Использование музейной педагогики как инновационной технологии в создании предметно- развивающей среды ДОУ в соответствии с ФГОС.
статья на тему
Музейная педагогика в ДОУ является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающей условия погружения ребёнка в специально организованную предметно- развивающей среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Музейная педагогика | 17.13 КБ |
Квест- игра- современная игровая технология в ДОУ | 18.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья "Использование музейной педагогики как инновационной
технологии в создании предметно- развивающей среды ДОУ в
соответствии с ФГОС".
Авторы: воспитатели МБДОУ "Детский сад о. в. № 105 " г. Воронеж
Разинкова Юлия Васильевна, Швырёва Лилия Михайловна.
"В процессе обучения должны быть задействованы
ум, сердце и руки ребёнка". (И. Г. Песталоцци).
В рамках модернизации образования становится актуальным поиск
новых форм и моделей организации деятельности детей в условиях ДОУ.
Обучение дошкольника должно опираться на эмоциональную, чувственную
сторону его личности, что связано с особенностями детской психологии.
И, как раз, музейная педагогика, возникшая на стыке психологии, педагоги-
ки, краеведения, музееведения и искусства, создаёт условия для развития
личности ребёнка путём включения её в многообразную деятельность,
охватывающую эмоциональную, интеллектуальную, деятельностную
сферы.
Музейная педагогика рассматривает музей как образовательную
систему, направленную на оптимизацию взаимодействия музея и
посетителя. Исходя из этого предметом музейной педагогики является
музейная коммуникация. Музейная педагогика интегрировано решает
задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического
воспитания. Её формы и методы способствуют развитию и совершенство-
ванию познавательных, коммуникативно - речевых, творческих компетен-
ций дошкольника, его успешной социализации в обществе, а также реали-
зуют актуальнейшую на сегодня задачу современного образования-
научить ребёнка учиться и познавать.
Музейная педагогика в ДОУ является инновационной технологией
в сфере личностного воспитания детей, создающей условия погружения
личности ребёнка в специально организованную предметно- пространствен-
ную среду. Музей выступает партнёром по решению задач, связанных
с воспитанием и образованием детей через осуществление музейно-
педагогической деятельности как в условиях музейной среды, так и в
условиях детского сада. В условиях ДОУ невозможно создать экспозицию,
соответствующую требованиям музейного дела, поэтому и называются
эти экспозиции "мини- музеями", которые отражают и возраст детей, и
размеры экспозиции, и определённую ограниченность тематики.
Назначение создаваемых мини- музеев - вовлечь детей и их родителей
в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную среду.
Создавая экспозицию, воспитатели, дети и родители участвуют в обсуж-
дении тематики музея, приносят из дома экспонаты, изготовляют их своими
.руками, пополняя фонд музея. В обычном музее ребёнок - лишь пассивный
созерцатель, ему нельзя трогать экспонаты, а в мини- музеях не только
можно трогать, но и нужно. Ребёнок- соавтор, творец экспозиции,
причём не только он сам, но и его родители. Каждый мини- музей в ДОУ-
это результат общения, совместной работы воспитателя и семьи.
Создание мини- музея - трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких
этапов: постановка целей и задач перед родителями воспитанников ДОУ
(проведение консультации, индивидуальная работа по распределению
проектов), выбор места для мини- музея в группе, сбор экспонатов,
оформление мини- музея с учётом эстетических норм и техники безопас-
ности, разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознаком-
ления детей с экспонатами, разработка перспективно- тематического плана
работы, в котором предусматривались бы не только занятия с детьми, но
и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки, выбор
экскурсоводов (педагоги и сами дошкольники), открытие мини- музея
с приглашением детей других групп, родителей.
Цели и задачи мини- музея:
* Реализация направления музейной педагогики, обогащение предметно-
пространственной среды в группе.
* Совершенствование традиционных и апробирование инновационных
форм и методов работы с дошкольниками в области детской музейной
педагогики.
* Формирование у дошкольников представлений о музее, расширение
кругозора.
* Развитие общих познавательных способностей детей (наблюдать,
описывать, строить предположения, находить причины и следствия
событий).
* Формирование проектно- исследовательских умений и навыков.
* Формирование активной жизненной позиции, системы критериев и
механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.
* Воспитание культуры поведения в общественном месте.
* Построение диалогического взаимодействия взрослого и воспитанника
в музейной среде, способствующей развитию у детей исследовательской,
созидательной и познавательной деятельности.
Методические принципы организации мини- музея:
1. Деятельность как способ познания, переживания, сопричастности).
2. Диалогичность.
3. Вариативность- возможность для оптимального самовыражения
через право выбора.
4. Интегративность знаний.
5. Креативность- поощрение и провоцирование творческой деятельности.
6. Непрерывность (получение знаний продолжается в семье и в социуме).
7. Гуманность- создание творческой атмосферы и любви к жизни с опорой
на эмоционально- чувствительную среду ребёнка.
8. Наглядность.
9. Доступность и безопасность.
10. Содержательность.
Формы деятельности мини- музея:
1. Поисковая.
2. Фондовая.
3. Научная.
4. Экспозиционная.
5. Познавательная.
Формы работы с родителями:
Проведение досугов, познавательное сотрудничество, "аналитическое"
сотрудничество, сотрудничество в рамках музейной педагогики.
Формы работы в организованной совместной деятельности с детьми:
Опытно- исследовательская деятельность, НОД, разработка и защита
проектов, изготовление детских коллективных и индивидуальных
работ - экспонатов, мастер- классы, экскурсии (обзорная, "путешествие" ),
выставки, экспресс- выставки, познавательные беседы, экспериментирова-
ние, прогулки- походы, развлечения, досуги, игры (сюжетно- ролевые,
дидактические, развивающие, театрализованные, драматизации),
запись рассказов детей, использование ИКТ- технологии, КВН,
викторины.
Методы и приёмы:
Наглядные, практические, исследовательские, игровые, словесные,
анкетирование, встречи с интересными людьми.
Музейная педагогика даёт возможности:
-осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный
на интересе детей к исследовательской, поисковой деятельности;
сочетать эмоциональные и интеллектуальные способы воздействия на
детей;
- самореализовываться каждому ребёнку в соответствии со своими
склонностями и интересами, выявить свою индивидуальность;
- организовать интересные нетрадиционные формы учебной и совместной
с педагогами деятельности детей.
Не случайно мини- музеи называют информационно- коммуникативной
системой, т. к. включение их в образовательный процесс способствует
формированию у подрастающего поколения психологической и нрав-
ственной готовности быть активным участником преобразований в
окружающем мире.
Предварительный просмотр:
Статья "Квест- игра: современные игровые технологии в ДОУ".
Авторы: воспитатели МБДОУ "Детский сад о. в. № 105" г. Воронеж
Разинкова Юлия Васильевна, Швырёва Лилия Михайловна
В связи с реализацией федерального стандарта в дошкольном образовании
произошли существенные изменения. Главным образом изменился подход
к образовательной деятельности дошкольников. Одним из ведущих методов
при проведении образовательных ситуаций является игра, которая является
для ребёнка наиболее привлекательной, естественной формой и средством
познания мира, своих возможностей, самовоспитания и саморазвития как
личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной
позицией.
Для педагога содержательная, отвечающая интересам детей, правильно
организованная игра - эффективное средство, позволяющее комплексно
решать разнообразные образовательные и развивающие задачи.
Общество создало детские игры для всесторонней подготовки ребёнка
к жизни, его своевременной социализации и развития. Поэтому игры
генетически связаны со всеми видами деятельности человека и выступают
как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и
искусства, и спорта.
Среди широко используемых в практике игровых технологий следует
выделить квест-технологию. Федеральный государственный образователь-
ный стандарт ДО требует использования в образовательном процессе техно-
логий деятельностного типа. Главное преимущество квеста в том, что такая
форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом,
занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслитель-
ных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образова-
тельных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познако-
мить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на
практике умения детей,сформировать у детей ощущение личной заинтере-
сованности при выполнении задания, развивать все компоненты устной
речи, реализовать принцип сотрудничества.
"Квест"- (quest - "поиск", "приключение") - командная игра, в которой
команда, перемещаясь по точкам, выполняет различные задания, находит
решение поставленной задачи, проходя промежуточные станции, на
каждой из которых требовалось выполнить какое-то действие или найти
ключ для выхода на следующий уровень. Выполнив одно задание, дети
получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным
средством повышения двигательной активности и мотивационной
готовности к познанию и исследованию.
Таким образом квесты реализовывают следующие задачи:
- образовательные ( участники усваивают новые знания и закрепляют
имеющиеся);
- развивающие ( в процессе игры происходит повышение образовательной
мотивации, развитие творческих способностей и индивидуальных положи-
тельных психологических качеств, формирование исследовательских
навыков, самореализация детей);
- воспитательные ( формируются навыки взаимодействия со сверстниками,
доброжелательность, взаимопомощь).
Виды квестов:
1. По режиму проведения: в реальном режиме, в виртуальном режиме,
в комбинированном режиме.
2. По сроку реализации: краткосрочные ( цель: углубление знаний и их
интеграция, рассчитаны на одно- три занятия), долгосрочные( цель:
углубление и преобразование знаний, рассчитаны на длительный срок).
3. По форме работы: групповые и индивидуальные.
4. По предметному содержанию: моно- квест, межпредметный квест.
5. По структуре сюжетов: линейные ( решение одной задачи даёт возмож-
ность решать следующую), штурмовые (с помощью контрольных подсказок
участник сам выбирает способ решения задачи), кольцевые ( линейный квест
для нескольких команд. стартующих из разных точек).
6. По информационной образовательной среде: традиционная образователь-
ная среда, виртуальная образовательная среда.
7. По доминирующей деятельности воспитанников: исследовательский
квест, информационный квест, творческий квест, поисковый квест, игровой
квест. ролевой квест.
Структура квеста:
1).Постановка задачи ( введение) - ясное вступление, где чётко описаны
главные роли участников и сценарий квеста. предварительный план работы,
обзор всего квеста.
2). Список заданий ( этапы прохождения, список вопросов), порядок выпол-
нения поставленной задачи ( штрафы. бонусы). Задания должны быть понят-
ны, интересны, выполняться детьми самостоятельно или с помощью взрос-
лых, чётко определён игровой результат ( серия вопросов, на которые
нужно найти ответы, проблема, которую нужно решить, позиция, которая
должна быть защищена, деятельность, которая направлена на переработку
и представление результатов, исходя из собранной информации).
Ресурсы ( список информационных ресурсов в электронном виде, в
бумажном виде, необходимых для выполнения заданий).
3). Процесс работы (этапы).
4). Оценка ( описание критериев и параметров оценки выполнения
заданий квеста, которые зависят от типа образовательных задач).
5). Заключение( конечная цель, приз). Раздел, где суммируется опыт,
который получен участниками при выполнении работы.
Алгоритм организации и проведения квест - игры:
1. Определить цели и задачи.
2. Выбрать место проведения игры.
3. Составить паспорт прохождения этапов или карту маршрута.
4. Сформировать состав участников ( педагоги, дети, родители), рассчитать
количество организаторов и помощников.
5. Разработать легенду игры, её формат и правила, написать сценарий
(конспект).
6. Подготовить задания, реквизит для игры.
7. Назначить дату и замотивировать участников.
8. Проведение игры.
9. Обобщение и презентация результатов игры( рассказ, коллаж, газета,
информационный листок и т. д.)
10. Провести анализ полученных результатов ( слабые, сильные стороны,
возможности и угрозы).
Принципы построения квестов для детей дошкольного возраста:
1). Принцип безопасности (недопустимо ставить к выполнению задачи,
которые связаны с риском для здоровья).
2). Принцип навигации (педагог выступает как координатор процесса
образования, направляет детей, наталкивает на правильное решение,
но окончательные выводы дети делают самостоятельно. Задача
педагога- мотивировать на самостоятельный поиск информации).
3).Принцип доступности заданий (соответствие заданий возрасту и
индивидуальным особенностям дошкольников).
4). Принцип системности (задания логически связаны друг с другом
и с заданиями ранее пройденных квестов).
5). Принцип эмоциональной окрашенности заданий ( методические и
образовательные задачи спрятаны за игровыми приёмами).
6). Принцип интеграции (использование разных видов деятельности
и интеграция образовательных областей).
7). Принцип разумности по времени с учётом возрастных особенностей
дошкольников.
8). Принцип добровольности образовательных действий ребёнка
(без принуждения и авторитаризма со стороны педагога. Задания
должны быть интересны, не унижать достоинство ребёнка).
9). Принцип присутствия выбора ( выбор средств для реализации
и нескольких вариантов задания).
10). Принцип импровизации, экспромта. (непредсказуемость ситуаций
при проведении игры).
11). Принцип "Шахерезады" ( непрерывность проведения квеста по времени,
отсутствие необходимости в завершении квеста. Квест- игра медленно
переходит в сюжетно- ролевую игру. Тематика квеста может быть использо-
вана в течение дня, недели, как сказка Шахерезады, тогда чувство ожидания
продолжения будет держать ребёнка в эмоциональном позитиве в течение
определённого времени, а желание узнать ответы на интересующие вопросы
приведёт к самостоятельному поиску информации).
Целенаправленная работа по внедрению в образовательный процесс
квест- технологии позволяет создать условия для саморазвития, самообуче-
ния, самовоспитания детей, раскрытия индивидуальных возможностей и
резервов организма. Квест- игра способствует формированию людей
нового поколения: неординарно мыслящих. творчески активных, способных
принимать нестандартные мышления. Что и является основным требованием
ФГОС ДО к результатам освоения основной образовательной программы ДО
(г. 4, п. 6).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ДОУ
Данная статья рассказывает об особенностях построения предметно-развивающей среды по обучению иностранному языку (в частности, английскому) в ДОУ. Рассматриваются принципы ее построения....
Создание предметно-развивающей среды через познание русской народной игрушки
Создание предметно-развивающей среды через позхнание русской народной игрушки в условиях ФГОС...
Презентация "Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ, в соответствии с ФГОС"
Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ, в соответствии с ФГОС...
статья на тему «Музейная педагогика как инновационная технология активного обучения».
Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности всех ступеней образования. Создать такие условия, в которых ребенок смог бы макси...
«Музейная педагогика как инновационная технология активного обучения».
В последнее время отечественная педагогическая наука терпит значительные изменения в контексте внедрения новых форм,...
Музейная педагогика как инновационная технология социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
В последнее время отечественная педагогическая наука терпит значительные изменения в контексте внедрения новых форм,...
статья на тему«Музейная педагогика как инновационная технология активного обучения».
Музейная педагогика – это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодей...