Рабочая программа внеурочнй деятельности по курсу "Музейное дело", 7 класс
рабочая программа по краеведению (7 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Музейное дело", направление социальное, 7 класс. Содержит следующие разделы:
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Музейное дело»
- Содержание курса внеурочной деятельности «Музейное дело» с указанием форм организации и видов деятельности
- Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Музейное дело»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»
Рассмотрена: Методическим объединением учителей истории и обществознания Протокол № 1 от 30.08.2021 г. | Утверждена: приказом директора МБОУ «Гимназия» 01.09.2021 г. № 317 – П |
Рабочая программа по внеурочной деятельности
курса «Музейное дело»
направление: социальное
для 7 кл.
на 2021 – 2022 учебный год
Составитель:
Павлова А.А., учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории
г. Черногорск, 2021 г.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности является частью Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия» и состоит из следующих разделов:
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности;
- Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
- Тематическое планирование.
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Музейное дело»
Личностные результаты:
Личностными результатами изучения курса являются:
- чувство уважения к прошлому, бережное отношение к реликвиям, патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности;
- интерес к музееведческой и научно-исследовательской деятельности.
Метапредметные результаты:
планирование своих действий в соответствии с конкретной поставленной задачей;
- занятие самостоятельным исследовательским поиском;
- умение различать способ и результат действия;
- внесение коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- ориентация в музейной терминологии;
- определение особенности становления музеев в России и в мире в различные исторические периоды;
- составление плана поисково-исследовательского проекта;
- нахождение и обработка информации;
- анализ объектов, выделение главного;
- заполнение бланков музейной документации по работе с фондами;
- проектирование простой экспозиции;
- комплектование материала для выставки;
- составление текста экскурсии к выставке;
- ориентирование в экспозиционно-выставочном пространстве;
- оформление и хранение краеведческого материала, ведение элементарных краеведческих записей;
- описание конкретных экспонатов и событий;
умение договариваться, приходить к общему решению;
работа в группе;
высказывание суждений, аргументация.
- Содержание курса внеурочной деятельности «Музейное дело» с указанием форм организации и видов деятельности
Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения (2 ч)
Цели и задачи занятий по программе «Музейное дело». Основные понятия и термины музееведения. Этимология слова «музей». Основные задачи, стоящие перед музеем. Причины и условия возникновения музеев; вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция, коллекция, экспонат, и др..
Практическая работа: ознакомление с основными понятиями и терминам музейного дела; работа со словарем, творческая мастерская «Музейное лото».
Роль музея в жизни человека. Музей как сосредоточение истории и памяти народа. Особенности музейного здания, интерьера. Становление и развитие музейного дела. Главные задачи и функции музеев.
Музеи мира: история и современность (2 ч).
Первые музеи Древней Греции ( Феспийское святилище, Александрийский мусейон). Общественные и частные собрания Древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы; светские сокровищницы и частное колекционирование).
Кабинеты и галереи эпохи Возрождения (студило, антикварии, кунсткамеры, коллекции рода Медичи и других королевских фамилий). Естественнонаучные кабинеты XVI-XVII вв. Художественное коллекционирование в XVII в. Западноевропейские музеи в XVIII
- ХХвв. Музеи и картинные галереи Великобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции.
Практическая работа: игра «Музеи мира». Творческое сочинение учащихся «Музей, который я хотел бы посетить вместе с друзьями».
Основные виды музеев в Российской Федерации (4 ч).
Классификация музеев в РФ. Художественные музеи, научно-исследовательские, государственные. Основные профильные группы музеев: исторические, краеведческие, естественнонаучные, литературные, палеонтологические, этнографические, художественные и др. Типы музеев. Музей под открытым небом. Музей-заповедник. Музей-усадьба. Мемориальный музей. Дом-музеи. Музей-квартира.
Практическая работа: работа в группах: работа с интернет-ресурсами, подготовка сообщений (Музей-монастырь, музеи-храм. музей-заповедник, музей-панорама) виртуальные видео-экскурсии по музеям России: проектная работа в группах- презентационное сообщение по плане об одном из известных отечественных музеев (история возникновения и развития музея, его профиль, месторасположения, название и характеристика основных экспозиционных залов, уникальные коллекции и экспонаты ).
Практическая работа: обзорная экскурсия в краеведческий музей.
Музейный предмет, как первоисточник (4 ч).
Понятие о музейном предмете. Музейный предмет как памятник природы, истории и культуры, включенный в музейное собрание; как подлинное свидетельство (первоисточник) фактов, явлений, событий, процессов в природе и общественной жизни. Научная, историко-культурная (реликвийность, мемориальность), художественная, эстетическая ценность музейного предмета. Классификация музейных предметов. Основные типы источников - вещевые, письменные.
Практическая работа: составление классификатора музейных предметов школьного музея.
Фондовая работа музеев. Комплектование и учет музейных фондов (4 ч). _
Понятие фондов музея. Комплектование фондов. Вещь музейного значения — музейный предмет — экспонат. Коллекции: характеристика и описание. Фондовый учет музейных предметов. Учетная документация. Условия сохранности музейных предметов. Режим хранения. Требования к температурно-влажностному, световому, биологическому и другим режимам хранения. Основные понятия о консервации и реставрации музейных предметов.
Практическая работа: знакомство с фондами краеведческого музея; составление учётной карточки экспоната музея, методика заполнение анкеты респондента. Работа с музейными определителями, научной и справочной литературой. Составление плана поисково-собирательской деятельности. Домашнее задание: сбор информации для индивидуального проекта (краеведение).
Музеи, как современные научные и поисково-исследовательские центры (4 ч).
Основные направления научно-исследовательской деятельности музея (научные экспедиции; работа в библиотеке; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; документирование артефактов, поиск и сбор экспонатов, обработка полученных данных). Изучение музейных предметов и коллекций. Этапы подготовки научно-исследовательской работы. Требования к научному оформлению результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности. Соблюдение научной культуры и этики исследовательской деятельности.
Практическая работа: продолжение работы над проектом, выполнение индивидуальных поисково-исследовательских задании (поиск информации по интересующей проблеме на стендах экспозиции музея, в архиве и т. д.), овладение основными формами поисково-исследовательской работы (работа в библиотеке, встречи с участниками исторических событий и запись воспоминании; анкетирование респондентов, документирование артефактов: поиск и сбор экспонатов).
Музейная экспозиция(4 ч).
Общая характеристика музейной экспозиции, разновидности экспозиционных материалов. Экспозиции (постоянные и временные, тематические). Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели и др.). Понятие «экспозиционный ансамбль», его компоненты и особенности творческой работы по его созданию. Экспозиционно-выставочная деятельность этнографического музея-парка. Проект виртуальной выставки и концепция выставки.
Практическая работа: проектирование экспозиции.
Культурно-образовательная деятельность музея (6 ч).
Роль культурно - просветительской работы музея в его социокультурной деятельности. Музей и общество. Коммуникативная связь музея с обществом. Виды культурно-просветительской работы музея. Музейная экскурсия. Подготовка и проведение экскурсии. Основные требования к экскурсии. Приемы, используемые при проведении экскурсии (особенности движения в экскурсии, встречи экскурсантов с участниками исторических событий, использование звукозаписей, кинофильмов и документальных хроник, прием исследования, элементы ритуала в экскурсии). Правила поведения экскурсовода.
Практическая работа: работа в группах: написание текста обзорной экскурсии к выставке. Обзорная экскурсия по туристическому маршруту «Черногорск исторический».
4.Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Музейное дело»
№ п/п | Наименование темы | Количество часов |
Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения | 2 | |
Музеи мира: история и современность | 2 | |
Основные виды музеев в РФ. | 4 | |
Музейный предмет, как первоисточник. | 4 | |
Фондовая работа музеев. Комплектование и учет музейных фондов. | 4 | |
Музеи как современные научные и поисково-исследовательские центры. | 4 | |
Музейная экспозиция. | 4 | |
Культурно-образовательная деятельность музея | 6 | |
Защита проектов | 4 | |
Итого: | 34 ч. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»
Рассмотрено: Методическим объединением учителей истории и обществознания Протокол № 1 от 30.08.2021 г. | Утверждено: приказом директора МБОУ «Гимназия» от 01.09.2021 г. № 317-п |
Календарно – тематическое планирование по внеурочной деятельности
«Музейное дело»
для 7 кл.
на 2021 – 2022 учебный год
Составитель:
Павлова А.А., учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории
г. Черногорск, 2021
1. Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности «Музейное дело» составлено в соответствии с:
- Примерной рабочей программой по внеурочной деятельности курса «Музейное дело»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями) от 17.12. 2010 г. № 1897;
- Основной образовательной программой основного общего образования на 2015 – 2020 гг., утвержденной приказом директора МБОУ «Гимназия» от 24.06.2015 г. № 235 (с изменениями и дополнениями);
Цели:
Развитие творческих и интеллектуальных способностей воспитанников через активную социально-значимую деятельность по краеведению.
Задачи:
Формировать представления о различных сторонах жизни своего населенного пункта и его населения, показ его сложной структуры. Развивать гражданские качества, патриотическое отношение к России, формировать личностно-ценностное отношение к своему родному краю. Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, стимулировать самостоятельную познавательную деятельность.
2.Календарно – тематическое планирование по курсу
внеурочной деятельности «Музейное дело» в 7 Б классе
на 2021 – 2022 уч. год
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения | |
План | Факт | |||
1-2 | Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения | 2 | 04.09 11.09 | |
3-4 | Музеи мира: история и современность | 2 | 18.09 25.09 | |
5-6 | Классификация музеев в Российской Федерации. Основные профильные группы музеев. Типы музеев | 2 | 02.10 09.10 | |
7-8 | Обзорная экскурсия в городской музей г.Черногорска | 2 | 16.10 23.10 | |
9 | Понятие о музейном предмете. Музейный предмет как памятник природы, истории и культуры. | 2 | 13.11 20.11 | |
10-11 | Ценность музейного предмета. Классификация музейных предметов. Основные типы источников - вещевые, письменные | 2 | 27.11 04.12 | |
12-13 | Понятие фондов музея. Комплектование фондов. Экспонат. Коллекции: характеристика и описание. Фондовый учет музейных предметов. Учетная документация. | 2 | 11.12 18.12 | |
14-15 | Условия сохранности музейных предметов. Режим хранения. Основные понятия о консервации и реставрации музейных предметов. | 2 | 25.12 15.01 | |
16-17 | Основные направления научно-исследовательской деятельности музея Этапы подготовки научно- исследовательской работы. Требования к научному оформлению результатов краеведческою исследования | 2 | 22.01 29.01 | |
18-19 | Выполнение индивидуальных поисково-исследовательских заданий | 2 | 05.02 12.02 | |
20-21. | Общая характеристика музейной экспозиции. Разновидности экспозиционных материалов | 2 | 19.02 26.02 | |
22-23 | «Экспозиционный ансамбль», его компоненты и особенности творческой работы по его созданию | 2 | 05.03 12.03 | |
24-25 | Музей и общество. Виды культурно-просветительской работы музея. | 2 | 19.03 26.03 | |
26-29 | Музейная экскурсия. Подготовка и проведение экскурсии. Основные требования к экскурсии. Приемы, используемые при проведении экскурсии | 4 | 09.04 16.04 23.04 30.04 | |
30-33 | Краеведческий дневник | 3 | 07.05 14.05 21.05 |
4. График представления и защиты результатов курса внеурочной деятельности «Музейное дело»:
№ | Темы представления результатов | Дата проведения |
1 | «История семьи в истории города» | май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Чемпион" во 2 классах
Мы часто незнаем, чем занять наших детей на прогулке или во время динамической паузы. В своей программе я предлагаю игры в которые дети играют с удовольствием. Игры которые помогут решить как оздорови...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный английский», 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана для учащихся 1 класса...
рабочая программа внеурочной деятельности КОРРИГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА 1 класс
программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления для учащихся 1 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Продвинутый пользователь» 7 класс
Программа внеурочной деятельности «Продвинутый пользователь» предназначена для организации внеурочной деятельности по нескольким взаимосвязанным направлениям развития личности, таким как общеинтеллект...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Наглядная геометрия" 5 класс и 6 класс
Программа «Наглядная геометрия» является подготовительной работой перед изучением систематического курса геометрии. В основе курса «Наглядная геометрия» лежит максимально...
Рабочая программа внеурочной деятельности в 5-9 классах "Решение расчетных задач по неорганической химии" для 8а класса
Рабочая программа элективного курса “Решение типовых расчетных задач по химии” предназначена для учащихся 8 классов общеобразовательной школы.Содержание курса включает в себя практические ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе 8 класс " Проектная деятельность по литературе"
Одно из приорететных направлений внеурочной деятельности является проектная деятельность....