Программа по музейной педагогике «Использование музейного потенциала Санкт-Петербурга в изучении предметов гуманитарного цикла»
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Гаврилова Нина Евгеньевна

Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pro_muzei.docx25 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык и литература, 9 класс

Программа по музейной педагогике «Использование музейного потенциала
Санкт-Петербурга в изучении предметов гуманитарного цикла»

(с примером использования виртуальной экскурсии по музею)

Мы живем в удивительном городе. Городе-музее, городе-сотни музеев. Изучать многие науки мы можем, просто гуляя по городу или заходя в музеи. Архитектурные стили, культура разных эпох, исторические, научные, этнографические, естественно-научные технические, искусствоведческие и еще множество направлений. Какой еще город на земле может сравниться с Санкт-Петербургом. Изучая экспонаты музеев, знакомясь с классификацией музеев мы можем разработать программу, одной из основных задач которой будет не только самостоятельное изучение учащимися научного и культурного потенциала города Санкт-Петербурга, но и развитие опыта исследовательской и творческой деятельности в области музееведения, науки и культуры нашего города. Используя музейные ресурсы можно разработать программу расширения культурного пространства учащихся по разным предметам естественно-научного цикла, гуманитарного, технического, физико-математического.

Разрабатывая программы, можно учитывать возраст учеников, количество часов в учебной программе, сложности в изучении той или иной учебной темы, использовать не только экспонаты музеев, но и виртуальные экскурсии, которыми сейчас оснащены практически все музеи. Экскурсии, лекции, беседы могут проводится как в очной, так и в заочной формах.

Интерес у учащихся вызовет и наглядность современных музеев, экспонаты таких музеев, как естественно-медицинских представлены не только в натуральную величину, но и выполнены из современных материалов, они производят на учащихся большее впечатление, чем рассказы учителя о вредных привычках таких, как курение, алкоголизм, наркомания.

Современное развитие техники, компьютерных технологий позволяет многим музеям организовывать и проводить виртуальные и онлайн экскурсии.

Исходя из того, что в лицее № 408 города Пушкина нет единой утвержденной программы по музейной педагогике, а посещение музеев Санкт-Петербурга идет в соответствии с изучаемыми темами по предметам или специальным курсам, я предлагаю для 7-8 классов (факультативов или гуманитарных классов) программу по изучению типов музеев и их профилей. Расширение познавательного пространства, возможность контроля и коррекции знаний учащихся с помощью музейных экспонатов и современных возможностей музеев Санкт-Петербурга.

Основные задачи программы:

  1. Изучение классификации музеев в соответствии с общественной значимостью, предметной необходимостью.
  2. Освоение культурно-образовательного пространства в учебных и внеучебных программах средствами музеев
  3. Формирование готовности учащихся к самостоятельному изучению научного и культурного потенциала музеев Санкт-Петербурга.
  4. Развитие опыта исследовательской и творческой деятельности в области музееведения, конкретных предметных тем.
  5. Проведение виртуальных экскурсий (заочных и очных)
  6. Проведение экскурсий, занятий по определенным темам.
  7. Возможность использования технических средств при проведении занятий, как по определенным темам, так и по обзорным экскурсиям.
  8. Проведение различных экскурсий с целью знакомства с разнообразием профессий (научного, исследовательского, профессионального потенциала Санкт-Петербурга и Ленинградской области).

Содержание программы

Теоретической базой данной программы являются:

  1. «Изучение и научное описание памятников материальной культуры» М. 1972 г. (Учебник для исторических факультетов).
  2. Михайловская А.И. «Музейная экспозиция. Организация и техника» М. 1964 г.
  3. «Основы советского музееведения» М. 1955 г. (Учебное пособие для ВУЗов).

Из перечисленных выше пособий, заимствованы классификация типов и видов музеев, которая принята за основу программы.

Составленная программа знакомит:

  1. С историческими музеями. Учащиеся знакомятся с классификацией исторических музеев: общеисторические, историко-революционные, военно-исторические, этнографические. Одной из основных задач, решаемых на этих занятиях, ставится формирование у учащихся умение использовать уже имеющиеся знания и опыт в музееведении. На этих занятиях помимо теоретического материала с учащимися можно провести одну из викторин «Кто знает больше исторических музеев», «Классифицируй известные тебе музеи», «Найди исторические музеи и расскажи о них». Можно предложить изображения музеев на фотографиях, буклеты музеев, рассказы об экспозициях музеев, по которым учащиеся рассказывают о знакомых музеях.

Для посещения предлагаются по выбору учителя два типа музеев (для 7-8 классов) при этом работа учителя и экскурсовода, проводящего экскурсию, должны быть согласованы, исходя из задач и целей данной программы. Это может быть экскурсия, посвященная истории создания музея: комплектование фондов и их хранение, экспозиционная работа в музее, научная работа сотрудников музея и т.д.

  1. Искусствоведческие музеи — изучение этого типа музеев предполагает широкий выбор форм работы: это и лекция-беседа, и рефератные работы учащихся об уже известных музеях Санкт-Петербурга, и конференция учащихся «Крупнейшие художественные музеи Санкт-Петербурга», и слайд-викторина, и заочная экскурсия по одному из музеев. Широкий выбор форм дает возможность ученику сотрудничать не только с учителем, ведущим данный курс, но и с учителями ИЗО, краеведения, истории. Это ведет не только к раскрытию ученика в самостоятельном творчестве, но и к объединению учителей, к их интеграции в учебном и внеучебном процессе.
  2. Разнообразие театральных и музыкальных музеев дает возможность учащимся познакомится с еще одним видом художественных музеев.
  3. Технические и естественно-научные музеи — это возможность показать учащимся  не только многообразие видов музеев, их типов, но и музей, как научно-исследовательскую базу, возможности музеев по научно-исследовательской работе в области науки и техники.
  4. Мемориальные музеи и музеи-заповедники, представляя собой особую группу музеев, дают возможность учащемуся рассказать о том музее, который ближе интересам учащегося или об одном экспонате, уголке этого музея.

Результат, который мы бы хотели получить:

  1. Не только расширение знаний учащихся, и умения применять эти знания в учебной и внеучебной программе.
  2. Различие типов и видов музеев (их профилей).
  3. Музей должен стать не только источником расширения кругозора, но и объектом исследовательской деятельности, предметом целостного освоения культуры.

Формами контроля достижений учащихся могут быть:

  1. Совместная работа учителя и ученика по выбору темы реферата, подходы к работе над рефератом и его защита.
  2. Подготовка и проведение учащимися викторин, бесед, семинаров, заочных экскурсий, конференций.
  3. Подготовка отчетов об экскурсиях, предложенных для самостоятельного знакомства.
  4. Самостоятельные проведения учащимися экскурсии ( очные и заочные), работа по подготовке к этим экскурсиям.
  5. Использование научно-исследовательского материала музеев в изучении отдельных учебных тем, а также для проведения самостоятельных исследований под руководством сотрудников музеев.

Примерная тематика изучения типов и профилей музеев:

№п/п

Тематика

Часы

Санкт-Петербург — город-музей (разнообразие типов и профилей музеев)

2 часа

Исторические музеи (общеисторические, историко-революционные, военно-исторические, археологические, этнографические)

1 час

Государственный мемориальный музей имени А.В. Суворова (для 8-х классов)

2 часа

Военно-Исторический музей (Артиллерии, Инженерных войск и войск связи, либо Центральный военно-морской музей) (для 7-х классов)

2 часа

Музей этнографии

2 часа

О чем рассказывают искусствоведческие музеи

1 час

Крупнейшие художественные музеи Санкт-Петербурга

1 час

Изобразительное искусство в собраниях Русского музея

2 часа

Изобразительное искусство в собраниях Эрмитажа

2 часа

Прикладное искусство в собраниях Эрмитажа

2 часа

Театральные и музыкальные музеи — род художественных музеев

2 часа

Санкт-Петербургский Государственный музей театрального и музыкального искусства

2 часа

Технические музеи, их разнообразие и назначение

1 час

Метрологический музей Госстандарта при Всесоюзном музее Метрологии имени Д.И. Менделеева

2 часа

Железнодорожный музей

2 часа

Многообразие естественно-научных музеев

1 час

Зоологический музей РАН

2 часа

Ботанический музей РАН

2 часа

Особая группа — мемориальные музеи, краеведческие музеи

1 час

Государственный музей-заповедник «Царскосельский»

3 часа

Сокровища музеев Санкт-Петербурга: подведение итогов изучаемой программы

2 часа


Урок: «Виртуальная экскурсия по музею Мойка 12 А.С. Пушкина

Ход урока:

  1. На фоне Царскосельских парков, музея Лицея, памятников А.С. Пушкину в Санкт-Петербурге и Царском Селе, звучит музыка из кинофильма «Метель»
  2. Ученики рассказывают об А.С. Пушкине. Детство. Юность и о годах, проведенных в Царском Селе
  3. Звучат стихи русских поэтов 19 века, 20 века об А.С. Пушкине
  4. Рассказ учащихся о последних днях поэта, о доме на Мойке 12
  5. Всероссийский музей А.С. Пушкина «Виртуальный тур»

Музей-Квартира А.С. Пушкина. Заочную экскурсию по залам музея ведут учащиеся 8 класса

  1. Звучит стихотворение М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методических приёмов технологии РКМЧП на уроках предметов гуманитарного цикла.

Ценным в технологии РКМЧП являются методические приемы организации учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой стадии урока используютс...

Использование музейной педагогики в общеобразовательном процессе

Музейная педагогика может стать одним из примеров инновационной педагогической технологии...

Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОСПИТЫВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА"

В данной статье о сущности воспитания представлены проблема, опыт, рекомендации....

Использование системы Moodle в изучении предметов гуманитарного цикла

Использование системы  Moodle в изучении предметов гуманитарного цикла...

Использование музейной педагогики как инновационной технологии в создании предметно- развивающей среды ДОУ в соответствии с ФГОС.

Музейная педагогика в ДОУ является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающей условия погружения ребёнка в специально организованную предметно- развивающей среды....

Современные ИКТ технологии в изучении предметов гуманитарного цикла

Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное воздействуют на память и воображение,  облегчают процесс запоминания,  позволяют сделать урок более интересным и...

Формирование метапредметных результатов у обучающихся на основе проведения исследовательской деятельности с использованием потенциала музейных фондов учреждений культуры города Санкт-Петербурга

Современные требования к образованию ориентируют школу на формирование личности, интегрированной в общество, мотивированной к самообразованию, обладающей информационной культурой. Путь достижения этой...