Использование музейной педагогики в подготовке к творческим конкурсам
статья по краеведению
Опыт работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_muzeynoy_pedagogiki_v_podgotovke_k_tvorcheskim_konkursam.docx | 33.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование музейной педагогики в подготовке к творческим конкурсам
Н. В. Воропаева,
учитель русского языка и литературы МБОУ Бобровская школа № 2
Город Бобров, который имеет статус исторического города России, является средоточием большинства культурных ценностей. И сегодня, когда в обществе наблюдается рост интереса к историческому и культурному прошлому нашей Родины, нельзя не отметить тот факт, что знать свой край (его природу, историю) не менее важно, чем знать историю своего государства.
Музейная педагогика органично вошла в практику нашей школы. Цель её – не только гражданско-патриотическое воспитание, но и активизация творческих способностей обучающихся. В нашей школе создан музей «Истоки», где представлены очень интересные экспозиции: «Русский быт», «Говорящие экспонаты», «Пионерское прошлое», «Славные вехи комсомолии», «Школьное лесничество «Зарянка». Собран замечательный материал, посвящённый военным лётчикам, защищавшим наш город во время Великой Отечественной войны; в экспозиции «Они защищали Родину» представлены воевавшие учителя школы, а по материалам стендов «Из истории Боброва» можно проводить обзорные и тематические экскурсии.
Целью учителя русского языка при взаимодействии с музеем становится создание благоприятных условий для словотворчества – умения грамотно выражать свои мысли на родном языке. Этому способствует проведение уроков, внеклассных мероприятий в музее, где творческими заданиями для ребят становятся составление экскурсионных туров по школьному музею, написание писем участникам войны, создание очерков, эссе, рассказов, стихотворений по материалам музейных экспозиций. Лучшие творческие работы публикуются в школьной газете «Алые паруса» и включаются в школьный альманах. Творчеством наших талантливых юнкоров заинтересовался редактор Бобровского литературно-художественного альманаха «Битюг», и в нескольких выпусках в разделе «Детская заводь» опубликованы стихи, рассказы, очерки юных авторов.
Авторы лучших сочинений становятся участниками творческих конкурсов.
Юнкоры школьной газеты «Алые паруса», участвуя в конкурсе на лучшие юбилейные выпуски газеты, посвящённые пионерской организации и 100-летию комсомола, были отмечены на уровне района. При подготовке конкурсных выпусков ребята изучали экспозиции школьного музея, посещали выставку, организованную городским краеведческим музеем к 100-летию комсомола, брали интервью у бывших пионеров и комсомольцев, известных жителей нашего города.
Творческие работы о Боброве и его жителях получили заслуженную оценку на конкурсах разного уровня: они принесли победу на районном этапе областного конкурса сочинений «Комсомол в моей семье», на районном этапе областной краеведческой конференции «Летопись Воронежского края». Ученица нашей школы Лискина Ирина стала призёром областного конкурса сочинений «Воронежская область нашей мечты», написав об истории нашего города и представив возможные пути его благоустройства.
Бобровская земля дала России издателя и журналиста А. С. Суворина, поэтов Е. Исаева, П. Касаткина, Д. Попова. Материал об этих талантливых земляках стал основой для проектов, для выступлений на школьных научно-практических конференциях, для самовыражения в искусстве слова. Учениками второй городской школы был реализован проект «Памяти Д. И. Попова». В канун 72-й годовщины со дня рождения известного поэта состоялось открытие мемориальной доски, установленной на фасаде его дома по улице Пугачёвской. Собранный материал нашёл отражение в сочинении ученицы 10 класса Дедиковой Екатерины, представленном на конкурс «Россия, устремлённая в будущее».
Польза от сотрудничества с музеем очевидна. Он даёт ребёнку возможность погрузиться в предыдущую эпоху, прислушаться к своему собственному миру. Здесь формируется мировоззрение, происходят неожиданные открытия. Причём в процессе работы предлагаю обучающимся попробовать себя в разных жанрах, акцентируя внимание на том, что показателем истинного творчества является образность письменной речи.
Это помогает раскрыть творческие способности детей: они по-разному рассказывают о том или ином событии, используя различные языковые средства выразительности.
Не могу не остановиться на положительном опыте взаимодействия с городским краеведческим музеем, где представлен интереснейший материал о памятниках архитектуры нашего города. Как не вспомнить тут слова Н. В. Гоголя: « Архитектура – тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания, когда уже ничто не говорит о погибшем народе… Пусть же она хоть отрывками является среди наших городов в таком виде, в каком она была при отжившем уже народе, чтобы при взгляде на неё осенила нас мысль о минувшей его жизни и погрузила бы нас в его быт, его привычки и степень понимания, вызвала бы у нас благодарность за его существование, бывшее ступенью нашего собственного возвышения».
На центральной улице Кирова (бывшем Невском проспекте) новые дома соседствуют с такими архитектурными памятниками. И знакомство с историей оригинальных зданий – бывших домов купцов Григорьевых, которые являются украшением и визитной карточкой города, стало настоящим ключом к словотворчеству. Ученик 10 класса Воропаев Александр в рамках тематического направления «Прошлое, настоящее и будущее моей малой Родины» написал сочинение на тему «Здания, хранящие историю» и стал победителем регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений в 2017 году.
Такой результат свидетельствует о положительном опыте взаимодействия с музеями. Приятно отметить здесь ключевую роль русского языка. Ведь словотворчество - уникальная способность посредством родного языка создать собственный текст, который соединит в себе знаки предыдущих эпох, вечные ценности и собственную картину мира. Находя самовыражение в искусстве слова, ребёнок способен преобразовать нашу действительность. Именно поэтому так важен момент соприкосновения с культурой, в том числе и с музеями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности использования элементов технологии "музейная педагогика" в процессе преподавания изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе (из опыта работы)
технологические карты музейных уроков изобразительного искусства...
Использование музейной педагогики в общеобразовательном процессе
Музейная педагогика может стать одним из примеров инновационной педагогической технологии...
Использование элементов музейной педагогики на уроках химии.
В наше время учителя все чаще задумываются о новых формах обучения, таких, которые не просто дают готовые знания и требуют отчета о выученном, а позволяют детям проявлять инициативу, сделать выбор вид...
Использование элементов музейной педагогики на уроках химии.
В наше время учителя все чаще задумываются о новых формах обучения, таких, которые не просто дают готовые знания и требуют отчета о выученном, а позволяют детям проявлять инициативу, сделать выбор вид...
Программа по музейной педагогике «Использование музейного потенциала Санкт-Петербурга в изучении предметов гуманитарного цикла»
Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся...
Использование музейной педагогики как инновационной технологии в создании предметно- развивающей среды ДОУ в соответствии с ФГОС.
Музейная педагогика в ДОУ является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающей условия погружения ребёнка в специально организованную предметно- развивающей среды....
Использование музейной педагогики в школьной практике
Внеклассная работа по предмету (литературное и историческое краеведение)....