Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир профессий. Ищу дело своей жизни» ( 8, 9 класс)
план-конспект по психологии
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Мир профессий. Ищу дело своей жизни»
( 8, 9 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_programma_po_psihologii.docx | 37.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Мир профессий. Ищу дело своей жизни»
( 8, 9 класс)
Составила:
Педагог – психолог
Кузьмина М.С.
Пояснительная записка.
Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, выбор будущей профессии.
Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться обучающимися уже в 14-15 лет. Согласно исследованиям лишь 10-15% обучающихся имеют твёрдые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеют чёткой позиции, сомневаются в выборе. Кроме того, статистика насчитывает около 50 тысяч профессий. Самостоятельно довольно трудно сориентироваться в таком огромном мире профессий. Тем более что чуть ли не каждый год появляются новые и исчезают старые, стираются границы между многими из них, а некоторые постоянно делятся, дробятся.
Выбор профессии является одним из моментов, определяющих жизненный путь человека. Поэтому нельзя рассматривать профессиональный выбор как нечто отдельное, ни с чем не связанное. Обучающимся необходимо наметить для себя жизненные и профессиональные ориентиры, и тем самым заложить фундамент своего будущего. Но, не успев повзрослеть и стать самостоятельными, не имея должного опыта в принятии решений, подростки должны определиться в столь важном вопросе: «Что делать, продолжить обучение в школе, пойти в профессиональные лицеи или работать?» Чтобы ответить на этот вопрос ученик должен разобраться в собственных интересах, способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии, о требованиях, которые она предъявит к нему, другими слова найти свое профессиональное призвание.
Проект «Мир профессий. Ищу дело своей жизни» направлен на повышение социально-психологической компетентности учащихся 8-9 классов школы-интерната и предоставляет им помощь в выборе профиля обучения и профессиональном самоопределении.
В рамках данного проекта предполагается организацию комплекса мероприятий, направленных на формирование жизненной позиции по выбору профессиональной деятельности.
Данная программа должны воспитать в наших детях любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудится в одной из сфер общественного производства. Труд должен стать жизненной потребностью подрастающего гражданина России.
Концептуальная основа проекта заключается в том, чтобы формировать социально-психологическую компетентность обучающихся для грамотного поиска профессии, образовательного маршрута и его оптимального выбора. Направить обучающихся на практическое применение знаний о профессиях.
Реализация проекта на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
Освоение политехнических и специальных технологических знаний в выбранном направлении технологической подготовки; знаний об основных отраслях современного производства и ведущих отраслях производства в регионе, о составляющих маркетинга и менеджмента в деятельности организаций, об использовании методов творческой деятельности для решения технологических задач, о профессиях и специальностях в основных отраслях производства и сферы услуг, о востребованности специалистов различных профессий на региональном рынке труда, о планировании профессиональной карьеры и путях получения профессий;
Овладение профессиональными умениями в выбранной сфере технологической деятельности; умениями применять методы индивидуальной и коллективной творческой деятельности при разработке и создании продуктов труда, соотносить свои намерения и возможности с требованиями к специалистам соответствующих профессий, находить и анализировать информацию о региональном рынке труда и образовательных услуг, определять пути получения профессионального образования, трудоустройства.
Развитие качеств личности, значимых для выбранного направления профессиональной деятельности; способности к самостоятельному поиску и решению практических задач, рационализаторской деятельности.
Воспитание инициативности и творческого подхода к трудовой деятельности; трудовой и технологической дисциплины, ответственного отношения к процессу и результатам труда; умения работать в коллективе; культуры поведения на рынке труда и образовательных услуг.
Формирование готовности к успешной самостоятельной деятельности на рынке труда и образовательных услуг, трудоустройству и продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
Особенность осуществления проекта состоит в том, что теоретические занятия проходят в форме урока. Однако занятия не являются традиционными уроками, так как проходят в непринужденной для детей атмосфере за счет использования групповых и интерактивных методов обучения, активизирующих методик.
Цель: формирование и развитие у учащихся навыков самостоятельного и осознанного выбора и принятия решений, профессионального самоопределения с учетом индивидуальных особенностей, интересов и склонностей.
Задачи проекта:
- психологическое просвещение обучающихся (расширить знания о мире профессий, рынке труда; получить основы правильного выбора профессии; познакомиться с классификацией профессий по Климову, требованиями и условиями труда выбранной профессии, возможностями обучения);
- психологическая диагностика и самодиагностика по выявлению способностей и профессиональных предпочтений обучающихся;
- моделирование индивидуального образовательного маршрута в рамках предпрофильной подготовки каждым участником курса.
Основные принципы программы:
- принцип гуманизации– приобщение к общечеловеческим ценностям, опора на возможности и ресурсы личности обучающегося, выбор собственного профессионального пути;
- принцип индивидуализации – учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся при выборе форм и методов работы;
- принцип социализации – содействие самоопределению ребят в социальной среде, приобретение социального опыта путем принятия на себя различных социальных ролей, «проба» себя в профессии.
Обязательный минимум содержания основной образовательной программы в проекте.
Общетехнологическая подготовка
Материальное производство, сфера услуг и сервиса, коммерция. Отраслевое деление современного производства товаров и услуг. Основные отрасли производства и ведущие предприятия региона. Пути и средства снижения негативного влияния производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека.
Основные подразделения и профессиональный состав специалистов производственных, коммерческих и сервисных предприятий.
Назначение менеджмента на предприятии. Основные направления менеджмента. Понятие о научной организации индивидуального и коллективного труда. Эргономические, санитарно-гигиенические и эстетические требования к организации рабочего места. Обеспечение безопасности труда. Нормирование труда. Интенсификация труда. Требование к квалификации специалистов различных профессий. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий. (ЕТСК).
Требования к уровню подготовки участников проекта.
В результате изучения технологии на профильном уровне по окончании реализации проекта, ученик должен знать/понимать:
Отрасли современного производства и сферы услуг; ведущие предприятия региона; сущность предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности; структуру бизнес-плана; творческие методы решения технологических задач; назначение и структуру маркетинговой деятельности на предприятия; средства и формы рекламы; основные функции менеджера на предприятии; способы нормирования труда; основные формы оплаты труда; порядок найма и увольнения с работы; содержание труда и уровень образования управленческого персонала и специалистов распространённых профессий; пути получения профессионального образования и трудоустройства;
уметь
находить необходимые сведения о товарах и услугах, используя различные источники информации; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
По завершению проекта, ребята смоделируют индивидуальный путь предпрофильной подготовки и получения профессии.
На начало и по завершении проекта участникам предлагается пройти тестирование.
Дата План/Факт | Тема | Содержание | Виды деятельности | Материалы и оборудование | |
4.09 | Введение. Знакомство с проектом «Мир профессий. Ищу дело всей своей жизни». | 1.Ввести в проблему профессионального самоопределения. 2.Познакомить с правилами ведения факультативных часов. 3.Формировать умения по анализу необходимой информации. | Беседа Опрос | Тетрадь, ручка | |
11.09 | «Выбор профессии – дело серьёзное». Экскурсия «Безопасность на дороге – мой стиль жизни». | Формирование представлений о роли профессии в жизни человека, расширение представлений о личностных качествах, необходимых для освоения желаемой профессии. Правила безопасности на дорогах . | Беседа. Лекция | Медиапроектор | |
18.09 | Знакомство с профессией автослесаря Экскурсия в « Олимп Моторс» | Формировать знания о профессии автослесаря. | Лекция, беседа. | Специального оборудования не требуется | |
25.09 | Знакомство с профессией парикмахера. Экскурсия в парикмахерскую «Медея» | Формировать представление о профессии парикмахера. | Беседа, лекция, диспут. | Специального оборудование не требуется |
Календарно - тематический план внеурочной деятельности « Мир профессий. Ищу дело своей жизни».
2.10 | Знакомство с профессией противопожарных служащих России ( к дню празднования гражданской обороны) | Формирование представления о профессии МЧС И ГПС | Лекция, беседа. | Медиапроектор | |
9.10. | Я – отличаюсь от других. Мои способности. Потребности. Мои интересы и увлечения. | Научить анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять точку зрения, анализировать наиболее типичные социальные ситуации. | Лекция, беседа. | Медиапроектор | |
16.10. | Слагаемые выбора профессии. | Ориентировать обучающихся на правильный выбор будущей профессии с учетом их психологических особенностей и способностей. | Лекция, беседа. | Медиапроектор Тетрадь для записей. | |
23.10. | Знакомство с профессией школьного библиотекаря. Посещение школьной библиотеки. | Формировать представление о профессии библиотекаря | Беседа, диспут. | Тетрадь для записей. |
2 четверть.
Дата План \ Факт | Тема | Содержание | Виды деятельности | Материалы и оборудование | |
09.11. | Склонности и интересы. День народного единства | 1.Продолжить знакомство с миром профессий. 2.Повышать активность ребят в поиске необходимой информации. 3.Учить выявлять свои профессиональные склонности и интересы, определять степень устойчивости. Создание условий для формирования гражданственности и успешной социализации обучающихся | Практическая работа. Тестирование. Беседа. Лекция. | Бланки для тестирования. Медиапроектор | |
16.11. | Характер Международный день Толерантности | 1.Познакомить обучающихся с понятием «характер». 2.Показать влияние профессии на характер Формировать понятие толерантность личности, ее качествах. Самооценки толерантного поведения обучающихся | Беседа. Лекция Беседа. Диспут | Медиапроектор Медиапроетор | |
23.11. | Неделя энергосбережения. Знакомство с профессией электрика | Формировать представление о профессии электрика (Встреча с электриком школы) | Беседа. Лекция. Диспут | Медиапроектор | |
30.11. | Знакомство с профессией предпринимателя | Формировать представление о профессии предпринимателя. Знакомство с известными предпринимателями нашего города. | Беседа. Лекция Диспут | Медиапроектор | |
7.12. | Знакомство с профессией программиста | Формировать представление о профессии программиста, о востребованности на рынке труда. | Беседа. Диспут | Медиапроектор | |
14.12. | Герой Отечества | Формировать понятие герой отечества. Кто они герои отечества? Герои отечества нашей страны | Беседа Диспут | Медиапроектор | |
21.12. | Секреты выбора профессии («Хочу» - «Могу» - «Надо») | 1.Познакомить обучающихся с тремя факторами выбора профессии. 2.Развивать мышление. 3.Формировать культуру общения. | Семинар с элементами лекции. | Тетрадь Медиапроектор |
3 четверть.
Дата План/Факт | Тема | Содержание | Виды деятельности | Материалы и оборудование | |
11.01. | Темперамент и его виды. | 1.Формировать представление о понятие темперамент. Познакомить с типами темпераментов. 2.Показать роль темперамента при выборе профессиональной деятельности. | Семинар с элементами лекции | Тетрадь Медиапроектор | |
18.01. | Характер | Формировать представление о понятие «характер». Показать влияние профессии на характер. | Беседа, лекция, диспут | Медиапроектор | |
25.01. | Характер (практическое занятие). Международный день памяти жертв Холокоста | Диагностическое исследование некоторых особенностей характера. Познакомить обучающихся с основными понятиями: «Холокост», «национализм», «толерантность», «жертвы Холокоста». Раскрыть события Холокоста и показать все ужасы тех дней. | Семинар – практикум Беседа | Материалы для тестов Медиапроектор |
1.02. | Общение - основа человеческого бытия. | 1.Познакомить с теоретическими основами общения (функции, средства). 2.Провести диагностику уровня общительности. 3.Развивать коммуникабельность обучающихся. | Семинар с элементами лекции, тренинга | Медиапроектор Материал для тестов | |
8.02. | Невербальное общение. | 1.Познакомить с понятием «невербальное общение». 2.Рассмотреть теорию происхождения (врожденное или приобретенное). 3.Провести диагностику уровня владения невербальными компонентами в процессе общения. | Семинар - практикум | Медиапроектор Материал для тестов | |
15.02. | День памяти о россиянах, исполняющих служебный долг за пределами Отечества. | Познакомить обучающихся с данным праздником – памяти. Формировать понятия патриотизма, уважение к героям своей Родины | Беседа, диспут | Медиапроектор |
1.03. | Конфликты. Стратегии поведения в конфликте. | 1.Познакомить с различными стилями поведения людей в конфликтных ситуациях. 2.Провести диагностику способа поведения обучающихся в конфликтных ситуациях. | Семинар - практикум | Медиапроектор Материал для тестов | |
15.03. | Правила поведения в конфликте. | 1.Познакомить обучающихся с основными правилами поведения в конфликтной ситуации. 2.Отработать на практике некоторые варианты поведения в конфликтной ситуации. 3.Развивать наблюдательность. | Семинар - практикум | Медиапроектор Материал для тестов | |
22.03 | Что такое-воля? | 1.Познакомить обучающихся с понятием воля. С способами развития воли. 2.Провести диагностику волевых качеств личности. 3.Воспитывать волевые качества. | Семинар - практикум | Медиапроектор Материал для тестов |
4четверть.
Дата План/Факт | Тема | Содержание | Виды деятельности | Материалы и оборудование | |
5.04 | Психологическая суть жизненного профессионального самоопределения. | Предоставить членам группы возможность «заглянуть в будущее» с учетом полученных знаний. 2.Дать необходимые знания по планированию профессионального пути. 3.Развивать навыки планирования. | Семинар - практикум | Медиапроектор Материал для тестов | |
12.04 | День космонавтики. Престижна ли профессия космонавтики в наше время? | 1.Формировать представление о профессии космонавта в наше время. Познакомить с известными космонавтами в наши дни. | Беседа. Диспут. | Медиапроектор | |
19.04 | Развитие умений по принятию решений | 1.Формировать знания об алгоритме принятия решения. 2.Проследить освоение алгоритма на практике. 3.Воспитывать самостоятельность в принятии решения. | Семинар-практикум. Решение проблемных задач. | Медиапроектор Материал для тестов |
26.04 | Обобщение полученных знаний и навыков по принятию решения о выборе профессии, самоотчет участников группы, анализ проблем, связанных с ситуацией профессионального выбора. | 1.Проверить усвоенные навыки и знания. 2.Формировать и развивать творческие способности. 3.Формировать умение подводить итоги, делать самоанализ. | Диспут, беседа, анализ полученных результатов. | Медиапроектор | |
3.05 | «Неделя Памяти». Акция «Ветеран». Уроки мужества «Ты же выжил, солдат» | 1.Формировать представление о героях своей страны. 2.Изготовление подарков к дню Победы 9 мая. | |||
10.05 | Диагностическая методика «Профессиональная готовность» | Определение уровня готовности к выбору профессии. | Семинар - практикум | Материалы для тестов. | |
17.05 | Ярмарка вакансий «Профессий иного хороших и разных» | Формировать умение, с помощью полученных знаний, умений и навыков сделать правильный выбор. | Тематическая игра. Решение проблемных задач | Медиапроектор | |
24.05 | Обобщение полученных знаний и навыков по принятию решения о выборе профессии, самоотчет участников группы, анализ проблем, связанных с ситуацией профессионального выбора. | Обобщение полученных знаний. | Диспут. Беседа. Подведение итогов. | Профессиограмма |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука профессий"
Курс «Азбука профессий» реализует познавательное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начальн...
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Сувениры своими руками" для воспитанников 6-8 классов
"Сувениры своими руками" программа внеурочной деятельности...
Рабочая программа Внеурочной деятельности "Выбираем профессию"
Рабочая программа Внеурочной деятельности 14-15 лет "Выбираем профессию"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука профессий"
Рабочая программа курса «Азбука профессий» составлена на основе Сборника программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровы...
Рабочая программа внеурочной деятельности клуб «Подготовка молодежи к семейной жизни» для обучающихся 10-х классов
Данная рабочая программа составлена на основе программы: ″Подготовка молодежи к семейной жизни″ Н.Ф. Карельцевой, заведующей отделением помощи гражданам, находящимся ...
Рабочая программа внеурочнй деятельности по курсу "Музейное дело", 7 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Музейное дело", направление социальное, 7 класс. Содержит следующие разделы:Результаты освоения курса внеурочной деятельности «...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир профессий» 5 класс
РАбочая программа курса внеурочной деятельности "Мир профессий" для 5 класса...