Рабочая программапо биологии в 5 классе
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Леонтьева Марина Сергеевна

Программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования, Рабочая программа составлена на основании программы. Биология 5- 9 классы. Концентрический курс М., « Дрофа», 2013 г. Авторы: Н.И. Сонин, В.Б. Захаров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_2016.docx291.26 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Хорошенькое муниципального района Красноярский Самарской области

Рабочая программа

РАССМОТРЕНА

УТВЕРЖДЕНА

на заседании МО учителей предметников

приказом директора ГБОУ ООШ с. Хорошенькое

от «         » _        ___________ 20    г. № _        

Руководитель МО

 _        / _        

 _         _______________ В.Н. Калинкин

протокол от «   ______ » _        _______20    г. №

 _        

Наименование учебного предмета____________биология_______________________________________________________________________

Класс___________________5_______________________________________________________________________________________________

Уровень общего образования__________базовый____________________________________________________________________________

Учитель ____________Леонтьева Марина Сергеевна____________________________________________________________________________

Учебный год реализации программы __________________2016 - 2017_____________________________________________________________

Количество часов по учебному плану всего   _____70; в неделю  ______2______

Планирование составлено на основе__ программы. Биология 5- 9 классы. Концентрический курс М., « Дрофа», 2013 г. Авторы: Н.И. Сонин, В.Б. Захаров

___________________________________________________________________________________________________________________

(название, автор, год издания, кем рекомендовано)

Учебник:  Биология. Введение в биологию. 5 класс: А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа,  Дрофа, 2013 _________________________________________________________________________________________________________________________

(название, автор, год издания, кем рекомендовано)

Рабочую программу составил (а), категория   _______Леонтьева М.С., высшая______________________________________________________


Пояснительная записка.

Программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования, Рабочая программа составлена на основании программы. Биология 5- 9 классы. Концентрический курс М., « Дрофа», 2013 г. Авторы: Н.И. Сонин, В.Б. Захаров. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.

Цели образования для учащихся 5 класса:

  1. Подготовка к предмету биология в старших классах.
  2. Формирование вхождения в мир культуры на основании знакомства с миром природы.
  3. Формировать систему познавательных ценностей. Приобщение с помощью содержания материала 5 класса к культуре как системе ценностей, накопленных обществом в области биологии.
  4. Формирование ориентации в системе моральных норм в результате воспитания экологического сознания и любви к природе.
  5. Овладение некоторыми ключевыми компетенциями:

- коммуникативные, информационные, ценностно-смысловые.

  1. Формирование познавательной культуры учащихся

        

Сроки реализации программы: 2016 - 2017 год

Структура рабочей программы позволяет скорректировать обучение детей с ОВЗ через систему индивидуальных заданий с использованием интернет-возможностей. Средствами реализации рабочей программы Н.И. Сонина является УМК (учебник, электронное приложение, www.drofa.ru, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя, методическая поддержка на www.drofa.ru, оборудование кабинета, дидактико-методические познавательные задания для учащихся).

Формы организации обучения: индивидуальная, парная, групповая.

Формы работы с обучающимися:

  • Устный ответ
  • Лабораторные работы
  • Тестирование

Место курса биологии в базисном учебном плане

Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Для более углубленного изучения курса и формирования практических навыков из регионального компонента добавлен 1 час.

Общее число учебных часов составляет 70 (2 ч в неделю).

Содержание курса биологии в 5 классе  является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе.

№ п\п

Название раздела, темы; кол-во часов; элементы содержания

Формы и виды учебной деятельности учащихся

1

Введение.

  • Работа с учебником, дополнительной литературой
  • Ответы на вопросы в учебнике

2.

Живой организм. Строение и изучение.

(16 часов)

Многообразие живых организмов.

Основные свойства живых организмов.

Биология как наука.

Методы изучения природы.

Великие естествоиспытатели.

Клетка – элементарная единица живого.

  • Работа в группе
  • Работа с учебником, дополнительной литературой
  • Ответы на вопросы в учебнике
  • Выполнение упражнений        в рабочей тетради

Лабораторные        и практические работы:

  • Знакомство        с оборудованием для научных исследований.
  • Проведение наблюдений,                опытов и измерений с целью конкретизации знаний        о        методах изучения природы.
  • Устройство ручной лупы        светового микроскопа.
  • Строение клеток на готовых микропрепаратах.
  • -Определение состава семян пшеницы.

3

Многообразие живых организмов

(28 часов)

Развитие жизни на Земле.

Разнообразие живых организмов.

Классификация организмов.

Характеристика царств живой природы.

  • Групповая работа
  • Работа с учебником
  • Выполнение задания в рабочей тетради
  • Подбор материала и составление плана сообщения.
  • Работа в парах
  • Составление сравнительной таблицы
  • Ответы на вопросы в учебнике

4

Среда обитания живых организмов

(8 часов)

Наземно-воздушная, водная и почвенная среда обитания.

Приспособленность организмов к среде обитания.

Растения и животные разных материков.

Природные зоны Земли.

Жизнь в морях и океанах.

  • Работа с текстом учебника
  • Работа в группах
  • Подготовка презентации

Лабораторные        и практические работы:

  • Определение(узнаван ие) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации( фотографий, атласов- определителей, чучел, гербариев и т.д.)
  • Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.
  • Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями

5

Человек на Земле ( 12 часов)

  • Работа с текстом учебника
  • Экскурсия «Весенние явления в природе»
  • Подготовка сообения

Лабораторные        и практические работы:

  • Измерение своего роста и массы
  • Овладение простейшими приёмами оказания первой доврачебной помощи

Тематическое планирование:

Раздел программы

Количество часов

Планируемые результаты по разделу

Практическая часть программы, виды контроля

1

Введение

1 час

3  практические работы, 5 лабораторных работ, 5 контроля.

2

Живой организм: строение и изучение

 16 часов

  • определять значение биологических знаний в современной жизни, выделять существенные признаки живого.
  • определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;
  • отличать живые организмы от неживых;
  • пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
  • характеризовать среды обитания организмов;
  • характеризовать экологические факторы;
  • проводить фенологические наблюдения;
  • соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

Практическая работа

«Знакомство с оборудованием научных исследований»

Практическая работа «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними»

Лабораторная работа «Строение растительной клетки»

Лабораторная работа «Строение животной клетки».

 «Живой организм: строение и изучение»

Урок контроля

3

Многообразие живых организмов

28 часов

  • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности бактерий, грибов и растений, их практическую значимость
  • отличать основные виды съедобных шляпочных грибов от ядовитых;
  • выделять существенные признаки растений
  • характеризовать основные методы изучения растений;
  • характеризовать основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые) их строение и многообразие;
  • характеризовать особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
  • характеризовать происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;
  • Знание особенностей строения Амебы, инфузории, эвглены и других простейших;
  • Различение простейших и паразитических простейших на таблицах и рисунках. Выделение и сравнение особенностей строения представителей разных классов;
  • Знание основных систематических единиц царства Животные;
  • знать значение животных в природе и в жизни человека, знание о существовании различных пород животных, их хозяйственном значении;
  • уметь понимать роль биологических знаний; давать определения изученным понятиям; называть особенности строения всех групп организмов, уметь узнавать представителей различных систематических групп

Лабораторная работа «Хвоя и шишки голосеменных растений»

Лабораторная работа «Строение цветка».

по теме

по теме «Царство животных».

Урок контроля

Лабораторная работа

«Изучение простейших под микроскопом»

 По теме «Царство животных»

Урок контроля

4

Среда обитания живых организмов

 8 часов

  • Знание сред обитания и их особенностей. Умение различать на рисунках и таблицах организмы разных сред обитания.  Знание приспособлений разных организмов к обитанию в различных средах.
  • Знание материков планеты и их основных природных особенностей. Умение находить материки на карте. Общее представление о растительном и животном мире каждого материка
  • Знание многообразия растительного и животного мира в связи с природными условиями (абиотическими факторами).
  • Знание роли Мирового океана в формировании климата на планете. Различение на рисунках и таблицах организмов, обитающих в верхних слоях воды, в ее толще и живущие на дне.
  • Различение естественных и искусственных сообществ. Знание значения пищевых связей в сообществах для осуществления круговорота веществ. Умение составлять элементарные пищевые цепи
  • сравниват различные среды жизни;, характеризоват условия жизни в различных средах

по теме: «Среда обитания живых организмов»

Урок контроля

5

Человек на Земле

 12 часов

  • Осознание человека разумного как биологического вида.
  • Понимание закономерностей развития природной среды и соответствие хозяйственной деятельности человека законам развития природы.
  • Приведение доказательств необходимости охраны окружающей природы. Знание основных правил поведения в природе.
  • Понимание необратимости процесса опустывания земель в результате неправильной хозяйственной деятельности человека.
  • Знание ядовитых грибов и растений, опасных животных. Освоение приемов оказания       первой       помощи       пострадавшим     при отравлениях, кровотечениях, укусах животных.

Практическая работа «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи»

по теме «Человек на Земле»

Урок контроля

6

Резервное время

 5 часов

Календарно – тематическое  планирование


№ п/ п

Раздел  программы

Тема урока

Количество часов на раздел / тему

Дата

I

Введение

Введение

1

II

Живой организм. Строение и изучение. 16 часов

Что такое живой организм?

Урок изучения нового материала

1

Наука о живой природе.

1

Семья биологических наук.

Урок изучения нового материала

1

Методы изучения природы

1

Практическая работа

«Знакомство с оборудованием научных исследований»

1

История открытия клетки

Урок изучения нового материала

1

Практическая работа «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними»

1

Клетка — элементарная единица живого.

Урок изучения нового материала

1

Лабораторная работа «Строение растительной клетки»

1

Лабораторная работа «Строение животной клетки».

1

 Химический состав клетки. Неорганические вещества.

1

 Химический состав клетки. Органические вещества.

1

Вещества в  окружающем мире.

1

Многообразие явлений природы.

1

Великие естествоиспытатели.

1

Обобщение по теме: «Живой организм: строение и изучение»

Урок контроля

1

III

Многообразие живых организмов

28 часов

Развитие жизни на Земле. Жизнь в древнем океане.

Урок изучения нового материала

1

Развитие жизни на Земле. Жизнь на суше

Урок изучения нового материала

1

Разнообразие живого. Наука систематика

Комбинированный урок

1

Классификация живых организмов.

Урок изучения нового материала

1

Бактерии, их строение.

Урок изучения нового материала

1

Бактерии, их жизнедеятельность и роль в природе.

Комбинированный урок

1

Грибы, их строение, жизнедеятельность.

Урок изучения нового материала

1

Роль грибов в природе и жизни человека

Комбинированный урок

1

Царство растения

Урок изучения новых знаний

1

Водоросли их строение, местообитание

Комбинированный урок

1

Многообразие водорослей, их роль в природе.

Комбинированный урок

1

Мхи, строение и многообразие и роль в природе.

Урок изучения нового материала

1

Папоротники, их строение, многообразие.

Урок изучения нового материала

1

Голосеменные растения, особенности строения

Лабораторная работа «Хвоя и шишки голосеменных растений»

Комбинированный урок

1

Многообразие голосеменных растений, их роль в природе

Комбинированный урок

1

Покрытосеменные растения, особенности строения

Лабораторная работа «Строение цветка»

Комбинированный урок

1

Многообразие покрытосеменных растений

Комбинированный урок

1

Значение растений в природе и жизни человека.

Комбинированный урок

1

Обобщающий урок по теме «Царство растений»

Урок контроля

1

Царство Животных. Простейшие

Урок изучения нового материала

1

Лабораторная работа

«Изучение простейших под микроскопом»

Комбинированный урок

1

Беспозвоночные. Кишечнополостные, черви, моллюски.

Урок изучения нового материала

1

Беспозвоночные. Членистоногие. Иглокожие.

Комбинированный урок

1

Позвоночные. Рыбы и Земноводные. Пресмыкающиеся

Урок изучения нового материала.

1

Позвоночные. Птицы и Млекопитающие

Урок изучения нового материала

1

Значение животных в природе и жизни человека.

Комбинированный урок

1

Обобщающие урок по теме «Царство животных»

Урок контроля

1

Обобщение знаний по теме «Многообразие живых организмов»

Урок контроля

1

IV

Среда обитания живых организмов

8 часов

Характеристики трех сред обитания живых организмов

Урок изучения нового материала

1

Приспособленность организмов к среде обитания

Комбинированный урок

1

Путешествие по Африке и Евразии

Урок изучения нового материла

1

Путешествие по Северной и Южной Америке, по Австралии и Антарктиде

Комбинированный урок

1

Природные зоны: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса»

Урок изучения нового материала

1

Природные зоны: степи и саваны, пустыни и тропики.

Комбинированный урок

1

Жизнь в морях и океанах

Урок изучения нового материала

1

Обобщение по теме: «Среда обитания живых организмов»

Урок контроля

1

V

Человек на Земле

12 часов

Как человек появился на Земле. Дриопитеки и австралопитеки.

Урок изучения нового материала

1

Предшественники людей

Комбинированный урок

1

Круглый стол «Закончилась ли эволюция человека»

Комбинированный урок

1

Как человек изменил Землю

Комбинированный урок

1

Экологические проблемы: озоновые дыры, кислотные дожди, парниковый эффект.

Урок изучение нового материала

1

Жизнь под угрозой.

Комбинированный урок

1

Круглый стол (дискуссия) «Не станет ли Земля пустыней»

Комбинированный урок

1

Здоровье человека

Комбинированный урок

1

Безопасность жизни человека

Комбинированный урок

1

Ядовитые растения и животные.

Комбинированный урок

1

Практическая работа «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи»

Комбинированный урок

1

Обобщающий урок по теме «Человек на Земле»

Урок контроля

1

Экскурсия «Растительный мир родного края»

1

Экскурсия «Животный мир родного края»

1

Повторение изученного материла «Живые организмы и их многообразие

1

Повторение изученного материала «Среда обитания живых организмов»

1

Летнее задание

1

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Объекты натуральные

  • Набор муляжей плодов и корнеплодов;
  • Плодовые тела съедобных и ядовитых грибов (муляжи);
  • Гербарии растений

Оборудование лабораторное

 Приборы:

        Лупа (7-10*);

 Приборы (демонстрационные)

  • Микроскоп учебный УМ-301

 Оборудование для опытов

  • Воронка лабораторная В-75-80 или В-36-80
  • Зажим пробирочный ЗП
  • Колба коническая Кн-1-500-34
  • Ложка для сжигания веществ ЛСЖ
  • Мензурка 500 мл
  • Набор посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ
  • Спиртовка лабораторная СЛ-1 или СЛ-2
  • Цилиндр измерительный 250 мл
  • Чаша выпарительная
  • Чаша коническая с обручем 190 мм
  • Штатив лабораторный Шлб
  • Лоток для раздаточного материала
  • Препаровальные инструменты
  • Иглы препаровальные
  • Рулетка (10 м)

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

1.  Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплексов) по биологии:

  • Сонин Н.И., Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник. – М.: Дрофа, любое издание.
  • Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, любое издание.
  • Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, любое издание.
  • Воронина Г.А. Тесты по биологии. К учебникам А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Биология. Введение в биологию. 5 класс» линий «Живой организм» и «Сфера жизни»
  • Преображенская Н.В. Рабочая тетрадь по биологии. К учебникам Н.И. Сонина, А.А. Плешакова «Биология. Введение в биологию. 5 класс» линий «Живой организм»

2. Натуральные объекты: живые растения, гербарии  растений, муляжи грибов, коллекции насекомых, чучела птиц и животных, модели  цветков.

3. Демонстрационные таблицы.

4. Географические карты материков.

5. Экранно-звуковые средства.

6. Электронное приложение к УМК.

7. Электронно-образовательные ресурсы.

8. Мультимедиапроекция


Практическая часть программы:

Пояснительная записка.

В 5 классе проводится 7 лабораторных работ и 1 практическую работу:

  • по теме: «Живой организм: строение и изучение» 

  • лабораторная  работа  № 1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований»
  •   лабораторная работа № 2 «Проведение наблюдений, опытов  с целью конкретизации знаний о методах изучения природы»
  • лабораторная  работа № 3 «Строение клеток живых организмов»

(на готовых микропрепаратах)

  • лабораторная  работа № 4 «Определение состава семян пшеницы. Определение   физических свойств белков, жиров, углеводов»
  • по теме «Среда обитания живых организмов»

  •  лабораторная   работа № 5 «Определение   наиболее распространенных растений и животных»
  • практическая работа №1  «Исследования особенностей строения  растений и животных, связанных со средой обитания. Экологические проблемы местности и доступные пути их решения»

  • по теме «Человек на Земле»
  • лабораторная     работа № 6 «Измерение своего роста и массы тела»
  •  лабораторная работа № 7 «Простейшие способы оказания доврачебной помощи»


лабораторные  и практические   работы биология  5 класс

ЛАБОРАТОРНАЯ  РАБОТА № 1  

« Знакомство с оборудованием для научных исследований»

 

Цель: ознакомить учащихся с основным  оборудованием для научных исследований, его назначением и приемам обращения с ними.

Оборудование: набор оборудования, посуды, для научных исследований, или мультипроектор и презентация.

Инструктивная карточка

1. Внимательно рассмотрите предложенные вам объекты, выясните их значение и правила пользования.

2. Результаты своих наблюдений занесите в таблицу

Название оборудования для научных исследований

Рисунок

Как применяется и для чего.


ЛАБОРАТОРНАЯ  РАБОТА № 2

«Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы».  

Цель: познакомить учащихся с методами изучения природы, их использование в практической деятельности.

Оборудование: измерительная лента, спиртовой термометр, лупы, микроскопы, весы, колбы, мерный цилиндр, речной песок, сахарный песок, микропрепараты простейших, магнит, пипетка, раствор йода, клубень картофеля, химические стаканы, железный гвоздь, пробка, поваренная соль.

Инструктивная карточка

Задание 1-й группе. Проведите наблюдения за дождевым червем. Расскажите о своих наблюдениях.

Проведите опыт с магнитом. Определите, какие тела он притягивает, а какие нет. Расскажите о результатах своей работы.

Проведите измерение объема воды, используя мерный цилиндр.

Задание 2-й группе. С помощью микроскопа рассмотрите микропрепарат чешуи кожицы лука. Расскажите о своих наблюдениях.

Растворите сахарный песок в воде. Растворите речной песок в воде. Расскажите о результатах своего эксперимента.

Проведите измерения высоты стола с помощью измерительной ленты.

Задание 3-й группе. С помощью лупы изучите внешнее строение насекомых. Расскажите о своих наблюдениях.

Погрузите в один стакан с водой железный гвоздь, в другой - кусочек пробки. Что наблюдаете? Расскажите о результатах своего эксперимента.

Проведите измерение температуры воды с помощью спиртового термометра.

Задание 4-й группе. С помощью микроскопа рассмотрите внешнее строение инфузории туфельки. Расскажите о своих наблюдениях.

На срез клубня картофеля с помощью пипетки капните раствор йода. Что наблюдаете? Расскажите о результатах своего эксперимента.

Проведите измерения массы поваренной соли с помощью весов.

 

        


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3

«Строение клеток живых организмов» (на готовых микропрепаратах)

Цель: закрепить умение работать с готовыми микропрепаратами и рассматривать их под микроскопом, находить особенности строения растительных и животных клеток.  

Оборудование: 

  • микроскопы,
  • микропрепараты животной и растительной клеток.

Инструктивная карточка

  1. Рассмотрите готовый микропрепарат под микроскопом
  2. Найдите клетки элодеи.
  3. Нарисуйте группу клеток.
  4. Зарисуйте клетку листа элодеи. Надпишите ее части.
  5. Рассмотрите постоянный препарат животной ткани
  6. Сравните его с микропрепаратом листа элодеи. В чем их сходство и различие?
  7. Зарисуйте группу клеток.
  8. Зарисуйте клетку. Надпишите ее части.


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА  № 4.

«Определение состава семян пшеницы. Определение физических свойств белков, жиров и углеводов»

Цель: познакомиться с составом семян на примере семян пшеницы и подсолнечника.         познакомиться с физическими свойствами белков на примере яичного белка, жиров – на примере подсолнечного, сливочного масла и сала и углеводов – на примере сахара и крахмала.

Оборудование: семена подсолнечника и пшеницы, стакан с водой, спиртовой раствор йода, лист белой бумаги, пробирка. яичный белок, растительное и сливочное масло, сало, сахар, крахмал, 9 стаканов с водой.

  1. Инструктивная карточка

1. Наблюдайте за тем, как учитель проводит опыт (рис. 1). Он кладет сухие семена пшеницы в пробирку и начинает их нагревать. Семена обугливаются, появляется запах жженого. Что появляется на стенках пробирки? Как объяснить запах жженого? Что осталось в пробирке? Сделайте вывод: присутствие каких веществ в семенах можно обнаружить в этом опыте?

Описание: Рис. 1. Нагревание семян на пламени спиртовки

Рис. 1. Нагревание семян на пламени спиртовки

2. Возьмите немного пшеничной муки, добавьте в нее воды и сделайте небольшой комочек теста. Заверните его в марлю и тщательно промойте в стакане с водой (рис. 2). Как изменилась вода в стакане?

Описание: Рис. 2. Изучение растительного белка

Рис. 2. Изучение растительного белка: А – приготовление теста; Б – полоскание теста в стакане с водой; В – определение крахмала; Г – клейковина (растительный белок) на марле

Капните 1–2 капли раствора йода в стакан с водой. Как изменилась окраска содержимого в стакане? Чем можно это объяснить?
Разверните марлю, в которой было тесто. Вы увидите на марле тягучую клейкую массу – клейковину, или растительный белок.

3. Возьмите семянку подсолнечника и заверните ее в лист белой бумаги. Надавите на нее тупым концом карандаша. Разверните лист бумаги и посмотрите, чем пропиталась бумага (рис. 3).

Описание: Рис. 3. Раздавленное семя подсолнечника оставляет жирное пятно на бумаге

Рис. 3. Раздавленное семя подсолнечника оставляет жирное пятно на бумаге

Сделайте вывод о наличии разных органических веществ в семенах. Начертите схему в тетради и заполните ее.

Описание: http://bio.1september.ru/2008/06/12.gif

4. Оформите работу. Начертите таблицу и внесите необходимые данные.

Сделайте вывод о составе семян.

Таблица. Определение состава семян

Что брали

Что делали

Что получили

1

Пшеница в пробирке

 

 

2

Тесто в марле

 

 

3

Стакан с мутной водой

 

 

4

Семянка подсолнечника

 

 

5. Выберите вопрос, на который вы хотели бы ответить:

– какие три группы веществ входят в состав семян?
– какие органические вещества находятся в семенах?
– семена каких растений содержат много крахмала?
– семена каких растений содержат много белка?
– почему подсолнечник, лен, коноплю относят к масличным культурам?

  1. Инструктивная карточка

Класс делится на 3 группы (по желанию). Первая группа работает с яичным белком, подсолнечным маслом и сахаром, вторая – с яичным белком, сливочным маслом и крахмалом, третья – с яичным белком, салом и сахаром.

1. Обратите внимание, в каком агрегатном состоянии находится вещество, с которым вы работаете. Данные занесите в таблицу.

2. Проверьте органические вещества на растворимость в воде. Внесите вещество в стакан с водой, тщательно размешайте и обратите внимание, растворилось ли оно в воде. Данные занесите в таблицу.

Таблица. Определение физических свойств белков, жиров и углеводов

Свойства вещества

Белок

Жир

Углевод

Агрегатное состояние
Растворимость в воде
Цвет
Запах

 

 

 

3. Охарактеризуйте цвет вещества, данные занесите в таблицу.

4. Проверьте вещества на наличие запаха. Для этого поднесите емкость с веществом к лицу и движением ладони направьте воздух к носу. Данные занесите в таблицу.

5. Сделайте вывод о физических свойствах белков, жиров и углеводов.

После выполнения лабораторной работы выполните одно из проверочных заданий.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5

 «Определение наиболее распространённых растений и животных».

Цель: научить узнавать (определять) наиболее распространённые растения и животных Алтайского края.

Оборудование: чучела птиц, гербарий, иллюстрации растений и животных, муляжи грибов.

№ п/п

Задания

Ответы

1.

Перед вами муляжи грибов. Запишите названия грибов в два столбца: - съедобные

                     - ядовитые.

2.

Игра «Кто лишний?» (На доске прикреплены красочные картинки жуков, у каждого жука свой номер).

  - под каким номером изображён жук, который является вредителем с/х культур;

  - как называется этот жук?

  - какой культуре он приносит вред?

3.

Рассмотрите растения в гербариях. Определите, к каким группам они относятся?


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

«Исследования  особенностей  строения растений  и животных, связанных со средой обитания. Экологические проблемы местности и доступные пути их решения»

Цель: Выяснить,  как  приспособились  живые организмы к жизни в той или иной среде обитания;

 выяснить основные экологические проблемы Алтайского края  и доступные пути их решения на данном этапе.

Оборудование: рабочая тетрадь, авторучка, карандаш, линейка.

  1. Инструктивная карточка:

1) Рассмотрите растение – одуванчик.  Зарисуйте  его.  Напишите,  как  одуванчик  приспособился    к  наземно-воздушной среде.

2) Рассмотрите  в  учебнике  внешнее  строение  рыбы.  Зарисуйте  её.

Напишите,  какие  приспособления  имеет  рыба  для  жизни  в  воде?

  1. Инструктивная карточка:

Задание: Заполни таблицу.

№ п/п

Экологическая проблема

Пути решения

1.

Тепловое загрязнение.

2.

Вырубка лесов.

3.

Загрязнение вод.

4.

Охота.

5.

Парниковый эффект (потепление климата)


ЛАБОРАТОРНАЯ  РАБОТА № 6

«Измерение роста и массы тела»

Цель: освоить на практике пользование ростомером и медицинскими весами для измерения своего роста и своего веса.

Оборудование:   Ростомер, медицинские весы, (работа проводится на базе школьного

медицинского кабинета)

Задание:

  1. Внимательно рассмотри шкалу деления медицинских весов.
  2. Определите цену деления.

Цена деления =   ____________г.

  1. Установи большую гирю на значение 20 кг. Перемещая «бегунок» - малую гирю вправо добивайся равновесия.

      Если равновесие нет, то сдвинь

      большую гирю вправо - в сторону     больших, значений.

  1. Продолжай такие же действия, пока

      не  получишь равновесие.

           Запиши полученный результат:

1. Большая гиря показывает __________кг

2. Малая показывает _________г

   Значит мой вес _______кг ____г

     5.  Встань спиной к ростомеру.

          Плотно прижми пятки к линейке,

          распрями плечи.

         Опусти планку до касания головы.

         Зафиксируй результат в тетрадь.

Мой рост


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 16

«Овладеть простейшими способами оказания до врачебной помощи»

Цель: отработать навыки оказания первой медицинской помощи.

Оборудование: карточки «Виды ран», «Типы повязок», бинт, зеленка, йод, перекись водорода.

1. Определите тип ранения по виду раны.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Укрепляющие

Давящие

Фиксирующие

3. Выберите необходимый перевязочный материал для наложения круговой повязки, если:

      вид раны - колотая область

      ранения - кисть

4. Наложите повязку на область предплечья.

                                                           

СИСТЕМА  КОНТРОЛЯ   ЗНАНИЙ   И  УМЕНИЙ  ПО      БИОЛОГИИ.  ВВЕДЕНИЕ В БИОЛОГИЮ

включает в себя 5   проверочных работ    

  Тест по теме «Живой организм»                                

Вариант 1

Часть А. При выполнении заданий части А из четырех предложенных вариантов выберите один верный.

  1. Наука, которая изучает домашних и диких животных, называется:
  1. зоология;        3) ботаника;
  2. микробиология;        4) микология.
  1. Основные составляющие части клеток:
  1. ядро, оболочка, пластиды;        3) мембрана, цитоплазма, ядро;
  2. цитоплазма, ядро, клеточная стенка.        4) мембрана, митохондрии, пластиды.
  1. Физиология изучает:

1) строение и процессы, происходящие в растениях;     3) строение тканей, органов живых организмов;

               2) поведение и жизнедеятельность насекомых;              4) жизнедеятельность живых организмов.

  1. Место обитания, строение, жизнедеятельность насекомых изучает наука:
  1. бриология;      3) ихтиология;
  2. микология;     4) энтомология.
  1. Изучает строение грибов:
  1. гистология;        3)микология;
  2. орнитология;        4)териология.
  1. Активное движение характерно:
  1. для растений;      3) горных пород;
  2. семян;          4) большинства животных.

  1. Клеточное строение имеют:
  1. растения;                              3) только растения и грибы;
  2. все живые организмы;        4) животные.
  1. Питание - это:
  1. поступление в организм кислорода;         2)  получение необходимых веществ из окружающей среды;  3) выделение ненужных веществ;  4) переработка веществ в организме.
  1. Наиболее распространенными элементами в клетках живых организмов являются:
  1. кислород, углерод, азот, водород; 2)  кислород, водород, кальций, фосфор;        3) азот, водород, кислород, сера; 4) углерод, фосфор, водород, кислород.
  1. Нуклеиновые кислоты выполняют:
  1. опорную функцию;        2) энергетическую функцию;3) функцию хранения и передачи наследственных признаков;  4) строительную функцию.

         

Часть В.

    В1. При выполнении заданий В1 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные цифры в порядке возрастания.

     Выберите номера верных предложений:

  1. Все живые организмы имеют сходный химический состав.
  2. При наблюдении исследователь не вносит в природу изменений, каких-либо условий, только целенаправленно исследует объект.
  3. Нуклеиновые кислоты выполняют защитную функцию в организме.
  4. Белки, как и углеводы, являются основными источниками энергии.
  5. Углеводы выполняют функцию носителя наследственной информации.
  6. Кислород, углерод, азот, водород - наиболее распространенные элементы в живой природе.        

В2. При выполнении заданий В2 закончите предложения. В ответах запишите только недостающее слово.

  1. Процесс поступления питательных вещества в организм называется ... .
  2. Органоиды, которые выполняют функцию пищеварения, называются ... .
  3. Нуклеиновые  кислоты содержаться в  ……
  4. Органоиды, основной функцией которого является клеточное дыхание, называется ... .
  5. ...        выполняет функцию хранения и передачи наследственной информации.

Часть С. При выполнении заданий части С дайте полный, развернутый ответ.

С1. Какие методы изучения природы вы знаете? Охарактеризуйте каждый из методов. Когда они могут быть применены?


  Тест по теме «Живой организм»

Вариант 2

Часть А. При выполнении заданий части А из четырех предложенных вариантов выберите один верный.

  1. Наука, которая изучает луговые и лесные растения, называется:
  1. зоология;        3)ботаника;
  2. микробиология;        4) микология.
  1. Анатомия изучает:

             1)строение растений;                         3) строение тканей, органов живых организмов;

     2) строение, поведение, жизнедеятельность насекомых;        4) птиц.

  1. Место обитания, строение, жизнедеятельность рыб изучает наука:
  1. бриология;        3) ихтиология;
  2. микология;        4) энтомология.
  1. Изучает строение клеток:

  1)гистология;        3)зоология;

2)цитология;        4) бактериология.

  1. Растения способны самостоятельно создавать питательные вещества, используя:
  1. энергию химических реакций;                                   3) солнечную энергию;

        2)энергию воды;                                                            4) питательные вещества других организмов.

  1.  Для грибов, как и для животных, характерно:

     1) неограниченный рост;                 3)тип питания, при котором живой организм использует готовые органические вещества;

    2) наличие твердой клеточной оболочки;                    4) активное передвижение

  1. Организмы состоят:

       1)из органических веществ, белков, жиров;                3) минеральных и органических веществ;

      2)минеральных веществ, воды и солей;                       4) белков, углеводов, жиров и нуклеиновых кислот.

  1. Основные составляющие части клеток:
  1. ядро, оболочка, пластиды;                                       3) мембрана, митохондрии, пластиды;
  2. мембрана, цитоплазма, ядро;                                  4) цитоплазма, ядро, клеточная стенка.
  1. Раздражимость характерна:
  1. только для растений;        3) для всех живых организмов;
  2. только для животных;        4) для животных и грибов.
  1. Питаются готовыми питательными веществами:
  1. растения и грибы;        3) грибы и животные;
  2. только животные;        4) растения.

Часть В.

В1. При выполнении заданий В1 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные цифры в порядке возрастания.

Выберите номера верных предложений:

  1. Минеральные соли и воду относят к органическим веществам клетки.
  2. Вода является хорошим растворителем.
  3. Углеводы выполняют только опорную функцию.
  4. Жиры служат запасным источником энергии.
  5. Сходство химического состава и клеточное строение у растений и животных говорят о единстве органического мира.
  6. Кислород, углерод, азот, водород - элементы, характерные только для живых организмов.

В2. При выполнении заданий В2 закончите предложения. В ответах запишите только недостающее слово.

  1. Внутреннее содержимое клетки называется ....
  2. Клетки растений, кроме мембраны, окружены также толстой и прочной ... .
  3. Ядро выполняет функцию ... .
  4. Горение дерева относят к ... явлениям.
  5. ... выполняют в организме защитную функцию. Они борются с чужеродными микроорганизмами.

Часть С. При выполнении заданий части С дайте полный, развернутый ответ.

С1. Что изучает наука биология? Назовите другие биологические науки и объекты их изучения.

Ответы:

Вариант 1.

Часть А. 1-1; 2-3; 3-1; 4-4; 5-3; 6-4; 7-2; 8-2; 9-1; 10-3;

Часть В. В1. 1, 2, 6. В2. 1) питание; 2) лизосомы; 3) хромосомах (ядре); 4) митохондрии; 5) ядро.

Часть С. С1. Наблюдение - это метод изучения природы, при помощи которого изучают природу, описывая объект, не вмешиваясь в естественный ход событий, не внося изменений. Наблюдение проводят для накопления материала о том или ином биологическом объекте. Экспериментом называется метод, при котором человек использует свои условия. Опыты проводят и с химическими веществами и физическими явлениями.

Вариант 2.

Часть А. 1-3; 2-3; 3-3; 4-2; 5-3; 6-3; 7-4; 8-2; 9-3; 10-3.

Часть В. В1. 2, 4, 5. В2. 1) цитоплазма; 2) клеточной стенкой; 3) хранения и передачи наследственной информации; 4) химическим; 5) белки.

Часть С. С1. Биология изучает живые организмы. Биологические науки: анатомия изучает строение организмов; цитология изучает строение

клеток и органоидов; зоология — изучает животных; ботаника — изучает растения.

  1. Введение  в биологию ФГОС, линия Н.И. Сонина, А.А. Плешакова.
  2. Тест по теме: «Многообразие живых организмов».
  3. 5 класс
  4. Шевцова Елена Александровна, учитель биологии и химии, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя  общеобразовательная школа №8 города Кулебаки, Нижегородской области


Тест по теме: «Многообразие живых организмов»

Вариант 1

Часть А. При выполнении задания этой части выберите один верный ответ из четырех предложенных.

  1. Особенностями папоротников являются
  1. Наличие тканей, спор, расположенных на нижней стороне листьев или коробочке;
  2. Наличие ризоидов и спор для размножения;
  3. Наличие стебля, листьев и спор, расположенных на нижней стороне листа;
  4. Древесные формы, наличие тканей, корней, стеблей, хвои.
  1. Только к хвойным относятся:
  1. Ель, сосна, саговника;
  2. Сосна, лиственница, гинкго;
  3. Сосна, ель, гинкго;
  4. Ель, сосна, лиственница.
  1. Каменный уголь- это:
  1. Отмершие и разложившиеся части папоротников
  2. Полезное ископаемое, образованное древними голосеменными, хвощами, плаунами;
  3. Полезное ископаемое, образованное неразложившимися частями мхов;
  4. Перегной, поверхностный слой почвы.
  1. У мхов настоящий корень заменяют:
  1. Корнеподобные выросты;
  2. Ризоиды;
  3. Коробки со спорами;
  4. У мхов нет корней, они прирастают к поверхности земли, тем самым прикрепляются к ней.
  1. Спорами размножаются:
  1. Мхи;
  2. Папоротники;
  3. Голосеменные и папоротники;
  4. Папоротники и мхи.
  1. К живым организмам, имеющим микроскопическое строение, относят:
  1. Беспозвоночных;
  2. Мох сфагнум;
  3. Патогенных бактерий;
  4. Белый гриб.
  1. Семенами размножается:
  1. Щитовник мужской;
  2. Сфагнум;
  3. Ель обыкновенная;
  4. Водоросль ламинария.
  1. Выберите лишний живой организм:
  1. Ламинария;
  2. Сфагнум;
  3. Хлорелла;
  4. Хламидомонада.

Часть В.

В1. Установите соответствие между группами растений и их представителями

Представитель

Группа растений

  1. Орляк
  2. Одуванчик
  3. Сосна
  4. Сфагнум
  5. Тюльпан
  6. Кедр
  1. Покрытосеменные
  2. Голосеменные
  3. Мхи
  4. Папоротники

Ответом к данному заданию будет последовательность цифр

А

Б

В

Г

Д

Е

В2. Установите соответствие между группами животных и их представителями

Группа животных

Представитель

  1. Птица
  2. Млекопитающие
  3. Пресмыкающиеся
  4. Земноводные
  5. Рыбы
  6. Простейшие
  1. Лось
  2. Гусь
  3. Щука
  4. Тритон
  5. Черепаха
  6. Амеба обыкновенная

Ответом к данному заданию будет последовательность цифр

А

Б

В

Г

Д

Е

Часть С. Дайте полный, развернутый ответ.

С1. Какую роль играют животные в природе и жизни человека?

Тест по теме: «Многообразие живых организмов»

Вариант 2

Часть А. При выполнении задания этой части выберите один верный ответ из четырех предложенных.

  1. Особенностями голосеменных являются:
  1. Наличие тканей, семян, расположенных в цветках;
  2. Наличие ризоидов и спор для размножения;
  3. Произрастание во влажных местах, размножение с помощью спор;
  4. Древесные формы, наличие тканей, корней, стеблей, хвои.
  1. К папоротникам относятся :
  1. Орляк обыкновенный, щитовник мужской , сфагнум;
  2. Сфагнум, гинкго, орляк;
  3. Орляк обыкновенный, щитовник мужской, кочедыжник;
  4. Кукушкин лен, сфагнум, кочедыжник.
  1. Торф-это:
  1. Отмершие части папоротников;
  2. Полезное ископаемое, образованное древними голосеменными;
  3. Отмершие части мхов;
  4. Перегной, поверхностный слой почвы.
  1. Размножение у мхов происходит с помощью:
  1. Спор;
  2. Частей тела;
  3. Семян;
  4. Спор и семян.
  1. Семена хвойных растений располагаются:
  1. На хвоинках;
  2. На нижней стороне листьев;
  3. В шишках;
  4. В цветах и лодах.
  1. Плодовое тело состоящее из шляпки и ножки, образуется:
  1. У патогенных бактерий;
  2. Дрожжей4
  3. Подосиновиков ;
  4. Мха сфагнума
  1. Выберите лишний живой организм:
  1. Ель обыкновенная;
  2. Сосна сибирская;
  3. Тополь дельтовидный;
  4. Лиственница европейская.
  1. «Домашними» насекомыми стали:
  1. Осы;
  2. Пчелы;
  3. Дождевые черви;
  4. Медведки.

Часть В.

В1. Установите соответствие между группами растений и их представителями

Представитель

Группа растений

  1. Ель
  2. Пихта
  3. Щитовник мужской
  4. Яблоня
  5. Черемуха
  6. Лиственница
  1. Покрытосеменные
  2. Голосеменные
  3. Мхи
  4. Папоротники

Ответом к данному заданию будет последовательность цифр

А

Б

В

Г

Д

Е

В2. Установите соответствие между группами животных и их представителями

Группа животных

Представитель

А. Птица

Б. Млекопитающие

В. Пресмыкающиеся

Г. Земноводные

Д. Рыбы

Е. Членистоногие

  1. Тигр
  2. Снегирь
  3. Скат
  4. Жаба обыкновенная
  5. Крокодил
  6. Скорпион

Ответом к данному заданию будет последовательность цифр

А

Б

В

Г

Д

Е

Часть С. Дайте полный, развернутый ответ.

С1. Какую роль играют растения в природе и жизни человека?


Ответы

Вариант 1

Часть А. 1-3; 2-4; 3-2; 4-2; 5-4;6-3;7-3; 8-2.

Часть В.

В1. 412312

В2. 215436

Часть С

С1.

  • Животные являются пищей для других животных и человека.
  • Используются в различных домашних работах, как сырье для промышленности (шерсть, кожа).
  • Для эстетического удовольствия (кошки, собаки , попугаи).
  • Насекомые являются опылителями растений, распространяют семена.
  • Насекомые-вредители
  • Переносчики и возбудители заболеваний.

Вариант 2

Часть А. 1-4 ; 2-3; 3-3; 4-1; 5-3; 6-3; 7-3; 8-2.

Часть В.

В1 224112

В2 215436

Часть С.

С1. Растения-первичные аккумуляторы солнечной энергии на планете. Они улавливают солнечные лучи и, используя их энергию, создают питательные вещества, которые являются источником энергии для всех животных. Растения- место обитания многих животных, других растений. Также они являются пищей для животных, образуют растительный покров нашей планеты. Человек использует растения как источники пищи для себя, животных, для изготовления тканей, в декоративных целях.

Контрольная работа   по теме

«Среда обитания   живых организмов»

  1. Тест «Правда – Ложь» (выберите правильные утверждения)

  1. Все организмы ученые разделили на 4 царства?
  2. Бактерии очень большие по размерам?
  3. Простейшие – это царство одноклеточных животных?
  4. Грибы, растения, животные – могут быть и многоклеточные и одноклеточные?
  5. Грибы бывают только съедобные и растут только на деревьях?
  6. Животные – это самое маленькое царство?
  7. Различают беспозвоночных и позвоночных животных?
  8. Все растения и все животные сами образуют питательные вещества?
  9. Водоросли, мхи, хвощи, папоротники, хвойные и цветковые – это группы растений?
  10. Рыбы и земноводные – это беспозвоночные животные?
  11.  Что первыми  на Земле появились бактерии?
  12. Что к Простейшим относится амеба, эвглена зеленая, инфузория-туфелька?
  13. Черви – это беспозвоночные животные?
  14. Иглокожие, членистоногие, птицы, млекопитающие – это позвоночные животные?
  15. Земноводные обитают только в воде?
  16. Бактерии не имеют ядра?
  17. Грибы и животные питаются готовой пищей?
  18. К членистоногим относят раков, пауков, насекомых?
  19. Лесной еж – это иглокожий?
  20. Водоросли обитатели воды?
  21. Бактерии в переводе означают «шарики»?
  22. Простейшие имеют органы передвижения – реснички и жгутики.
  23. Растения отличаются от животных тем, что они не двигаются и зеленые?
  24. Грибы вывели в отдельное царство потому, что у них есть признаки и растений и животных?
  25. Вам понравился опрос?

1 +

2 –

3 +

4 +

5 –

6 –

7 +

8 –

9 +

10 –

11 +

12 +

13 +

14 –

15 –

16 +

17 +

18 +

19 –

20 +

21 –

22 +

23 +

24 +

25

  1. Тест на соответствие: (соотнесите животные и их среду обитания)
  1. воробей
  2. еж
  3. кузнечик
  4. крот
  5. дождевой червь                                А. Наземно-воздушная среда
  6. ель                                                Б. Водная среда
  7. медуза                                        В. Почвенная среда
  8. черемуха
  9. дельфин
  10. акула
  11. бабочка
  12. корни деревьев
  13. лягушка
  14. кенгуру
  15. окунь
  16. личинка майского жука
  17. крокодил
  18. гидра
  19. водоросли
  20. роза

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

  1. Прочти текст и ответь на вопросы.

Текст:

Живя в этой среде, животные либо дышат жабрами, либо поднимаются к поверхности для вдоха.  Животные, активно передвигающиеся в этой среде, имеют обтекаемую форму тела.

Вопросы.

  • О какой среде идёт речь?
  • Назови животных, живущих в этой среде.
  1. Внимательно прочти текст  и ответь на вопросы

Текст:

Среда обитания характеризуется тем, что она плотная. В ней обитатели находят воздух, воду. А вот свет сюда почти не проникает. Поэтому животные обычно имеют маленькие глаза или вовсе лишены органов зрения. Выручают их в жизни обоняние и осязание.

Вопросы.

  • Как называется эта среда обитания?
  • Каких животных, живущих в этой среде ты знаешь? Назови их.

Или

Проверочная работа «Среды обитания живых организмов»

Задание №1

Какие утверждения верны

1. Летучие мыши населяют наземно-воздушную среду обитания.

2. У всех водных животных орган передвижения-плавники.

3.Изменение температуры воздуха - это фактор живой природы.

4. Дельфин и акула имеют внешнее сходство, потому что населяют одну и ту же среду обитания.

5. Большинство насекомых занимает водную среду обитания.

6. Пиявки занимают водную среду обитания.

7. На растения оказывают влияние только факторы неживой природы.

8. У  крота плоские передние лапы с большими когтями, так как он живет в почве.

9. Различают 2 среды обитания: наземно-воздушную и водную.

10. Чтобы легче было передвигаться в толще воды, большинство рыб имеют обтекаемую форму тела.

11. Крупные кенгуру совершают прыжки в длину до нескольких метров.

12. Передние лапы этого животного плоские, как лопаты. Тело овальное, компактное. Живет это животное в воздушной среде.

13. Дельфины, как и водные жуки, поднимаются на поверхность воды, захватывают воздух и снова ныряют.

14. Есть такие животные, которые поселяются в организме человека и вызывают различные заболевания.

15. Воздушная  среда  довольно плотная, и в ней передвигаться нелегко. Зачастую в ней не хватает кислорода для дыхания животных. Обитатели этой среды часто имеют плавники как приспособления к движению.

16. Воздушная среда-это дом для животных, имеющих крылья. Легкая, неплотная среда.

17. В водную среду проникает мало света, а на большую глубину свет совсем не проникает.

18. Ноги животных в водной  среде приспособлены к бегу, прыжкам.

19. Организменная среда –это среда жизни животных –паразитов.

20. У обитателей почвы плохо развито зрение.

Задание №2

Тест с выбором одного правильного ответа

  1. Значительные перепады температуры характерны для:

а) почвенной среды;             б) наземно-воздушной среды

в) подземных пещер;           г) водной среды.

  2.  В водной среде животные прспособились к недостатку:

а) кислорода;       б) тепла;        в) влаги;         г) азота.

  3.  Много разных грибов, бактерий и насекомых обитает в:

а) водной среде;   б) почвенной среде;    в) пустынях;   г) пещерах.

  4.  В степях и пустынях растения приспособились к недостатку:

а) кислорода;       б) тепла;        в) влаги;         г) освещения.

  5. Водные растения не обитают на большой глубине, так как там недостаточно:

а) тепла;       б) углекислого газа;        в) света;        г) почвы.

  6. У многих животных, обитающих в почве, плохо развито:

а) зрение;      б) обоняние;                   в) слух;           г) вкус.

Задание №3

Как вы думаете, в каких средах обитают насекомые, ножки которых  изображены на рисунках 1-4?

   

Соотнесите цифру рисунка с буквой среды обитания.

А. Водная    Б. Наземно-воздушная      В. Почвенная

Задание №4

Какое животное зашифровано в  ребусе?

       Дай ему характеристику по плану:

  1. Одноклеточное или многоклеточное.
  2. К какому Царству относится?
  3. Какую среду обитания занимает?
  4. Как приспособлено к этой среде?

Задание №5

ПОДУМАЙ.

Слой почвы толщиной в 18 см вода может смыть

  •  в лесу за 500000 лет
  •  на лугу за 3225 лет
  • там, где нет растений –всего за 15 лет

   - О чем говорят эти расчеты ученых?


Проверочная работа по теме «Человечество на Земле»

  1. Тест «Проверь себя»
  1.   Сколько лет назад вымерли динозавры: а) 2 млн лет; б)  65 млн лет; в)   500 млн лет; г) 225 млн лет?
  2. Первые домашние животные появились у: а) Человека умелого; б) Неандертальца;  в) Человека      прямоходящего; г) Кроманьонца?
  3. Первое кругосветное путешествие совершил: а)  М. Лазарев; б) Р. Амундсен; в) X. Колумб;                       г) Ф. Магеллан?
  4. Пластиковая посуда и полиэтиленовые пакеты не разлагаются в природе, так как: а) Их очень много производят; б) Они сделаны из очень прочного материала; в) Не впитывают воду; г) Нет бактерий, разлагающих их в природе?
  5. Какое растение занесено в список редких и исчезающих: а) Эвкалипт; б) Секвойя;                                                                             в)     Береза; г)  Кедр?
  6.  Сколько лет назад появились первые люди: а) 2 млн лет; б)  65 млн лет; в) 500 млн лет;                          г)     225 млн лет?
  7. Орудия труда из рогов и костей стали изготавливать: а) Человек умелый;                                б) Неандерталец;                      в) Человек прямоходящий; г) Кроманьонец?
  8. Пролив между Азией и Америкой открыл:  а) В. Беринг; б)  Н. Пржевальский; в) А. Никитин?
  9. Значение озонового слоя: а) Защищает Землю от переохлаждения; б) Необходим для дыхания животных; в) Защищает от космического излучения; г) Имеет эстетическое значение?
  10. Причины исчезновения живых организмов: а) Прямое истребление;                                           б) Уничтожение мест обитания; в) Загрязнение окружающей среды; г) Все перечисленное?
  11. Общими предками человека и человекообразных обезьян были: а) Шимпанзе;                                                б) Австралопитеки; в) Гориллы; г) Дриопитеки?
  12. Америку открыл: а) В. Янсзон; б) Д. Кук ; в)  X. Колумб; г) Ф. Магеллан
  13. Что такое биосфера: а) Воздушная оболочка Земли; б) Водная оболочка Земли;                                   в) Оболочка, населенная живыми организмами; г) Сфера, созданная человеком?
  14. Повышение содержания какого газа в атмосфере приводит к парниковому эффекту:                       а) Кислорода; б) Азота; в) Инертных газов; г) Углекислого газа?
  15. Как называется книга, в которую занесены названия редких
    и исчезающих видов живых организмов
    : а) Зеленая; б) Черная; в) Красная;                                             г)   Природоохранная?
  16. Первые люди относились к виду:  а) Человек умелый; б)  Неандерталец; в) Человек прямоходящий; г)   Кроманьонец?
  17. Австралию открыл:  а) В. Янсзон; б) Д. Кук; в) X. Колумб; г) Ф. Магеллан?
  18. Что такое атмосфера: а) Воздушная оболочка Земли; б)  Водная оболочка Земли;     в) Оболочка, населенная живыми организмами; г)  Сфера, созданная человеком
  19. К каким последствиям приведет разрушение озонового слоя:  а) Повысится температура на Земле; б)  Погибнет все живое ;   в)  Разрушатся памятники и здания;                      г) Поднимется уровень моря?
  20. Почему происходит опустынивание:  а) Распашка степей; б)  Чрезмерный выпас овец;                   в)  Тонкий плодородный слой почвы; г)  Все перечисленное?
  21. Все живущие сейчас на Земле люди относятся к одному виду:  а) Человек умелый;                                б) Человек разумный; в)  Человек прямоходящий; г)   Австралопитек?
  22. Антарктиду открыли:  а) В. Янсзон и Д. Кук; б)  X. Колумб и Ф. Магеллан; в)  Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев; г)  Васко да Гама?
  23. Что такое ядохимикаты: а) Радиоактивные вещества; б) Вещества, созданные для борьбы с вредителями; в) Удобрения; г) Лекарственные препараты?
  24.  Какое животное было уничтожено человеком: а) Утконос; б) Белый медведь;                     в)     Тарпан;               г) Зубр?
  25. Как называется книга, в которую занесены названия редкихи исчезающих видов живых организмов: а) Зеленая; б) Черная; в) Красная;     г) Природоохранная?

II. Тестовые задания на соотношение объектов

1.        Установите соответствие.

1.Использовали природные орудия;        2 .    Изготавливали каменные орудия  3.Изготавливали орудия из камня, рога и кости

а)Человек разумный     б)Человек умелый     в)Австралопитек

2.        Установите соответствие.

1.Боялись огня     2.Умели поддерживать добытый огонь   3.Умели сами разводить огонь

а)Человек разумный     б)Человек умелый         в)Австралопитек

3.        Подберите пару: материк — первооткрыватель.

1.X. Колумб       2.В. Янсзон            3.Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев

а) Антарктида       б) Америка       в) Австралия

4.        Подберите пару: открытие — путешественник.

  1. Первым достиг Северного полюса
  2. Первым достиг Южного полюса
  3. Совершил первое кругосветное путешествие

а) Р. Пири       б) Ф. Магеллан       в) Р. Амундсен

5.        Подберите пару: открытие — путешественник.

  1. Первым проложил морской путь в Индию
  2. Открыл водопад Виктория
  3. Открыл пролив между Азией и Америкой

а) В. Беринг       б) Д. Ливингстон       в) Васко да Гама

6.        Подберите пару: экологическая проблема — причины.

1.Кислотные дожди           2.. Озоновая дыра          3. Парниковый эффект

а)Увеличение в атмосфере углекислого газа

б)Загрязнение   атмосферы   выбросами   промышленных предприятий

в)Увеличение использования аэрозолей и освежителей воздуха

7.        Установите соответствие.

1.Исчезнувший вид    2.Редкий вид       3.Спасенный от вымирания вид

а) Серый кит       б) Дронт       в) Латимерия

8.        Установите соответствие.

1.Заповедники       2.Памятники природы       3..Заказники

а) Строгий режим охраны, вход человеку воспрещен

б) Временно охраняемые территории для сохранения определенных видов

в) Небольшие территории или объекты природы, имеющие особую научную или культурную ценность

  1. Диктант. «Выберите правильное утверждение»

1        вариант

  1. Дриопитеки — общие предки человека и человекообразных обезьян.
  2. Неандертальцы относились к виду — человек умелый.
  3. Америку открыли древние греки.
  4. Д. Кук исследовал восточное побережье Австралии и установил, что это — материк.
  5. Первое русское кругосветное путешествие совершил И. Ф. Крузенштерн.
  6. В вымирании динозавров виноват человек.
  7. Ядохимикаты — это вещества, испускающие вредные для всего живого лучи.
  8. «Гринпис» — это международная экологическая организация.
  9. Странствующий голубь — это редкий вид птиц.

10.        Опустынивание — это постепенное превращение засушливых земель в пустыню.

2        вариант

  1. Первые люди появились на Земле более 10 млн лет назад.
  2. Неандерталец, кроманьонец и современный человек —это разные формы одного вида — человек разумный.
  3. Человек прямоходящий мог пользоваться только природными орудиями труда и боялся огня.
  4. Географические карты древних греков мало чем отличаются от современных карт.
  5. Первое кругосветное путешествие совершил Ф. Магеллан.
  6. X. Колумб открыл Америку.
  7. Осушение болот оказывает положительное влияние на окружающую природу.
  8. Озоновый слой удерживает тепло в атмосфере.
  9. Радиоактивные отходы вызывают у всего живого смертельные болезни.
  10. Секвойя — это растение, которое полностью уничтожено
    человеком в 18 веке.


Итоговая диагностическая работа

по биологии ученика 5 класса МКОУ Кировской СОШ

Фамилия Имя_____________________________________1 вариант

А1.Наука изучающая растения

1.биология                                                3) зоология

2)ботаника                                               4) экология

А2 К абиотическим  факторам относят

1.выпас скота                                                    3) листопад

2)извержение вулкана                                      4) охота

А3Метод изучения природных объектов с помощью органов чувств

1.экперимент                                         3) наблюдение

2)измерение                                           4) описание

А4  «Плотность ее ниже плотности воды, поэтому у организмов живущих  здесь сильно развиты опорные ткани- внутренний и наружный скелет..»Какая среда обитания описана

1.почвенная                                   3) наземно-воздушная

2)водная                                          4) тела живых организмов

А5Среда жизни, характерная для человека:

1.почвенная                                   3) наземно-воздушная

2)водная                                          4) тела живых организмов

А6 Мхи в отличии от других высших растений, не имеют:

1).корень                                         3) лист

2)стебель                                         4)цветок

А7Цветки характерны для

1).хвощей                                              3) голосеменных

2)папоротников                                   4) покрытосеменных

А8 Съедобным грибом является

1)масленок                                   3) ложный опенок

2)бледная поганка                         4) желчный гриб

В1Установите соответствие

Строение и функции

Органоид

А)в ней расположены все органоиды клетки

1 Цитоплазма

Б)бесцветное вязкое вещество

2.Хлоропласт

В)содержит пигмент хлорофилл

Г)содержит зеленый пигмент

Д) при сильном нагревании или замораживании разрушается

В2Установите соответствие

Организм

Среда обитания

А)блоха

1 водная

Б)кит

2.почвенная

В)кобра

3наземно-воздушная

Г)крот

4тела живых организмов

Д) дятел

В3 Выберите три правильных ответа

Тело водорослей может быть представлено:

1)мицелием                                     2)одной клеткой

3)плодовым телом                           4)корнем и побегами

5)группой (колонией) клеток          6)многоклеточным слоевищем.

B4 Выберите три правильных ответа

Значение лишайников:

1)разрушают горные породы              2)связывают атмосферный азот

3)служат кормом для животных         4)участвуют в почвообразовании

5)сырье для получения агар-агар          6)сырье для получения антибиотиков

С.Прочтите внимательно текст  и выполните задания

«В цитоплазме растительной клетки находятся многочисленные мелкие тельца- пластиды. Они видны при большом увеличении. У растений пластиды могут быть разных цветов: зеленые, жёлтые или оранжевые, бесцветные. В клетках кожицы чешуи лука , например , пластиды бесцветные..»

1Озаглавьте текст

2.С помощью какого увеличительного прибора можно рассмотреть пластиды?

3.Какого цвета пластиды у растений?

4Какие пластиды находятся в летках клубня картофеля?

Итоговая диагностическая работа

по биологии ученика 5 класса  МКОУ Кировской СОШ

Фамилия Имя___________________________________       2вариант

А1.Наука изучающая животных

1.биология                                                3) зоология

2)ботаника                                               4) экология

А2К биотическим  факторам относят

1.опыление растений                                        3) дождь

2)извержение вулкана                                      4) строительство дорог

А3Метод изучения природных объектов в специально созданных и контролируемых условиях

1.экперимент                                         3) наблюдение

2)измерение                                           4) описание

А4  «Она состоит из минеральных веществ , воды, воздуха, а также содержит остатки растений и животных, продукты их разложения..»Какая среда обитания описана

1.почвенная                                   3) наземно-воздушная

2)водная                                          4) тела живых организмов

А5Среда жизни, характерная для рыб:

1.почвенная                                   3) наземно-воздушная

2)водная                                          4) тела живых организмов

А6 Вайи –это

1)побеги плауна                                   3) листостебельные мхи

2)листья папоротника                            4) побеги хвоща

А7 Общим признаком голосеменных и покрытосеменных растений является

1)наличие цветка                                   3) развитие из семян

2)развитие из спор                            4) то, что это исключительно наземные растения

А8 Голосеменные, в отличие от высших споровых  растений, имеют :

1)корень                           3) стебель

2)листья                          4) семена

В1Установите соответствие

Строение и функции

Органоид

А)в ней расположены поры

1 оболочка

Б)содержит ядрышко

2.ядро

В)образована целлюлозой

Г)управляет всеми процессами жизнедеятельности клетки

Д) содержит и хранит наследственную информацию

В2Установите соответствие

Организм

Среда обитания

А)дельфин

1 водная

Б)ёж

2.почвенная

В)гадюка

3наземно-воздушная

Г)дождевой червь

4тела живых организмов

Д) вошь

В3Выберите три правильных ответа

К зеленым водорослям относятся:

1)порфира              2)хлорелла

3)цистозейра         4)ламинария

5)спирогира          6)хламидомонада

В4 Выберите три правильных ответа

По форме слоевища различают лишайники:

1)древовидные            2)травянистые

3)листовые                 4)кустистые

5)накипные                  6)бурые

С.Прочтите внимательно текст  и выполните задания

«Под оболочкой клетки находится тоненькая плёночка - мембрана. Она легкопроницаема для одних веществ и непроницаема для других. Полупроницаемость сохраняется ,пока клетка жива. Таким образом, оболочка сохраняет целостность клетки, придает ей форму, а мембрана регулирует поступление веществ из окружающей среды в клетку и из клетки в окружающую средой..»

1. Озаглавьте текст

2.Все ли вещества могут поступить через мембрану в клетку ?

3.Какое значение имеет оболочка в жизни клетки?

4.Что произойдет с клеткой , если мембрана разрушится?


ЛИСТ ФИКСИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ  В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

Дата внесения изменений, дополнений

Содержание

Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата)

Подпись лица, внесшего запись


ПАКЕТ КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Урок 9. Контрольная работа по теме «Живой организм: строение и изучение»

Вариант 1

Часть А. При выполнении заданий части А из четырех предложенных вариантов выберите один верный.

1. Наука, которая изучает домашних и диких животных, называется:

    1) зоология;                                                      3) ботаника;

    2) микробиология;                                          4) микология.

2. Основные составляющие части клеток:

    1) ядро, оболочка, пластиды;                         3) мембрана, цитоплазма, ядро;

    2) цитоплазма, ядро, клеточная стенка;        4) мембрана, митохондрии, пластиды.

3. Физиология изучает:

    1) строение и процессы, происходящие в растениях;

    2) поведение и жизнедеятельность насекомых;

    3) строение тканей, органов живых организмов;

    4) жизнедеятельность живых организмов.

4. Место обитания, строение, жизнедеятельность насекомых изучает наука:

    1) бриология;                                                  3) ихтиология;

    2) микология;                                                 4) энтомология.

5. Изучает строение грибов:

    1)гистология;                                                 3) микология;

    2) орнитология;                                             4) териология.

6. Активное движение характерно:

    1) для растений;                                            3) горных пород;

    2) семян;                                                        4) большинства животных.

7. Клеточное строение имеют:

    1) растения;                                                   3) только растения и грибы;

    2) все живые организмы;                             4) животные.

8. Питание – это:

    1) поступление в организм кислорода;

    2) получение необходимых веществ из окружающей среды;

    3) выделение ненужных веществ;

    4) переработка веществ в организме.

9. Наиболее распространенными элементами в клетках живых организмов являются:

    1) кислород, углерод, азот, водород;           3) азот, водород, кислород, сера;

    2) кислород, водород, кальций, фосфор;    4) углерод, фосфор, водород, кислород.

10. Нуклеиновые кислоты выполняют:

     1) опорную функцию;                                  3) функцию хранения и передачи наследственных признаков;

     2) энергетическую функцию;                      4) строительную функцию.

Часть В.

В1. При выполнении заданий В1 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные цифры в порядке возрастания.

Выберите номера верных предложений:

1) Все живые организмы имеют сходный химический состав.

2) При наблюдении исследователь не вносит в природу изменений, каких – либо условий, только целенаправленно исследует объект.

3) Нуклеиновые кислоты выполняют защитную функцию в организме.

4) Белки, как и углеводы, являются основными источниками энергии.

5) Углеводы выполняют функцию носителя наследственной информации.

6) Кислород, углерод, азот, водород – наиболее распространенные элементы в живой природе.

В2. При выполнении заданий В2 закончите предложения. В ответах запишите только недостающее слово.

  1. Процесс поступления питательных веществ в организм называется …
  2. Органоиды, которые выполняют функцию пищеварения, называются …
  3. Нуклеиновые кислоты содержатся в …
  4. Органоид, основной функцией которого является клеточное дыхание, называется …
  5. … выполняет функцию хранения и передачи наследственной информации.

Часть С. При выполнении заданий части С дайте полный, развернутый ответ.

С1. Какие методы изучения природы вы знаете? Охарактеризуйте каждый из методов. Когда они могут быть применены?

Вариант 2

Часть А. При выполнении заданий части А из четырех предложенных вариантов выберите один верный.

1. Наука, которая изучает луговые и лесные растения, называется:

    1) зоология;                                                      3) ботаника;

    2) микробиология;                                          4) микология.

2. Анатомия изучает:

    1) строение растений;                                    

    2) строение, поведение, жизнедеятельность насекомых;

    3) строение тканей, органов живых организмов;

    4) птиц.

 3. Место обитания, строение, жизнедеятельность рыб изучает наука:

    1) бриология;                                                  3) ихтиология;

    2) микология;                                                 4) энтомология.

4. Изучает строение клеток:

    1)гистология;                                                 3) зоология;

    2) цитология;                                                 4) бактериология.

5. Растения способны самостоятельно создавать питательные вещества, используя:

    1) энергию химических реакций;               3) солнечную энергию;

    2) энергию воды;                                          4) питательные вещества других организмов.

6. Для грибов, как и для животных, характерно:

   1) неограниченный рост;                            

   2) наличие твердой клеточной оболочки;

   3) тип питания, при котором живой организм использует готовые органические вещества;

   4) активное передвижение.

7. Организмы состоят:

    1) из органических веществ, белков, жиров;

    2) минеральных веществ, воды и солей;

    3) минеральных и органических веществ;

    4) белков, углеводов, жиров и нуклеиновых кислот.

8. Основные составляющие части клеток:

    1) ядро, оболочка, пластиды;                         3) мембрана, митохондрии, пластиды;

    2) мембрана, цитоплазма, ядро;                    4) цитоплазма, ядро, клеточная стенка.

9. Раздражимость характерна:

    1) только для растений;                                 3) для всех живых организмов;

    2) только для животных;                               4) для животных и грибов.

10. Питаются готовыми питательными веществами:

     1) растения и грибы;                                    3) грибы и животные;

     2) только животные;                                    4) растения.

Часть В.

В1. При выполнении заданий В1 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные цифры в порядке возрастания.

Выберите номера верных предложений:

1) Минеральные соли и воду относят к органическим веществам клетки.

2) Вода является хорошим растворителем.

3) Углеводы выполняют только опорную функцию.

4) Жиры служат запасным источником энергии.

5) Сходство химического состава и клеточное строение у растений и животных говорят о единстве органического мира.

6) Кислород, углерод, азот, водород – элементы, характерные только для живых организмов.

В2. При выполнении заданий В2 закончите предложения. В ответах запишите только недостающее слово.

  1. Внутреннее содержимое клетки  называется …
  2. Клетки растений, кроме мембраны, окружены также толстой и прочной …
  3. Ядро выполняет функцию …
  4. Горение дерева относят к … явлениям.
  5. … выполняет в организме защитную функцию. Они борются с чужеродными микроорганизмами.

Часть С. При выполнении заданий части С дайте полный, развернутый ответ.

С1. Что изучает наука биология? Назовите другие биологические науки и объекты их изучения.


Урок 23. Контрольная работа по теме «Многообразие живых организмов»

Вариант 1

Часть А. При выполнении заданий части А из четырех предложенных вариантов выберите один верный.

1. Особенностями папоротников являются:

    1) наличие тканей, спор, расположенных на нижней стороне листьев или в коробочке;

    2) наличие ризоидов и спор для размножения;

    3) наличие стебля, листьев и спор, расположенных на нижней стороне листа;

    4) древесные формы, наличие тканей, корней, стеблей, хвои.

2. Только к хвойным относятся:

    1) ель, сосна, саговник;                                            3) сосна, ель, гинкго;

    2) сосна, лиственница, гинкго;                               4) ель, сосна, лиственница.

3. Каменный уголь – это:

    1) отмершие и разложившиеся части папоротников;

    2) полезное ископаемое, образованное древними голосеменными, хвощами, плаунами;

    3) полезное ископаемое, образованное неразложившимися частями мхов;

    4) перегной, поверхностный слой почвы.

4. У мхов настоящий корень заменяют:

    1) корнеподобные выросты;

    2) ризоиды;

    3) коробки со спорами;

    4) у мхов нет корней, они прирастают к поверхности земли, тем самым прикрепляются к ней.

5. Спорами размножаются:

    1) мхи;                                                                      3) голосеменные и папоротники;

    2) папоротники;                                                      4) папоротники и мхи.

6. К живым организмам, имеющим микроскопическое строение, относятся:

    1) беспозвоночных;                                               3) патогенных бактерий;

    2) мох сфагнум;                                                     4) белый гриб.

7. Семенами размножается:

    1) щитовник  мужской;                                        3) ель обыкновенная;

    2) сфагнум;                                                            4) водоросль ламинария.

8. Выберите лишний  живой организм:

    1) ламинария;                                                        3) хлорелла;

    2) сфагнум;                                                            4) хламидомонада.

Часть В.

В1. Установите соответствие между группами растений и их представителями.

Представитель

Группа растений

А) Орляк

Б) Одуванчик

В) Сосна

Г) Сфагнум

Д) Тюльпан

Е) Кедр

1) Покрытосеменные

2) Голосеменные

3) Мхи

4) Папоротники

 

В2. Установите соответствие между группами животных и их представителями

Группа животных

Представитель

А) Птицы

Б) Млекопитающие

В) Пресмыкающиеся

Г) Земноводные

Д) Рыбы

Е) Простейшие

1) Лось

2) Гусь

3) Щука

4) Тритон

5) Черепаха

6) Амеба обыкновенная

Часть С. Дайте полный, развернутый ответ.

С1. Какую роль играют животные в природе и жизни человека?

Вариант 2.

Часть А. При выполнении заданий части А из четырех предложенных вариантов выберите один верный.

1. Особенностями голосеменных являются:

    1) наличие тканей, семян, расположенных в цветках;

    2) наличие ризоидов и спор для размножения;

    3) произрастания во влажных местах, размножение с помощью спор;

    4) древесные формы, наличие тканей, корней, стеблей, хвои.

2. К папоротникам относятся:

    1) орляк обыкновенный, щитовник мужской, сфагнум;

    2) сфагнум, гинкго, орляк;

    3) орляк обыкновенный, щитовник мужской, кочедыжник;

    4) кукушкин лен, сфагнум, кочедыжник.

3. Торф – это:

    1) отмершие части папоротников;

    2) полезное ископаемое, образованное древними голосеменными;

    3) отмершие части мхов;

    4) перегной, поверхностный слой почвы.

4. Размножение у мхов происходит с помощью:

    1) спор;                                                                    3) семян;

    2) частей тела;                                                        4) спор и семян.

5. Семена хвойных растений располагаются:

    1) на хвоинках;                                                       3) на шишках;

    3) на нижней стороне листьев;                             4) в цветках и плодах.

6. Плодовое тело, состоящее из шляпки и ножки, образуется:

    1) у патогенных бактерий;                                    3) подосиновиков;

    2) дрожжей;                                                             4) мха сфагнума.

7. Выберите лишний живой организм:

    1) ель обыкновенная;                                              3) тополь дельтовидный;

    2) сосна сибирская;                                                 4) лиственница европейская.

8. «Домашними» насекомыми стали:

    1) осы;                                                                      3) дождевые черви;

    2) пчелы;                                                                  4) медведки.

Часть В.

В1. Установите соответствие между группами растений и их представителями.

Представитель

Группа растений

А) Ель

Б) Пихта

В) Щитовник мужской

Г) Яблоня

Д) Черемуха

Е) Лиственница

1) Покрытосеменные

2) Голосеменные

3) Мхи

4) Папоротники

 

 

В2. Установите соответствие между группами животных и их представителями

Группа животных

Представитель

А) Птицы

Б) Млекопитающие

В) Пресмыкающиеся

Г) Земноводные

Д) Рыбы

Е) Членистоногие

1) Тигр

2) Снегирь

3) Скат

4) Жаба обыкновенная

5) Крокодил

6) Скорпион

Часть С. Дайте полный, развернутый ответ.

С1. Какую роль играют растения в природе и жизни человека?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Биология 7 класс 70 ч.

Рабочая программа учебного предмета «биология»Параллель (класс) 7Разработчик: Рябова Е. В., учитель биологии...

Рабочая программа Биология 8 класс 70 ч (Трайтак)

Рабочая программа учебного предмета «биология»Параллель (класс) 8Разработчик: Рябова Е.В., учитель биологии Пояснительная запискаСодержание программы приведенов соответствие с возрастными о...

Рабочая программапо геометрии, 11 класс

Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

рабочая программапо математике 5 класс ФГОС

Рабочая программа по математике для 5 класса на уровень основного общего образования в соответствии с ФГОС...