Рабочая программа по краеведению.
рабочая программа по краеведению
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по краеведению составлена на основе Регионального компонента (НКР) государственного стандарта общего образования в Сахалинской области (приказ ДО от 12.09.2005 г. №528 – ОД).
Региональный курс «Историческое краеведение Сахалинской области» органически связан с содержанием федерального курса школьной географии. Краеведческие знания служат звеном, способствующим более глубокому усвоению, закреплению тех знаний, которые предусмотрены базовым инвариантным компонентом образования. В значительной мере курс строится на актуализации и систематизации имеющегося у учащихся практического жизненного опыта взаимодействия в природной и социокультурной среде, способствует развитию информационно- познавательных, практико-созидательных видов, компетенций. Региональный компонент образования по краеведению способствует формированию личности учащегося как достойного представителя, умелого хранителя, пользователя и созидателя его социокультурных ценностей и традиций.
Курс «Историческое краеведение Сахалинской области» вносит существенный вклад
в достижение общей стратегической цели школьного образования. Основная цель курса - сформировать у учащихся целостное представление о геокультурном пространстве Сахалинской области, о закономерностях существования и развития природы, общества и культуры.
На современном этапе перехода на новые образовательные результаты особую значимость приобрели задачи развития творческих способностей личности учащегося. Решению этих задач во многом способствует усиление практической направленности изучаемого материала, нацеленность школьников на самостоятельное овладение знаниями, навыками, опытом творческой деятельности.
Выполнение практических заданий требует от учителя подбора специальной информационной базы. В зависимости от наличия источников информации, ее доступности и актуальности учитель вправе корректировать систему практических заданий, предусмотренных данным курсом.
В программе пересмотрена последовательность изучения тем, которая диктуется историко-географической логикой.
Цели изучения курса краеведения;
главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
способствовать воспитанию интереса к истории своего родного края, развитию нравственных сторон личности, готовой к самообразованию и самореализации.
Образовательные задачи:
формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры;
ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта.
Воспитательные задачи:
развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;
укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье).
Учебные умения, навыки, способы деятельности.
Рабочая программа предусматривает развитие у учащихся общеучебных умений ,навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, предусмотренных федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. Принципиальное значение приобретают виды деятельности, развивающие исследовательские навыки, творческие и информационно - коммуникативные
способности. Содержание уроков включает не только теоретический материал, но практические работы с контурными картами, творческие работы, работа топонимическими словарями, экскурсии. Методы обучения: словесные (рассказ, беседа, объяснение, работа с литературой), наглядные (синхронистические таблицы, схемы, графики, презентации), практические, творческая, самостоятельная работа (метод проектов).
Формы контроля :
для проверки знаний, умений и навыков могут быть использованы следующие формы проверки знаний( в процессе индивидуальной или групповой. устной или
письменной работы):
-устная или письменная работа на определение типичности или своеобразия процессов, явлений, событий и т.д.;
-тестовые задания самого широкого спектра выявления знаний, умений соотносить явления и факты;
- письменные или устные работы описательного характера, позволяющие понять адекватность восприятия и умение использования вербальных форм осмысления изученного материала;
- ролевые игры – погружения;
- практические работы по заполнению контурных карт;
- проверка собственной письменной работы или работы одноклассника с использованием
различных информационных источников
Место учебного компонента в Региональном базисном плане.
Образовательный компонент «Краеведение» входит в образовательную область
«Обществознание» вариативной (региональной) части Регионального базисного плана и
обязателен для изучения на территории Сахалинской области.
Программа разработана для 8-9 классов основной школы. Общий объем времени из расчета 35 часов в год (1 час в неделю) - 70 часов. С учетом психолого - возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции данная программа устанавливает примерное распределение учебного времени между разделами курса. Предполагается выделение не менее 7 часов в год на каждые 5 разделов программы. Рекомендуется оптимально распределить время между теоретической и практической частью содержания в пользу практико - ориентированных форм занятий, создающих условия для овладения учащимися не только нормативными знаниями, но и фундаментальными умениями, опытом самостоятельного исследования и творческой
деятельности. Дополнительное учебное время на изучение курса в целом или его отдельных разделов образовательное учреждение может выделить из часов школьного компонента.
Планируемы результаты обучения. Рабочая программа предусматривает развитие у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности ,ключевых компетенций, предусмотренных федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. Принципиальное значение приобретают виды деятельности,
развивающие исследовательские навыки, творческие и информационно - коммуникативные способности. Содержание уроков включает не только теоретический материал, но практические работы с контурными картами, творческие работы, работа с топонимическими словарями, экскурсии. Особенность курса заключается в том, что основу его содержания составляет местный
материал и формы работы предлагаются разные: творческая деятельность, конференции, диспуты, путешествия, ролевые и деловые игры. Значительную часть информации учащиеся осваивают самостоятельно используя дополнительные краеведческие источники.
Методы обучения: словесные (рассказ, беседа, объяснение, работа с литературой),
наглядные (синхронистические таблицы, схемы, графики, презентации), практические, творческая, самостоятельная работа (метод проектов).
Литература:
1. Закон об Образовании.
2.Образовательный стандарт основного общего образования по истории.
3.Интегративный курс «Сахалиноведение».-Южно-Сахалинск: Издательство СОИУУ, 2003.-52 с.
4.Истории Сахалинской области с древнейших времен до наших дней. Учебное пособие по истории для учителей, учащихся школ, ПТУ, студентов средних специальных учебных
заведений и вузов/ Ред. Коллегия к.и.н. С.Высоковкин. А.И.Костанов, к.и.н., профессор
А.М.Лопачев.-З-е изд., перераб., допол.-Южно-Сахалинск: Сахалинский центр документации
новейшей истории, 1995.-272с., илл.
5.Примерная программа основного общего образования по краеведению,, Высокое М.С.,
Киселева Н.П., Южно-Сахалинск, 2006
6.Методические рекомендации по краеведению( в рамках Регионального базисного учебного
плана на 2005-2006 учебный год), Булавинцева М.Г., Щербакова О.А,,СОИПиПКК, 2005,11с.
7.Л.К.Кирина «География Охинского района» (учебно-методическое пособие),2005.,81с., илл.
8.С.Гальцев-безюк «Топонимический словарь Сахалинской области» ,Южно-Сахалинск,
Дальневосточное книжное издательство, Сахалинское отделение, 1992 г.,218с.
9.Краеведческий бюллетень 1. 1992г., евельск,127с.
10.Краеведческий бюллетень 3. 1992г., Невельск,126с 11 .Краеведческий бюллетень 2. 1993г.,
Содержание программы для учащихся 6 класса:
Раздел1.
Введение. Мой Сахалин.
Раздел 2.
Сахалин и Курилы в каменном веке. Древнейшее заселение Сахалина и Курильских островов. Древнейшие племена охотников и рыболовов .Древнейшие племена морских охотников. Артефакты культуры. Предки айнов.
Раздел 3. Средневековая история Сахалина
Сахалин и Курилы в период охотской культуры. Хронологические границы охотской культуры. «Охотия». Тончи – «земляные» люди.
Раздел 4. Сахалин и Курилы в 18 веке. Этнический состав.
Изменение политической и этнической карты региона. Племена Дальнего Востока в 1 и 2 тысячелетии новой эры. Характерные черты быта. Население Сахалина и Курильских островов в период позднего средневековья. Взаимодействие островных племён с соседями. Китайское, монгольское завоевание. Первые поселения японцев. Хозяйство, обычаи и обряды островных племён.
Сахалин и Курилы в 18 веке. Маньчжуры на Сахалине. Освоение Курильских островов русскими людьми. Камчатские экспедиции. Французские и английские экспедиции. Ф. Лаперуз. Сахалин и Курилы в 19 веке. Российско - Американская кампания. Первая русская кругосветная экспедиция и посольство в Японию. Военная экспедиция Хвостова и Давыдова. Экспедиция Невельского и присоединение Сахалина и Приамурья к России. Экспедиция Бошняка.
Раздел 5.
Сахалинская каторга. Александровская каторжная тюрьма. Население каторги. Посещение А.П.Чеховым каторги. «Дальневосточный узел проблем». Локальные войны. Результаты конфликтов.
Раздел 6.
Сахалин и Курилы в 20 веке. Русско – Японская война 1904-1905 годов. Портсмутский мир. Сахалин и Курилы в1905-1920 годах. Население и хозяйство. Отзвуки революционных событий. Борцы за советскую власть. Губернаторство Карафуто. Северная часть осьрова в период японской оккупации. Освобождение Северного сахалина. Сахалин в 1925-1941 годах.
Раздел 7.
Сахалин в годы Великой Отечественной войны. Герои сахалинцы. Ветераны ВОВ – наши земляки.
Сахалинская область в 1945-2012 годах. Развитие Сахалина в послевоенные годы. Северные территории. Сахалин и Курилы на современном этапе. Каким я вижу Сахалин будущего.
Содержание программы для учащихся 7 класса:
1 раздел.
Вводное занятие. Наш край.
2 раздел.
Биологическое краеведение – интегрированный курс «Сахалиноведение». Вирусные заболевания человека, наиболее распространенные в Сахалинской области. Профилактика инфекционных заболеваний жителей Сахалинской области. Как определить: грипп или простуда? Демографическая ситуация в Сахалинской области. Экологическая демография и факторы, влияющие на нее. Экологические проблемы Сахалинской области.
3 раздел.
Герои огненных дней – участники освобождения Южного Сахалина и Курильских островов: Буюклы Антон Ефимович; Светецкий Григорий Григорьевич; Сидоров Павел Никитович; Смирных Леонид Владимирович; Юдин Сергей Тимофеевич; Гнечко Алексей Романович; Вилков Николай Александрович; Ильичев Петр Иванович; Кот Василий Андреевич; Пономарев Дмитрий Григорьевич; Почтарев Тимофей Алексеевич; Савушкин Степан Аверьянович; Сигов Василий Иванович; Шутов Петр Иванович.
4 раздел.
Развитие народного хозяйства после освобождения южной части Сахалина и Курильских островов. Научное решение важных проблем. «Жемчужное ожерелье» России. Качественные изменения в народном хозяйстве. Создание энергетической базы. «Черное золото» Сахалина. Авантюристы спешат за наживой. Первые шахты на Сахалине. Возрождение и развитие угольной промышленности. Лесные богатства острова. Становление лесной промышленности. Индустрия бумаги на острове. Богатства голубого континента. Создание и развитие рыбной промышленности. Больше товаров для народа. Стальные артерии острова. Морской, автомобильный и воздушный транспорт. Совершенствование средств связи. Преображение городов области. Созидательный труд строителей.
5 раздел.
Сахалин – мой край родной. Обобщающий урок
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
6 класс | ||
№ | Наименование раздела, темы | Количество часов |
1. | Раздел 1. Мой Сахалин. | 1 |
2. | Раздел 2. Сахалин и Курилы в каменном веке. | 4 |
3. | Раздел 3. Средневековая история Сахалина | 7 |
4. | Раздел 4. Сахалин и Курилы в 18 веке. Этнический состав. | 5 |
5. | Раздел 5. Сахалинская каторга. | 3 |
6 | Раздел 6. Сахалин и Курилы в 20 веке. | 7 |
Раздел 7. Сахалин в годы Великой Отечественной войны | 7 | |
Итого | 34 | |
7 класс | ||
1 | Раздел 1. Введение | 1 |
2 | Раздел 2. Биологическое краеведение | 8 |
3 | Раздел 3. Герои огненных дней – участники освобождения Южного Сахалина и Курильских островов | 8 |
4 | Раздел 4. Развитие народного хозяйства после освобождения южной части Сахалина и Курильских островов. | 17 |
5 | Резерв | 1 |
6 | Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование на 2018 – 2019 учебный год 6 класс.
№ | Раздел, тема урока | Дата | ||
план | факт | |||
Раздел 1.. Мой Сахалин. | ||||
1. | Введение «Мой Сахалин» | |||
Раздел 2. Сахалин и Курилы в каменном веке. | ||||
2 | Древнейшее заселение Сахалина и Курильских островов. Древнейшие племена охотников и рыболовов | |||
3 | Древнейшие племена морских охотников. Артефакты культуры. Предки айнов. | |||
4 | Хронологические границы охотской культуры. | |||
5 | «Охотия». Тончи – «земляные» люди | |||
Раздел 3. Средневековая история Сахалина | ||||
6 | Изменение политической и этнической карты региона | |||
7 | Племена Дальнего Востока в 1 и 2 тысячелетии новой эры. Характерные черты быта | |||
8 | Население Сахалина и Курильских островов в период позднего средневековья | |||
9 | Взаимодействие островных племён с соседями. Китайское, монгольское завоевание. | |||
10. | Первые поселения японцев. Хозяйство, обычаи и обряды островных племён | |||
Раздел 4. Сахалин и Курилы в 18 веке. Этнический состав. | ||||
11 | Маньчжуры на Сахалине. Освоение Курильских островов русскими людьми. Камчатские экспедиции | |||
12 | Французские и английские экспедиции. Ф. Лаперуз. Сахалин и Курилы в 19 веке. Российско - Американская кампания | |||
13 | Первая русская кругосветная экспедиция и посольство в Японию. Военная экспедиция Хвостова и Давыдова | |||
14 | Экспедиция Невельского и присоединение Сахалина и Приамурья к России. Экспедиция Бошняка | |||
Раздел 5. Сахалинская каторга. | ||||
15 | Сахалинская каторга. Александровская каторжная тюрьма. Население каторги | |||
16 | Посещение А.П.Чеховым каторги | |||
Раздел 6. Сахалин и Курилы в 20 веке. | ||||
17 | «Дальневосточный узел проблем». Локальные войны. Результаты конфликтов | |||
18 | Русско – Японская война 1904-1905 годов. Портсмутский мир | |||
19 | Сахалин и Курилы в1905-1920 годах. Население и хозяйство. Отзвуки революционных событий | |||
20 | Борцы за советскую власть | |||
21 | Губернаторство Карафуто. Северная часть острова в период японской оккупации | |||
22 | Освобождение Северного Сахалина | |||
23 | Сахалин в 1925-1941 годах | |||
Раздел 7. Сахалин в годы Великой Отечественной войны | ||||
24 | Сахалин в годы Великой Отечественной войны Сахалинцы герои ВОВ | |||
25. | Герои Советского Союза | |||
26. | Подвиги сахалинцев во время ВОВ | |||
27. | Ветераны ВОВ- наши земляки | |||
28. | Северные территории | |||
29. | Сахалинская область 1947 год | |||
30. | Сахалин и Курилы на современном этапе | |||
31. | Сахалин и Курилы на современном этапе | |||
34. | Каким я вижу Сахалин будущего |
Календарно-тематическое планирование на 2018– 2019учебный год 7 класс.
№ | Раздел, тема урока | Дата | ||
план | факт | |||
Раздел 1. Введение | ||||
1. | Наш край | |||
Раздел 2. Биологическое краеведение | ||||
2. | Вирусные заболевания человека, наиболее распространенные в Сахалинской области | |||
3. | Вирусные заболевания человека, наиболее распространенные в Сахалинской области | |||
4. | Профилактика инфекционных заболеваний жителей Сахалинской области | |||
5. | Профилактика инфекционных заболеваний жителей Сахалинской области | |||
6. | Демографическая ситуация в Сахалинской области | |||
7. | Экологическая демография и факторы, влияющие на нее | |||
8. | Экологические проблемы Сахалинской области | |||
Раздел 3. Герои огненных дней – участники освобождения Южного Сахалина и Курильских островов | ||||
9. | Герои огненных дней – участники освобождения Южного Сахалина и Курильских островов | |||
10. | Сахалин в годы Великой Отечественной войны | |||
11. | Герои войны | |||
12 | Отголоски войны. Помощь фронту | |||
13. | Земляки участники Великой Отечественной войны | |||
14. | 2 сентября 1945 год. | |||
15. | 1947 год образование Сахалинской области Заселение Сахалина после Великой Отечественной войны | |||
Раздел 4. Развитие народного хозяйства после освобождения южной части Сахалина и Курильских островов. | ||||
16 | Научное решение важных проблем | |||
17. | «Жемчужное ожерелье» России | |||
18. | Качественные изменения в народном хозяйстве | |||
19. | Создание энергетической базы | |||
20 | «Черное золото» Сахалина. Авантюристы спешат за наживой | |||
21. | Первые шахты на Сахалине. Возрождение и развитие угольной промышленности | |||
22. | Лесные богатства острова. Становление лесной промышленности | |||
23. | Индустрия бумаги на острове | |||
24. | Богатства голубого континента. Создание и развитие рыбной промышленности | |||
25. | Больше товаров для народа | |||
26. | Стальные артерии острова | |||
27. | Морской, автомобильный и воздушный транспорт | |||
28 | Представители национальной культуры | |||
29. | Мотивы Сахалинской природы в творчестве Сахалинских художников | |||
30. | Краеведческий и художественный музеи | |||
31. | Сахалинские скульпторы | |||
32. | История театральной жизни острова | |||
33. | История геральдики, геральдический язык | |||
34. | Обобщающий урок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС ...
Рабочая программа по краеведению 5 класс
Данная рабочая программа предназначена для реализации школьного или регионального образовательного компонента в основной школе....
рабочая программа по краеведению 5 класс
Данная программа разработана для учащихся 5 класса МОУ Тагайской СОШ. Имеется возможноть варьировать для своего региона ....
Рабочая программа по краеведению 8 класс
Данная рабочая програма сосотавлена на основе вариативной программы по краеведению под ред. В.М.Кузнецова (Челябинск: АБРИС, 2008) для 8 класса. Краеведение, Челябинская область...
Рабочая программа по краеведению 9 класс
Рабочая программа по краеведению для 9 класс...
Рабочая программа по краеведению 5 класс
Рабочая учебная программа составлена на основе программы «Культура народов Поволжья»....
Рабочая программа по краеведению 7 класс.
Рабочая учебная программа составлена на основе программы «Биологическое краеведение» для 7 класса общеобразовательных школ, авторы В.Ю. Крестьянинов, Н.В. Дмитриева – 2009....