Рабочая программа по по предмету "История Бурятии" для 8 класса
рабочая программа по краеведению (8 класс) по теме

Дригунова Надежда Викторовна

Предмет "История Бурятии" входит в национально - региональный компонент базисного учебного плана. В нашей школе "История Бурятии" изучается по концентрическому принципу на протяжении 8 - 11 классов. В рабочую программу по предмету "История Бурятии" для 8 класса я включила: пояснительную записку, требования к уровню усвоения материала, тематическое планирование и образцы контрольно - измерительных материалов. Курс в 8 классе расчитан на 34 часа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_istorii_buryatii.docx70.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Байкало – Кударинская средняя общеобразовательная школа»

РАСМОТРЕННО:

Руководитель ШМО

________________

«____»___________ 2013 г.

СОГЛАСОВАНО:

Зам. дир. по  УВР:

__________ Скорикова О.Ф.

«___»_____________ 2013 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Приказ № ___ от «___»__________2012 г.

Директор МБОУ

«Б-Кударинская СОШ»

____________ Трескина Г.И.

«___»_____________ 2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПРЕДМЕТ: История Бурятии

КЛАСС: восьмой

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Дригунова Надежда Викторовна

2013 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Твердою опорой и непоколебимой почвой
для национального сознания и самосознания
всегда служит национальная история.
И.Е.Забелин.

Курс «История Бурятии» рассчитан на изучение истории Бурятии в 8 – 9 классе, всего 68 часов при нагрузке 1 час в неделю (в 8 классе история Бурятии – 1 час в неделю – всего 34 часа). Программа базируется на временном государственном стандарте, разработанном в АОУ ДПО РБ РИКУиО.

Актуальность программы Данный элективный курс является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования. Он конкретизирует материал школьных курсов истории, дает знания по истории родного края. В курсе в комплексе изучаются различные сферы общественной жизни: экономической, политической, духовной. Учащиеся знакомятся с развитием производительных сил края, культурной, военной историей, деятельностью местных органов власти в тот или иной период времени. История Бурятии представлена как составная часть истории и базируется на философских категориях общего и особенного. Это позволяет показать особенности развития Бурятии, обладающей сложившимися традициями и собственными жизненными устоями. Бурятия представляет собой регион, самобытность которого определяется геополитическими, социополитическими, культурными, психологическими, конфессиональными и другими факторами. Своеобразие Бурятии рассматривается с учетом природно-географических особенностей и национального состава населения республики, ее пограничного положения. Прослеживается влияние на историю Бурятии России и Востока с его многоликой культурой. Важное место в программе занимает история 20 века, в том числе ее советский период, существенным фактом исторического развития Бурятии признаются особенности менталитета народов Бурятии. Программа делится на 3 части и базируется на принятой в науке периодизации российской всемирной истории:

  • Бурятия в древности и в период средневековья ( с древнейших времен до конца XVII в.);
  • Бурятия в новое время;
  • Бурятия в новейшее время (XX-начало XXI века).

Цель программы: Обеспечить учащимся возможность овладеть знаниями об историческом пути Бурятии, о ее роли в истории России, о фактах, определивших в различные исторические эпохи судьбу Бурятии и населявших ее народов; помочь учащимся понять проблемы и реалии современной Бурятии.

Задачи:

  • формирование гражданственности, мировоззренческой, гуманитарной, экономической и экологической культуры, толерантности, приоритета общечеловеческих ценностей;
  • приобщение учащихся к духовным и нравственным ценностям предшествующих поколений, к национальной культуре и народным идеалам, воплощенным в религиозных учениях, в искусстве и литературе, в фольклоре, народных обычаях и традициях;
  • формирование национального самосознания, уважения к истории народов Бурятии; - воспитание патриотизма, любви к Родине – России и своей малой родине, чувства гордости за ее достижения;
  • развитие у учащихся способности рассматривать события и явления местного уровня в контексте отечественной истории: - формирование конкретизированного представления о месте и роли родного края в отечественной истории;
  • формирование умений вести поиск информации в исторических источниках, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи; - формирование мотиваций у учащихся проводить поисковую работу по истории родного края, села, школы, семьи;
  • развитие творческих способностей учащихся.

В результате изучении данного курса учащиеся должны знать:

 памятники истории, художественной и церковной культуры, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества, государства, культуры и быта, войнами, с жизнью выдающихся политических, государственных и военных деятелей, народных героев, деятелей культуры и науки.

Требования к ЗУН учащихся

Наш край в древности и в период средневековья Учащиеся должны знать: 

  • происхождение названий городов, поселений;
  • основные даты в истории края;
  • ход, причины, этапы, характер заселения края;
  • социальный и сословный состав населения края, его эволюции;
  • основные достижения культуры края; - выдающихся земляков данного периода и давать им характеристику;

уметь:

  • показывать на карте стоянки, могильники, поселения древнейших жителей края, их расселение и передвижение;
  • находить на карте памятники культуры;
  • определять синхронность событий и процессов региональной, российской и центрально азиатской истории;
  • называть основные этнокультурные ареалы, складывавшиеся под влиянием различных культурно-исторических центров Центральной и Средней Азии;
  • выделять общее и особенное в хозяйственном развитии края. его вклад в экономическое развитие и материальную культуру страны;
  • соотносить состав населения с особенностями экономического развития края.

Бурятия в период нового времени. Учащиеся должны знать:

  • территории расселения бурятских племен и их состав;
  • переселение в Прибайкалье русских крестьян, старообрядцев, декабристов;
  • развитие земледелия, промышленности, торговли в Бурятии;
  • изменения в быте и культуре населения; - политические партии в Бурятии;
  • реформы Столыпина, их проведение в Бурятии;

уметь:

  • показывать на карте территории расселения народов Бурятии;
  • определять роль административно-территориальных преобразований на территории Бурятии в XVIII – XIX вв.;
  • рассказывать о деятельности христианских миссионеров;
  • определять становление системы обучения;
  • объяснять развитие общественно-политической жизни Бурятии, ее культуры;
  • подбирать краеведческий материал к характеристике выдающихся земляков;
  • использовать знания по истории Бурятии при анализе общих процессов российской истории.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение (1 час) Место и роль Бурятии в истории России. Основные этапы и особенности истории. Источники изучения Бурятии. Методы исторического познания.

1 часть Бурятия в древности и в период средневековья (17 часов)

Введение. Основы археологической периодизации. Особенности геополитического положения Бурятии.

Раздел 1 Бурятия в древности (8 часов)

Древний период. Понятие этнографической Бурятии. Присваивающие и производящие типы хозяйств. Палеолит. Мезолит и неолит. Бронзовый век. Природная среда. Археологические памятники. Орудия труда. Жилища. Хозяйство. Искусство и верования. Становление скотоводческого - производящего типа хозяйства. Хунну. Археологические памятники и письменные источники о хунну Сыма Цань. Создание государственности хунну.

Раздел 2 Бурятия в эпоху средневековья (10 часов)

Сяньби. Борьба с хунну. Государство Тоба Вей. Жужане. Тюрки. Археологические памятники. Тюркский каганат. Кидании. Монголы. Государство монголов. Империя Юань. Золотая Орда. Археологические памятники монголов в Бурятии. Письменные источники о бурятах: «Сокровенное сказание», «Сборник летописей». Расселение бурятских племен, их хозяйство в монгольский период. Кочевое скотоводство – основное занятие бурят. Формирование родовой знати. Улусные люди. Рабство. Духовная культура бурят. Религия – основная форма общественного сознания. Устное народное творчество. Прикладное искусство. Родовые и семейные традиции и обычаи. Присоединение Сибири к России. Нерчинский и Буринский договор о границе. Кяхтинский договор о торговле.

Обобщение (1 час) Россия – Центральная Азия – Бурятия. Общее и особенное в развитии.

2 часть Бурятия в период нового времени (XVII-XIX вв) (16 часов)

Раздел 1 Бурятия в составе Российской империи (2часа)

Хозяйственное освоение Прибайкалья и Забайкалья русским населением. Переселение русских крестьян и старообрядцев (семейских) в Бурятию. Развитие сельского хозяйства, промышленности, внутренней и внешней торговли в Бурятии. Изменения в хозяйстве, образе жизни бурят и эвенков. Организация управления. Создание бурятских и тунгусского полков. Забайкальское казачье войско.

Раздел 2 Бурятия в XIX веке (5 часов)

Административно-территориальные преобразования в Бурятии по реформе М.Сперанского. Декабристы в Бурятии. Развитие хозяйства в Прибайкалье. Рост городов и поселений. Роль Кяхты в торговле с Востоком. Политическая ссылка и ее роль в общественном и культурном развитие края во II половине XIX века. Транссибирская железная дорога. Деловые люди Бурятии. Земельная реформа. Реформа управления.

Раздел 3. Культура Бурятии в новое время (7 часа)

Изменения в быте и материальной культуре. Становление системы обучения (бурятские школы, приходские училища, дацанские школы). Я.А Болдонов. У-Ц.Онгонов. Д.Банзаров. И.Бадмаев. А.Доржиев. Н.Ханганов. Д.П.Давыдов. Кяхтинский музей и развитие летописания. Распространение периодической печати. Шамаизм. Традиционная культура бурят, эвенков, сойотов и других народов Бурятии. Роль буддизма в развитии культуры и просвещения. Дацаны.

Обобщение (1 час) Общее и особенное в культурно-историческом развитии Бурятии.

Литература

История Бурятии с древнейших времен до конца XIX века: пособие для учащихся старших классов. Ч.1. – Улан-Удэ: Издательство «Бэлиг», 2009

История Бурятии с начала XX до начала XXI века: пособие для учащихся старших классов. Ч. 2. – Улан-Удэ: Издательство «Бэлиг», 2009

М.Г. Цыренова, Е.Ю. Перряева. Задачник по истории Бурятии (с древнейших времен до конца XVIII века – Улан-Удэ: Бэлиг, 2009.

Е.Ю.Аксенова, М.Г.Цыренова. Рабочая тетрадь по истории Бурятии с древнейших времен до конца XVIII века – Улан-Удэ: Бэлиг, 2001

М.А. Лукьянов. Край наш Кабанский у Байкала – Улан-Удэ: Домино, 2007.

История и культура бурятского народа: Учебное пособие под ред. Т.М. Михайлова. – Улан-Удэ: Бэлиг, 1999.

В.Д. Бабуев. Материальная и духовная культура бурят. Учебное пособие. – Улан-Удэ, 2004.

История Улан – Удэ. Под редакцией Г.А. Айдаева.

История и культура бурятского народа. Т.М.Михайлов – Улан-Удэ, 2000

История и культура Бурятии. А.П.Окладников – Улан-Удэ, 1976

Декабристы в Бурятии. С.Г.Аюшеева, Л.П.Щапова – Улан-Удэ, 2005

Декабристы в Забайкалье. А.В.Тиваненко – Новосибирск, 2007 Историко-революционные памятники Бурятии – Улан-Удэ, 1997

Хунну в Забайкалье. П.Б.Коновалов – Улан-Удэ, 1980

Старообрядцы Забайкалья в XVIII – XX вв. Ф.Ф.Болонев – Новосибирск, 2000

Семейские. Ф.Ф.Болонев – Улан-Удэ, 2000

Неизвестные страницы истории Бурятии. – Улан-Удэ, 1992

Буряты на рубеже XIX – XX вв. И.Б.Батуев – Улан-Удэ, 2005

История Бурятии XX век. – Улан-Удэ, 2007

Очерки истории городов Забайкалья. С.В.Евдокимова – Улан-Удэ, 2006

История Бурятии в вопросах и ответах – Улан-Удэ, 4 выпуска

Л.Н. Гумилев. Древняя Русь и Великая степь. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (34 ЧАСА)

Тема раздела, урока

Дата план/факт

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Основные понятия

Основные даты, персоналии

1

Введение. Место и роль Бурятии в истории России  

Вводная лекция с элементами беседы

Место и роль Бурятии в истории России. Этническая карта Бурятии. Основные этапы и особенности истории Бурятии.

Знать основные этапы и особенности истории Бурятии, источники изучения истории Бурятии. Уметь объяснять значение терминов и понятий по теме, показывать на карте этнографическую Бурятию 

Забайкалье, Предбайкалье, Прибайкалье, Бурятия

Часть 1. Бурятия в древности и в период средневековья (17 часов)

Раздел 1. Бурятия в древности. (8 часов)

2

Введение

Изучение нового материала

Основы археологической периодизации. Методы исследования археологии. Археологические культуры

Понимать основы археологической периодизации, основные особенности. Уметь объяснять значение понятий по теме

Палеолит, мезолит, неолит, бронзовый и железный век, археологическая культура

3

Бурятия в эпоху палеолита.

Изучение нового материала

Заселение древними людьми территории Бурятии. Природные условия, орудия труда, хозяйственные занятия, общественный строй, археологические памятники эпохи палеолита.

Знать периоды каменного века, показывать на карте места заселения территории Бурятии, называть памятники палеолита, показывать их на карте. Знать характеристики присваивающего и производящего типа хозяйства

Сартанское оледенение, материнская родовая община, присваивающие хозяйства, производящее хозяйство,

300-200 тыс.лет назад – начало заселения человеком территории Бурятии; 25-14 тыс. лет назад – начало сартанского оледенения.

4

Бурятия в эпоху мезолита

Комбинированный

Природные условия, орудия труда, хозяйственные занятия, общественный строй, археологические памятники эпохи мезолита.

Появление новых приемов добычи пищи

называть памятники палеолита и мезолита, показывать их на карте. Знать характеристики присваивающего и производящего типа хозяйства. Сравнивать природно-климатические условия в эпоху палеолита и мезолита; выявлять изменения в хозяйственной деятельности в эпоху палеолита и мезолита

продовольственный кризис

Около 14 тыс. лет назад – начало потепления

5

Бурятия в эпоху неолита

Комбинированный

Природные условия, археологические памятники. Зарождение производящего хозяйства. Зарождение искусства и верований.

Уметь: объяснять понятия по теме; понимать причины изменений в хозяйственной жизни людей в эпоху мезолита и неолита; характеризовать зарождающиеся верования; -

6,5 тыс. лет назад – начало неолита

6

Бурятия в эпоху бронзы и раннего железа

Комбинированный

Особенности бронзового века. Изменения в общественном строе. Культура плиточных могил. Зарождение металлургии железа.

Знать хронологические рамки эпохи бронзы и раннего железа, природные изменения Уметь характеризовать культуру плиточных могил.

Культура плиточных могил, кочевое скотоводство, петроглифы, патриархальная родовая община, керексуры, «оленные камни»

Вторая половина III – начало IIтыс. До н.э. – начало бронзового века; середина I тыс. до н.э. – начало железного века

7

Бурятия в хуннское время.

Комбинированный

Археологические памятники и письменные источники о хунну. Сыма Цянь. Создание государственности Хунну. Экономика, занятия населения, предметы быта. Гибель государства Хунну

Знать особенности развития государства Хунну. Давать характеристику хозяйственным занятиям хунну; описывать керамику, вооружение, украшения, предметы быта хунну.

Юрта

209 г. до н.э. – образование государства Хунну, 55 г. до н.э. – распад государства Хунну.

Сыма Цянь.

8

Первый город на территории будущего Улан – Удэ.

Изучение нового материала

Город на Иволге как крепость. Жизнь обитателей гуннского города. Ремесло и сельское хозяйство в городе. Гибель города

Иметь представление о жителях гуннского города, об образе жизни, занятиях его жителей

Раздел 2. Бурятия в эпоху средневековья (10 часов)

9

Ранние государства Центральной Азии и население Бурятии в эпоху раннего средневековья

Комбинированный

Древние и ранние монголы, их расселение, социальное устройство. Археологические источники о ранних монголах в Забайкалье. Сяньби, жужане, курыканы. байырку, тюрки, уйгуры

Знать хронологические рамки средневековья для Средней Азии; археологические культуры в период средневековья на территории Забайкалья и Прибайкалья. Уметь показывать на карте территории расселения промонгольских народов

Средние века, дунху, сяньби, ухуань, шивэй, курыканы, руническая письменность.

10-11

Бурятия в монгольской империи

Комбинированный

Кидании и усиление монгольских племен. Монгольская империя. Баргуджин-Токум. Хори-монголы. Археологические памятники монголов в Бурятии.

Знать этапы монголизации Прибайкалья Уметь характеризовать процесс монголизации края, работать по карте. Описывать памятники. Давать характеристики исторических деятелей. Понимать значение монгольской империи в мировой истории

Кидании, Баргуджин-Токум, нойоны, тумэны, Великая Степь, хори.

916 – 1125 – империя киданей (династия Ляо); 1206 – образование империи Чингисхана;

Чингисхан, Марко Поло, Рашид-ад-Дин.

12

Культура средневекового населения Бурятии

Комбинированный

«Сокровенное сказание монголов».

«Сборник летописей» Рашид-ад-Дина. Духовная культура бурят. Религия. Устное народное творчество. Прикладное искусство

Понимать культурные взаимосвязи населения Бурятии, Центральной Азии и Дальнего Востока; особенности духовной культуры и религии. Давать характеристику крупнейшим эпосам населения Бурятии  

«Сокровенное сказание монголов», «Гэсэр», шаманизм, обо, петроглифы,

13

Расселение бурятских племен

Комбинированный

Кочевое скотоводство основное хозяйство бурят. Формирование родовой знати. Родовые и семейные традиции и обычаи.

Понимать в чем особенности кочевого скотоводства, причины его распространения. Знать механизм формирования родовой знати. Уметь описывать положение родовой знати и улусных людей; родовые и семейные традиции и обычаи

Кочевое скотоводство, нойоны, улусные люди.

14

Заселение Сибири и Забайкалья

Комбинированный

Расширение границ Русского государства. Русские первопроходцы. Заселение Восточной Сибири. Проникновение русских в Забайкалье

Знать основные этапы продвижения русских в Сибирь, Предбайкалье и Забайкалье. Уметь описывать зимовье и острог, знать их значение. Понимать отношения, сложившиеся между первопроходцами и коренным населением

Зимовье, острог, ясак, братцкие люди, аманаты, тайша.

1609 – первые сведения о «братах», 1628 – П. Бекетов побывал в бурятских улусах, 1630 – 1660 - построены 7 острогов.

Петр Бекетов, Иван Галкин.

15

Присоединение Сибири и Бурятии к России

Комбинированный

Этапы присоединения Прибайкалья и Забайкалья. Последствия. Головин Ф.А. Рагузинский С.Л.

Знать задачи, этапы, характер, последствия присоединения Бурятии к России. Оценивать последствия вхождения Бурятии с состав России. Понимать значение Буринского и Кяхтинского договоров

Делегация хори-бурят, междуусобные войны, буринский договор о границах, Кяхтинский договор о торговле, Нерчинский договор.

1689 – Нерчинский договор, 1703 – делегация хори-бурят, 1727 – Буринский трактат, 1728 – Кяхтинский договор.

Головин Ф.А., Владиславич-Рагузинский С.Л.

16

Заселение Кударинской степи

Изучение нового материала

Фофоновский могильник. Заселение Кударинской степи: шоно, абазай, олзон, баяндай, чернорудский род

Знать процесс заселения Кударинской степи, происхождение бурятских родов.

17

От Удинского зимовья к Верхнеудинску

Изучение нового материала

Первые сведения о реке Уде. Удинское зимовье. Удинский острог. Население острога. Этапы заселения острога. Городское управление. Экономическое развитие города.

Понимать процесс возникновения Удинского острога и превращения его в город Верхнеудинск.

18

Бурятия в древности и средневековье

Итоговое обобщение

Часть 2. Бурятия в период нового времени (16 часов)

Раздел 1. Бурятия в составе Российской империи (4 часа)

19

Управление краем

Комбинированный

Управление краем. Общественный строй. Охрана границ

Уметь характеризовать систему управления краем; объяснять принцип административного деления, систему охраны границ. Описывать службу казаков

Сибирский приказ,  Сибирская губерния, провинция, ясак, промышленные люди, посадские, «гулящие», суглан,  улус (хотон), засул, холбон (табин), род, зайсан, шуленга, тайша, «Степные конторы», казаки.

1708 – Сибирская губерния, 40-е гг XVIII века – появление «Степных контор», 1728 – указ о «царских знаменах», 1760 – тунгусский казачий полк, 1764 – четыре казачьих полка

20

Хозяйственное освоение края.  

Комбинированный

Переселение старообрядцев в Сибирь. Хозяйственное освоение края русским населением.

Оценивать роль русских переселенцев в хозяйственном развитии края. Понимать своеобразие культуры семейских. Уметь характеризовать хозяйственные, бытовые, культурные связи русских и бурят.

Семейские, старообрядцы, древлеправославная церковь, буддизм, ламаизм, паровая система земледелия, охота: аба и ан агнаха, «мягкая рухлядь», промыслы,  «Песчаная Венеция»,.

21

Русские первопроходцы на реке Кабаньей и в Кударинской степи.

Изучение нового материала

Первые сведения о Матуровом зимовье. Топонимика района. Кабанский острог. Бунты. Духовная миссия.

Понимать процесс хозяйственного развития Кабанской земли.

22

Формирование религиозных конфессий. Просвещение.

Комбинированный

Распространение ламаизма и христианства. Зарождение образования

Знать задачи, этапы, характер, последствия проникновения ламаизма и христианства в Прибайкалье и Забайкалье.

«Гэсэр», лама, дуган, дацан, Пандидо хомбо-лама

1725 – Иркутская русско-монгольская школа, 1745, 1754 – школа навигации и геодезии, 1782 – публичная библиотека в Иркутске, 1733-1743 – Великая Сибирская экспедиция.

Дамба-Даржа Заяев, Николай Спафарий,

Раздел 2. Бурятия в XIX веке (5 часов)

23

Реформа М.М.Сперанского

Комбинированный

Социальная структура бурятского общества в начале 19 в. Реформы М.М.Сперанского. Степная дума – орган управления у бурят

Знать изменения в системе управления после реформы Сперанского Уметь давать характеристику Степной думе. Анализировать положительные и отрицательные стороны «Устава об управлении инородцев»

«Сибирское учреждение»,  генерал – губернаторство, округ, уезд, оседлые, кочевые, бродячие, инородческое управление, тайша,

1822 – реформа М.М. Сперанского, Сперанский М.М., Трескин Н.И.

24

Развитие сельского хозяйства

Комбинированный

Скотоводство. Земледелие. Промыслы

Знать особенности развития земледелия, скотоводства и промыслов в нашем крае. Сравнивать развитие сельского хозяйства в разное время

Зимник, летник, утуги, катание войлока, извозный промысел, отходничество

25

Развитие промышленности и торговли.

Комбинированный

Промышленность. Торговля

Уметь показывать на карте районы золотодобычи; давать оценку развития с/хозяйства, промышленности, торговли в XIX в

Казенно-кабинетские заводы, приписные крестьяне, кустарный и полукустарный характер промышленности, Транссибирская железная дорога, ярмарка, лавка,

26

Политическая ссылка. Общественное движение

Комбинированный

Декабристы в Сибири Политическая ссылка. Общественное движение

Знать какое влияние оказала политическая ссылка на жизнь Бурятии. Уметь показывать на карте места расселения ссыльных в Бурятии; составлять рассказ о жизни декабристов в Бурятии. Характеризовать общественное движение в Бурятии

Декабристы, политическая ссылка, каторга, восстание, стачка, забастовка,

Братья Бестужевы, Кюхельбекеры, К.П. Торсон, Н.Г. Чернышевский, А.Н. Радищев,

27

Кабанская земля и Кударинская степь

Изучение нового материала

Население. Хозяйственная деятельность русских и бурят. Промыслы. Декабристы в Кабанске. Развитие культуры и просвещения.

Понимать процесс хозяйственного развития Кабанской земли.

Часть 3. Культура Бурятии в новое время (7 часов)

28

Образование, наука, культура, здравоохранение.

Комбинированный

Образование. Наука. Культура. Здравоохранение

Знать развитие образования, науки, культуры во 2 пол.XIXв. Уметь характеризовать взаимовлияние буддизма, христианства и шаманизма

Народное училище, гимназия, уездное, приходское училище, церковно-приходская школа, врачебная управа,

Доржи Банзаров, Галсан Гомбоев, Епифан Сычевский, 1877 – Западно-Сибирский отдел Географического общества

29

Шаманизм. Традиционная культура коренного населения

Комбинированный

Шаманизм.

30

Домашний быт бурят

Урок - экскурсия

Буддизм.

31

Домашний быт семейских в Сибири

Урок - экскурсия

Христианство. Древлеправославная церковь

32

Общее и особенное в культурно-историческом развитии Бурятии

Итоговое обобщение

33-34

Резерв.

Таблица «Изменения в хозяйственной деятельности человека в эпоху палеолита и мезолита»

Задание: «Каким образом «продуктовый кризис» повлиял на хозяйственную деятельность человека?» в\б Сравнительная характеристика видов хозяйственной деятельности в эпоху палеолита и мезолита б\у Как повлияли природно-климатические условия на жизнь людей? Что такое «продуктовый кризис»?

Таблица «Археологические культуры эпохи бронзы в нашем крае»

Заполнение таблицы «Государственные образования на территории нашего края в период средневековья»в\б подготовить сообщения о развитии государственности ранних монгольских народов по плану б/у вопросы и задания 1-3 с.56 

Таблица «Этапы присоединения Бурятии к России» Схема «Управление присоединенным краем» Сообщение «Создание Забайкальского инородческого войска»  Синхронистическая таблица «Соотнесение истории нашего края в 17-18 вв с мировыми и российскими процессами» Таблица «Развитие первых школ в Бурятии»

Бурятия в период новейшего времени Учащиеся должны знать:

  • развитие национального движения бурятского народа, цели, задачи;
  • развитие края в периоды: первой мировой войны, Февральской революции 1917 г., октябрьской революции 1917 г., индустриализации, коллективизации, Великой Отечественной войны, послевоенные годы, перестройки, распада СССР, развития РФ в конце XX – начале XXI века;
  • изменения в образе жизни и социальном поведении людей, культуре;
  • выдающихся исторических лиц, земляков;
  • хронологические рамки основных процессов истории Бурятии;
  • уклад жизни современного города, поселка, села, местности;

уметь:

  • показывать на карте и объяснять изменения административно-территориального, экономического, культурного характера;
  • использовать данные карты для формирования знаниям по названным выше направлениям;
  • использовать историко-краеведческий материал для объяснения изменений в образе жизни и социальном поведении людей;
  • характеризовать главные направления материального производства на территории Бурятии в XX-XXI веках;
  • выявлять наиболее важные события и явления в общественно-политической, социальной, культурной, духовной жизни Бурятии;
  • раскрывать региональные особенности взаимодействия человека и природы, суть местных экологических проблем;
  • используя данные средства массовой информации, проводить обзор текущих событий общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни Бурятии.

3 часть Бурятия в период новейшего времени (16 часов)

Раздел 1 Бурятия в начале XX века (3 часа)

Национальное движение бурятского народа, цели, задачи. Э.Д.Ринчино. М.Н.Богданов. Ц.Жамсарано. Б.Барадин и др. Бурятия накануне и в период революции 1905-1907 годов. Бурятия в годы 1 мировой войны. Февральская буржуазно-демократическая революция в Бурятии.

Раздел 2. Бурятия в советский период

Октябрьская революция и гражданская война в Бурятии. Особенности установления советской власти в Забайкалье. Поиск третьего пути. Падение советской власти в Сибири. Иностранная интервенция. Партизанское движение. Бичурский съезд. Освобождение Верхнеудинска и Западного Забайкалья. (2 часа) Создание ДВР и бурятских автономных областей. Образование БМАССР в 1923 году. Разделение БМАССР в 1937 году (2 часа) Переход к массовой коллективизации, ее принудительный характер. Выступление крестьянства против советской власти. Социально-экономическое, политическое и культурное развитие Бурятии в 1920-1930 гг. Изменения в социальной структуре населения. Строительство крупных промышленных предприятий. Культурная революция в Бурятии в 1920-1930гг. (3 часа) Утверждение АКС и репрессии 30-х гг., их последствия. Бурятия в годы Великой Отечественной войны (2 часа). Перестройка народного хозяйства на военные рельсы. Помощь фронту. Земляки на фронтах Великой Отечественной войны. Эвакогоспитали. Уровень жизни и быта людей. Бурятия в послевоенные годы 1946-1997гг (3 часа). Освоение природных ресурсов края. Развитие народного хозяйства Бурятии и проблемы экологии. Строительство БАМа. Общественно-политическая жизнь в республике. Культура, образование, наука. Бурятия в период перестройки и постперестройки: общественно-политическое движение, национально-государственное строительство, экономика. Движение за возрождение традиционной культуры, обычаев, обрядов народов Бурятии, за возрождение родного языка, религии. Бурятия в последние годы XX столетия в начале XXI века. (1 час).

Обобщение (1 час) Расширение и укрепление связей Бурятии с Россией, странами мира.

Бурятия в начале 20 в.

Админист-ая и земельная реформы конца 19-начала 20 в. Социально-экономическое развитие края

Комбин-ый

Переселенческая политика Российского государства. Аграрная и административная реформы. Значение Сибирской железной дороги. Деятельность комиссии Куломзина

Знать суть аграрной, административной реформ; влияние Сибирской желез. дороги на эконом.жизнь края. Уметь рассказывать о причинах и формах протеста крестьян Забайкалья

Сообщение «Великий Сибирский путь» Таблица «Общее и отличительное в крестьянском движении в нашем крае, в Сибири и в центральной России»

в/б работа с дополнительной литературой по теме б/у вопросы и задания с.136,138,148

Бурятия в период революции 1905-07гг. Национальное движение и развитие общественно-политической мысли бурят в начале 20 в.

Комбин-ый

Организации российских политических партий, действующих на территории нашего края. Основные очаги револ-го движения в нашем крае. Итоги и последствия револ-х событий. Бурятское национ-ое движение.

Знать основные очаги, события, итоги револ-го и национ-го движения в период революции 1905-07гг.Сообщения о лидерах револ-го и национ-го движения (И.В.Бабушкин, Эрдэни Вамбоцыренов, М.Н.Богданов, Цыбен.Жамцарано)

Хронологическая таблица о съездах в период революции.

в/б сообщения по теме б/у вопросы и задания с.141,146

Бурятия в период 1 мировой войны и падения самодержавия

Бурятия в годы 1 мировой войны

Комби-ый

Мобилизация населения на фронт. Указ о «реквизиции инородцев». Экономика края в годы 1 мировой войны

Уметь характеризовать участие этнической Бурятии в войне, влияние войны на экономику, положение населения

Синхроническая таблица «Участие этнической Бурятии в войне»

б/у вопросы и задания с.158

Бурятия в период Февральской буржуазной революции

Комбин-ый

Революционное и национальное движение. В.М.Серов

Знать партии, движения в Забайкалье после свержения самодержавия Уметь характеризовать подъем бурятского национального движения в 1917г

Групповая работа 1- революционное движение, 2- национальное движение б/у вопросы и задания с.162

Установление Советской власти в Бурятии

Установление Советской власти в Бурятии

Комбин-ый

Политич. события в забайкалье после свержения монархии. Советские органы управления в Бурятии. Итоги 3 съезда рабочих, крестьян, казаков и бурят Забайкалья

Знать процесс установления Советской власти в Забайкалье

Сообщение «Установление Советской власти в Забайкалье» Хронологическая таблица по теме

в/б индив.задание «Установление Советской власти в нашем селе» б/у вопросы и задания с.9, 11(часть 2)

Этапы гражданской войны и интервенции в нашем крае

Комбин-ый

Политика правительства А.В.Колчака в Сибири. Деятельность Бурнацкома. Партизанское движение в нашем крае. Этапы граждан-ой войны и интервенции в нашем крае

Знать основные черты политики правительства Колчака в Сибири, в Забайкалье – атамана Г.М.Семенова Уметь определять основные этапы гражд.войны и интервенции в нашем крае; давать характ-ку событиям

Хронолог-ая таблица «Этапы гражд.войны и интервенции в нашем крае» Сообщения «Герои-земляки» (П.С.Балтахинов, Д.К.Смолин, М.М.Сахъянова, В.Трубачеев, м,Ербанов и др.)

в/б сообщения по теме б/у вопросы и задания с.16, 20

Образование Бурят-Монгольской автономной советской социалист-ой республики. Восстановление народного хозяйства в условиях НЭП

Комбин-ый

Создание буферного государства, ДВР. Экономика Бурятии в годы НЭПа. Образование БМАССР. Значение этого события для бурятского народа

Знать понятия: беферное государство, ДВР, БМАССР, автономная республика, коммуна, НЭП, сельхозартель, ТОЗ, ТОУС Уметь характ-ть причины и последствия событий: образование БМАСС, постановление 1924г. «О введение национ-х языков в автон-х республиках и областях», НЭП

.Сообщения «Создание 1 в истории бурятского народа автономии», «Создание БМАССР», «Экономика республики с началом НЭП».

Работа с документамив/б задание по анализу документов, сообщения по теме б/у вопросы и задания с. 26, 30, 35

Модернизац-ые процессы в Бурятии в конце 20-х и начале 30-х гг 20 в.

Индустриальное освоение Бурятии.

Комбин-ый

Особенности индустриализации в Бурятии

Уметь характ-ть развитие промышленности, сравнивать процесс индустриализации в стране и республике

Сравнит.харак-ка «Индустриализация в СССР и Бурятии» Сообщение «Рабочие кадры Бурятии в 1930-х гг.»

в/б сообщение «Итоги индуст-ии республики в годы 1-х пятилеток» б/у вопросы и задания с.40. 43

Коллективизация сельского хозяйства в Бурятии

Комбин-ый

Особенности коллективизации в Бурятии

Уметь харак-ть этапы коллектив-и в Бурятии, давать оценку; объяснять значение основных понятий темы

Таблица «Общее и различное в политике индустриализации и коллективизации» Таблица «Этапы коллективизации в Бурятии»

в\б сообщение «Коллективизация в нашем селе», проблемное задание 5 с.51 б/у вопросы и задания с.48, 51

«Культурная революция» в Бурятии в 30-х гг. 20 в. Общественно-политич-ая обстановка в Бурятии

Комбин-ый

«Культурная революция» в нашей республике, ее достижения. Политич. репрессии в Бурятии. Создание 2 бурят-монгольских округов

Уметь характер-ть достижения культуры, образования, науки, искусства в 30-е гг 20в.; давать оценку репрессиям в Бурятии

Сообщения о деятелях культуры и науки (М.П.Хабаев, Х.М.Намсараев, Н.Г.Балдано, Ц.С.Сампилов, Г.Ц.Цыдынжапов «Политические репрессии в Бурятии»

Работа с истор.документами.в/б сообщение «Полит. репрессии в нашем селе» б/у вопросы и задания с. 56, 59

Бурятия в годы Великой Отечественной войны Перестройка экономики республики на военный лад

Комбин-ый К/срез

Перевод промыш-ти и с/хозяйства Бурятии на военный лад. Трудовая и творческая активность трудящихся

Уметь характ-ть основные направления перестройки экономики Бурятии в военные годы; оценивать вклад трудящихся в фонд армии. Формы социал.соревнов-й, движение рационализаторов и изобретателей

. Сообщения «Самоотверженный труд труженников Бурятии в годы войны»

в/б сообщение «Труженники нашего села – фронту» б/у вопросы и задания с.66,69

Всенародная помощь фронту

Комбин-ый

Участие труженников Бурятии в создании и укреплении фонда обороны страны. Роль культуры и науки республики в период войны

Уметь оценивать вклад жителей Бурятии в победу над врагом

Реферат «Материальное и моральное значение всенародной помощи фронту»

Творческая работа «Моя семья в годы Великой Отеч.войны» Индивид. сообщенияв/б творческие задания по теме б/у вопросы и задания с.73,77

Воины Бурятии на фронтах Великой Отечественной войны

Комбин-ый

Героизм и подвиг воинов – уроженцев Бурятии на фронтах ВО войны

Знать и оценивать подвиги воинов –уроженцев Бурятии

Индивид сообщения о воинах Бурятиив/б творч работа «О.А.Денисов – Герой Советского Союза» «Военные фотографии рассказывают» «Подвиг моего деда, прадеда» и др

Бурятия в 1946-1985 годах

Общественно-политическая жизнь Бурятии

Комбин-ый

Особенности общественно-политич. развития республики. Основные проблемы национального развития. Переименование БМАССР в БурАССР. Конституция БурАССР 1978г.

Знать особенности общест.-политич. развития республики в 1946-1985 гг. Уметь характ-ть мероприятия по улучшению материального благосостояния граждан республики, оценивать Конституцию 1978г

Сообщения «Руководители республики: А.У.Хахалов, В.Р.Филиппов, А.У.Модогоев, А.М.Беляков и др.»

Групповая работа: «Сравнительная характеристика общест.-политич. жизни Бурятии в 1946-1964 гг. 1965-1985гг»в/б сообщения по теме б/у вопросы и задания с.87. 109 

Промышленное развитие республики

Комбин-ый

Этапы эконом. развития Бурятии. Экстенсивный путь развития экономики Бурятии.

Знать итоги хозяйст. Реформы 1957г., значение крупных строек Бурятии Уметь объяснять понятия: экстенсивный путь развития, ПВЗ, ПОШ, БАМ; оценивать процессы урбанизации в республике

Сообщения о развитии отдельных отраслей промышленности в республике. Работа в группах по заданию. в/б сообщение «БАМ – стройка века», «Крупные индустриальные объекты и их влияние на социал. условия, экологич. обстановку»

б/у вопросы и задания с.94, 115

Развитие сельского хозяйства

Комбин-ый

Этапы развития с/хозяйства

Уметь давать характеристику развития с/хозяйства, оценивать уровень его развития

Сообщение «Развитие животноводства в республике» Таблица «Этапы развития с/хозяйства»в/б проект «Развитие с/хозяйства в нашем селе», «Социальное развитие села»

б/у вопросы и задания с.99, 117

Развитие народного образования, здравоохранения, науки и культуры

Комбин-ый

Особенности развития культуры, образования, науки, здравоохранения. Выдающиеся деятели науки и культуры.

Уметь оценивать национальную культуру края, села; определять роль личности в истории

Таблица «Развитие культуры» (основные события, значение); «Развитие образования, науки и культуры» (достижения, выдающиеся личности)

в/б сообщения «Развитие культуры в нашем селе» (по материалам школьного краеведческого музея) б/у вопросы и задания с.106, 125

Бурятия в конце 20 –начале 21 века

Бурятия в годы перестройки и политических событий 1990-х годов

Комбин-ый

Изменения в общественно-политич. жизни Бурятии в годы перестройки. Выборы народных депутатов. Л.В.Потапов. В.В.Наговицын Г.А.Айдаев Национально-государственное строительство в 1990-е гг

Знать изменения в общест.-полит. жизни Бурятии в годы перестройки и политич. событий 1990-х гг Уметь объяснять значение основных понятий темы; анализировать события данного периода

Схема «Осуществление государственной власти в республике в результате полит. реформ» Таблица «Национально-госуд. строительство Бурятии в 1990-е гг» (события, сущность, значение)

в/б эссе «На новом переломе истории: факты и мнения» б/у вопросы и задания с. 129, 134,139 

Социально- экономические преобразования в 90-е гг 20 века.

Комбин-ый

Сущность экономических реформ. Социальные преобразования и их значение. Модернизация высшего образования. Развитие учреждений культуры.

Уметь анализировать, оценивать социально-экономические преобразования в республике

Таблица «Экономические преобразования в 90-е гг 20 в.» Схема «Социально-культурные учреждении республики Бурятия»

б/у вопросы и задания с.144, 150

Бурятия на современном этапе

Повторит.-обобщащий урок

Уметь высказывать свою точку зрения на происходящие процессы современной Бурятии

Круглый стол «Моя Бурятия»


Тест «Бурятия в древности и эпоху средневековья»

  1. Эпоха неолита датируется:

а)        40 тыс. лет назад - 10 тыс. лет назад;

б)        6,5 тыс. лет назад - 4 тыс. лет назад;

в)        40 тыс. лет назад- II в. н.э.;

  1. Что такое "продуктовый кризис"?

а)        нехватка зерновых продуктов в эпоху неолита;

б)        время перехода от присваивающего хозяйства к производящему;

в)        невозможность охотой удовлетворить все потребности древнего человека в пище;

  1. Какие религиозные верования были характерны для первобытных людей?

а)        вера в злых и добрых духов;

б)        культ предков;

в)        представление о единственном боге;

г)        вера в спасительную силу церкви;

д)        поклонение животным, растениям;

е)        обожествление властителей;

ж)        вера в магическую силу заклинаний и ритуалов;

  1. Глиняная посуда была изобретена человеком в:

а)        железном веке;

б)        палеолите;

в)        период существования культуры плиточных могил;

г)        в неолите;

  1. Какой вид земледелия появился в неолите (п. Дарасун)

а)        подсечно - огневое;

б)        мотыжное;

в)        каменное;

  1. Известно, что плиточные могилы сопровождались оленными камнями. Что они символизировали?

а)        поклонение оленям;

б)        вождя;

в)        тело умершего;

г)        все вышеперечисленное;

  1. Собака была одомашнена человеком в:

а)        железном веке;

б)        период существования плиточных могил;

в)        мезолите;

г)        палеолите;

  1. Перечислите основные виды древнего искусства:

а)        картины;

б)        скульптурные изображения птиц, животных;

в)        петроглифы;

г)        оленный камень;

д)        портрет;

  1. Что такое "неолитическая революция"?

а)        появление производящего хозяйства;

б)        начало использования нового материала для изготовления орудий труда;

в)        переход от кочевого образа жизни к оседлому;

  1. Соотнесите периоды и основные стоянки (расположите основные стоянки по колонкам):

Палеолит

Мезолит

Неолит

Энеолит

а)        Буреть                б)        Дарасун                в)        Ошурково

г)        Студеное                д)        Толбага                е)        Мальта

ж)        Исинга                з)        Дворцы                и)        Глазковский могильник

к) Серовский могильник                                 л) Китойский могильник

  1. Кто такие курыкане?
  1. предки монгольского племени баргут;
  2. доминирующий этнос Жужанского каганата;
  3. северные уйгуры, связываемые археологами с курумчинской культурой VI - XIV вв.
  1. Петроглиф это:
  1. наскальный рисунок древнего человека;
  2. средневековый этнос Центральной Азии;
  3. изображение воина.
  1. Баргуджин-Тукум это:
  1. второе название Великого Монгольского государства;
  2. долина реки Баргузин в XII -XIII вв.;
  3. территория, охватывающая в Предбайкалье бассейн Верхней Ангары и верхней Лены; в Забайкалье-Баргузинскую котловину и низовья Селенги.
  1. Столица монгольского государства:
  1. Хирхинское городище в Читинской области;
  2. город Каракорум в Центральной Монголии;
  3. Сутайская феодальная усадьба в Бурятии.
  1. Когда страна Баргуджин-Тукум была включена в состав Монгольского государства:
  1. начало ХII в;
  2. начало XIII
  3. начало ХV в;
  4. она не входила в его состав.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...