Элективный курс "Женщины в истории Бурятии"
элективный курс по русскому языку (6 класс) на тему

Эрдынеева Светлана Намсараевна

Элективный курс носит исследовательский характер

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Республиканская Мариинская школа-интернат» (СОШИ № 3)

Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул.  Геологическая, 5

Служебный  телефон / факс: 8(3012)415483/8(3012)231138,

e-mail: 3schoolinter@mail.ru

«Женщины в истории Бурятии»

(программа элективного

 курса 7-8 кл.)

Авторы:

Доржиева Дулгар Лосоловна,

заместитель директора по ВР,

 учитель русского языка и литературы

Эрдынеева Светлана Намсараевна,  

заместитель директора по ВР

учитель русского языка и литературы

г. Улан-Удэ, 2013 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Концептуальность.

Актуальность данного курса вызвана потребностью общества в особом образовательном продукте, направленном на духовно-нравственное и этнокультурное развитие личности. Специфика данного продукта – в реализации гендерного подхода в образовательном процессе.

Идея проекта основывается на концептуальных традициях российского классического женского образования, направленного на умственное, нравственное, духовное образование девочек, создании организационно-педагогических условий для их воспитания в современной поликультурной среде.

Данная особенность связана с открытием первой Республиканской Мариинской школы-интерната в регионе на базе ГБОУ СОШИ № 3 г. Улан-Удэ.

В условиях повышения внимания к гендерному аспекту обучения, к роли женщины в жизни общества и государства под классическим женским образованием подразумевается использование опыта и идей дореволюционных и современных женских гимназий, которые характеризуются не только содержанием учебных предметов, как правило, гуманитарного цикла, но и специфической формой, своеобразными методами и технологиями обучения. 

Миссия гимназии заключается в создании условий на основе развития традиций классического женского образования в сочетании с современными педагогическими технологиями, достижениями психолого-педагогической науки и инновационного педагогического опыта для формирования высокообразованной, инициативной и социально-ответственной, культурной, здоровой личности гимназистки, способной творчески реализовать себя в различных сферах современного общества. Цель деятельности гимназии – становление благовоспитанной образованной деловой дамы, духовно-нравственной,  культурной женщины с развитой потребностью благотворительности, любящей матери, жены и друга в семье, умелой хозяйки и хранительницы домашнего очага и традиций своего народа.

В настоящее время педагогическая практика, решая задачи воспитания гендерно идентифицирующей себя и этнически толерантной личности, испытывает затруднение, связанное с дефицитом методических разработок.

Инновационность представленной программы элективного курса «Женщины в истории Бурятии» заключается в реализации учебно-исследовательской деятельности, углубления понимания учащимися роли Женщины в становлении и развитии духовно-материальной культуры Республики Бурятия.

Ведущая педагогическая идея.

Реализация программы решает метапредметные образовательные задачи, развивает и совершенствует универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способствует их использованию в познавательной и социальной практике, самостоятельном планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, а так же построению индивидуальной образовательной траектории, овладению навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности. 

Методологической основой курса является системно-деятельностный подход.

Технология - блочно-модульная.

Принцип построения блока (содержания):

  1. Историко-хронологический
  2. Теоретико-практический        

Цель и задачи курса:

Целью является формирование, развитие и воспитание духовно-нравственной, социально-ответственной, культурной, этнотолерантной личности девочки, способной творчески реализовать себя в различных сферах современного общества, ориентированной на освоение  успешных ролевых позиций женщины в поликультурном социуме.

Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:

  • формировать систему нравственно-культурных ценностей;
  • развивать способность к социальному самоопределению и гендерной самоидентификации;
  • воспитывать патриотизм, интерес к истории и культуре родного края;
  • ориентировать на успешность, достижение социальной значимости посредством изучения данного элективного курса.

Для реализации целей и задач используются следующие методы и приёмы: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических и архивных  данных, интерпретация фактов; поиск, анализ, обобщение и презентация информации.

Формы организации обучения:

  • групповая
  • индивидуальная

Средства организации обучения:

  • электронное пособие «Женщины в истории Бурятии» (авторское)
  • информационные ресурсы сети интернет
  • ИКТ
  • Информационные фонды библиотек г. Улан-Удэ (биографическая, методическая, публицистическая литература)

Виды деятельности:

1. Исследовательская деятельность

2. Информационно-аналитическая деятельность

3. Практическая деятельность

Основным принципом взаимодействия является сотрудничество, основанное на взаимной заинтересованности в решении существующей проблемы.

 

Формы контроля:

  • Текущий контроль (динамика личного банка данных)
  • Итоговый контроль (публичная защита проекта)

На изучение данного курса отводится 30 ч.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Содержание

Количество часов

Виды деятельности

Образовательный продукт

1

 -  Введение.

1 ч

Организационная деятельность

Модель индивидуального образовательного маршрута

2

  -  Вклад женщин в развитие культуры Республики.

3 ч.

Информационно-аналитическая деятельность

Исследовательская деятельность

Тезисы, сообщения, медиапрезентация

3

-  Роль женщины в образовании и просветительстве.

3 ч.

Информационно-аналитическая деятельность

Исследовательская деятельность

Опорный конспект, медиапрезентация

4

- Женщины в большом спорте РБ.

3 ч.

Информационно-аналитическая деятельность

Исследовательская деятельность

Сообщения, медиапрезентации

5

 - Сельские труженицы.

2 ч.

Информационно-аналитическая деятельность

Исследовательская деятельность

Сочинение, медиапрезентации

6

- Вклад женщин в развитие промышленного производства РБ.

2 ч.

Информационно-аналитическая деятельность

Исследовательская деятельность

Интервью, медиапрезентации

7

- Женщины в здравоохранении Республики.

2 ч.

Информационно-аналитическая деятельность

Исследовательская деятельность

Статья, медиапрезентации

8

- Благотворительницы.

2 ч.

Информационно-аналитическая деятельность

Исследовательская деятельность

Эссе, медиапрезентации

9

- Матери-героини.

3 ч.

Информационно-аналитическая деятельность

Исследовательская деятельность

Эссе, медиапрезентации

10

- Бизнес-леди Республики.

2 ч.

Информационно-аналитическая деятельность

Исследовательская деятельность

Рейтинг, медиапрезентации

11

- Создание проекта «Страничка в Банке данных «Женщины в истории Бурятии».

4 ч.

Информационно-аналитическая деятельность:

  • анализ и отбор информационных ресурсов;
  • установление сотрудничества с организациями-информаторами:

- городские и республиканские библиотеки;

- архивы РБ;

- вузы РБ, МАН;

- центры ДО РБ;

- театры г. Улан-Удэ;

- Комитет женщин при правительстве РБ;

- религиозные конфессии РБ;

- и др.

Практическая деятельность:

  • Создание информационного  банка данных о выдающихся женщинах Бурятии, внёсших значительный вклад в становление и развитие Республики
  • Оформление продукта проекта в виде электронной странички Банка данных

Электронная страница в пособии «Женщины в истории Бурятии»

12

- Публичная защита проектов. НПК «Женщины в истории Бурятии»

3 ч.

Практическая деятельность

Электронное пособие «Женщины в истории Бурятии»

Итого часов:

30 ч.

Требования к результатам обучения:

Учащиеся, окончившие данный курс, научатся:

  • осознанно самоидентифицироваться в поликультурном пространстве
  • воспринимать личность как часть этнического исторического процесса, определяя свое отношение к ней
  • формировать собственные ценностные ориентации, в том числе профессиональные
  • работать с различными жанрами биографии, публицистики, создавать собственные тексты
  • разрабатывать собственный образовательный маршрут
  • работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации
  • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах

Ожидаемые результаты:

  • обогащение духовно-нравственной, патриотической и этнотолерантной культуры учащихся;
  • рост  компетентности учащихся ОУ в области истории родного края;
  • совершенствование УУД учащихся;
  • повышение уровня ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, социально-трудовых, информационных и личностных компетенций учащихся;
  • личная ориентированность каждого учащегося на успешность;
  • повышение партнерского имиджа ОУ  в социокультурной среде;
  • обновление содержания образования посредством внедрения данного УМК.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по по предмету "История Бурятии" для 8 класса

Предмет "История Бурятии" входит в национально - региональный компонент базисного учебного плана. В нашей школе "История Бурятии" изучается по концентрическому принципу на протяжении 8 - 11 классов. В...

Рабочая программа по истории Бурятии для 10 класса

Программа составлена к учебнику  Цыбикторова А.Д., Дашибалова Б.Б. и других авторовиздательства "Бэлиг". Программа содержит  актуальность, цели, задачи, специфику изучения   истори...

Рабочая программа по истории Бурятии для 11 класса

Программа составлена к учебнику Тармаханова Е.Е., Санжиевой Т.Е и других авторовиздательства "Бэлиг". Программа содержит актуальность, цели, задачи, спецификуизучения истории Бурятии.  Также прог...

Проектная деятельность школьников. Проект "Женщины в истории Бурятии"

Представлен опыт работы над модулем "Женщины в литературе Бурятии"...

Рабочая программа "История посёлка в истории Бурятии"

В основу курса положен комплексный подход в изложении истории Бурятии и раскрывается переплетение и взаимовлияние различных культур на территории края, составляющих целостное культурное наследие народ...

Элективный курс «Женщины в истории Бурятии» (программа для 7-8 кл.)

Курс предназначен для реализации в средних классах и призван расширить представления учащихся о культуре, истории родного края....

ДОКЛАД "Формирование активной жизненной позиции на примере исторических фактов и событий Отечественной истории и истории Бурятии"

ДОКЛАД"Формирование активной жизненной позиции на примере исторических фактов и событий Отечественной истории и истории Бурятии"...