Программа дополнительного образования "Юный экскурсовод"
рабочая программа (8, 9 класс) на тему
Реализация данной программы вызвана необходимостью организации подготовки обучающихся к жизни, к выбору будущей профессии и обучения подростков в течение года средствами туристско-краеведческой деятельности, а также подготовки квалифицированного краеведческого актива – организаторов экскурсионной работы среди школьников. Основу программы составляет краеведческий компонент. Материал программы стимулирует деятельность ребёнка, развивает коммуникативные умения, способствует развитию творческих способностей, стимулирует стремление к самостоятельности, способствует получению школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_ekskursovod_mantrova.doc | 206.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новоникольская средняя общеобразовательная школа
Малолавровский филиал
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
« Юный экскурсовод»
Автор составитель: Мантрова О.П.
20
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы методиста Тамбовского областного государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества» Алёхиной В.И. в соответствии с нормативными докуметами:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Типовое Положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей;
- Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан ПиНа 2.4.4. 1251-03 (зарегистрированного в Минюсте 27.05.03 г. № 4594);
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655;
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 12 сентября 2008 г. N 666;
- Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 №06-1844.
Продолжительность обучения - 1 год
Возраст обучающихся по программе - 12-14 лет
Актуальность и практическая значимость:
В последние годы возрастает интерес к отечественной истории, краеведению, что способствует воспитанию уважения к истокам, национальным традициям, местной культуре, достоянию родной природы.
Реализация данной программы вызвана необходимостью организации подготовки обучающихся к жизни, к выбору будущей профессии и обучения подростков в течение года средствами туристско-краеведческой деятельности, а также подготовки квалифицированного краеведческого актива – организаторов экскурсионной работы среди школьников.
В течение года во время экскурсионной деятельности подростки смогут приобрести первоначальные знания и умения на теоретических и практических занятиях о родном крае, навыки краеведческого поиска и музейного и экскурсионного дела.
Основу программы составляет краеведческий компонент, который традиционно является эффективным средством воспитания, обладает большим образовательным потенциалом и создает условия для духовного, интеллектуального, физического развития личности.
Экскурсии в музеи, по памятникам природы, истории и культуры, объектам современной действительности является эффективной формой познания нашей Родины. Экскурсии доступны людям любого возраста, но особенно они интересны детям так как специфика экскурсионной работы состоит в том, что она строится на предметной основе подлинных объектов. Это придаёт экскурсии наглядность, конкретность, доступность, убедительность и воспитательное значение.
У молодёжи экскурсии формируют мировоззрение и являются действенным средством воспитания любви к Родине, чувства глубокого уважения, гордости к истории и духовным ценностям своего народа. На примерах доблести и геройства защитников Родины экскурсии способствуют патриотическому воспитанию обучающихся. Ещё более эффективным методом воспитания ребёнка является обучение его самого в качестве экскурсовода.
Отличительные особенности программы от ранее существующих.
Туристско-краеведческая составляющая программы обладает рядом преимуществ:
- разнообразием активных форм организации деятельности обучающихся;
- совпадением интересов детей и взрослых;
- доступностью изучения народных традиций и культуры края;
-возможностью заниматься поисково-исследовательской деятельностью;
- имеет профориентационную направленность;
- способствует более глубокому изучению исторического наследия родного края;
- расширяет кругозор обучающихся, воспитывает гордость за свой народ.
Цель программы:
- повышение уровня гражданственности и патриотизма детей и подростков, развитие их социальной активности, гражданской ответственности, духовности, формирование позитивных ценностей, содействие профессиональному самоопределению средствами краеведения в процессе организации экскурсионной деятельности.
Задачи программы:
обучающие:
-познакомить с прошлым и настоящим родного города;
-познакомить с музеями г.Мичуринска;
- познакомить с особенностями архитектуры и внутреннего убранства православного храма;
-познакомить с творчеством выдающихся архитекторов, художников, писателей, поэтов, ремесленников;
-познакомить с особенностями профессии экскурсовода;
воспитательные:
-способствовать воспитанию коммуникативной культуры, культуры поведения в общественных местах;
-способствовать воспитанию бережного отношения к истории и культуре родного города;
-способствовать воспитанию чувства патриотизма;
развивающие:
-способствовать развитию чувства товарищества, взаимопомощи, коммуникативности;
-способствовать развитию памяти, внимания, навыков публичных выступлений;
-способствовать развитию познавательного интереса обучающихся к изучению истории и краеведения.
Организационные условия реализации программы:
программа объединения «Юный экскурсовод» предлагается для обучающихся старших классов, обладающих хорошей, правильной речью, умеющих владеть собой и логически точно выражать свои мысли, а самое главное увлеченных изучением истории своего края.
Реализация данной программы рассчитана на один год, 105 часов, 3 академических часа в неделю.
Работа объединения строится с учетом задач образования и комплексного подхода к воспитанию школьников. Занятия носят преимущественно практический характер, лишь небольшая часть проводится теоретически.
Направление реализации программы:
Образовательное - создание благоприятных условий для углубления, практического освоения и закрепления знаний, умений и навыков по экскурсионной деятельности.
Воспитательное – выработка у участников объединения «Юный экскурсовод» активной жизненной позиции в сохранении исторической преемственности поколении, развитии культуры Тамбовского края, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию жителей Тамбовского края.
Социальное - вовлечение участников объединения «Юный экскурсовод» в социально значимую деятельность, направленную на благотворительность, развитие общественной активности: бесплатное проведение экскурсий для детей из малообеспеченных, многодетных семей, детских домов и школ - интернатов.
Особенности реализации программы.
В курсе обучения по данной программе обучающиеся выполняют простейшие задания, знакомятся на местности с известными уже фактами, памятниками истории и культуры, учатся работать с документами, делать записи воспоминаний, выписки цитат, фактов из литературы. Особое внимание при этом уделяется изучению истории, культуры, природы родного края. С целью развития интереса к занятиям в объединении, они проводятся в форме экскурсий в музеи, на природу, предприятия, по городу и в пригород.
Формы и методы, используемые при реализации программы :
- практический: занятия в музеях, библиотеках, ролевые игры, встречи с участниками исторических событий, тренировочные упражнения с микрофоном;
- наглядный: изучение правил поведения на маршрутах, в автобусах при посещении музеев, храмов, исторических памятников и памятных мест.
в воспитании:
- методы воспитания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений гражданина, патриота: беседа, рассказ, дискуссия;
- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: упражнения, приучение, требования, создание воспитательных ситуаций;
- методы стимулирования поведения и деятельности: поощрение, экскурсия, тематический вечер, игра.
Формы организации занятий: лекции, беседы, экскурсии, конференции, встречи со знаменитыми людьми города и области, с участниками исторических событий, конкурсы, посещение музеев, работа в библиотеках, архивах.
Методы и приёмы обучения: изучение исторических источников, запись воспоминаний участников событий, изучение исторической литературы, изучение экспозиций и фондов музеев, запись воспоминаний и интервью знаменитых земляков и интересных людей, обобщения и выводы после экскурсии.
Основными показателями результативности программы является активное участие детей и подростков в конкурсно-соревновательных мероприятиях по изучению маршрутов путешествий, подготовке и проведению экскурсий. Это позволяет им продемонстрировать свои знания, умения и навыки, полученные в результате освоения программы объединения «Юный экскурсовод», заинтересованность участников объединения в дальнейшем изучении, соблюдении и пропаганде туризма и краеведения, здорового образа жизни, в получении профессии экскурсовода.
Формы подведения итогов: конкурс на составление лучшего экскурсионного маршрута: написание текста экскурсии, создание методической разработки и «портфеля экскурсовода»; на лучшее проведение экскурсии, викторины по краеведению, доклада и другие массовые тематические мероприятия.
Итоги подводятся на основании результатов образовательной и познавательной программы «Юный экскурсовод».
Виды и формы контроля освоения программы:
- текущий - проблемно-поисковые задания, участие в проведении экскурсии, создание методичек по проведению экскурсий, подготовка материала к «портфелю экскурсовода», викторины по краеведению, доклады, чтение стихов, цитирование;
- итоговый - конкурс на составление лучшего экскурсионного маршрута: написание текста экскурсии, создание методической разработки и «портфеля экскурсовода»; на лучшее проведение экскурсии, и другие массовые тематические мероприятия.
По итогам определяется лучший экскурсовод объединения.
Критерии результативности программы определяются тремя основными категориями:
- образовательной — формирование знаний участников объединения «Юный экскурсовод» по вопросам туризма и краеведения, умений и навыков по проведению экскурсий;
- культурной - сформировать эстетически – ценностные ориентиры личности на примере изучения памятников истории и искусства, воспитывать самостоятельное видение произведений культуры и искусства как отображение истории;
- социальной - готовность участников объединения к социально - значимой деятельности, направленной на развитие у них общественной активности.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Познавательные УУД:
-определять, различать и называть детали памятника или исторического здания;
-конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить проект памятника, здания;
Регулятивные УУД:
-умение работать по предложенным методикам, инструкциям;
-умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
-определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога.
Коммуникативные УУД:
-умение работать в паре и в коллективе;
-умение работать над проектом в команде.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих знаний и умений:
Знать:
- составление научного паспорта памятника на маршруте;
-простейшие основы составление экскурсионного маршрута;
-виды архитектурных стилей зданий;
-методику подготовки и проведения экскурсии;
- правила поведения на экскурсии в автобусе, перехода улиц.
Уметь:
- с помощью педагога анализировать, планировать маршрут экскурсии;
-осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
-самостоятельно определять архитектурные стили зданий;
- самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
-самостоятельно составлять текст экскурсии;
-провести экскурсию.
Ресурсное обеспечение программы:
Кадровое обеспечение
Педагог, осуществляющий образовательную деятельность по программе, должен иметь высшее образование по специализации «Филология», а также обладать необходимыми знаниями по детской психологии.
Материально — техническое обеспечение.
Для реализации образовательной программы необходимы: мультимедийное оборудование, фотоаппарат, магнитофон, микрофон.
Методическое обеспечение программы: карты, атласы Тамбовской области, энциклопедии, специальная литература по краеведению и истории Тамбовского края.
Учебно-тематический план
№ | Название разделов, тем | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | 2. | 3 | 4 | 5 |
Раздел - Введение в образовательную программу | 4 | 2 | 2 | |
Организация объединения. Значение изучения краеведения. | 4 | 2 | 2 | |
1. | Раздел - Туристско-краеведческие возможности края | 2 | 1 | 1 |
1.1 | Туристские маршруты Тамбовской области | 2 | 1 | 1 |
2. | Раздел Изучение археологического наследия | 3 | 1 | 2 |
2.1. | Археологические объекты Тамбовской области | 3 | 1 | 2 |
3. | Раздел - Историческое краеведение. | 6 | 1 | 5 |
3.1 3.2. | «Историческое прошлое Тамбовского края». Памятник истории и природы – Подзоровская стоянка древних людей. | 3 3 | 1 - | 2 3 |
4. | Раздел - Памятники истории и культуры. | 6 | 2 | 4 |
4.1. 4.2. | Архитектурный Мичуринск. Методы изучения памятников истории и культуры: фотографирование, паспортизация. Методика фиксирования историко-краеведческих наблюдений. Ведение дневника. | 4 2 | 1 1 | 2 2 |
5. | Раздел - Экскурсовод. Основные требования к профессии экскурсовода | 10 | 6 | 4 |
5.1 5.2. | Основные приемы педагогики и психологии, методики проведения экскурсии. Речь и логическое мышление. Умение работать с литературой и портфелем экскурсовода. | 2 8 | 1 5 | 1 3 |
6. | Раздел - Экскурсия, её сущность | 16 | 6 | 10 |
6.1 6.2. | Функция и признаки экскурсии, показ и рассказ, их особенности Экскурсия как процесс познания, логика и её требования. | 4 12 | 2 4 | 2 8 |
7. | Раздел - Основные принципы подготовки и проведения экскурсии. | 6 | 2 | 4 |
7.1. 7.2. | Типы и виды экскурсии, принципы экскурсионной методики: целенаправленность, тематичность, научность, логическая и хронологическая последовательность, доступность, Наглядность, конкретность, дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию | 4 2 | 2 - | 2 2 |
8. | Раздел - Основные этапы подготовки экскурсии. | 40 | 2 | 38 |
8.1. 8.2. 8.3. 8.4. 8.5. 8.6. | Определение цели экскурсии и темы; отбор литературы и других источников; изучение литературных, архивных, статистических источников; ознакомление с экспозициями и фондами музеев; отбор и изучение объектов. Составление маршрута экскурсии; составление «портфеля экскурсовода». Подготовка текста экскурсии; Выбор методических приёмов Составление методической разработки Объезд маршрута экскурсии и приём (сдача) экскурсии; обновление и дополнение текста. Подготовка путевой экскурсионной информации; экскурсия в дом-музей И.В. Мичурина. | 9 8 3 4 10 6 | 2 - - - - - - - | 7 8 3 4 10 6 |
9. | Раздел - Методика проведение экскурсии. | 12 | - | 12 |
9.1. 9.2. | Показ и рассказ на экскурсии; методические приёмы показа; рассказ и его основные приёмы; движение в экскурсии. Использование «портфеля экскурсовода»; другие приёмы проведения экскурсии; элементы ритуала на экскурсии; особенности проведения экскурсий для различных групп. | 6 6 | - - | 6 6 |
ИТОГО: | 105 | 23 | 82 |
Содержание программы
Введение в образовательную программу
Теория: Краеведение и туризм – средство познания родного края. Особенности работы юных экскурсоводов. Экскурсионные объекты: исторические, архитектурные и другие памятные места, музеи и т. д.
Практика.
Заполнение заявлений, личной карточки, договора.
Раздел 1. Туристско-краеведческие возможности края
1.1. Теория: Туристские маршруты Тамбовской области. Выбор района путешествия. Определение тематики путешествия и экскурсионных объектов. Изучение литературы по избранному маршруту.
Практика: Экскурсия: «Исторические памятники г.Мичуринска». Записи сведений о памятниках, их архитектурных стилях, фотографирование.
Раздел 2. Изучение археологического наследия
2.1. Теория: Археологическая разведка и раскопки. Правила и порядок работы археологов. Обработка археологических материалов.
Практика: Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с археологическими объектами.
Раздел 3.Историческое краеведение
3.1. Теория: Особенности школьного краеведения и его задачи. Краеведение и туризм. Краеведческие объекты как источник изучения родного края.
Практика: Экскурсия в краеведческий музей «Историческое прошлое родного края». Знакомство с краеведческими и историческими объектами, их паспортизация.
3.2. Практика: Экскурсия к памятному знаку в честь создания русского военного флота ( с. Старое Тарбеево) Подзоровская стоянка древних людей.
Раздел 4.Памятники истории и культуры
4.1. Теория: Памятники истории и культуры и их значение: научное, историческое, художественное. Закон России «Об охране и использовании памятников истории культуры».
Практика: Экскурсия по городу «Архитектурный Мичуринск», храмы г. Мичуринска Виды памятников: археологические, исторические, документальные. Выявление памятников истории и культуры. Их паспортизация, фотографирование.
4.2. Теория: Методика фиксирования историко-краеведческих наблюдений.
Практика: Ведение дневника.
Раздел 5. Экскурсовод. Основные требования к профессии экскурсовода
5.1. Теория: Основные приёмы педагогики и психологии, методика проведения экскурсий.
Практика: Экскурсия в дом-музей князей Голицыных.. Показ процесса взаимодействия экскурсовода и экскурсантов, психологические подходы к каждой возрастной группе. Знание методики и проведения экскурсии.
5.2. Теория: Речь и логическое мышление. Умение работать с литературой и портфелем экскурсовода.
Практика: Умение вести грамотно рассказ, правильно показывать объекты изучения, использовать портфель экскурсовода, звукозаписи. Проводить моменты ритуала во время экскурсии, владеть микрофоном и др.
Раздел 6.Экскурсия, её сущность
6.1. Теория: Функция и признаки экскурсии, показ и рассказ, их особенности.
Практика: памятники Великой Отечественной войны, памятники истории. Запись и отработка признаков экскурсии, методического приёма сочетание показа и рассказа.
6.2. Теория: Экскурсия как процесс познания, логика и её требования.
Практика: Использование логических приёмов.
Раздел 7. Основные принципы подготовки и проведения экскурсии. Типы и виды экскурсий.
7.1. Теория: Типы и виды экскурсии, принципы экскурсионной методики:
целенаправленность, тематичность, научность, логическая и хронологическая последовательность, доступность.
Практика: Экскурсия на выставку в дом-музей художника А. Герасимова. Отработка методики музейной экскурсии.
7.2. Теория: Наглядность, конкретность, дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию.
Практика: Экскурсия в музей центральной генетической лаборатории им. Мичурина. Отработка дифференцированного подхода к экскурсионному обслуживанию.
Раздел 8. Основные этапы подготовки экскурсий
8.1. Теория: Определение цели экскурсии и темы; отбор литературы и других источников; изучение литературных, архивных, статистических источников;
ознакомление с экспозициями и фондами музеев; отбор и изучение объектов.
Практика: Работа в библиотеке, в архиве, в экспозициях и фондах музеев.
8.2. Теория: Составление маршрута экскурсии; составление «портфеля экскурсовода».
Практика. Наглядные пособия: фотографии, схемы, карты, репродукции изобразительного искусства.
8.3. Теория: Текст экскурсии (построение экскурсии, вступление, основная часть, заключение).
Практика: запись и отработка признаков экскурсии, методического приёма: сочетание показа и рассказа.
8.4. Теория: Составление методических разработок (описание маршрута экскурсии, расчет времени на остановках и продвижениях от одного объекта к другому, перечень экскурсионных объектов и подтем, составляющих содержание экскурсии, организационные и методические указания, схема методической разработок, логические переходы, выводы, последовательность изложения фактического материала).
Практика: Написание текста маршрута экскурсии и составление схемы методической разработки «Город на холме».
8.5. Теория: Объезд маршрута экскурсии и прием (сдача) экскурсии и обновление, и дополнение текста.
Практика: Работа с литературой, публикациями в периодической печати, новые объекты показа, дополнения к «портфелю экскурсовода».
8.6. Теория: Подготовка путевой экскурсионной информации.
Практика: экскурсия в дом-музей И.В. Мичурина.
Раздел 9. Методика проведения экскурсии.
9.1. Теория: Показ и рассказ на экскурсии; методические приёмы показа;
рассказ и его основные приёмы; движение в экскурсии.
Практика: Отработка практических умений и навыков показать объекты и умение рассказать о самих объектах и связанных с ними исторических событиях на экскурсии по городу на отдельных памятниках города.
9.2. Теория: «Портфель экскурсовода»
Практика: Подбор фотографий, оформление их на паспорту.
Методическое обеспечение программы
№ | Название раздела | Формы занятий | Приёмы и методы | Дидактический материал, техническое оснащение | Формы подведения итогов |
Введение в образовательную программу | Рассказ-беседа | Словесный | Договор, заявления, карта обучающегося | Заполнение документов, игра | |
1 | Туристско-краеведческие возможности края | Рассказ-беседа, игра | Словесный, наглядный | Наглядно-иллюстративный материал, наборы фотографий | |
2 | Изучение археологического наследия | Экскурсия, рассказ-беседа, игра | Репродуктивный осмотр объектов, наблюдение по заданию экскурсовода | Наглядно-иллюстративный материал экспозиции музея | Опрос, зарисовка и фотографии археологических экспонатов |
3 | Историческое краеведение | Экскурсия, рассказ-беседа, объяснение | Репродуктивный метод упражнений | Наглядно-иллюстративный материал, природный памятник | Ведение дневника |
4 | Памятники истории и культуры | Экскурсия, рассказ-беседа, тренировочное упражнение, самостоятельная работа | Словесный, наглядный, практический, интерактивный | Наглядно-иллюстративный материал, памятники города | Опрос, тексты бесед, дневники |
5 | Профессия экскурсовод | Рассказ-беседа, тренировочное упражнение, самостоятельная работа, экскурсия в дом-музей Голицыных | Словесный, наглядный, практический, интерактивный | Наглядно-иллюстративный материал, предметы кабинета, внутренняя и внешняя отделка здания | Опрос, тексты бесед, особенности показа и рассказа |
6 | Экскурсия, её сущность | Рассказ-беседа, тренировочное упражнение, самостоятельная работа, экскурсия (Площадь Славы) | Словесный, наглядный, практический, интерактивный | Наглядно-иллюстративный материал | Защита проектов |
7 | Основные принципы подготовки и проведения экскурсии | Рассказ-беседа, тренировочные упражнения, самостоятельная работа | Словесный, наглядный, практический, интерактивный | Наглядно-иллюстративный материал | Опрос, защита проектов |
8 | Основные этапы подготовки экскурсии | Рассказ-беседа, тренировочные упражнения, самостоятельная работа, экскурсия в дом-музей И.В. Мичурина | Репродуктивный, зрительный анализ, зрительная реконструкция, зрительный монтаж, локализация событий, зрительное сравнение, приём заданий | Наглядно-иллюстративный материал, «портфель экскурсовода» | Работа с литературой, выписка сведений для экскурсий, работа с дневником |
9 | Методика проведения экскурсии | Рассказ-беседа, тренировочное упражнение, демонстрация , наблюдение, экскурсия в Ивановку | Словесный, наглядный, практический, интерактивный, объяснения | Наглядно-иллюстративный материал, экспозиция музея, музыкальный салон, парк | Работа с дневником, контрольный текст экскурсии |
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
-гражданский патриотизм, любовь к Родине;
-уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
-умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
-умение ориентироваться в системе моральных норм и ценностей;
-готовность к выбору профильного образования.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Познавательные УУД:
-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы, сравнивать и группировать предметы и их образы.
Регулятивные УУД:
обучающийся научится:
-целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразованию практической задачи в познавательную;
-планировать пути достижения целей;
-уметь самостоятельно контролировать своё время;
-принимать решения в проблемной ситуации;
-адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы;
Коммуникативные УУД:
обучающийся научится:
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-формулировать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
-организовывать и планировать учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
-работать в группе;
-использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
Познавательные УУД:
обучающийся научится:
-основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
-строить логическое рассуждение;
-структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность описываемых событий;
-работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих знаний и умений:
Знать:
- составление лучшего экскурсионного маршрута;
- создание методической разработки экскурсии;
-технологическую последовательность написания и разработки контрольного текста.
Уметь:
- написать текст экскурсии;
-создавать «портфель экскурсовода»;
-проводить экскурсии;
- реализовывать творческий замысел.
- работать с литературой, журналами, каталогами, в интернете (изучать и обрабатывать информацию).
Методические указания к программе «Юный экскурсовод»
В процессе обучения в основном идут занятия познавательного характера. Обучающиеся выполняют простейшие задания, знакомятся на местности с известными уже фактами, памятниками истории и культуры, учатся работать с документами, делать записи воспоминаний, выписки цитат, фактов из литературы. Особое внимание при этом уделяется изучению истории, культуры, природы родного края. С целью развития интереса к занятиям в объединении, они проводятся в форме экскурсий в музеи, природу, по городу и в пригород. Изучая археологическое наследие края, желательно, руководителю кружка познакомить учащихся с законодательством об охране памятников археологии, обратить их внимание на недопустимость археологических раскопок без "открытых листов " - разрешений на исследование. Необходимо познакомить обучающихся с движением по охране памятников истории и культуры и изучить законодательство об охране природы и окружающей среды.
Накопленный материал на занятиях обучающиеся используют для составления текстов бесед и небольших экскурсий к отдельным объектам. С этими сообщениями ребята выступают в объединении, классе, на областных краеведческих конференциях, проводят экскурсии для учащихся младших классов. Таким образом: обучающиеся учатся составлять небольшие тексты, выступать в аудиториях, познают на практике методику проведения бесед и экскурсий.
Работа в объединении тесно сочетается с туризмом и путешествиями. Поэтому данная программа предусматривает получение учащимися знаний, умений и навыков по туризму.
Особо важное значение в работе объединения "Юный экскурсовод" имеет период подготовки экскурсии. В программе выделены одиннадцать этапов. Работа над созданием текста начинается с определения цели и выбора темы экскурсии.
Цели и задачи определяют окончательный отбор экскурсионных объектов, маршрут экскурсии, содержание экскурсионного рассказа, подбор наглядных пособий из «портфеля экскурсовода», эмоциональный настрой экскурсии и отдельных ее частей. Каждому обучающемуся поручается разработка одного из разделов, одной из подтем экскурсий, таким образом, процесс подготовки новой темы носит коллективный характер. А руководитель помогает обучающимся объединить подготовленный материал. Затем составляется список книг, брошюр, статей, опубликованных в периодической печати, раскрывающих тему. Далее определяются другие источники: музеи, личные архивы, воспоминания участников и очевидцев событий, фотодокументы.
Второй этап предварительной работы начинается с изучения этих источников. Особое внимание обращается на работу обучающихся с архивными документами и на использование экспозиций и фондов музеев.
В подготовке экскурсии в музеях рекомендуется прослушивание тематических и обзорных экскурсий, а затем знакомство с подлинными документами и экспонатами, которые не вошли в музейную экспозицию и хранятся в фондах музея.
Создание экскурсии продолжается отбором объектов показа. Для оценки объектов можно использовать следующие критерии:
- познавательная ценность, т.е. связь объекта с конкретным историческим событием;
- известность этого объекта;
- необычность, неповторимость;
- внешняя выразительность;
- сохранность;
- месторасположение, т.е. удобство подъезда к нему. Для экскурсии рекомендуется отобрать не более 15 объектов. Все объекты хорошо бы сфотографировать и прикрепить к карточке, где записать все сведения о нем:
- вид памятника;
- наименование его;
- историческое событие, с которым связан памятник;
- дата события;
- местонахождение, описание памятника, сохранность и охрана его.
Далее обучающихся переходят к составлению маршрута. Маршрут преподносит зрительную основу для раскрытия темы. Он определяет последовательность, количество памятников. Маршрут может быть построен по тематическому, хронологическому или тематико-хронологическому принципу. Маршрут должен делать содержание экскурсии целенаправленным, тематическим, логическим, хронологически последовательным, доступным, конкретным и наглядным.
Следующий этап работы - составление "портфеля экскурсовода". Это условное название комплекта наглядных пособий.
Количество их не должно быть велико, так как они будут отвлекать экскурсантов от осмотра подлинных объектов, и рассеивать их внимание. Содержание "портфеля" диктуется темой экскурсии. Часто обучающимся в подборе "портфеля экскурсовода" помогают родители. Они печатают фотографии, делают схемы, чертежи, добывают образцы продукции предприятий и т.д.
После утверждения маршрута руководителем обучающиеся приступают к составлению контрольного текста экскурсии. Текст - это материал для наиболее полного раскрытия всех подтем, факты и примеры, характеризующие основные вопросы каждой из подтем. В нем формулируется официальная точка зрения на факты и события, дается оценка показываемых объектов. В контрольном тексте содержатся материалы, отражающие содержание вступительного слова и заключения, а также логических переходов между подтемами экскурсий. Контрольный текст должен быть тщательно подобранным и выверенным по маршруту. Он представляет собой развернутый материал в помощь экскурсоводам, где все цитаты, цифры и примеры сопровождаются ссылками на источники.
На его основе обучающиеся могут создавать индивидуальные тексты. Индивидуальный текст отличается от контрольного тем, что он отражает структуру экскурсии и построен в полном соответствии с маршрутом. Это готовый рассказ по теме. Важно, чтобы все части экскурсии, её подтемы логически составляли единое целое. Логические переходы придают экскурсии необходимую стройность и глубже раскрывают подтемы.
Успех экскурсии в значительной мере зависит от речи экскурсовода. Она должна быть содержательной и выразительной, иметь точные смысловые формулировки, грамматически правильной, логически стройной, отличаться богатством и разносторонностью словаря, быть художественно изобразительной, не иметь слов-паразитов. Подготовленные тексты экскурсий учащихся пересказывают на занятиях объединения, в классе, учатся точно и логически высказывать свои мысли, грамотно произносить слова.
Подготовив текст, обучающиеся приступают к разработке методички по проведению экскурсии. Это рекомендации, когда и как организовать показ экскурсионных объектов, как и в какой последовательности вести рассказ о них и о событиях, связанных с ними. Методическая разработка составляется всеми членами объединения на занятиях, где каждый обучающийся предлагает свой метод подачи определенного объекта или раскрытия подтемы. Это может быть показ и рассказ или комментарий, или метод реконструкции. Обучающиеся обсуждают данное предложение и вместе с руководителем решают, какой метод более эффективен для лучшего раскрытия тем на конкретном объекте.
Методическая разработка имеет определенную схему. В разработке методики проведения экскурсии обучающимся помогают знания и опыт, полученный ими на экскурсиях в крупные промышленные и культурные центры. Они наблюдают, анализируют, делают выводы о работе высококвалифицированных экскурсоводов.
Создав контрольный текст экскурсии, и методическую разработку, «портфель экскурсовода», схему маршрута школьники сдают экскурсию.
Зачетная экскурсия проводится в присутствии обучающихся и комиссии, и оценивается ими. После сдачи экскурсии обучающиеся получают удостоверения о присвоении звания "Юный экскурсовод". Обучающиеся, успешно закончившие обучение в объединении, могут проводить экскурсии, беседы на краеведческие темы в школах, работать гидами и экскурсоводами на детских туристских базах, участвовать в работе летних лагерных смен и в пришкольных лагерях с дневным пребыванием детей. Данная программа относится к туристско-краеведческим и рекомендуется для работы с обучающимися учителям истории, географии, сотрудникам музеев, педагогам дополнительного образования в домах творчества, клубах, центрах юных туристов.
Состав группы - от 8 до 10 обучающихся. Занятия можно проводить с полным составом объединения, но по мере роста опыта воспитанников следует делать упор на групповые (2-3 человека) и индивидуальные занятия, особенно на том этапе обучения, когда начинается специализация. В связи со спецификой работы туристских объединений время, подлежащее оплате за проведение практических занятий на местности и экскурсий в своём городе, устанавливается в размере 4 часов; за проведение загородной экскурсии, любого другого туристского мероприятия – 8 часов. Порядок изучения тем в целом и отдельных вопросов определяется педагогом в зависимости от местных условий деятельности объединения. Для эффективного усвоения учебного материала, развития профессиональных навыков по проведению экскурсий необходимо организовывать практическую деятельность занимающихся преимущественно на местности.
Литература для педагога
1.Андреев В. Литераторы на Тамбовской земле. Краткий справочник. Мичуринск. 1998.
2.Белых М. Неизвестный Мичурин. Мичуринск 2011.
3. Города России. - Москва., 1994.
4.Государственный архив Тамбовской области. Путеводитель. - Воронеж, 1987.
5.Гордеев Н.М., Пешков В.П. Тамбовская тропинка к Пушкину. - Воронеж, 1978.
6.Дубасов И.И. Очерки из истории Тамбовского края. - Тамбов, 1993
7.Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды в ХН-Х1У вв. - Москва.1985.
8.Емельянова Н.Н. Музыкальные вечера. Хроника музыкальной жизни Тамбовского края за 100 лет. - Воронеж. 1977
9..Емельянов Б.В.. Методика подготовки и проведения экскурсий (учебное пособие)- Москва,2002
10.Емельянов Б. В. Основы экскурсоведения (учебное пособие) - Москва,2002г.
11. Емельянов Б.В Организация экскурсионной работы Методика, опыт. Москва, 2002
12.Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды в ХН-Х1У вв - Москва., 1985.
13.Из истории Тамбовского края. Тамбов, 2002.
14.Илешин Б.И. ...И голубые небеса. - Москва., 1981.
15.Илешин Б.И. Литературные тропинки отчего края. - Москва., 1986.
16.И пыль веков от хартии отряхнув... Хрестоматия по истории Тамбовского края. - Тамбов, 1993.
17.Каргалов В.В. Полководцы Х-ХУ1 вв. - Москва., 1989
18.Кобозев А.И. О подвигах, о доблестях, ославе мичуринцев на фронтах Великой Отечественной войны. Мичуринск.2005.
19.Культурное строительство в Тамбовской губернии 1918-1928 гг. (Сборник документов и материалов). - Воронеж, 1983.
20.Крестьянское восстание в Тамбовской губернии 1919-1921 гг. "Антоновщина". Документы и материалы. - Тамбов, 1994.
21.Кученкова В.А., Сухоруков Н.М. Храмы Мичуринского благочиния Тамбовской иепархии. Тамбов, 1999.
22.Материалы свода памятников истории и культуры РСФСР. Тамбовская область.- Москва,1978.
23.Муравьев Н В. Из истории возникновения населенных пунктов Тамбовской области. - Воронеж, 1988.
24.Муравьев Н.В. Изначальная история населенных пунктов Тамбовской области. - Тамбов, 1992.
25.Михайлов В.И. Художники Тамбовского края. - Ленинград, 1976.
26.Материалы свода памятников истории и культуры РСФСР. Тамбовская область.- Москва, 1978.
27.Наш край Тамбовский. Тезисы докладов и сообщений II областной краеведческой конференции. - Тамбов, 1991.
28.Памятники природы Тамбовской области. Центрально-Чернозёмное книжное издательство. Воронеж.1983.
29.Пешков В.11. Страницы прошлого читая. - Воронеж, 1972.
30.Природа и ландшафты Притамбовья. - Воронеж, 1986.
31.Прохоров В.А. Надпись на карте. Географические названия Центрального Черноземья. - Воронеж, 1977
32. Пешков В.П. Страницы прошлого читая. - Воронеж, 1972.
33. Сазонов О. История города Козлова в документах ХVII века. Мичуринск, 2010.
34. Страницы истории Тамбовского края. - Тамбов, 1986
Тамбов Державинский. Составитель В. Филатова. Москва, 2007.
35.Туристическими тропами Тамбовского края. - Воронеж, 1987.
36.Тезисы докладов к городской научно-практической конференции, посвященной 350-летию г. Тамбова. - Тамбов, 1986.
37.Тамбов на карте генеральной - Тамбов,1999
Черменский П. Н. Прошлое Тамбовского края, Тамбов.1961.
38.Чуистова Л.И., Мизис Ю.А. Раскопки на холме "Галдым» - В сб. Источниковедческие работы - Тамбов, 1971
Литература для обучающихся
2.Земля Тамбовская, Москва, 1982г.
3.Историческое краеведение: история Тамбовского края, Тамбов,1971г.
5.История Тамбовской области, Воронеж, 1971г.
6.И пыль веков от хартии отряхнув (хрестоматия по истории Тамбовского края) Тамбов, 1993г.
7.Илешин Б.И. И голубые небеса, Москва, 1981.
8.Любовь моя – Тамбовщина. Фотоальбом, Москва, 2003г.
Электронные ресурсы
- smartregion68.ru›…istoriya-tambovskoj-oblasti
- filmichagroteh.68edu.ru›перечень-памятников…з/
- turtmb.ru›Достопримечательности›pamatniki-istorii
- turtmb.ru›Достопримечательности›Музеи›museum2_293.html
- rba.nlr.ru›res/inv/kray/list3.htm
- tambovlib.ru›index.php?id=page.view.Краеведение
- tambovgrad.ru›Материалы
- culttourism.ru›tambovskaya/michurinsk/
- fotogorodov.ucoz.ru›blog/michurinsk/2013-11-03-105
- zapoved.net›index.php…
- ru.gulliway.org›public/wiki/europe…michurinsk.html
- community.hiblogger.net›cities/295886.html
- sites.google.com›site/micurinsk68/izvestnye-…
- ruzgd.ru›michurinsk/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Программа кружка "Юный экскурсовод"
Программа «Юный экскурсовод» создана для того, чтобы обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, познакомить детей с музейным пространством, привить любовь к школе, родн...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»
Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....
Программа кружка "Школа экскурсоводов"
ПРограмма расчитана на 2 года. 1-й год - изучение Невских земель и крепостей, второй - изучение основания Санкт-Петербурга...