Использование элементов музейной педагогики на уроках химии.
статья (химия, 9 класс) по теме

В наше время учителя все чаще задумываются о новых формах обучения, таких, которые не просто дают готовые знания и требуют отчета о выученном, а позволяют детям проявлять инициативу, сделать выбор вида деятельности в получении знаний. Знать – значит не заучить, а искать, обнаруживать, открывать, воображать, развивать импровизационное, творческое мышление

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование  элементов музейной педагогики на уроках  химии.

«Всестороннее развитие исключает верхоглядство»

С.Е.Коненков

«Наука –вещь хорошая, но она в своей отвлеченности никак не может заменить нам своих практических применений к жизни»

Д.И.Писарев.

В наше время учителя все чаще задумываются о новых формах обучения, таких, которые не просто дают готовые знания и требуют отчета о выученном, а позволяют детям проявлять инициативу, сделать выбор вида деятельности в получении знаний. Знать – значит  не заучить, а искать, обнаруживать,   открывать, воображать, развивать импровизационное, творческое мышление.

Мы живем в мире веществ, познакомиться с которыми помогает химия. Это удивительная наука «…широко простирает руки свои в дела человеческие». Химия облегчает нам труд, сохраняет здоровье, помогает создавать и сохранять все человеческие сокровища, но  «химия – это  смерть, упакованная в банки и коробки»,- сказал выдающийся писатель-фантаст и ученый биохимик Айзек Азимов, поэтому надо с вниманием относиться к химии дома и в школе. Но во всем мире интерес к этому школьному предмету резко уменьшается из-за сложности программ, неинтересных учебников, молообеспеченности наглядными пособиями , из-за того что  познавать химию можно только после получения определенной подготовки по другим предметам. И хотя одна из главных задач этой науки – научить человека правильно при-

менять различные вещества, школьный курс не уделяет этому достаточного внимания.

И вот здесь мы вспоминаем о музеях, которые предоставляют широкое поле для такого рода деятельности, ибо химия не может быть отделена от истории, культуры.

В мире насчитывается 16 тысяч музеев, более 112 из них находится в нашем городе. Понятие «музейная педагогика» прочно входит в нашу жизнь. Это область научно-практической деятельности музея, ориентированной на реализацию педагогических функций воспитания и образования. Школьные педагоги многих стран ищут пути взаимодействия с музейными работниками. Еще в 20-е годы в США Гилмен писал «искусство – цель самого себя, а образование – средство достижения этой цели». 17% времени учебных занятий у американских школьников отведено работе в музеях.

Но  химия  - наука специфическая, экскурсоводам  сложно помочь  учащимся и поэтому можно предложить ребятам самостоятельный поиск, разработав систему индивидуальных заданий по ознакомлению с историей происхождения и использования человеком металлов, керамики, фарфора и т. д.

  Основными целями при этом могут быть следующие:

-посмотреть, каким образом, обогащая друг друга, развивались наука химия и архитектура, декоративно-прикладное искусство (посуда, украшения и др.),  скульптура и т.д. Как тесно переплетены различные, внешне очень далекие области человеческой деятельности.

- расширить и углубить запас научных знаний о веществах и материалах, химических реакциях и процессах, лежащих в основе получения этих веществ и материалов;

- познакомиться  с миром искусства  и  увидеть связь между искусством и повседневной жизнью.

       Подходы к использованию потенциала музеев в курсе химии могут быть разными. Например, при изучении темы «Металлы», учащимся можно предложить посетить несколько музеев и выяснить, как используются металлы в той или иной отрасли:

  Может быть посетить один музей и попросить учащихся выполнить в его залах различные задания по определенной теме? Для такого вида работы Я выбрала Эрмитаж. Это один из богатейших музеев мира по разнообразию экспонатов, которые отражают развитие цивилизации народов мира.        

В ходе занятия следует обратить внимание учеников на способы изготовления тех музейных объектов, с которыми они познакомились. Особую ценность музейное занятие приобретает тогда, когда оно не только обогащает учащихся фактической информацией, но и позволяет им почувствовать атмосферу той или иной эпохи.   Для выполнения    задания  учащиеся получают минимальную информацию и советы в виде рабочего листа.

Таких маршрутов  у меня составлено  четыре по темам: - металлы, - керамика, - фарфор и фаянс, - поделочные камни (классы неорганических соединений).

         Например: один из уроков, который можно провести с учениками 9 класса, посвящен теме «Применение соединений углерода и кремния». 

Цель урока: - формировать представление об использовании соединений углерода и кремния для создания композиций отделки залов и предметов быта;

 - углубить и расширить знания учащихся о неметаллах;

 - познакомить с экспонатами Эрмитажа по этой теме.

Образовательные задачи: - по предложенному плану  или самостоятельно найти нужные экспонаты, вспомнить их химический состав, определить класс соединений, их прочность, условия продления  их жизни;

- выбрать наиболее понравившиеся экспонаты и постараться выяснить их историю или как они попали в Эрмитаж.

Развивающие задачи: - продолжить  формировать умения аргументировано излагать свои мысли;

- дать возможность проявить инициативу при выборе темы и вида деятельности в получении знаний.

Смотри приложения.

  Ребята!

Сейчас Вы зайдете в один из величайших музеев Мира – Эрмитаж, который включает в себя 4 здания, главное из которых - бывший Зимний дворец, построенный в 1754г. – 1762г.по проекту архитектора----------------------------------- в стиле----------------------------------.

Из вестибюля поднимайтесь по главной лестнице и в зале № 193  вежливо спросите у консультанта или по плану 2-го этажа пройдите в зал № 204 на Советскую лестницу (почему она получила такое название?).                  

C:\Documents and Settings\Учитель\Рабочий стол\Эрмитаж\sankt-peterburg-ermitazh-verhnyaya-ploschadka-sovetskoi-0003429537-preview.jpg

Перед Вами красивая малахитовая ваза.

Каков химический состав этого минерала?---------------------------------------------------------------------------------------------------

Если у Вас будет время и желание найдите в Эрмитаже Малахитовый зал.

А что находится напротив этой вазы? -------------------------------------------------------------------

Что там написано? -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Как Вы понимаете эти слова? Откуда привезли эти экспонаты? Какие поделочные камни Вы обнаружили?------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Вернитесь в зал №204, осмотритесь. Вы восхищены?! Обойдите не спеша! Сколько чудесных столешниц находится в зале?------------------- Какая понравилась больше всех и почему?-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

А люстры? Вы обратили на них внимание? Сколько их?--------------  Что такое хрусталь? --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Каков состав хрусталя?---------------------------------------------------------------------- Поинтересуйтесь, сохранились ли довоенные люстры?-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Кто создал этот зал?-----------------------------------------

Что  еще привлекло Ваше внимание? -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------http://www.beresnev.ru/images/travel/piter/hermitage/DSCF9360.jpg


Желаю успеха!!!

РЕБЯТА!

Сейчас Вы зайдете в один из величайших музеев Мира – Эрмитаж, который включает в себя 4 здания, главное из которых - бывший Зимний дворец, построенный в 1754г. – 1762г. по проекту архитектора----------------------------------- в стиле----------------------------------.

Один из интереснейших разделов – керамика, знакомство с которой можно начать с искусства Древней Греции в зале № 111.

                                                        Теребеневская                                 111

                                                         лестница                 109

                          130        129        106

                               

        128               107        108

Советская лестница

Отметьте на схеме путь следования. Если Вы нашли другой путь, составьте свою схему.

Конечно, Вы не останетесь  равнодушными  проходя мимо статуи Юпитера, которой почти 2000 лет (зал № 107) или мимо статуи Афродиты (Венеры Таврической), которой почти 2300 лет. Из какого материала они выполнены ?---------------------------------------------------------

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Но вот Вы у цели – зал №111. Здесь есть вещи 9-8 веков до нашей эры. Что Вы нашли?  

Как они называются?

Большой славой пользовались афинские сосуды – разные по форме, велмичене, назначению.

C:\Documents and Settings\Учитель\Рабочий стол\Эрмитаж\Амфора.jpg

Амфора-сосуд для вина с двумя ручкамиГидрия.jpg

Гидрии- сосуды для ___________________________________

Зачем у них три ручки_________________________________

Кратеры – в них смешивают вино с водой. Нарисуйте его в

прямоугольнике справа.

Килики – этоC:\Documents and Settings\Учитель\Рабочий стол\Эрмитаж\Килик.jpg

___________________________________

Эти сосуды использовались для хранения душистых веществ.      Как их называли? _____________________________________________http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/78/NAMA_Th%C3%A9s%C3%A9e_%26_taureau.jpg

Собрание античной керамики в Эрмитаже – одно из лучших

в мире. Греческие залы представлены во многих залах, а

кроме того на специальной выставке в зале № 118. Какой

экспонат наиболее привлек ваше внимание? Расскажите о

нем или зарисуйте его в прямоугольнике справа.

_______________________________________

Но вот наступил 18 век и в Европе появился фарфор и фаянс. Но это уже другая история…                              

Желаю успехов!

Такая музейная  работа очень важна еще и потому, что ребенок учится воспринимать музейный объект самостоятельно, он остается один на один с экспонатом, а может придти с другом или с родителями – это посещение не скучно и не обязательно (что и привлекает).

Можно придти много  раз в один зал, к  одному предмету, потому что так происходит истинное общение с музейным объектом, а не просто переписывание готовой информации.  У каждого ученика появляется возможность вступить в диалог с экспонатом, а затем и с учителем, с одноклассниками. Методически важен завершающий этап исследования, где каждый ученик делает свои выводы, подводит итог своей работы. Это может быть письменный отчет, рисунки, выступление перед одноклассниками, когда он расскажет о своих впечатлениях (можно  использовать  свою презентацию).

Самое главное,  чтобы у ребенка возник и сохранился интерес и к музею, и к творческой работе, ведь посещение музея, в первую очередь направлено на развитие личности.

Уважаемые коллеги! Надеюсь, что мои предложения Вы используете в своей работе, а может быть они подскажут Вам что-то еще более интересное.

Иванова Н.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музейной педагогики в работе классного руководителя

      В 2007 году наша школа №1 им. Героя Советского Союза Дмитрия Евлампиевича Комарова отметила  70-летний юбилей. Торжественное празднова...

Роль музейной педагогики в воспитательной работе

      В 2007 году наша школа №1 им. Героя Советского Союза Дмитрия Евлампиевича Комарова отметила  70-летний юбилей. Торжественное празднова...

Статья. "Интегрированный курс изобразительного искусства и истории Санкт - Петербурга с элементами музейной педагогики в начальной школе"

Данный интегрированный курс, дающий начальное образование по изобразительному искусству с учетом возрастных особенностей учащихся младших классов, имеет ясную структурную цельность и обес...

Музейная педагогика в учебном процессе

Роль кабинета-музея в учебном процессе. Использование материалов предметного кабинета-музея "История притчи" в  урочной и внеклассной раьоте по литературе....

Рабочая программа «Музейная педагогика»

Программа «Музейная педагогика» рассчитана на 3 года обучения. Занятия ориентированы на средний школьный возраст (10-16 лет). Направленность программы – военно-патриотическая....

Музейные уроки в образовательном учреждении в системе музейной педагогики.

О проблемах внедрения  положений "музейной педагогики" в учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях страны. В «Профессиональном стандарте педагога» пря...