Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир профессий. Ищу дело своей жизни» ( 8, 9 класс)
план-конспект по психологии

Кузьмина Марина Сергеевна

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Мир профессий.  Ищу дело своей жизни»

( 8, 9 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_programma_po_psihologii.docx37.39 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Мир профессий.  Ищу дело своей жизни»

( 8, 9 класс)

Составила:

Педагог – психолог

Кузьмина М.С.

Пояснительная записка.

Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, выбор будущей профессии.

Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться обучающимися уже в 14-15 лет. Согласно исследованиям лишь 10-15% обучающихся имеют твёрдые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеют чёткой позиции, сомневаются в выборе. Кроме того, статистика насчитывает около 50 тысяч профессий. Самостоятельно довольно трудно сориентироваться в таком огромном мире профессий. Тем более что чуть ли не каждый год появляются новые и исчезают старые, стираются границы между многими из них, а некоторые постоянно делятся, дробятся.

Выбор профессии является одним из моментов, определяющих жизненный путь человека. Поэтому нельзя рассматривать профессиональный выбор как нечто отдельное, ни с чем не связанное. Обучающимся необходимо наметить для себя жизненные и профессиональные ориентиры, и тем самым заложить фундамент своего будущего. Но, не успев повзрослеть и стать самостоятельными, не имея должного опыта в принятии решений, подростки должны определиться в столь важном вопросе: «Что делать, продолжить обучение в школе, пойти в профессиональные лицеи или работать?» Чтобы ответить на этот вопрос ученик  должен разобраться в собственных интересах, способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии, о требованиях, которые она предъявит к нему, другими слова найти свое профессиональное призвание.

Проект «Мир профессий. Ищу дело своей жизни» направлен на повышение социально-психологической компетентности учащихся 8-9 классов школы-интерната и предоставляет им помощь в выборе профиля обучения и профессиональном самоопределении.

В рамках данного проекта предполагается организацию комплекса мероприятий, направленных на формирование жизненной позиции по выбору профессиональной деятельности.
          Данная программа должны воспитать в наших детях любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудится в одной из сфер общественного производства. Труд должен стать жизненной потребностью подрастающего гражданина России.

Концептуальная основа проекта заключается в том, чтобы формировать социально-психологическую компетентность обучающихся для грамотного поиска профессии, образовательного маршрута и его оптимального выбора. Направить обучающихся на практическое применение знаний о профессиях.

Реализация проекта  на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

        Освоение политехнических и специальных технологических знаний в выбранном направлении технологической подготовки; знаний об основных отраслях современного производства и ведущих отраслях производства в регионе, о составляющих маркетинга и менеджмента в деятельности организаций, об использовании методов творческой деятельности для решения технологических задач, о профессиях и специальностях в основных отраслях производства и сферы услуг, о востребованности  специалистов различных профессий на региональном рынке труда, о планировании профессиональной карьеры и путях получения профессий;

Овладение профессиональными умениями в выбранной сфере технологической деятельности; умениями применять методы индивидуальной и коллективной творческой деятельности при разработке и создании продуктов труда, соотносить свои намерения и возможности с требованиями к специалистам соответствующих профессий, находить и анализировать информацию о региональном рынке труда и образовательных услуг, определять пути получения профессионального образования, трудоустройства.

Развитие качеств личности, значимых для выбранного направления профессиональной деятельности; способности к самостоятельному поиску и решению практических задач, рационализаторской деятельности.

Воспитание инициативности и творческого подхода к трудовой деятельности; трудовой и технологической дисциплины, ответственного отношения к процессу и результатам труда; умения работать в коллективе; культуры поведения на рынке труда и образовательных услуг.

Формирование готовности к успешной самостоятельной деятельности на рынке труда и образовательных услуг, трудоустройству и продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.

Особенность осуществления проекта состоит в том, что теоретические занятия проходят в форме урока. Однако занятия не являются традиционными уроками, так как проходят в непринужденной для детей атмосфере за счет использования групповых и интерактивных методов обучения, активизирующих методик.

Цель: формирование и развитие у учащихся навыков самостоятельного и осознанного выбора и принятия решений, профессионального самоопределения с учетом индивидуальных особенностей, интересов и склонностей.

Задачи проекта:

- психологическое просвещение обучающихся (расширить знания о мире профессий, рынке труда; получить основы правильного выбора профессии; познакомиться с классификацией профессий по Климову, требованиями и условиями труда выбранной профессии, возможностями обучения);

- психологическая диагностика и самодиагностика по выявлению способностей и профессиональных предпочтений обучающихся;

- моделирование индивидуального образовательного маршрута в рамках предпрофильной подготовки каждым участником курса.

Основные принципы программы:

- принцип гуманизации приобщение к общечеловеческим ценностям, опора на возможности и ресурсы личности обучающегося, выбор собственного профессионального пути;

- принцип индивидуализации  учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся при выборе форм и методов работы;

- принцип социализации  содействие самоопределению ребят в социальной среде, приобретение социального опыта путем принятия на себя различных социальных ролей, «проба» себя в профессии.

Обязательный минимум содержания основной образовательной программы в проекте.

Общетехнологическая подготовка

Материальное производство, сфера услуг и сервиса, коммерция. Отраслевое деление современного производства товаров и услуг. Основные отрасли производства и ведущие предприятия региона. Пути и средства снижения негативного влияния производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека.

Основные подразделения и профессиональный состав специалистов производственных, коммерческих и сервисных предприятий.

Назначение менеджмента на предприятии. Основные направления менеджмента. Понятие о научной организации индивидуального и коллективного труда. Эргономические, санитарно-гигиенические и эстетические требования к организации рабочего места. Обеспечение безопасности труда. Нормирование труда. Интенсификация труда. Требование к  квалификации специалистов различных профессий. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий. (ЕТСК).

Требования к уровню подготовки участников проекта.

В результате изучения технологии на профильном уровне по окончании реализации проекта, ученик должен знать/понимать:

Отрасли современного производства и сферы услуг; ведущие предприятия региона; сущность предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности; структуру бизнес-плана; творческие методы решения технологических задач; назначение и структуру маркетинговой деятельности на предприятия; средства и формы рекламы; основные функции менеджера на предприятии; способы нормирования труда; основные формы оплаты труда; порядок найма и увольнения с работы; содержание труда и уровень образования управленческого персонала и специалистов распространённых профессий; пути получения профессионального образования и трудоустройства;

уметь

находить необходимые сведения о товарах и услугах, используя различные источники информации; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

По завершению проекта, ребята смоделируют индивидуальный путь предпрофильной подготовки и получения профессии.

На начало и по завершении проекта участникам предлагается пройти тестирование.

Дата

План/Факт

Тема

Содержание

Виды деятельности

Материалы и оборудование

4.09

Введение. Знакомство с проектом

«Мир профессий. Ищу дело всей своей жизни».

1.Ввести в проблему профессионального самоопределения.

2.Познакомить с правилами ведения факультативных часов.

3.Формировать умения по анализу необходимой информации.

Беседа

Опрос

Тетрадь, ручка

11.09

«Выбор профессии – дело серьёзное».

Экскурсия «Безопасность на дороге – мой стиль жизни».                                  

Формирование представлений о роли профессии в жизни человека,  расширение представлений о личностных качествах, необходимых для освоения желаемой профессии.

Правила  безопасности на дорогах .

Беседа. Лекция

Медиапроектор

18.09

Знакомство с профессией автослесаря

Экскурсия в « Олимп Моторс»

Формировать знания о профессии автослесаря.

Лекция, беседа.

Специального оборудования не требуется

25.09

Знакомство с профессией парикмахера.

Экскурсия  в парикмахерскую «Медея»

Формировать представление о профессии парикмахера.

Беседа, лекция,  диспут.

Специального оборудование не требуется

Календарно - тематический план внеурочной деятельности « Мир профессий. Ищу дело своей жизни».

2.10

Знакомство с профессией противопожарных служащих России ( к дню празднования гражданской обороны)

Формирование представления о профессии МЧС И ГПС

Лекция,  беседа.

Медиапроектор

9.10.

Я – отличаюсь от других.

Мои способности. Потребности. Мои интересы и увлечения.

Научить  анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять точку зрения, анализировать наиболее типичные социальные ситуации.

Лекция, беседа.

Медиапроектор

16.10.

Слагаемые выбора профессии.

Ориентировать обучающихся на правильный выбор будущей профессии с учетом их психологических особенностей и способностей.

Лекция, беседа.

Медиапроектор

 Тетрадь для записей.

23.10.

Знакомство с профессией школьного библиотекаря.

Посещение школьной библиотеки.

Формировать представление о профессии библиотекаря

Беседа, диспут.

Тетрадь для записей.

2 четверть.

Дата

План \ Факт

Тема

Содержание

Виды деятельности

Материалы и оборудование

09.11.

Склонности и интересы.

День народного единства

1.Продолжить  знакомство с миром профессий.

2.Повышать  активность ребят в поиске необходимой информации.

3.Учить выявлять  свои профессиональные склонности и интересы, определять степень устойчивости.

Создание условий для формирования гражданственности и успешной социализации обучающихся

Практическая работа. Тестирование.

Беседа. Лекция.

Бланки для тестирования.

Медиапроектор

16.11.

Характер

Международный день Толерантности

1.Познакомить обучающихся с понятием «характер».

2.Показать  влияние профессии на характер

Формировать понятие толерантность личности, ее качествах.

Самооценки толерантного поведения обучающихся

Беседа. Лекция

Беседа. Диспут

Медиапроектор

Медиапроетор

23.11.

Неделя энергосбережения.

Знакомство с профессией электрика

Формировать представление  о профессии электрика

(Встреча с электриком школы)

Беседа. Лекция.

Диспут

Медиапроектор

30.11.

Знакомство с профессией предпринимателя

Формировать  представление  о профессии предпринимателя. Знакомство с известными предпринимателями  нашего города.

Беседа. Лекция

Диспут

Медиапроектор

7.12.

Знакомство с профессией программиста

Формировать представление о профессии программиста, о востребованности на рынке труда.

Беседа.

Диспут

Медиапроектор

14.12.

Герой Отечества

Формировать понятие герой отечества.

Кто они герои отечества?

Герои отечества нашей страны

Беседа

Диспут

Медиапроектор

21.12.

Секреты выбора профессии («Хочу» - «Могу» - «Надо»)

1.Познакомить обучающихся с тремя факторами выбора профессии.

2.Развивать мышление.

3.Формировать культуру общения.

Семинар с элементами лекции.

Тетрадь

Медиапроектор

3 четверть.

Дата

План/Факт

Тема

Содержание

Виды деятельности

Материалы и оборудование

11.01.

Темперамент и его виды.

1.Формировать представление о понятие темперамент. Познакомить  с типами темпераментов.

2.Показать роль темперамента при выборе профессиональной деятельности.

Семинар с элементами лекции

Тетрадь

Медиапроектор

18.01.

Характер

Формировать представление о понятие «характер».

Показать  влияние профессии на характер.

Беседа, лекция, диспут

Медиапроектор

25.01.

Характер

(практическое занятие).

Международный день памяти жертв Холокоста

Диагностическое исследование некоторых особенностей характера.

Познакомить обучающихся с основными понятиями: «Холокост», «национализм», «толерантность», «жертвы Холокоста». Раскрыть события Холокоста и показать все ужасы тех дней.

Семинар – практикум

Беседа

Материалы для тестов

Медиапроектор

1.02.

Общение - основа человеческого бытия.

1.Познакомить с теоретическими основами общения (функции, средства).

2.Провести диагностику уровня общительности.

3.Развивать коммуникабельность обучающихся.

Семинар с элементами лекции, тренинга

       Медиапроектор

Материал для тестов

8.02.

Невербальное общение.

1.Познакомить с понятием «невербальное общение».

2.Рассмотреть теорию происхождения (врожденное или приобретенное).

3.Провести диагностику уровня владения невербальными компонентами в процессе общения.

Семинар - практикум

       Медиапроектор

     Материал для тестов

15.02.

День памяти  о россиянах, исполняющих служебный долг за пределами Отечества.

Познакомить обучающихся с данным праздником – памяти. Формировать понятия патриотизма, уважение к героям своей Родины

Беседа, диспут

       Медиапроектор

1.03.

Конфликты. Стратегии поведения в конфликте.

1.Познакомить с различными стилями  поведения людей в конфликтных ситуациях.

2.Провести диагностику  способа поведения обучающихся в конфликтных ситуациях.

Семинар - практикум

       Медиапроектор

     Материал для тестов

15.03.

Правила поведения в конфликте.

1.Познакомить обучающихся с основными правилами поведения в конфликтной ситуации.

2.Отработать на практике некоторые варианты поведения в конфликтной ситуации.

3.Развивать наблюдательность.

Семинар - практикум

       Медиапроектор

     Материал для тестов

22.03

Что такое-воля?

1.Познакомить обучающихся с понятием  воля. С способами развития воли.

2.Провести диагностику волевых качеств личности.

3.Воспитывать волевые качества.

Семинар - практикум

       Медиапроектор

     Материал для тестов

   

4четверть.

Дата

План/Факт

Тема

Содержание

Виды деятельности

Материалы и оборудование

5.04

Психологическая суть жизненного профессионального самоопределения.

Предоставить членам группы возможность «заглянуть в будущее» с учетом полученных знаний.

2.Дать необходимые знания по планированию профессионального пути.

3.Развивать навыки планирования.

Семинар - практикум

Медиапроектор

     Материал для тестов

12.04

День космонавтики.

Престижна ли профессия космонавтики в наше время?

1.Формировать представление о профессии космонавта в наше время. Познакомить с известными космонавтами в наши дни.

Беседа. Диспут.

Медиапроектор

19.04

Развитие умений по принятию решений

1.Формировать  знания об алгоритме принятия решения.

2.Проследить освоение алгоритма на практике.

3.Воспитывать самостоятельность в принятии решения.

Семинар-практикум. Решение проблемных задач.

Медиапроектор

     Материал для тестов

26.04

Обобщение полученных знаний и навыков по принятию решения о выборе профессии, самоотчет участников группы, анализ проблем, связанных с ситуацией профессионального выбора.

1.Проверить усвоенные навыки и знания.

2.Формировать и развивать творческие способности.

3.Формировать  умение подводить итоги, делать самоанализ. 

Диспут, беседа, анализ полученных результатов.

Медиапроектор

3.05

«Неделя Памяти». Акция «Ветеран». Уроки мужества «Ты же выжил, солдат»

1.Формировать представление о героях своей страны.

2.Изготовление подарков к дню  Победы 9 мая.

10.05

Диагностическая методика «Профессиональная готовность»

Определение уровня готовности к выбору профессии.

Семинар - практикум

Материалы для тестов.

17.05

Ярмарка вакансий «Профессий иного хороших и разных»

Формировать умение, с помощью полученных знаний, умений и навыков сделать правильный выбор.

Тематическая игра. Решение проблемных задач

Медиапроектор

24.05

Обобщение полученных знаний и навыков по принятию решения о выборе профессии, самоотчет участников группы, анализ проблем, связанных с ситуацией профессионального выбора.

Обобщение полученных знаний.

Диспут. Беседа. Подведение итогов.

Профессиограмма


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука профессий"

Курс «Азбука профессий» реализует  познавательное  направление во внеурочной деятельности в 1 классе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами  начальн...

Рабочая программа Внеурочной деятельности "Выбираем профессию"

Рабочая  программа Внеурочной деятельности 14-15 лет "Выбираем профессию"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука профессий"

Рабочая программа курса «Азбука профессий» составлена на основе Сборника программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровы...

Рабочая программа внеурочной деятельности клуб «Подготовка молодежи к семейной жизни» для обучающихся 10-х классов

Данная рабочая программа составлена на основе программы:  ″Подготовка молодежи к семейной  жизни″ Н.Ф. Карельцевой,  заведующей отделением помощи гражданам, находящимся ...

Рабочая программа внеурочнй деятельности по курсу "Музейное дело", 7 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Музейное дело", направление социальное, 7 класс. Содержит следующие разделы:Результаты  освоения курса внеурочной деятельности «...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир профессий» 5 класс

РАбочая программа курса внеурочной деятельности "Мир профессий" для 5 класса...