Рабочая программа по кубановедению (10-11 класс)
рабочая программа по краеведению (10, 11 класс)

Матова Анна Петровна

Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, на основе программы курса «Кубановедение» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (организаций) Краснодарского края под редакцией А.А. Зайцева, издательство  «Перспективы образования», Краснодар, 2015 год.

Кубановедение - самостоятельная учебная дисциплина. Специфика предмета заключается в том, что он имеет интегрированный характер, соединяя знания о природе, истории, культуре  через проектно-исследовательскую, деятельность даёт учащимся 10-11классов возможность получить целостное преставление о географических, исторических, культурологических, экономических, политических особенностях Краснодарского края.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_10_i_11_kl.docx91.66 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

      средняя общеобразовательная школа № 6 имени Евдокии Бершанской муниципального образования город-курорт Геленджик

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

 протокол№ 1 от    31.08.2021 года.

Председатель        педсовета  

________И.Ю.Бурахович

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по    кубановедению

Уровень образования(класс) 10-11среднее общее образование

Количество часов: 34

Учитель:Матова Анна Петровна

Программа под редакцией А.А.Зайцева разработана на основе авторской программы курса «Кубановедение» для 10-11 класса общеобразовательных учреждений Краснодарского края. Авторы – составители: А.А.Зайцев, Т.И. Беляева и др., Краснодар: ОИПЦ “Перспективы образования”, 2018 год.

Составлена с учетом требований ФГОС среднего общего образования и Историко-культурного стандарта.

Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, на основе программы курса «Кубановедение» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (организаций) Краснодарского края под редакцией А.А. Зайцева, издательство  «Перспективы образования», Краснодар, 2015 год.

Кубановедение - самостоятельная учебная дисциплина. Специфика предмета заключается в том, что он имеет интегрированный характер, соединяя знания о природе, истории, культуре  через проектно-исследовательскую, деятельность даёт учащимся 10-11классов возможность получить целостное преставление о географических, исторических, культурологических, экономических, политических особенностях Краснодарского края.

Преподавание предмета в 2020–2021 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ.

2. Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», с изменениями и дополнениями от 26.11.2010 № 1241, от 22сентября 2011 г. № 2357.

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

5Закон Краснодарского края от 16 июля 2013 года № 2770-КЗ «Об образовании в Краснодарском крае».

6. Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 25 декабря 2013 г. № 808-П «О ходе реализации Закона Краснодарского края «О государственной политике в сфере сохранения и развития традиционной народной культуры в Краснодарском крае».

7. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14 октября 2013 г. № 1175 «Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Развитие культуры».

8. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 2 октября 2013 г. № 1107 «О государственной программе Краснодарского края «Казачество Кубани».

 9.Методические рекомендации для образовательных организаций Краснодарского края о преподавании учебного предмета «Кубановедение» в 2019– 2020 учебном году.

10.Письмо министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края от 07.07.2016 года №47-11727/16-11 «О рекомендациях по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и календарно-тематического планирования».

I.Планируемые результаты освоения учебной программы

  • Личностные результаты:
  1. Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к духовному наследию прошлого многонационального российского народа.
  2. Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края.
  3. Осознание необходимости честного служения Отечеству, уважения к героическому прошлому совей страны.
  4. Понимание необходимости защиты страны от попыток нарушения суверенитета, подрыва ее  территориальной целостности.
  5. Воспитание нравственных качеств на примере жизни и деятельности выдающихся исторических личностей.
  6. Усвоение гуманистических, демократических  и традиционных ценностей многонационального российского общества.
  7. Формирование основ самовоспитания с целью расширения кругозора, развития познавательной деятельности.
  8. Воспитание толерантного отношения к людям другой национальности и вероисповедания.
  9. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста и взрослыми через систему освоения разнообразны социальных норм и практического применения социальных ролей в образовательной и общественно полезной деятельности.
  10. Воспитание сознательного отношения к учению как важнейшей сфере деятельности молодежи, позволяющей развивать интеллектуальные и творческие способности.
  11. Формирование навыков саморазвития и самообразования для дальнейшей успешной социализации в профессиональной и общественной деятельности.
  12.  Воспитание негативного отношения к вредным привычкам; привитие навыков здорового и безопасного образа жизни.
  • Метапредметные результаты:

1. Умение самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи, контролировать и корректировать учебную, внеурочную и внешкольную деятельность с учетом предварительного планирования.

2.Умение взаимодействовать с партнерами в ходе совместной учебной деятельности, составлять план коллективной работы, формулировать ее цели и задачи, прогнозировать результаты, приобретать навыки эффективного разрешения возникающих споров и конфликтов.

3.Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, самостоятельного поиска наиболее эффективного способа решения задач, применение разнообразных методов познания окружающей действительности.

4.Умение применять полученные знания для изучения функций различных социальных институтов, решения проблем социально-политического и экономического характера, а также объективной оценки результатов совей деятельности.

5. Умение самостоятельно оценивать различного рода ситуации, возникшие в общественной жизни или семейно-бытовой сфера, и принимать необходимые решения.

6. Умение соотносить поступки свои и других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом.

7.Владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью, умение вести дискуссию по заданной проблеме, аргументировать свою точку зрения.

8. Умение использовать информационно-коммуникативные технологии в различных сферах деятельности.

Предметные результаты:

  1. Владение навыками использования исторических и географических карт при изучении важнейших событий в истории кубанского региона.
  2. Умение искать, анализировать и оценивать содержащиеся в различных источниках информации данные об исторических событиях, имевших место на территории Кубани.
  3. Умение аргументировать свою точку зрения, высказывая собственное мнение по проблемам социально-экономического развития кубанского региона.
  4. Владение навыками исторической реконструкции для изучения историко-культурных объектов совей малой родины.
  5. Умение оценивать вклад выдающихся личностей, живших и работавших на Кубани.
  6. Умение применять знания по кубановедению для сохранения памятников природы, истории и культуры на территории Краснодарского края и других регионов.

В результате изучения кубановедения в 10-11 классах ученик должен знать/понимать:

- основные этапы и важнейшие события в истории Кубани, раскрывать их в контексте исторических событий, происходивших в этот период в стране и мире;

-особенности экономико-географического и геополитического положения Краснодарского края, оценивать природно-ресурсный потенциал региона;

-административное устройство Краснодарского края, численность населения, этническое и конфессиональное многообразие региона;

-современные версии и альтернативные точки зрения ученых на события, происходившие на территории Кубани в период Гражданской войны в Великой российской революции;

-особенности развития экономики края;

-особенности социальных отношений в кубанском обществе;

-политико-правовой статус Краснодарского края;

-особености развития культурного пространства региона;

-имена ученых, исследователей, выдающихся деятелей культуры и искусства, политиков и военных, способствовавших социально-экономическому развитию кубанского региона;

-место и роль Краснодарского края в современной России;

уметь:

-соотносить важнейшие события региональной истории с историческими событиями, происходившими в ходе реформ и социальных потрясений в России и мире в XX – начале XXI века;

-использовать исторические карты и другие источники информации для решения поставленных учебных задач и составления развернутого повествования о важнейших событиях истории Кубани и их участниках;

-объяснять значение терминов и понятий, а также диалектных слов, используемых на уроках кубановедения;

-группировать исторические явления и события по заданному признаку, выявлять общее и различное, устанавливать причинно-следственные связи;

-оценивать значимость исторических событий, происходивших на Кубани, формировать собственную позицию в отношении роли личности в истории региона;

-использовать компьютерные технологии для получения разнообразной информации о Краснодарском крае и систематизировать полученные данные в виде таблиц, схем, презентаций;

-использовать знания по кубановедению при написании исследовательских проектов, рефератов, сочинений, творческих работ;

-составлять родословную своей семьи в контексте истории малой родины по материалам семейных архивов, школьных и краеведческих музеев, а также на основе рассказов старожилов;

-использовать в повседневной жизни знания, полученные в ходе экскурсий по Краснодарскому краю, а также в результате поседения выставок и краеведческих музеев;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-раскрытия причин и оценки сущности современных событий, происходящих в Краснодарском крае, в контексте российской истории;

-применения полученных знаний об истории и культуре своего и других наров Кубани в общении с людьми в школе и за ее пределами;

-ведения диалога в поликультурной среде;

-понимания своей социальной роли в пределах собственной дееспособности, а также осознанного выбора будущей профессии;

-осознания своей принадлежности к сообществу жителей Кубани – одного из регионов РФ;

-адекватной оценки природно-ресурсного потенциала Краснодарского края и понимания основных тенденций и перспектив развития региона;

-освоения важнейших социальных ролей в сфере правовой и политической культуры для противостояния фальсификациям и намеренным искажениям истории Кубани в контексте событий, имевших место или происходящим в Росии и мире;

-понимания необходимости соблюдать толерантность по отношению к людям других национальностей и конфессий;

-осознания необходимости поддержания в регионе гражданского мира и согласия;

-активного освоения исторического и культурного наследия своего народа, родного края;

-осознания необходимости охраны природных богатств региона.

II.  Содержание учебного предмета

Основные содержательные линии кубановедения определены тематикой фундаментального содержания среднего общего образования, требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего  образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Предметомизучения кубановедения в 10-11 классах является жизнедеятельность человеческого общества в рамках региона в контексте прошлого и настоящего с учетом перспектив дальнейшего развития.

Актуальность и обоснованность курса «Кубановедение» предопределены его практической направленностью на реализацию органического единства интересов личности, общества и государства в деле воспитания граждан России, способного определить свою жизненную позицию. Разноплановая формация о малой родине расширяет кругозор учащихся, помогает адаптироваться в жизни и реализовать свои гражданские права, свободы и обязанности.

Цель курса «Кубановедение»: формирование личности молодого человека, осознанно принявшего традиционные для Кубани как части России духовно-нравственные ценности, на основе комплексного изучения всех основных аспектов, характеризующих родной край.

Задачи курса «Кубановедение»:

  • формирование научно обоснованных представлений о Краснодарском крае как географическом объекте на территории России, включая его происхождение, существующее положение и перспективы
  • углубление знаний о природе родного края, развитие умения анализировать последствия антропогенного влияния на природные компоненты;
  •  изучение многопланового исторического прошлого региона как части Российского государства;
  •  создание целостного социально-политического образа Краснодарского края как субъекта Российской Федерации
  •  Формирование и углубление понимания перспектив развития родного края, знаний о реализуемых в регионе социально-экономических проектах и способностей к самореализации в этих проектах

 СТРУКТУРА КУРСА «КУБАНОВЕДЕНИЕ» НА ЭТАПЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Курс «Кубановедение» структурирован путём соединения направлений школьного краеведения (тематических разделов), соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования.

Структура курса 10 класса «Кубань с древнейших времен и до конца XIX века» включает в себя следующие разделы:

Введение.

РазделI. Природа края и ее исследователи.

РазделII. История региона в далеком прошлом.

РазделIII. Кубань в XI-XVIIвв.

РазделIV.Освоение Кубани в конце XVII-XVIII вв.

РазделV.Кубань в  XIX  столетии.

РазделVI. Культура Кубанского края.

Раздел VII. Духовные истоки Кубани.

Историческая составляющая кубановедения на этой стадии обучения включает в себя развитие нашего региона с древнейших времен до конца XIX  века.

Структура курса 11 класса «Кубань в XX-XXI вв. История. Люди. Общество» включает в себя следующие разделы:

Введение.

РазделI. Основные этапы истории Кубани в XX столетии.

РазделII. Экономика Краснодарского края: современное состояние и векторы развития.

РазделIII.Социальные отношения в кубанском обществе.

РазделIV. Кубань сегодня: политический ракурс.

РазделV. Краснодарский край в правовом поле Российской Федерации.

РазделVI.Кубань – культурный центр Юга России

Раздел VII. Духовные истоки Кубани.

Основная часть учебного времени отведена проблематике изучения современного кубанского общества и его динамике. В этих рамках рассматриваются и проблемы культуры и искусства, антропогенных факторов развития природного комплекса региона.

Последовательность тем предопределена внутрипредметными и межпредметными связями. Учитываются возрастные особенности обучающихся, а также требования к знаниям, навыкам и умениям, приобретённым ими в ходе изучения основной программы.

На уровне среднего общего образования  интегрированный предмет «Кубановедение» реализуется в контексте следующих предметных областей и учебных предметов:

  • «Общественно-научные предметы» (история, обществознание, география);
  • «Естественнонаучные предметы» (биология);
  • «Филология» (русский язык, литература);

Главным унифицированным методическим принципом структуры курса является трёхуровневое построение познавательной деятельности в процессе обучения:

  • получение учащимися готовых знаний;
  • самостоятельное приобретение знаний на основе предложенных источников;
  • исследовательская деятельность учащихся; поиск новых источников знаний с последующим их анализом для повышения собственного образовательного уровня.

Вводный урок нацеливает на обеспечение на каждом уроке и во внеурочной деятельности принятия учащимися Кубани базовых национальных ценностей поликультурного мира и межконфессионального диалога. Итоговое занятие позволяет определить уровень достижения планируемых результатов обучения и воспитательных эффектов в процессе социализации обучающихся.

МЕСТО ПРЕДМЕТА «КУБАНОВЕДЕНИЕ» В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 Общее количество времени, отведенного на изучение предмета «Кубановедение» в 10-11 классах, на 2 года обучения составляет 68 часов (34 часа в год,  с периодичностью преподавания 1 час в неделю).

III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Количество часов – 34 ч. (1 час  в неделю)

Тематическое распределение количества часов

№ п/п

Разделы, темы

Примерная или авторская

программа

Рабочая

программа

1

Введение

1

1

2

Раздел 1.

«Природа Кубани: изучение территории, геологическая история, природные комплексы и их изменение».

Тема 1. Исследования природы Кубани в 18-начале 20вв  

Тема 2. Геологическое прошлое Северо-Западного Кавказа

Тема 3.  Живой мир Кубани в настоящее время Изменение природных комплексов на территории Кубани

3

1

1

1

3

1

1

1

3

Раздел 2.

«История Кубани в далеком прошлом».

Тема 4. Эпохи камня и бронзы на территории края  

Тема 5. Меоты и кочевники

Тема 6. Боспорское царство

3

1

1

1

3

1

1

1

4

Раздел 3.

«Кубань в ХI – ХVI вв.»

Тема 7. Тмутараканское княжество. Горцы и степняки.

Тема 8. Колонизация итальянцами Черноморского побережья Кавказа (13-15вв)

Тема 9. Ногайцы и адыги Кубани в 16-17вв.

Тема 10. Кубань в политике соседних держав в16-17вв.

4

1

1

1

1

4

1

1

1

1

5

 Раздел 4.

«Кубань в конце XVII-XVIII вв.»

Тема 11. Освоение Кубани русскими переселенцами.

Тема 12. Обострение соперничества между Россией и Турцией в 60х-80х годах 18в.

Тема 13. Присоединение Прикубанья к России.

Тема 14.Кубань в Русско-турецкой войне 1787-1791гг.

Тема 15.Черноморцы и линейцы. Заселение Прикубанья.

Тема 16.Социальные выступления адыгов и казаков.

6

1

1

1

1

1

1

6

1

1

1

1

1

1

6

Раздел 5.

«Кубань в XIX столетии»

Тема 17. Освоение кубанских степей.

Тема 18. Начало Кавказской войны.

Тема 19. Декабристы на Кубани.

Тема 20. Присоединение Закубанья к России и окончание Кавказской войны.

Тема 21. Кубанцы в боях за Отечество.

Тема 22. Преобразования на Кубани в пореформенный период (1860-1890-е годы)

Тема 23. Народная колонизация и становление транспортной системы. Земельные отношения.

Тема 24. Развитие сельского хозяйства и торговли.

Тема 25. Становление кубанской промышленности.

Тема 26. Участие кубанцев в освобождении южно-славянских народов и общественно-политической жизни.

10

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

7

Раздел 6.

«Культура Кубани»

Тема 27. Народная культура казачества.

Тема 28. Культурное наследие горских народов.

Тема 29. Профессиональная культура Кубани.

3

1

1

1

3

1

1

1

8

Раздел 7.«Духовные истоки Кубани»

4

4

         Итого:                                                                                               34 часа        

Количество часов – 34 ч. (1 час  в неделю)

№ п/п

Разделы, темы

Примерная или авторская

программа

Рабочая

программа

1

Введение

1

1

2

Раздел 1.

Основные этапы истории Кубани в 20 столетии

Тема 1. Регион в период войн и революций (1900-1920 годы)

Тема 2. Кубань в 1920-1930-х годах

Тема 3. Годы военных  испытаний. Краснодарский край в период Великой Отечественной войны.

Тема 4. Возрождение. Восстановление и развитие народного хозяйства Кубани в 1945-1953 гг.

Тема5. Кубань во второй половине 20 столетия: оттепель, застой.

Тема 6. Годы перестройки 80-х и реформ90-х годов

6

1

1

1

1

1

1

6

1

1

1

1

1

1

3

Раздел 2.

Экономика Краснодарского края: современное состояние и векторы развития

Тема1. Регион как эколого-экономическая система.

Тема 2. Краевой бюджет

Тема3. Финансовые институты и банковская система региона

4

2

1

1

4

2

1

1

4

Раздел 3.

Социальные отношения в кубанском обществе.

Тема1. Социальная стратификация и мобильность в региональном социуме.

Тема 2. Межнациональные отношения.

Тема 3. Семья и брак в кубанском обществе.

Тема 4.Молодежь Краснодарского края как социальная группа.

4

1

1

1

1

4

1

1

1

1

5

Раздел 4.

Краснодарский край сегодня: политический ракурс.

Тема 1. Государственная власть и местное самоуправление в регионе.

Тема 2. Становление гражданского общества

Тема 3. Региональная политическая культура населения

Тема 4. Геополитическое положение Краснодарского края.

4

1

1

1

1

4

1

1

1

1

6

Раздел 5.

Краснодарский край в правовом поле Российской Федерации.

Тема 1. Правовой  статус края как субъекта Российской Федерации.

Тема 2. Законотворческий процесс в Краснодарском крае.

Тема 3. Избирательный процесс в крае.

Тема 4. Правоохранительные органы: структура и функции.

Итоговое повторение и проектная деятельность  

5

1

1

1

1

1

5

1

1

1

1

1

7

Раздел 6.

Кубань - новый культурный центр юга России

Тема 1. Духовная жизнь Кубани

Тема 2. Система образования Краснодарского края

Тема 3.Религиозное и конфессиональное многообразие региона

Тема4. Культурное достояние Краснодарского края

5

1

1

1

2

5

1

1

1

2

8

Раздел 7. Духовные истоки Кубани

Тема 1.Православные ценности в современном мире  

Тема 2. Духовно-нравственные основы культуры современного казачества

Тема 3. Особенности духовной жизни современной Кубани

4

2

1

1

4

2

1

1

9

Заключение. ИТОГОВОЕ повторение.

1

1

         Итого:                                                                                               34 часа        

IV. Содержание учебного предмета «Кубановедение» 

10 класс 

 

Кубань с древнейших времён до конца XIXвека 

34 часа 

 

Авторы-составители: А.Н.Криштопа, И.А.Терская (раздел I);О.А.Хамцова  (разделы II-V);О.В.Матвеев (раздел VI). 

            Курс предполагает расширение представлений учащихся о важнейших событиях истории Кубани как части общероссийской истории на протяжении веков, знакомство с геологическим прошлым, природным, этническим своеобразием региона, а также культурным наследием жителей многонационального края. 

Введение (1 час) 

 Уникальность природно-географических условий Северо-Западного Кавказа. 

 Особое место Кубань  в истории евразийской цивилизации(перекрёсток исторических путей племён и народов).  Этнокультурное своеобразие региона. 

РазделI. Природа Кубани: изучение территории, геологическая  история, природные комплексы и их изучение (6 часов).

Тема 1. Исследования природы Кубани в XVIII- начале XX в. 

Изучение территории Северного Кавказа в XVIII в. Экспедиции Российской Академии наук. Исследования И.А.Гильденштендта, П.С.Палласа. Исследования природы края в период егозаселения. М.С.Гулик, В.П.Колчигин. Описание природы Кубани в трудах учёных и просветителей XIX-  началеXXв.

Учёные-исследователи Ф.А.Щербина, И.Д.Попко, Е.Д.Фелицин, Н.Я.Динник, В.В.Докучаев, Л.Я.Апостолов, Н.М.Альбов и др.. Деятельность Общества любителей изучения Кубанской области (ОЛИКО). 

Тема 2. Геологическое прошлое Северо-Западного Кавказа 

          Физико-географические условия и живой мир на территории Кубани в разные геологические эпохи (эры) и периоды. Территория Кубани в докембрии: царство бактерий, водорослей, многоклеточных беспозвоночных животных. 

          Палеозойская эра. Поднятие суши, появление первых островов, господство гигантских хвощей и папоротников, образование пластов каменного угля.  

          Мезозойская эра. Океан Тетис. Господство субтропической растительности, морских беспозвоночных, животных, появление рыб, водных динозавров. Образование игористых островов, толщи известняка, мела, песчаника, глинистых сланцев. 

Тема 3. Северо-Западный Кавказ в четвертичное время 

Кайназойская эра, палеогеновый период. Появление морских млекопитающих (дюгони, мелкие зубатые киты, дельфины). Поднятие Кавказских гор, господство тропической растительности         Неогеновый период. Формирование современного рельефа Кавказа, образование Чёрного и Азовского морей. Похолодание климата, появление на суше холодостойкой древесной растительности, земноводных, рептилий, млекопитающих. 

Антропогенный период. Появление человека. Ледниковые и межледниковые эпохи. Исчезновение некоторых представителей животного и растительного мира. Формирование современных природных зон.  

Эволюция Черного и Азовского морей. История развития акватории от Тетиса до современного состояния. 

Тема 4. Живой мир Кубани в настоящее время 

           Современная флора и фауна Кубани. Наиболее распространенные виды растений, грибов, животных. Редкие представители растительного и животного мира, факторы, оказавшие влияние на снижение их численности. Вымершие живые организмы, причины их исчезновения. 

           Тема 5. Изменение природных комплексов на территории Кубани. 

           Изменение облика ландшафтов  под воздействием геологических, тектонических, климатообразующих процессов. 

           Воздействие человека на природные компоненты местности с момента освоения территории Кубани и до настоящего времени: сооружение водохозяйственных комплексов, заготовка древесины, добыча полезных ископаемых и др. 

           Изменение численности и видового состава организмов, обитающих в Азовском и Черном морях. 

           Ученые, исследователи, краеведы XIX-начала XX в. Об охране и рациональном использовании природных ресурсов Кубани. 

           Итоговое повторение и проектная деятельность (1 час) 

Раздел II. История Кубани в далеком прошлом(3 часа) 

          Тема 6. Эпохи камня и бронзы на территории края 

          Стоянки людей древнекаменного века (поселки За Родину, Ильский). 

          Майкопская культура. Раскопки майкопского кургана (1897) Н.И. Веселовский  

Дольменная, катакомбная, северокавказская и срубная культуры. Периодизация. Арсал. Характерные черты. 

          Тема 7. Меоты и кочевники 

          Начало освоения железаплеменами, населявшими кубанские земли. Меоты (союз племен: дандарии, досхи, синды, тарпеты и др.) Территория населения. Занятия. Общественный строй. 

           Роль меотов в этногенезе адыгов: Точки зрения ученых. Кочевники: киммерийцы, скифы, сарматы. Начало оформления сирако-меотской  этнической общности (I в н.э.) Аланы- предки осетин. Античные авторы о племенах северного кавказа 

           Тема 8. Боспорское царство  

           Причины древнегреческой колонизации. Первые греческие колонии на Таманском полуострове: Фанагория, Гермонасса и др. Образование Боспорского царства со столицей в Пантикапее (около 480г н.э.). Борьба правитилейБоспора за присоединение синдского государства. Горгиппия- крупный порт, торговый и культурный центр Боспорского царства 

           Ослабление Боспорского царства. Присоединение Босопра к Понтийскому царству. Митридат VIЕвпатор и его войны с Римом. Утверждение династии Аспургов на боспорском престоле. Усиление сарматского влияния. Нашествие Гуннов (IV в). Упадок Боспорского царства.  

                                                  Раздел III. Кубань в XI-XVII вв. (4 часа) 

            Тема 9. Тмутараканское княжество. Горцы и степняки 

           Установление господства гунно-болгарского союза племен в Приазовье. Образование на территории Кубани Великой Болгарии и её распад. 

            Вхождение кубанских земель в состав хазарского каганата (VII в.). Приход в степи Северного Причерноморья кочевых орд печенегов. Разгром Хазарского каганата войсками киевского князя Святослава  (964-965) Тмутараканское княжество. Правление князя Мстислава Владимировича (988-1036)Подчинение касогов. 

            Тмутаракань – крупный административный и экономический центр Киевской Руси на Юге. Многонациональный состав Тмутараканского княжества.  Тмутараканский камень. Писатель и летописец Никон в Тмутаракани (1064-1074). Влияние княжеских междоусобиц на положение Тмутараканского княжества. Половцы. Неудачный поход против них новгород-северского князя Игоря Святославовича (героя слава о полку Игореве). Половецкие изваяния Перемещение адыгов из Приазовья в северо-западные предгорья Кавказа. 

           Татаро-монгольское нашествие (XIII в.)Сопротивление Адыгских племен 

           Тема 10.Колонизация итальянцами Черноморского побережья Кавказа (XIII-XVвв.) 

Cоперничество Генуи и Венеции За господство на Черном море. Основание генуэзский колоний в Крыму, Приазовье и на Черноморском побережье Кавказа (Кафа, Матрега, Мапа, Копа, Бальзамиха и т.д.) 

           Миссионерская деятельность римско-католической церкви. 

           Торгово-экономические связи  Генуэзских колоний, их устав. Торговое сотрудничество адыгской знати с генуэзцами. Негативное влияние  работорговли на развитие адыгской народности. 

           Захват итальянских колоний на Чёрном и Азовском морях гурками (последняя четверть XV в.). 

           Тема II. Ногайцы и адыги Кубани в XVI-XVIIпн. 

           Появление ногайских кочевий на Кубани (середина XVI в.). Распад Ногайской Орды на несколько орд. Зависимость от Крымского ханства. Усиление родоплеменной знати. Кочевое скотоводство. Преобладание натурального хозяйства. Развитие торговых связей с Русским государством. 

          Усиление имущественного и социальною неравенства у адыгов. Народности «демократические» (шапсуги, абадзехи, натухайцы) и «аристократические» (бжедугихатукаевцы, бесленеевцы). Распространение ислама. Традиционные занятия адыгов. Развитие товарообмена с Россией, Крымом и Турцией. Наездничество, его социальная и экономическая сущность. 

         Тема 12. Кубань в политике соседних держав в XVI-XVIIвв. 

          Укрепление позиций Турции на Кубани. Походы османов и крымских татар и земли адыгов. Рост авторитета Русского государства и регионе. Посольства западных адыгов н кабардинцев о Москву (1552, 1557). Объединённый русско-адыгский поход против крымско-турецких войск (1556), Борьба за влияние на адыгов между Россией и Турцией. 

Раздел IV. Кубань в конце XVII-XV1IIо. (6 часов) 

          Тема 13. Освоение Кубани русскими переселенцами  

НекрасовцыОтголоски русской Смуты на окраинах страны. Основные переселенческие потоки Переселение казаков-раскольннков но главе с Львом Манацкимс Дона на Северный Кавказ. Формирование на Таманском полуострове своеобразной казачьей общины - «войска Кубанского». 

Некрасовцы ни Кубани, их походы на Дон. Экспедиции царизма протки некрасовских казаков, Пeреселениенекрасовцев и Турцию. 

           Тема 14. Обострение соперничества между Россией и Турцией и 60-80-х годах XVIII в. 

           Обострение соперничества между Россией и Турцией в Северном Причерноморье.  Русско-турецкая вомни 1768-1774 гг.. и Кубань. Кючук-Кайнарджийский мирный договор 1774 г. и его роль в разрешении «черкесской проблемы» для России. Строительство Азово-Моздокской оборонительной липни (1777). 

           А. В Суворов но главе Кубанскою корпуса. Суворов как дипломат и военный инженер Кубанская кордонная линия и её стратегические значение. 

           Военные провокации турецкого правительства. Непоследовательная политика Шагин-Гирея. Восстание в Крыму, бегство Шагин-Гирея (1782) Возвращение Крыма и Прикубанья в сферу влияния Турции. Ввод русских войск в Крым. Ответные военные и дипломатические шаги Турции. 

            Тема 15. Присоединение Прикубанья к России 

            Опубликование царского манифеста о присоединении Крыма, Тамани и правобережья Кубани к России (8 апреля 1783 г.). 

Приведение к присягеногайских и татарских орд,  кочевавших в верховьяхКубани.  План переселения ногайцев в другие районы России и его реализации. Восстание ногайцеви его подавление. 

Признание Оттоманской Портой «подданства Крыма и Кубани Всероссийскому престолу».Историческоезначение утверждения Россия вКрыму и Прикубанье. 

           Тема16. Кубань в Русско-турецкой войне 1787-1791 гг.  

Ультимативное требование турецкого правительства к России о возвращении Крыма Ставка Турции ив шейха Мансура. Начало войны борьба за Анапу Неудачные попытки взятия крепости русскими войсками Разгром турецкой эскадры Ф. ФУшаковым в районе Керченского пролива (8 июля 1790 г). Разгром турецкой армии Батал-паши русскими войсками генерала И. И. Германа (30 сентября 1790г.). 

             Взятие Анапы войсками генералаИ. В. Гудовича (26 июня 1791 г.). Ясский мирный договор (29 декабря 1791 г.). Упрочение позиций России наСеверном Кавказе.  

            Тема 17. Черноморцы и линейцы. Заселение Прикубанья 

Упразднение ЗапорожскойСечи (I775). Судьба опальных запорожцев и участие в ней Г. А Потемкина. «Войско верныхказаков» и его лидеры Сидор Белый, Антон Головатый, ЗахарийЧепега. Участие казаков в штурме Измаила, Очакова и острова БерезаньПереименование «Войска верных казаков» в Черноморское и обустройство нановых землях между Днепром и ЮжнымБугом. Депутация во главе сА. Головатым в Петербург. Грамота Екатерины II о пожаловании Черноморскому казачьему войску земли на правобережьеКубани от Таманидо устья Лабы (30 июня 1792 г.). Переселение казаков наКубань(1792 1793). Основание Екатеринодара(1793). «Порядок общей пользы» - документ обадминистративном и территориальном устройстве Черномории.Заселение северо-восточнойтерритории Кубани (Старой линии) донскими казаками.  Восстание донскихполков и его подавление(1793-1794) Создание Кубанского линейного полка (1796). 

             Тема 18. Социальные выступления адыгов и казаков 
             Нарастание социальных противоречий в адыгском обществе  (князья, дворяне, тфокотли ). Обращение горских князей за покровительством к Екатерине II .Бзиюкская битва (29июн 1796г.) ,роль в её исходе казачьей артиллерии. 
             Участие казаков-черноморцев в Персидском походе (1796-1797).Его бесславный итог . Персидский бунт (1797) как правление конфликта между рядовым казачеством и войсковой верхушкой. Расправа над бунтарями . 
Раздел V. Кубань в XIX столетии (10 часов) 
           Тема 19. Освоение кубанских степей 
           Народна и военно-казачья колонизации черномории .Состав переселенцев (беглые крепостные ,вольные хлебопашцы, отставные солдаты, государственные  крестьяне ,представители различных этнических групп). Основание селении Армавир (1838),станиц Новодеревянковской, Новощербиновской ,Лабинской,Урубской и др., города-порта Ейска (1848). Заселение северо-восточной части Кубани (Старой линии). Организация Кавказского линейного войска(1832). 
          Хозяйственное освоение Кубани. Основные отрасли производства (экстенсивное земледелие, скотоводство ,садоводство и др.).Зарождение кубанской промышленности ,развитие торговли. Торговли как фактор сближения горцев и казаков. 
Тема 20.Начло Кавказской войны 
          Превращение турецкой крепости Анапы в центр антирусской деятельности в регионе .Нападения горцев в Черноморскую оборонительную линию. Борьба за Анапу.  Адрианопольский мирный договор 1829 г. Нарушение его условий со стороны Турции и Англии . План создания Черноморской береговой линии и его реализация. А.А.Вельяминов . Деятельность Н.Н.Раевского на посту начальника ЧБЛ. Развитие Русско-черкесских торговых связей. 
         Атаки горцев на Черноморскую береговую линию (1840). Подвиг защитников Михайловского укрепления . Архип Осипов, увековечение его памяти .Заселение линейцами Новой линии. Прибытие наиба Шимиля Мухаммеда-Амина на Северо-Заподный Кавказ (1848). Его попытки создания в закубанье военно-религиозного государства. 
           Тема 21. Декабристы на Кубани 
           Кавказская ссылка в судьбах участников декабрьского восстания  (разжалованных офицеров и солдат). Правда о Казаке в произведении А.А.Бестуева-Марлинского. 
           Тема 22. Присоединение Закубанья к России и окончание Кавказской войны 
           Активизация действий Мухаммеда-Амина ,направленных на объединении горских народов под знаменем независимости . Уничтожение укреплений черноморской береговой линии, оставление Анапы и Новороссийска русскими войсками в ответ на действия англо-французской эскадры (1854-1855). 
           Соперничество за лидерство  Сефер-бея с Мухаммедом-Амином  в борьбе горцев  за независимость. Безуспешные попытки Сефер-Бея взять  Екатеринодар. Ответные шаги царского правительства. Строительство укреплений в Закубанье. Основание Майкопа.(1857). 
           Плетение Шамиля (1859),капитуляция Мухаммеда-Амина . Попытки создания военно-государственного союза черкесов , Сочинский Меджлис. Встреча Александра II с депутацией горцев (1861). Призыв меджлиса к продолжению борьбы.  
           Соединение русских войск в урочище  Кбаада  (ясная Поляна ),торжества по случаю окончания Кавказской войны (1864). 
            Вынужденное массовое переселение горцев в Турцию (мухаджирство). 
            Значение присоединения Закубанья к России. 
            Тема  23. Кубанцы в боях за Отечество 
            Черноморцы в Отечественной войне 1812г. 
            Казачьи формирования ,участвовавшие в боевых действиях .Примеры  воинской доблести черноморцев. А.Д.Безкровный ,Н.С.Заводовский, А.Ф. и П.Ф. Бурсаки. Казачья тактика ведения боевых действий . 
            Участие пластунских формирований в защите Севастополя в ходе крымской войны (1853-1856). Сражение  близ  Балаклавы, на Малаховом кургане (1854-1855). 
            Картина В.Серова «Пластуны  под Севастополем». 
            Тема 24.Преобразования на Кубани  в пореформенный период (1860-1890-е годы) 
            Освобождение зависимых крестьян и зависимых сословий в горских районах. Специфика земельной частной собственности на Кубани . Заселение закубанских земель. 
            Территориально-административные преобразования на Кубани. Образование Кубанской области (1860), Черноморского округа (1866), Черноморской губернии (1896). 
Судебная и военная реформы. 

Тема 25. Народная колонизация и становление транспортной системы. Земельные отношения 

            Изменение соотношение казачьего и неказачьего населения. Иногородние крестьяне и  их положение. 

            Развитие водного и железнодорожного транспорта. Акционерное общество Ростово-Владикавказской железной дороги (1872). Р.В.Штейнгель. и его вклад в развитие железнодорожного транспорта в регионе. Строительство дорог как фактор экономического подъёма края. 

             Земельные и сословные отношения. Изменения в земельном обеспечении и землепользовании казачества, русского и адыгского крестьянства.  Имение «Хуторок» баронов Штейнгелей как образцовое крупнокапиталистическое хозяйство. «Степные короли» Кубани: братья Мазаевы, Николенко и др. 

 Тема 26. Становление кубанской промышленности 

   Переход от кустарных промыслов к машинному фабричному производству. Мукомольные и маслобойные заводы. Крупные заводчики Я.В.Попов, И.П.Баев, И.А. и С.А.Аведовы. Екатеринодар – центр промышленного производства. 

Кубань – родина нефтенной промышленности России. Первая буровая вышка в районе реки Кудако. (1864), первый нефтяной фонтан (1866). А.Н.Новосильцев – пионер нефтяной отрасли. Первые нефтеперегонные заводы. 

Развитие цементного производства. Крупнейшие предприятия отрасли: «Геленджик», «Цепь» и «Черноморский». Первый металлообрабатывающий завод К.Гусника (1886). 

Изменения общественно-сословного и архитектурного облика кубанских городов. Складывание династий предпринимателей и купцов: Бедросовы, Дицманы, Аведовы и др. Создание первых банковских учреждений. 

Тема 28. Участие кубанцев в освобождении южнославянских народов и общественно-политической жизни 

Участие кубанцев в освобождении южнославянских народов против османского владычества (1877-1878). Казачьи формирования в составе Кавказской дивизии генерала М.Д. Скобелева и Дунайской армии. Участие казаков в защите Баязета, обороне Шипки, в боях под Плевной. 

Рост социальной напряжённости, связанной с проведением реформ в городах, станицах и аулах. 

Распространение революционных идей на Кубани. Кружок «землевольцев» в Кубанской войсковой гимназии Екатеринодара во главе с Н.И.Вороновым. Революционная пропаганда на Кубани (Г.А.Попко, П.И.Андреюшкин). Марксистские кружки. 

Земледельческая ассоциация в станице Бриньковской. Начало общественной деятельности Ф.А.Щербины. Община «Криница» в Черноморском округе. 

Раздел VI. Культура Кубани (3 часа) 

Тема 29. Профессиональная культура казачества 

Вера и верования. Роль православия в жизни казачества. Сохранение языческих представлений. Система ценностей. Представление мировоззренческих нравственных начал начал в календарных праздниках и обрядах. Высокое значение среди казачьих ценностей таких качеств как патриотизм, трудолюбие, честность. Семейные ценности. Кубанский фольклор. 

Тема 30. Культурное наследие горских народов 

Обычаи и традиции: гостеприимство, куначество, аталычество. Духовная культура. Переплетение в религиозных воззрениях горцев элементов ислама, традиционных верований, христианства. Героический эпос «Нарты» - выдающееся достижение горскихнародовЗакубанья. Материальная культура. 

Тема 31. Профессиональная культура Кубани 

Народное просвещение. Деятельность К.В.Россинского (1775-1825), его вклад в развитие культуры и образования на Кубани. Развитие системы образования. Меры, предпринимаемые войсковыми властями по поддержке одарённой молодёжи. Найка. Создание полковых историй в Черноморском и Кавказском линейном войсках. Первый исследователь истории и быта черноморских казаков Я.Г.Кухаренко (1799-1862). Труды И.Д.Попо (1819-1893) по истории казаков и адыгов. Войсковой архивариус П.П.Короленко (1ё834-1913) и его наследие. Развитие адыгской национальной историографии. Султан Хан-Гирей (1808-1863)), ШораНогмов (1801-1844). Подвижническая деятельность Е.Д.Фелицына – статистика, археолога, историка и этнографа. Вклад Ф.А.Щербины (1849-1903) в организацию научных исследований в крае. Создание Общества любителей изучения Кубанской области (1897) 

Лителатура.  Литературное творчество Я.Г.Кухаренко («Вороной конь», «Пластуны», и др.), В.С.Вареника ( «Слово о ружье», «Страстная пятница»), Султана Газы-Гирея ( «ДОлтнаАжитугай»). 

Искусство. Творчество П.С. Косолапа (1834-1910). Деятельность «кубанского  Третьякова»Ф.А.Коваленко (1866-1919). Архитектура кубанских городов. И.К.Мальгерб, А.П.Косякин, А.А.Козлов, В.А.Филиппов и их вклад в создание архитектурного облика населённых пунктов края 

Периодическая печать. «Кубанские областные ведомости» - первый печатный орган на Кубани. 

Заключение. Итоговое повторение (1 час) 

11 класс 

Кубань в XX-XXI веках: история, люди и общество 

34 часа 

                 Курс «Кубань в XX-XXI веках: история, люди и общество», завершающий цикл кубановедения, носит междисциплинарный характер. 

В процессе его освоения учащиеся используют знания, полученные при изучение таких предметов как кубановедение, история Кубани и обществознание. 

   Введение(1 час ) 

                 Связь исторического прошлого и настоящего Кубани. Регион как единство людей и территории. Регионализация как глобальная тенденция современности. Общая характеристика отношений   «центр – регионы» в современной России. Краснодарский край среди российских регионов: общее и особенное. Системообразующие факторы регионального социума Кубань в XXI веке: дорогой межнационального мира и согласия.  

         Раздел 1. Основные этапы истории Кубани в XXстолетии(7 часов). 

                Тема 1. Регион в период войн и революций (1900-е – 1920 годы ) 

                Кубанская область и Черноморская губерния в 1900-1916 гг. Социальный и национальный состав населения. Политическая жизнь и общественное движение. Кубань и Черноморье в революции 1905-1907гг.Ратные подвиги кубанцев в годы Русско-японской и Первой мировой войн.                

              Революция и Гражданская  война (1917-1922). Особенности развития регионального политического процесса. Многовластие. Первые преобразования советской власти весной-летом 1918 г. Противоречия между Деникиным и Законодательной радой. Кубанское казачество и черноморское крестьянство в поисках «третьего» пути. Белый и красный террор. «Малая»  гражданская война. 

              Тема 2. Кубань в 1920-1930-х годах. 

               Особенности «военного коммунизма», нэп, индустриализация, «великий перелом», коллективизация и ее последствия. Героика и трагизм 30-х. Национально-государственное строительство. Краснодарский край и адыгейская автономная область. Культурная жизнь региона в первой трети XXв. 

             Тема 3. Годы военных испытаний. Краснодарский край в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. 

             Кубань в годы Великой Отечественной войны. Формирование добровольческих казачьих соединений. Многонациональное боевое содружество в период военных испытаний. Битва за Кавказ летом 1942 – зимой 1943г. Оккупационный режим. Борьба в тылу врага. Освобождение. Трудовой героизм кубанцев. 

             Тема 4. Возрождение. Восстановление и развитие народного хозяйства  Кубани в 1945-1953 гг. 

             Перевод промышленности на «мирные рельсы». Восстановление  довоенных объемов промышленной продукции. Отмена карточной системы. Снижение цен на продовольственные товары. Ужесточение партийного-государственного контроля. Идеология и культура в послевоенное десятилетие. 

             Тема 5. Кубань во второй половине XX столетия: оттепель, застой. 

              Реформы в политике и экономике (1953-1964): реальные успехи и несбывшиеся надежды. Кубань – житница и здравница России. Хозяйственные «эксперименты» и их негативные последствия для региона. Достижения и провалы кубанской экономики. Миллион тонн кубанского риса. Застойные явления в обществе. Бюрократизация партийного и советского аппарата. 

              Тема 6. Годы перестройки 80-х и реформы 90-х годов. 

              Издержки экономики, неэффективность организации производства. Кризис доверия к власти. «Здоровый кубанский консерватизм». Культурная жизнь Кубани в середине 1950-1990-х годах. 

              Итоговое повторение и проектная деятельность (1 час). 

     Раздел II. Экономика Краснодарского края: современное состояние и векторы развития (5 часов) 

                    Тема 7. Регион как эколого-экономическая система 

                    Диверсифицированный характер экономики края, основные отрасли и макроэкономические показатели. 

                    Тема 8. Краевой бюджет 

                    Налоги. Инвестиционный климат в Краснодарском крае, повышение инвестиционной привлекательности района. 

                    Тема 9. Финансовые институты и банковская система региона 

                    Развитие предпринимательства на Кубани. Меры государственной поддержки предпринимательства. Региональный рынок труда и его особенности. Доходы и потребление. Краснодарский край в системе внешнеэкономических отношений.  

                    Итоговое повторение и проектная деятельность (1 час). 

Раздел III. Социальные отношения в кубанском обществе (5 часов) 

                   Тема 11. Социальная стратификация и мобильность в региональном социуме 

                   Социальная дифференциация, социальное неравенство в кубанском обществе. Социальная стратификация в Краснодарском крае. Горизонтальная, вертикальная, межпоколенная, внутрипоколенная мобильность.   

                   Тема 12. Межнациональные отношения 

                    Этносоциальные общности Краснодарского края. Этнические меньшинства, этнические группы. Основные тенденции в развитии межнациональных отношений в региональном социуме. Этносоциальные конфликты. 

                    Тема 13. Семья и брак в кубанском обществе 

                    Основные тенденции в развитии семейных отношений. Семейная политика Краснодарского края. 

                    Тема 14. Молодежь Краснодарского края как социальная группа 

                    Возрастные границы, социально-демографические характеристики молодежи как социальной группы Краснодарского края. Динамика ценностных ориентаций молодежи Краснодарского края. Молодежные субкультуры. 

                    Итоговое повторение (1 час). 

Раздел IV. Краснодарский край сегодня: политический ракурс (5 часов) 

                    Тема 15. Государственная власть и местное самоуправление в регионе 

                    Структура органов государственной власти, их полномочия и направления деятельности. Законодательное собрание края. Исполнительные органы власти в регионе. Администрация Краснодарского края, глава администрации. Судебная ветвь власти. Органы местного самоуправления в муниципальных образованиях края. Политические лидеры и политические элиты в регионе. СМИ и их роль в политическом процессе. Представители региона в высших органах государственной власти РФ. 

                    Тема 16. Становление гражданского общества 

                    Институты гражданского общества, их становление и деятельность в Краснодарском крае. Деятельность политических партий и общественных организаций в регионе. Молодежные организации, движение волонтеров. 

                    Тема 17. Региональная политическая культура населения 

                    Политические ориентации жителей Кубани. Возможности молодого человека для участия в политике и активная жизненная позиция молодежи. Отношения Краснодарского края с другими регионами и странами. 

                    Тема 18. Геополитическое положение Краснодарского края 

                    Межрегиональные и международные отношения региона. Подготовка к Олимпиаде-2014 в Сочи. 

                    Итоговое повторение и проектная деятельность (1 час). 

Раздел V. Краснодарский край в правовом поле Российской Федерации (5 часов) 

                    Тема 19. Правовой статус края как субъекта Российской Федерации 

                Конституционные основы разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и её субъектами. Система нормативных правовых актов Краснодарского края. Устав Краснодарского края: понятие, юридические свойства, содержание, значение. Нормативные правовые акты края (решения), принятые на референдуме Краснодарского края. Нормативные правовые акты, принятые Законодательным собранием Краснодарского края. Нормативные правовые акты администрации Краснодарского края.  

                    Тема 20. Законотворческий процесс в Краснодарском крае 

                    Субъекты законодательной инициативы в Краснодарском крае. Прямое (непосредственное) правотворчество. Референдум как форма прямого (непосредственного) правотворчества в Краснодарском крае. 

                    Тема 21. Избирательный процесс в крае 

                    Субъекты, стадии и особенности избирательного процесса на Кубани. 

                    Тема 22. Правоохранительные органы: структура и функции 

                    Полномочия, порядок действий. 

                    Итоговое повторение и проектная деятельность (1 час). 

                                  Раздел  VI.  Кубань – новый культурный центр Юга России (5 часов) 

             Тема 23.Духовная жизнь Кубани 

             Многообразие, специфика и значение для культуры России. Исторические предпосылки развития культуры Кубани. Диалог культур на Кубани. Региональная идентичность и региональная идеология. Роль Кубанского казачества как уникального этнокультурного сообщества в становлении культурной жизни Кубани. 

             Тема 24. Система образования Краснодарского края 

             Социокультурная функция школ. Фундаментальная и прикладная наука Кубани. Основные Научные школы. Университеты и научные центры Кубани. 

             Тема 25. Религиозное и конфессиональное многообразие региона. 

             Религиозная ситуация в Краснодарском крае. Кубань – центр православия на Юге России. Культурные символы и достопримечательности  Краснодарского края. 

             Тема 26. Культурное достояние Краснодарского края. 

             Библиотеки, музеи, картинные галереи, театры, коллективы народного творчества. 

Проблемы культурной жизни Кубани. Нравственность и культура. Культурная политика в Краснодарском крае.  

             Итоговое повторение и проектная деятельность (1 час) 

             Заключение. Итоговое повторение (1 час) 

             Уроки прошлого в исторической памяти кубанцев. Современные тенденции развития региона. Прогнозы. Необходимость формирования активной жизненной позиции молодого гражданина – жителя Краснодарского края. 

  

 

Тематическое планирование 

Таблица тематического распределения количества часов 

№ п/п 

Разделы, темы 

Количество часов 

Авторская программа 

Рабочая  программа  

10 кл. 

11 кл. 

 

  1.  

Введение.  

 

  1.  

Раздел I. Природа Кубани: изучение территории, геологическая история, природные комплексы и их изменение 

 

  1.  

Раздел II. История Кубани в далёком прошлом  

 

  1.  

Раздел III. Кубань в XI-XVII вв. 

 

  1.  

Раздел IV. Кубань в конце XVII-XVIIIв.  

 

  1.  

Раздел V. Кубань в  XIX столетии  

10 

10 

 

  1.  

Раздел VI. Культура Кубани  

 

  1.  

Заключение. Итоговое повторение 

 

  1.  

Введение 

 

  1.  

Раздел I. Основные этапы истории Кубани в XX столетии  

 

  1.  

Раздел II . Экономика Краснодарского края: современное состояние и векторы развития  

 

  1.  

Раздел III. Социальные отношения в кубанском обществе  

 

  1.  

Раздел IV. Краснодарский край сегодня: политический курс  

 

  1.  

Раздел V. Краснодарский край в правовом поле Российской Федерации  

 

  1.  

Раздел VI. Кубань – новый культурный центр Юга России  

 

  1.  

Заключение. Итоговое повторение 

 

 

итого 

68 

34 

34 

 

 

 

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кубановедение. Программа для 10-11 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края / А.А. Зайцев и др. Краснодар:ОИПЦ Перспективы образования, 2014.

2. Кубановедение: Учебное пособие для 10 класса общеобразовательных учреждений / В.Н. Ратушняк, О.В. Матвеев, И.А. Терская, А.Н. Криштопа. Краснодар: ОИПЦ Перспективы образования, 2014.

3. Кубановедение: Учебное пособие для 11 класса общеобразовательных учреждений / А.А.Зайцев, Е.В.Морозова и др. Краснодар: ОИПЦ Перспективы образования, 2014.

4. Бодяев Ю.М. Символы Краснодарского края: Пособие для общеобразовательной школы. 2-е издание, Краснодар: Перспективы образования, 2008

5. Летопись Кубанского казачьего войска: 1696–2006 гг./Под ред. В.Н. Ратушняка. Краснодар: Перспективы образования, 2007.

6.Ратушняк В.Н. История Кубани с древнейших времен до 19 века., Краснодар, 2008г.

7. Маслов А.В. Кубанская старина. Жизнь и быт казаков, 2-е изд., Краснодар: Перспективы образования, 2008.

8. Маслов А.В. Три века истории Кубани. XVIII – XX вв.: Вопросы, ответы,  комментарии: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. Краснодар: Перспективы образования, 2008.

9. Ратушняк В.Н. Кубанские исторические хроники. Краснодар: Перспективы образования,

10. Кубань в древности: Комплект учебно-наглядных пособий по курсу «Кубановедение»,

11. История Кубани: Краснодарский край. Республика Адыгея; Атлас, М., Краснодар, 1997г.

12. История Кубани: Атлас с комплектом контурных карт, Краснодар, 2008г.

13. Ратушняк В.Н. История Кубани в датах, событиях, фактах., Краснодар, 2008г.

14. Борисов В.И. Занимательное кубановедение., Краснодар, 2008г.

15.  Интернет-ресурсы:

www.admkria.kuban.ru – символика Краснодарского края;

http://www.ignatovka.ru – Краснодарская краевая детская библиотека им. Бр.Игнатовых

http://mustamhi.narod/ru - Таманский археологический музей

http://www.kavkazonline.ru/encyclopedia/peoples - энциклопедия культур народов Юга

www.kultura.kubangov.ru – культура Кубани. Департамент культуры Краснодарского края. Памятники (истории, архитектуры, природы, церкви и пр.), деятели культуры и искусства;

www.pushkin.kubannet.ru – Краснодарская краевая универсальная научная библиотека www.krasnodarkr.ru/ – Краснодарский край. Крупные города Краснодарского края, история, география и климат, экономика;

www.priroda.kubangov.ru – природа Кубани, официальный сайт департамента биоресурсов (состояние и охрана окружающей среды Краснодарского края).Красная книга Кубани;

http://idppo.kubannet.ru – сайт Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования;

www.kuban.retroportal.ru/index.html – хронология событий, происходивших на Кубани

Требования к уровню подготовки выпускников

Основные требования к уровню подготовки учащихся:          

В результате изучения кубановедения ученик должен  

знать/понимать:                                                                    

 -основные факты, процессы и явления, характеризующие историю Кубани в её целостности с отечественной и всемирной историей;                                                                                                                                  -основные этапы становления человеческого общества на территории нашего края и развития его природного комплекса;                                                                                                                                                             -актуальную для нашего края терминологию в области истории, обществознания, литературы и  искусства, в области географии, изучения биосферы и природных объектов;                                                           

 -современные версии и трактовки важнейших проблем региона и путей их решения;                                           

 -обусловленность современных общественных, культурных и природных процессов предшествующими событиями и явлениями, а также их современными факторами;                                            

 -роль Кубани в российском и мировом сообществе;                                                                                                           

 -тенденции развития общества нашего региона как сложной динамичной системы в целом (экономика, политика, демография, культура, природный комплекс и т.д., а также важнейших социальных институтов;                                                                                                                                                               

 -региональную специфику регулирования общественных отношений, социальных норм, правового регулирования;                                                                                                                                                                            -исследователей  общественных и природных процессов на Кубани, выдающихся деталей литературы и  искусства, политических деятелей, других людей, оставивших заметный след в жизни Кубани;                                                                                                                                                                             

уметь:                                                                                                                                                                                             

-ориентироваться в системе источников информации разного типа по вопросам прошлого, настоящего и перспектив жизнедеятельности Кубани, как в области социокультурной и социально-экономической, так и в сфере становления природного комплекса;                                                        

 -добывать информацию о крае в различных источниках, анализировать и обобщать её;                                     

 -представлять полученную информацию в различных видах(текст, карта, таблица, схема, картосхема, аудиовизуальный ряд);                                                                                                                                       -устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки в изучаемых общественных, культурных и природных процессов и явлений;                                                

-характеризировать (при необходимости сравнивать ) освоенные социальные объекты, объекты живой и неживой природы, выделяя их существенные признаки ,закономерности развития и региональную специфику;                                                                                                                                                      

-оценивать, применительно к региону, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий и объектов;                                                                                                                   -анализировать и интерпретировать художественные произведения, используя сведения по истории и современности, культурным традициям, местным говорам, особенности природы родного края 

-участвовать в дискуссиях по проблемам кубановедения, формировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации сведения из соответствующих предметных областей; 

-осуществлять проектную деятельность по вопросам кубановедения на уроке и вне его; 

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 

-обосновывать определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни края, исходя из социальной, культурно-этической и природно-экологической обусловленности; 

-успешного выполнения типичных для региона социальных ролей и на этой основе решения практических жизненных проблем; 

-осознание себя, как представителя исторически сложившегося в регионе гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России; 

-соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения, этнокультурными традициями населяющих Кубань народов, осуществления на этой основе конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальными положением; 

-понимания географической специфики региона проживания и адекватного выполнения правил деятельности в его природной среде; 

-эффективной ориентации в культурно пространстве региона, самостоятельного знакомства и понимания на основе явления художественной культуры, определения своего круга чтения и оценки своей зоны развития и культурно-эстетической сферы. 

 

 

 

 

Согласовано

Протокол заседания методического объединения учителей гуманитарного цикла МАОУ  СОШ №6

им.Евдокии Бершанской

от  «___________»2020 года № ____

Руководитель  МО___________  

 Согласовано

заместитель директора МАОУ СОШ №6

им. Евдокии Бершанской

__________________________________

(подпись,  расшифровка)

«____________»  2020  года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...

Рабочая программапо обществознанию для 9 класса

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...

Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)

Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...

Рабочая программапо геометрии, 11 класс

Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии в 5 классе

Программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной програ...