Программа кружка "Школа экскурсоводов"
методическая разработка по краеведению (5, 6 класс) на тему
ПРограмма расчитана на 2 года. 1-й год - изучение Невских земель и крепостей, второй - изучение основания Санкт-Петербурга
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_shkola_ekskursovodov.doc | 167 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа
«Всеволожский центр образования»
«УТВЕРЖДАЮ»:
ЗАМ.ДИРЕКТОРА ПО ДО
____________Цветков А.Г.
«_28_»___августа_ 2017 г.
РАССМОТРЕНА НА ЗАСЕДАНИИ
МО учителей Дополнительного образования
«_25_»__августа___ 2017 г.
ЗАСЕДАНИЕ № __
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ШКОЛА ЭКСКУРСОВОДОВ»
НАПРАВЛЕННОСТЬ: ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: ДВА ГОДА
УРОВЕНЬ РЕАЛИЗАЦИИ: ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
СОСТАВИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
УЧИТЕЛЬ ГУБИНА ЕЛЕНА ВИТАЛЬЕВНА
Г. ВСЕВОЛОЖСК, 2017 ГОД
Содержание
| стр. 3 |
2. Учебно-тематический план 1-го года обучения…………...…… | стр. 9 |
3. Содержание программы 1-го года обучения……………………. | стр. 10 |
4. Предполагаемый результат 1 –го года обучения………………. | стр. 12 |
5. Учебно-тематический план 2-го года обучения……………….. | стр. 13 |
6. Содержание программы 2-го года обучения……………………. | стр. 14 |
7. Предполагаемый результат 2 –го года обучения………………. | стр. 15 |
8. Методическое обеспечение программы………………………… | стр. 16 |
9. Материально-техническое обеспечение программы…………… | стр. 16 |
10. Список использованной литературы…………………… | стр.17 |
Пояснительная записка
«Любовь к родному краю,
знание его истории – основа, на которой
только и может осуществляться рост
духовной культуры всего общества»
Д.С. Лихачев
Сегодня мы все чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времен, осознаем необходимость изучения своих национальных корней, как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства.
Любовь к родине является мировоззренческим стержнем, который во многом определяет жизненную позицию человека и гражданина.
Программа курса «Школа экскурсоводов» ориентирована на более глубокое и подробное изучение истории родного края. Постепенно открывая для себя неизвестные страницы истории Ленинградской области, культивируя в себе интерес к историческому поиску, учащиеся сформируют целостное представление о взаимосвязи развития своего города, района, области и развития страны. А возможность самим выступить в роли экскурсоводов помогает учащимся осознать свою значимость и применить полученные знания на практике. Развитие речи, увеличение словарного запаса и возможность выступать перед слушателями с интересным рассказом мотивирует на дальнейшую работу по профессиональной ориентации учащихся.
Краеведение – одно из важнейших средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей.
Краеведческая работа расширяет кругозор ребят, знакомит их с разносторонней жизнью России, Ленинградской области, родного района. Воспитывает любовь к малой родине, истории ее возникновения, гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего, воспитываются патриотизм, идеалы гуманизма и справедливости.
Краеведение тесно связано с туризмом и экскурсиями по родному краю и соседним областям – Новгородской, Псковской, поэтому в программах каждого года обучения предусмотрены экскурсионно- исследовательские поездки в Великий Новгород Псков, Выборг, Крепости Северо-Запада – Старую Ладогу, Орешек, Ивангород, Копорье, Карелу. С краеведением связана этнография, поэтому в программе предусмотрено изучение истории культуры народов, населявших Ингерманландию, Новгородщину и Псковщину.
Данная программа многоплановая, реализуется в ВЦО с 2017 года. Она включает в себя разработку и подготовку «Живых уроков» и тематических экскурсий для учащихся ВЦО, дает возможность профессиональной ориентации учащихся, развивает речь, мышление, укрепляет память.
Направленность программы туристско-краеведческая. Цели и задачи данной программы направлены на развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала ребенка через приобщение к истории родного края посредством формирования навыков поисковой, экскурсионной работы, формирования коммуникативных и организаторских навыков.
Новизна и оригинальность программы заключается в создании «Живых уроков» для учащихся начальной школы ВЦО и разработке экскурсионных маршрутов по Ленинградской и Новгородской области, помощи в проведении экскурсий для учащихся среднего звена и участии в проектной деятельности по темам «Невские земли и крепости их защищавшие» и «Города воинской славы ленинградской области».
Актуальность программы заключается в отражении в ее содержании комплексно-системного подхода к родному краю как некой целостности, представленной во всем многообразии составляющих ее процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.
Отличительные особенности программы отмечаются в том, что она носит интегрированный характер и включает в себя следующие разделы: «специализация» (этнография; историческое, географическое и литературное краеведение), «исследовательская деятельность учащихся», «подготовка, проведение экскурсий по Всеволожскому району, Ленинградской области и городу Санкт-Петербургу. От других подобных программ ее отличает адаптация по возрасту, участие в экскурсионных маршрутах учащихся разных возрастов и прикладной характер. Учащиеся не только изучают теорию, но и делают своими руками макеты крепостей, выжигают карты и гербы городов, самостоятельно звонят в музеи-заповедники, общаются с научными сотрудниками, заказывают экскурсии и составляют тексты для младших школьников.
Педагогическая целесообразность реализации программы заключается в следовании следующим принципам:
- признание приоритета воспитательных задач краеведения, его нацеленности на формирование патриотов страны, края, города, рачительных хозяев;
- выделение этапов краеведческой подготовки детей в соответствии с возрастом, с определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке учащихся от ступени к ступени, сохранении на всем протяжении изучения краеведения единства целей и принципов;
- понимание краеведения как курса, позволяющего учащимся увидеть край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный единый мир, следовательно, курс должен быть интегративным, вбирающим в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно-экономические, социально-политические, правовые, конфессиональные, этнографические, лингвистические, культурологические компоненты;
- решение воспитательных и образовательных задач курса с помощью содержания, актуального для ребят, осуществление личностно-ориентированного подхода при определении сущности изучаемого предмета;
в организации:
- реализация важнейшей особенности краеведения как учебного предмета: возможность показа учащимся реального объекта изучения – лесов, рек, хозяйственных и культурных объектов, исторических памятников и т.п.;
- придание особой роли наглядности в изучении предмета в аудиторных условиях, интенсивное использование аудио- и визуальных материалов, мультимедийных технологий;
- вовлечение в практическую деятельность по изучению края через обучение детей работе с источниками справочной литературой и ученические исследования (НОУ), экскурсии и исследовательские поездки.
Цель программы - воспитание гражданина России, патриота своей родины, знающего и любящего свой край и город, желающего сохранить его и принять активное участие в его развитии; создание условий для всестороннего развития личности.
Задачи программы:
Образовательные:
- Формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложный структуры.
- Ознакомление с историей и культурной жизнью Ленинградской области и Санкт-Петербурга.
- Освоение основ северной русской культуры и быта.
Воспитательные:
- Развитие гражданских качества, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства.
- Формирование чувства толерантности и толерантного поведения в детском коллективе и социуме.
- Способствование укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только детей, но и родителей; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, совместные экскурсионные поездки.
- Воспитание навыков позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней.
- Воспитание трудолюбия, чувства коллективизма и взаимопомощи.
- Создание в детском коллективе обстановки доброжелательности психологического комфорта, удовлетворения потребностей детей в общении.
Развивающие:
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические экскурсии, участие в проведении «Живых уроков».
- Развитие навыков общения, оформления творческих работ через разработку экскурсионных маршрутов, презентаций и дневников путешественников.
- Формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
- Развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
- Ориентирование при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы.
Возраст детей
Краеведческая программа рассчитана на учащихся 5 классов: 1 год обучения (10-11 лет), 2 год обучения – 6-7 классы (11-13 лет). Программа выполняется за 2 года.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 2 года обучения: 1 год – 68 часов, 2 год – 68 часов, всего – 136 часов.
Режим занятий
Для учащихся 1-го и 2-го года обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа.
Формы занятий
Занятия реализуются в следующих формах:
1. Для учащихся 5 классов – беседы с игровыми элементами, конкурсы, сюжетно-ролевые игры, игра-путешествие, мини-лекции, экскурсии в крепости Старую Ладогу, Орешек, Ивангород, Копорье, Новгород.
2. Для учащихся 6-7 классов – беседы, тематические задания, конкурсы, викторины, исследовательские экскурсии, помощь в проведении экскурсионных маршрутов 5-х классов, защита творческой проектной работы.
Учащиеся по данной краеведческой программе могут быть участниками и помощниками в организации внеклассной и внешкольной краеведческой работы. Они могут проводить викторины, конкурсы, литературные и исторические вечера, экскурсии с учащимися начальных классов.
Ожидаемые результаты
Требования к уровню подготовки учащихся направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение учащимися способами интеллектуальной, в том числе учебной и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и ее социокультурной позиции.
Это предполагает:
- освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края; материальной и духовной культуре родного края;
- освоение знаний о музейных экспозициях, музейной работе, умение проводить экскурсии;
- повышение уровня коммуникабельности и социализация личности;
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
- стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации;
- использование полученных знаний в дальнейшей учебе как предпрофессиональное образование, а также путем участия в конкурсах, викторинах, научно-практических конференциях, круглых столах и т.д.
По завершению курса обучения учащиеся будут обладать следующими качествами:
- самостоятельно мыслить и умение отстаивать свое мнение;
- владение культурой речи и умением общаться со сверстниками и взрослыми;
- потребность в самообразовании и дальнейшем развитии профессиональных умений и навыков;
Будут уметь:
- соотносить даты событий истории Невских земель с основными периодами отечественной истории;
- рассказывать о важнейших событиях истории Ленинградской области и их участниках, отраженных в памятниках культурного наследия;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- понимать причины и значения событий и явлений повседневной жизни;
- высказывать собственные суждения о наиболее значительных событиях и личностях местной истории, об исторически-культурном наследии Санкт-Петербурга и ЛО;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.
Формы диагностики и подведения итогов реализации программы
1. Анкетирование – для выяснения мнения о проведенном мероприятии, мотивов поведения, оценки окружающей действительности, уровня информированности, уточнения жизненных планов (для предпрофессиональной подготовки) и так далее.
2. Наблюдение – при посещении музеев, на занятиях (поведенческие моменты, умение общаться с ровесниками и людьми старшего возраста, самостоятельная работа с книгой и так далее).
3. Собеседование – с обучающимися и их родителями (о помощи родителей в подготовке экскурсий по родному краю, о предпрофессиональной подготовке обучающихся и так далее).
4. Методы самооценки – заполнение листов рефлексии, оценка своей работы и работы товарищей.
5. Тестирование, мини-викторины и кроссворды по краеведению для определения уровня освоения программы, осведомленности в проблемах.
6. Деловые и ролевые игры (экскурсовод и экскурсант, ведущий мероприятия: игры, круглые столы, дискуссии, викторины и т.д.).
8. Конкурсы, викторины («Я – гражданин России», научно-практическая конференция учащихся «Старт, Ломанская линия»).
9. Участие в проектной деятельности «Невские земли и крепости их защищавшие», «Города воинской славы Ленинградской области».
10. Общая оценка труда педагога дается на родительских собраниях, открытых мероприятиях, мастер-классах.
Учебно-тематический план
1-го года обучения
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Вводное занятие | 2 | - | 2 |
2 | Формирование Невских земель | 2 | 2 | 4 |
3 | Основные народности Ленинградской, Новгородской и Псковской области | 4 | 2 | 6 |
4 | Знакомство с элементами крепостного зодчества | 2 | 2 | 4 |
5 | Проведение игровых занятий | 4 | 6 | 10 |
6 | Исследовательская работа «Крепости Северо-Запада» | 4 | 6 | 10 |
7 | Разработка путевой информации. | 8 | 8 | 16 |
8 | Подготовка папки экскурсовода | 8 | 8 | |
9 | Составление текста к «Живым урокам» и наградных значков | 2 | 4 | 6 |
10 | Итоговое занятие | 2 | 2 | |
Итого: | 28 | 40 | 68 |
Содержание программы 1-го года обучения
1. Вводное занятие – 2ч.
Цели и задачи работы в учебном году, двухгодичная образовательная экскурсионно - краеведческая программа: содержание и формы учебной, исследовательской работы. Понятие о роли и месте экскурсовода. Для чего нужно знать историю своего
2. Формирование Невских земель – 4 часа.
Теоретическое занятие "Невские земли. История от Ледникового периода | ||||
До появления Невы и людей, на ее берегах. | ||||
Практическая работа - рисуем карту Невских земель. | ||||
Практическая работа - рисуем карту Невских земель. | ||||
Река Нева. Исследовательская работа. Где берет начало, | ||||
место впадения". Какие реки впадают, какие вытекают. | ||||
Подготовка папки экскурсовода. Карты, картинки, рассказ о Неве. |
3. Основные народности Ленинградской, Новгородской и Псковской области - 6 часов.
Пословицы и поговорки, загадки, легенды, сказки, связанные с названием народов, их места жительства. Отражение в них истории и быта народа. Практическое занятие. На интерактивной карте размещаем все народности и города с ними связанные. Рисуем жителей в народных костюмах.
4. Знакомство с элементами крепостного зодчества – 4 часа.
Что такое крепость, каковы ее функции? Элементы крепостных сооружений – башни, стены, захабы, бойницы – для каких целей использовались? Для чего в крепости находился храм?
Практическое занятие - Составление кроссворда
5. Проведение игровых занятий – 10 часов.
Игра – экскурсовод – экскурсант. (Завершаем изучение темы виртуальной мини-экскурсией с ответами на вопросы слушателей).
- Исследовательская работа «Крепости Северо-Запада» – 10 часов.
Фонды музеев и их экспозиции – один из источников изучения родного края. Основной, научно-вспомогательный, интерактивный и обменный фонды. Учет фондов и научное описание музейных экспонатов. Книга поступлений экспонатов в музей. Книга регистрации экскурсий, бесед и консультаций. Книга отзывов о работе музея. Понятия «музейная экспозиция», «экспонат», «музейный предмет», «экскурсия», «экскурсовод», «экскурсант», «экскурсия – как одна из форм работы музея». Экскурсии в музейный комплекс «Старая Ладога», «Крепость Орешек».
7. Разработка путевой информации – 16 часов.
Что такое путевая информация? Работа с картами и маршрутными листами. Поиск информации и составление текста. Маршрутные Экскурсии. Составление вопросов по маршруту. Расчет времени в пути и на остнановках.
8. Подготовка папки экскурсовода – 8 часов.
Поиск и распечатка интересных фотографий: планов, схем крепостей и городов, редких экспонатов музеев. Портреты исторических личностей, связанных с данной темой.
9. Составление текста к «Живым урокам» - 6 часов.
Составление адаптированного текста по образованию рельефа местности, основных водных ресурсов Невских земель для учащихся младшей школы. Придумываем вопросы, загадки, кроссворды. Изготавливаем наградные жетоны.
10. Итоговое занятие – 2ч.
Зачет по теоретическому материалу (проверка теоретических знаний – викторина.) Награждение самых активных участников.
Предполагаемый результат 1-го года обучения
Иметь представление:
- о планах и задачах на новый учебный год;
- о роли экскурсовода на маршруте;
- о значении истории родного края для каждого человека.
Должны знать:
- историю формирования Невских земель;
- историю основных народов Ингерманландии;
- призвание на Русь Рюриковичей и места их первоначального правления;
- деятельность В.Даля, А.Афанасьева, П.Киреевского;
- историю создания крепостей Северо-Запада (Старая Ладога, Орешек, Копорье, Иваногород, Ям, Корела, Изборск).
- историю возникновения городов – Новгород, Псков, Выборг и их влияние на развитие и историю Невских земель.
- основы поведения в музее, функции музея;
- как заказать экскурсию в музее
- каак составлять путевую информацию маршрута
Должны уметь:
- собирать материал по необходимым темам;
- оформить папку экскурсовода;
- составлять мини-экскурсии по теме.
Должны иметь навыки:
- участия в проведении практических занятий;
- участия в проведении игровых занятий;
- общения с учащимися разных возрастов.
Учебно-тематический план
2-го года обучения
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Вводное занятие. | 2 | - | 2 |
2 | История основания Санкт-Петербурга и основные постройки Петровского города. | 14 | 10 | 24 |
3 | Экскурсия – одна из форм работы музея. Основные музеи Петровского времени. | 5 | 10 | 15 |
4 | Разработка и создание экскурсионного маршрута «Здесь будет город заложен». | 4 | 6 | 10 |
5 | Создание путевой информации к Петропавловской крепости. | 4 | 4 | |
6 | Создание путевой информации в Петергоф. | 4 | 2 | 6 |
7 | Игровые мероприятия (создаем виртуальную экскурсию, викторину и игру «Верю не верю» | 2 | 3 | 5 |
8 | Итоговое занятие | 2 | 2 | |
Итого: | 31 | 37 | 68 |
Содержание программы 2-го года обучения
1. Вводное занятие – 2ч.
Этнография как наука, ее материальные и духовные составляющие. Техника безопасности при работе в музее и полевых условиях. Правила поведения в музее.
- История основания Санкт-Петербурга и основные постройки Петровского города – 24часа.
Первый план города Санкт-Петербург. Петровские ворота – первые триумфальные ворота Петербурга. Петропавловская крепость – ее строение и назначение. План крепости. Создаем мини-экскурсию по территории крепости. Игра «Экскурсовод – экскурсант». Домик Петра I – первая жилая постройка и сохраненная до наших дней. Создаем кроссворд по внутреннему устройству домика. Владения генерал-губернатора Санкт-Петербурга Александра Даниловича Меншикова в городе и в пригородах (Меншиковский дворец на Васильевском острове, Меншиковский дворец в Ораниенбауме и Кронштадте).
Экскурсии в Петропавловскую крепость, Меншиковский дворец и Домик Петра I.
- Экскурсия – одна из форм работы музея. Основные музеи Петровского времени – 15часов.
Обзорная и тематическая экскурсии. Выбор темы для последующей подготовки. Изучение различных источников информации, в т.ч. музейных предметов. Составление текста экскурсии. Прослушивание и обсуждение экскурсии. Разработка и создание экскурсионного маршрута Логическое построение материала. Четкое и правильное произношение текста экскурсии. Разговорный, художественный, научный и деловой стиль речи. Школьный сленг. Экскурсии в Петропавловскую крепость, Меншиковский дворец и Кунсткамеру, Домик Петра I.
- Разработка и создание экскурсионного маршрута «Здесь будет город заложен» – 10ч.
Создаем адаптированный текст обзорной экскурсии Петровского Петербурга для учащихся начальной и средней школы. Васильевский остров, Заячий остров, Троицкая площадь, Петровская набережная. Готовим кроссворд, викторину и игру «Может быть не может быть».
- Создание путевой информации к Петропавловской крепости– 4часа.
Путевая информация от Всеволожска в центр Петербурга несколькими путями.
- Создание путевой информации в Петергоф – 6 часов.
Почему Петр решил создать парк с фонтанами именно в Петергофе? Принцип действия Петергофских фонтанов. Лес, парк, сад – в чем отличие? Сколько парков в Петергофе? Практическая работа – готовим папку экскурсовода. Создаем викторину на обратный путь.
- Игровые мероприятия – 5 часов.
Создание Виртуальной экскурсии по Верхнему парку Петергофа, викторины об истории Петергофских фонтанов, игры «Верю не верю» - по главным музеям Петровского времени.
8 Итоговое занятие – 2ч.
Зачет по теоретическому материалу «Я – юный экскурсовод», награждение самых активных участников кружка грамотами и памятными значками.
Предполагаемый результат 2-го года обучения
Иметь представление:
- о планах и задачах на новый учебный год;
- об основных музеях Петровского времени в Петербурге.
Должны знать:
- методику составления экскурсионного маршрута;
- историю Петропавловской крепости;
- разницу между мебелью современного жилища и утварью прошлого;
- дворцы и имения, принадлежавшие Меншикову;
- историю основания Кунсткамеры;
- принцип работы Петергофских фонтанов;
- историю и план Летнего сада;
- основные каскады Нижнего Петергофского парка;
- план Верхнего сада Петергофа;
Должны уметь:
- подготовить экскурсию по Верхнему саду Петергофа;
- разрабатывать экскурсионные маршруты и путевую информацию к Петропавловской крепости и Меншиковскому дворцу;
- собрать материал для папки экскурсовода.
Должны иметь навыки:
- зарисовать, по возможности, описать предметы быта, элементы
внутреннего убранства дома, жилища;
- подготовить материал для экскурсии и путевой информации;
- организации викторины для учащихся разного возраста
- проведения мини-экскурсий и виртуальных экскурсий по музеям и паркам
Методическое обеспечение программы
В зависимости от поставленных задач на занятии используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего их сочетание. Основные формы проведения занятий – беседы, конкурсы, сюжетно-ролевые игры, соревнования, экскурсии в музей Истории Петербурга в Петропавловской крепости, Меншиковский дворец, Летний сад, Кунсткамеру, викторины, работа с источниками интернет-сайтов, составление текстов экскурсий на основе научного краеведческого материала. В качестве дидактического материала используются:
- раздаточный материал;
- наглядные пособия;
- краеведческая литература для чтения;
- сведения из интернета (музейных и краеведческих сайтов Санкт-Петербурга и Ленинградской области)
- книги, брошюры, газетные материалы;
- картографические пособия по родному краю;
- фотографии, схемы и карты города;
- тесты, кроссворды по темам;
- компьютерные презентации по темам;
Материально-техническое обеспечение программы
Помещение: учебный кабинет, оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы, стулья, классная доска, шкафы для хранения учебной и методической литературы, наглядных пособий. На занятиях используются наглядные пособия, альбомы, карты-схемы, книги, газеты. Возможно использование интернет-технологий и мультимедийного оборудования при проведении занятий. Транспорт для экскурсий. Аудиотехника и компьютерное оборудование.
Список литературы
Крепости Северо-Запада России (путеводитель) Санкт-Петербург 2012г.
Мартышин О.В. Вольный Новгород. Общественно-политический строй и право феодальной республики. М.: АСТ, 2005. 384 с.
Митяев А.В. Героические страницы истории Родины IX - XVIII вв. М.: Проспект, 2005. 448 с.
Аракчеев В.А. «Власть прошлого» Очерки истории и культуры Псковской земли в XIII-XIX вв. Областная Псковская типография 2012г.
Раздолгин А.А., Скориков Ю.А. Кронштадтская крепость. – Л.: Стройиздат, Ленингр. Отд-ние, 1988 http://www.kaponir.ru/2krep/lib/01/01.php
Рыкачев Н. А. Кронштадтская старина.
http://www.kronstadt.ru/books/history/kronstar.htm
Столпянский П.Н. Историко-общественный путеводитель по Кронштадту. - 1923.
http://www.kronstadt.ru/books/history/stolp.htm
Тимофеевский Ф.А. Краткий исторический очерк двухсотлетия города Кронштадта. - Кронштадт, 1913.
http://www.kronstadt.ru/books/history/timofeevsky.htm
Шелов А.В. Исторический очерк крепости Кронштадт. - Кронштадт: 1904.
http://www.kronstadt.ru/books/history/shelov_0.htm
http://leb.nlr.ru/edoc/330707/
Путеводители, описания, история отдельных местностей
Абдуллина С.А. Выборг. Фортификация. - Европейский Дом, 2006
http://arch-grafika.ru/news/2010-04-19-652
Выборг. Путеводитель. - Л.: 1969.
http://mirknig.com/knigi/kultura/1181267766-vyborg-putevoditel.html
Выборг. Фортификация. - СПб.: "Европейский дом", 2006.
http://www.scribd.com/doc/20330176/Выборг-Фортификация-Vyborg-Fortification
Выборгские истории. Сборник исторических статей. - 2003.
http://www.bookshunt.ru/b2121_viborgskie_istorii._sbornik_istoricheskih_statej/download
Григорьев Л.И. Тихвин и его святыня. - СПб.: 1888.
http://dlib.rsl.ru/view.php?path=/rsl01002000000/rsl01002382000/rsl01002382971/rsl01002382971.pdf
Кириллова В.А., Распопов И.М. Озера Ленинградской области. - Л.: Лениздат, 1971.
http://skitalets.ru/books/ozlenobl/about.htm
Нева: путеводитель. - Л.:, М.: Речиздат, 1940.
http://leb.nlr.ru/edoc/317904/
Описание Санктпетербургской губернии по уездам и станам. - СПб.: 1838.
http://dlib.rsl.ru/view.php?path=/rsl01003000000/rsl01003542000/rsl01003542886/rsl01003542886.pdf
Пыляев М.И. Забытое прошлое окрестностей Петербурга.
http://imwerden.de/cat/modules.php?name=books&pa=showbook&pid=1077
Фролов А.И. Старинные крепости Ленинградской области - СПб., 2007
http://arch-grafika.ru/news/2010-03-06-540
Балашов Е.А., Кишкурно Я.А. Линия Маннергейма и система долговременной фортификации Финляндии 1919-1940гг.
http://kannas.nm.ru/mannerheim-line.pdf
Анциферов Н.П. Пригороды Ленинграда: города Пушкин, Павловск, Петродворец. - М.: 1946. http://leb.nlr.ru/edoc/329326/
Гейрот А. Описание Петергофа. - СПб.: 1868.
http://books.google.com/books?id=zToEAAAAYAAJ
Кючарианц Д.А., Раскин А.Г. Сады и парки дворцовых ансамблей Санкт-Петербурга и пригородов. - СПб.: 2003.
http://spbstarosti.ru/knizhnyj-shkaf/d-a-kyucharianc-a-g-raskin-sady-i-parki-dvorcovyx-ansamblej-sankt-peterburga-i-prigorodov.html
"Петрокрепость" П.Я. Канн, Ю.И. Кораблёв Лениздат 1961г.
"История Российская с самых древних времён" В.Н. Татищев Т.7 Л., 1968г.
Анциферов Н.П. Быль и миф Петербурга.
http://belolibrary.imwerden.de/books/Antsiferov/Anciferov_Byl_i_mif.rar
Анциферов Н.П. Душа Петербурга.
http://belolibrary.imwerden.de/books/Antsiferov/antsyferov_peterburg.rar
Бастарева Л.И., Сидорова В.И. Петропавловская крепость. Путеводитель - Лениздат, 1989
http://arch-grafika.ru/news/2010-02-10-501
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Юный экскурсовод Югры как средство реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников."
Работая по УМК "Way Ahead" издательства "Macmillan", мы имеем обширный страноведческий материал о жизни, культуре, традициях страны изучаемого языка. Но, участвуя в диалоге культур, учащиеся дол...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа культурологической направленности "Школа юного экскурсовода (на английском языке)"
Данная программа самостоятельно разработанна для обучающихся 12-15 лет, прошедших курс обучения по программе "Английский в подарок". Повышение мотивации к изучению английского языка и обретение...
Программа кружка "Юный экскурсовод"
Программа «Юный экскурсовод» создана для того, чтобы обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, познакомить детей с музейным пространством, привить любовь к школе, родн...
Программа внеурочной деятельности «Юный экскурсовод»
Формирование личности обучающихся, как достойных граждан своего Отечества, ориентировано на сохранение, восстановление и преумножение исторического и культурного достояния России через умение вслушива...
Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю. Конфуций Программа «Юные экскурсоводы".
Программа «Юные экскурсоводы имеет туристско-краеведческую направленность. Стартовый уровень освоения.Актуальность программы исходит из наличия большой природной потребности детей школьного возр...
Программа дополнительного образования "Юный экскурсовод"
Реализация данной программы вызвана необходимостью организации подготовки обучающихся к жизни, к выбору будущей профессии и обучения подростков в течение года средствами туристско-краеведческой деятел...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный экскурсовод»
Дополнительная краткосрочная общеобразовательная общеразвивающая программа направлена на воспитание гражданственности, патриотизма учащихся средствами экскурсионной деятельности, а также на активизаци...