Рабочая программа "История посёлка в истории Бурятии"
рабочая программа по краеведению (5 класс) по теме
В основу курса положен комплексный подход в изложении истории Бурятии и раскрывается переплетение и взаимовлияние различных культур на территории края, составляющих целостное культурное наследие народов Бурятии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma._istoriya_posyolka_v_istorii_buryatii.doc | 175.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации
муниципального образования «Баргузинский район»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Усть-Баргузинская средняя общеобразовательная школа им. Шелковникова К.М.»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УВР Директор школы
______________/Гаськова Л.И. ________________/М.Г.Вильмова
«____»_______________20____ Приказ №___ от ____.____.20____
М.П.
Рабочая программа
по _________История посёлка в истории Бурятии (краеведение)____________
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол №____ от ___.___.20__
класс ____5____________
количество часов в год ___34___
УМК
ФИО учителя ___Гуфайзен Е.А.
Рабочая программа обсуждена на МО учителей ___истории и обществознания
________________________________________________ «_____»________________20____
Руководитель МО __________________________/______________________
2016- 2017 учебный год
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного курса «История посёлка в истории Бурятии » составлена для 5 класса 2016-2017 учебного года в соответствии:
1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897
3. Основной образовательной программы основного среднего общего образования МБОУ ««Усть-Баргузинская сош им. Шелковникова К.М.»
4. Учебного плана МБОУ «Усть-Баргузинская сош им. Шелковникова К.М.» на 2015 - 2016 учебный год.
Данный курс составлен для 5 классов общеобразовательных учреждений в соответствии с региональным компонентом государственного стандарта общего образования по истории (история Бурятии и краеведение) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших подростков умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Программа рассчитана на 34 часа из расчёта 1 час в неделю.
В основу курса положен комплексный подход в изложении истории Бурятии и раскрывается переплетение и взаимовлияние различных культур на территории края, составляющих целостное культурное наследие народов Бурятии. На уроках будут использоваться разнообразные формы самостоятельной деятельности учащихся поискового, исследовательского характера.
Цели курса:
- формирование представлений об истории и культуре края как части общемировых процессов;
- воспитание личности гражданина России, духовно связанного с малой Родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции;
- развитие творческих способностей учащихся, коммуникативных умений;
- способствовать воспитанию природо - и культуроохранного, экологического сознания.
Задачи курса:
- пробуждать интерес к родной истории, судьбам людей родного края;
- дать представление об историческом, этнонациональном, природном, хозяйственном, культурном своеобразии родного края;
- обеспечить понимание идеи межнационального согласия, толерантности как важнейших традиций духовной жизни региона;
- развитие чувства патриотизма и уважения к малой Родине;
- расширить, углубить, конкретизировать знания по истории России, предусмотренные федеральным компонентом;
- воспитать чувство привязанности к родному краю и готовность к активному участию в жизни региона;
- воспитание культуры межнационального общения, убеждения в бессмысленности и опасности межнациональных конфликтов;
- формировать у учащихся собственное оценочное отношение к фактам и событиям прошлого и настоящего;
- развивать творческие способности обучающихся на основе поисковой, исследовательской деятельности, изучения многообразных источников по истории края.
Для реализации программы используются объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый и проблемный методы обучения. Также применяются нетрадиционные формы организации учебной деятельности: лекционно-семинарская система занятий, ученическая конференция, ролевая игра и другие.
Используются современные педагогические технологии:
- проблемное обучение;
- проектные методы в обучении;
- здоровьесберегающие технологии;
- использование исследовательского метода в обучении;
- информационно-коммуникационные технологии;
- технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
- технология «Развитие критического мышления» и др.
Объективный контроль знаний, умений и навыков обучаемых на соответствие требованиям программы включает традиционные письменные работы – самостоятельные и контрольные работы.
Ведущие идеи основной ступени обучения предмета «История посёлка в истории Бурятии» следующие:
- формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах Бурятии;
- овладение знаниями о своеобразии родного края в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История посёлка в истории Бурятии»;
- воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов родного края;
- формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей ;
- развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
- формирование у школьников способности применять знания о природе, культуре, религии родного края в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.
Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.
Результаты обучения.
Предполагается, что в результате изучения истории Бурятии в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
Знать/понимать:
- место и роль родного края в контексте отечественной и всемирной истории;
- источники комплексного изучения родного края, значимость культурного наследия своей Малой Родины;
- хронологические рамки появления первых стоянок людей каменного века на территории Республики Бурятия;
- виды хозяйственной деятельности, обычаи, традиции, культуру населения Республики Бурятия и своей малой родины посёлка Усть-Баргузин.
Уметь:
- описывать основные племена и народы, жившие на территории края с древнейших времен, их занятия, облик, обычаи;
- осмыслять доступный для их возраста исторический материал;
- объяснять значение основных понятий;
- соотносить историю своей семьи, посёлка с региональной историей;
- вести элементы исследовательской деятельности при изучении истории своей семьи, родного края;
- показывать на карте и описывать географическое положение Республики Бурятия, посёлка Усть-Баргузин как административно-территориальной единицы;
- составлять своё генеалогическое древо.
Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий, самостоятельной интерпретации информации;
использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры);
объяснения уклада жизни своей местности, посильного участия в решении проблем местного сообщества.
Основными формами организации учебных занятий являются: познавательные уроки; викторины; урок-экскурсия в прошлое; комбинированные уроки, практикумы, сюжетно-ролевые игры, беседы. Контроль реализации программы: а) стартовый контроль (результаты уровня обученности, здоровья, развития, воспитанности.) – 2-я неделя; б) текущий контроль – после изучения большой темы- тест, викторина; в) итоговый контроль – в конце года: итоговый тест.
2. Общая характеристика учебного предмета
Программа «История посёлка в истории Бурятии» полностью соответствует требованию, предъявляемому законом Российской Федерации «Об образовании» к общеобразовательным программам, которые «направлены на решение проблемы формирования общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных программ».
В связи с внедрением регионального компонента в структуру и содержание школьного образования краеведение приобретает все большее значение в обучении. Необходимость изучения своей малой Родины в первую очередь связана с большими возможностями школьного краеведения в создании условий для успешной адаптации и творческой самореализации подрастающего поколения по месту проживания.
Жизнь каждого человека при всей ее индивидуальности и неповторимости имеет, по крайней мере, одну общую особенность – она всегда протекает на определенной территории. Её особенности существенно влияют на хозяйственную деятельность, образ жизни, традиции и даже образ мыслей человека. Поэтому, чтобы правильно выбрать дорогу в жизни, прожить здоровую, насыщенную и счастливую жизнь важно хорошо знать свою малую Родину.
История родного края – это познание современной действительности, формирования ценных духовных качеств личности. Комплексный подход в изучении родного края позволит сформировать глубокие знания и умения географического и краеведческого содержания.
Наряду с обозначенными подходами, реализующими содержание данной рабочей программы по истории, наиболее актуальными для выполнения задач ФГОС являются:
- деятельностный подход;
- компетентностный подход;
- дифференцированный подход;
- личностно ориентированный;
- проблемный подход.
Содержание курса по всеобщей истории основывается на следующих принципах:
- принцип историзма;
- принцип объективности;
- принцип социального подхода;
- принцип альтернативности.
Наряду с отмеченными дидактическими принципами, содержание программы соответствует традиционным принципам, что обеспечивает, научность и достоверность в изучении исторического прошлого.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с рекомендациями Министерства образования и науки Республики Бурятия и учебным планом МБОУ «Усть-Баргузинская СОШ им.Шелковникова К.М.» на ступени основного общего образования для организации изучения обучающимися содержания краеведческой направленности вводится региональный компонент.
Реализация программы способствует решению приоритетных образовательных и воспитательных задач – развитию интереса школьников к прошлому и настоящему родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности в широком спектре, включающем этнонациональные, религиозные и иные составляющие, развитию исторической памяти и воспитанию патриотизма, гражданственности.
Реализация регионального компонента ориентирует учителя на организацию личностного познания родного края от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению.
Программа предполагает обобщающие уроки по отдельным разделам, повторению всего изученного за курс «История посёлка в истории Бурятии», которые способствуют формированию у учащихся целостных исторических представлений и лучшей организации познавательной деятельности школьников, позволяют осуществить контроль над знаниями, умениями и навыками учащихся в различных формах (самостоятельные работы, тестовые задания).
4. Результаты обучения и усвоения содержания предмета
Личностными результатами изучения предмета «История посёлка в истории Бурятии» являются:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
Метапредметными результами изучения предмета являются:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать очевидные факты, составлять простой план);
- способность решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект и др.);
- готовность к сотрудничеству, групповой, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
- применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе и в повседневной жизни.
Предметными результатами изучения предмета истории являются:
- освоение первоначальных сведений об историческом пути народов, стран и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
- владение базовым понятийным аппаратом исторического знания; умение правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, крылатые выражения, относящиеся к эпохе Древнего мира;
- овладение навыками соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
- первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;
- проявлять готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей родины и выражение своего отношения к ним;
- понимание вклада народов Бурятии в мировую культуру.
Приоритетное значение имеет степень освоения различными видами действий с информацией учебника и дополнительными ресурсами. Предполагается, что данные виды действий эффективнее будут осваиваться в процессе сотрудничества, диалога учащихся, учителя и учащихся.
5. Формы и средства контроля, знаний, умений и навыков.
Основной формой контроля знаний, умений, навыков является текущий контроль знаний (устный опрос, викторины, тестирование), что позволяет:
● определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету;
● установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
● осуществить контроль за реализацией программы учебного курса.
Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, письменные задания, самостоятельные работы, тестирование и т.п. в рамках урока.
Тематический контроль знаний - проверка знаний обучающихся через защиту проектов, письменные задания, самостоятельные работы, тестирование и т.п. в рамках урока, или части урока.
6. Содержание учебного предмета.
Введение. Что такое история Бурятии
Тема 1. Моя малая Родина.
Бурятия на карте России. Малая родина Усть-Баргузин на карте Бурятии. Бурятия в древности. Народы Бурятии. Символика Бурятии, малой родины п.Усть-Баргузин. Города Бурятии. Районы. Достопримечательности Бурятии, Баргузинского района.
Тема 2. Природа моего края.
Байкал –жемчужина Сибири. Растительный и животный мир нашего края. Как разрушаются камни. Самоцветы Бурятии. Семь чудес Баргузинской долины.
Тема 3. Культура Бурятии .
Быт и нравы народов Бурятии. Семья и семейные традиции народов Бурятии. Моя родословная. Известные люди моей малой родины.
Тема 4. Религия и верования местного населения .
Православие в Бурятии. Буддизм в Бурятии. Ранние формы религий (магия, тотемизм, шаманизм).
Тема 5. Бурятские легенды и предания .
Бурятский героический эпос «Гэсэр. Байкальские легенды и предания. Предания о том, как появились названия. Легенды о древних богатырях.
Тема 6. Наш край – Баргузинская долина.
История посёлка Усть-Баргузин. Герои ВОВ, их судьбы и награды. Родная школа: история и традиции.
Учебно-тематическое планирование (34 часа- 3ч резерв)
№ сквозной нумерации | № урока в теме | Название темы урока | Кол-во часов | Из них | Форма контроля | Домашнее задание | |||||
Теорети ческое | практическое | ||||||||||
семинар | Лабораторно-практическое | Деловая игра | Круглый стол | Экскурсия и др | |||||||
Введение в курс | 1 ч | ||||||||||
Глава 1. Моя малая Родина.(6 ч) | |||||||||||
1 | 1.1. | Бурятия на карте России. Малая родина Усть-Баргузин на карте Бурятии. | 1 ч | + | |||||||
1.2 | Бурятия в древности. Народы Бурятии. | 1 ч | + | ||||||||
1.3 | Символика Бурятии, малой родины п.Усть-Баргузин. | 1 ч | + | ||||||||
1.4 | Города Бурятии. Районы. | 1 ч | + | ||||||||
1.5 | Достопримечательности Бурятии, Баргузинского района. | 1 ч | + | ||||||||
1.6 | Практикум «Моя малая Родина» | 1 ч | + | ||||||||
Глава 2. Природа моего края.(5 ч) | |||||||||||
2. | 2.1 | Байкал- жемчужина Сибири. | 1 ч | + | |||||||
2.2 | Растительный и животный мир нашего края. | 1 ч | + | ||||||||
2.3 | Как разрушаются камни. Самоцветы Бурятии. | 1 ч | + | ||||||||
2.4 | Семь чудес Баргузинской долины. | 1 ч | + | ||||||||
2.5 | Викторина «Природа моего края» | 1 ч | + | ||||||||
Глава 3. Культура Бурятии.(5 ч) | |||||||||||
3 | 3.1 | Быт и нравы народов Бурятии. | 1 ч | + | |||||||
3.2 | Семья и семейные традиции народов Бурятии. | 1 ч | + | ||||||||
3.3 | Моя родословная. | 1 ч | + | ||||||||
3.4 | Известные люди моей малой родины | 1 ч | + | ||||||||
3.5 | Семинар «Культура Бурятии» | 1 ч | + | ||||||||
Глава 4. Религия и верования местного населения.(4 ч) | |||||||||||
4 | 4.1 | Православие в Бурятии. | 1 ч | + | |||||||
4.2 | Буддизм в Бурятии | 1 ч | + | ||||||||
4.3 | Ранние формы религий (магия, тотемизм, шаманизм). | 1 ч | + | ||||||||
4.4 | Практикум «Святые места» | 1 ч | + | ||||||||
Глава 5. Бурятские легенды и предания (5 ч) | |||||||||||
5 | 5.1 | Бурятский героический эпос «Гэсэр» | 1 ч | + | |||||||
5.2 | Байкальские легенды и предания | 1 ч | + | ||||||||
5.3 | Предания о том, как появились названия | 1 ч | + | ||||||||
5.4 | Легенды о древних богатырях | 1 ч | + | ||||||||
5.5 | Викторина «Бурятские легенды и предания» | 1 ч | + | ||||||||
Тема 6. Наш край – Баргузинская долина. (5 ч) | |||||||||||
6 | 6.1 | История посёлка Усть-Баргузин | 1 ч | + | |||||||
6.2 | Герои ВОВ, их судьбы и награды | 1 ч | + | ||||||||
6.3 | Родная школа: история и традиции. | 1 ч | + | ||||||||
6.4 | Викторина «Знаете ли вы свой край?» | 1 ч | + | ||||||||
6.5 | Итоговая контрольная работа по курсу | 1 ч | |||||||||
Резерв | 3 ч | ||||||||||
Календарно-тематическое планирование (34 ч)
№ сквозной нумерац. | № темы | Название темы | Кол-во часов | дата | примечание | ||||
по плану | По факту | 5а | 5б | 5в | 5г | ||||
Введение в курс | 1 | ||||||||
Глава 1. Моя малая Родина.(6 ч) | |||||||||
1 | 1.1 | Бурятия на карте России. Малая родина Усть-Баргузин на карте Бурятии. | 1 | ||||||
1.2 | Бурятия в древности. Народы Бурятии. | 1 | |||||||
1.3 | Символика Бурятии, малой родины п.Усть-Баргузин. | 1 | |||||||
1.4 | Города Бурятии. Районы. | 1 | |||||||
1.5 | Достопримечательности Бурятии, Баргузинского района. | 1 | |||||||
1.6 | Практикум «Моя малая Родина» | 1 | |||||||
Глава 2. Природа моего края.(5 ч) | |||||||||
2 | 2.1 | Байкал- жемчужина Сибири. | 1 | ||||||
2.2 | Растительный и животный мир нашего края. | 1 | |||||||
2.3 | Как разрушаются камни. Самоцветы Бурятии. | 1 | |||||||
2.4 | Семь чудес Баргузинской долины. | 1 | |||||||
2.5 | Викторина «Природа моего края» | 1 | |||||||
Глава 3. Культура Бурятии.(5 ч) | |||||||||
3 | 3.1 | Быт и нравы народов Бурятии. | 1 | ||||||
3.2 | Семья и семейные традиции народов Бурятии. | 1 | |||||||
3.3 | Моя родословная. | 1 | |||||||
3.4 | Известные люди моей малой родины | 1 | |||||||
3.5 | Семинар «Культура Бурятии» | 1 | |||||||
Глава 4. Религия и верования местного населения.(4 ч) | |||||||||
4 | 4.1 | Православие в Бурятии. | 1 | ||||||
4.2 | Буддизм в Бурятии | 1 | |||||||
4.3 | Ранние формы религий (магия, тотемизм, шаманизм). | 1 | |||||||
4.4 | Практикум «Святые места» | 1 | |||||||
Глава 5. Бурятские легенды и предания (5 ч) | |||||||||
5 | 5.1 | Бурятский героический эпос «Гэсэр» | 1 | ||||||
5.2 | Байкальские легенды и предания | 1 | |||||||
5.3 | Предания о том, как появились названия | 1 | |||||||
5.4 | Легенды о древних богатырях | 1 | |||||||
5.5 | Викторина «Бурятские легенды и предания» | 1 | |||||||
Тема 6. Наш край – Баргузинская долина. (5 ч) | |||||||||
6 | 6.1 | История посёлка Усть-Баргузин | 1 | ||||||
6.2 | Герои ВОВ, их судьбы и награды | 1 | |||||||
6.3 | Родная школа: история и традиции. | 1 | |||||||
6.4 | Викторина «Знаете ли вы свой край?» | 1 | |||||||
6.5 | Итоговая контрольная работа по курсу | 1 | |||||||
Резерв | 3 ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по по предмету "История Бурятии" для 8 класса
Предмет "История Бурятии" входит в национально - региональный компонент базисного учебного плана. В нашей школе "История Бурятии" изучается по концентрическому принципу на протяжении 8 - 11 классов. В...
Рабочая программа по истории Бурятии для 10 класса
Программа составлена к учебнику Цыбикторова А.Д., Дашибалова Б.Б. и других авторовиздательства "Бэлиг". Программа содержит актуальность, цели, задачи, специфику изучения истори...
Рабочая программа по истории Бурятии для 11 класса
Программа составлена к учебнику Тармаханова Е.Е., Санжиевой Т.Е и других авторовиздательства "Бэлиг". Программа содержит актуальность, цели, задачи, спецификуизучения истории Бурятии. Также прог...
Рабочая программа по истории Бурятии
Рабочая программа по истории Бурятии для 10-11 кл. при 2-х часовой нагрузки в неделю....
Рабочая учебная программа по предмету: История Бурятии 9 класс
Пояснительная запискаВ настоящее время, когда во всей стране, в т.ч. Бурятии, пробудился интерес к вопросам своих исторических корней и путей развития наций и народностей, возросла тяга к познанию утр...
Рабочая программа спецкурса по истории Бурятии 9 класс
Рабочая программа спецкурса по истории Бурятии 9 класс...
Рабочая программа по истории Бурятии 11 класс
Знание истории родного края - основа, на которой осуществляется рост духовной культуры не только подрастающего поколения, но и всего общества. Данный курс направлен на развитие у подрастаю...