Рабочая программа по по предмету "История Бурятии" для 8 класса
рабочая программа по краеведению (8 класс) по теме
Предмет "История Бурятии" входит в национально - региональный компонент базисного учебного плана. В нашей школе "История Бурятии" изучается по концентрическому принципу на протяжении 8 - 11 классов. В рабочую программу по предмету "История Бурятии" для 8 класса я включила: пояснительную записку, требования к уровню усвоения материала, тематическое планирование и образцы контрольно - измерительных материалов. Курс в 8 классе расчитан на 34 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_istorii_buryatii.docx | 70.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Байкало – Кударинская средняя общеобразовательная школа»
РАСМОТРЕННО: Руководитель ШМО ________________ «____»___________ 2013 г. | СОГЛАСОВАНО: Зам. дир. по УВР: __________ Скорикова О.Ф. «___»_____________ 2013 г. | УТВЕРЖДАЮ: Приказ № ___ от «___»__________2012 г. Директор МБОУ «Б-Кударинская СОШ» ____________ Трескина Г.И. «___»_____________ 2012 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРЕДМЕТ: История Бурятии
КЛАСС: восьмой
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Дригунова Надежда Викторовна
2013 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Твердою опорой и непоколебимой почвой
для национального сознания и самосознания
всегда служит национальная история.
И.Е.Забелин.
Курс «История Бурятии» рассчитан на изучение истории Бурятии в 8 – 9 классе, всего 68 часов при нагрузке 1 час в неделю (в 8 классе история Бурятии – 1 час в неделю – всего 34 часа). Программа базируется на временном государственном стандарте, разработанном в АОУ ДПО РБ РИКУиО.
Актуальность программы Данный элективный курс является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования. Он конкретизирует материал школьных курсов истории, дает знания по истории родного края. В курсе в комплексе изучаются различные сферы общественной жизни: экономической, политической, духовной. Учащиеся знакомятся с развитием производительных сил края, культурной, военной историей, деятельностью местных органов власти в тот или иной период времени. История Бурятии представлена как составная часть истории и базируется на философских категориях общего и особенного. Это позволяет показать особенности развития Бурятии, обладающей сложившимися традициями и собственными жизненными устоями. Бурятия представляет собой регион, самобытность которого определяется геополитическими, социополитическими, культурными, психологическими, конфессиональными и другими факторами. Своеобразие Бурятии рассматривается с учетом природно-географических особенностей и национального состава населения республики, ее пограничного положения. Прослеживается влияние на историю Бурятии России и Востока с его многоликой культурой. Важное место в программе занимает история 20 века, в том числе ее советский период, существенным фактом исторического развития Бурятии признаются особенности менталитета народов Бурятии. Программа делится на 3 части и базируется на принятой в науке периодизации российской всемирной истории:
- Бурятия в древности и в период средневековья ( с древнейших времен до конца XVII в.);
- Бурятия в новое время;
- Бурятия в новейшее время (XX-начало XXI века).
Цель программы: Обеспечить учащимся возможность овладеть знаниями об историческом пути Бурятии, о ее роли в истории России, о фактах, определивших в различные исторические эпохи судьбу Бурятии и населявших ее народов; помочь учащимся понять проблемы и реалии современной Бурятии.
Задачи:
- формирование гражданственности, мировоззренческой, гуманитарной, экономической и экологической культуры, толерантности, приоритета общечеловеческих ценностей;
- приобщение учащихся к духовным и нравственным ценностям предшествующих поколений, к национальной культуре и народным идеалам, воплощенным в религиозных учениях, в искусстве и литературе, в фольклоре, народных обычаях и традициях;
- формирование национального самосознания, уважения к истории народов Бурятии; - воспитание патриотизма, любви к Родине – России и своей малой родине, чувства гордости за ее достижения;
- развитие у учащихся способности рассматривать события и явления местного уровня в контексте отечественной истории: - формирование конкретизированного представления о месте и роли родного края в отечественной истории;
- формирование умений вести поиск информации в исторических источниках, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи; - формирование мотиваций у учащихся проводить поисковую работу по истории родного края, села, школы, семьи;
- развитие творческих способностей учащихся.
В результате изучении данного курса учащиеся должны знать:
памятники истории, художественной и церковной культуры, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества, государства, культуры и быта, войнами, с жизнью выдающихся политических, государственных и военных деятелей, народных героев, деятелей культуры и науки.
Требования к ЗУН учащихся
Наш край в древности и в период средневековья Учащиеся должны знать:
- происхождение названий городов, поселений;
- основные даты в истории края;
- ход, причины, этапы, характер заселения края;
- социальный и сословный состав населения края, его эволюции;
- основные достижения культуры края; - выдающихся земляков данного периода и давать им характеристику;
уметь:
- показывать на карте стоянки, могильники, поселения древнейших жителей края, их расселение и передвижение;
- находить на карте памятники культуры;
- определять синхронность событий и процессов региональной, российской и центрально азиатской истории;
- называть основные этнокультурные ареалы, складывавшиеся под влиянием различных культурно-исторических центров Центральной и Средней Азии;
- выделять общее и особенное в хозяйственном развитии края. его вклад в экономическое развитие и материальную культуру страны;
- соотносить состав населения с особенностями экономического развития края.
Бурятия в период нового времени. Учащиеся должны знать:
- территории расселения бурятских племен и их состав;
- переселение в Прибайкалье русских крестьян, старообрядцев, декабристов;
- развитие земледелия, промышленности, торговли в Бурятии;
- изменения в быте и культуре населения; - политические партии в Бурятии;
- реформы Столыпина, их проведение в Бурятии;
уметь:
- показывать на карте территории расселения народов Бурятии;
- определять роль административно-территориальных преобразований на территории Бурятии в XVIII – XIX вв.;
- рассказывать о деятельности христианских миссионеров;
- определять становление системы обучения;
- объяснять развитие общественно-политической жизни Бурятии, ее культуры;
- подбирать краеведческий материал к характеристике выдающихся земляков;
- использовать знания по истории Бурятии при анализе общих процессов российской истории.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение (1 час) Место и роль Бурятии в истории России. Основные этапы и особенности истории. Источники изучения Бурятии. Методы исторического познания.
1 часть Бурятия в древности и в период средневековья (17 часов)
Введение. Основы археологической периодизации. Особенности геополитического положения Бурятии.
Раздел 1 Бурятия в древности (8 часов)
Древний период. Понятие этнографической Бурятии. Присваивающие и производящие типы хозяйств. Палеолит. Мезолит и неолит. Бронзовый век. Природная среда. Археологические памятники. Орудия труда. Жилища. Хозяйство. Искусство и верования. Становление скотоводческого - производящего типа хозяйства. Хунну. Археологические памятники и письменные источники о хунну Сыма Цань. Создание государственности хунну.
Раздел 2 Бурятия в эпоху средневековья (10 часов)
Сяньби. Борьба с хунну. Государство Тоба Вей. Жужане. Тюрки. Археологические памятники. Тюркский каганат. Кидании. Монголы. Государство монголов. Империя Юань. Золотая Орда. Археологические памятники монголов в Бурятии. Письменные источники о бурятах: «Сокровенное сказание», «Сборник летописей». Расселение бурятских племен, их хозяйство в монгольский период. Кочевое скотоводство – основное занятие бурят. Формирование родовой знати. Улусные люди. Рабство. Духовная культура бурят. Религия – основная форма общественного сознания. Устное народное творчество. Прикладное искусство. Родовые и семейные традиции и обычаи. Присоединение Сибири к России. Нерчинский и Буринский договор о границе. Кяхтинский договор о торговле.
Обобщение (1 час) Россия – Центральная Азия – Бурятия. Общее и особенное в развитии.
2 часть Бурятия в период нового времени (XVII-XIX вв) (16 часов)
Раздел 1 Бурятия в составе Российской империи (2часа)
Хозяйственное освоение Прибайкалья и Забайкалья русским населением. Переселение русских крестьян и старообрядцев (семейских) в Бурятию. Развитие сельского хозяйства, промышленности, внутренней и внешней торговли в Бурятии. Изменения в хозяйстве, образе жизни бурят и эвенков. Организация управления. Создание бурятских и тунгусского полков. Забайкальское казачье войско.
Раздел 2 Бурятия в XIX веке (5 часов)
Административно-территориальные преобразования в Бурятии по реформе М.Сперанского. Декабристы в Бурятии. Развитие хозяйства в Прибайкалье. Рост городов и поселений. Роль Кяхты в торговле с Востоком. Политическая ссылка и ее роль в общественном и культурном развитие края во II половине XIX века. Транссибирская железная дорога. Деловые люди Бурятии. Земельная реформа. Реформа управления.
Раздел 3. Культура Бурятии в новое время (7 часа)
Изменения в быте и материальной культуре. Становление системы обучения (бурятские школы, приходские училища, дацанские школы). Я.А Болдонов. У-Ц.Онгонов. Д.Банзаров. И.Бадмаев. А.Доржиев. Н.Ханганов. Д.П.Давыдов. Кяхтинский музей и развитие летописания. Распространение периодической печати. Шамаизм. Традиционная культура бурят, эвенков, сойотов и других народов Бурятии. Роль буддизма в развитии культуры и просвещения. Дацаны.
Обобщение (1 час) Общее и особенное в культурно-историческом развитии Бурятии.
Литература
История Бурятии с древнейших времен до конца XIX века: пособие для учащихся старших классов. Ч.1. – Улан-Удэ: Издательство «Бэлиг», 2009
История Бурятии с начала XX до начала XXI века: пособие для учащихся старших классов. Ч. 2. – Улан-Удэ: Издательство «Бэлиг», 2009
М.Г. Цыренова, Е.Ю. Перряева. Задачник по истории Бурятии (с древнейших времен до конца XVIII века – Улан-Удэ: Бэлиг, 2009.
Е.Ю.Аксенова, М.Г.Цыренова. Рабочая тетрадь по истории Бурятии с древнейших времен до конца XVIII века – Улан-Удэ: Бэлиг, 2001
М.А. Лукьянов. Край наш Кабанский у Байкала – Улан-Удэ: Домино, 2007.
История и культура бурятского народа: Учебное пособие под ред. Т.М. Михайлова. – Улан-Удэ: Бэлиг, 1999.
В.Д. Бабуев. Материальная и духовная культура бурят. Учебное пособие. – Улан-Удэ, 2004.
История Улан – Удэ. Под редакцией Г.А. Айдаева.
История и культура бурятского народа. Т.М.Михайлов – Улан-Удэ, 2000
История и культура Бурятии. А.П.Окладников – Улан-Удэ, 1976
Декабристы в Бурятии. С.Г.Аюшеева, Л.П.Щапова – Улан-Удэ, 2005
Декабристы в Забайкалье. А.В.Тиваненко – Новосибирск, 2007 Историко-революционные памятники Бурятии – Улан-Удэ, 1997
Хунну в Забайкалье. П.Б.Коновалов – Улан-Удэ, 1980
Старообрядцы Забайкалья в XVIII – XX вв. Ф.Ф.Болонев – Новосибирск, 2000
Семейские. Ф.Ф.Болонев – Улан-Удэ, 2000
Неизвестные страницы истории Бурятии. – Улан-Удэ, 1992
Буряты на рубеже XIX – XX вв. И.Б.Батуев – Улан-Удэ, 2005
История Бурятии XX век. – Улан-Удэ, 2007
Очерки истории городов Забайкалья. С.В.Евдокимова – Улан-Удэ, 2006
История Бурятии в вопросах и ответах – Улан-Удэ, 4 выпуска
Л.Н. Гумилев. Древняя Русь и Великая степь. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (34 ЧАСА)
№ | Тема раздела, урока | Дата план/факт | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Основные понятия | Основные даты, персоналии |
1 | Введение. Место и роль Бурятии в истории России | Вводная лекция с элементами беседы | Место и роль Бурятии в истории России. Этническая карта Бурятии. Основные этапы и особенности истории Бурятии. | Знать основные этапы и особенности истории Бурятии, источники изучения истории Бурятии. Уметь объяснять значение терминов и понятий по теме, показывать на карте этнографическую Бурятию | Забайкалье, Предбайкалье, Прибайкалье, Бурятия | ||
Часть 1. Бурятия в древности и в период средневековья (17 часов) | |||||||
Раздел 1. Бурятия в древности. (8 часов) | |||||||
2 | Введение | Изучение нового материала | Основы археологической периодизации. Методы исследования археологии. Археологические культуры | Понимать основы археологической периодизации, основные особенности. Уметь объяснять значение понятий по теме | Палеолит, мезолит, неолит, бронзовый и железный век, археологическая культура | ||
3 | Бурятия в эпоху палеолита. | Изучение нового материала | Заселение древними людьми территории Бурятии. Природные условия, орудия труда, хозяйственные занятия, общественный строй, археологические памятники эпохи палеолита. | Знать периоды каменного века, показывать на карте места заселения территории Бурятии, называть памятники палеолита, показывать их на карте. Знать характеристики присваивающего и производящего типа хозяйства | Сартанское оледенение, материнская родовая община, присваивающие хозяйства, производящее хозяйство, | 300-200 тыс.лет назад – начало заселения человеком территории Бурятии; 25-14 тыс. лет назад – начало сартанского оледенения. | |
4 | Бурятия в эпоху мезолита | Комбинированный | Природные условия, орудия труда, хозяйственные занятия, общественный строй, археологические памятники эпохи мезолита. Появление новых приемов добычи пищи | называть памятники палеолита и мезолита, показывать их на карте. Знать характеристики присваивающего и производящего типа хозяйства. Сравнивать природно-климатические условия в эпоху палеолита и мезолита; выявлять изменения в хозяйственной деятельности в эпоху палеолита и мезолита | продовольственный кризис | Около 14 тыс. лет назад – начало потепления | |
5 | Бурятия в эпоху неолита | Комбинированный | Природные условия, археологические памятники. Зарождение производящего хозяйства. Зарождение искусства и верований. | Уметь: объяснять понятия по теме; понимать причины изменений в хозяйственной жизни людей в эпоху мезолита и неолита; характеризовать зарождающиеся верования; - | 6,5 тыс. лет назад – начало неолита | ||
6 | Бурятия в эпоху бронзы и раннего железа | Комбинированный | Особенности бронзового века. Изменения в общественном строе. Культура плиточных могил. Зарождение металлургии железа. | Знать хронологические рамки эпохи бронзы и раннего железа, природные изменения Уметь характеризовать культуру плиточных могил. | Культура плиточных могил, кочевое скотоводство, петроглифы, патриархальная родовая община, керексуры, «оленные камни» | Вторая половина III – начало IIтыс. До н.э. – начало бронзового века; середина I тыс. до н.э. – начало железного века | |
7 | Бурятия в хуннское время. | Комбинированный | Археологические памятники и письменные источники о хунну. Сыма Цянь. Создание государственности Хунну. Экономика, занятия населения, предметы быта. Гибель государства Хунну | Знать особенности развития государства Хунну. Давать характеристику хозяйственным занятиям хунну; описывать керамику, вооружение, украшения, предметы быта хунну. | Юрта | 209 г. до н.э. – образование государства Хунну, 55 г. до н.э. – распад государства Хунну. Сыма Цянь. | |
8 | Первый город на территории будущего Улан – Удэ. | Изучение нового материала | Город на Иволге как крепость. Жизнь обитателей гуннского города. Ремесло и сельское хозяйство в городе. Гибель города | Иметь представление о жителях гуннского города, об образе жизни, занятиях его жителей | |||
Раздел 2. Бурятия в эпоху средневековья (10 часов) | |||||||
9 | Ранние государства Центральной Азии и население Бурятии в эпоху раннего средневековья | Комбинированный | Древние и ранние монголы, их расселение, социальное устройство. Археологические источники о ранних монголах в Забайкалье. Сяньби, жужане, курыканы. байырку, тюрки, уйгуры | Знать хронологические рамки средневековья для Средней Азии; археологические культуры в период средневековья на территории Забайкалья и Прибайкалья. Уметь показывать на карте территории расселения промонгольских народов | Средние века, дунху, сяньби, ухуань, шивэй, курыканы, руническая письменность. | ||
10-11 | Бурятия в монгольской империи | Комбинированный | Кидании и усиление монгольских племен. Монгольская империя. Баргуджин-Токум. Хори-монголы. Археологические памятники монголов в Бурятии. | Знать этапы монголизации Прибайкалья Уметь характеризовать процесс монголизации края, работать по карте. Описывать памятники. Давать характеристики исторических деятелей. Понимать значение монгольской империи в мировой истории | Кидании, Баргуджин-Токум, нойоны, тумэны, Великая Степь, хори. | 916 – 1125 – империя киданей (династия Ляо); 1206 – образование империи Чингисхана; Чингисхан, Марко Поло, Рашид-ад-Дин. | |
12 | Культура средневекового населения Бурятии | Комбинированный | «Сокровенное сказание монголов». «Сборник летописей» Рашид-ад-Дина. Духовная культура бурят. Религия. Устное народное творчество. Прикладное искусство | Понимать культурные взаимосвязи населения Бурятии, Центральной Азии и Дальнего Востока; особенности духовной культуры и религии. Давать характеристику крупнейшим эпосам населения Бурятии | «Сокровенное сказание монголов», «Гэсэр», шаманизм, обо, петроглифы, | ||
13 | Расселение бурятских племен | Комбинированный | Кочевое скотоводство основное хозяйство бурят. Формирование родовой знати. Родовые и семейные традиции и обычаи. | Понимать в чем особенности кочевого скотоводства, причины его распространения. Знать механизм формирования родовой знати. Уметь описывать положение родовой знати и улусных людей; родовые и семейные традиции и обычаи | Кочевое скотоводство, нойоны, улусные люди. | ||
14 | Заселение Сибири и Забайкалья | Комбинированный | Расширение границ Русского государства. Русские первопроходцы. Заселение Восточной Сибири. Проникновение русских в Забайкалье | Знать основные этапы продвижения русских в Сибирь, Предбайкалье и Забайкалье. Уметь описывать зимовье и острог, знать их значение. Понимать отношения, сложившиеся между первопроходцами и коренным населением | Зимовье, острог, ясак, братцкие люди, аманаты, тайша. | 1609 – первые сведения о «братах», 1628 – П. Бекетов побывал в бурятских улусах, 1630 – 1660 - построены 7 острогов. Петр Бекетов, Иван Галкин. | |
15 | Присоединение Сибири и Бурятии к России | Комбинированный | Этапы присоединения Прибайкалья и Забайкалья. Последствия. Головин Ф.А. Рагузинский С.Л. | Знать задачи, этапы, характер, последствия присоединения Бурятии к России. Оценивать последствия вхождения Бурятии с состав России. Понимать значение Буринского и Кяхтинского договоров | Делегация хори-бурят, междуусобные войны, буринский договор о границах, Кяхтинский договор о торговле, Нерчинский договор. | 1689 – Нерчинский договор, 1703 – делегация хори-бурят, 1727 – Буринский трактат, 1728 – Кяхтинский договор. Головин Ф.А., Владиславич-Рагузинский С.Л. | |
16 | Заселение Кударинской степи | Изучение нового материала | Фофоновский могильник. Заселение Кударинской степи: шоно, абазай, олзон, баяндай, чернорудский род | Знать процесс заселения Кударинской степи, происхождение бурятских родов. | |||
17 | От Удинского зимовья к Верхнеудинску | Изучение нового материала | Первые сведения о реке Уде. Удинское зимовье. Удинский острог. Население острога. Этапы заселения острога. Городское управление. Экономическое развитие города. | Понимать процесс возникновения Удинского острога и превращения его в город Верхнеудинск. | |||
18 | Бурятия в древности и средневековье | Итоговое обобщение | |||||
Часть 2. Бурятия в период нового времени (16 часов) | |||||||
Раздел 1. Бурятия в составе Российской империи (4 часа) | |||||||
19 | Управление краем | Комбинированный | Управление краем. Общественный строй. Охрана границ | Уметь характеризовать систему управления краем; объяснять принцип административного деления, систему охраны границ. Описывать службу казаков | Сибирский приказ, Сибирская губерния, провинция, ясак, промышленные люди, посадские, «гулящие», суглан, улус (хотон), засул, холбон (табин), род, зайсан, шуленга, тайша, «Степные конторы», казаки. | 1708 – Сибирская губерния, 40-е гг XVIII века – появление «Степных контор», 1728 – указ о «царских знаменах», 1760 – тунгусский казачий полк, 1764 – четыре казачьих полка | |
20 | Хозяйственное освоение края. | Комбинированный | Переселение старообрядцев в Сибирь. Хозяйственное освоение края русским населением. | Оценивать роль русских переселенцев в хозяйственном развитии края. Понимать своеобразие культуры семейских. Уметь характеризовать хозяйственные, бытовые, культурные связи русских и бурят. | Семейские, старообрядцы, древлеправославная церковь, буддизм, ламаизм, паровая система земледелия, охота: аба и ан агнаха, «мягкая рухлядь», промыслы, «Песчаная Венеция»,. | ||
21 | Русские первопроходцы на реке Кабаньей и в Кударинской степи. | Изучение нового материала | Первые сведения о Матуровом зимовье. Топонимика района. Кабанский острог. Бунты. Духовная миссия. | Понимать процесс хозяйственного развития Кабанской земли. | |||
22 | Формирование религиозных конфессий. Просвещение. | Комбинированный | Распространение ламаизма и христианства. Зарождение образования | Знать задачи, этапы, характер, последствия проникновения ламаизма и христианства в Прибайкалье и Забайкалье. | «Гэсэр», лама, дуган, дацан, Пандидо хомбо-лама | 1725 – Иркутская русско-монгольская школа, 1745, 1754 – школа навигации и геодезии, 1782 – публичная библиотека в Иркутске, 1733-1743 – Великая Сибирская экспедиция. Дамба-Даржа Заяев, Николай Спафарий, | |
Раздел 2. Бурятия в XIX веке (5 часов) | |||||||
23 | Реформа М.М.Сперанского | Комбинированный | Социальная структура бурятского общества в начале 19 в. Реформы М.М.Сперанского. Степная дума – орган управления у бурят | Знать изменения в системе управления после реформы Сперанского Уметь давать характеристику Степной думе. Анализировать положительные и отрицательные стороны «Устава об управлении инородцев» | «Сибирское учреждение», генерал – губернаторство, округ, уезд, оседлые, кочевые, бродячие, инородческое управление, тайша, | 1822 – реформа М.М. Сперанского, Сперанский М.М., Трескин Н.И. | |
24 | Развитие сельского хозяйства | Комбинированный | Скотоводство. Земледелие. Промыслы | Знать особенности развития земледелия, скотоводства и промыслов в нашем крае. Сравнивать развитие сельского хозяйства в разное время | Зимник, летник, утуги, катание войлока, извозный промысел, отходничество | ||
25 | Развитие промышленности и торговли. | Комбинированный | Промышленность. Торговля | Уметь показывать на карте районы золотодобычи; давать оценку развития с/хозяйства, промышленности, торговли в XIX в | Казенно-кабинетские заводы, приписные крестьяне, кустарный и полукустарный характер промышленности, Транссибирская железная дорога, ярмарка, лавка, | ||
26 | Политическая ссылка. Общественное движение | Комбинированный | Декабристы в Сибири Политическая ссылка. Общественное движение | Знать какое влияние оказала политическая ссылка на жизнь Бурятии. Уметь показывать на карте места расселения ссыльных в Бурятии; составлять рассказ о жизни декабристов в Бурятии. Характеризовать общественное движение в Бурятии | Декабристы, политическая ссылка, каторга, восстание, стачка, забастовка, | Братья Бестужевы, Кюхельбекеры, К.П. Торсон, Н.Г. Чернышевский, А.Н. Радищев, | |
27 | Кабанская земля и Кударинская степь | Изучение нового материала | Население. Хозяйственная деятельность русских и бурят. Промыслы. Декабристы в Кабанске. Развитие культуры и просвещения. | Понимать процесс хозяйственного развития Кабанской земли. | |||
Часть 3. Культура Бурятии в новое время (7 часов) | |||||||
28 | Образование, наука, культура, здравоохранение. | Комбинированный | Образование. Наука. Культура. Здравоохранение | Знать развитие образования, науки, культуры во 2 пол.XIXв. Уметь характеризовать взаимовлияние буддизма, христианства и шаманизма | Народное училище, гимназия, уездное, приходское училище, церковно-приходская школа, врачебная управа, | Доржи Банзаров, Галсан Гомбоев, Епифан Сычевский, 1877 – Западно-Сибирский отдел Географического общества | |
29 | Шаманизм. Традиционная культура коренного населения | Комбинированный | Шаманизм. | ||||
30 | Домашний быт бурят | Урок - экскурсия | Буддизм. | ||||
31 | Домашний быт семейских в Сибири | Урок - экскурсия | Христианство. Древлеправославная церковь | ||||
32 | Общее и особенное в культурно-историческом развитии Бурятии | Итоговое обобщение | |||||
33-34 | Резерв. |
Таблица «Изменения в хозяйственной деятельности человека в эпоху палеолита и мезолита»
Задание: «Каким образом «продуктовый кризис» повлиял на хозяйственную деятельность человека?» в\б Сравнительная характеристика видов хозяйственной деятельности в эпоху палеолита и мезолита б\у Как повлияли природно-климатические условия на жизнь людей? Что такое «продуктовый кризис»?
Таблица «Археологические культуры эпохи бронзы в нашем крае» |
Заполнение таблицы «Государственные образования на территории нашего края в период средневековья»в\б подготовить сообщения о развитии государственности ранних монгольских народов по плану б/у вопросы и задания 1-3 с.56
Таблица «Этапы присоединения Бурятии к России» Схема «Управление присоединенным краем» Сообщение «Создание Забайкальского инородческого войска» Синхронистическая таблица «Соотнесение истории нашего края в 17-18 вв с мировыми и российскими процессами» Таблица «Развитие первых школ в Бурятии»
Бурятия в период новейшего времени Учащиеся должны знать:
- развитие национального движения бурятского народа, цели, задачи;
- развитие края в периоды: первой мировой войны, Февральской революции 1917 г., октябрьской революции 1917 г., индустриализации, коллективизации, Великой Отечественной войны, послевоенные годы, перестройки, распада СССР, развития РФ в конце XX – начале XXI века;
- изменения в образе жизни и социальном поведении людей, культуре;
- выдающихся исторических лиц, земляков;
- хронологические рамки основных процессов истории Бурятии;
- уклад жизни современного города, поселка, села, местности;
уметь:
- показывать на карте и объяснять изменения административно-территориального, экономического, культурного характера;
- использовать данные карты для формирования знаниям по названным выше направлениям;
- использовать историко-краеведческий материал для объяснения изменений в образе жизни и социальном поведении людей;
- характеризовать главные направления материального производства на территории Бурятии в XX-XXI веках;
- выявлять наиболее важные события и явления в общественно-политической, социальной, культурной, духовной жизни Бурятии;
- раскрывать региональные особенности взаимодействия человека и природы, суть местных экологических проблем;
- используя данные средства массовой информации, проводить обзор текущих событий общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни Бурятии.
3 часть Бурятия в период новейшего времени (16 часов)
Раздел 1 Бурятия в начале XX века (3 часа)
Национальное движение бурятского народа, цели, задачи. Э.Д.Ринчино. М.Н.Богданов. Ц.Жамсарано. Б.Барадин и др. Бурятия накануне и в период революции 1905-1907 годов. Бурятия в годы 1 мировой войны. Февральская буржуазно-демократическая революция в Бурятии.
Раздел 2. Бурятия в советский период
Октябрьская революция и гражданская война в Бурятии. Особенности установления советской власти в Забайкалье. Поиск третьего пути. Падение советской власти в Сибири. Иностранная интервенция. Партизанское движение. Бичурский съезд. Освобождение Верхнеудинска и Западного Забайкалья. (2 часа) Создание ДВР и бурятских автономных областей. Образование БМАССР в 1923 году. Разделение БМАССР в 1937 году (2 часа) Переход к массовой коллективизации, ее принудительный характер. Выступление крестьянства против советской власти. Социально-экономическое, политическое и культурное развитие Бурятии в 1920-1930 гг. Изменения в социальной структуре населения. Строительство крупных промышленных предприятий. Культурная революция в Бурятии в 1920-1930гг. (3 часа) Утверждение АКС и репрессии 30-х гг., их последствия. Бурятия в годы Великой Отечественной войны (2 часа). Перестройка народного хозяйства на военные рельсы. Помощь фронту. Земляки на фронтах Великой Отечественной войны. Эвакогоспитали. Уровень жизни и быта людей. Бурятия в послевоенные годы 1946-1997гг (3 часа). Освоение природных ресурсов края. Развитие народного хозяйства Бурятии и проблемы экологии. Строительство БАМа. Общественно-политическая жизнь в республике. Культура, образование, наука. Бурятия в период перестройки и постперестройки: общественно-политическое движение, национально-государственное строительство, экономика. Движение за возрождение традиционной культуры, обычаев, обрядов народов Бурятии, за возрождение родного языка, религии. Бурятия в последние годы XX столетия в начале XXI века. (1 час).
Обобщение (1 час) Расширение и укрепление связей Бурятии с Россией, странами мира.
Бурятия в начале 20 в. | |||||||
Админист-ая и земельная реформы конца 19-начала 20 в. Социально-экономическое развитие края | Комбин-ый | Переселенческая политика Российского государства. Аграрная и административная реформы. Значение Сибирской железной дороги. Деятельность комиссии Куломзина | Знать суть аграрной, административной реформ; влияние Сибирской желез. дороги на эконом.жизнь края. Уметь рассказывать о причинах и формах протеста крестьян Забайкалья | Сообщение «Великий Сибирский путь» Таблица «Общее и отличительное в крестьянском движении в нашем крае, в Сибири и в центральной России» | в/б работа с дополнительной литературой по теме б/у вопросы и задания с.136,138,148 | ||
Бурятия в период революции 1905-07гг. Национальное движение и развитие общественно-политической мысли бурят в начале 20 в. | Комбин-ый | Организации российских политических партий, действующих на территории нашего края. Основные очаги револ-го движения в нашем крае. Итоги и последствия револ-х событий. Бурятское национ-ое движение. | Знать основные очаги, события, итоги револ-го и национ-го движения в период революции 1905-07гг.Сообщения о лидерах револ-го и национ-го движения (И.В.Бабушкин, Эрдэни Вамбоцыренов, М.Н.Богданов, Цыбен.Жамцарано) | Хронологическая таблица о съездах в период революции. | в/б сообщения по теме б/у вопросы и задания с.141,146 | ||
Бурятия в период 1 мировой войны и падения самодержавия | |||||||
Бурятия в годы 1 мировой войны | Комби-ый | Мобилизация населения на фронт. Указ о «реквизиции инородцев». Экономика края в годы 1 мировой войны | Уметь характеризовать участие этнической Бурятии в войне, влияние войны на экономику, положение населения | Синхроническая таблица «Участие этнической Бурятии в войне» | б/у вопросы и задания с.158 | ||
Бурятия в период Февральской буржуазной революции | Комбин-ый | Революционное и национальное движение. В.М.Серов | Знать партии, движения в Забайкалье после свержения самодержавия Уметь характеризовать подъем бурятского национального движения в 1917г | Групповая работа 1- революционное движение, 2- национальное движение б/у вопросы и задания с.162 | |||
Установление Советской власти в Бурятии | |||||||
Установление Советской власти в Бурятии | Комбин-ый | Политич. события в забайкалье после свержения монархии. Советские органы управления в Бурятии. Итоги 3 съезда рабочих, крестьян, казаков и бурят Забайкалья | Знать процесс установления Советской власти в Забайкалье | Сообщение «Установление Советской власти в Забайкалье» Хронологическая таблица по теме | в/б индив.задание «Установление Советской власти в нашем селе» б/у вопросы и задания с.9, 11(часть 2) | ||
Этапы гражданской войны и интервенции в нашем крае | Комбин-ый | Политика правительства А.В.Колчака в Сибири. Деятельность Бурнацкома. Партизанское движение в нашем крае. Этапы граждан-ой войны и интервенции в нашем крае | Знать основные черты политики правительства Колчака в Сибири, в Забайкалье – атамана Г.М.Семенова Уметь определять основные этапы гражд.войны и интервенции в нашем крае; давать характ-ку событиям | Хронолог-ая таблица «Этапы гражд.войны и интервенции в нашем крае» Сообщения «Герои-земляки» (П.С.Балтахинов, Д.К.Смолин, М.М.Сахъянова, В.Трубачеев, м,Ербанов и др.) | в/б сообщения по теме б/у вопросы и задания с.16, 20 | ||
Образование Бурят-Монгольской автономной советской социалист-ой республики. Восстановление народного хозяйства в условиях НЭП | Комбин-ый | Создание буферного государства, ДВР. Экономика Бурятии в годы НЭПа. Образование БМАССР. Значение этого события для бурятского народа | Знать понятия: беферное государство, ДВР, БМАССР, автономная республика, коммуна, НЭП, сельхозартель, ТОЗ, ТОУС Уметь характ-ть причины и последствия событий: образование БМАСС, постановление 1924г. «О введение национ-х языков в автон-х республиках и областях», НЭП | .Сообщения «Создание 1 в истории бурятского народа автономии», «Создание БМАССР», «Экономика республики с началом НЭП». | Работа с документамив/б задание по анализу документов, сообщения по теме б/у вопросы и задания с. 26, 30, 35 | ||
Модернизац-ые процессы в Бурятии в конце 20-х и начале 30-х гг 20 в. | |||||||
Индустриальное освоение Бурятии. | Комбин-ый | Особенности индустриализации в Бурятии | Уметь характ-ть развитие промышленности, сравнивать процесс индустриализации в стране и республике | Сравнит.харак-ка «Индустриализация в СССР и Бурятии» Сообщение «Рабочие кадры Бурятии в 1930-х гг.» | в/б сообщение «Итоги индуст-ии республики в годы 1-х пятилеток» б/у вопросы и задания с.40. 43 | ||
Коллективизация сельского хозяйства в Бурятии | Комбин-ый | Особенности коллективизации в Бурятии | Уметь харак-ть этапы коллектив-и в Бурятии, давать оценку; объяснять значение основных понятий темы | Таблица «Общее и различное в политике индустриализации и коллективизации» Таблица «Этапы коллективизации в Бурятии» | в\б сообщение «Коллективизация в нашем селе», проблемное задание 5 с.51 б/у вопросы и задания с.48, 51 | ||
«Культурная революция» в Бурятии в 30-х гг. 20 в. Общественно-политич-ая обстановка в Бурятии | Комбин-ый | «Культурная революция» в нашей республике, ее достижения. Политич. репрессии в Бурятии. Создание 2 бурят-монгольских округов | Уметь характер-ть достижения культуры, образования, науки, искусства в 30-е гг 20в.; давать оценку репрессиям в Бурятии | Сообщения о деятелях культуры и науки (М.П.Хабаев, Х.М.Намсараев, Н.Г.Балдано, Ц.С.Сампилов, Г.Ц.Цыдынжапов «Политические репрессии в Бурятии» | Работа с истор.документами.в/б сообщение «Полит. репрессии в нашем селе» б/у вопросы и задания с. 56, 59 | ||
Бурятия в годы Великой Отечественной войны Перестройка экономики республики на военный лад | Комбин-ый К/срез | Перевод промыш-ти и с/хозяйства Бурятии на военный лад. Трудовая и творческая активность трудящихся | Уметь характ-ть основные направления перестройки экономики Бурятии в военные годы; оценивать вклад трудящихся в фонд армии. Формы социал.соревнов-й, движение рационализаторов и изобретателей | . Сообщения «Самоотверженный труд труженников Бурятии в годы войны» | в/б сообщение «Труженники нашего села – фронту» б/у вопросы и задания с.66,69 | ||
Всенародная помощь фронту | Комбин-ый | Участие труженников Бурятии в создании и укреплении фонда обороны страны. Роль культуры и науки республики в период войны | Уметь оценивать вклад жителей Бурятии в победу над врагом | Реферат «Материальное и моральное значение всенародной помощи фронту» | Творческая работа «Моя семья в годы Великой Отеч.войны» Индивид. сообщенияв/б творческие задания по теме б/у вопросы и задания с.73,77 | ||
Воины Бурятии на фронтах Великой Отечественной войны | Комбин-ый | Героизм и подвиг воинов – уроженцев Бурятии на фронтах ВО войны | Знать и оценивать подвиги воинов –уроженцев Бурятии | Индивид сообщения о воинах Бурятиив/б творч работа «О.А.Денисов – Герой Советского Союза» «Военные фотографии рассказывают» «Подвиг моего деда, прадеда» и др | |||
Бурятия в 1946-1985 годах | |||||||
Общественно-политическая жизнь Бурятии | Комбин-ый | Особенности общественно-политич. развития республики. Основные проблемы национального развития. Переименование БМАССР в БурАССР. Конституция БурАССР 1978г. | Знать особенности общест.-политич. развития республики в 1946-1985 гг. Уметь характ-ть мероприятия по улучшению материального благосостояния граждан республики, оценивать Конституцию 1978г | Сообщения «Руководители республики: А.У.Хахалов, В.Р.Филиппов, А.У.Модогоев, А.М.Беляков и др.» | Групповая работа: «Сравнительная характеристика общест.-политич. жизни Бурятии в 1946-1964 гг. 1965-1985гг»в/б сообщения по теме б/у вопросы и задания с.87. 109 | ||
Промышленное развитие республики | Комбин-ый | Этапы эконом. развития Бурятии. Экстенсивный путь развития экономики Бурятии. | Знать итоги хозяйст. Реформы 1957г., значение крупных строек Бурятии Уметь объяснять понятия: экстенсивный путь развития, ПВЗ, ПОШ, БАМ; оценивать процессы урбанизации в республике | Сообщения о развитии отдельных отраслей промышленности в республике. Работа в группах по заданию. в/б сообщение «БАМ – стройка века», «Крупные индустриальные объекты и их влияние на социал. условия, экологич. обстановку» | б/у вопросы и задания с.94, 115 | ||
Развитие сельского хозяйства | Комбин-ый | Этапы развития с/хозяйства | Уметь давать характеристику развития с/хозяйства, оценивать уровень его развития | Сообщение «Развитие животноводства в республике» Таблица «Этапы развития с/хозяйства»в/б проект «Развитие с/хозяйства в нашем селе», «Социальное развитие села» | б/у вопросы и задания с.99, 117 | ||
Развитие народного образования, здравоохранения, науки и культуры | Комбин-ый | Особенности развития культуры, образования, науки, здравоохранения. Выдающиеся деятели науки и культуры. | Уметь оценивать национальную культуру края, села; определять роль личности в истории | Таблица «Развитие культуры» (основные события, значение); «Развитие образования, науки и культуры» (достижения, выдающиеся личности) | в/б сообщения «Развитие культуры в нашем селе» (по материалам школьного краеведческого музея) б/у вопросы и задания с.106, 125 | ||
Бурятия в конце 20 –начале 21 века | |||||||
Бурятия в годы перестройки и политических событий 1990-х годов | Комбин-ый | Изменения в общественно-политич. жизни Бурятии в годы перестройки. Выборы народных депутатов. Л.В.Потапов. В.В.Наговицын Г.А.Айдаев Национально-государственное строительство в 1990-е гг | Знать изменения в общест.-полит. жизни Бурятии в годы перестройки и политич. событий 1990-х гг Уметь объяснять значение основных понятий темы; анализировать события данного периода | Схема «Осуществление государственной власти в республике в результате полит. реформ» Таблица «Национально-госуд. строительство Бурятии в 1990-е гг» (события, сущность, значение) | в/б эссе «На новом переломе истории: факты и мнения» б/у вопросы и задания с. 129, 134,139 | ||
Социально- экономические преобразования в 90-е гг 20 века. | Комбин-ый | Сущность экономических реформ. Социальные преобразования и их значение. Модернизация высшего образования. Развитие учреждений культуры. | Уметь анализировать, оценивать социально-экономические преобразования в республике | Таблица «Экономические преобразования в 90-е гг 20 в.» Схема «Социально-культурные учреждении республики Бурятия» | б/у вопросы и задания с.144, 150 | ||
Бурятия на современном этапе | Повторит.-обобщащий урок | Уметь высказывать свою точку зрения на происходящие процессы современной Бурятии | Круглый стол «Моя Бурятия» |
Тест «Бурятия в древности и эпоху средневековья»
- Эпоха неолита датируется:
а) 40 тыс. лет назад - 10 тыс. лет назад;
б) 6,5 тыс. лет назад - 4 тыс. лет назад;
в) 40 тыс. лет назад- II в. н.э.;
- Что такое "продуктовый кризис"?
а) нехватка зерновых продуктов в эпоху неолита;
б) время перехода от присваивающего хозяйства к производящему;
в) невозможность охотой удовлетворить все потребности древнего человека в пище;
- Какие религиозные верования были характерны для первобытных людей?
а) вера в злых и добрых духов;
б) культ предков;
в) представление о единственном боге;
г) вера в спасительную силу церкви;
д) поклонение животным, растениям;
е) обожествление властителей;
ж) вера в магическую силу заклинаний и ритуалов;
- Глиняная посуда была изобретена человеком в:
а) железном веке;
б) палеолите;
в) период существования культуры плиточных могил;
г) в неолите;
- Какой вид земледелия появился в неолите (п. Дарасун)
а) подсечно - огневое;
б) мотыжное;
в) каменное;
- Известно, что плиточные могилы сопровождались оленными камнями. Что они символизировали?
а) поклонение оленям;
б) вождя;
в) тело умершего;
г) все вышеперечисленное;
- Собака была одомашнена человеком в:
а) железном веке;
б) период существования плиточных могил;
в) мезолите;
г) палеолите;
- Перечислите основные виды древнего искусства:
а) картины;
б) скульптурные изображения птиц, животных;
в) петроглифы;
г) оленный камень;
д) портрет;
- Что такое "неолитическая революция"?
а) появление производящего хозяйства;
б) начало использования нового материала для изготовления орудий труда;
в) переход от кочевого образа жизни к оседлому;
- Соотнесите периоды и основные стоянки (расположите основные стоянки по колонкам):
Палеолит | Мезолит | Неолит | Энеолит |
а) Буреть б) Дарасун в) Ошурково
г) Студеное д) Толбага е) Мальта
ж) Исинга з) Дворцы и) Глазковский могильник
к) Серовский могильник л) Китойский могильник
- Кто такие курыкане?
- предки монгольского племени баргут;
- доминирующий этнос Жужанского каганата;
- северные уйгуры, связываемые археологами с курумчинской культурой VI - XIV вв.
- Петроглиф это:
- наскальный рисунок древнего человека;
- средневековый этнос Центральной Азии;
- изображение воина.
- Баргуджин-Тукум это:
- второе название Великого Монгольского государства;
- долина реки Баргузин в XII -XIII вв.;
- территория, охватывающая в Предбайкалье бассейн Верхней Ангары и верхней Лены; в Забайкалье-Баргузинскую котловину и низовья Селенги.
- Столица монгольского государства:
- Хирхинское городище в Читинской области;
- город Каракорум в Центральной Монголии;
- Сутайская феодальная усадьба в Бурятии.
- Когда страна Баргуджин-Тукум была включена в состав Монгольского государства:
- начало ХII в;
- начало XIII
- начало ХV в;
- она не входила в его состав.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...