Использование музейной педагогики в общеобразовательном процессе
статья (11 класс) по теме
Музейная педагогика может стать одним из примеров инновационной педагогической технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_muzeynoy_pedagogiki_.docx | 15.24 КБ |
Предварительный просмотр:
М.А. Корикова
МКОУ Бобровская СОШ №2
Музейная педагогика, как инновационное
развитие современного образования
Инновационная деятельность в своей наиболее полной развёртке предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций. А именно: 1. Проектная деятельность, направленная на разработку особого, инструментально-технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть («инновационный проект»);
2 . Научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о том, как нечто может быть («открытие»), и о том, как нечто можно сделать («изобретение»);
3. Образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектов определённой практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике («реализация»).
Обратим внимание, что указанные виды знаний могут лежать как в одной, так и в разных областях научного познания; важно, что это принципиально разные знания, хотя и приуроченные к одной реальности. Иначе говоря, собственно инновационная деятельность направлена на то, чтобы открытие превратить в изобретение, изобретение — в проект, проект — в технологию реальной деятельности, результаты которой, по сути, и выступают в качестве новации.Заметим, однако, что обозначенная последовательность не является жёсткой и наперёд заданной. Может быть и по-другому, например: «проект — деятельность — рефлексия — открытие — изобретение — новый проект — новая деятельность». Возможно, что вообще путь от «открытия» до «деятельности» скорее традиционен для так называемой прикладной науки. В инновационной деятельности научные представления (в том числе — и фундаментальные) рождаются не по логике монодисциплинарного исследования, а по логике развивающейся практики как специальные инструменты запуска, поддержки и модификации самих процессов развития.Ещё одно принципиальное различение необходимо провести между понятиями «новация» и «инновация». Основанием такого различения должны служить конкретные формы, содержание и масштаб преобразовательной деятельности. Так, если деятельность кратковременна, не носит целостного и системного характера, ставит своей задачей обновление (изменение) лишь отдельных элементов некоей системы, то мы имеем дело с новацией. Если деятельность осуществляется на основе некоторого концептуального подхода, и её следствием становятся развитие данной системы или её принципиальное преобразование — мы имеем дело с инновацией. Можно ввести ряд и более конкретных критериев различения этих двух понятий.
Дополнительные различения в понятийном аппарате инновационной деятельности возможно осуществить, если выстроить схему полного цикла возникновения и реализации любой инновации в той или иной общественной практике:
источник инноваций (наука, политика, производство, экономика и др.);
инновационное предложение (новация, изобретение, открытие, рационализация);
деятельность (технология) по реализации новации (обучение, внедрение, трансляция);
инновационный процесс (формы и способы укоренения новации в практике);
новый тип или новая форма общественной практики.
Приведу лишь несколько примеров инновационных преобразований, которые я внедряю в своей школе используя музейную педагогику. Внедрение в учебный процесс элементов музейной педагогической технологии происходит для достижения качества биологического образования .
.…Живет человек, воспринимает мир вокруг себя как само собой разумеющееся и не подлежащее сомнению. Но однажды задается вопросом: «А почему именно так, а не иначе?» С этого момента человек, не довольствуясь уже готовыми схемами, пытается найти свой ответ. Вот оно- начало поиска, начало исследования. Первый вид – проектный урок, который целиком состоит из работы над проектом с использованием музея, например «Растения и животные занесенные в Красную Книгу на карте Бобровского района», « Эволюция организмов», « Видообразование». Применяю такие уроки 1-2 раза в год по какой-то определенной теме. В этом случае можно выиграть, как говорят, «качеством», а не «количеством». Второй вид – проектная деятельность во внеурочное время, например «Природа. Культура. Этнос », «Экологическая тропа в городе Боброве». В итоге можно сказать, что музейная педагогика:
1. активизирует познавательную деятельность учащихся;
2.применима не чаще 1 раза в триместр;
3.является проявлением творчества в учебном процессе;
4.требует анализа психологических особенностей учащегося и класса в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музейная педагогика в учебном процессе
Роль кабинета-музея в учебном процессе. Использование материалов предметного кабинета-музея "История притчи" в урочной и внеклассной раьоте по литературе....
Особенности использования элементов технологии "музейная педагогика" в процессе преподавания изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе (из опыта работы)
технологические карты музейных уроков изобразительного искусства...
Использование музейной педагогики как инновационной технологии в создании предметно- развивающей среды ДОУ в соответствии с ФГОС.
Музейная педагогика в ДОУ является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающей условия погружения ребёнка в специально организованную предметно- развивающей среды....
Музейная педагогика в образовательном процессе
Данная статья посвящена актуальным вопросам музейной педагогики в школе. В ней рассматривается значение музейной педагогики и ее влияние на гражданское, духовно-нравственное развитие подрастающе...
Статья на тему «Роль музейной педагогики в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей» (на примере Музея истории путешествий ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»)
Статья описывает роль музейной педагогики в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей на примере деятельности Музея истории путешествий Детско-юношеского центра «ПЕТЕ...
Использование музейной педагогики в школьной практике
Внеклассная работа по предмету (литературное и историческое краеведение)....