Рабочая программа по истории Бурятии
рабочая программа по истории (10 класс) на тему
Рабочая программа по истории Бурятии для 10-11 кл. при 2-х часовой нагрузки в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 366.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В настоящее время, когда во всей стране, в т.ч. Бурятии, пробудился интерес к вопросам своих исторических корней и путей развития наций и народностей, возросла тяга к познанию утраченных за последние десятилетия своей этнической культуры, традиции и обычаев, школа должна стать центром живой этносоциальной культуры, школой диалога культур разных народов, их существования и взаимопроникновения. Краеведческая работа с учащимися в этих условиях становится одним из средств реализации программы развития национальной школы. Наша история – это наше прошлое, которое мы не можем изменить, но можем извлечь уроки, чтобы не повторить ошибок. У каждого человека должна быть гордость и ответственность за свой народ, за край, в котором он живёт. Такое отношение может возникнуть, если знать свою историю, людей, живших в далёкие времена. Наша Бурятия многонациональна, на протяжении веков крепла дружба между народами, шёл взаимообмен в способах хозяйствования, культурными ценностями. Все народы, населяющие Бурятию, общими усилиями творили историю.
Курс «История Бурятии» представляет собой один из вариантов изучения исторического краеведения в общеобразовательных школах. Курс рассчитан на изучение истории Бурятии в 10-11 классе. Программа базируется на временном государственном стандарте, разработанном в АОУ ДПО РБ РИКУиО. Актуальность программы Данный курс является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования. Он конкретизирует материал школьных курсов истории, дает знания по истории родного края.
Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости не возникает у людей сами по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, на которой родился и рос.
В наши дни высказывание академика Д.С.Лихачева «Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества» приобретает актуальное значение, и это направление является стержнем программы. В курсе учащиеся знакомятся с историей Бурятии, при этом особое внимание уделяют изучению местного краеведческого материала. История Бурятии представлена как составная часть истории России и базируется на философских категориях общего и особенного. Это позволяет показать особенности развития Бурятии, обладающей традициями и собственными жизненными устоями. В ходе изучения курса происходит знакомство ребят с традициями, обычаями, религией, памятниками природы, архитектуры, живописи, литературы. Это знакомство позволяет учащимся лучше понять и оценить традиционную культуру бурят и русских. Нельзя назвать истинно образованным, культурным человеком, гражданином того, кто не знает историю своей родины, своего народа, его прошлого и настоящего. История, исторические знания играют определяющую роль в формировании у подрастающего поколения гражданских патриотических чувств. Поэтому, я считаю, что в школьном курсе обязательно нужно отводить часы для изучения истории Бурятии.
Цели программы:
• Осознание учащимися своей взаимосвязи с прошлым и настоящим своего села, края, значимости наследия края для предыдущих поколений, для современных жителей республики и в целом России.
• Понимание учащимися своей ответственности за настоящее и будущее своей малой Родины - как жителя, хранителя и создателя наследия родного края.
• Формирования знаний о своем крае как современной среде обитания и о перспективах развития, о проблемах жителей.
• Формирование национального самосознания учащихся.
• Формирование интереса к истории как науке.
Программа составлена на основе учебников:
1) История Бурятии: с древнейших времён до начала XX века. Часть I. – Улан-Удэ: «Бэлиг», 2009.
2) История Бурятии. Часть II (1917-1998 гг.): учеб. Пос. для 10-11 кл. под ред. Е.Е.Тармаханова, С.Д.Намсараева: Улан-Удэ: «Бэлиг», 2000.
Программа преследует системный подход в изучении, цель программы - способствовать духовно-целостной и практической ориентации учащимся в их жизненном пространстве, а также их социальной адаптации, применять полученные знания и умения для самостоятельного познания родного края.
Задачи программы:
• Воспитание учащихся средствами туркраеведческой деятельности с опорой на принципы этнопедагогики, патриотизма и любви к Отечеству, к своей малой Родине.
• Активизация работы по изучению родного края, охране природы, памятников истории и культуры, традиции и обычаев местных жителей.
• Выявить, что еще не исследовано, что не попало в поле зрения профессиональных историков и краеведов.
• Быть не только исследователями прошлого, но и летописцами настоящего.
• Глубже понять специфику природы, истории и культуры родного края и их взаимосвязь с природой, историей и культурой своей республики, страны и в целом мира.
• Формирование познавательной и исследовательской деятельности.
• Дальнейшее развитие школьного историко-краеведческого музея
• Приобщение родителей, жителей и общественности села к краеведческой деятельности по патриотическому воспитанию детей и молодежи.
Теоретические знания и практические навыки, полученные учащимися в процессе занятий, закрепляются в летних экспедициях и походах, на уроках истории, географии, бурятского языка, на внеклассных мероприятиях.
Содержание учебного курса
1. Бурятия в древности.
С древнейших времен на территории современной Бурятии жили разные племена и народы. В каменном веке они занимались охотой и рыболовством. В эпоху бронзы появилась культура "плиточных могил", оставившая после себя древние памятники на могилах умерших, "оленные" камни среди степей и множество рисунков на скалах и в пещерах. Люди, жившие в те далекие времена, умели обрабатывать медь и бронзу, делать прекрасные украшения и предметы обихода.
Одна из интересных страниц в истории Бурятии связана с хунну, потеснившими "плиточников" во 3-2 веках до нашей эры. От многовекового господства этого конгломерата племен, создавших первое в Центральной Азии государственное объединение, осталось несколько городов-поселений и гигантских усыпальниц. На северных рубежах своих владений хунну построили укрепленный форпост - Нижнеиволгинское городище. На юге Бурятии известно большое число захоронений. Одно из них найдено в районе Кяхты, в Ильмовой пади.
После распада государства хунну племена, проживавшие на территории нынешней Бурятии, были втянуты в водоворот различных этнических образований. Здесь жили курыканы, монголоязычные кидани, ранние средневековые монгольские племена, а также предки тунгусов. В такой сложной исторической ситуации происходило образование эвенкийского и бурятского этносов. Сами буряты до присоединения к России испытывали постоянные набеги монголов и джунгар. Принимая русское подданство, они получили военную защиту от беспокойных южных соседей.
2. Республика Бурятия в XIII-XIX вв.
В XIII в. сюда переселяются монголоязычные буряты, занимающиеся скотоводством, охотой и рыболовством. К XVIII в. у этих племен происходит процесс разложения первобытнообщинного строя, формируется бурятская народность.
В XVII в. в Бурятию проникли первые русские казачьи отряды, построившие здесь ряд опорных пунктов - острогов. Вокруг них со временем селились русские крестьяне, служивые и промысловые люди. В течение XVII в. вся территория Бурятии была мирно включена в состав России. В 1666 году на высоком берегу реки Уда русские казаки воздвигли деревянную крепость, которая положила начало крупному купеческому городу Верхнеудинску, впоследствии ставшему столицей Бурятии - Улан-Удэ.
Однако распространение феодальных отношений вызывало стихийные протесты населения. Так, в 1685 г. вспыхнуло восстание бурят в Балаганской степи, а в 1696 г. восставшие русские крестьяне и буряты захватили Братский острог.
Установление Россией устойчивых пограничных рубежей привело к обособлению бурятских племен от остального монгольского мира. Царское правительство установило свою административно-управленческую систему в Забайкалье, однако внутреннее самоуправление осуществлялось бурятской знатью под контролем восточносибирской администрации. Строительство Транссибирской железной дороги, проходящей и через территорию Забайкалья, а также традиционные караванные пути, связывающие Россию со странами Юго-Восточной Азии, привели в XVIII-XIX веках к интенсивному экономическому развитию региона.
Во 2-й половине XVIII – 1-й половине XIX веков в Бурятии происходил рост товарно-денежных отношений. Вместо прежних натуральных повинностей буряты стали платить ясак деньгами. Жившие здесь же эвенки начали переходить от звероловства к кочевому скотоводству и земледелию. С освоением края русским населением зарождалась промышленность, расширялась внутренняя и внешняя торговля с Монголией и Китаем через Кяхту (к 1760 кяхтинская торговля составляла 67% общего торгового оборота России со странами Азии). По «Уставу об управлении инородцами» (1822) в бурятских ведомствах были учреждены степные думы во главе с представителями местной администрации – тайшами. В 18–19 веках наряду с шаманством, существовавшим у бурят, получают распространение православие и буддизм (ламаизм), проникший в Бурятию в конце 17 века из Тибета и Монголии.
Со 2-й половины 19 века Бурятия, как и вся Сибирь, постепенно втягивалась в общероссийский процесс капиталистического развития. Росла добыча золота (в 80-х гг. от 24 до 34 пудов в год); возникали кустарные промышленные предприятия: кожевенные, мукомольные, мыловаренные и др. Проведение Великой Сибирской магистрали (строилась в 1891–1905) способствовало росту промышленности и вовлечению Бурятии в общероссийский рынок. Зарождалась каменноугольная промышленность. Формировался рабочий класс. Поднималась товарность сельского хозяйства, которое приняло земледельческо-скотоводческое направление. В хозяйстве забайкальских бурят основным оставалось скотоводство. В конце 19 века часть бурятского населения перешла к оседлому образу жизни. В конце 19 – начале 20 веков в Бурятии была проведена волостная реформа. У иркутских бурят было изъято в колонизационный фонд 53% их земель, у забайкальских – 36%. Это вызвало резкое недовольство бурят. В 1904 в Бурятии было объявлено военное положение.
3. Республика Бурятия в первой половине XX века
В 1-ю мировую войну 1914–1918 буряты-казаки были призваны на фронт, тысячи бурят мобилизованы на тыловые работы. В период Февральской революции 1917 наряду с органами Временного правительства возникли Советы рабочих и солдатских депутатов. В деревнях создавались волостные, сельские и станичные комитеты, среди бурятского населения – национально-административные единицы – аймаки, хошуны и сомоны.
5 февраля 1918 года власть в Верхнеудинске перешла к Совету рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В течение февраля 1918 Советская власть была установлена на всей территории Бурятии. Летом 1918 Советская власть в Сибири была свергнута: в Забайкалье при поддержке японских империалистов установилась военная диктатура атамана Г. М. Семёнова, в августе 1918 Бурятию оккупировали японские войска, в апреле 1919 – американские войска. 2 марта 1920 части Красной Армии при поддержке партизан освободили Верхнеудинск. Западная Бурятия вошла в состав РСФСР, восточная – в Дальневосточную республику (ДВР). 9 января 1922 постановлением ВЦИК образована Бурят-Монгольская автономная область РСФСР. Бурятская АО была также создана в Восточном Забайкалье в составе ДВР.
После изгнания интервентов с Дальнего Востока и самоликвидации ДВР (в ноябре 1922) обе автономные области 30 мая 1923 объединились в Бурят-Монгольскую Автономная Советская Социалистическая Республику (АССР; с центром в городе Верхнеудинске) в составе РСФСР. Постановлением ЦИК СССР от 27 июля 1934 года город Верхнеудинск переименован в г. Улан-Удэ.
За годы предвоенных пятилеток в Бурятии были построены десятки крупнейших современных промышленных предприятий (локомотивовагоноремонтный и стекольный заводы, мясоконсервный комбинат и др.), создана энергетическая база, развивались угольная промышленность, машиностроение. Посевная площадь увеличилась более чем в 2 раза. К 1941 году колхозы объединяли 98,9% крестьянских хозяйств.
В 1937 г. от Республики были отделены и образованы Агинский Бурятский национальный округ в составе Читинской области, Усть-Ордынский Бурятский национальный округ в составе Иркутской области и отдельно Ольхонский район в составе Иркутской области.
4. Республика Бурятия в годы Великой Отечественной войны
За годы Великой отечественной войны в армию было призвано около 100 тыс. военнообязанных из Бурятии. В Забайкалье, в том числе Бурятии формировались воинские части, проводилась подготовка военных кадров и резервов для армии. Население проходило всеобщее военное обучение.
Многие тысячи бурят приняли непосредственное участие на фронтах Отечественной войны и в разгроме Квантунской армии Японии. Они героически сражались на всех фронтах от Прибалтики до Кавказа. В большинстве своем они служили в сибирских дивизиях: «30-й Иркутской», «55-й Иркутской», 82, 106, 116, 321, 399-й Забайкальских и др. Многие буряты командовали взводами, ротами, батальонами, полками, бригадами и дивизией, занимали ответственные должности в штабах и подразделениях, выполняли особо важные задания командования. В годы войны из среды бурятского народа выдвинулись военачальники генерал-майор И.В. Балдынов, полковник В.Б. Борсоев, будущие (послевоенные) генералы И.О. Тукеев, А.Б. Занданов, А.С. Шаракшанэ.
Труженики тыла, рабочие, колхозники, служащие и интеллигенция встали на боевую вахту и самоотверженно трудились под лозунгом «Все для фронта, все для победы!». Народное хозяйство было перестроено «на военный лад», трудящиеся перешли на военный режим работы. На предприятиях работали фронтовые комсомольско-молодежные бригады.
Многие предприятия республики перешли на производство вооружения и боеприпасов. Улан-Удэнский авиационный завод производил самолеты для фронта. Он был расширен за счет эвакуированных из Москвы цехов. Завод увеличивал выпуск военной продукции. На Улан-Удэнском паровозовагонном заводе были созданы новые цеха и освоен выпуск военной продукции. На заводе росло производство этой продукции. Оборонную продукцию давали мясокомбинат, судоремонтный завод и другие предприятия. Джидинский вольфрамовомолибденовый комбинат отправлял самолетостроительным, танкостроительным, артиллерийским заводам так нужный для брони металл. Комбинат поставлял до 50% нужного стране вольфрама. Валовая продукция промышленности республики в 1944 г. увеличилась по сравнению с 1940 г. на 24,5%, в том числе продукция металлообрабатывающей промышленности – 58%.
В условиях военного режима напряженно работал железнодорожный транспорт. Им внесен большой вклад в перевозку войск, вооружения, военного снаряжения, продовольствия и других грузов.
В годы войны вплоть до 1944 г. не сокращались посевные площади, но урожайность резко упала. Поголовье скота за это время также сократилось.
5. Республика Бурятия в послевоенные годы и на современном этапе.
В послевоенные годы была сооружена дамба в нижней части Улан-Удэ. В 1946 г. завершено строительство самого крупного в Улан-Удэ предприятия легкой промышленности — суконной фабрики.
В 1952 г. построено одно из красивейших зданий города — театр оперы и балета, по проекту московского архитектора А.Федорова.
В 1957 г. сдан в эксплуатацию новый железобетонный мост через р. Уду.
В июле 1958 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Бурят-Монгольская АССР была переименована в Бурятскую АССР.
В 1961 г. построена первая телевизионная станция, обслуживающая город и близлежащие сельские поселения, а в 1962 г. на базе технологического и строительного факультетов сельскохозяйственного института создан крупнейший в Забайкалье вуз — Восточно-Сибирский технологический институт.
В октябре 1990 года Верховный Совет Бурятской АССР провозгласил Декларацию о государственном суверенитете Бурятской ССР.
Учебно-тематический план
№ п/п | Содержание | Кол-во часов | В том числе- на к/р |
10 класс | |||
1 | Введение | 1 | |
2 | Бурятия в эпоху камня, бронзы и раннего железа. | 12 | 1 |
3 | Бурятия в эпоху Средневековья | 10 | 1 |
4 | Бурятия в XVII-XVIII веках | 17 | |
5 | Бурятия в XIX веке. | 10 | 1 |
6 | Бурятия в начале XX века | 11 | |
7 | Бурятия в период Первой мировой войны и падения самодержавия | 5 | 1 |
8 | Резервные уроки | 2 | |
Итого | 68 | 4 | |
11 класс | |||
1 | Введение | 1 | |
2 | Установление советской власти в Бурятии | 7 | |
3 | Образование Бурят - Монгольской АССР. Восстановление народного хозяйства в условиях НЭПА | 7 | 1 |
4 | Модернизационные процессы в Бурятии в конце 20-х и в 30-х гг. XX века | 13 | 1 |
5 | Вклад трудящихся Бурятии в дело разгрома фашистской Германии в годы Великой Отечественной войны. | 10 | |
6 | Бурятия в 1946 -1964 годах | 9 | 1 |
7 | Бурятия в 1965 -1985 годах | 8 | |
8 | Бурятия в конце XX – начале XXI века | 11 | 1 |
9 | Резервные уроки. Современная Бурятия. Наше село сегодня. | 2 | |
Итого | 68 | 4 |
Тематическое планирование по истории Бурятии I часть (10 класс)
№ урока | Название темы урока, раздела. |
1 | Введение. Знакомство с курсом. Краткая характеристика республики Бурятия. (1ч.) |
Глава I. Бурятия в эпоху камня, бронзы и раннего железа (12 ч.) | |
2-3 | Бурятия в эпоху палеолита. |
4-5 | Бурятия в эпоху мезолита. |
6-7 | Бурятия в эпоху неолита. |
8-9 | Бурятия в эпоху бронзы и раннего железа. |
10-11 | Бурятия в хуннское время. |
12 | Обобщение. Бурятия в эпоху камня, бронзы и раннего железа |
13 | Контрольная работа. Бурятия в эпоху камня, бронзы и раннего железа |
Глава II. Бурятия в эпоху Средневековья (10ч.) | |
14-15 | Ранние государства Центральной Азии и населения Бурятии в эпоху раннего средневековья. |
16-17 | Бурятия (Баргуджин-Токум) в Монгольской империи |
18-19 | Культура средневекового населения Бурятии. |
20-21 | Этногенез и культурогенез бурят |
22 | Обобщение. Бурятия в эпоху Средневековья |
23 | Контрольная работа. Бурятия в эпоху Средневековья. |
Глава III. Бурятия в XVII-XVIII вв. (17) | |
24-25 | Присоединение Бурятии к России. Сибирь в составе России. |
26-27 | Присоединение Бурятии к России. Присоединение Прибайкалья. |
28-29 | Присоединение Бурятии к России. Присоединение Забайкалья. |
30-31 | Управление краем. Общественный строй. Охрана границы. |
32-33 | Хозяйственное освоение края. Сельское хозяйство. |
34-35 | Зарождение и развитие промышленности, торговли |
36 | Социальные отношения русского населения Бурятии |
37 | Социальное развитие бурятского населения |
38-39 | Культура. Формирование религиозных конфессий. Просвещение. |
40 | Обобщение. Бурятия в XVII-XVIII вв. |
Глава IV. Бурятия в XIX в. (10ч.) | |
41-42 | Управление Бурятией. Реформа М.М. Сперанского. |
43 | Развитие сельского хозяйства. |
44-45 | Развитие промышленности и торговли. |
46-47 | Политическая ссылка. Общественное движение. |
48-49 | Религия, образование, наука, культура, здравоохранение. |
50 | Контрольная работа Бурятия в XIX в. |
Глава V. Бурятия в начале XX века (11 ч.) | |
51-52 | Административная и земельная реформы конца XIX – начале XX века. |
53-54 | Социально – экономическое развитие края. |
55-56 | Бурятия в период революции 1905-1907 гг. |
57-58 | Национальное движение и развитие общественно-политической мысли бурят в начале XX века. |
59 | Аграрное движение. |
60-61 | Развитие образования, культуры, здравоохранения и религии в начале XX века |
Глава VI. Бурятия в период Первой мировой войны (5 ч.+2ч. резерв) | |
62-63 | Бурятия в годы Первой мировой войны |
64-65 | Бурятия в период Февральской буржуазно-демократической революции |
66 | Контрольная работа |
67-68 | Резерв. Бурятия на современном этапе. История развития нашего села. |
II часть. (11 класс) | |
№ урока | Название темы урока, раздела. |
1 | Введение. Повторение материала, изученного в 10 классе. Знакомство с курсом (1 ч.) |
Глава I. Установление Советской власти в Бурятии (7ч.) | |
2 | Установление советской власти в Бурятии |
3 | Первые месяцы Советской власти в крае |
4-5 | Начало гражданской войны |
6-7 | Организация партизанского движения. Завершение гражданской войны. |
8 | Обобщение по теме: «Установление Советской власти в Бурятии» |
Глава II. Образование Бурят - Монгольской автономной советской социалистической республики. Восстановление народного хозяйства в условиях НЭП. (7 ч.) | |
9-10 | Образование Бурят - Монгольских автономных областей |
11-12 | Образование Бурят – Монгольской автономной советской социалистической республики |
13 | Восстановление и развитие народного хозяйства республики |
14 | Обобщение по теме «Образование Бурят - Монгольской автономной советской социалистической республики» |
15 | Контрольная работа по теме: «Установление Советской власти. Образование Бурят - Монгольской автономной советской социалистической республики» |
Глава III. Модернизационные процессы в Бурятии в конце 20-х и в 30-х гг. XX века (13 ч.) | |
16-17 | Индустриальное освоение Бурятии |
18 | Формирование рабочих коллективов в Бурятии |
19-20 | Коллективизация сельского хозяйства Бурятии |
21-22 | Завершение коллективизации в Бурятии |
23-24 | Формирование системы образования, здравоохранения, научных учреждений и культуры. |
25-26 | Общественно-политическая обстановка в Бурятии. |
27 | Обобщение по теме «Модернизационные процессы в Бурятии в конце 20-х и в 30-х гг. XX века». |
28 | Контрольная работа по теме «Модернизационные процессы в Бурятии в конце 20-х и в 30-х гг. XX века». |
Глава IV. Вклад трудящихся Бурятии в дело разгрома фашистской Германии в годы Великой Отечественной войны.(10 ч.) | |
29-30 | Перевод промышленности и сельского хозяйства Бурятии на нужды фронта |
31-32 | Трудовая и творческая активность трудящихся |
33 | Участие трудящихся Бурятии в движении всенародной помощи фронту. |
34-35 | Развитие образования, науки, культуры и здравоохранения |
36-37 | Воины Бурятии на фронтах Великой Отечественной войны. Наши односельчане на войне. |
38 | Обобщение. Вклад трудящихся Бурятии в дело разгрома фашистской Германии в годы Великой Отечественной войны. |
Глава V. Бурятия в 1946-1964 годах (9 ч.) | |
39-40 | Общественно-политическая жизнь Бурятии |
41-42 | Развитие промышленности |
43 | Развитие сельского хозяйства |
44-45 | Развитие науки, здравоохранения, образования и культуры |
46 | Обобщение. Бурятия в 1946-1964 годах. |
47 | Контрольная работа по теме: «Бурятия в 1946-1964 годах» |
Глава VI. Бурятия в 1965-1985 годах (8 ч.) | |
48-49 | Общественно-политическая обстановка в республике |
50-51 | Промышленное развитие республики |
52 | Сельское хозяйство |
53-54 | Развитие народного образования, науки и культуры. |
55 | Обобщение по теме «Бурятия в 1965-1985 годах». |
Глава VII. Бурятия в конце XX – начале XXI века (11+ 2 ч. резерв) | |
56-57 | Перестройка: изменения в общественно-политической жизни Бурятии. |
58-59 | На новом переломе истории: Бурятия в 90-е годы XX – начале XXI века. |
60-61 | Национально-государственное строительство Бурятии в 1990-е годы |
62-63 | Экономика Бурятии в 90-е годы. |
64 | Наука, образование и культура |
65 | Обобщение по теме: «Бурятия в конце XX – начале XXI века». |
66 | . Контрольная работа по теме «Бурятия в конце XX – начале XXI века». |
67-68 | Резерв. Современная Бурятия. Наше село сегодня. |
Календарно-тематическое планирование по истории Бурятии
10 класс
№ урока | Наименование раздела, тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Тема сообщений | Тип урока | Форма контроля | Домашнее задание | Дата | ||||
1 | Введение | 1 | Знакомство с курсом. Краткая характеристика республики Бурятия: географическое положение, климат, административные единицы, столица Бурятии, города, реки и т.д. | О Байкале | Урок изучения нового | Вопросы | Сочинение «Моя Бурятия» | 3.09 | ||||
Глава I. Бурятия в эпоху камня, бронзы и раннего железа. (12 ч.) | ||||||||||||
2-3 | Бурятия в эпоху палеолита | 2 | Заселение древними людьми территории Бурятии. Первобытно -общинный строй на территории Бурятия. Природные условия Забайкалья. Хозяйственные занятия людей. Технология изготовления орудий труда. Общественный строй. Находки Прибайкалья и Забайкалья. | Сообщение о материа- лах раскопок: Мальты, Бурети на Ангаре и Толбаги на Хилке | 1.Закрепл.2.Изуч. нового | Вопросы и задания на стр.10 | § 1 | 5.09 10.09. | ||||
4-5 | Бурятия в эпоху мезолита | 2 | Изменения в природе и их влияние на жизнь людей. Памятники среднекаменного века. Причины смены оседлого образа жизни на подвижный уклад. Хозяйственные занятия. Изменение в технологии изготовления орудий труда. | 1.Закрепл.2.Изуч. нового | В-сы и задания на стр.16 | § 2. Заполнить табл.: «Изменения в хоз. д-ти человека в эпоху мезолита | 12.09 17.09 | |||||
6-7 | Бурятия в эпоху неолита | 2 | Общие особенности неолитической эпохи. Неолит Прибайкалья, Забайкалья и зарождение производящего хозяйства. Изменения в технологии изготовления орудий труда. Общественные отношения. | 1.Закрепл.2.Изуч. нового | В-сы и задания на стр.24 | §3 Зап-ть табл.: «Археологи- ческие культуры эпохи неолита» | 19.09 24.09 | |||||
8-9 | Бурятия в эпоху бронзы и раннего железа. | 2 | Общие особенности бронзового века. Бронзовый век Прибайкалья, Забайкалья. Изменения в общественном строе. Культура плиточных могил. Кочевое скотоводство. Погребальный обряд и религиозные верования. Климатические изменения. Зарождение металлургии железа. | Культура плиточных могил | 1.Закрепл.2.Изуч. нового | Вопросы на стр.36 | §4. Заполнить таблицу: «Археоло- гические культуры эпохи бронзы» | 26.09 1.10 | ||||
10-11 | Бурятия в Хуннское время | 2 | Образование государства Хунну. Письменные источники. Государственный строй. Экономика хунну. Основные занятия населения: скотоводство, земледелие, гончарное дело . Металлообработка, обработка камня и кости. Жилища. Взаимоотношения хунну с соседними народами. Гибель государства Хунну. | Госу- дарство Хунну. | 1.Закрепл.2.Изуч. нового | Вопросы на стр.44 | § 5. | 3.10 8.10 | ||||
12-13 | Обобщение. Контрольная работа. Бурятия в эпоху камня, бронзы и раннего железа. | 2 | Основные события, произошедшие за данный период, их причины и последствия. Основные понятия и термины. Выступления с докладами. | Обощ. Учёт и контроль знаний | Вопросы на стр. 44 Тесты | § 1-5 Контр. вопросы на стр.45 | 10.10. 15.10 | |||||
Глава II. Бурятия в эпоху Средневековья (10 ч.) | ||||||||||||
14-15 | Ранние государства Центральной Азии и население Бурятии в эпоху раннего средневековья. | 2 | Хронологические рамки. Древние и ранние монгольские народы: Сяньби, ухуань, шивэй, курыканы, байырку, тюрки, уйгуры. Их расселение, хозяйственный быт и социальное устройство. Свидетельства археологии и письменные источники. | О развитии государст- венности ранних монгольс- ких наро- дов. | Урок изучения нового | Вопросы на стр. 56 | § 1 главы 2, зап-ть табл.: «Гос-ые образо- вания в эпоху раннего средневе- ковья» | 17.10 22.10 | ||||
16-17 | Бурятия (Баргуджин –Токум) в Монгольской империи. | 2 | Хронологические рамки. Кидани: хозяйство и быт, социальное устройство и культура. Становление Монгольского государства. Чингисхан. Значение Монгольской империи в мировой истории. Расселение монгольских племён. | Становление и развитие монгольского государства. Чингисхан. | 1.Закрепл. 2.Изуч. нового | Вопросы на стр. 64 | § 2 гл.2 | 24.10 29.10 | ||||
18-19 | Культура средневекового населения Бурятии | 2 | Хозяйство и быт, земледелие, ремёсла курыкан. Культурные связи и религиозные верования. | 1.Закрепл.2.Изуч. нового | Вопросы на стр. 69 | § 3 гл.2 | 31.10 12.11 | |||||
20-21 | Этногенез и культурогенез бурят. | 2 | О формировании бурят. Особенности культурогенеза в Бурятии. Основные хозяйственные занятия бурят. | 1.Закрепл 2.Изуч. нового | § 4 гл.2 | 14.11 19.11 | ||||||
22-23 | Обобщение. Контрольная работа. Бурятия в эпоху Средневековья. | 2 | Основные события, произошедшие за данный период, их причины и последствия. Основные понятия и термины. Выступления с докладами. | Обобщ. Учёт и контроль знаний | Вопросы на стр.73 Тесты | § 1-4 гл.2. Контр. вопросы на стр.73 | 21.11 26.11 | |||||
Глава III. Бурятия в XVII – XVIII вв. (17 ч.) | ||||||||||||
24-25 | Присоединение Бурятии к России. Сибирь в составе России | 2 | Переселение крестьян из Центральной России на окраины. Поход Ермака в сибирские земли. Разгром Сибирского ханства. Строительство острогов. | Поход Ермака. | Урок изучения нового | Как происхо- дило присоеди- нение Сибири? | § 1 гл.3 Найти дополн. материал | 28.11 3.12 | ||||
26-27 | Присоединение Бурятии к России. Присоединение Прибайкалья | 2 | Продвижение отряда казаков под командованием атаманов Поздея Фирсова и Василия Тюменца. Отряд атамана Михаила Перфильева. Пётр Бекетов. Отряд Якова Хрипунова . Николай Радуковский. Остроги: Братский, Верхоленский, Красноярский, Удинский, Иркутское зимовьё, Балаганский острог. | Комбинир. | Устное изложение материала | § 1 гл. 3 п.2 Найти дополн. информа- цию | 5.12 10.12 | |||||
28-29 | Присоединение Бурятии к России. Присоединение Забайкалья. | 2 | Максим Перфильев. Отряд Семёна Скорохода. Отряд Василия колесникова. Отряд Ивана Галкина. Остроги: зимовьё в устье Верхней Ангары, Ангарский острог, Баргузинский, Нерчинский, Баунтовский, Иргенский, Телембинский, Селенгинский, зимовьё в устье реки Уды, ставшее Удинским острогом, а в будущем – г.Верхнеудинск( Улан-Удэ), Тункинский острог. Нерчинский договор. Головин Фёдор Алексеевич. Савва Лукич Рагузинский. Окончательное закрепление Бурятии в составе России. | Комбинир. | В-сы на стр.81 | § 1гл.3 п.3 Найти доп. инфор- мацию | 12.12 17.12 | |||||
30-31 | Управление краем. Общественный строй. Охрана границы. | 2 | Посольский приказ. Приказ Казанского дворца. Сибирский приказ. Уезд ( во главе – воевода). Сибирская губерния с центром в Тобольске. «Инструкция пограничным дозорщикам». Категории крестьян, их обязательства. Бурятский род. Улус. «Степные конторы». Выступления в острогах. Челобитные царю. Баргузинский договор. Пятисотенный тунгусский казачий полк. Завершение вхождения Бурятии включением её в политическое, правовое и экономическое пространство России. | Создание Забайкальс- кого инородчес-кого казачьего войска. | 1.Изуч. нового | В-сы на стр. 85 | § 2 гл.3 | 19.12 24.12 | ||||
32-33 | Хозяйственное освоение края. Сельское хозяйство. | 2 | Заселение и хозяйственное освоение края. «Вольные переселенцы». Земледелие. Изменения в хоз-ом укладе бурят. Скотоводство. Промыслы: охота, рыболовство, собирательство, кузнечное дело, добыча железной руды и соли, домашнее производство, извоз. | 1.Закрепл. 2. Изуч. нового | В-сы (1-3) на стр.91 | § 3 гл. 3 (1-3 п.) Доп. инфор мация | 26.12 31.12 | |||||
34-35 | Зарождение и развитие промышлен -ности, торговли. | 2 | Промышленное освоение минеральных богатств Юго-Восточной Сибири. Сереброплавильные заводы. Железоделательные заводы. Промышленная добыча соли, солеваренные заводы. Тельминская суконная мануфактура. Предприятия кустарного типа. Домашнее производство. Разъездной характер торговли (купцы). Караванная торговля через Бурятию с Монголией и Китаем. Кяхтинская торговля. | Кяхта -важнейший центр внешней торговли России. | 1.Закрепл. 2.Изуч. нового | В-сы (4-7) на стр.91 | § 3 гл. 3 доп.мат-л, зап.табл. на стр. 91 | 15.01 17.01 | ||||
36 | Социальные отношения русского населения Бурятии | 1 | Формальная свобода сибирских крестьян (государевы пашенные крестьяне). Размер и виды податей и повинностей. Положение монастырских, горнозаводских крестьян. Приписные крестьяне. Казаки - служилые люди. | Комбинир. | Назовите социальные группы населения Бурятии в XVII – XVIII в.? Каково их было положение? | Дополн. литература | 22.01 | |||||
37 | Социальное развитие бурятского населения. | 1 | Колониальное положение Бурятии. Бурятия как источник сырья и рынок сбыта товаров. Обязанность местного населения – охрана границ с Казахстаном, Монголией, Китаем. Создание казачьих полков из бурят и эвенков. Выплата ясака – основная обязанность бурят перед российским государством. Имущественная дифференциация бурятского населения. Массовые движения протеста. | Комбинир. | В чём своеобразие орг-ции управления в отношении бурятского населения? | Дополн. литература | 24.01 | |||||
38-39 | Культура. Формирование религиозных конфессий. Просвещение. | 2 | Влияние культуры Западной Азии на Предбайкалье. Влияние монгольской культуры на Западное Забайкалье. Влияние тунгусов и маньчжуров на Восточное Забайкалье. Устное народное творчество бурят.«Гэсэр». Декоративно-прикладное искусство. Изобразительное искусство. Религия: шаманизм, ламаизм, христианство. Старообрядцы. Первая школа в Восточной Сибири- при Вознесенском монастыре в Иркутске. Школа для подготовки специалистов геодезического профиля. Навигационная школа в Нерчинске. Малое и главное народные училища в Иркутске. Малое народное училище в Верхнеудинске. Первая публичная библиотека в Иркутске. Изучение Бурятии исследователями. Значение присоединения к России в культурном развитии Бурятии. | Шаманизм. Ламаизм. Христианст-во. Старо-обрядцы. | 1. Закрепл. 2. Изуч. нового | В-сы на стр.100 | § 4. гл.3 Табл. На стр.100 | 28.01 31.01 | ||||
40 | Обобщение. Бурятия в XVII – XVIII вв.
| 1 | Основные события, произошедшие за данный период, их причины и последствия. Основные понятия и термины. Выступления с докладами. | Урок закреп-ления. | В-сы на стр.101 | § 1-4 гл.3 | 4.02 | |||||
Глава IV. Бурятия в XIX веке (10 ч.) | ||||||||||||
41-42 | Управление Бурятией. Реформа М.М.Сперанского. | 2 | Социальная структура бурятского общества в начале XIX века. М.М.Сперанский и его ревизии. Изменения, произошедшие в системе управления после реформы М.М.Сперанского. Последствия введения «Устава об управлении инородцев» для бурят и эвенков. Степная Дума как орган управления у бурят. Закон «Учреждение для управления сибирских губерний». | М.М. Сперанский. Степные Думы | Урок изучения нового | В-сы на стр. 108 | § 1 гл.4 | 7.02 11.02 | ||||
43 | Развитие сельского хозяйства | 1 | Изменения в скотоводческом хозяйстве в XIX веке. Особенности развития земледелия в нашем крае. Изменения в промыслах. Процесс разложения крестьянства на сельскую буржуазию и сельский пролетариат. Расширение внутреннего рынка сбыта с/х. продукции. Влияние реформы 1861 года на наш регион. | Комбинир. | В-сы на стр.113 | § 2 гл.4 Сравнит. таблица. | 14.02 | |||||
44-45 | Развитие промыщлен-ности и торговли | 2 | Особенности развития отраслей промышленности. Значение развития золотодобычи для нашего края и российской экономики. Строительство Транссибирской железнодорожной магистрали в Бурятии. Направления внутренней и внешней торговли. Становление забайкальского купечества. | Купцы в Бурятии | 1.Закрепл. 2.Изуч. нового | В-сы на стр.120 | § 3 гл.4 | 18.02 21.02 | ||||
46-47 | Политическая ссылка. Общественные движения. | 2 | Сибирь как место каторги и ссылки. Ссыльные в нашем крае. Влияние политической ссылки на жизнь Бурятии. Восстания и стачки. Создание кружков и других нелегальных организаций. Общественное течение «сибирское областничество» и его роль в общественном развитии нашего края. | Декабристы в Бурятии. | 1.Закрепл. 2.Изуч. нового | В-сы на стр.124 | § 4 гл.4 | 25.02 28.02 | ||||
48-49 | Религия, образование, наука, культура, здраво-охранение. | 2 | Влияние развития буддизма на развитие культуры. Высокий уровень распространения и влияния православного христианства. Шаманизм. Изменения системы среднего образования. Развитие учебных заведений. Развитие бурятской национальной школы. Организация Кяхтинского краеведческого музея и его значение в культурной жизни нашего края. Первые бурятские учёные. Создание Западно - Сибирского отдела Географического общества. Иркутск, Кяхта, Верхнеудинск, Нерчинск -культурные центры в Сибири. Развитие здравоохранения. | Первые учёные Бурятии. | 1.Закрепл. 2.Изуч. нового | В-сы на стр. 131-132 | § 5 гл.4 Табл. «Развитие образования в нашем крае» | 4.03 7.03 | ||||
50 | Контрольная работа. Бурятия в XIX веке. | 1 | Основные события, произошедшие за данный период, их причины и последствия. Основные понятия и термины. | Учёт и контроль знаний | Тесты | Не задано | 11.03 | |||||
Глава V. Бурятия в начале XX века (11 ч.) | ||||||||||||
51-52 | Администра-тивная и земельная реформы конца XIX – начале XX века.
| 2 | Особенности переселенческой политики Российского государства и её результаты. Влияние аграрной реформы правительства на общественное и административное устройство сибирского крестьянства. Последствия административной реформы. | Изуч. нового | В-сы на стр. 136 | § 1 гл.5 | 14.03 18.03 | |||||
53-54 | Социально-экономическое развитие края. | 2 | Значение Сибирской железнодорожной магистрали для экономического и социального развития Сибири и нашего края и для развития торговли. Развитие капиталистических отношений в нашем крае. | Великий Сибирский путь | 1.Закрепл. 2. Изуч. нового | В-сы на стр.138 | § 2 гл.5 | 21.03 1.04 | ||||
55-56 | Бурятия в период революции 1905-1907 гг. | 2 | Российские политические партии, действовавшие на территории края в начале XX века. Начало революционных событий края, причины участия трудящихся Бурятии в первой российской революции. Основные очаги революционного движения. Основная движущая сила революционного движения края. Основные итоги и последствия революционных событий в нашем крае. | 1.Закрепл. 2. Изуч. нового | В-сы на стр. 141 | § 3 гл.5 | 4.04 8.04 | |||||
57-58 | Национальное движение и развитие общественно-политической мысли бурят в начале XX века.
| 2 | Характеристика бурятского национального движения, его лидеры. Съезды (уездные, межуездные, областные и общегубернские) и их деятельность. Политические взгляды на развитие бурятского народа, появившиеся в национальном движении. | Лидеры бурятского националь-ного движения. | Комбинир. | В-сы на стр.146 | § 4 гл.5 | 11.04 15.04 | ||||
59 | Аграрное движение | 1 | Деятельность комиссии Куломзина, её роль в землеустроительной политике в нашем крае. Особенности крестьянского движения в нашем крае. | Изуч. нового | В-сы на стр. 148 | § 5 гл.5 | 18.04 | |||||
60-61 | Развитие образования, культуры, здравоохранения и религии в начале XX века | 2 | Изменения в национальной системе образования. Препятствия для развития бурятской школы. Особенности развития культуры, здравоохранения. Обновления в религии. | Комбинир. | В-сы на стр.152-153 | § 6 гл.5 Табл. «Развитие культуры в нашем крае» | 22.04 25.04 | |||||
Глава VI. Бурятия в период Первой мировой войны | ||||||||||||
62-63 | Бурятия в годы Первой мировой войны. | 2 | Влияние Первой мировой войны на экономику и политическую жизнь Бурятии. Изменения в структуре народного хозяйства Бурятии. Влияние войны на социально-экономическое положение населения нашего края. Участие забайкальских полков в Первой мировой войне. Переселение бурят на территорию Монголии. | Изуч. нового | В-сы на стр.158 | § 1 гл.6 | 29.04 2.05 | |||||
64-65 | Бурятия в период Февральской буржуазно-демократической революции | 2 | Причины Февральской революции. Партии, движения в Забайкалье после свержения самодержавия, их отношение к Временному правительству. Подъём бурятского национального движения в 1917 г. Влияние политики Временного правительства на развитие национального движения. | Комбинир. | В-сы на стр.162 | § 2 гл.6 Доп. материал | 6.05 9.05 | |||||
66 | Контрольная работа | 1 | Основные события, произошедшие за данный период, их причины и последствия. Основные понятия и термины и даты. | Учёт и контроль знаний | Тесты | § 1-2 | 13.05 | |||||
67-68 | Резерв | 2 | Семинар: сообщения, доклады, рефераты. | Уроки-семинары | 16.05 20.05 |
Календарно-тематическое планирование по истории Бурятии
11 класс
№ урока | Наименование раздела, тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Тема сообщений | Тип урока | Форма контроля | Домашнее задание | Дата | ||||
1 | Введение | 1 | Знакомство с курсом. Повторение изученного в 10 классе: краткая характеристика республики Бурятия: географическое положение, климат, административные единицы, символика РБ, столица Бурятии, города, реки и т.д. | Комбиниров | Беседа | с.5 Эссе «Моя малая родина» | 3.09 | |||||
Глава I. Установление Советской власти в Бурятии | ||||||||||||
2 | Установление Советской власти в Бурятии | 1 | Развитие политических событий в Забайкалье после свержения монархии. Характеристика партийной расстановки в Забайкалье в 1917-1918 гг. Изменения, произошедшие в трактовке большевиками права народов на самоопределение. Национальный вопрос. Отношение Бурнацкома к революционным изменениям. | Урок изучения нового | В-сы на стр.9 | § 1. Гл.1. Сост. хронологич. табл. на с.9 | 5.09 | |||||
3 | Первые месяцы Советской власти в крае | 1 | Создание новых советских органов управления в Бурятии. Характеристика социально-экономической политики Советов в Бурятии в первые послеоктябрьские месяцы, отличие от 1919 г. Меры, предпринимаемые большевиками для укрепления Советской власти в Бурятии. Значение и итоги III съезда представителей рабочих и крестьян, казаков и бурят Забайкалья. | «Как устанавлива-лась Советская власть в нашем крае» | Комбинир. | В-сы на стр. 11 | § 2. Гл. 1 | 10.09 | ||||
4-5 | Начало гражданской войны | 2 | Забайкалье – одно из удобных мест для нападения на молодую республику Советов. Основные черты внутренней политики правительства А.В.Колчака в Сибири. Деятельность Бурнацкома (Бурнацдумы) в годы гражданской войны. Характеристика проекта образования независимого федеративного «Велико-Монгольского государства». Почему он не был реализован. | А.В. Колчак Г.М.Семёнов | Изучение нового; | В-сы на стр. 16 | § 3. Гл.1 Начать составление таблицы «Этапы гражданской войны в нашем крае» | 12.09 17.09 | ||||
6-7 | Организация партизанского движения. Завершение гражданской войны. | 2 | Партизанское движение в нашем крае. Характеристика, роль, значение съездов трудового народа. Причины победы большевиков в войне. | Н. Каланда-ришвили; П. Балтахи-нова; М.М. Сахья-нова | Комбинир. | В-сы на стр. 20 | § 4 Гл.1 | 19.09 24.09 | ||||
8 | Обобщение по теме: «Установление Советской власти в Бурятии" | 1 | Основные события, произошедшие за данный период, их причины и последствия. Основные даты, понятия и термины. Выступления с докладами, сообщениями | Урок закрепления | В-сы на стр. 21 | § 1-4 Гл.1 Продолжить табл. «Этапы гражданской войны в нашем крае» | 26.09 | |||||
Глава II. Образование Бурят-Монгольской автономной советской социалистической республики (БМАССР). Восстановление народного хозяйства в условиях НЭП. | ||||||||||||
9-10 | Образование Бурят-Монгольских автономных областей | 2 | Понятие «Буферное государство». Причина его возникновения. Создание Дальневосточной республики (ДВР). Вопрос о национальной автономии. Значение создания автономии для бурятского народа. Влияние гражданской войны и военной интервенции на экономическое развитие Бурятии. | Изучение нового | В-сы на стр.26 | § 1 Гл.2 | 1.10 3.10 | |||||
11-12 | Образование Бурят-Монгольской автономной советской социалистической республики (БМАССР). | 2 | Суть изменений политики большевиков в вопросах национально-государственного строительства после окончания гражданской войны. Альтернативные пути объединения автономных областей и создания единой республики: Бурят -Монгольской АССР. Значение этого события для бурятского народа. | Рассказ о создании Б-МАССР | 1. Закрепл. 2. Изуч. нового | В-сы на стр. 30 | § 2. Гл. 2 | 8.10 10.10 | ||||
13 | Восстановление и развитие народного хозяйства республики | 1 | Состояние экономики Бурятии после окончания гражданской войны. Изменения в экономике с началом НЭП. Различные формы кооперации. Общественно-политическая жизнь республики в восстановительный период. Основные итоги восстановительного периода в промышленности и в сельском хозяйстве. | Комбинир. | В-сы на стр. 35 | § 3. Гл. 2 | 15.10 | |||||
14 | Обобщение по теме «Образование БМАССР» | 1 | Основные события, произошедшие за данный период, их причины и последствия. Основные даты, понятия и термины. Выступления с докладами, сообщениями | Закрепл. | В-сы на стр. 36 | Глава 2 | 17.10 | |||||
15 | Контрольная работа по I и II главе | 1 | Основные события, произошедшие за данный период, их причины и последствия. Основные понятия и термины и даты. | Учёт и контроль знаний | Тесты | Глава 2. | 22.10 | |||||
Глава III. Модернизационные процессы в Бурятии в конце 20-х и 30-х гг. XX века | ||||||||||||
16-17 | Индустриальное освоение Бурятии | 2 | Отрасли тяжёлой индустрии, созданные в 1928-1937 гг. Развитие лёгкой промышленности Бурятии за годы первых пятилеток. География размещения индустриальных производств. Источники средств осуществления индустриализации республики. | Изучен. нового | В-сы на стр. 4 0 | § 1 Глава 3 | 24.10 29.10 | |||||
18 | Формирование рабочих коллективов в Бурятии | 1 | Характеристика источников и форм пополнения рабочих кадров. | Комбинир. | В-сы на стр. 43 | § 2. Глава 3 | 31.10 | |||||
19-20 | Коллективизация сельского хозяйства Бурятии | 2 | Форсированный и насильственный характер коллективизации деревни в республике. Формы протеста крестьян в Бурятии. Общее и различия в политике индустриализации и коллективизации. | Изуч. нового. | В-сы на стр.48 | § 3 Глава 3 Зап-ть табл. «Коллективизация сельского хозяйства в Бурятии» | 12.11 14.11 | |||||
21-22 | Завершение коллективизации в Бурятии | 2 | Роль земельной реформы 1930-х гг. в развитии сельского хозяйства. Причины и значение оседания кочевых и полукочевых бурят. Социально-экономические результаты коллективизации в республике, достигнутые и недостигнутые цели. | Рассказ о проведении коллективизации в нашем районе. | Заккрепл. | В-сы на стр. 51 | §4 Глава 3. | 19.11 21.11 | ||||
23-24 | Формирование системы образования, здравоохранения, научных учреждений и культуры. | 2 | Понятие «культурная революция». Задачи культурного строительства в республике. Изменения, произошедшие в сфере общего, среднего специального и высшего образования, в области организации и проведении научных исследований. Развитие бурятской литературы, театрального и музыкального искусства. | Рассказ о достижениях бурятской культуры в 30-х годах XX века. | 1. Изуч. нового. 2. Закрепл | В-сы на стр.56 | § 5 Глава 3. | 26.11 28.11 | ||||
25-26 | Общественно-политическая обстановка в Бурятии | 2 | Взаимосвязь между политикой ускоренной модернизации и репрессиями. Репрессии представителей духовенства. Причины обвинения жителей республики в национализме и панмонголизме. Роль постановления ЦИК СССР «О разделе Восточно - Сибирской области на Иркутскую и Читинскую области» в развитии нашей республики. | Изуч. нового | В-сы на стр.58 | § 6. Глава 3 | 3.12 5.12 | |||||
27 | Обобщение по теме: «Модернизацион-ные процессы в Бурятии в конце 20-х и 30-х гг. XX века» | 1 | Основные события, произошедшие за данный период, их причины и последствия. Основные даты, понятия и термины. Выступления с докладами, сообщениями | Рассказ о деятельности знаменитых людей Бурятии | Закрепл. | В-сы на стр. 59 | § 1-6 Глава 3. | 10.12 | ||||
28 | Контрольная работа по теме «Модернизацион-ные процессы в Бурятии в конце 20-х и 30-х гг. XX века» | 1 | Основные события, произошедшие за данный период, их причины и последствия. Основные понятия и термины и даты. | Учёт и контроль знаний | Не задано | 12.12 | ||||||
Глава IV. Вклад трудящихся Бурятии в дело разгрома фашистской Германии в годы Великой Отечественной войны | ||||||||||||
29-30 | Перевод промышленности и сельского хозяйства Бурятии на нужды фронта | 2 | Основные направления, по которым происходила перестройка экономики республики на военный лад. Методы привлечения кадров на предприятия в военные годы. Виды оборонной, военной продукции, производимые на промышленных предприятиях в годы войны. Вклад сельского хозяйства республики в продовольственный фонд армии и страны. | О роли промышлен-ного предприятия Республики Бурятия в решении задач военной экономики. | Изуч. нового | В-сы на стр. 66 | § 1 Глава 4. | 17.12 19.12 | ||||
31-32 | Трудовая и творческая активность трудящихся | 2 | За счёт чего был обеспечен рост промышленного и сельско-хозяйственного производства в Бурятии. Широкое распространение среди работников промышленности, тружеников сельского хозяйства движения двухсотников, трёхсотников. Движение рационализаторов и изобретателей Бурятиию | Рассказ о самоотверженном труде людей времён ВОВ. (на конкретном примере) | Изуч. нового | В-сы на стр. 69 | § 2. Глава 4 | 24.12 26.12 | ||||
33 | Участие трудящихся Бурятии в движении всенародной помощи фронту | 1 | Участие тружеников Бурятии в создании и укреплении фонда обороны СССР. Сбор средств на строительство танковых колонн, авиаэскадрилий и другого вооружения. | Материаль-ное и моральное значение всенародной помощи фронту. Моя семья в годы ВОВ. | Комбинир. | В-сы на стр.73 | § 3 Глава 4 | 31.12 | ||||
34-35 | Развитие образования, науки, культуры и здравоохранения | 2 | Достижения культуры Бурятии в годы ВОВ. Роль культуры в годы ВОВ. Развитие науки республики в период войны. | О деятелях культуры или науки, работавших в военные годы | Изуч. нового | В-сы на стр. 77 | § 4. Глава 4. | 15.01 17.01 | ||||
36-37 | Воины Бурятии на фронтах Великой Отечественной войны | 2 | Героизм и подвиги воинов-уроженцев Бурятии на фронтах ВОВ. | О Герое ВОВ | Комбинир. | В-сы на стр.83 | § 5 Глава 4 Табл. «Крупные битвы 1941-1945 гг. и участие в них воинов-уроженцев Бурятии» | 22.01 24.01 | ||||
38 | Обобщение по теме: «Вклад трудящихся Бурятии в дело разгрома фашистской Германии в годы Великой Отечественной войны» | 1 | Основные события, произошедшие за данный период, их причины и последствия. Основные даты, понятия и термины. Выступления с докладами, сообщениями | Закрепл. | В-сы на стр.83 | § 1- 5 Глава 4. | 28.01 | |||||
Глава V. Бурятия в 1946-1964 годах | ||||||||||||
39-40 | Общественно-политическая жизнь Бурятии | 2 | Мероприятия, проведённые для улучшения материального благосостояния граждан республики. Смена руководства в послевоенной республике. Выборная система в СССР в послевоенные годы. Причины переименования Б-МАССР в Бур АССР и влияние этого на дальнейшее развитие республики. | А.У. Хахалов | 1. Изуч. нового. 2. Закрепл. | В-сы на стр.87 | § 1 Глава 5 | 31.01 4.02 | ||||
41-42 | Развитие промышленности | 2 | Этапы послевоенного экономического развития республики. Отрасли промышленности, получившие наибольшее развитие. Влияние рационального размещения промышленного производства на развитие республики. Итоги хозяйственной реформы 1957 г. для экономического развития республики. | О развитии отдельных отраслей промышлен-ности в республике. | 1. Изуч. нового. 2. Закрепл.
| В-сы на стр.94 | § 2 Глава 5 | 7.02 11.02 | ||||
43 | Развитие сельского хозяйства | 1 | Проблемы, стоящие перед сельским хозяйством республики в послевоенное время. Помощь страны, оказанная нашей республике. Значение сентябрьского Пленума ЦК КПСС (1953 г) и февральско-мартовского Пленума ЦК КПСС (1954 г) для развития сельского хозяйства. | Развитие животноводства в республике в послевоенное время: успехи и трудности. | Изуч. нового.
| В-сы на стр. 99 | § 3. Глава 5 | 14.02 | ||||
44-45 | Развитие науки, здравоохранения, образования и культуры. | 2 | Особенности развития культуры в послевоенное время в СССР, в Бурятии. Усиление идеологического влияния КПСС. Развитие национальной культуры. | О деятеле этого времени | 1. Изуч. нового. 2. Закрепл | В-сы на стр.106 | § 4 Глава 5. Табл. «Развитие культуры в послевоенное время» | 18.02 21.02 | ||||
46 | Обобщение по теме: «Бурятия в 1946-1964 годах» | 1 | Основные события, произошедшие за данный период, их причины и последствия. Основные даты, понятия и термины. Выступления с докладами, сообщениями. | Закрепл. | В-сы на стр.106 | § 1-4 глава 5. Подготовка к контр.работе | 25.02 | |||||
47 | Контрольная работа по IV и V главе | 1 | Основные события, произошедшие за данный период, их причины и последствия. Основные понятия и термины и даты. | Учёт знаний | Не задано | 28.02 | ||||||
Глава VI. Бурятия в 1965-1985 годах | ||||||||||||
48-49 | Общественно-политическая обстановка в республике | 2 | Особенности общественно-политического развития республики во второй половине 1960-х – начале 1980-х гг. Основные проблемы национального развития. Конституция Бурятской АССР 1978 г. | 1. Изуч. нового. 2. Закрепл | В-сы на стр.109 | § 1. Глава 6 | 4.03 7.03 | |||||
50-51 | Промышленное развитие республики | 2 | «Экстенсивный путь развития». Индустриальный потенциал Бурятии второй половины 1960-х – начала 1980-х. Крупные стройки и новые объекты Бурятии. Процессы урбанизации в республике и чем они были вызваны. | Комбиниров | В-сы на стр.115 | § 2 Глава 6. | 11.03 14.03 | |||||
52 | Сельское хозяйство | 1 | Важные изменения в жизни сёл Бурятии. Характеристика развития сельского хозяйства республики, оценка уровня его развития. Перемены и противоречия в социальном развитии села. Повседневная жизнь сельского населения республики. | Развитие сельского хозяйства района в рассматриваемый период. | Комбиниров | В-сы на стр.117 | § 3 Глава 6 | 18.03 | ||||
53-54 | Развитие народного образования, науки и культуры | 2 | Особенности развития образования и науки в 1960-1980-е годы. Противоречивость в политике культурного строительства и национального самосознания. Крупные научные учреждения в Улан-Удэ. | Развитие бурятской литературы | 1. Изуч. нового. 2. Закрепл | В-сы на стр.125 | § 4 Глава 6 | 21.03 1.04 | ||||
55 | Обобщение по теме: «Бурятия в 1965-1985 годах» | 1 | Основные события, произошедшие за данный период, их причины и последствия. Основные даты, понятия и термины. Выступления с докладами, сообщениями. | Закрепл. | В-сы на стр.125 | § 1- 4 Глава 6 | 4.04 | |||||
Глава VII. Бурятия в конце XX – начале XXI века | ||||||||||||
56-57 | Перестройка: изменения в общественно-политической жизни Бурятии | 2 | Главные изменения , произошедшие в Бурятии в годы перестройки в общественно-политической жизни. Как развивались политические события в годы перестройки? Политические деятели эпохи перестройки. Политика гласности, и к каким последствиям она привела. Какие партии были образованы, и в чём заключалась их деятельность? | Известные деятели | Комбиниров | В-сы на стр.129 | § 1 Глава 7 | 8.04 11.04 | ||||
58-59 | На новом переломе истории: Бурятия в 90-е годы XX – начале XXI века | 2 | События, послужившие началу перемен в политической жизни. Политические течения и их лидеры. Осуществление государственной власти в республике в результате политических реформ. Первый президент республики. Образование партий и политических блоков, их деятельность. | Комбиниров | В-сы на стр.134 | § 2 Глава 7 Написать эссе: «На новом переломе истории: факты и мнения» | 15.04 18.04 | |||||
60-61 | Национально-государственное строительство Бурятии в 1990-е годы | 2 | Принятие Декларации о государственном суверенитете Республики Бурятия, её сущность. Принятие Конституции Республики Бурятия, основные статьи Конституции. Национально-государственное строительство Бурятии в 1990-е годы. Какие органы государственной власти были созданы, и в чём заключалась их деятельность. | Комбиниров | В-сы на стр.139 | § 3 Глава 7 Заполнить таблицу на стр. 139 | 22.04 25.04 | |||||
62-63 | Экономика Бурятии в 90-е годы, XX – начале XXI века | 2 | Сущность экономических реформ данного периода. Политика правительства в области преодоления экономического кризиса. Отрицательные и положительные результаты экономических реформ для промышленности и сельского хозяйства Бурятии. | Комбиниров | В-сы на стр.144 | § 4 Глава 7. Заполнить таблицу на стр.144: «Экономичес- кие преобразова- ния в 90-е гг. XX века» | 29.04 2.05 | |||||
64 | Наука, образование и культура | 1 | Каким образом социально-экономические преобразования, повлияли на систему образования. Сущность этих изменений. Образовательные учреждения нового типа, открывшиеся в Бурятии. Система модернизации высшего образования и её результаты. Преобразования в сфере научно-исследовательских учреждениях. Основные направления развития учреждений культуры. | Изуч. нового. | В-сы на стр.150 | § 5 глава 7 | 6.05 | |||||
65 | Обобщение по теме: «Бурятия в конце XX – начале XXI века» | 1 | Основные события, произошедшие за данный период, их причины и последствия. Основные даты, понятия и термины. Выступления с докладами, сообщениями. | Закрепл. | В-сы на стр.150 | § 1-5 Глава 7 Подготовиться к контрольной работе | 9.05 | |||||
66 | Контрольная работа по VI –VII главе | 1 | Основные события, произошедшие за данный период, их причины и последствия. Основные даты, понятия и термины. Выступления с докладами, сообщениями. | Учёт и контроль знаний. |
| 13.05 | ||||||
67- 68 | Резерв | 2 | История развития нашего села. Исторические события, факты, связанные с нашим селом, районом. | Комбинир. | Дополн. литература, информация СМИ | 16.05 20.05 |
Прогнозируемые результаты:
• Развитие практических и исследовательских умений и навыков в области дополнительного краеведческого образования.
• Воспитание патриотизма и любви к своей малой Родине, создателей духовной и материальной культуры своего народа.
• Наиболее полное возрождение истории родного края (школы, села).
• Воспитание познавательной, социальной активности учащихся, способности ориентирования в обществе через краеведение.
• Краеведческие материалы.
• Введение краеведческого материала как одного из средств национально-регионального компонента в содержание учебно-воспитательных программ учителей предметников и классных руководителей.
• Приобщение родителей, жителей и общественности к патриотическому воспитанию детей и молодежи.
• Учебный курс не претендует на глубину и полноту объемов раскрытия всех вопросов истории Бурятии и исторического краеведения.
Критерии оценивания
Критерии | 5 (ОТЛ.) | 4 (ХОР.) | 3 (УД.) | 2 (НЕУД.) |
1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение) | Удачное использование правильной структуры ответа (введение -основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить) | Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов | Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя | Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы |
2. Умение анализиро- вать и делать выводы | Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями | Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются | Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются | Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий |
3. Иллюстрация своих мыслей | Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу | Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия |
4. Научная корректность (точность в использова- нии фактического материала) | Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений | Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений | Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними | Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы |
5. Работа с ключевыми понятиями | Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание | Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание | Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно | Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания |
6. Причинно-следственные связи | Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность | Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности | Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности | Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности |
7 тестовые задания | 100-91 % выполнено верно | 90-79% выполнено верно | 78-61% выполнено верно | 60% и менее |
Учебно-методическое обеспечение
1. История Бурятии: с древнейших времён до начала XX века: ч.1.- Улан-Удэ: Издательство «Бэлиг», 2009.г.
2. История Бурятии: с начала XX века до начала XXI века: ч. 2. – Улан-Удэ: Издательство «Бэлиг», 2009.г.
3. Цыбиктаров А.Д. Бурятия в древности. История: с древнейших времён до XVII века. Улан-Удэ: БГУ, 1999 г.
4 Бахаев В.Б., Шагдурова И.Н. История Бурятии, ч.I. Дореволюционный период: уч. пос. для 9-10 кл.- Улан-Удэ, 1995.
5. История Бурятии. Конец XIX в.-1941 г. Часть I. Учебная книга для средних учебных заведений, Улан-Удэ, 1993.
6. Выдающиеся бурятские деятели (XVII – нач. XX в.). Часть I. / Сост. Ш.Б.Чимитдоржиев, Т.М. Михайлов, Д.Б.Улымжиев. Улан-Удэ, БГУ, 2001 г.
7. Болонев Ф.Ф. Пахари и ратники русских волостей Западного Забайкалья в XIX – начале XX века. – Новосибирск: Книжица, 2005.
8. Аксёнова Е.Ю., Цыренова М.Г. Рабочая программа по истории Бурятии с древнейших времён до конца XVII века. Улан-Удэ, 2001.
9. Историко- культурный атлас Бурятии.
Электронные издания:
Бурятия: история, культура, современное общество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории Бурятии для 10 класса
Программа составлена к учебнику Цыбикторова А.Д., Дашибалова Б.Б. и других авторовиздательства "Бэлиг". Программа содержит актуальность, цели, задачи, специфику изучения истори...
Рабочая программа по истории Бурятии для 11 класса
Программа составлена к учебнику Тармаханова Е.Е., Санжиевой Т.Е и других авторовиздательства "Бэлиг". Программа содержит актуальность, цели, задачи, спецификуизучения истории Бурятии. Также прог...
Рабочая программа по литературе Бурятии 10 класс
Рабочая программа по литературе Бурятии 10 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/24/picture-1016987-1606189676.jpg)
Рабочая программа по истории Бурятии 11 класс
Знание истории родного края - основа, на которой осуществляется рост духовной культуры не только подрастающего поколения, но и всего общества. Данный курс направлен на развитие у подрастаю...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/24/picture-1016987-1606189676.jpg)
ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ БУРЯТИИ 10 КЛАСС
Рабочая программа по курсу «История Бурятии» для 10 класса разработана на основе нормативно-правовых документов: Федерального за...