РУП по истории Бурятии.
рабочая программа по краеведению (8, 9 класс)
Рабочая программа по истории Бурятии составлена для учащихся 8-9 классов, на основе программы к.п.н. Петряевой Е.Ю. Расчитана на 1 час в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rup_po_istorii_buryatii.8-9_klassdoc.doc | 229.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Комитет по образованию г. Улан-Удэ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 33»
__________________________________________________________
«Рассмотрено на заседании методического объединения» ____/____/___ | «Согласовано с Методическим советом гимназии» ___/____/___ | «Утверждаю» _________/Д.К.Халтаева директор МАОУ «Гимназия №33» г. Улан-Удэ __________________2015 г. |
Рабочая программа
по истории Бурятии
для 8-9 классов
на 2015/2016 учебный год
Гожинова М.Ф.,
учитель истории
высшей квалификационной
категории
Улан-Удэ
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Школьный курс национально-региональной истории является основной частью национально-регионального компонента отечественной истории в субъектах РФ. Место данного курса среди других дисциплин определяется его высокой образовательно-культурной миссией: он позволяет учащимся узнать республику (регион) как целостный развивающийся феномен отечественной и мировой истории, культуры. Именно этот курс открывает возможности для установления и реализации межпредметных и внутрипредметных связей, диалога культур, воспитания нравственной позиции гражданина по отношению к родному региону, активизации познавательной деятельности учащихся. Курс национально-региональной истории, систематизируя и интегрируя ценностные аспекты содержания национально-регионального компонента отечественной истории, способствует гуманизации школьного образования в субъектах РФ.
Главная цель изучения истории в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Задачи изучения курса истории Бурятии:
- овладение учащимися совокупностью знаний об историческом пути народов региона с древности до наших дней, в их социальном, духовном и нравственном опыте, представлениями о взаимодействии народов региона;
- мировоззренческое и культурное развитие личности учащегося, воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному наследию народов региона;
- развитие умений анализировать, критически осмысливать информацию различных региональных источников (археологических, этнографических, устных и письменных источников, источников по истории семьи) и научно-популярной, художественной литературы, сопоставлять и сравнивать события региональной, отечественной и всеобщей истории;
- развитие способности применять полученные в курсе национально-региональной истории сведения для определения собственной позиции при решении проблемных ситуаций, практических задач в условиях региона.
Приведенный перечень задач отражает общие характеристики личности в познавательном и мировоззренческом отношениях. Конкретные требования к тому, что школьник должен знать и уметь в результате изучения истории Бурятии, определены нами исходя из требований к уровню подготовки выпускников основной школы (Алексашкина Л.Н., С.45-46).
Требования к уровню подготовки учащихся по истории Бурятии.
- Хронологические знания и умения:
- называть даты важнейших событий общественно-политической, экономической, культурной жизни Бурятии, периоды значительных событий и процессов;
- указывать последовательность и длительность значительных событий того или иного периода;
- раскрывать синхронность и асинхронность исторических событий в регионе по отношению к России и миру в конкретные исторические периоды.
- Знание фактов:
- называть место, участников и результаты событий общественно-политической, экономической, культурной жизни Бурятии;
- называть людей, оказавших значительное воздействие на судьбы народов региона.
- Картографические знания и умения:
- называть и показывать на карте: стоянки, могильники, поселения, городища древнейших жителей региона; государства, существовавшие на территории Бурятии в период средневековья; территорию проживания коренных народов региона (бурят и эвенков); продвижение русских казаков и территории заселения русским населением Бурятии; миграции коренного населения; административно-территориальные изменения; города, поселения, торговые пути, промышленные и сельскохозяйственные районы; современные границы Бурятии.
- Работа с источниками:
- проводить поиск необходимой информации в одном или 2-3 источниках (при работе с региональными историческими источниками и другими источниками информации);
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
- Описание (реконструкция):
- рассказывать письменно или устно об основных событиях истории Бурятии;
- описывать условия и образ жизни, быт различных категорий населения в конкретные исторические периоды (например, купечество, казачество, нойонство, рабочие, крестьянство, старообрядчество и т.п.);
- составлять описание историко-культурных памятников, древних поселений, предметов быта, произведений художественной культуры и народного творчества.
- Анализ, объяснение:
- соотносить события истории Бурятии с событиями отечественной и всеобщей истории;
- называть характерные черты материальной и духовной культуры народов региона (бурят, эвенков, русских, семейских и т.п.);
- раскрывать влияние исторических событий на жизнь и деятельность близких людей;
- систематизировать исторический материал, составлять схемы и таблицы;
- объяснять значение понятий, отражающих историю региона, происхождение названий городов, населенных пунктов, местности и т.п.;
- излагать суждения о взаимодействии народов региона между собой, с соседними народами и государствами, о причинах и последствиях исторических событий.
7. Версии, оценки:
- излагать приведенные в учебной литературе и исторических источниках оценки важных событий, личностей;
- высказывать и аргументировать свое отношение к поворотным событиям истории Бурятии, деятельности людей региона.
Многие из названных задач и требований не только продолжают общую линию целеполагания предмета «История» в целом, но и имеют специфическое значение для курса истории Бурятии. Это, например, касается умений работать с региональными источниками информации. Спектр источников информации при изучении истории Бурятии значительно расширяется. Учащиеся получают возможность знакомиться с археологическими, этнографическими источниками, источниками устной истории и источниками по истории семьи, научно-популярной и художественной литературой. Региональные источники окружают ученика в повседневной жизни. С ними учащийся знакомится в исторических и этнографических музеях, при посещении исторических памятных мест и т.д. Увеличивается объем исследовательской деятельности учащихся: сбор устных источников на основе бесед с родственниками и знакомыми, их изучение и анализ осуществляются учащимся чаще всего самостоятельно.
История региона – это часть истории России и мира. С другой стороны, национально-региональная история включает в себя локальную историю и историю семьи ученика. Отсюда потребность в овладении умением соотносить исторические события регионального масштаба с историческими событиями России и мира. В тоже время важно понимание учащимися влияния исторических событий на жизнь и деятельность близких людей.
Особое значение при изучении курса истории Бурятии приобретают оценочные умения. Здесь учащиеся получают возможность по-новому взглянуть на привычные явления культуры своего народа, деятельность известных, а также близких им людей (в некоторых случаях знакомых и родственников).
Принципы отбора содержания курса истории Бурятии.
Курс национально-региональной истории является частью предмета «История»: соответствует его целям и задачам, опирается на его содержание. Поэтому первый принцип отбора содержания школьного курса национально-региональной истории – принцип уровневого взаимодействия в рамках курсов истории (мировая история – отечественная история – национально-региональная история – локальная история – история семьи).
Особое значение данного принципа заключается в том, что развитие исторического процесса в пространстве позволяет показать многообразие исторических типов развития человеческого общества, выявить общее и особенное в историческом процессе, раскрыть этнические, национальные связи, единство и целостность мировой цивилизации. С другой стороны, изучение истории Бурятии важно осуществлять на основе взаимосвязи с локальной историей. Это особенно важно для нашего региона, на территории которой в жизни горожан и сельских жителей обнаруживаются существенные различия, охватывающие различные стороны жизни (от природно-климатических условий до особенностей социокультурной среды). Содержание истории Бурятии в разных районах РБ взаимосвязано с их историей и историей семьи ученика. Типичные факты отображаемого материала будут сопровождаться конкретными фактами истории края/ района и семейной истории.
Вторым принципом отбора содержания национально-региональной истории является принцип междисциплинарного взаимодействия в рамках регионального компонента. Данный принцип основывается на межпредметных связях с географией, этнографией, культурой, языком народов региона и другими региональными курсами школьных предметов.
Принцип междисциплинарного взаимодействия в рамках регионального компонента отражает специфику курса национально-региональной истории, призванного дать учащимся целостное представление о жизни человека на территории нашего региона.
Следующим принципом построения содержательной модели курса национально-региональной истории является принцип культуросообразности.
Принцип культуросообразности предполагает обращение к культуре народов и социальных групп региона. В Бурятии тесно соседствуют и мирно уживаются разные народы, разные религии и разные культуры. Для современных жителей республики, независимо от их национальности, свойственно многообразие традиций, обычаев и обрядов, сложившихся в течение длительного совместного существования и прогрессивного взаимодействия друг с другом. Курс истории Бурятии наглядно может показать учащимся многоликость и многослойность общественного развития исторических процессов в регионе на современном этапе, объясняя это путем выявления их исторических корней.
Построение содержательной модели курса национально-региональной истории на основе принципа культуросообразности позволяет познакомить учащихся с достояниями культуры региона: музеями, памятными историческими местами, памятниками архитектуры, скульптуры и художественного искусства.
Четвертый принцип построения содержательной модели курса национально-региональной истории – принцип антропоцентризма. Этот принцип отбора материала предполагает обращение к истории человека. История конкретных людей (как знаменитых, так и обычных) выступает как содержательная линия курса истории Бурятии.
Завершающим (но не по степени важности) в данном перечне является принцип практической направленности. Отбор содержания курса истории Бурятии нацелен на поиск содержания, направленного на включение учащихся в социально активную деятельность (запись и обработка бесед с местными жителями, экскурсии и походы по историческим местам, составление родословной, анализ исторических источников), на обращение школьников к актуальным вопросам истории региона.
Перечисленные выше принципы составляют единый комплекс, они взаимосвязаны, применяются одновременно, образуя основу для педагогически целесообразного построения содержательной модели курса национально-региональной истории. Реализация данных принципов отвечает задачам личностно-ориентированного обучения. Целостное, многообразное и динамичное восприятие учениками исторических событий на территории региона позволяет точнее определить свое место и значимость в них, на основании имеющегося опыта построить адекватные отношения с окружающей средой.
Критерии отбора содержания курса истории Бурятии.
Дидактические критерии отбора содержания
1. Доступность (соответствие содержания фактического и теоретического материала возрастным и познавательным возможностям учеников 8-9 классов; соответствие объема исторического материала времени, отводимому на его изучение).
- Научная достоверность регионального исторического материала.
- Наглядность (изучение содержания национально-региональной истории на основе материалов музеев, региональных источников, семейных архивов, посещения памятных мест и т.п.)
- Образность, эмоциональность и конкретность содержания.
Научно-исторические критерии отбора содержания:
- Отражение места региона на цивилизационной, историко-географической карте.
- Многоаспектность - комплексный характер материала по основным эпохам, периодам национально-региональной истории, представление экономической, социально-политической истории, истории материальной и духовной культуры.
- Многоуровневость - раскрытие масштабных исторических событий на материале истории страны, региона, города, села, семьи.
- Включение первичных источников (этнографических, археологических, устных и письменных, материалов по истории семьи) в процесс обучения.
Важно отметить, что отбор содержания истории Бурятии тесно связан с историей формирования административных границ субъекта. На каждом определенном этапе исторического развития субъект РФ по-разному интегрировался в общероссийское и общемировое пространство. Хронологически можно выстроить «вертикаль региональных образований» такого субъекта РФ, как Республика Бурятия:
- с древности до конца XVII века - Центрально-Азиатский регион;
- XVIII- начало XX века - Иркутская губерния;
- 1923-1937 гг. – Бурят-Монгольская Автономная ССР, включающая Агинский и Усть-ордынский Автономные округа;
- с 1937г. – Бурят-Монгольская Автономная ССР;
- с 1990 г. – Республика Бурятия.
«Вертикаль регионов» наглядно показывает, что историю Бурятии невозможно ограничить нынешними административными границами. История Бурятии тесно сопряжена с историей соседних территорий, с которыми связывают общность пройденного исторического пути, сложившиеся устойчивые экономические связи.
Содержательные линии курса истории Бурятии.
Хронология событий (периодизация истории Бурятии, хроника основных событий, синхронность и асинхронность развития относительно всеобщей и отечественной истории).
Историческая география событий (изменение геополитической карты региона с древности до наших дней).
Человек в истории региона (или история людей региона как знаменитых, так и обычных, родственников, земляков, односельчан, а также социальных групп).
История и культура народов региона (духовная и материальная культура народов региона, их этнокультурное взаимодействие, вклад культуры народов в мировую культуру в разные исторические периоды, происхождение народов, исторические события в жизни народов как исчезнувших, так и живущих ныне)
Взаимоотношения народов региона (как исчезнувших, так и существующих) с соседними народами и государствами в политической, культурной, экономической сферах.
На основе рассмотренных выше принципов и критериев нами был осуществлен отбор содержания курса истории Бурятии и подготовлена программа изучения истории Бурятии с древнейших времен до наших дней для 8-9 классов.
Программа курса «История Бурятии с древнейших времен до конца 18 века» (8кл)
Тема 1. Человек на территории Бурятии в эпоху первобытности (5ч)
Хронология событий и процессов: Появление человека в регионе (200 тыс. л.н.), археологическая периодизация (палеолит 200-25 тыс. л.н., мезолит 11-6,5 тыс. л.н., неолит 6,5-4 тыс. л.н. и т.д.).
География событий, явлений и процессов: стоянки древнего человека (Варварина гора, Ошурково, Мальта, Буреть, Дарасун, Нарасун, Дворцы, Арын-Жарга и др.).
История людей региона, развитие общества: культура плиточных могил, особенности развития человеческого общества в разные периоды древности, изменение хозяйственной жизни древнего человека на территории нашего края, орудия труда.
История культуры народов региона: наскальные рисунки древнего человека, религиозные верования (культ матери-прародительницы, вера в злых и добрых духов, культ предка и т.п.), археологические культуры (Глазковская, Китойская, Серовская, Исаковская).
Термины и понятия: петроглиф, археология, археологическая культура, присваивающее и приводящее хозяйство, херексуры, керамика, трипод, этнографическая Бурятия, анимизм, тотемизм, продуктовый кризис.
Закономерности: Зависимость хозяйственных занятий и образа жизни человека от природно-климатических условий; влияние усовершенствования орудий труда на изменение социальных отношений, зависимость возникновения древнего искусства от религиозных верований древнего человека.
Основные умения:
- показывать на карте стоянки, поселения древних жителей региона;
- использовать карту как источник по истории малой родины;
- определять синхронность событий региона, центральной, европейской части России и Европы;
- выделять характерные черты хозяйственного развития человека на определенном этапе археологической периодизации;
- описывать образ жизни, социальные отношения, духовную жизнь древнего человека;
- анализировать археологические реконструкции как исторический источник, восстанавливать историю древних племен региона по археологическим памятникам;
- устанавливать причинно-следственные связи, составлять выводы, формулировать собственное мнение и т.п.
Тема 2. Хуннская эпоха в истории Бурятии (5ч)
Хронология событий и процессов: приход к власти Шаньюя Модэ 209 до н.э, распад хуннского государства на северных и южных I в. н.э.; падение государства хунну 55 г., образование царства гуннов в Паноннии 70 г. IV г;
География событий, явлений и процессов: Памятники эпохи хунну: Иволгинское городище, Енхор, Ильмовая и Черемуховая падь.
История людей региона, развитие общества: захват Ордоса, покорение соседних племен, восстание сяньби, Сыма Цянь, шаньюй Модэ, особенности хозяйственных занятий в хуннском государстве, деление государства на 24 удела и 3 части, основная повинность в государстве – воинская служба.
История культуры народов региона: Войлочный ковер из Могильника Ноин-Ула, Образцы художественной бронзы хуннского времени из Ордоса, керамика и т.п.
Закономерности: влияние появления железа на изменения социального развития общества; взаимодействие кочевого образа жизни и особенностей государственности скотоводческих народов.
Основные умения
- показывать на карте территорию государства Хунну, основные населения, городища;
- объяснить происхождение названия хунну, сюнну, гунны;
- определять синхронность событий региона, России и Центральной Азии; влияние хунну на историю других народов;
- давать характеристику различным хозяйственным занятиям хунну, государственному устройству, различным категориям населения и т.д.;
- анализировать письменные источники (китайские летописи), археологические и этнографические реконструкции;
- устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и т.п.
Тема 3. Развитие края в эпоху средневековья (9ч)
Хронология событий и процессов: II-XIIвека –эпоха ранних средневековых государств в Центральной Азии, VI-XIV вв.- существование в Предбайкалье и вокруг Байкала курумчинской культуры, начало Xвека- начало монголоизации края, 1201-1206 гг. вхождения Баргуджин-Токум в состав монгольского государства, 1207 г. поход Джучи,
География событий, явлений и процессов: территории распространения средневековых государств, территория проживания протобурятских и протоэвенкийских племен.
История людей региона, развитие общества: Чингисхан, Рашид-ад Дин, протобурятские и протоэвенкийские племена, курыкане, байырку, Государство сяньби, Жужаньский каганат, тюркские каганаты, уйгурский каганат, киданьская империя, возникновение письменности, основные черты первых центрально-азиатских государств, страна Баргуджин-Токум, империя Юань, Государство Ильхонов, особенности этнического развития края, протобурятские и протоэвенкийские племена, миграционная и автохтонная теория происхождения бурятского народа, хозяйственные занятия коренных народов края.
История культуры народов региона: Хирхинское городище и Кондуйский дворец, легенды о происхождении бурятских родов, материальная культура бурят, эвенков (жилище, пища, одежда) и духовная культура народов края, топонимика названий.
Термины и понятия: шаманизм
Закономерности: влияние природно-климатических условий на особенности развития районов края; недолговечное существование первых центрально-азиатских государств обусловлено непрочностью их внутреннего устройства.
Основные умения
- выделять общее и особенное в развитии ранних государств и государства хунну;
- определять синхронность развития событий региона с российскими и мировыми событиями;
- показывать на карте территории государств и этнокультурные ареалы распространения племен;
- работать с историческими источниками, научной литературой;
- выявлять причинно-следственные связи;
- готовить и выступать с научным докладом;
- сопоставлять, сравнивать явления, делать выводы и умозаключения.
- уметь объяснять топографические названия Байкала, рек, озер, гор, хребтов.
Тема 4. Присоединение Бурятии к России (6ч)
Хронология событий и процессов: основание острогов в Прибайкалье и Забайкалье: 1648 г. основание Баргузинского острога, 1665 г. основание Селенгинского острога, 1666 г. основание Верхнеудинского острога и др., 1689 г. заключение Нерчинского договора с Китаем, 1727 г. заключение Буринского трактата и установление южной границы России и Китая.
География событий, явлений и процессов: границы Русского государства после заключения договоров с Китаем, основные места столкновений русских казаков и бурят, места основания острогов.
История людей региона, развитие общества: этапы присоединения, значение присоединения для Бурятии и для всей России, характер присоединения, христианизация, особенности политики Московского государства по отношению к коренным народам, М. Перфильев, П. Бекетов, В. Скороход, И. Похабов, И Галкин, Ф. Головин, С. Рагузинский, Г. Ловцов, В. Колесников, С. Ремизов, Турухай-Табун, Гантимур.
История культуры народов региона: знакомство культуры коренного населения с культурой русских.
Термины и понятия: город, ясак, ясырь, острог, «охочие люди», экспансия, кыштымы, сайт, орат, нойон, отписка,
Закономерности: экспансионная внешняя политика формирующегося централизованного государства;
Основные умения
- показывать на карте основные направления движения казачьих отрядов;
- оценивать характер присоединения и его значение;
- анализировать исторические документы актового характера, составлять стилизации;
- соотносить события региональной истории с историей России и мира;
- определять причинно-следственные связи, формулировать собственные выводы, умозаключения;
- давать характеристику историческим личностям и их поступкам;
- готовить доклад и выступать с сообщениями перед аудиторией.
Тема 5. Бурятия в XVIII веке. (9ч. )
Хронология событий и процессов: этапы переселения старообрядцев, возникновение Кяхты (1727 г.), депутация хори-бурят к Петру I 1701- 1703 гг., образование казачьих полков (Ашехабатского, Сортолов, Цонголов, Атаганов и эвенкийского), даурская миссия,
География событий, явлений и процессов: земледельческие и скотоводческие районы нашего края в 18 веке, города края, районы основания дацанов и монастырей.
История людей региона, развитие общества: С. Рагузинский, Б.Туракин, роль Кяхты в торговле с Востоком, город Верхнеудиск – торговый и распределительный центр Забайкалья, особенности внутренней и внешней торговли в крае, основание заводов (Нерчинского сереброплавильного, Селенгинского солеваренного, Ланнинсго железоделательного завода и др.), «инструкция пограничным дозорщикам» и управление краем в 18 веке,
История культуры народов региона: христианизация нашего края, основание монастырей, ламаизм, дацан, миссионерство, особенности материальной и духовной культуры бурят, эвенков, семейских, казаков, развитие здравоохранения, архитектура городов Забайкалья, гербы городов Забайкалья.
Термины и понятия: Вольное переселение, переселение по приказу, «гулящие люди», «охочие люди», «переведенцы», «крещеные в неволю», крестьяне государственные, монастырские, приписные; гильдии, старообрядцы, караванная торговля, нойон, шуленга, зайсан, тайша, засул; улус, холбон,
Закономерности: распространение земледелия в связи с приходом русского населения, развитие культуры с распространением христианства и ламаизма и.т.
Основные умения:
- характеризовать экономическое, политическое развитие края;
- оценивать значение установление границы, роль бурятского и эвенкийского казачества; значение распространения религии и результата их взаимодействия;
- готовить доклад по определенной теме, рефераты;
- определять причинно-следственные связи, составлять выводы, анализировать исторические документы и научную литературу;
- соотносить события региональной истории с историей России и мира; давать характеристику историческим личностям и их поступкам
- показывать на карте города XVIII в., заводы, специализацию районов, границы и т.п.
Программа курса «Бурятия в XIX - нач. XXI вв.» 9 класс. 34 часа.
Тема 1. Бурятия в XIX – начале XX вв. 5 ч.
Строительство Транссибирской железнодорожной магистрали и ее влияние на экономическое и социальное развитие края. Распространение российского капитализма «вширь». Рост численности рабочих, формирование новых отрядов рабочего класса. Условия труда и быта рабочих. Изменения в структуре торговли.
Подъем земледелия, его причины. Новые явления в скотоводстве. Тормозящие факторы в сельском хозяйстве.
Тема 2. Бурятия в начале XX века. 7 ч.
Реформа управления и земельное устройство бурят и эвенков в конце XIX – начале ХХ вв. Работа комиссии А.Куломзина. Землеустроительная политика царизма. Закон 1898 г. о крестьянских начальниках. Закон 1901 г. «Устройство общественного управления и суда кочевых инородцев Забайкальской области».
Бурятия в период революции 1905-1907 гг. Русско-японская война и ее влияние на положение в крае. Подъем революционного движения. Крестьянские выступления в крае в период революции. Спад движения. Репрессии царизма. Столыпинские реформы и их влияние в Бурятии.
Национальное движение в Бурятии в XIX - начале ХХ вв. Причины обострения национальных отношений. Земельный вопрос. Политическая дискриминация инородцев. Движение «стародумцев» и реформаторов.
Формирование бурятской интеллигенции: М. Богданов, Ц. Жамсарано, Г. Цыбиков и др. Духовная мысль (А. Доржиев, Ч. Ирелтуев). Идеи консолидации, национально-культурной автономии, народнические идеи.
Тема 3. Бурятия в Первой мировой войне и Февральская революция. 5 ч.
Первая мировая война и ее влияние на хозяйство региона. Переход экономики на военный лад. Участие казаков и солдат, мобилизованных из края на фронтах. Мобилизация бурят на тыловые работы.
Известие о Февральской буржуазно-демократической революции и ее восприятие в Бурятии. Расстановка политических сил в период с Февраля до Октября. Замена царской администрации на комиссаров Временного правительства. Образование двоевластия.
Тема 4. Бурятия в 1917-1923 гг. 3 ч.
Октябрьская революция и ее восприятие в Бурятии. Расстановка политических сил в крае. Деятельность Центросибири. II общесибирский съезд Советов. Переход власти к Советам. Упразднение органов старого государственного аппарата. Создание нового советского государственного аппарата.
Национальное движение. Борьба за автономию. Позиция большевиков. Бурнацком. Бурнардума. Бурмонавтоупр.
Образование Дальневосточной республики, причины и значение. Образование Бурят-Монгольской автономной области в составе ДВР. Освобождение ДВР от белогвардейцев и интервентов и ее воссоединение с Советской Россией.
Истоки гражданской войны. Выступление атамана Г.М. Семенова. Выступление чехословацкого корпуса. Падение советской власти в Бурятии. Партизанское движение. Освобождение Прибайкалья, восстановление Советской власти. Причины победы в гражданской войне.
Тема 5. Бурятия в 1920-1930-е гг. Социалистическое строительство. 3 ч.
Историческая обстановка накануне создания Бурятской национальной государственности. Препятствия к созданию автономной республики. Постановление Президиума ВЦИК от 30 мая 1923г. I съезд Советов БМАССР.
Влияние империалистической и гражданской войны на социально-экономическое развитие Бурятии. Упадок производительных сил во всех отраслях народного хозяйства. Переход к новой экономической политике. Оживление торговли. Кооперативное движение. Подъем сельского хозяйства.
Создание индустриальной базы в Бурятии. Своеобразие задач и трудности индустриализации республики. Основные направления промышленного развития Бурятии. Достижения. Проблемы формирования рабочего класса. Итоги индустриализации в годы довоенных пятилеток.
Состояние сельского хозяйства БМАССР к концу 1920-х гг. Переход к политике массовой коллективизации и ликвидации кулачества как класса. Социальный протест крестьян. Ликвидация перегибов. Вторая волна коллективизация кочевого и полукочевого населения. Перегибы процесса оседания. Сплошная коллективизация. Итоги массовой коллективизации в Бурятии.
Уровень образования и культуры населения Бурятии к началу 1920-х гг. Кампания по ликвидации неграмотности. Создание системы школьного образования. Организация профессионально-технического, средне-специального и высшего образования. Художественная культура. Создание бурятской литературы. Творчество Х.Намсараева, С.Туя, Ц.Дона, А.Шадаева и др. Развитие театрального и музыкального искусства. Вопрос о бурятской письменности. Декада искусства 1940 года в Москве.
Борьба с религией. Воинствующий атеизм. Состояние религиозных конфессий. Обновленцы и консерваторы. А.Доржиев - реформатор буддизма в Бурятии. Судьбы религий в 1930-е гг.
Формирование национальной интеллигенции Бурятии. Основные требования программы национального освобождения и духовно-культурного возрождения народа. Научная и культурная работа. Обвинение в буржуазном национализме и панмонголизме.
Общественно-политическая обстановка в крае в 1930-е гг. Политика репрессий. Первая волна репрессий в начале 1930-х гг. Характер репрессий 1937-1938 гг. Последствия. Утверждение командно-административной системы.
Тема 6. Бурятия в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) (5 ч.).
Перестройка промышленности на военный лад. Кадровая проблема на предприятиях промышленности и транспорта. Эвакуация промышленных предприятий в Бурятию. Результаты развития промышленности.
Сельское хозяйство Бурятии в годы Великой Отечественной войны. Битва за урожай 1941-1942 гг. Мобилизация на сельхозработы. Организация краткосрочных курсов. Состояние животноводства.
Воины Бурятии на фронтах войны. Вклад региона в дело победы советского народа. Формы участия во всенародном движении помощи фронту.
Тема 7. Бурятия в 1946-1985 гг. 3 ч.
Восстановление народного хозяйства в республике. Темпы развития промышленности. Строительство и ввод в эксплуатацию новых промышленных предприятий. Основные недостатки развития промышленности.
Состояние сельского хозяйства после войны. Пути и методы решения проблем сельского хозяйства. «Золотой дождь». Начало освоения целинных и залежных земель. Проблема животноводства.
Внутриполитическая обстановка в республике в послевоенные годы. Внутрипартийная борьба в руководстве республики. А.В. Кудрявцев и оппозиция. «Буржуазный национализм» и его последствия. Жданов А.Л. и бурятская культура. Ужесточение политических методов руководства художественной жизнью. Дискуссия об эпосе «Гэсэр». Негативные тенденции в литературе. Изменение политической обстановки.
Бурятия в середине 1950 – середине 1960-х гг.
Значение решений сентябрьского (1953 г.) Пленума ЦК КПСС для сельского хозяйства. Хозяйственная реформа 1957 г.
Общественно-политическое развитие Бурятии в период «оттепели». Процессы политических реабилитаций. Реабилитация «Гэсэра».
Демократизация политической жизни 1950-х гг. и ее влияние на художественную культуру. Созидательные тенденции в художественной культуре. Творчество деятелей художественной культуры. Ц.Галсанов, Г.Цьщенжапов, Ж. Тумунов, Н.Балдано и др. Декада литературы и искусства в Москве 1959 г.
Бурятия в середине 1960-х – середине 1980-х гг.
Увеличение промышленного производства в республике в 1960 – первой половине 1980-х гг., создание новых и расширение действующих промышленных производств. Хозяйственная реформа 1965 г. Строительство БАМа. Достижения и недостатки в развитии промышленности
Изменения в развитии сельского хозяйства. Трудности в развитии сельского хозяйства.
Характерные черты общественно-политического развития Бурятии в 1960-1980-е гг. Конституция 1978 г.
Создание разнотипных учебных заведений. Недостатки и ошибки в развитии народного образования. Искусство ЛЛинховоина, Л.Сахьяновой, К.Базарсадаева. Творчество Д.Улзетуева, Д. Батожабая, И. Калашникова и др.
Бурятия в период перестройки и постперестройки.
Нарастание кризисных явлений. Развитие политической системы. Демократизация в КПСС. Формирование новых политических структур и общественных организаций. Август 1991 года в Бурятии. Политический перелом. Кризис экономики. Формирование рыночной экономики. Национально-культурные проблемы. Октябрьские события 1993 г.
Бурятия XX-XXI вв. (1ч.).
Политическая система современной Бурятии: государственная система власти, политические партии, общественно-политические движения. Проблемы национально-государственного строительства. Проблемы возрождения национальной культуры. Бурятия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Проблемы сельского хозяйства. Экологические проблемы.
Урок итогового повторения (1ч.).
Предметные результаты.
Изучение истории Бурятии в 9 классе включают:
– овладение целостным представлением об историческом пути Бурятии, соседних народов и государств с древнейших времен до начала XXI века.
– способность применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений. Первая российская революция.
– умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам.
– готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории Бурятии с древнейших времен до начала XX века.
Спорные проблемы и их интерпретация.
Изучаемый период истории Бурятии включает много острых проблем, которые интенсивно обсуждаются в средствах массовой информации, публицистике и пр. К числу таких проблем можно отнести:
- оценка уровня развития Бурятии с древнейших времён до начала ХХI в.;
- причины, последствия и оценка падения, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне;
- характер национальной политики большевиков и ее оценка.
По всем этим вопросам учащимся должна быть дана возможность выбирать ту или иную точку зрения и аргументировать ее с помощью фактов. Вместе с тем недопустимы крайние оценки и интерпретации, основанные на идеологической предвзятости, русофобии, незнании фактов или нежелании считаться с ними.
Требования к уровню подготовки выпускника.
В результате изучения истории Бурятии на базе рабочей программы среднего полного общего образования (базовый уровень), ученик должен:
- Знать/понимать:
- Основные факты, процессы и явления истории Бурятии;
- Периодизацию истории Бурятии;
- Современные версии и трактовку важнейших исторических проблем;
- Особенности исторического пути Бурятии, ее роль в мировом сообществе.
- Уметь:
- Проводить поиск исторической информации в различных источниках;
- Критически анализировать источник информации;
- Анализировать и получать информацию из текста, карты, таблицы, схемы, аудиовизуального ряда;
- Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых процессов и явлений;
- Участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию, используя исторические сведения;
- Представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни;
- Критического восприятия получаемой извне информации;
- Осознания себя как гражданина России, Бурятии.
Самостоятельная работа учащихся (СРУ)
1 Бурятия в древности. Доклад на тему: «Археологические достопримечательности Прибайкальского района». Доклад. Проверка рефератов. Презентация.
2 Бурятия накануне присоединения к России Доклад на тему: «Материальная культура и быт бурят». Доклад. Реферат. Презентация.
3 Бурятия в новое время. Доклад на тему: «История основания Троицко-Селенгинского монастыря». Презентация.
Доклады на темы: «Декабристы в Бурятии», «Декабристы Прибайкалья». Доклад. Проверка рефератов. Презентация.
4. Бурятия в годы революций. Доклады на темы: «Особенности революционного движения».
5. Стройки первых пятилеток в Бурятии. Презентация.
6. Проект «Моя семья в годы Великой Отечественной войны».
7. Презентации «Их имена носят улицы нашего города». (Герои ВОВ).
8. Интервью «Жизнь в годы перестройки в воспоминаниях наших родителей, бабушек и дедушек».
9. Доклады. Достижения науки и культуры в Бурятии.
10. Проблемы Бурятии сегодня и пути их решения. По материалам СМИ. Сообщения учащихся.
Распределение часов нормативного курса «История Бурятии с древнейших времен до конца 18 века» (8кл)
№ | Тема | Форма урока | Кол-во часов |
1. | Введение | Лекция с элементами беседы | 1 |
Тема 1. Человек на территории Бурятии в эпоху первобытности (5ч) | |||
2. | Развитие человека на территории Бурятии в древний период | Лекция с опорным конспектом | 1 |
3. | Трансформация хозяйственной жизни древнего человека края | Лабораторное занятие | 1 |
4. | Взаимосвязь искусства и религиозных верований в жизни древнего человека края | Лабораторное занятие | 1 |
5. | Изменение социальных отношений древнего человека края | Семинар «Круглый стол» | 1 |
6. | Итоговый урок | Проведение исторических параллелей | 1 |
Тема 2. Хуннская эпоха в истории Бурятии (5ч) | |||
7. | Хуннское государство и её место в истории края и мира | Лекция с опорным конспектом | 1 |
8. | Особенности развития хуннского государства | Лабораторное занятие | 1 |
9. | Государство? Кочевая империя? Союз племен? | Проблемный урок | 2 |
10. | Итоговый урок | Научная конференция | 1 |
Тема 3. Развитие края в эпоху средневековья (9ч.) | |||
11. | Основные этапы и особенности развития края в средневековье | Лекция с опорным конспектом | 1 |
12. | Южная Бурятия в составе Центральноазиатских государств | Семинар | 2 |
13. | Развитие Прибайкальских земель в раннее средневековье | Лабораторное занятие | 1 |
14. | Монгольское государство и его влияние на развитие края | Семинар, с элементами лабораторной работы | 1 |
15. | Бурятские и эвенкийские племена в XIV-XVI вв. | Урок-«киностудия» | 1 |
16. | Происхождение бурятского народа. (Кто мы бурят-монголы?) | Урок-игра «Независимое расследование» | 1 |
17. | Итоговый урок. | Проведение исторических параллелей | 1 |
18 | Контрольная работа | 1 | |
Тема 4. Присоединение Бурятии к России (6ч) | |||
19. | Особенности вхождения прибайкальских земель в состав Российского государства | Лекция с опорным конспектом | 1 |
20. | Завоевание? Добровольное присоединение? Или… | Диспут | 2 |
21. | «Под высокую государеву руку» | Лабораторное занятие | 1 |
22. | Значение вхождения края в состав Русского государства | Лабораторное занятие | 1 |
23. | Итоговый урок | Контрольная работа | 1 |
Тема 5. Бурятия в XVIII веке (7ч) | |||
24. | Основные тенденции развития края в XVIII веке. | Лекция с опорным конспектом | 1 |
25. | Особенности экономического развития края в XVIII веке. | Лабораторное занятие | 1 |
26. | Развитие системы управления края. Охрана границ | Семинар | 1 |
27. | Роль религии в жизни народов края XVIII в. | Урок- конференция | 1 |
28. | Этнокультурное взаимодействие бурят, эвенков семейских в XVIII веке | Семинар «Круглый стол» | 2 |
29. | Итоговый урок | Проведение исторических параллелей | 1 |
Повторительно-обобщающий урок (1ч) | |||
ВСЕГО: | 34ч |
Распределение часов курса
«История Бурятии XIX- н. XXI вв.» 9 класс
№ | Тема | Форма урока | Кол-во часов |
1. | Введение | Лекция с элементами беседы | 1 |
Тема 1. Бурятия в XIX веке (5 час.) | |||
2. | Управление Бурятией. Реформа М.М.Сперанского. | Лекция с опорным конспектом | 1 |
3. | Развитие сельского хозяйства. | Лабораторное занятие | 1 |
4. | Развитие промышленности и торговли | Лабораторное занятие | 1 |
5. | Политическая ссылка. Декабристы в Бурятии. Общественное движение. | Семинар «Круглый стол» | 2 |
6. | Закрепление изученного материала по главе «Бурятия в 19 веке» | Проведение исторических параллелей | 1 |
Тема 2. Бурятия в начале 20 века. (7 час.) | |||
7. | Административная и земельные реформы конца 19- начала 20 века. | Лабораторное занятие | 1 |
8. | Социально-экономическое развитие края | Проблемный урок | 1 |
9. | Бурятия в период революции 1905-1907 года | Лекция с опорным конспектом | 1 |
10. | Административная и земельные реформы конца 19- начала 20 века. | Лабораторное занятие | 1 |
11. | Социально-экономическое развитие края | Проблемный урок | 1 |
12. | Развитие образования, культуры, здравоохранения в начале 20 века | Лекция с опорным конспектом | 1 |
13. | Закрепление изученного материала по главе «Бурятия в начале 20 века» | Семинар | 2 |
Тема 3. Бурятия в период Первой мировой войны и падение самодержавия (5 час.) | |||
14. | Бурятия в годы Первой мировой войны | Лекция с опорным конспектом | 1 |
15. | Бурятия в период Февральской буржуазно-демократической революции | Семинар, с элементами лабораторной работы | 1 |
16. | Развитие образования, культуры, здравоохранения в начале 20 века | Урок- «киностудия» | 1 |
17. | Закрепление изученного материала по главе «Бурятия в начале 20 века» | Урок обобщения | 1 |
18 | Контрольная работа | 1 | |
Тема 4. Бурятия в 1917-1923 гг. (3ч) | |||
19. | Установление Советской власти в крае. | Лекция с опорным конспектом | 1 |
20. | Гражданская война в крае, ее особенности | Диспут | 2 |
21. | Образование Бурят-Монгольской автономной советской соц. республики | Лабораторное занятие | 1 |
Тема 5. Бурятия в 1920-1930-е гг. (3 ч.) | |||
22. | Индустриальное освоение Бурятии. Формирование рабочего класса. | Лабораторное занятие | 1 |
23. | Коллективизация сельского хозяйства. | Практическая работа | 1 |
24 | Развитие советской культуры. общ-полит обстановка | Проект | 1 |
Тема 6. Бурятия в годы Великой Отечественной войны (5ч) | |||
25. | Вклад трудящихся Бурятии в дело разгрома фашистской Германии | Лекция с опорным конспектом | 1 |
26. | Воины Бурятии на фронтах ВОВ | Лабораторное занятие | 1 |
27-28 | Моя семья в годы ВОВ. Их именами названы улицы нашего города | Проект | 2 |
29. | Контрольная работа «Бурятия в годы ВОВ» | Контрольная работа | 1 |
Тема 7. Бурятия в 1946-1985 гг. (3 ч.) | |||
30. | Бурятия в 1946-1964 гг. | Семинар | 1 |
31. | Бурятия в 1965-1985 гг. | Урок- конференция | 1 |
32. | Перестройка в Бурятии | Семинар «Круглый стол» | 2 |
Тема 8. Бурятия к. XX- нач. XXI вв. (1 ч.) | |||
33 | Бурятия в к. XX- н.XXIвв. Основные аспекты социально-политического и экономического развития. Конституция Республики Бурятия. | Семинар | 1 |
34. Повторительно-обобщающий урок (1ч) | |||
ВСЕГО: | 34ч |
Учебно-методические материалы по курсу
1. Цыбиктаров А.Д. и др. История Бурятии, часть 1, Улан- Удэ, «Бэлиг», 2009.
2. Тармаханов Е. Е. и др. История Бурятии, часть 2, Улан- Удэ, «Бэлиг», 2009г.
3. Цыренова М.Г, Петряева Е.Ю. Задачник по истории Бурятии. Улан- Удэ, «Бэлиг», 2009.
4. Петрева Е.Ю. Рабочая тетрадь по истории Бурятии. 1 и 2 части. Улан-Удэ.
Дополнительная литература
- Бабуева В.Д. Мир традиций бурят. – Улан-Удэ, 2001.
- Бураев И. Д. Выдающиеся бурятские деятели науки, культуры и просвещения. Улан-Удэ,1994.
- Батуев Б.Б. Буряты в XVII – XVIII вв. – Улан-Удэ, 1996.
- Батуева И.Б. Буряты на рубеже XIX – XX веков. – Улан-Удэ, 1992.
- Беликов В.В. Эвенки Бурятии. – Улан-Удэ, 1994.
- Выдающиеся бурятские деятели XVII – начала XX вв. – Улан-Удэ, 1994. – Вып.1.
- Герасимова К.М., Галданова Г.Р., Очирова Г.Н. Традиционная культура Бурят: Учеб. пособие. – Улан-Удэ, 2000. – 144 с.
- Историко-культурный атлас Бурятии, Москва 2001г.
- История Бурятии в вопросах и ответах. – Улан-Удэ, 1990.
- Залкинд Е.М. Присоединение Бурятии к России. - Улан-Удэ, 1958.
- Евдокимова С. Очерки городов Забайкалья. Улан-Удэ,2001.
- Ким Н. Бурятия в 17-20 вв. Новосибирск,1989.
- Петров В. Декабристы в Бурятии. Улан-Удэ,2000.
- Золотоев А. К. Бурятия в годы Великой Отечественной войны. Улан-Удэ,1989.
- Санжиев Г.Л., Санжиева Е.Г. Бурятия: История (XVII-XIX вв.). – Улан-Удэ: Изд-во Бур. гос. у-та, 1999. – Вып. 4. – 356 с.
- Хаптаев П. Т. Бурятии в годы гражданской войны. Улан-Удэ,1967
Интернет-ресурсы
1.История Бурятии. [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://egov-buryatia.ru, свободный. – Заглавие с экрана.
2.Бурятия. [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://ru.wikipedia.org, свободный. – Заглавие с экрана
3.История республики Бурятия. [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://www.protown.ru, свободный. – Заглавие с экрана
4. Сборник документов по истории Бурятии. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ostrog.ucoz.ru, свободный. – Заглавие с экрана
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по по предмету "История Бурятии" для 8 класса
Предмет "История Бурятии" входит в национально - региональный компонент базисного учебного плана. В нашей школе "История Бурятии" изучается по концентрическому принципу на протяжении 8 - 11 классов. В...
Рабочая программа по истории Бурятии для 10 класса
Программа составлена к учебнику Цыбикторова А.Д., Дашибалова Б.Б. и других авторовиздательства "Бэлиг". Программа содержит актуальность, цели, задачи, специфику изучения истори...
Рабочая программа по истории Бурятии для 11 класса
Программа составлена к учебнику Тармаханова Е.Е., Санжиевой Т.Е и других авторовиздательства "Бэлиг". Программа содержит актуальность, цели, задачи, спецификуизучения истории Бурятии. Также прог...
Элективный курс "Женщины в истории Бурятии"
Элективный курс носит исследовательский характер...
Проектная деятельность школьников. Проект "Женщины в истории Бурятии"
Представлен опыт работы над модулем "Женщины в литературе Бурятии"...
Рабочая программа по истории Бурятии
Рабочая программа по истории Бурятии для 10-11 кл. при 2-х часовой нагрузки в неделю....
Рабочая программа "История посёлка в истории Бурятии"
В основу курса положен комплексный подход в изложении истории Бурятии и раскрывается переплетение и взаимовлияние различных культур на территории края, составляющих целостное культурное наследие народ...