Рабочая программа по истории Бурятии для 10 класса
рабочая программа по истории по теме
Программа составлена к учебнику Цыбикторова А.Д., Дашибалова Б.Б. и других авторов
издательства "Бэлиг". Программа содержит актуальность, цели, задачи, специфику изучения
истории Бурятии. Также в программе есть раздел "содержание программы"
и " учебно-тематическое планирование".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_istoriya_buryatii.docx | 30.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по истории Бурятии
для 10 класса
Составила учитель истории,
обществознания 1 категории
Губенина Тамара Яковлевна
Пояснительная записка.
Данная программа разработана на основе:
1) Бардымова Э.А. Программы учебного курса «История Бурятии с древнейших времен до наших дней». Бурятский институт повышения квалификации работников образования, Улан-Удэ, 1998 год;
2) Цыбиктаров А.Д., Дашибалов Б.Б., Номогоева В.В. и др. История Бурятии. Бурятия с древнейших времен до начала 20 века. Часть 1. Улан-Удэ, издательство «Бэлиг», 2009 года;
3) Учебный план МБОУ Буйской СОШ на 2013 -2014 учебный год.
4) Стандарты среднего (полного) общего образования по истории. Министерство науки и образования, 2004 год. Сайт Интернета: jandeks.ru.
Актуальность. История Бурятии является одним из наиболее важных предметов общеобразовательного учреждения. В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России. Актуальность этнического воспитания на современном этапе вызвана необходимостью развития национальных культур, формированием национального самосознания, освоением детьми родной, русской и мировой культуры. Для успешного взаимодействия людей разных национальностей важно знать культуру, традиции и обычаи друг друга. И поэтому возникает необходимость преподавания курса по материальной и духовной культуре бурят. Чтобы учащиеся стали носителями, творческими продолжателями этнокультурных традиций своего народа, необходимо их знакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им.
История Бурятии предполагает изучение истории нашего края с древнейших времен до сегодняшнего времени, предполагает изучение культуры бурятского народа, его обычаев, обрядов, традиций, религии, памятников архитектуры, живописи, литературы. Многофакторный подход к истории позволяет показать учащимся всю сложность и многомерность истории нашего края. Знание истории своего родного края – основа, на которой осуществляется рост духовной культуры не только подрастающего поколения, но всего общества. История Бурятии направлена на развитие у подрастающего поколения патриотических чувств, воспитывает у них гражданские качества, формирует культуру, способствует повышению уровня образованности.
Изучение данного курса истории Бурятии направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- освоение систематизированных знаний об истории родного края, формирование целостного представления о месте и роли Бурятии в отечественной истории;
- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
- формирование исторического мышления
- способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Задачи программы:
1. Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры бурятского народа.
2.Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству.
3. Приобретение знаний основ бурятской культуры и искусства.
4. Способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности.
5.Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
6. Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.
Специфика изучения предмета.
Программа рассчитана на 34 часа, изучается в течение года, 1 час в неделю.
Типы уроков: урок изучения нового материала ( 29 час), а также уроки повторения и закрепления изученного материала – контрольная работа ( 5 уроков). Контрольные работы проводятся по вопросам, расположенным в учебнике после каждой главы. Освоение курса предусматривает взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной (внеаудиторной) работы учащихся.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории Бурятии способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно – следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса истории Бурятии приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы. При выполнении творческих работ формируется умение определять способы решения учебной задачи на основе алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно – коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания. Проводить информационно – смысловой анализ текста. Использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свёрнутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта. На уроках истории Бурятии учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять "иными словами"), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут быть использованы различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет – ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).
Содержание программы.
Раздел 1. Бурятия в древности и в период средневековья (11ч.). Введение. Основы археологической периодизации. Особенности геополитического положения Бурятии.
Древний период. Присваивающие и производящие типы хозяйств. Палеолит, мезолит, неолит. Бронзовый век. Природа, орудия труда, жилища, хозяйство, искусство, верования.
Хунну. Сяньби. Жужане. Тюрки. Археологические памятники. Монголы, государство монголов. Письменные источники о бурятах. Расселение, хозяйство, родовая знать, духовная культура, религия бурят. Родовые и семейные традиции и обычаи.
Раздел 2. Бурятия в 17-18 веке(7 ч.). Присоединение Сибири к России. Освоение Прибайкалья и Забайкалья, переселение старообрядцев ( семейских) в Бурятию. Развитие с\х, промышленности, торговли. Изменения в жизни, хозяйстве бурят. Организация управления. Шаманизм. Традиционная культура бурят. Буддизм, дацаны.
Раздел 3. Бурятия в 19 веке. (6 ч.) Административные реформы, реформа М. Сперанского. Декабристы в Бурятии. Развитие хозяйства, рост городов, роль Кяхты в развитии Бурятии. Общественно-политическое, культурное развитие. Транссибирская ж\дорога. Деловые люди Бурятии. Реформы управления.
Раздел 4. Бурятия в начале 20 веке. ( 7ч. )Административная и земельная реформы. Социально-экономическое развитие края. Бурятия в период революции 1905 -1907 годов. Изменения в быте, материальной культуре. Становление системы образования ( бурятские, приходские, дацанские школы). Болдонов, Доржиев, Давыдов, Банзаров. Кяхтинский музей. Распространение периодической печати. Шаманизм. Традиционная культура бурят. Буддизм, дацаны.
Раздел5. Бурятия в период Первой мировой войны.(3ч.). Бурятия в период Первой мировой войны. Национальное движение бурятского народа. Ринчино Э-Д., Богданов М.Н., Жамцарано Ц. Февральская буржуазно- демократическая революция в Бурятии.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения истории Бурятии на базовом уровне ученик будет знать\понимать:
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность истории Бурятии;
-периодизацию истории Бурятии;
- современные версии, трактовки важнейших проблем истории Бурятии;
- историческую обусловленность современных общественных процессов;
- особенности исторического пути Бурятии, ее роль в отечественной истории;
Уметь:
-проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах ( текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки исторических процессов и явлений;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для :
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
- соотнесения своих действий и поступков окружающих, с исторически возникшими нормами социального поведения;
- осознания себя как представителя сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина Бурятии и России.
Учебно-тематическое планирование
№ урока | Раздел, тема урока | Виды учебной деятельности | Материал урока | Формы контроля |
Раздел 1. Бурятия в эпоху камня, бронзы, раннего железа | ||||
1-2 | Бурятия в эпоху палеолита и мезолита. Бурятия в эпоху неолита. | Работа с учебником; выявлять ( на основе учебника) хронологические рамки эпох; характеризовать виды хозяйственной деятельности, общественный строй в эпоху палеолита, мезолита, неолита; | Глава 1, § 1, 2,3 | |
3-4 | Бурятия в эпоху бронзы и раннего железа | Работа с учебником; выявлять ( на основе учебника) хронологические рамки эпох; характеризовать виды хозяйственной деятельности, общественный строй, культуру в данные эпохи; | Глава 1, § 4 | |
5 | Бурятия в хуннское время | Работа в группах. Рассказывать о государстве хунну по плану: географическое положение, система управления, экономика, культура, быт и верования, внешняя политика; | Глава 1, § 5 | |
6 | Закрепление изученного материала по главе «Бурятия в эпоху камня, бронзы, раннего железа» | Систематизировать материал по изученной главе; | контрольная работа № 1 по контрольным вопросам и заданиям учебника на стр. 45 | |
Раздел 2. Бурятия в эпоху средневековья | ||||
7-8 | Ранние государства Центральной Азии и население Бурятии в эпоху раннего средневековья | Работа с учебником; выявлять ( на основе учебника) хронологические рамки ранних государств ; характеризовать географическое положение, хозяйственную деятельность, социальную жизнь, археологические памятники ранних государств Центральной Азии; | Глава 2, § 1 | |
9 | Бурятия (Баргуджин-Токум) в Монгольской империи | Показывать на карте границы Баргуджин-Токума; рассказывать об империи Киданей ( система управления, экономика и культура, быт и верования, внешняя политика); объяснять, какой след кидани оставили в истории нашего края; | Глава 2, §2 | |
10 | Культура средневекового населения Бурятии | Показывать на карте места расселений курыкан; характеризовать жизнь курыкан по плану: хозяйственная деятельность, культура и религия курыкан; Готовить сообщения на тему «Шаманизм – религия средневековой Бурятии», « Быт, традиции и обычаи средневековой Бурятии»; | Глава 2, § 3 | |
11 | Этногенез и культурогенез бурят | Работа с учебником; характеризовать этнические процессы в Бурятии; | Глава 2, § 4 | |
12 | Закрепление изученного материала по главе «Бурятия в эпоху средневековья» | Систематизировать материал по изученной главе; | контрольная работа № 2 по контрольным вопросам и заданиям учебника на стр. 73 | |
Раздел 3. Бурятия в 17-18 веке | ||||
13 | Присоединение Бурятии к России | Характеризовать основные этапы присоединения Прибайкалья и Забайкалья к Бурятии; причины и методы присоединения Бурятии к России; показывать на карте первые остроги - места освоения и присоединения Бурятии; составление таблицы ( учебник стр. 81 ); заполнение контурной карты | Глава 3, § 1 | |
14 | Управление краем. Общественный строй. Охрана границ. | Составлять схему управления краем; схему управления у бурят; характеризовать общественный строй; раскрывать значение понятий: ясак, «кормовые бараны», тайша, зайсан, холбон, хотон, степные конторы, албанные сугланы; | Глава 3, §2; стр.85 вопрос №4 | |
15-16 | Хозяйственное освоение края | Характеризовать хозяйственное освоение Бурятии русскими крестьянами («семейские»); сравнивать развитие земледелия и скотоводства в Забайкалье и Прибайкалье; рассказывать как происходило установление и укрепление хозяйственных, бытовых, культурных связей русских и бурят; приготовить сообщения по темам «Кяхта – важнейший центр внешней торговли России»; «Быт, традиции и обычаи семейских»; | Глава 3, §3 | |
17-18 | Культура. Формирование религиозных конфессий. Просвещение. | Характеризовать культуру бурят ( устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство); рассказывать о шаманизме, буддизме, православии в Бурятии; характеризовать первые школы в Бурятии; подготовка презентаций на темы: «Устное народное творчество бурятского народа», «Декоративно-прикладное искусство бурятского народа»; пересказ бурятской народной сказки; сообщения на темы: « Буддизм в Бурятии», «Православие в Бурятии»; заполнение таблицы (учебник стр. 100) | Глава 3, § 4 | |
19 | Закрепление изученного материала по главе «Бурятия в 17-18 веке» | Систематизировать материал по изученной главе; | контрольная работа № 3 по контрольным вопросам и заданиям учебника на стр. 101 | |
Раздел 4. Бурятия в 19 веке. | ||||
20 | Управление Бурятией. Реформа М.М.Сперанского. | Характеризовать причины, итоги и значение реформы Сперанского М.М.; составлять схему управления краем и схему управления у бурят после реформы; | Глава 4, § 1 |
|
21 | Развитие сельского хозяйства. | Работа в группах. Характеризовать хозяйственную деятельность в Бурятии в 19 веке по плану: скотоводство, земледелие, промыслы, зарождение капиталистических отношений; | Глава 4, § 2 | |
22 | Развитие промышленности и торговли | Характеризовать отрасли промышленности, внутреннюю и внешнюю торговлю 2 половины 19 века; показывать на карте основные районы золотодобычи; рассказывать о строительстве Транссибирской железнодорожной магистрали; | Глава 4, § 3 | |
23 | Политическая ссылка. Общественное движение. | Представлять характеристики известных декабристов, сосланных в Бурятию; характеризовать общественное течение «сибирское областничество»; | Глава 4, § 4 | |
24 | Религия, образование, наука, культура, здравоохранение. | Характеризовать религии Бурятии ( шаманизм, православие, буддизм), образование, науку, культуру, здравоохранение 2 половины 19 века; | Глава 4, § 5 | |
25 | Закрепление изученного материала по главе «Бурятия в 19 веке» | Систематизировать материал по изученной главе; | Контрольная работа № 4 по контрольным вопросам и заданиям учебника на стр. 132 | |
Раздел 5. Бурятия в начале 20 века. | ||||
26 | Административная и земельные реформы конца 19- начала 20 века. | Рассказывать об особенностях переселенческой политики Российского государства; объяснять, каким образом проведение аграрной реформы повлекло за собой необходимость изменения общественного и административного устройства сибирского крестьянства; определять последствия административной реформы; | Глава 5, § 1 | |
27 | Социально-экономическое развитие края | Характеризовать значение Сибирской железнодорожной магистрали для экономического и социального развития Сибири и нашего края в начале 20 века; | Глава 5, § 2 | |
28 | Бурятия в период революции 1905-1907 года | Объяснять причины участия трудящихся края в первой русской революции; Называть: основные очаги революционного движения; какие требования были выдвинуты; кто был основной движущей силой революционного движения в нашем крае; излагать основные итоги и последствия революционных событий в нашем крае; | Глава 5, § 3 | |
29 | Национальное движение и развитие общественно-политической мысли бурят в начале 20 века | Характеризовать бурятское национальное движение; называть лидеров бурятского национального движения; составить таблицу учебник стр.146 « Съезды в Бурятии в период революции 1905 -1907 года»; | Глава 5, § 4 | |
30 | Аграрное движение | Рассказывать о землеустроительной политике в нашем крае; объяснять, почему действия властей при создании колонизационного фонда вызвали протест со стороны крестьян Забайкалья; сравнивать, что было общего и отличительного в крестьянском движении в нашем крае, в Сибири, в центральной части России; | Глава 5, §5 | |
31 | Развитие образования, культуры, здравоохранения в начале 20 века | Работа с учебником; характеризовать художественную литературу, театр, периодическую печать, здравоохранение, религии Бурятии в начале 20 века; Составление таблицы ( учебник стр. 152) | Глава 5, §6 | |
32 | Закрепление изученного материала по главе Бурятия в начале 20 века» | Систематизировать материал по изученной главе; | Контрольная работа № 5 по контрольным вопросам и заданиям учебника на стр. 153 | |
Раздел 6. Бурятия в период Первой мировой войны и падение самодержавия | ||||
33 | Бурятия в годы Первой мировой войны | Характеризовать участие России и этнической Бурятии в Первой мировой войне; Составление синхронистической таблицы ( учебник стр. 158) | Глава 6, §1 | |
34 | Бурятия в период Февральской буржуазно-демократической революции | Называть причины февральской революции; характеризовать деятельность партий, движений Забайкалья периода февральской революции; | Глава 6, § 2 |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...