Рабочая программа Кружка по краеведению «АЗБУКА тверского школьника или путешествие по родному краю»
рабочая программа по краеведению (5 класс)
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружка по краеведению
«АЗБУКА тверского школьника или путешествие по родному краю»
2019 г.
СТРУКТУРА ДОКУМЕНТА
Программа включает разделы:
- Пояснительная записка;
- Цели.
- Задачи программы
- Формы и методы.
- Основные принципы обучения:
- Планируемые результаты обучения.
- Календарно-тематическое планирование
- Приложение 1. «Проверь себя» (познавательная викторина)
- Приложение 2. «Основные достопримечательности края»
- Творческое задание для учащихся
- Литература для учителя и учащихся.
Пояснительная записка
Срок реализации - 1 год, 34 часа( 1 час в неделю) возраст обучающихся 5 классов.
Рабочая программа краеведческого кружка конкретизирует содержание предметных тем , дает вариативное распределение учебного материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции краеведческого образования. При составлении рабочей программы был учтены рекомендации ведущих специалистов и авторов книги «АЗБУКА тверского школьника или путешествие по родному краю» ТОИУУ Моторновой И.А., Савиновой О.В, Зубаревой Н.Н. Краеведческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Данная модель кружковой работы предполагает доступное изучение родного Тверского края.
Программа «Азбука тверского школьника» основана на краеведческом материале. Учащиеся младшего звена имеют возможность познакомиться с историей и современностью Тверского края в доступной и интересной форме. Программа не только знакомит детей с некоторыми аспектами истории и географии, но и способствует определению места Тверского Верхневолжья в развитии России. Особое внимание уделяется понятию «архитектура», «культура», «природа» Тверского края.
Основное содержание программы построено в алфавитном порядке. Знание истории своей страны, ее природы и культуры необходимы каждому человеку. Эти знания способствуют формированию у человека чувства патриотизма и составляют основу его убеждений и мировоззрения.
Следует отметить, что учащиеся младших классов в доступной для них форме посредством презентаций, викторин, виртуальных и реальных краеведческих экскурсий, прогулок, а так же словарной работе в виде сорбонок смогут изучить краеведческий материал.
Программа предполагает интеграцию с другими предметами, например окружающим миром или историей, географией и биологией в 5 классе и активную помощь родителей в выполнении предлагаемых заданий. Предполагается вовлечение учащихся в исследовательскую творческую работу.
Цели:
1. В увлекательной и доступной форме для младших школьников познакомить их с историей, архитектурой, культурой и природой Тверского края;
2. Способствовать развитию творческого потенциала детей;
3. Способствовать духовному становлению личности, приобщая учащихся к историко-культурному наследию родного края.
4. Укрепление семейных связей:
-заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и их родителей;
-наличие возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;
-изучение жизни края (населенного пункта) в семье через беседы, совместное чтение Азбуки, семейные экскурсии, игры и путешествия
Задачи программы.
Познавательная:
- Развить познавательный интерес учащихся, включив их в деятельность по освоению техник декоративной работы.
- Дать знания по истории, литературе и культуре России и родного края;
- Познакомить с достопримечательностями Тверского края;
- Обогатить знания учащихся по изучению аспектов истории, культуры и природы родного края.
Развивающая:
- Развить личность учащихся, их активность, самостоятельность, умение общаться.
- Развить у учащихся интерес к его истории и культуре.
- Оказать влияние на развитие патриотизма учащихся: уважение к своим корням, своей малой родине. Способствовать развитию творческого потенциала учащихся посредством исследовательской и преобразующей деятельности.
Мотивационная:
- Создать комфортную обстановку, атмосферу доброжелательности и сотрудничества, включив учащихся в активную деятельность.
- Помочь учащимся проникнуть в мир наших предков, осознать причины, цели и значимость их деятельности. Повлиять на процесс социализации личности учащихся, формируя ответственность за сохранение исторической памяти и передачу ее другим поколениям.
Обучающая:
- Научить собирать и обобщать информацию по истории Тверского края; - Сформировать знания о художественных народных промыслах, их функциональном назначении;
Эстетическая:
- Культуру поведения, воспитать аккуратность, опрятность, умение ценить красоту окружающей действительности.
Формы и методы.
- экскурсии по городу и в музеи города Калязина;
- выездные экскурсии в другие города Тверской области;
- беседы;
- просмотры кинофильмов;
- викторины и конкурсы;
- выполнение творческих проектных работ;
- издание стенной газеты.
Основные принципы обучения:
- адаптивность;
- сотворчество и ответственность;
- индивидуализация и дифференциация;
- доброжелательность и достоинство;
- учет возрастных особенностей.
Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении в практику следующих путеводных положений:
1. Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.
2. Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше - это "что-то" нужно искать.
3. Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.
4. Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.
5. Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.
6. Максимум поощрения, минимум наказания.
- Приоритет отдается активным формам преподавания:
- Практическим: упражнения, практические работы, тренинги, практикумы;
- Наглядным: использование иллюстраций, презентаций, экскурсий, образцов литературного чтения.
- Нестандартным: конкурс тематических проектов, презентаций, литературных чтений, выставки рисунков, поделок
Планируемые результаты обучения.
1.Знать:
- местоположение, особенности географического положения, главные природные объекты;
- этапы формирования и исторического развития региона;
- основные исторические события;
- знаменитых земляков;
- основные понятия
2.Объяснять:
- влияние природных факторов на особенности хозяйственной жизни населения в разные исторические периоды;
- особенности заселения и формирования территории;
- причины и последствия событий;
3.Уметь:
- готовить доклады, проекты;
- работать с документальной базой.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ «АЗБУКА тверского школьника или путешествие по родному краю»
Авторы: И.М. Моторнова. , О.В.Савинова, Н.Н. Зубарев
№ п/п | Тема урока | Материал учебника | Тип занятия | Элементы содержания | Вид контроля | Дата проведения |
1 | Введение. Географическое положение Тверского края. | С 2-3 | Вводный урок | Верхневолжье, Тверской край, Великий водораздел трех морей. | Устные ответы | |
| ||||||
2 | Буква А
| Стр.4-5
| Изучение нового материала
| Знакомство с художественным объектом Акадимической дачей; выдающимся музыкантом Александровым А.В.; районным городом Андреаполем Словарная игра с сорбонками. | Устные ответы, работа с картой | |
3 | Буква Б | Стр. 6-8 | Комбинированное | Знакомство с тремя районными городами Тверской области Словарная игра с сорбонками | Работа с картой Устные ответы Сообщения о личностях | |
4 | Буква В | Стр. 9-11 | Комбинированное | Знакомство с двумя районными городами Тверской области и выдающимися людьми. Словарная игра с сорбонками | Работа с картой Устные ответы Сообщения о личностях | |
5 | Буква Г | Стр.12-13 | Комбинированное | Героические страницы о героях двух отечественных войн. Словарная игра с сорбонками | Составление вопросов по теме | |
6 | Заседание клуба «Знатоки родного края» Вступление в клуб | Стр.14-15 | Повторение и актуализация знаний | Вступление в клуб. Игра « Знатоки родного края». | Работа с картой. Решение кроссворда, работа с таблицами. Отгадывание загадок. | |
7 | Буквы Д ; Е | Стр.19-21 | Изучение нового материала | Знакомство с двумя известными поэтами нашего края, Великой княгиней Екатериной Павловной. Словарная игра с сорбонками | Литературное чтение стихотворений. Чтение исторической странички. | |
8 | Буквы Ё; Ж | Стр.22-23 | Комбинированное | Знакомство с природными богатствами Тверской области и одним районным центром. Словарная игра с сорбонками | Составление виртуальной экскурсии в лес. | |
9 | Буква З | Стр. 24-26 | Комбинированное | Знакомство с тремя районными городами Тверской области Словарная игра с сорбонками | Работа с картой Устные ответы | |
10 | Буква И | Стр. 27-29 | Комбинированное | Знакомство с удивительными природными объектами и героем Чесменского сражения. Словарная игра с сорбонками | Устные ответы Сообщения о личностях | |
11 | Заседание клуба «Знатоки родного края» Тема : « Флора и фауна Тверского края» | Стр. 30-33 | Повторение и актуализация знаний | Конкурс команд на тему: « Флора и фауна Тверского края» Виртуальная экскурсия в Ботанический сад родного края | Решение предлагаемых заданий по теме | |
12 | Буква К | Стр. 34-36 | Комбинированное | Знакомство с выдающимся архитектором и тремя районными центрами. Словарная игра с сорбонками | Работа с картой, устные ответы | |
13 | Буква К | Стр. 36-39 | Комбинированное | Знакомство с выдающимся баснописцем и четырьмя районными центрами. Словарная игра с сорбонками | Работа с картой Устные ответы Сообщения о личностях | |
14 | . Буква Л | Стр. 40-41 | Изучение нового материала | Знакомство с творческими людьми, прославившими наш край и двумя населёнными пунктами. Словарная игра с сорбонками | Работа с картой Устные ответы Сообщения о личностях | |
15 | Буква М | Стр. 42-45 | Изучение нового материала | Знакомство с тремя знаменитостями, прославившими наш край и двумя населёнными пунктами. Что такое монастырь и музей? Словарная игра с сорбонками | Работа с картой Устные ответы Сообщения о личностях | |
16 | Буква Н | Стр. 46-47 | Комбинированное | Знакомство с великим путешественником А. Никитиным, одним районным городом и одним из почитаемых монастырей XVIв. Словарная игра с сорбонками | Работа с картой Устные ответы Сообщения о личностях | |
17 | Заседание клуба «Знатоки родного края» Тема : «Природа Тверского края» | Стр. 48-49 | Повторение и актуализация знаний | Составление индивидуальных карт «Уникальные природные объекты Тверского края» на основе материала Азбуки. | Решение предлагаемых заданий по теме | |
18 | Буква О | Стр.50-51 | Изучение нового материала | Знакомство с двумя районными центрами и удивительным лесом. Словарная игра с сорбонками | Работа с картой Устные ответы Сообщения о личностях | |
19 | Буква П | Стр. 52-55 | Комбинированное | Знакомство с одним районным центром писателем-классиком и традиционными народными тверскими промыслами. Словарная игра с сорбонками | Работа с картой. Фронтальный опрос | |
20 | Буква П | Стр. 55-57 | Комбинированное | Знакомство с историческими памятниками архитектуры. Словарная игра с сорбонками | Фронтальный опрос | |
21 | Заседание клуба «Знатоки родного края» Тема : «Путешествие в край народных промыслов» | Стр. 58-61 | Повторение и актуализация знаний | Выставка « Из домашнего сундучка». | Составление викторины | |
22 | Буква Р | Стр. 62-63 | Комбинированное | Знакомство с двумя населёнными пунктами и известным архитектором Тверского края. Словарная игра с сорбонками | Работа с картой Устные ответы Сообщения о личностях | |
23 | Буква С | Стр. 64-67 | Комбинированное | Знакомство с пятью районными центрами, жемчужиной Тверского края – озером Селигер, и двумя знаменитыми именами: А.Н.Сеславин и М..Е. Салтыков-Щедрин. Словарная игра с сорбонками | Работа с картой Устные ответы Сообщения о личностях | |
24 | Заседание клуба «Знатоки родного края» Тема : « Они сражались за Родину» | Стр. 68-70 | Повторение и актуализация знаний | Операция « Поиск» ( сбор материала о земляках, освобождавших тверскую землю в годы ВОВ). Конференция по результата поисковой работы. | Решение предлагаемых заданий по теме | |
25 | Буква Т | Стр. 71-74 | Комбинированное | Знакомство с тремя старинными городами: Тверью,Торопцем, Торжком, театрами и знаменитым авиаконструктором Тупалевым А.Н. Словарная игра с сорбонками | Работа с картой Устные ответы Сообщения о личностях | |
26 | Буква У | Стр. 75-77 | Изучение нового материала | Знакомство с одним районным центром, дворянскими усадьбами и памятниками учителю. Словарная игра с сорбонками | Работа с картой Устные ответы Сообщения о личностях | |
27 | Буквы Ф; Х | Стр. 78-80 | Комбинированное | Знакомство с посёлком Фирово и знаменитыми художниками тверского края. Словарная игра с сорбонками | Работа с картой Устные ответы Сообщения о личностях | |
28 | Заседание клуба «Знатоки родного края» Тема : « Выдающиеся люди Тверского Края» | Стр.81-84 | Повторение и актуализация знаний | Виртуальная экскурсия в картинную галерею с рассказом о картинах , созданных на Тверской земле и их авторах. | Решение предлагаемых заданий по теме | |
29 | Буквы Ц; Ч | Стр. 85-86 | Комбинированное | Знакомство с православными церквями, объектами искусства и природы. Словарная игра с сорбонками | Устные ответы, сообщения | |
30- | Буква Ш | Стр. 87-88 | Комбинированное | Знакомство с известным писателем Шишковым В.Я. и знаменитыми школами. Словарная игра с сорбонками | Устные ответы, сообщения | |
31 | Заседание клуба «Знатоки родного края» Тема : «Достопримечательности Тверского Края» | Стр. 89-96 | Повторение и актуализация знаний | Путешествие-экскурсия по Пушкинским местам Верхневолжья. | Квест –экскурсия « Достопримечательности Тверского края» | |
32 | Буквы Щ; Э; Ю; Я. | Стр. 97-101 | Комбинированное | Знакомство со страницами древней истории Щелканом и первым Тверским князем, старинным селом Эммаусом, двумя крупными микрорайонами г. Твери и символом Тверской области. Словарная игра с сорбонками | Работа с картой Устные ответы Сообщения о личностях | |
33 | Заседание клуба «Знатоки родного края» Тема : «Моя малая родина» | Стр. 102-104 | Комбинированное | Путешествие по знаменательным местам малой Родины. | Работа с картой Устные ответы | |
34 | Заседание клуба «Знатоки родного края» Тема : «Моя малая родина» | Стр. 105-106 | Повторение и актуализация знаний | Викторина « Знатоки родного края» | Устные ответы, сообщения |
Приложение 1. «Проверь себя» (познавательная викторина)
Вопрос | Ответ | А знаешь ли ты, что | ||||
1 | Какой город Верхневолжья называют «Северной Венецией»? | Вышний Волочек | Свое название город получил из-за того, что возник на волоке между реками Мста и Тверца | |||
2 | За какой город Тверской области во время Великой Отечественной войны шло ожесточенное сражение? | Ржев | Кровопролитные бои подо Ржевом шли больше года. Город был стёрт с лица земли: уничтожено 95% зданий. | |||
3 | Город, известный своим героическим сопротивлением во время нашествия войск хана Батыя в 1238 г. | Торжок | Осажденный ордами завоевателей этот небольшой город не сдавался две недели | |||
4 | В названии какого города Тверской области присутствует цвет? | Белый | Этот город Смоленского княжества известен с 13 в. С 1965 г. – центр Бельского района нашей области. | |||
5 | Поселок городского типа, районный центр, в названии которого отражена растительность нашего края? | Лесной | До 1930 г. этот поселок назывался Смердынью. Первое упоминание о нем найдено в новгородской грамоте конца 14 – начала 15 века. | |||
6 | Город с XVII в. известный своим сапожным промыслом | Кимры | И в наши дни в этом городе работают обувные предприятия, производящие мужскую, женскую и детскую обувь. | |||
7 | Город – курорт, известный знаменитой лечебной минеральной водой | Кашин | был открыт в 1884 г. В настоящее время здесь отдыхают и лечатся жители многих городов России. | |||
8 | По названию этого города можно решить, что он славится изготовлением посуды, а на самом деле он известен своей бумажно-картонной фабрикой, на которой, возможно изготовлены и твои тетрадки. | Кувшиново | Бумажная фабрика здесь была основана еще в 1828 г., позднее ее приобрел М. Кувшинов. Его фамилия и дала название городу. | |||
9 | В названии этого поселка городского типа «присутствует» полезный продукт питания. | Молоково | Молоково до сих пор славится своим молокозаводом. | |||
10 | В районе этого поселка городского типа в 1941 г. начался знаменитый рейд конников под командой ген. Л.М. Доватора | Жарковский | Во время этого рейда наши бойцы громили тылы фашистских войск и организовывали там партизанские отряды. | |||
11 | Тверской князь зверски убитый в Орде, причисленный к лику святых | Михаил Ярославич | В честь Михаила Ярославича в Твери построена часовня | |||
12 | Тверской купец, совершивший в XV веке путешествие в Индию. | Афанасий Никитин | А. Никитин побывал в Индии до того, как она стала известна Европе. О своем путешествии он рассказал в «Хождении за три моря». | |||
13 | Уроженец нашего края (Старицкий район) - один из руководителей героической обороны Севастополя 1855-56 гг. | В.А. Корнилов | Вице-адмирал Корнилов подавал пример бесстрашия и мужества. Он погиб при обороне Севастополя и похоронен в этом городе. | |||
14 | Создатель первого в России печатного учебника математики | Л.Ф. Магницкий | Л.Ф. Магницкий был уроженцем Осташковской слободы. | |||
15 | Известный драматург XVIII в., упомянутый А.С. Пушкиным в «Евгении Онегине» | В.А. Озеров | Был уроженцем Зубцовского района | |||
16 | Организатор и руководитель первого в России оркестра русских народных инструментов | В.В. Андреев | Русские народные инструменты усовершенствованные В.В. Андреевым (изготовлены С.И. Налимовым) отмечены золотой медалью на Всемирной выставке в Париже в 1900г. | |||
17 | Известный художник и педагог, преподаватель Академии художеств | П.П. Чистяков | П.П. Чистяков, родившийся в с. Пруды (ныне Краснохолмский район), был учителем И.Е. Репина, В.И. Сурикова, В.А. Серова. | |||
18 | Известный художник, автор картины «Золотая осень» | И. И.Левитан | Левитан подолгу жил в Торжокском и Удомельском районах, написал здесь около 50 картин, многие из которых находятся в Третьяковской галерее в Москве и Русском музее в Петербурге. | |||
19 | Назвать художника, который написал картину «Устный счет». | Н.П. Богданов-Бельский | Н.П. Богданов уроженец Бельского уезда Смоленской области (теперь Оленинского района). | |||
20 | Автор музыки государственного гимна России | А.В. Александров | Создатель Ансамбля песни и пляски Советской Армии А.В. Александров в 1902-1918 гг. преподавал музыку в учебных заведениях Бологое и Твери. | |||
21 | Что такое «золотное шитье» | Вышивка позолоченными и посеребренными нитями по бархату, сукну, сафьяну, замше | Золотное шитье появилось в Торжке еще в 13 в. Изделия торжокских мастеров были представлены на выставках в Париже, Брюсселе, Милане и других городах мира. | |||
22 | Как называется плетеное из нитей изделие, которое служит украшением одежды? | Кружево | Калязинское кружево славились в 18-20 вв.по всей России и Европе | |||
23 | Какую деревянную игрушку, известную по всей России, изготовляют и в Тверском крае? | Матрешка | Тверская матрешка отличается тем, что основные контуры рисунка делаются выжигательным аппаратом, а также элементами росписи гуашью с покрытием лака. | |||
24 | Какие изделия выпускают на заводе в городе Конаково Тверской области? | Посуду, скульптуру малой формы | до революции там выпускали знаменитый кузнецовский фарфор | |||
25 | Что делают на заводе фарфоровых изделий в г. Андреаполе Тверской области? | Сувенирные изделия (шкатулки, вазы) | На этом же заводе изготовляют фарфоровые изоляторы, применяемые в промышленности и быту | |||
26 | Какие деревянные изделия для изготовления шерстяных нитей делали в гг.. Нелидово, .Бежецк, Тверь, Осташков? | Прялки | Прялка имелась в каждой крестьянской семье. Тверские прялки от прялок других регионов отличались массивностью и особой резьбой. | |||
27 | Как называется время от времени организуемый торг, рынок? | Ярмарка | В нашем крае в старину ярмарки проходили в Весьегонске, Сандово, Торжке, Твери и др. | |||
28 | Какую продукцию выпускают стекольные заводы Тверской области? | Оконное, витринное стекло, бутылки, банки, аптекарскую посуду, художественные изделия (вазы, статуэтки) | Это старейшая отрасль промышленности в нашем крае. Стекольные заводы, работающие на местном сырье, имеются в в Вышневолоцком, Спировском, Фировском, Селижаровском и др. районах. | |||
29 | Какие изделия изготавливаются на деревообрабатывающих предприятиях? | Бревна, доски, тара лыжи, фанера. | Наиболее крупные деревообрабатывающие предприятия находятся в Жарковском, Западнодвинском, Нелидовском, Пеновском, Бологовском и Вышневолоцком районах. | |||
30 | Какой вид транспорта в Тверской области имеет наибольшее значение? | Железнодорожный | На территории области расположено много железнодорожных станций и узлов: Ржев, Сонково, Максатиха, Кимры, Селижарово, Спирово и др. | |||
31 | Какое участие принимали в оформлении Московского Кремля жители города Вышнего Волочка? | Рубиновые звезды Кремля изготовлены рабочими завода «Красный май» | ||||
32 | Как называется главное в Тверской области учреждение культуры, в котором проходят музыкальные концерты | Тверская областная филармония | В большом зале филармонии установлен орган. | |||
33 | В каком из учреждений нашей области хранится больше всего подлинных исторических документов? | В Государственном архиве Тверской области | В его фондах среди 1,5 млн. дел имеются ценнейшие древние рукописи, документы личных фондов выдающихся государственных и общественных деятелей, учёных, писателей, художников. | |||
34 | Давно ли существует цирк в Твери? | С к. 19-существовал временный цирк-шапито. В 1971 г. было открыто новое здание цирка. | Именно на арене Тверского цирка начал свою карьеру известный клоун Ю. Никулин | |||
35 | Как называются книгохранилища, из которых читатели могут взять книгу на дом? | Библиотеки | Самая старая библиотека в нашем крае возникла в 1833 г. в Осташкове. Самая большая – Тверская областная библиотека им. Горького, которая обслуживает 60 тысяч читателей в год | |||
36 | Какие высшие учебные заведения существуют в Твери? | Государственный и технический университеты, медицинская и сельскохозяйственная академии, военная академия ПВО. | Кроме этого в Твери и других городах нашей области имеются филиалы вузов Москвы и Петербурга. |
Творческое задание для учащихся
Составить подобную викторину, выбрав одно из следующих направлений:
- Населенные пункты (города, поселки, села, деревни)
- Знаменитые люди Тверского края (возможно по «номинациям»: «художники», «музыканты», «полководцы» и т.п.; возможно по периодам истории или по территориям /районам/ области).
- Промыслы, хозяйство
- Общие сведения о крае (современное развитие края)
или суммарно по всем направлениям, но по одной конкретной территории (району, городу).
Приложение 2.
Основные достопримечательности края
Музеи | ||
1 | Тверской объединённый историко-архитектурный и литературный музей | В области действуют 34 государственных музея. В 1977 г. проведена их централизация: создан объединённый историко-архитектурный и литературный музей, имеющий многочисленные филиалы в районах |
2 | Музей М.Е. Салтыкова Щедрина в Твери | М.Е. Салтыков-Щедрин – известный русский писатель. В1860-1862 гг был вице-губернатором в Твери. Тверские впечатления отразились в его произведениях: «История одного города», «Господа Головлевы», «Пошехонская старина» и др. Музей открыт в 1976 г. в доме писателя. |
3 | Музей Тверского быта | Основан в 1971. Многочисленные экспонаты музея рассказывают о различных сторонах народного быта. |
4 | Музей А.С. Пушкина в с. Берново (Старицкий район) | Основан в 1971 г. Размещен в главном доме усадьбы Вульфов – друзей Пушкина. В музее воссоздана атмосфера дворянской усадьбы пушкинской поры. |
5 | Музей А.С. Пушкина в Торжке | Основан в 1972 - 1973 гг. Рассказывает о путешествии поэта по тверскому краю. Воссоздан интерьер почтовой станции того времени. |
6 | Музей С.Д. Дрожжина в пос. Новозавидовском (Конаковский район) | Основан в 1936 году. С.Д. Дрожжин – крестьянский поэт. В музее воссоздан интерьер избы, в которой он жил. |
7 | Дом-музей Лизы Чайкиной в пос. Пено (Пеновский район) | Основан в 1973. Л. Чайкина - разведчица партизанского отрада, зверски замученная гитлеровцами. Ее именем в годы войны были названы партизанская бригада, эскадрилья самолетов, а в настоящее время улицы, школы, выставочный центр, теплоход и др. |
8 | Музей Е.Л. Дмитриевой-Тумановской в с. Волок (Торопецкий район) | Основан в 1975. Дмитриева (Тумановская)– борец за равноправие женщин, участница Парижской Коммуны. |
9 | Музей С.Я. Лемешева в д. Старое Князево (Калининский район) | Выдающийся певец (тенор), народный артист СССР, солист Большого театра, снимался в кино. Музей открыт в 1988 г. в восстановленном здании 4-классной церковно-приходской школы, где учился Лемешев. |
Художественные объекты | ||
1 | Тверская областная картинная галерея | Создана в 1937 г. Насчитывает свыше 11 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства |
2 | Музей В.А. Серова в Домотканове (Калининский район) | Открыт в 1976 г. в бывшем имении В.Д. фон Дервиза, где художник написал ряд известных картин, в том числе «Девушку освещенную солнцем». |
3 | Академическая дача им. И.Е. Репина (Вышневолоцкий район) | Открыта летом 1884 г. В.А. Кокоревым для летней практики студентов Академии художеств. В настоящее время Дом творчества Союза художников РФ. Располагает 30 мастерскими, выставочным залом, библиотекой. |
4 | «Чайка» (Удомельский район) | Построена в 1912 г. как дача художника В.Бялыницкого-Бирули. Являлась центром художественной жизни, здесь бывали А. Архипов, С. Жуковский, К. Коровин, И. Грабарь. |
Памятники архитектуры | ||
1 | Церковь Рождества Богородицы в с. Городня (Конаковский район) | Была сооружена в центре древнего города Вертязина Единственное сохранившееся в полном объеме сооружение конца 14 – нач. 15 века. |
2 | Ансамбль Успенского Старицкого монастыря | Памятник архитектуры 16-19 вв. В настоящее время в здании Введенской церкви на территории монастыря располагается Старицкий архитектурно-художественный и археологический музей. |
3 | Старо -Вознесенская церковь в Торжке | Памятник деревянного зодчества 17-18 вв. Многоярусная постройка, в основании которой находится четверик, а три вышерасположенных яруса – восьмерики. |
4 | Путевой дворец в Твери | Памятник архитектуры 18-н. 19 вв. Построен для отдыха царской семьи на пути из Петербурга в Москву и обратно. В его проектировании и постройке участвовали архитекторы П.Р. Никитин, М.Ф. Казаков, К.И. Росси. |
5 | Нилова пустынь (Осташковский район) | Ансамбль мужского православного монастыря – памятник архитектуры XVIII – XIX вв. (сам монастырь был основан в 1594 г.) По количеству сохраненных памятников занимает одно из первых мест в Тверской области |
6 | Архитектурно-этнографический музей в д. Василево (Торжокский район) | Открыт в 1977 г. как музей под открытым небом, где представлены памятники деревянного зодчества. Здесь собраны и отреставрированы культовые, жилые и хозяйственные постройки из различных районов Тверской области. |
7 | Усадьба Прямухино (Кувшиновский район) | Построена арх. Н.А. Львовым в 18 в. Кроме Прямухино им создан ряд усадебных комплексов в Торжокском районе. |
8 | Церковь Одигитрия в с. Кушалино (Рамешковский район) | Памятник архитектуры 16 в. Относится к шатровым храмам, появившимся в этот период (крыша церкви напоминает шатер). |
Памятники | ||
1 | И.А. Крылову в Твери | Памятник открыт в 1959 г. (скульпторы С.Д. Шапошников, Д.В. Горлов). И.А. Крылов – известный баснописец. Служил в Тверском губернском магистрате (начал службу в девятилетнем возрасте в 1778 г.) |
2 | А.С. Пушкину в Твери | Открыт в 1974 г. (скульптор О. К. Комов). Великий поэт бывал в нашем крае более 20 раз. Кроме этого памятника ему установлены бюсты в Твери, Торжке и Бернове. |
3 | Памятник А.Г. Венецианову в Вышнем Волочке | Памятник открыт в 1980 г. (скульптор О. Комов) А.Г. Венецианов - живописец и педагог. Автор картин «Спящий пастушок», «На пашне. Весна», «Жатва. Лето» и др. Создал живописную школу для крестьянских детей. |
4 | Памятник В.Я. Шишкову в Бежецке | Открыт в 1950 г. (скульптор И.А. Рабинович). Писатель В.Я. Шишков – уроженец г. Бежецка, автор романов «Пугачев», «Угрюм-река». |
5 | Памятник Партизанам Великой Отечественной войны в г. Осташкове | Открыт в 1953 г. (скульптор А.И. Тенета) В партизанских отрядах области сражалось 14 тысяч человек, 5 тыс. награждены орденами и медалями. Е. Чайкиной и Н. Горячеву присвоено звание Героев Советского Союза. |
6 | Бюст дважды героя Советского Союза В.И. Андрианова в п. Сонково | Установлен в 1950 г. Летчик –штурмовик. В годы Великой Отечественной войны совершил 177 боевых вылетов, сбил 6 вражеских самолетов. |
7 | Бюст дважды героя Советского Союза А.В. Алелюхина в п. Кесова Гора | Установлен в 1957 г. Летчик – истребитель. В годы Великой Отечественной войны Алелюхин лично сбил 40 вражеских самолетов. |
8 | Бюст дважды героя Советского Союза М.В. Захарова в г. Старица | Установлен в 1981 г. М.В. Захаров – маршал Советского Союза, военачальник, был начальником штаба Калининского фронта. После войны – начальником Академии Генштаба, а затем самого Генштаба. |
9 | Бюст дважды героя Советского Союза А.С. Смирнова в п. Рамешки | Установлен в 1951 г. Летчик – истребитель. В годы Великой Отечественной войны Смирнов лично сбил 37 вражеских самолетов. |
Театры | ||
1 | Тверской академический драматический театр | Основан в 1921 г. зрительный зал рассчитан на 800 мест. Имеется малый зал, музей. За большие заслуги в театральном искусстве тверскому драматическому театру присвоено высокое звание академического. |
2 | Тверской театр для детей и молодежи | Создан как театр юного зрителя в 1932 г., в 1958 г. переехал в здание, являющееся памятником архитектуры XVIII в. В зрительном зале 492 места. |
3 | Вышневолоцкий драматический театр | Старейший театр области, созданный в 1896 г. купцом Н.Н. Федоровым как драмкружок. В зрительном зале 286 мест, при театре имеется музей. |
4 | Кимрский драматический театр | Открыт в 1942 г., в годы Великой Отечественной войны его актеры дали в воинских частях и госпиталях свыше 100 представлений. В зрительном зале – 270 мест. |
5 | Тверской театр кукол | Создан в 1944 г. Собственное здание, рассчитанное на 360 мест получил в 1975 г. В фойе имеется живой уголок. |
Природные объекты | ||
1 | Оз.Селигер | Самое крупное озеро в Тверской области, Расположено в северо-западной ее части. Красота Селигера привлекает туристов. В озере водится около 30 видов рыб. |
2 | Исток Волги | Уникальный памятник природы. Великая русская река берет начало в болотце у деревни Волговерховье. Вблизи источника построена церковь Преображения. |
3 | Рыбинское водохранилище | Создано в 1941-1949 гг. на р. Волге в северо-западной части Тверской области, на границе с Ярославской и Вологодской областями. На нем расположен г. Весьегонск. |
4 | «Московское море» | Официальное название: Иваньковское водохранилище. Создано в 1937 г. в пределах Конаковского, Кимрского и Калининского районов. Служит для водоснабжения Москвы. |
Заповедники | ||
1 | (Торопецкий район) | Медведи |
2 | Завидовский научно-опытный заповедник | Создан в 1972 г. Охраняются лось, косуля, серая куропатка, глухарь, тетерев, рябчик, водоплавающие птицы, в заповеднике расселяют промысловых животных (морала, кабана, бобра). |
3 | Центрально-лесной заповедник | Создан в 1931 г. в наиболее сохранившейся части (в 30 км. от Нелидова) «Оковского леса» - древнего лесного массива, упомянутого в летописи («Повести временных лет»). |
4 | Оз. Верестово | Памятник природы в Бежецком районе. Славится обилием рыбы и диких уток. |
Хозяйство | ||
1 | Станция Бологое – железнодорожный узел | Крупнейшим железнодорожным узлом России ст. Бологое являлась уже в начале 20 века, через нее проходит дорога Москва-Петербург (действует с 1851 г.) |
2 | Калининская АЭС (Удомельский район) | АЭС – атомная электростанция. Ее строительство началось в 1986 г. Она полностью автоматизирована и обеспечена надежной системой безопасности. |
3 | Конаковская ГРЭС | ГРЭС расшифровывается как гидроэлектростанция. Построена в 1961-1872 гг. Производит электроэнергию, работая на природном газе и высокосернистом мазуте. Производит 15 млрд. КВт.ч. в год |
4 | Тверской вагоностроительный завод | Основан в 1898 г. франко-бельгийской компанией. В годы Великой Отечественной войны производил снаряды. В настоящее время является крупнейшим поставщиком на российский рынок пассажирских вагонов. |
Археологические памятники | ||
1 | Стоянка у д. Бутово в Старицком Поволжье. (средний каменный век - мезолит) | Существовала 9 тысяч лет тому назад. Ее обитатели занимались охотой и рыболовством. Найдены каменные наконечники стрел, резцы, скребки, ножи. |
2 | Поселение у д. Соболево в Кимрском районе (средний каменный век - мезолит) | Найдены остатки наземного дома типа шалаша или чума, построенного 8 тыс. лет назад. |
3 | Стоянка у д. Дмитровское близ Твери (средний каменный век - мезолит) | Впервые найдены обработанные кусочки кремня трапециевидной формы. Их использовали в качестве лезвий режущих орудий, гарпунов, наконечников стрел. |
4 | Поселение у д. Иенево близ Твери (средний каменный век - мезолит) | Результаты этих раскопок получили европейское признание. Среди найденных изделий есть трапециевидные наконечники стрел, а также необычные наконечники, обладающие в полёте поворотным эффектом |
5 | Поселение у д. Языково в Кашинском районе (поздний каменный век - неолит) | Обнаружены настилы, свайные постройки, найдены обломки толстостенных горшков со орнаментом, не встречавшиеся прежде при раскопках. |
6 | Тургиновский могильник на р. Шоше (бронзовый век) | Встречен обряд трупосожжения, отражающий представления об очищении огнём. Обнаружена шаровидная посуда со шнуровым орнаментом, каменные и медные топоры, украшения из костей, зубов, раковин, меди и бронзы. |
7 | Болшневский могильник под Бежецком (бронзовый век) | Найдено погребение собаки, верного помощника пастуха-фатьяновца.(так называлась археологическая культура) |
8 | Городище Подгай под Торопцем (ранний железный век) | Раскопаны основания 14 прямоугольных жилищ столбовой конструкции. Найдены обугленные зёрна пшеницы и ячменя. |
Творческое задание для учащихся
Продолжить составление картотеки достопримечательностей, по номинациям:
- Музеи
- Художественные объекты
- Памятники архитектуры
- Памятники
- Природные объекты
- Заповедники
- Хозяйство
- Археологические памятники
Литература для учителя и учащихся
Моторновой И.А., Савиновой О.В, Зубаревой Н.Н. «АЗБУКА тверского школьника или путешествие по родному краю» Серия « Моя малая родина». М.: Планета, 2016 г.
Воробьев В.М., Борисов А.В., Клюева Е.А., Победаш И.Н. «История Тверского края» (под общей редакцией В.М. Воробьева). Учебное пособие по региональному курсу исторического краеведения. Тверь. Созвездие. 2005.
Калмыкова Л. Народное искусство Тверской земли. Серия АНТЭК. Тверь, 1995.
Салимов А.М. Тверской Спасо-Преображенский собор. Серия АНТЭК. Тверь, 1994
Тверская область. Энциклопедический справочник. Тверь. 1994.
Савинова О.В. Методические рекомендации по изучению исторического краеведения. Выпуск 1. ТОИУУ. 2004.
Савинова О.В. Методические рекомендации по изучению исторического краеведения. Выпуск 2. ТОИУУ. 2004.
Савинова О.В. Методические рекомендации по изучению исторического краеведения. Выпуск 3. ТОИУУ. 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по экологии "Изучаем родной край" 1 класс
В программе “Изучаем родной край” прослеживается ряд условий, способствующих развитию нравственной позиции по отношению к родному краю: поскольку процесс обучения построен на взаимодействии учителя и ...
Рабочая программа кружка "Топонимы родного края"
Методическая разработка кружка по краеведению. Топонимы - различные географические названия. Программа расчитана на 1 год обучения для средних классов....
Рабочая программа кружка "Летопись родного края"
В рабочей программе рассматривается процесс привлечения учащихся к декоративно-прикладному искусству Кубани, рассказывает обыте и жизни казаков....
рабочая программа кружка "История родного края"
Изучение края - важный элемент обучения и воспитания подрастающего поколения. Прошлое нашей Родины состоит из прошлого ее малых городов и сел. В настоящее время остро ощущается необходимость возр...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Игра-путешествие Мой родной край"
Программа курса рассчитана на 4 года, 1-4 класс начальной школы 136 часов. Программа построена на пр...
Рабочая программа элективного курса по немецкому языку «Гид – переводчик по родному краю» для 9-11 классов общеобразовательных учреждений и школ с углублённым изучением немецкого языка.
В современном мире востребованность знания иностранного языка очевидна для всех, но каждому он необходим в той или иной степени. Данный курс предназначен для учащихся, проявляющих к иностр...
Рабочая программа кружка "История родного края"
Рабочая программа дополнительного образования "История родного края" возраст 12-13 лет...