Использование музейной педагогики как инновационной технологии в создании предметно- развивающей среды ДОУ в соответствии с ФГОС.
статья на тему

Разинкова Юлия Васильевна

Музейная педагогика в ДОУ является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающей условия погружения ребёнка в специально организованную предметно- развивающей среды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья "Использование музейной педагогики как инновационной

технологии в создании предметно- развивающей среды ДОУ в

соответствии с ФГОС".

Авторы:  воспитатели МБДОУ "Детский сад о. в. № 105 " г. Воронеж

Разинкова Юлия Васильевна, Швырёва Лилия Михайловна.

                                 

                                     "В процессе обучения должны быть задействованы

                                      ум, сердце и руки ребёнка". (И. Г. Песталоцци).

  В рамках модернизации образования становится актуальным поиск

новых форм и моделей организации деятельности детей в условиях ДОУ.

Обучение дошкольника должно опираться на эмоциональную, чувственную

сторону его личности, что связано с особенностями детской психологии.

И, как раз, музейная педагогика, возникшая на стыке психологии, педагоги-

ки, краеведения, музееведения и искусства, создаёт условия для развития

личности ребёнка путём включения её в многообразную деятельность,

охватывающую эмоциональную, интеллектуальную, деятельностную

сферы.

  Музейная педагогика рассматривает музей как образовательную

систему, направленную на оптимизацию взаимодействия музея и

посетителя. Исходя из этого предметом музейной педагогики является

музейная коммуникация. Музейная педагогика интегрировано решает

задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического

воспитания. Её  формы и методы способствуют развитию и совершенство-

ванию познавательных, коммуникативно - речевых, творческих компетен-

ций дошкольника, его успешной социализации в обществе, а также реали-

зуют актуальнейшую на сегодня задачу современного образования-

научить ребёнка учиться и познавать.

  Музейная педагогика в ДОУ является инновационной технологией

в сфере личностного воспитания детей, создающей условия погружения

личности ребёнка в специально организованную предметно- пространствен-

ную среду. Музей выступает партнёром по решению задач, связанных

с воспитанием и образованием детей через осуществление музейно-

педагогической деятельности как в условиях музейной среды, так и в

условиях детского сада. В условиях ДОУ невозможно создать экспозицию,

соответствующую требованиям музейного дела, поэтому и называются

эти экспозиции "мини- музеями", которые отражают и возраст детей, и

размеры экспозиции, и определённую ограниченность тематики.

Назначение создаваемых мини- музеев - вовлечь детей и их родителей

в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную среду.

Создавая экспозицию, воспитатели, дети и родители участвуют в обсуж-

дении тематики музея, приносят из дома экспонаты, изготовляют их своими

.руками, пополняя фонд музея. В обычном музее ребёнок - лишь пассивный

созерцатель, ему нельзя трогать экспонаты, а в мини- музеях не только

можно трогать, но и нужно. Ребёнок- соавтор, творец экспозиции,

причём не только он сам, но и его родители. Каждый мини- музей в ДОУ-

это результат общения, совместной работы воспитателя и семьи.

Создание мини- музея - трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких

этапов: постановка целей и задач перед родителями воспитанников ДОУ

(проведение консультации, индивидуальная работа по распределению

проектов), выбор места для мини- музея в группе, сбор экспонатов,

оформление мини- музея с учётом эстетических норм и техники безопас-

ности, разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознаком-

ления детей с экспонатами, разработка перспективно- тематического плана

работы, в котором предусматривались бы не только занятия с детьми, но

и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки, выбор

экскурсоводов (педагоги и сами дошкольники), открытие мини- музея

с приглашением детей других групп, родителей.

  Цели и задачи мини- музея:

* Реализация направления музейной педагогики, обогащение предметно-

пространственной среды в группе.

* Совершенствование традиционных и апробирование инновационных

форм и методов работы с дошкольниками в области детской музейной

педагогики.

*  Формирование у дошкольников представлений о музее, расширение

кругозора.

* Развитие общих познавательных способностей детей (наблюдать,

описывать, строить предположения, находить причины и следствия

событий).

* Формирование проектно- исследовательских умений и навыков.

* Формирование активной жизненной позиции, системы критериев и

механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.

* Воспитание культуры поведения в общественном месте.

* Построение диалогического взаимодействия взрослого и воспитанника

в музейной среде, способствующей развитию у детей исследовательской,

созидательной и познавательной деятельности.

  Методические принципы организации мини- музея:

1. Деятельность как способ познания, переживания, сопричастности).

2. Диалогичность.

3. Вариативность- возможность для оптимального самовыражения

через право выбора.

4. Интегративность знаний.

5. Креативность- поощрение  и провоцирование творческой деятельности.

6. Непрерывность (получение знаний продолжается в семье и в социуме).

7. Гуманность- создание творческой атмосферы и любви к жизни с опорой  

на эмоционально- чувствительную среду ребёнка.

8. Наглядность.

9. Доступность и безопасность.

10. Содержательность.

  Формы деятельности мини- музея:

1. Поисковая.

2. Фондовая.

3. Научная.

4. Экспозиционная.

5. Познавательная.

  Формы работы с родителями:

Проведение досугов, познавательное сотрудничество, "аналитическое"

сотрудничество, сотрудничество в рамках музейной педагогики.

  Формы работы в организованной совместной деятельности с детьми:

Опытно- исследовательская деятельность, НОД, разработка и защита

проектов, изготовление детских коллективных и индивидуальных

работ - экспонатов, мастер- классы, экскурсии (обзорная, "путешествие" ),

выставки, экспресс- выставки, познавательные беседы, экспериментирова-

ние, прогулки- походы, развлечения, досуги, игры (сюжетно- ролевые,

дидактические, развивающие, театрализованные, драматизации),

запись рассказов детей, использование ИКТ- технологии, КВН,

викторины.

  Методы и приёмы:

Наглядные, практические, исследовательские, игровые, словесные,

анкетирование, встречи с интересными людьми.

  Музейная педагогика даёт возможности:

-осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный

на интересе детей к исследовательской, поисковой деятельности;

сочетать эмоциональные и интеллектуальные способы воздействия на

детей;

- самореализовываться каждому ребёнку в соответствии со своими

склонностями и интересами, выявить свою  индивидуальность;

- организовать интересные нетрадиционные формы учебной и совместной

с педагогами деятельности детей.

  Не случайно мини- музеи называют информационно- коммуникативной

системой, т. к. включение их в образовательный процесс способствует

формированию у подрастающего поколения психологической и нрав-

ственной готовности быть активным участником преобразований в

окружающем мире.



Предварительный просмотр:

Статья "Квест- игра: современные игровые технологии в ДОУ".

Авторы: воспитатели  МБДОУ  "Детский сад о. в. № 105" г. Воронеж

Разинкова Юлия Васильевна, Швырёва Лилия Михайловна

 

В связи с реализацией федерального стандарта в дошкольном образовании

произошли существенные изменения. Главным образом изменился подход

к образовательной деятельности дошкольников. Одним из ведущих методов

при проведении образовательных ситуаций является игра, которая является

для ребёнка наиболее привлекательной, естественной формой и средством

познания мира, своих возможностей, самовоспитания и саморазвития как

личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной

позицией.

Для педагога содержательная, отвечающая интересам детей, правильно

организованная игра - эффективное средство, позволяющее комплексно

 решать разнообразные образовательные и развивающие задачи.

Общество создало детские игры для всесторонней подготовки ребёнка

к жизни, его своевременной социализации и развития. Поэтому игры

генетически связаны со всеми видами деятельности человека и выступают

 как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и

искусства, и спорта.

Среди  широко используемых в практике игровых технологий следует

выделить квест-технологию. Федеральный государственный образователь-

ный стандарт ДО требует использования в образовательном процессе техно-

логий деятельностного типа. Главное преимущество квеста в том, что такая

форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом,

занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслитель-

ных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образова-

тельных целей: реализовать проектную и  игровую деятельность, познако-

мить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на

практике умения детей,сформировать у детей ощущение личной заинтере-

сованности при выполнении задания, развивать все компоненты устной

речи, реализовать принцип сотрудничества.

"Квест"- (quest - "поиск", "приключение") - командная игра, в которой

команда, перемещаясь по точкам, выполняет различные задания, находит

решение поставленной задачи, проходя промежуточные станции, на

каждой из которых требовалось выполнить какое-то действие или найти

ключ для выхода на следующий уровень. Выполнив одно задание, дети

получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным

средством повышения двигательной активности и мотивационной

готовности к познанию и исследованию.

 Таким образом квесты реализовывают следующие задачи:

- образовательные ( участники усваивают новые знания и закрепляют

имеющиеся);

- развивающие ( в процессе игры происходит повышение образовательной

мотивации, развитие творческих способностей и индивидуальных положи-

тельных психологических качеств, формирование исследовательских

навыков, самореализация детей);

- воспитательные ( формируются навыки взаимодействия со сверстниками,

доброжелательность, взаимопомощь).

  Виды квестов:

1. По режиму проведения: в реальном режиме, в виртуальном режиме,

в комбинированном режиме.

2. По сроку реализации: краткосрочные ( цель: углубление знаний и их

интеграция, рассчитаны на одно- три занятия), долгосрочные( цель:

углубление и преобразование знаний, рассчитаны на длительный срок).

3. По форме работы: групповые и индивидуальные.

4. По предметному содержанию: моно- квест, межпредметный квест.

5. По структуре сюжетов: линейные ( решение одной задачи даёт возмож-

ность решать следующую), штурмовые (с помощью контрольных подсказок

участник сам выбирает способ решения задачи), кольцевые ( линейный квест

для нескольких команд. стартующих из разных точек).

6. По информационной образовательной среде: традиционная образователь-

ная среда, виртуальная образовательная среда.

7. По доминирующей деятельности воспитанников: исследовательский

квест, информационный квест, творческий квест, поисковый квест, игровой

квест. ролевой квест.

Структура квеста:

1).Постановка задачи ( введение) - ясное вступление, где чётко описаны

главные роли участников и сценарий квеста. предварительный план работы,

обзор всего квеста.

2). Список заданий ( этапы прохождения, список вопросов), порядок выпол-

нения поставленной задачи ( штрафы. бонусы). Задания должны быть понят-

ны, интересны, выполняться детьми самостоятельно или с помощью взрос-

лых, чётко определён игровой результат ( серия вопросов, на которые

нужно найти ответы, проблема, которую нужно решить, позиция, которая

должна быть защищена, деятельность, которая направлена на переработку

и представление результатов, исходя из собранной информации).

Ресурсы ( список информационных ресурсов в электронном виде, в

бумажном виде, необходимых для выполнения заданий).

3). Процесс работы (этапы).

4). Оценка ( описание критериев и параметров оценки выполнения

заданий квеста, которые зависят от типа образовательных задач).

5). Заключение( конечная цель, приз). Раздел, где суммируется опыт,

который получен участниками при выполнении работы.

Алгоритм организации и проведения квест - игры:

1. Определить цели и задачи.

2. Выбрать место проведения игры.

3. Составить паспорт прохождения этапов или карту маршрута.

4. Сформировать состав участников ( педагоги, дети, родители), рассчитать

количество организаторов и помощников.

5. Разработать легенду игры, её формат и правила, написать сценарий

(конспект).

6. Подготовить задания, реквизит для игры.

7. Назначить дату и замотивировать участников.

8. Проведение игры.

9. Обобщение и презентация результатов игры( рассказ, коллаж, газета,

информационный листок и т. д.)

10. Провести анализ полученных результатов ( слабые, сильные стороны,

возможности и угрозы).

Принципы построения квестов для детей дошкольного возраста:

1). Принцип безопасности (недопустимо ставить к выполнению задачи,

которые связаны с риском для здоровья).

2). Принцип навигации (педагог выступает как координатор процесса

образования, направляет детей, наталкивает на правильное решение,

но окончательные выводы дети делают  самостоятельно. Задача

педагога- мотивировать  на самостоятельный поиск информации).

3).Принцип доступности заданий (соответствие заданий возрасту и

индивидуальным особенностям дошкольников).

4). Принцип системности (задания логически связаны друг с другом

и с заданиями ранее пройденных квестов).

5). Принцип эмоциональной окрашенности заданий ( методические и

образовательные задачи спрятаны за игровыми приёмами).

6). Принцип интеграции (использование разных видов деятельности

и интеграция образовательных областей).

7). Принцип разумности по времени с учётом возрастных особенностей

дошкольников.

8). Принцип добровольности образовательных действий ребёнка

(без принуждения и авторитаризма со стороны педагога. Задания

должны быть интересны, не унижать достоинство ребёнка).

9). Принцип присутствия выбора ( выбор средств для реализации

и нескольких вариантов задания).

10). Принцип импровизации, экспромта. (непредсказуемость ситуаций

при проведении игры).

11). Принцип "Шахерезады" ( непрерывность проведения квеста по времени,

отсутствие необходимости в завершении квеста. Квест- игра медленно

переходит в сюжетно- ролевую игру. Тематика квеста может быть использо-

вана в течение дня, недели, как сказка Шахерезады, тогда чувство ожидания

продолжения будет держать ребёнка в эмоциональном позитиве в течение

определённого времени, а желание узнать ответы на интересующие вопросы

приведёт к самостоятельному поиску информации).

 Целенаправленная работа по внедрению в образовательный процесс

квест- технологии позволяет создать условия для саморазвития, самообуче-

ния, самовоспитания детей, раскрытия индивидуальных возможностей и

резервов организма. Квест- игра способствует формированию людей

нового поколения: неординарно мыслящих. творчески активных, способных

принимать нестандартные мышления. Что и является основным требованием

ФГОС ДО к результатам освоения основной образовательной программы ДО

(г. 4, п. 6).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ДОУ

Данная статья рассказывает об особенностях построения предметно-развивающей среды по обучению иностранному языку (в частности, английскому) в ДОУ. Рассматриваются принципы ее построения....

Создание предметно-развивающей среды через познание русской народной игрушки

Создание предметно-развивающей среды через позхнание русской народной игрушки в условиях ФГОС...

Презентация "Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ, в соответствии с ФГОС"

Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ, в соответствии с ФГОС...

статья на тему «Музейная педагогика как инновационная технология активного обучения».

Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности всех ступеней образования. Создать такие условия, в которых ребенок смог бы макси...

«Музейная педагогика как инновационная технология активного обучения».

В  последнее  время  отечественная  педагогическая  наука  терпит  значительные  изменения  в  контексте  внедрения  новых  форм,...

Музейная педагогика как инновационная технология социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В  последнее  время  отечественная  педагогическая  наука  терпит  значительные  изменения  в  контексте  внедрения  новых  форм,...

статья на тему«Музейная педагогика как инновационная технология активного обучения».

Музейная педагогика – это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодей...