Рабочая программа по истории Бурятии
рабочая программа по истории (10 класс) на тему
Рабочая программа по истории Бурятии для 10-11 кл. при 2-х часовой нагрузки в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по истории Бурятии для 10-11 кл. | 366.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В настоящее время, когда во всей стране, в т.ч. Бурятии, пробудился интерес к вопросам своих исторических корней и путей развития наций и народностей, возросла тяга к познанию утраченных за последние десятилетия своей этнической культуры, традиции и обычаев, школа должна стать центром живой этносоциальной культуры, школой диалога культур разных народов, их существования и взаимопроникновения. Краеведческая работа с учащимися в этих условиях становится одним из средств реализации программы развития национальной школы. Наша история – это наше прошлое, которое мы не можем изменить, но можем извлечь уроки, чтобы не повторить ошибок. У каждого человека должна быть гордость и ответственность за свой народ, за край, в котором он живёт. Такое отношение может возникнуть, если знать свою историю, людей, живших в далёкие времена. Наша Бурятия многонациональна, на протяжении веков крепла дружба между народами, шёл взаимообмен в способах хозяйствования, культурными ценностями. Все народы, населяющие Бурятию, общими усилиями творили историю.
Курс «История Бурятии» представляет собой один из вариантов изучения исторического краеведения в общеобразовательных школах. Курс рассчитан на изучение истории Бурятии в 10-11 классе. Программа базируется на временном государственном стандарте, разработанном в АОУ ДПО РБ РИКУиО. Актуальность программы Данный курс является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования. Он конкретизирует материал школьных курсов истории, дает знания по истории родного края.
Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости не возникает у людей сами по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, на которой родился и рос.
В наши дни высказывание академика Д.С.Лихачева «Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества» приобретает актуальное значение, и это направление является стержнем программы. В курсе учащиеся знакомятся с историей Бурятии, при этом особое внимание уделяют изучению местного краеведческого материала. История Бурятии представлена как составная часть истории России и базируется на философских категориях общего и особенного. Это позволяет показать особенности развития Бурятии, обладающей традициями и собственными жизненными устоями. В ходе изучения курса происходит знакомство ребят с традициями, обычаями, религией, памятниками природы, архитектуры, живописи, литературы. Это знакомство позволяет учащимся лучше понять и оценить традиционную культуру бурят и русских. Нельзя назвать истинно образованным, культурным человеком, гражданином того, кто не знает историю своей родины, своего народа, его прошлого и настоящего. История, исторические знания играют определяющую роль в формировании у подрастающего поколения гражданских патриотических чувств. Поэтому, я считаю, что в школьном курсе обязательно нужно отводить часы для изучения истории Бурятии.
Цели программы:
• Осознание учащимися своей взаимосвязи с прошлым и настоящим своего села, края, значимости наследия края для предыдущих поколений, для современных жителей республики и в целом России.
• Понимание учащимися своей ответственности за настоящее и будущее своей малой Родины - как жителя, хранителя и создателя наследия родного края.
• Формирования знаний о своем крае как современной среде обитания и о перспективах развития, о проблемах жителей.
• Формирование национального самосознания учащихся.
• Формирование интереса к истории как науке.
Программа составлена на основе учебников:
1) История Бурятии: с древнейших времён до начала XX века. Часть I. – Улан-Удэ: «Бэлиг», 2009.
2) История Бурятии. Часть II (1917-1998 гг.): учеб. Пос. для 10-11 кл. под ред. Е.Е.Тармаханова, С.Д.Намсараева: Улан-Удэ: «Бэлиг», 2000.
Программа преследует системный подход в изучении, цель программы - способствовать духовно-целостной и практической ориентации учащимся в их жизненном пространстве, а также их социальной адаптации, применять полученные знания и умения для самостоятельного познания родного края.
Задачи программы:
• Воспитание учащихся средствами туркраеведческой деятельности с опорой на принципы этнопедагогики, патриотизма и любви к Отечеству, к своей малой Родине.
• Активизация работы по изучению родного края, охране природы, памятников истории и культуры, традиции и обычаев местных жителей.
• Выявить, что еще не исследовано, что не попало в поле зрения профессиональных историков и краеведов.
• Быть не только исследователями прошлого, но и летописцами настоящего.
• Глубже понять специфику природы, истории и культуры родного края и их взаимосвязь с природой, историей и культурой своей республики, страны и в целом мира.
• Формирование познавательной и исследовательской деятельности.
• Дальнейшее развитие школьного историко-краеведческого музея
• Приобщение родителей, жителей и общественности села к краеведческой деятельности по патриотическому воспитанию детей и молодежи.
Теоретические знания и практические навыки, полученные учащимися в процессе занятий, закрепляются в летних экспедициях и походах, на уроках истории, географии, бурятского языка, на внеклассных мероприятиях.
Содержание учебного курса
1. Бурятия в древности.
С древнейших времен на территории современной Бурятии жили разные племена и народы. В каменном веке они занимались охотой и рыболовством. В эпоху бронзы появилась культура "плиточных могил", оставившая после себя древние памятники на могилах умерших, "оленные" камни среди степей и множество рисунков на скалах и в пещерах. Люди, жившие в те далекие времена, умели обрабатывать медь и бронзу, делать прекрасные украшения и предметы обихода.
Одна из интересных страниц в истории Бурятии связана с хунну, потеснившими "плиточников" во 3-2 веках до нашей эры. От многовекового господства этого конгломерата племен, создавших первое в Центральной Азии государственное объединение, осталось несколько городов-поселений и гигантских усыпальниц. На северных рубежах своих владений хунну построили укрепленный форпост - Нижнеиволгинское городище. На юге Бурятии известно большое число захоронений. Одно из них найдено в районе Кяхты, в Ильмовой пади.
После распада государства хунну племена, проживавшие на территории нынешней Бурятии, были втянуты в водоворот различных этнических образований. Здесь жили курыканы, монголоязычные кидани, ранние средневековые монгольские племена, а также предки тунгусов. В такой сложной исторической ситуации происходило образование эвенкийского и бурятского этносов. Сами буряты до присоединения к России испытывали постоянные набеги монголов и джунгар. Принимая русское подданство, они получили военную защиту от беспокойных южных соседей.
2. Республика Бурятия в XIII-XIX вв.
В XIII в. сюда переселяются монголоязычные буряты, занимающиеся скотоводством, охотой и рыболовством. К XVIII в. у этих племен происходит процесс разложения первобытнообщинного строя, формируется бурятская народность.
В XVII в. в Бурятию проникли первые русские казачьи отряды, построившие здесь ряд опорных пунктов - острогов. Вокруг них со временем селились русские крестьяне, служивые и промысловые люди. В течение XVII в. вся территория Бурятии была мирно включена в состав России. В 1666 году на высоком берегу реки Уда русские казаки воздвигли деревянную крепость, которая положила начало крупному купеческому городу Верхнеудинску, впоследствии ставшему столицей Бурятии - Улан-Удэ.
Однако распространение феодальных отношений вызывало стихийные протесты населения. Так, в 1685 г. вспыхнуло восстание бурят в Балаганской степи, а в 1696 г. восставшие русские крестьяне и буряты захватили Братский острог.
Установление Россией устойчивых пограничных рубежей привело к обособлению бурятских племен от остального монгольского мира. Царское правительство установило свою административно-управленческую систему в Забайкалье, однако внутреннее самоуправление осуществлялось бурятской знатью под контролем восточносибирской администрации. Строительство Транссибирской железной дороги, проходящей и через территорию Забайкалья, а также традиционные караванные пути, связывающие Россию со странами Юго-Восточной Азии, привели в XVIII-XIX веках к интенсивному экономическому развитию региона.
Во 2-й половине XVIII – 1-й половине XIX веков в Бурятии происходил рост товарно-денежных отношений. Вместо прежних натуральных повинностей буряты стали платить ясак деньгами. Жившие здесь же эвенки начали переходить от звероловства к кочевому скотоводству и земледелию. С освоением края русским населением зарождалась промышленность, расширялась внутренняя и внешняя торговля с Монголией и Китаем через Кяхту (к 1760 кяхтинская торговля составляла 67% общего торгового оборота России со странами Азии). По «Уставу об управлении инородцами» (1822) в бурятских ведомствах были учреждены степные думы во главе с представителями местной администрации – тайшами. В 18–19 веках наряду с шаманством, существовавшим у бурят, получают распространение православие и буддизм (ламаизм), проникший в Бурятию в конце 17 века из Тибета и Монголии.
Со 2-й половины 19 века Бурятия, как и вся Сибирь, постепенно втягивалась в общероссийский процесс капиталистического развития. Росла добыча золота (в 80-х гг. от 24 до 34 пудов в год); возникали кустарные промышленные предприятия: кожевенные, мукомольные, мыловаренные и др. Проведение Великой Сибирской магистрали (строилась в 1891–1905) способствовало росту промышленности и вовлечению Бурятии в общероссийский рынок. Зарождалась каменноугольная промышленность. Формировался рабочий класс. Поднималась товарность сельского хозяйства, которое приняло земледельческо-скотоводческое направление. В хозяйстве забайкальских бурят основным оставалось скотоводство. В конце 19 века часть бурятского населения перешла к оседлому образу жизни. В конце 19 – начале 20 веков в Бурятии была проведена волостная реформа. У иркутских бурят было изъято в колонизационный фонд 53% их земель, у забайкальских – 36%. Это вызвало резкое недовольство бурят. В 1904 в Бурятии было объявлено военное положение.
3. Республика Бурятия в первой половине XX века
В 1-ю мировую войну 1914–1918 буряты-казаки были призваны на фронт, тысячи бурят мобилизованы на тыловые работы. В период Февральской революции 1917 наряду с органами Временного правительства возникли Советы рабочих и солдатских депутатов. В деревнях создавались волостные, сельские и станичные комитеты, среди бурятского населения – национально-административные единицы – аймаки, хошуны и сомоны.
5 февраля 1918 года власть в Верхнеудинске перешла к Совету рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В течение февраля 1918 Советская власть была установлена на всей территории Бурятии. Летом 1918 Советская власть в Сибири была свергнута: в Забайкалье при поддержке японских империалистов установилась военная диктатура атамана Г. М. Семёнова, в августе 1918 Бурятию оккупировали японские войска, в апреле 1919 – американские войска. 2 марта 1920 части Красной Армии при поддержке партизан освободили Верхнеудинск. Западная Бурятия вошла в состав РСФСР, восточная – в Дальневосточную республику (ДВР). 9 января 1922 постановлением ВЦИК образована Бурят-Монгольская автономная область РСФСР. Бурятская АО была также создана в Восточном Забайкалье в составе ДВР.
После изгнания интервентов с Дальнего Востока и самоликвидации ДВР (в ноябре 1922) обе автономные области 30 мая 1923 объединились в Бурят-Монгольскую Автономная Советская Социалистическая Республику (АССР; с центром в городе Верхнеудинске) в составе РСФСР. Постановлением ЦИК СССР от 27 июля 1934 года город Верхнеудинск переименован в г. Улан-Удэ.
За годы предвоенных пятилеток в Бурятии были построены десятки крупнейших современных промышленных предприятий (локомотивовагоноремонтный и стекольный заводы, мясоконсервный комбинат и др.), создана энергетическая база, развивались угольная промышленность, машиностроение. Посевная площадь увеличилась более чем в 2 раза. К 1941 году колхозы объединяли 98,9% крестьянских хозяйств.
В 1937 г. от Республики были отделены и образованы Агинский Бурятский национальный округ в составе Читинской области, Усть-Ордынский Бурятский национальный округ в составе Иркутской области и отдельно Ольхонский район в составе Иркутской области.
4. Республика Бурятия в годы Великой Отечественной войны
За годы Великой отечественной войны в армию было призвано около 100 тыс. военнообязанных из Бурятии. В Забайкалье, в том числе Бурятии формировались воинские части, проводилась подготовка военных кадров и резервов для армии. Население проходило всеобщее военное обучение.
Многие тысячи бурят приняли непосредственное участие на фронтах Отечественной войны и в разгроме Квантунской армии Японии. Они героически сражались на всех фронтах от Прибалтики до Кавказа. В большинстве своем они служили в сибирских дивизиях: «30-й Иркутской», «55-й Иркутской», 82, 106, 116, 321, 399-й Забайкальских и др. Многие буряты командовали взводами, ротами, батальонами, полками, бригадами и дивизией, занимали ответственные должности в штабах и подразделениях, выполняли особо важные задания командования. В годы войны из среды бурятского народа выдвинулись военачальники генерал-майор И.В. Балдынов, полковник В.Б. Борсоев, будущие (послевоенные) генералы И.О. Тукеев, А.Б. Занданов, А.С. Шаракшанэ.
Труженики тыла, рабочие, колхозники, служащие и интеллигенция встали на боевую вахту и самоотверженно трудились под лозунгом «Все для фронта, все для победы!». Народное хозяйство было перестроено «на военный лад», трудящиеся перешли на военный режим работы. На предприятиях работали фронтовые комсомольско-молодежные бригады.
Многие предприятия республики перешли на производство вооружения и боеприпасов. Улан-Удэнский авиационный завод производил самолеты для фронта. Он был расширен за счет эвакуированных из Москвы цехов. Завод увеличивал выпуск военной продукции. На Улан-Удэнском паровозовагонном заводе были созданы новые цеха и освоен выпуск военной продукции. На заводе росло производство этой продукции. Оборонную продукцию давали мясокомбинат, судоремонтный завод и другие предприятия. Джидинский вольфрамовомолибденовый комбинат отправлял самолетостроительным, танкостроительным, артиллерийским заводам так нужный для брони металл. Комбинат поставлял до 50% нужного стране вольфрама. Валовая продукция промышленности республики в 1944 г. увеличилась по сравнению с 1940 г. на 24,5%, в том числе продукция металлообрабатывающей промышленности – 58%.
В условиях военного режима напряженно работал железнодорожный транспорт. Им внесен большой вклад в перевозку войск, вооружения, военного снаряжения, продовольствия и других грузов.
В годы войны вплоть до 1944 г. не сокращались посевные площади, но урожайность резко упала. Поголовье скота за это время также сократилось.
5. Республика Бурятия в послевоенные годы и на современном этапе.
В послевоенные годы была сооружена дамба в нижней части Улан-Удэ. В 1946 г. завершено строительство самого крупного в Улан-Удэ предприятия легкой промышленности — суконной фабрики.
В 1952 г. построено одно из красивейших зданий города — театр оперы и балета, по проекту московского архитектора А.Федорова.
В 1957 г. сдан в эксплуатацию новый железобетонный мост через р. Уду.
В июле 1958 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Бурят-Монгольская АССР была переименована в Бурятскую АССР.
В 1961 г. построена первая телевизионная станция, обслуживающая город и близлежащие сельские поселения, а в 1962 г. на базе технологического и строительного факультетов сельскохозяйственного института создан крупнейший в Забайкалье вуз — Восточно-Сибирский технологический институт.
В октябре 1990 года Верховный Совет Бурятской АССР провозгласил Декларацию о государственном суверенитете Бурятской ССР.
Учебно-тематический план
№ п/п | Содержание | Кол-во часов | В том числе- на к/р |
10 класс | |||
1 | Введение | 1 | |
2 | Бурятия в эпоху камня, бронзы и раннего железа. | 12 | 1 |
3 | Бурятия в эпоху Средневековья | 10 | 1 |
4 | Бурятия в XVII-XVIII веках | 17 | |
5 | Бурятия в XIX веке. | 10 | 1 |
6 | Бурятия в начале XX века | 11 | |
7 | Бурятия в период Первой мировой войны и падения самодержавия | 5 | 1 |
8 | Резервные уроки | 2 | |
Итого | 68 | 4 | |
11 класс | |||
1 | Введение | 1 | |
2 | Установление советской власти в Бурятии | 7 | |
3 | Образование Бурят - Монгольской АССР. Восстановление народного хозяйства в условиях НЭПА | 7 | 1 |
4 | Модернизационные процессы в Бурятии в конце 20-х и в 30-х гг. XX века | 13 | 1 |
5 | Вклад трудящихся Бурятии в дело разгрома фашистской Германии в годы Великой Отечественной войны. | 10 | |
6 | Бурятия в 1946 -1964 годах | 9 | 1 |
7 | Бурятия в 1965 -1985 годах | 8 | |
8 | Бурятия в конце XX – начале XXI века | 11 | 1 |
9 | Резервные уроки. Современная Бурятия. Наше село сегодня. | 2 | |
Итого | 68 | 4 |
Тематическое планирование по истории Бурятии I часть (10 класс)
№ урока | Название темы урока, раздела. |
1 | Введение. Знакомство с курсом. Краткая характеристика республики Бурятия. (1ч.) |
Глава I. Бурятия в эпоху камня, бронзы и раннего железа (12 ч.) | |
2-3 | Бурятия в эпоху палеолита. |
4-5 | Бурятия в эпоху мезолита. |
6-7 | Бурятия в эпоху неолита. |
8-9 | Бурятия в эпоху бронзы и раннего железа. |
10-11 | Бурятия в хуннское время. |
12 | Обобщение. Бурятия в эпоху камня, бронзы и раннего железа |
13 | Контрольная работа. Бурятия в эпоху камня, бронзы и раннего железа |
Глава II. Бурятия в эпоху Средневековья (10ч.) | |
14-15 | Ранние государства Центральной Азии и населения Бурятии в эпоху раннего средневековья. |
16-17 | Бурятия (Баргуджин-Токум) в Монгольской империи |
18-19 | Культура средневекового населения Бурятии. |
20-21 | Этногенез и культурогенез бурят |
22 | Обобщение. Бурятия в эпоху Средневековья |
23 | Контрольная работа. Бурятия в эпоху Средневековья. |
Глава III. Бурятия в XVII-XVIII вв. (17) | |
24-25 | Присоединение Бурятии к России. Сибирь в составе России. |
26-27 | Присоединение Бурятии к России. Присоединение Прибайкалья. |
28-29 | Присоединение Бурятии к России. Присоединение Забайкалья. |
30-31 | Управление краем. Общественный строй. Охрана границы. |
32-33 | Хозяйственное освоение края. Сельское хозяйство. |
34-35 | Зарождение и развитие промышленности, торговли |
36 | Социальные отношения русского населения Бурятии |
37 | Социальное развитие бурятского населения |
38-39 | Культура. Формирование религиозных конфессий. Просвещение. |
40 | Обобщение. Бурятия в XVII-XVIII вв. |
Глава IV. Бурятия в XIX в. (10ч.) | |
41-42 | Управление Бурятией. Реформа М.М. Сперанского. |
43 | Развитие сельского хозяйства. |
44-45 | Развитие промышленности и торговли. |
46-47 | Политическая ссылка. Общественное движение. |
48-49 | Религия, образование, наука, культура, здравоохранение. |
50 | Контрольная работа Бурятия в XIX в. |
Глава V. Бурятия в начале XX века (11 ч.) | |
51-52 | Административная и земельная реформы конца XIX – начале XX века. |
53-54 | Социально – экономическое развитие края. |
55-56 | Бурятия в период революции 1905-1907 гг. |
57-58 | Национальное движение и развитие общественно-политической мысли бурят в начале XX века. |
59 | Аграрное движение. |
60-61 | Развитие образования, культуры, здравоохранения и религии в начале XX века |
Глава VI. Бурятия в период Первой мировой войны (5 ч.+2ч. резерв) | |
62-63 | Бурятия в годы Первой мировой войны |
64-65 | Бурятия в период Февральской буржуазно-демократической революции |
66 | Контрольная работа |
67-68 | Резерв. Бурятия на современном этапе. История развития нашего села. |
II часть. (11 класс) | |
№ урока | Название темы урока, раздела. |
1 | Введение. Повторение материала, изученного в 10 классе. Знакомство с курсом (1 ч.) |
Глава I. Установление Советской власти в Бурятии (7ч.) | |
2 | Установление советской власти в Бурятии |
3 | Первые месяцы Советской власти в крае |
4-5 | Начало гражданской войны |
6-7 | Организация партизанского движения. Завершение гражданской войны. |
8 | Обобщение по теме: «Установление Советской власти в Бурятии» |
Глава II. Образование Бурят - Монгольской автономной советской социалистической республики. Восстановление народного хозяйства в условиях НЭП. (7 ч.) | |
9-10 | Образование Бурят - Монгольских автономных областей |
11-12 | Образование Бурят – Монгольской автономной советской социалистической республики |
13 | Восстановление и развитие народного хозяйства республики |
14 | Обобщение по теме «Образование Бурят - Монгольской автономной советской социалистической республики» |
15 | Контрольная работа по теме: «Установление Советской власти. Образование Бурят - Монгольской автономной советской социалистической республики» |
Глава III. Модернизационные процессы в Бурятии в конце 20-х и в 30-х гг. XX века (13 ч.) | |
16-17 | Индустриальное освоение Бурятии |
18 | Формирование рабочих коллективов в Бурятии |
19-20 | Коллективизация сельского хозяйства Бурятии |
21-22 | Завершение коллективизации в Бурятии |
23-24 | Формирование системы образования, здравоохранения, научных учреждений и культуры. |
25-26 | Общественно-политическая обстановка в Бурятии. |
27 | Обобщение по теме «Модернизационные процессы в Бурятии в конце 20-х и в 30-х гг. XX века». |
28 | Контрольная работа по теме «Модернизационные процессы в Бурятии в конце 20-х и в 30-х гг. XX века». |
Глава IV. Вклад трудящихся Бурятии в дело разгрома фашистской Германии в годы Великой Отечественной войны.(10 ч.) | |
29-30 | Перевод промышленности и сельского хозяйства Бурятии на нужды фронта |
31-32 | Трудовая и творческая активность трудящихся |
33 | Участие трудящихся Бурятии в движении всенародной помощи фронту. |
34-35 | Развитие образования, науки, культуры и здравоохранения |
36-37 | Воины Бурятии на фронтах Великой Отечественной войны. Наши односельчане на войне. |
38 | Обобщение. Вклад трудящихся Бурятии в дело разгрома фашистской Германии в годы Великой Отечественной войны. |
Глава V. Бурятия в 1946-1964 годах (9 ч.) | |
39-40 | Общественно-политическая жизнь Бурятии |
41-42 | Развитие промышленности |
43 | Развитие сельского хозяйства |
44-45 | Развитие науки, здравоохранения, образования и культуры |
46 | Обобщение. Бурятия в 1946-1964 годах. |
47 | Контрольная работа по теме: «Бурятия в 1946-1964 годах» |
Глава VI. Бурятия в 1965-1985 годах (8 ч.) | |
48-49 | Общественно-политическая обстановка в республике |
50-51 | Промышленное развитие республики |
52 | Сельское хозяйство |
53-54 | Развитие народного образования, науки и культуры. |
55 | Обобщение по теме «Бурятия в 1965-1985 годах». |
Глава VII. Бурятия в конце XX – начале XXI века (11+ 2 ч. резерв) | |
56-57 | Перестройка: изменения в общественно-политической жизни Бурятии. |
58-59 | На новом переломе истории: Бурятия в 90-е годы XX – начале XXI века. |
60-61 | Национально-государственное строительство Бурятии в 1990-е годы |
62-63 | Экономика Бурятии в 90-е годы. |
64 | Наука, образование и культура |
65 | Обобщение по теме: «Бурятия в конце XX – начале XXI века». |
66 | . Контрольная работа по теме «Бурятия в конце XX – начале XXI века». |
67-68 | Резерв. Современная Бурятия. Наше село сегодня. |
Календарно-тематическое планирование по истории Бурятии
10 класс
№ урока | Наименование раздела, тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Тема сообщений | Тип урока | Форма контроля | Домашнее задание | Дата | ||||
1 | Введение | 1 | Знакомство с курсом. Краткая характеристика республики Бурятия: географическое положение, климат, административные единицы, столица Бурятии, города, реки и т.д. | О Байкале | Урок изучения нового | Вопросы | Сочинение «Моя Бурятия» | 3.09 | ||||
Глава I. Бурятия в эпоху камня, бронзы и раннего железа. (12 ч.) | ||||||||||||
2-3 | Бурятия в эпоху палеолита | 2 | Заселение древними людьми территории Бурятии. Первобытно -общинный строй на территории Бурятия. Природные условия Забайкалья. Хозяйственные занятия людей. Технология изготовления орудий труда. Общественный строй. Находки Прибайкалья и Забайкалья. | Сообщение о материа- лах раскопок: Мальты, Бурети на Ангаре и Толбаги на Хилке | 1.Закрепл.2.Изуч. нового | Вопросы и задания на стр.10 | § 1 | 5.09 10.09. | ||||
4-5 | Бурятия в эпоху мезолита | 2 | Изменения в природе и их влияние на жизнь людей. Памятники среднекаменного века. Причины смены оседлого образа жизни на подвижный уклад. Хозяйственные занятия. Изменение в технологии изготовления орудий труда. | 1.Закрепл.2.Изуч. нового | В-сы и задания на стр.16 | § 2. Заполнить табл.: «Изменения в хоз. д-ти человека в эпоху мезолита | 12.09 17.09 | |||||
6-7 | Бурятия в эпоху неолита | 2 | Общие особенности неолитической эпохи. Неолит Прибайкалья, Забайкалья и зарождение производящего хозяйства. Изменения в технологии изготовления орудий труда. Общественные отношения. | 1.Закрепл.2.Изуч. нового | В-сы и задания на стр.24 | §3 Зап-ть табл.: «Археологи- ческие культуры эпохи неолита» | 19.09 24.09 | |||||
8-9 | Бурятия в эпоху бронзы и раннего железа. | 2 | Общие особенности бронзового века. Бронзовый век Прибайкалья, Забайкалья. Изменения в общественном строе. Культура плиточных могил. Кочевое скотоводство. Погребальный обряд и религиозные верования. Климатические изменения. Зарождение металлургии железа. | Культура плиточных могил | 1.Закрепл.2.Изуч. нового | Вопросы на стр.36 | §4. Заполнить таблицу: «Археоло- гические культуры эпохи бронзы» | 26.09 1.10 | ||||
10-11 | Бурятия в Хуннское время | 2 | Образование государства Хунну. Письменные источники. Государственный строй. Экономика хунну. Основные занятия населения: скотоводство, земледелие, гончарное дело . Металлообработка, обработка камня и кости. Жилища. Взаимоотношения хунну с соседними народами. Гибель государства Хунну. | Госу- дарство Хунну. | 1.Закрепл.2.Изуч. нового | Вопросы на стр.44 | § 5. | 3.10 8.10 | ||||
12-13 | Обобщение. Контрольная работа. Бурятия в эпоху камня, бронзы и раннего железа. | 2 | Основные события, произошедшие за данный период, их причины и последствия. Основные понятия и термины. Выступления с докладами. | Обощ. Учёт и контроль знаний | Вопросы на стр. 44 Тесты | § 1-5 Контр. вопросы на стр.45 | 10.10. 15.10 | |||||
Глава II. Бурятия в эпоху Средневековья (10 ч.) | ||||||||||||
14-15 | Ранние государства Центральной Азии и население Бурятии в эпоху раннего средневековья. | 2 | Хронологические рамки. Древние и ранние монгольские народы: Сяньби, ухуань, шивэй, курыканы, байырку, тюрки, уйгуры. Их расселение, хозяйственный быт и социальное устройство. Свидетельства археологии и письменные источники. | О развитии государст- венности ранних монгольс- ких наро- дов. | Урок изучения нового | Вопросы на стр. 56 | § 1 главы 2, зап-ть табл.: «Гос-ые образо- вания в эпоху раннего средневе- ковья» | 17.10 22.10 | ||||
16-17 | Бурятия (Баргуджин –Токум) в Монгольской империи. | 2 | Хронологические рамки. Кидани: хозяйство и быт, социальное устройство и культура. Становление Монгольского государства. Чингисхан. Значение Монгольской империи в мировой истории. Расселение монгольских племён. | Становление и развитие монгольского государства. Чингисхан. | 1.Закрепл. 2.Изуч. нового | Вопросы на стр. 64 | § 2 гл.2 | 24.10 29.10 | ||||
18-19 | Культура средневекового населения Бурятии | 2 | Хозяйство и быт, земледелие, ремёсла курыкан. Культурные связи и религиозные верования. | 1.Закрепл.2.Изуч. нового | Вопросы на стр. 69 | § 3 гл.2 | 31.10 12.11 | |||||
20-21 | Этногенез и культурогенез бурят. | 2 | О формировании бурят. Особенности культурогенеза в Бурятии. Основные хозяйственные занятия бурят. | 1.Закрепл 2.Изуч. нового | § 4 гл.2 | 14.11 19.11 | ||||||
22-23 | Обобщение. Контрольная работа. Бурятия в эпоху Средневековья. | 2 | Основные события, произошедшие за данный период, их причины и последствия. Основные понятия и термины. Выступления с докладами. | Обобщ. Учёт и контроль знаний | Вопросы на стр.73 Тесты | § 1-4 гл.2. Контр. вопросы на стр.73 | 21.11 26.11 | |||||
Глава III. Бурятия в XVII – XVIII вв. (17 ч.) | ||||||||||||
24-25 | Присоединение Бурятии к России. Сибирь в составе России | 2 | Переселение крестьян из Центральной России на окраины. Поход Ермака в сибирские земли. Разгром Сибирского ханства. Строительство острогов. | Поход Ермака. | Урок изучения нового | Как происхо- дило присоеди- нение Сибири? | § 1 гл.3 Найти дополн. материал | 28.11 3.12 | ||||
26-27 | Присоединение Бурятии к России. Присоединение Прибайкалья | 2 | Продвижение отряда казаков под командованием атаманов Поздея Фирсова и Василия Тюменца. Отряд атамана Михаила Перфильева. Пётр Бекетов. Отряд Якова Хрипунова . Николай Радуковский. Остроги: Братский, Верхоленский, Красноярский, Удинский, Иркутское зимовьё, Балаганский острог. | Комбинир. | Устное изложение материала | § 1 гл. 3 п.2 Найти дополн. информа- цию | 5.12 10.12 | |||||
28-29 | Присоединение Бурятии к России. Присоединение Забайкалья. | 2 | Максим Перфильев. Отряд Семёна Скорохода. Отряд Василия колесникова. Отряд Ивана Галкина. Остроги: зимовьё в устье Верхней Ангары, Ангарский острог, Баргузинский, Нерчинский, Баунтовский, Иргенский, Телембинский, Селенгинский, зимовьё в устье реки Уды, ставшее Удинским острогом, а в будущем – г.Верхнеудинск( Улан-Удэ), Тункинский острог. Нерчинский договор. Головин Фёдор Алексеевич. Савва Лукич Рагузинский. Окончательное закрепление Бурятии в составе России. | Комбинир. | В-сы на стр.81 | § 1гл.3 п.3 Найти доп. инфор- мацию | 12.12 17.12 | |||||
30-31 | Управление краем. Общественный строй. Охрана границы. | 2 | Посольский приказ. Приказ Казанского дворца. Сибирский приказ. Уезд ( во главе – воевода). Сибирская губерния с центром в Тобольске. «Инструкция пограничным дозорщикам». Категории крестьян, их обязательства. Бурятский род. Улус. «Степные конторы». Выступления в острогах. Челобитные царю. Баргузинский договор. Пятисотенный тунгусский казачий полк. Завершение вхождения Бурятии включением её в политическое, правовое и экономическое пространство России. | Создание Забайкальс- кого инородчес-кого казачьего войска. | 1.Изуч. нового | В-сы на стр. 85 | § 2 гл.3 | 19.12 24.12 | ||||
32-33 | Хозяйственное освоение края. Сельское хозяйство. | 2 | Заселение и хозяйственное освоение края. «Вольные переселенцы». Земледелие. Изменения в хоз-ом укладе бурят. Скотоводство. Промыслы: охота, рыболовство, собирательство, кузнечное дело, добыча железной руды и соли, домашнее производство, извоз. | 1.Закрепл. 2. Изуч. нового | В-сы (1-3) на стр.91 | § 3 гл. 3 (1-3 п.) Доп. инфор мация | 26.12 31.12 | |||||
34-35 | Зарождение и развитие промышлен -ности, торговли. | 2 | Промышленное освоение минеральных богатств Юго-Восточной Сибири. Сереброплавильные заводы. Железоделательные заводы. Промышленная добыча соли, солеваренные заводы. Тельминская суконная мануфактура. Предприятия кустарного типа. Домашнее производство. Разъездной характер торговли (купцы). Караванная торговля через Бурятию с Монголией и Китаем. Кяхтинская торговля. | Кяхта -важнейший центр внешней торговли России. | 1.Закрепл. 2.Изуч. нового | В-сы (4-7) на стр.91 | § 3 гл. 3 доп.мат-л, зап.табл. на стр. 91 | 15.01 17.01 | ||||
36 | Социальные отношения русского населения Бурятии | 1 | Формальная свобода сибирских крестьян (государевы пашенные крестьяне). Размер и виды податей и повинностей. Положение монастырских, горнозаводских крестьян. Приписные крестьяне. Казаки - служилые люди. | Комбинир. | Назовите социальные группы населения Бурятии в XVII – XVIII в.? Каково их было положение? | Дополн. литература | 22.01 | |||||
37 | Социальное развитие бурятского населения. | 1 | Колониальное положение Бурятии. Бурятия как источник сырья и рынок сбыта товаров. Обязанность местного населения – охрана границ с Казахстаном, Монголией, Китаем. Создание казачьих полков из бурят и эвенков. Выплата ясака – основная обязанность бурят перед российским государством. Имущественная дифференциация бурятского населения. Массовые движения протеста. | Комбинир. | В чём своеобразие орг-ции управления в отношении бурятского населения? | Дополн. литература | 24.01 | |||||
38-39 | Культура. Формирование религиозных конфессий. Просвещение. | 2 | Влияние культуры Западной Азии на Предбайкалье. Влияние монгольской культуры на Западное Забайкалье. Влияние тунгусов и маньчжуров на Восточное Забайкалье. Устное народное творчество бурят.«Гэсэр». Декоративно-прикладное искусство. Изобразительное искусство. Религия: шаманизм, ламаизм, христианство. Старообрядцы. Первая школа в Восточной Сибири- при Вознесенском монастыре в Иркутске. Школа для подготовки специалистов геодезического профиля. Навигационная школа в Нерчинске. Малое и главное народные училища в Иркутске. Малое народное училище в Верхнеудинске. Первая публичная библиотека в Иркутске. Изучение Бурятии исследователями. Значение присоединения к России в культурном развитии Бурятии. | Шаманизм. Ламаизм. Христианст-во. Старо-обрядцы. | 1. Закрепл. 2. Изуч. нового | В-сы на стр.100 | § 4. гл.3 Табл. На стр.100 | 28.01 31.01 | ||||
40 | Обобщение. Бурятия в XVII – XVIII вв.
| 1 | Основные события, произошедшие за данный период, их причины и последствия. Основные понятия и термины. Выступления с докладами. | Урок закреп-ления. | В-сы на стр.101 | § 1-4 гл.3 | 4.02 | |||||
Глава IV. Бурятия в XIX веке (10 ч.) | ||||||||||||
41-42 | Управление Бурятией. Реформа М.М.Сперанского. | 2 | Социальная структура бурятского общества в начале XIX века. М.М.Сперанский и его ревизии. Изменения, произошедшие в системе управления после реформы М.М.Сперанского. Последствия введения «Устава об управлении инородцев» для бурят и эвенков. Степная Дума как орган управления у бурят. Закон «Учреждение для управления сибирских губерний». | М.М. Сперанский. Степные Думы | Урок изучения нового | В-сы на стр. 108 | § 1 гл.4 | 7.02 11.02 | ||||
43 | Развитие сельского хозяйства | 1 | Изменения в скотоводческом хозяйстве в XIX веке. Особенности развития земледелия в нашем крае. Изменения в промыслах. Процесс разложения крестьянства на сельскую буржуазию и сельский пролетариат. Расширение внутреннего рынка сбыта с/х. продукции. Влияние реформы 1861 года на наш регион. | Комбинир. | В-сы на стр.113 | § 2 гл.4 Сравнит. таблица. | 14.02 | |||||
44-45 | Развитие промыщлен-ности и торговли | 2 | Особенности развития отраслей промышленности. Значение развития золотодобычи для нашего края и российской экономики. Строительство Транссибирской железнодорожной магистрали в Бурятии. Направления внутренней и внешней торговли. Становление забайкальского купечества. | Купцы в Бурятии | 1.Закрепл. 2.Изуч. нового | В-сы на стр.120 | § 3 гл.4 | 18.02 21.02 | ||||
46-47 | Политическая ссылка. Общественные движения. | 2 | Сибирь как место каторги и ссылки. Ссыльные в нашем крае. Влияние политической ссылки на жизнь Бурятии. Восстания и стачки. Создание кружков и других нелегальных организаций. Общественное течение «сибирское областничество» и его роль в общественном развитии нашего края. | Декабристы в Бурятии. | 1.Закрепл. 2.Изуч. нового | В-сы на стр.124 | § 4 гл.4 | 25.02 28.02 | ||||
48-49 | Религия, образование, наука, культура, здраво-охранение. | 2 | Влияние развития буддизма на развитие культуры. Высокий уровень распространения и влияния православного христианства. Шаманизм. Изменения системы среднего образования. Развитие учебных заведений. Развитие бурятской национальной школы. Организация Кяхтинского краеведческого музея и его значение в культурной жизни нашего края. Первые бурятские учёные. Создание Западно - Сибирского отдела Географического общества. Иркутск, Кяхта, Верхнеудинск, Нерчинск -культурные центры в Сибири. Развитие здравоохранения. | Первые учёные Бурятии. | 1.Закрепл. 2.Изуч. нового | В-сы на стр. 131-132 | § 5 гл.4 Табл. «Развитие образования в нашем крае» | 4.03 7.03 | ||||
50 | Контрольная работа. Бурятия в XIX веке. | 1 | Основные события, произошедшие за данный период, их причины и последствия. Основные понятия и термины. | Учёт и контроль знаний | Тесты | Не задано | 11.03 | |||||
Глава V. Бурятия в начале XX века (11 ч.) | ||||||||||||
51-52 | Администра-тивная и земельная реформы конца XIX – начале XX века.
| 2 | Особенности переселенческой политики Российского государства и её результаты. Влияние аграрной реформы правительства на общественное и административное устройство сибирского крестьянства. Последствия административной реформы. | Изуч. нового | В-сы на стр. 136 | § 1 гл.5 | 14.03 18.03 | |||||
53-54 | Социально-экономическое развитие края. | 2 | Значение Сибирской железнодорожной магистрали для экономического и социального развития Сибири и нашего края и для развития торговли. Развитие капиталистических отношений в нашем крае. | Великий Сибирский путь | 1.Закрепл. 2. Изуч. нового | В-сы на стр.138 | § 2 гл.5 | 21.03 1.04 | ||||
55-56 | Бурятия в период революции 1905-1907 гг. | 2 | Российские политические партии, действовавшие на территории края в начале XX века. Начало революционных событий края, причины участия трудящихся Бурятии в первой российской революции. Основные очаги революционного движения. Основная движущая сила революционного движения края. Основные итоги и последствия революционных событий в нашем крае. | 1.Закрепл. 2. Изуч. нового | В-сы на стр. 141 | § 3 гл.5 | 4.04 8.04 | |||||
57-58 | Национальное движение и развитие общественно-политической мысли бурят в начале XX века.
| 2 | Характеристика бурятского национального движения, его лидеры. Съезды (уездные, межуездные, областные и общегубернские) и их деятельность. Политические взгляды на развитие бурятского народа, появившиеся в национальном движении. | Лидеры бурятского националь-ного движения. | Комбинир. | В-сы на стр.146 | § 4 гл.5 | 11.04 15.04 | ||||
59 | Аграрное движение | 1 | Деятельность комиссии Куломзина, её роль в землеустроительной политике в нашем крае. Особенности крестьянского движения в нашем крае. | Изуч. нового | В-сы на стр. 148 | § 5 гл.5 | 18.04 | |||||
60-61 | Развитие образования, культуры, здравоохранения и религии в начале XX века | 2 | Изменения в национальной системе образования. Препятствия для развития бурятской школы. Особенности развития культуры, здравоохранения. Обновления в религии. | Комбинир. | В-сы на стр.152-153 | § 6 гл.5 Табл. «Развитие культуры в нашем крае» | 22.04 25.04 | |||||
Глава VI. Бурятия в период Первой мировой войны | ||||||||||||
62-63 | Бурятия в годы Первой мировой войны. | 2 | Влияние Первой мировой войны на экономику и политическую жизнь Бурятии. Изменения в структуре народного хозяйства Бурятии. Влияние войны на социально-экономическое положение населения нашего края. Участие забайкальских полков в Первой мировой войне. Переселение бурят на территорию Монголии. | Изуч. нового | В-сы на стр.158 | § 1 гл.6 | 29.04 2.05 | |||||
64-65 | Бурятия в период Февральской буржуазно-демократической революции | 2 | Причины Февральской революции. Партии, движения в Забайкалье после свержения самодержавия, их отношение к Временному правительству. Подъём бурятского национального движения в 1917 г. Влияние политики Временного правительства на развитие национального движения. | Комбинир. | В-сы на стр.162 | § 2 гл.6 Доп. материал | 6.05 9.05 | |||||
66 | Контрольная работа | 1 | Основные события, произошедшие за данный период, их причины и последствия. Основные понятия и термины и даты. | Учёт и контроль знаний | Тесты | § 1-2 | 13.05 | |||||
67-68 | Резерв | 2 | Семинар: сообщения, доклады, рефераты. | Уроки-семинары | 16.05 20.05 |
Календарно-тематическое планирование по истории Бурятии
11 класс
№ урока | Наименование раздела, тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Тема сообщений | Тип урока | Форма контроля | Домашнее задание | Дата | ||||
1 | Введение | 1 | Знакомство с курсом. Повторение изученного в 10 классе: краткая характеристика республики Бурятия: географическое положение, климат, административные единицы, символика РБ, столица Бурятии, города, реки и т.д. | Комбиниров | Беседа | с.5 Эссе «Моя малая родина» | 3.09 | |||||
Глава I. Установление Советской власти в Бурятии | ||||||||||||
2 | Установление Советской власти в Бурятии | 1 | Развитие политических событий в Забайкалье после свержения монархии. Характеристика партийной расстановки в Забайкалье в 1917-1918 гг. Изменения, произошедшие в трактовке большевиками права народов на самоопределение. Национальный вопрос. Отношение Бурнацкома к революционным изменениям. | Урок изучения нового | В-сы на стр.9 | § 1. Гл.1. Сост. хронологич. табл. на с.9 | 5.09 | |||||
3 | Первые месяцы Советской власти в крае | 1 | Создание новых советских органов управления в Бурятии. Характеристика социально-экономической политики Советов в Бурятии в первые послеоктябрьские месяцы, отличие от 1919 г. Меры, предпринимаемые большевиками для укрепления Советской власти в Бурятии. Значение и итоги III съезда представителей рабочих и крестьян, казаков и бурят Забайкалья. | «Как устанавлива-лась Советская власть в нашем крае» | Комбинир. | В-сы на стр. 11 | § 2. Гл. 1 | 10.09 | ||||
4-5 | Начало гражданской войны | 2 | Забайкалье – одно из удобных мест для нападения на молодую республику Советов. Основные черты внутренней политики правительства А.В.Колчака в Сибири. Деятельность Бурнацкома (Бурнацдумы) в годы гражданской войны. Характеристика проекта образования независимого федеративного «Велико-Монгольского государства». Почему он не был реализован. | А.В. Колчак Г.М.Семёнов | Изучение нового; | В-сы на стр. 16 | § 3. Гл.1 Начать составление таблицы «Этапы гражданской войны в нашем крае» | 12.09 17.09 | ||||
6-7 | Организация партизанского движения. Завершение гражданской войны. | 2 | Партизанское движение в нашем крае. Характеристика, роль, значение съездов трудового народа. Причины победы большевиков в войне. | Н. Каланда-ришвили; П. Балтахи-нова; М.М. Сахья-нова | Комбинир. | В-сы на стр. 20 | § 4 Гл.1 | 19.09 24.09 | ||||
8 | Обобщение по теме: «Установление Советской власти в Бурятии" | 1 | Основные события, произошедшие за данный период, их причины и последствия. Основные даты, понятия и термины. Выступления с докладами, сообщениями | Урок закрепления | В-сы на стр. 21 | § 1-4 Гл.1 Продолжить табл. «Этапы гражданской войны в нашем крае» | 26.09 | |||||
Глава II. Образование Бурят-Монгольской автономной советской социалистической республики (БМАССР). Восстановление народного хозяйства в условиях НЭП. | ||||||||||||
9-10 | Образование Бурят-Монгольских автономных областей | 2 | Понятие «Буферное государство». Причина его возникновения. Создание Дальневосточной республики (ДВР). Вопрос о национальной автономии. Значение создания автономии для бурятского народа. Влияние гражданской войны и военной интервенции на экономическое развитие Бурятии. | Изучение нового | В-сы на стр.26 | § 1 Гл.2 | 1.10 3.10 | |||||
11-12 | Образование Бурят-Монгольской автономной советской социалистической республики (БМАССР). | 2 | Суть изменений политики большевиков в вопросах национально-государственного строительства после окончания гражданской войны. Альтернативные пути объединения автономных областей и создания единой республики: Бурят -Монгольской АССР. Значение этого события для бурятского народа. | Рассказ о создании Б-МАССР | 1. Закрепл. 2. Изуч. нового | В-сы на стр. 30 | § 2. Гл. 2 | 8.10 10.10 | ||||
13 | Восстановление и развитие народного хозяйства республики | 1 | Состояние экономики Бурятии после окончания гражданской войны. Изменения в экономике с началом НЭП. Различные формы кооперации. Общественно-политическая жизнь республики в восстановительный период. Основные итоги восстановительного периода в промышленности и в сельском хозяйстве. | Комбинир. | В-сы на стр. 35 | § 3. Гл. 2 | 15.10 | |||||
14 | Обобщение по теме «Образование БМАССР» | 1 | Основные события, произошедшие за данный период, их причины и последствия. Основные даты, понятия и термины. Выступления с докладами, сообщениями | Закрепл. | В-сы на стр. 36 | Глава 2 | 17.10 | |||||
15 | Контрольная работа по I и II главе | 1 | Основные события, произошедшие за данный период, их причины и последствия. Основные понятия и термины и даты. | Учёт и контроль знаний | Тесты | Глава 2. | 22.10 | |||||
Глава III. Модернизационные процессы в Бурятии в конце 20-х и 30-х гг. XX века | ||||||||||||
16-17 | Индустриальное освоение Бурятии | 2 | Отрасли тяжёлой индустрии, созданные в 1928-1937 гг. Развитие лёгкой промышленности Бурятии за годы первых пятилеток. География размещения индустриальных производств. Источники средств осуществления индустриализации республики. | Изучен. нового | В-сы на стр. 4 0 | § 1 Глава 3 | 24.10 29.10 | |||||
18 | Формирование рабочих коллективов в Бурятии | 1 | Характеристика источников и форм пополнения рабочих кадров. | Комбинир. | В-сы на стр. 43 | § 2. Глава 3 | 31.10 | |||||
19-20 | Коллективизация сельского хозяйства Бурятии | 2 | Форсированный и насильственный характер коллективизации деревни в республике. Формы протеста крестьян в Бурятии. Общее и различия в политике индустриализации и коллективизации. | Изуч. нового. | В-сы на стр.48 | § 3 Глава 3 Зап-ть табл. «Коллективизация сельского хозяйства в Бурятии» | 12.11 14.11 | |||||
21-22 | Завершение коллективизации в Бурятии | 2 | Роль земельной реформы 1930-х гг. в развитии сельского хозяйства. Причины и значение оседания кочевых и полукочевых бурят. Социально-экономические результаты коллективизации в республике, достигнутые и недостигнутые цели. | Рассказ о проведении коллективизации в нашем районе. | Заккрепл. | В-сы на стр. 51 | §4 Глава 3. | 19.11 21.11 | ||||
23-24 | Формирование системы образования, здравоохранения, научных учреждений и культуры. | 2 | Понятие «культурная революция». Задачи культурного строительства в республике. Изменения, произошедшие в сфере общего, среднего специального и высшего образования, в области организации и проведении научных исследований. Развитие бурятской литературы, театрального и музыкального искусства. | Рассказ о достижениях бурятской культуры в 30-х годах XX века. | 1. Изуч. нового. 2. Закрепл | В-сы на стр.56 | § 5 Глава 3. | 26.11 28.11 | ||||
25-26 | Общественно-политическая обстановка в Бурятии | 2 | Взаимосвязь между политикой ускоренной модернизации и репрессиями. Репрессии представителей духовенства. Причины обвинения жителей республики в национализме и панмонголизме. Роль постановления ЦИК СССР «О разделе Восточно - Сибирской области на Иркутскую и Читинскую области» в развитии нашей республики. | Изуч. нового | В-сы на стр.58 | § 6. Глава 3 | 3.12 5.12 | |||||
27 | Обобщение по теме: «Модернизацион-ные процессы в Бурятии в конце 20-х и 30-х гг. XX века» | 1 | Основные события, произошедшие за данный период, их причины и последствия. Основные даты, понятия и термины. Выступления с докладами, сообщениями | Рассказ о деятельности знаменитых людей Бурятии | Закрепл. | В-сы на стр. 59 | § 1-6 Глава 3. | 10.12 | ||||
28 | Контрольная работа по теме «Модернизацион-ные процессы в Бурятии в конце 20-х и 30-х гг. XX века» | 1 | Основные события, произошедшие за данный период, их причины и последствия. Основные понятия и термины и даты. | Учёт и контроль знаний | Не задано | 12.12 | ||||||
Глава IV. Вклад трудящихся Бурятии в дело разгрома фашистской Германии в годы Великой Отечественной войны | ||||||||||||
29-30 | Перевод промышленности и сельского хозяйства Бурятии на нужды фронта | 2 | Основные направления, по которым происходила перестройка экономики республики на военный лад. Методы привлечения кадров на предприятия в военные годы. Виды оборонной, военной продукции, производимые на промышленных предприятиях в годы войны. Вклад сельского хозяйства республики в продовольственный фонд армии и страны. | О роли промышлен-ного предприятия Республики Бурятия в решении задач военной экономики. | Изуч. нового | В-сы на стр. 66 | § 1 Глава 4. | 17.12 19.12 | ||||
31-32 | Трудовая и творческая активность трудящихся | 2 | За счёт чего был обеспечен рост промышленного и сельско-хозяйственного производства в Бурятии. Широкое распространение среди работников промышленности, тружеников сельского хозяйства движения двухсотников, трёхсотников. Движение рационализаторов и изобретателей Бурятиию | Рассказ о самоотверженном труде людей времён ВОВ. (на конкретном примере) | Изуч. нового | В-сы на стр. 69 | § 2. Глава 4 | 24.12 26.12 | ||||
33 | Участие трудящихся Бурятии в движении всенародной помощи фронту | 1 | Участие тружеников Бурятии в создании и укреплении фонда обороны СССР. Сбор средств на строительство танковых колонн, авиаэскадрилий и другого вооружения. | Материаль-ное и моральное значение всенародной помощи фронту. Моя семья в годы ВОВ. | Комбинир. | В-сы на стр.73 | § 3 Глава 4 | 31.12 | ||||
34-35 | Развитие образования, науки, культуры и здравоохранения | 2 | Достижения культуры Бурятии в годы ВОВ. Роль культуры в годы ВОВ. Развитие науки республики в период войны. | О деятелях культуры или науки, работавших в военные годы | Изуч. нового | В-сы на стр. 77 | § 4. Глава 4. | 15.01 17.01 | ||||
36-37 | Воины Бурятии на фронтах Великой Отечественной войны | 2 | Героизм и подвиги воинов-уроженцев Бурятии на фронтах ВОВ. | О Герое ВОВ | Комбинир. | В-сы на стр.83 | § 5 Глава 4 Табл. «Крупные битвы 1941-1945 гг. и участие в них воинов-уроженцев Бурятии» | 22.01 24.01 | ||||
38 | Обобщение по теме: «Вклад трудящихся Бурятии в дело разгрома фашистской Германии в годы Великой Отечественной войны» | 1 | Основные события, произошедшие за данный период, их причины и последствия. Основные даты, понятия и термины. Выступления с докладами, сообщениями | Закрепл. | В-сы на стр.83 | § 1- 5 Глава 4. | 28.01 | |||||
Глава V. Бурятия в 1946-1964 годах | ||||||||||||
39-40 | Общественно-политическая жизнь Бурятии | 2 | Мероприятия, проведённые для улучшения материального благосостояния граждан республики. Смена руководства в послевоенной республике. Выборная система в СССР в послевоенные годы. Причины переименования Б-МАССР в Бур АССР и влияние этого на дальнейшее развитие республики. | А.У. Хахалов | 1. Изуч. нового. 2. Закрепл. | В-сы на стр.87 | § 1 Глава 5 | 31.01 4.02 | ||||
41-42 | Развитие промышленности | 2 | Этапы послевоенного экономического развития республики. Отрасли промышленности, получившие наибольшее развитие. Влияние рационального размещения промышленного производства на развитие республики. Итоги хозяйственной реформы 1957 г. для экономического развития республики. | О развитии отдельных отраслей промышлен-ности в республике. | 1. Изуч. нового. 2. Закрепл.
| В-сы на стр.94 | § 2 Глава 5 | 7.02 11.02 | ||||
43 | Развитие сельского хозяйства | 1 | Проблемы, стоящие перед сельским хозяйством республики в послевоенное время. Помощь страны, оказанная нашей республике. Значение сентябрьского Пленума ЦК КПСС (1953 г) и февральско-мартовского Пленума ЦК КПСС (1954 г) для развития сельского хозяйства. | Развитие животноводства в республике в послевоенное время: успехи и трудности. | Изуч. нового.
| В-сы на стр. 99 | § 3. Глава 5 | 14.02 | ||||
44-45 | Развитие науки, здравоохранения, образования и культуры. | 2 | Особенности развития культуры в послевоенное время в СССР, в Бурятии. Усиление идеологического влияния КПСС. Развитие национальной культуры. | О деятеле этого времени | 1. Изуч. нового. 2. Закрепл | В-сы на стр.106 | § 4 Глава 5. Табл. «Развитие культуры в послевоенное время» | 18.02 21.02 | ||||
46 | Обобщение по теме: «Бурятия в 1946-1964 годах» | 1 | Основные события, произошедшие за данный период, их причины и последствия. Основные даты, понятия и термины. Выступления с докладами, сообщениями. | Закрепл. | В-сы на стр.106 | § 1-4 глава 5. Подготовка к контр.работе | 25.02 | |||||
47 | Контрольная работа по IV и V главе | 1 | Основные события, произошедшие за данный период, их причины и последствия. Основные понятия и термины и даты. | Учёт знаний | Не задано | 28.02 | ||||||
Глава VI. Бурятия в 1965-1985 годах | ||||||||||||
48-49 | Общественно-политическая обстановка в республике | 2 | Особенности общественно-политического развития республики во второй половине 1960-х – начале 1980-х гг. Основные проблемы национального развития. Конституция Бурятской АССР 1978 г. | 1. Изуч. нового. 2. Закрепл | В-сы на стр.109 | § 1. Глава 6 | 4.03 7.03 | |||||
50-51 | Промышленное развитие республики | 2 | «Экстенсивный путь развития». Индустриальный потенциал Бурятии второй половины 1960-х – начала 1980-х. Крупные стройки и новые объекты Бурятии. Процессы урбанизации в республике и чем они были вызваны. | Комбиниров | В-сы на стр.115 | § 2 Глава 6. | 11.03 14.03 | |||||
52 | Сельское хозяйство | 1 | Важные изменения в жизни сёл Бурятии. Характеристика развития сельского хозяйства республики, оценка уровня его развития. Перемены и противоречия в социальном развитии села. Повседневная жизнь сельского населения республики. | Развитие сельского хозяйства района в рассматриваемый период. | Комбиниров | В-сы на стр.117 | § 3 Глава 6 | 18.03 | ||||
53-54 | Развитие народного образования, науки и культуры | 2 | Особенности развития образования и науки в 1960-1980-е годы. Противоречивость в политике культурного строительства и национального самосознания. Крупные научные учреждения в Улан-Удэ. | Развитие бурятской литературы | 1. Изуч. нового. 2. Закрепл | В-сы на стр.125 | § 4 Глава 6 | 21.03 1.04 | ||||
55 | Обобщение по теме: «Бурятия в 1965-1985 годах» | 1 | Основные события, произошедшие за данный период, их причины и последствия. Основные даты, понятия и термины. Выступления с докладами, сообщениями. | Закрепл. | В-сы на стр.125 | § 1- 4 Глава 6 | 4.04 | |||||
Глава VII. Бурятия в конце XX – начале XXI века | ||||||||||||
56-57 | Перестройка: изменения в общественно-политической жизни Бурятии | 2 | Главные изменения , произошедшие в Бурятии в годы перестройки в общественно-политической жизни. Как развивались политические события в годы перестройки? Политические деятели эпохи перестройки. Политика гласности, и к каким последствиям она привела. Какие партии были образованы, и в чём заключалась их деятельность? | Известные деятели | Комбиниров | В-сы на стр.129 | § 1 Глава 7 | 8.04 11.04 | ||||
58-59 | На новом переломе истории: Бурятия в 90-е годы XX – начале XXI века | 2 | События, послужившие началу перемен в политической жизни. Политические течения и их лидеры. Осуществление государственной власти в республике в результате политических реформ. Первый президент республики. Образование партий и политических блоков, их деятельность. | Комбиниров | В-сы на стр.134 | § 2 Глава 7 Написать эссе: «На новом переломе истории: факты и мнения» | 15.04 18.04 | |||||
60-61 | Национально-государственное строительство Бурятии в 1990-е годы | 2 | Принятие Декларации о государственном суверенитете Республики Бурятия, её сущность. Принятие Конституции Республики Бурятия, основные статьи Конституции. Национально-государственное строительство Бурятии в 1990-е годы. Какие органы государственной власти были созданы, и в чём заключалась их деятельность. | Комбиниров | В-сы на стр.139 | § 3 Глава 7 Заполнить таблицу на стр. 139 | 22.04 25.04 | |||||
62-63 | Экономика Бурятии в 90-е годы, XX – начале XXI века | 2 | Сущность экономических реформ данного периода. Политика правительства в области преодоления экономического кризиса. Отрицательные и положительные результаты экономических реформ для промышленности и сельского хозяйства Бурятии. | Комбиниров | В-сы на стр.144 | § 4 Глава 7. Заполнить таблицу на стр.144: «Экономичес- кие преобразова- ния в 90-е гг. XX века» | 29.04 2.05 | |||||
64 | Наука, образование и культура | 1 | Каким образом социально-экономические преобразования, повлияли на систему образования. Сущность этих изменений. Образовательные учреждения нового типа, открывшиеся в Бурятии. Система модернизации высшего образования и её результаты. Преобразования в сфере научно-исследовательских учреждениях. Основные направления развития учреждений культуры. | Изуч. нового. | В-сы на стр.150 | § 5 глава 7 | 6.05 | |||||
65 | Обобщение по теме: «Бурятия в конце XX – начале XXI века» | 1 | Основные события, произошедшие за данный период, их причины и последствия. Основные даты, понятия и термины. Выступления с докладами, сообщениями. | Закрепл. | В-сы на стр.150 | § 1-5 Глава 7 Подготовиться к контрольной работе | 9.05 | |||||
66 | Контрольная работа по VI –VII главе | 1 | Основные события, произошедшие за данный период, их причины и последствия. Основные даты, понятия и термины. Выступления с докладами, сообщениями. | Учёт и контроль знаний. |
| 13.05 | ||||||
67- 68 | Резерв | 2 | История развития нашего села. Исторические события, факты, связанные с нашим селом, районом. | Комбинир. | Дополн. литература, информация СМИ | 16.05 20.05 |
Прогнозируемые результаты:
• Развитие практических и исследовательских умений и навыков в области дополнительного краеведческого образования.
• Воспитание патриотизма и любви к своей малой Родине, создателей духовной и материальной культуры своего народа.
• Наиболее полное возрождение истории родного края (школы, села).
• Воспитание познавательной, социальной активности учащихся, способности ориентирования в обществе через краеведение.
• Краеведческие материалы.
• Введение краеведческого материала как одного из средств национально-регионального компонента в содержание учебно-воспитательных программ учителей предметников и классных руководителей.
• Приобщение родителей, жителей и общественности к патриотическому воспитанию детей и молодежи.
• Учебный курс не претендует на глубину и полноту объемов раскрытия всех вопросов истории Бурятии и исторического краеведения.
Критерии оценивания
Критерии | 5 (ОТЛ.) | 4 (ХОР.) | 3 (УД.) | 2 (НЕУД.) |
1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение) | Удачное использование правильной структуры ответа (введение -основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить) | Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов | Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя | Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы |
2. Умение анализиро- вать и делать выводы | Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями | Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются | Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются | Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий |
3. Иллюстрация своих мыслей | Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу | Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия |
4. Научная корректность (точность в использова- нии фактического материала) | Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений | Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений | Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними | Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы |
5. Работа с ключевыми понятиями | Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание | Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание | Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно | Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания |
6. Причинно-следственные связи | Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность | Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности | Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности | Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности |
7 тестовые задания | 100-91 % выполнено верно | 90-79% выполнено верно | 78-61% выполнено верно | 60% и менее |
Учебно-методическое обеспечение
1. История Бурятии: с древнейших времён до начала XX века: ч.1.- Улан-Удэ: Издательство «Бэлиг», 2009.г.
2. История Бурятии: с начала XX века до начала XXI века: ч. 2. – Улан-Удэ: Издательство «Бэлиг», 2009.г.
3. Цыбиктаров А.Д. Бурятия в древности. История: с древнейших времён до XVII века. Улан-Удэ: БГУ, 1999 г.
4 Бахаев В.Б., Шагдурова И.Н. История Бурятии, ч.I. Дореволюционный период: уч. пос. для 9-10 кл.- Улан-Удэ, 1995.
5. История Бурятии. Конец XIX в.-1941 г. Часть I. Учебная книга для средних учебных заведений, Улан-Удэ, 1993.
6. Выдающиеся бурятские деятели (XVII – нач. XX в.). Часть I. / Сост. Ш.Б.Чимитдоржиев, Т.М. Михайлов, Д.Б.Улымжиев. Улан-Удэ, БГУ, 2001 г.
7. Болонев Ф.Ф. Пахари и ратники русских волостей Западного Забайкалья в XIX – начале XX века. – Новосибирск: Книжица, 2005.
8. Аксёнова Е.Ю., Цыренова М.Г. Рабочая программа по истории Бурятии с древнейших времён до конца XVII века. Улан-Удэ, 2001.
9. Историко- культурный атлас Бурятии.
Электронные издания:
Бурятия: история, культура, современное общество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории Бурятии для 10 класса
Программа составлена к учебнику Цыбикторова А.Д., Дашибалова Б.Б. и других авторовиздательства "Бэлиг". Программа содержит актуальность, цели, задачи, специфику изучения истори...
Рабочая программа по истории Бурятии для 11 класса
Программа составлена к учебнику Тармаханова Е.Е., Санжиевой Т.Е и других авторовиздательства "Бэлиг". Программа содержит актуальность, цели, задачи, спецификуизучения истории Бурятии. Также прог...
Рабочая программа по литературе Бурятии, 10 - 11 классы
Рабочая программа по литературе Бурятии...
Рабочая программа по литературе Бурятии 10 класс
Рабочая программа по литературе Бурятии 10 класс....
Рабочая программа по истории Бурятии 11 класс
Знание истории родного края - основа, на которой осуществляется рост духовной культуры не только подрастающего поколения, но и всего общества. Данный курс направлен на развитие у подрастаю...
ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ БУРЯТИИ 10 КЛАСС
Рабочая программа по курсу «История Бурятии» для 10 класса разработана на основе нормативно-правовых документов: Федерального за...
программа по истории Бурятии
программа по истории Бурятии...