Технолоническая карта внеурочного занятия
план-конспект урока по краеведению (6 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта внеурочного занятия
по курсу «Духовное наследие Орловского края»
Тема: «Быт и обычаи жителей Орловщины».
Тип занятия: комбинированный
Цели:
- сформировать общие представления о быте и обычаях вятичей;
- продолжить развитие у обучающихся различных УУД в соответствии с запланированными предметными, метапредметными, личностными результатами.
В результате занятия обучающиеся смогут:
Предметные результаты: объяснять значение основных понятий темы; рассказать о быте и обычаях вятичей.
Метапредметные результаты: продолжат формирование умений работы с дополнительными источниками информации и составления сообщения по заданной теме.
Личностные результаты: иметь познавательный интерес к изучению родного края.
Словарь: Родина, быт, селища, язычество.
Ресурсы занятия:
- Компьютер, мультимедийный проектор;
- Рабочие листы с заданиями для групп;
- «Черные ящики» с предметами (лапти, рубаха, кокошник).
Формы организации деятельности: групповая, работа в парах, фронтальная. Обучающиеся делятся на 3 группы по 5 человек.
№ п/п | Этапы занятия | Содержание этапа (деятельность учителя) | Деятельность обучающихся | Вспомогатель-ный мате-риал |
1. | Организационный момент (1 мин) | Здравствуете ребята, проверьте все ли у вас лежит на парте, приготовьтесь, а теперь закройте глаза, подумайте о чем-нибудь хорошем, откройте глаза и улыбнитесь, пусть эта улыбка будет вас сопровождать весь урок. | ||
2. | Мотивация (3-4 мин) | Наш сегодняшний урок мы начнем со следующих строк: Русь могучая и бескрайняя, Люди были тогда всесильными, В избах деревянных жили, Занимались искусством знатным. Сами ткали, хлеба растили, Хоть и в лаптях ходили. - Итак, ребята как вы считаете, о чем мы будем говорить на уроке? Какова цель урока? (о повседневной жизни, как жили наши предки, о быте, обычаях). - А что такое быт? (повседневная жизнь) Тема нашего занятия: «Быт и обычаи жителей Орловщины». | Обучающиеся отвечают на вопросы, и формулируют цель и тему урока | Слайд №1 Слайд №2 |
3. 4. | Целепологание и планирование (1 мин) «Открытие» нового знания (изучение новой темы) (18 мин) Занятия вятичей Жилище Одежда Семья вятичей Религия Обычаи | - Что входит в понятие повседневная жизнь? План:
История Орловского края берет свое начало с 8 века, когда по берегам реки Оки расселилось одно из племён восточных славян – вятичи. Сегодня мы с вами совершим путешествие в прошлое, в те времена, когда наши предки только, только начали осваивать родной край, и повернем стрелки часов назад и окажемся в 8 веке. Нестор летописец сообщает, что было два брата у «ляхов» - Радим и Вятко. Радим обосновался на Соже, и от него пошли радимичи. Вятко со своим родом продвинулся восточнее – к Оке. От него получили свое название вятичи. С какими занятиями вятичей связаны эти загадки: 1. Меня бьют, колотят, режут, А я всё терплю – людям добром плачу. (Хлеб, земледелие) 2. Жидко, а не вода, бело, а не снег. (Молоко, скотоводство) 3. Хоть они и жалят больно, их работой мы довольны. (Пчёлы, бортничество). 4. Строят домики на речке звери, а не человечки. Вот так звери! Нор не роют, но зато плотины строят, Все они одеты в шубы, инструмент не пилы – зубы. (Бобр, охота). 5. Он дыряв со всех сторон, даже если новый он. Ловят рыбу им в реке, и в пруду и в озере. (Нерест. Рыболовство) 6. Занятие вятичей, которое позволяли, есть из посуды, и стрелять железной стрелой (Гончарное дело) Теперь мы перенесемся в жилище вятичей. Основной тип поселения вятичей — селища. Лишь в случае военной опасности население укрывалось в городищах. Жилища представляли собой прямоугольные землянки, обложенные изнутри деревом, над которыми возвышались деревянные срубы с двускатной крышей. Размеры небольшие — 4x4 м. А сейчас мы с вами узнаем, что в черных ящиках. Ваша задача прочитать отрывок из летописи, рассказывающий об одном элементе одежды вятичей. И догадаться, что спрятано в них. 1 ящик – Нижняя обувь, распространенная на Руси в старину, сплетенная из древесного лыка, бересты или пеньки (Лапти). 2 ящик – Древнейшая, самая любимая и распространенная нательная одежда вятичей. Её название происходит от корня «руб» - кусок, отрез, обрывок ткани (Рубаха). 3 ящик – Старинный русский головной убор в виде гребня вокруг головы, символ русского традиционного костюма (Кокошник). Отправляемся в гости к семье вятичей. Работа с документом «Положение женщины в семье» (приложение 1) А сейчас вам предстоит собрать исторический пазл, и познакомиться с религией вятичей (слайд 11) 1 группа – Перун (бог грома и молнии); Макошь (богиня плодородия); 2 группа – Ярило (бог солнца); Сварог (бог кузнечного дела); 3 группа – Стрибог (бог ветра); Лада (богиня красоты и любви). – Какая же религия была у вятичей? (язычество – вера во множество богов). Перенесемся в атмосферу праздника, обычай и традиций. Сообщение ученика «Военные обычаи». Танец «Ай, хоровод». | Участвуют в планировании деятельности на уроке Ученики отгадывают загадки и называют занятия вятичей. Работают в группах, решают познавательные задачи с целью догадаться, что спрятано в черном ящике. Обучающиеся работают с документом в парах Выполняют задания в группах, презентуют свои ответы другим группам, выслушивают ответы других групп. Краткий рассказ обучающегося о военных обычаях. Просмотр фрагмента танца. | Слайд № 3 Слайд № 4 Слайд № 5-7 Слайд № 8 Слайд № 9 Слайд № 10 Слайд № 11 Слайд № 12 |
5. | Включение нового знания в систему знаний (закрепление) (1-2 мин) | А теперь мы с вами в группах составим синквейн. 1 группа – со словом вятичи. 2 группа - со словом быт. 3 группа – со словом обычаи. | Выполняют задания в группах, презентуют свои ответы другим группам. | |
6. | Рефлексия (1-2 мин) | На этом наше путешествие подошло к концу. С древнейших времен домовой считался хранителем домашнего очага. Мы завершаем наше занятие «Настроением домовёнка». Улыбающийся – было интересно и полезно. Грустный – было скучно и непонятно. Сегодня на уроке:
| Фиксируют настроение | Слайд № 13-14 |
Приложение № 1
Рабочий лист № 1. Положение женщины в семье.
Задание по тексту: на основании текста охарактеризуйте положение женщины в семье, используя новые понятия.
Г.М. Пясецкий «Забытая история Орла»
«И браки бывают у них», говорит о вятичах летописец, «а сходятся между селами на игрища и плясания…, и тут умыкают себе жен, с какою кто совещался прежде». Таким образом, положение девушки у вятичей было довольно свободное: ей дозволялось принимать участие в общественных гуляниях и религиозных празднествах, она могла кружиться в хороводах, петь и танцевать в сообществе молодых людей обоего пола и, наконец, решать семейный свой жребий, то есть выбирать себе жениха по сердцу… Жених, по общему обычаю славян, тогда мог считать такое законным и безобидным для рода невесты, когда представит за нее вено, т.е. откупит её…
Но этим, можно сказать, и оканчивалось завидное положение вятичанки. Далее, в новом ее положении, как жены, ожидал ее тяжелый деспотизм мужа и грубое обращение к ней свекра. Муж мог еще отправиться на игрищаи на плясания и здесь умыкнуть себе другую и третью жену, потому что у вятичей было в обычае многоженство: «имели по две и по три жены», говорит летописец; а жена при всех угнетениях, обидах и женской ревности, не могла покинуть мужа, потому что за нее заплачены деньги, она его раба, и роду ее нет до неё дела».
Новые слова по тексту:
- умыкание невесты - обряд похищения, выбирания невесты; с ее согласия мужчина уводил ее в свой дом.
- вено – выкуп невесты, плата деньгами или имуществом, которую жених вносил родителям невесты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта внеурочного занятия по географии в 5 классе по теме "Глобус и карта"(моделирование) ФГОС
Образовательные: · Сформировать знания о глобусе как модели Земли.· Расширить представления детей о глоб...
Технологическая карта внеурочного занятия по музыке для 1 класса "Инструментальное музицирование"
Технологическая карта внеурочного занятия по теме "Инструментальное музицирование для 1 класса...
Технологическая карта внеурочного занятия. Начальная школа
Технологическая карта - новый вид методической продукции...
Технологическая карта внеурочного занятия «Творческая палитра. Аппликация в технике «Квиллинг».
Цель деятельности педагога: Познакомить с новым видом ДПТ и новым приемом работы с бумагой (скручивание), учить выполнять собственную творческую работу в технике квиллинг, развивать мелкую...
Технологическая карта внеурочного занятия в 3 классе Тема Там, где ступала нога человека. (ФГОС)
внеурочное занятие разработано по программе Самковой "Моя первая экология" для учащихся 3 класса. Время занятия- 45 мин.1. Обучающая (когнитивная) цель: Организовать деят...
Технологическая карта внеурочного занятия "История вооруженных сил России", 7 класс.
Комбинированный урок изучения нового материала по внеурочной деятельности....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ/ЗАНЯТИЯ КРУЖКА "Мир театра"
Название объединения: театральные ступеньки.Направленность внеурочной деятельности: общекультурная.Класс/ возраст: 3 класс, 8-9 лет.Тема: «Волшебный мир театра»Планируемые результаты:знани...