Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость. | Практические занятия: встречи с тружениками тыла, ветеранами труда, запись их воспоминаний; сбор материалов для школьного музея; подготовка временных выставок, рефератов. | 6 | 2 | 4 | |
Записи историко-краеведческих наблюдений. 20 ч | |||||
4 | Записи историко-краеведческих наблюдений. | Фиксирование исторически событий, точность и историческая достоверность. | 8 | 4 | 4 |
Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках. | Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках. Работа в сельской библиотеке. | 6 | 3 | 3 | |
Копирование документов. | Правила хранения и использования документов. Практические занятия: знакомство с краеведческими объектами. Фиксирование исторических событий; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; каталогами. | 6 | 3 | 3 | |
Изучение истории школы. 44 ч | |||||
5 | Изучение истории школы. | Школьный музей как источник изучения родного края. Учительские династии. Летопись школьной жизни. Учителя школы- выпускники школы. Отличники школы. | 12 | 6 | 6 |
История образования школьного музея. | История образования школьного музея. Руководители музея. Презентация. | 8 | 3 | 5 | |
Основные события в жизни школы. | Практические занятия: поиск документов по истории школы ( официальные документы ; публикации; запись устных воспоминаний педагогов и выпускников школы). | 12 | 4 | 8 | |
Деятельность пионерской и комсомольской организации. | Практические занятия: поиск и обработка документов; создание книги «Золотые и серебряные медалисты школы». | 12 | 4 | 8 | |
Работа музея. 18 ч. | |||||
6 | Работа музея. | Правила подготовки текстов экскурсий(обзорная и тематическая). | 6 | 4 | 2 |
Работа экскурсовода. | Основные правила ведения экскурсии в школьном музее. Подготовка тематических экскурсий. | 6 | 4 | 2 | |
Как вести занятия по экспозициям школьного музея. | Практические занятия: составление текста обзорной и тематических экскурсий, подготовка сменных выставок; проведение занятий на основе экспозиции музея. | 6 | 2 | 4 | |
Историческое краеведение. 14ч. | |||||
7 | Историческое краеведение. | Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Фонды и экспозиция школьного музея. Общественно полезный характер исторического краеведения. Практические занятия: фотографирование, зарисовка и паспортизация краеведческих объектов; подготовка пособий и материалов для школьного музея. | 14 | 6 | 8 |
История края. 24ч. | |||||
8 | История края. | Наш край в годы советской власти; в период Великой Отечественной войны. | 12 | 8 | 4 |
Родной край сегодня, перспективы развития. | Происхождение названий улиц села. Практические занятия: экскурсии по памятным местам района, города Черемхово, фотографирование, зарисовки, сбор материалов для школьного музея; встречи с интересными людьми. | 12 | 4 | 8 | |
Военно-патриотическая работа. 6ч. | |||||
9 | Военно-патриотическая работа. | Воспитательное значение военно-патриотической работы. Ученики школы – работники сельского хозяйства. | 8 | 4 | 4 |
Записи историко-краеведческих наблюдений. 12 ч. | |||||
10 | Записи историко-краеведческих наблюдений. | Порядок ведения дневника исторических событий. | 6 | 3 | 3 |
Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания. | Практические занятия: фиксирование исторических событий в социальном дневнике; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; составление каталога и работа с ним. | 6 | 2 | 4 | |
Итоговое повторение. 6 ч. | |||||
11 | Итоговое повторение. Подведение итогов работы за год. | Летопись села Нижняя Иреть. Рассказ об экспонатах школьного музея «Я поведу тебя в музей…» Школьная краеведческая конференция «Из прошлого- в настоящее». Квест-игра «Я- краевед!» | 6 | 2 | 4 |
ВСЕГО: | 192 | 86 | 106 |
III.Содержание программы
Вводная беседа. Задачи и содержание, значение работы. Особенности работы историков-краеведов.
Тема 1. Школьный музей. Фонды музея и их значение. Паспорт экспоната. Правила оформления текстов для музейной экспозиции.
Практические занятия: составление тематико-экспозиционного плана.
Тема 2. Краеведческий проект «Я здесь родился, и край мне этот дорог».
Практические занятия: встречи со старожилами села для выезда по заимкам поселения по программе проекта «Я здесь родился, и край мне этот дорог», запись их воспоминаний; сбор материалов для школьного музея; подготовка временных выставок, рефератов.
Тема 3. Записи историко-краеведческих наблюдений. Фиксирование исторических событий, точность и историческая достоверность записей воспоминаний. Правила роботы в фондах музеев, архивах и библиотеках. Копирование документов. Правила хранения и использования документов.
Практические занятия: знакомство с краеведческими объектами; фиксирование исторических событий; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; каталогами.
Тема 4. Изучение истории школы. Школьный музей как источник изучения родного края. История его образования. Выпускники школы. Основные события в жизни школы.
Практические занятия: поиск документов по истории школы (официальные документы; публикации; запись устных воспоминаний педагогов и выпускников школы).
Тема 5. Работа музея. Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая). Работа экскурсовода. Как вести занятия по экспозициям школьного музея (игра-экскурсия, лаборатория, интервью, викторина). Массовая работа музея.
Практические занятия: составление текста обзорной и тематических экскурсий, подготовка экскурсоводов; организация сменных выставок; проведение занятий на основе экспозиции музея.
Тема 6. Историческое краеведение. Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Фонды и экспозиция школьного музея. Общественно полезный характер исторического краеведения.
Практические занятия: фотографирование, зарисовка и паспортизация краеведческих объектов; подготовка пособий и материалов для школьного музея.
Тема 7. Изучение родного края. Территория и границы родного края. История края. Наш край в годы советской власти; в период Великой Отечественной войны. Родной край сегодня, перспективы развития. Происхождение названий улиц села.
Практические занятия: экскурсии по памятным местам района, фотографирование, зарисовки, сбор материалов для школьного музея; встречи с интересными людьми.
Тема 8. Военно-патриотическая работа. Воспитательное значение военно-патриотической работы. Пропаганда героических подвигов советских воинов.
Практические занятия: встреча – с ветеранами и тружениками тыла Великой Отечественной войны, запись их воспоминаний, сбор материалов для школьного музея, подготовка рефератов, временных выставок.
Тема 9. Записи историко-краеведческих наблюдений. Порядок ведения дневника исторических событий. Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания.
Практические занятия: фиксирование исторических событий в специальном дневнике; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; составление каталога и работа с ним.
Тема 10. Организация и проведение исторических экспедиций. Как определять цели и район экспедиции. Как комплектовать группы и распределять обязанности. Как разрабатывать маршрут экспедиции.
Практические занятия: подготовка экспедиции.
Тема 11. Подведение итогов путешествия. Как оформлять результаты практических работ кружка. Фотоальбом. Аннотация собранных материалов, проверка фактов и дат. Изготовление экспонатов для школьного музея. Организация отчетной выставки.
Итоговое повторение. Подготовка школьной краеведческой конференции. «Я поведу тебя в музей…» Рассказ об экспонатах школьного музея.
Календарный учебный график
Раздел/месяц | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | Итог по разделам |
Раздел 1. Вводное занятие. | 2ч | 2ч | |||||||
Раздел 2. Школьный музей. | 18ч | 18ч | |||||||
Раздел 3. Краеведческий проект «Я здесь родился, и край мне этот дорог» | 4ч | 22ч | 26ч | ||||||
Раздел 4. Записи историко-краеведческих наблюдений. | 2ч | 18ч | 20ч | ||||||
Раздел 5. Изучение истории школы. | 6ч | 24ч | 14ч | 44ч | |||||
Раздел 6. Работа музея. | 10ч | 8ч | 18ч | ||||||
Раздел 7. Историческое краеведение. | 14ч | 14ч | |||||||
Раздел 8. История края. | 2ч | 22ч | 24ч | ||||||
Раздел 9. Военно-патриотическая работа. | 2ч | 6ч | 8ч | ||||||
Раздел 10. Записи историко-краеведческих наблюдений. | 12ч | 12ч | |||||||
Раздел 11. Подведение итогов работы за год. | 6ч | 6ч | |||||||
Промежуточная/Итоговая аттестация | Промежуточная | Итоговая | |||||||
Всего | 24ч | 24ч | 24ч | 24ч | 24ч | 24ч | 24ч | 24ч | 192ч |
V. Методическое обеспечение программы
Методы обучения - словесные (мини – лекции, беседы); наглядные (демонстрация слайдов, иллюстраций, приёмов эскизирования); репродуктивные (воспроизводящие); проектные (замысел – реализация - рефлексия); частично – поисковые, исследовательские и практические ( эскизирование, выполнение конкретных изделий (закладок, картин, украшений), изготовление изделия в миниатюре, создание компьютерной презентации, решение творческих задач и т.д.) проблемные (педагог ставит проблему и решает ее вместе с детьми).
Контрольно-измерительный материал (на бумажных и электронных носителях)
IV. Список литературы
- Гурулёв С.А. Географические названия Иркутской области. Топонимический словарь. – Иркутск: Издательство Института географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, 215. – 575с.
- Зубарев Н.К. Очерки истории Черемховского района. – Иркутск: Издательский центр журнала «Сибирь», 2004.
- Иркутские повествования. 1661 – 1917 годы. В 2 т. / Автор-составитель А. К. Чернигов. Иркутск: «Оттиск», 2003. Т. 2.
- Краеведческий музей МКОУ СОШ с. Нижняя Иреть.
- Нижне- Иретское сельское поселение [электронный ресурс]. – Режим доступа: cher.irkobl.ru -30.08.2018.
- «Программы внеурочной деятельности. Туристско-краеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность» П.В.Степанов, С.В.Сизяев, Т.Н.Сафронов. Пособие для учителей ОУ, М. «Просвещение».2011.
- Толковый словарь русского языка [электронный ресурс]. - Режим доступа: tolkslovar.ru›z1381.html -25.10.2016.
- Черемховский район. Карты районов Иркутской области. /ОАО «ВостСиб АГП». – Иркутск. – ОАО «Иркутская областная типография №1». – 2014.
- Школа юного краеведа. 3-4 классы: материалы к занятиям/ авт.-сост. Е.А. Ляшенко.- Волгоград: Учитель, 2007.-158с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Делаем сами своими руками"
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Просняковой С.Н....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Делаем сами своими руками" 3 класс
Рабочая программа составлена на основе авторской Просняковой...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Музейное дело"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Музейное дело" 5 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Музейное дело
Происхождение музея. Первые национальные музеи. Профили музеев. Типы музеев. Специфика школьного музея как центра музейно-воспитательной и краеведческой работы в школе....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир профессий. Ищу дело своей жизни» ( 8, 9 класс)
Рабочая программавнеурочной деятельности«Мир профессий. Ищу дело своей жизни»( 8, 9 класс)...
Рабочая программа внеурочнй деятельности по курсу "Музейное дело", 7 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Музейное дело", направление социальное, 7 класс. Содержит следующие разделы:Результаты освоения курса внеурочной деятельности «...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный слесарь» по учебному предмету «Профильный труд» (слесарное дело), 6,7,8 классы
Задачи:обучение самым разнообразным методам и приемам работы с металлом; расширение знаний и умений, освоение новых техник....