Программа кружка "Юный экскурсовод"
методическая разработка (10 класс) на тему
Программа «Юный экскурсовод» создана для того, чтобы обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, познакомить детей с музейным пространством, привить любовь к школе, родному краю, к Родине. Данная программа в системе учебно-воспитательной работы в школе предполагает обучение учащихся школы основам экскурсионного дела.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_yunyy_ekskursovod.docx | 33.31 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе письма Министерства образования России «О деятельности музеев образовательных учреждений» от 12.03. 2003г., Примерного положения о музее образовательного учреждения, программы «Туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество», Всероссийской программы «Десять ключевых дел» (гражданско-патриотическое и туристско-краеведческое направление) как технологии гражданского образования.
Актуальность программы вызвана возрастанием роли дополнительного образования, музейной педагогики, усиления внимания к истории родного края в процессе гражданского образования школьников.
Программа «Юный экскурсовод» создана для того, чтобы обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, познакомить детей с музейным пространством, привить любовь к школе, родному краю, к Родине. Данная программа в системе учебно-воспитательной работы в школе предполагает обучение учащихся школы основам экскурсионного дела. Экскурсии раскрывают широкие возможности для воспитания ребенка, а также восприятия им музейной культуры. Кроме того, школа юного экскурсовода призвана научить обучающегося трудиться, кропотливо подбирая материалы для будущей экскурсии, нести ответственность за результаты своего труда. Школьный музей даёт возможность попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Выполнение разных ролевых функций (экскурсовод) обогащает жизненный опыт детей, приучает к ответственности и дисциплине, формирует навыки лидерства, готовит ребёнка к активной жизни в гражданском обществе.
Данная программа предназначена для обучающихся 9-11 классов, интересующихся историей родного края и музееведением. Курс рассчитан на 1 год обучения и составляет 35 часов из расчета 1 час в неделю. Тематическое наполнение и часовая разбивка курса отражены в календарно-тематическом плане. Время занятий составляет 45 минут.
Цели программы:
- совершенствование образовательного пространства, воспитывающей среды школы;
- создание условий для самореализации школьников через самостоятельное творческое отношение к делу средствами краеведения и музееведения;
- подготовка экскурсоводов из числа обучающихся школы для проведения экскурсий по родному краю и школьному музею;
- сохранение исторической памяти.
Задачи программы:
- развивать поисковые, исследовательские, коммуникативные умения и навыки школьников;
- содействовать творческой самореализации;
- способствовать формированию гражданской позиции школьников;
- прививать музейную культуру учащимся средствами экскурсионной работы;
- формировать уважение к истории школы и родного края.
Образовательные технологии:
- технология обучения как учебного исследования;
- технология проектной деятельности учащихся.
Воспитательные технологии:
- технология коллективной творческой деятельности.
Методы и формы познавательной деятельности
Экскурсоводом может быть ученик, заинтересованный работой в музее, умеющий интересно рассказывать, стремящийся к новым знаниям. Изучение истории родного края, музееведение предполагает широкое использование активных методов самостоятельной работы, в том числе с разнообразными источниками. Основными методами преподавания следует считать:
- словесный – передача необходимой для дальнейшего обучения информации;
- метод демонстраций (использование схем, карт);
- частично - поисковый (метод работы с дополнительной литературой);
- метод упражнения (вопросы по пройденным темам, отработка и сдача экскурсий).
- наглядный – посещение экспозиций, выставок музеев, просмотр альбомов, книг, буклетов, фотографий из фонда музея;
- исследовательский – изучение документальных и вещественных предметов из фондов школьного музея для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности.
Формы работы: коллективные и индивидуальные. Это – беседы, обсуждение тем экскурсий, самостоятельное обращение к научной, мемуарной, художественной, справочной литературе, материалам музея. Особое внимание уделяется работе над речью экскурсовода.
Учащиеся должны овладеть приемами работы с книгой, навыками составления плана, выписок, конспекта, текста экскурсии.
Ожидаемые результаты:
- знакомство и усвоение таких понятий, как экспонат, экскурсия, экскурсовод, музей, архив, фонд и др.;
- развитие внимания, восприятия, наблюдательности, разных форм мышления, речи;
- формирование широкого кругозора;
- овладение практическими навыками экскурсовода.
Содержание курса
№ | Наименование темы (раздела) | Общее количество часов |
1. | Введение. | 2 |
2. | Экскурсия – одна из основных форм работы музея. | 2 |
3. | История экспонатов, представленных в экспозиции школьного музея. | 2 |
4. | Фонды музея. | 3 |
5. | Сбор материалов для музея, для ведения экскурсии. | 4 |
6. | Требования к экскурсоводу. | 4 |
7. | Основные требования к экскурсии. | 12 |
8. | Практикумы. Проведение экскурсий. | 6 |
Итого: | 35 |
Раздел 1. Введение (2 часа)
Цели и задачи кружка. Типы и виды музеев: краеведческие, боевой славы, исторические и др.; государственные, частные, муниципальные, школьные и др. Школьные музеи. Профили и задачи школьных музеев. О чем рассказывает школьный музей. Профиль музея и его основные разделы. Задачи школьного музея. Знакомство со школьным музеем: история его создания, экспозиции, выставочные экспонаты.
Практическая часть: расписать основные разделы экспозиции школьного музея.
Раздел 2. Экскурсия – одна из основных форм работы музея (2 часа).
Знакомство с теоретическими понятиями «музей», «профиль», «экспонат», «экспозиция», «экскурсовод» «архив», «фонд» и др. Экскурсия – одна из основных форм работы музея. Экскурсия. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, игровая. Отбор экспонатов. Составление текста и маршрута экскурсии. «Портфель» экскурсовода. Цель экскурсии в школьном музее. Знакомство с работой экскурсоводов. Знакомство с архивом, экспозициями, экспонатами школьного музея. Экскурсия в школьном музее.
Практическая часть: 1) поделиться впечатлениями о посещении музея в своей семье; 2) обсудить «плюсы» и «минусы» экскурсии, проведенной старшеклассниками-экскурсоводами.
Раздел 3. История экспонатов, представленных в экспозиции школьного музея (2 часа). Фотоэкспонаты. Экспонаты, собранные учащимися во время поисковой работы. Атрибуция музейных предметов.
Практическая часть: 1) оформить «словарик» из музейных понятий; 2) описать музейный предмет – экспонат.
Раздел 4. Фонды музея (3 часа). Основной фонд: вещественные, письменные источники. Вспомогательный фонд. Его состав. Библиотека музея. Учет фондов. Инвентарная книга.
Практическая часть: оформление инвентарной книги – учет фондов.
Раздел 5. Сбор материалов для музея, для ведения экскурсии (4 часа).
Где и как собирать материалы для музея, для ведения экскурсии. Основные источники, используемые для сбора материала для музея: газеты и журналы, книги, дневники, письма, воспоминания, фотографии, вещественные памятники (символы, атрибуты, личные вещи и т. д.). Библиография. Справочно-библиографические материалы.
Как работать с газетами, журналами, книгами. Работа с каталогами в школьной библиотеке. Подготовка списка необходимой литературы. Художественная, мемуарная, справочная литература для чтения по теме экскурсии. Изучение текста. Составление выписок. Как делать ссылки на источники.
Как записывать воспоминания. Беседы, анкетирование участников войны, тружеников тыла и других участников и свидетелей изучаемых событий. Изучение отдельных событий, их описание (факты, цифры, выдержки из документов и воспоминаний, цитаты). Рассказы о людях – участниках знаменательных событий. Подготовка к беседе. Составление вопросов. Как вести себя во время встречи. Запись рассказов и воспоминаний. Использование технических средств.
Практическая часть: 1) найти из газет, книг материал о родственниках - участниках Великой Отечественной войны или тружениках тыла; 2) взять интервью у тех, чья судьба связана с историей школы (учителя-ветераны, работающие педагоги, ветераны Великой Отечественной войны и т.д.).
Раздел 6. Требования к экскурсоводу (4 часа).
Имидж экскурсовода. Этикет. Умение вести беседу. Искусство принимать гостей. Одежда экскурсовода. Речь экскурсовода. Чтение прозы, стихов. Анализ моей речи и речи моих друзей (диалект, жаргонизмы). Что такое ораторское искусство.
Практическая часть: 1) прочитать прозу, стихотворения; 2) выполнить упражнения на дыхание, произнести скороговорки.
Раздел 7. Основные требования к экскурсии (12 часов).
Знакомство с правилами и требованиями к проведению экскурсий. Связь темы экскурсии с экспозицией. Последовательность построения экскурсии по отдельным подтемам и вопросам темы. Показ и анализ определенных экспонатов. Рассказ экскурсовода. Технические средства сопровождения экскурсии: мультмедийные презентации, компьютер. Экранно-звуковые средства в музее: диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, грампластинки, магнитные записи. Использование техники в работе школьного музея. Подготовка текста экскурсии. Оформление текста экскурсии. Подтемы, отдельные вопросы экскурсии. Экспонаты. Содержание экскурсии. Отработка и сдача экскурсии. Отработка и сдача экскурсии по частям. Показ и анализ экспонатов. Отработка и сдача тематической экскурсии. Отработка и сдача обзорной экскурсии. Самостоятельное проведение экскурсий по разработанной теме для младших школьников.
Как подготовить доклад, выступление, презентацию и правильно провести экскурсию. Оформление альбома, создание презентаций, музейной выставки (отбор и размещение собранных материалов, составление пояснительных текстов и т. д.).
Проведение виртуальной экскурсии в музее.
Практическая часть: 1) составить текст экскурсии определенной тематики; 2) подготовить презентацию экскурсии.
Раздел 8. Практикум. Посещение музеев. Проведение тематических и обзорных экскурсий для младших школьников (6 часов).
Учебно-методическое обеспечение
- Мартышин В.С. Твоя родословная. – М. – «Школьная пресса», 2002.
- Методические рекомендации экскурсоводам школьных музеев. Шкурко А.И.- М.1973.
- Музееведение. Музеи исторического профиля: Учеб. Пособие для вузов по спец. «История» / Проф. К.Г. Левыкина и проф. В. Хербста.- М.: Высшая школа, 1988.
- О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации: Федеральный Закон: Принят Государственной Думой 24 апреля 1996 года.
- Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее): Приложение к письму Министерства образования России: «О деятельности музеев образовательных учреждений» от 12 марта 2003 г. № 28-51-181/ 16.
- Программа туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество». /Наследие и современность: Информационный сборник. Вып.11: Школьное краеведение: проблемы, программы, методики. – М.: 2002.
- Персин А.И. Краеведение и школьные музеи: Учебно-методическое пособие. – М., ФЦДЮТиК, 2006.
- Решетников Н.И. Школьный музей и комплектование его собрания: Учебно-методическое пособие. - М.: ФЦДЮиК, 2005.
- Сейненский А.Е.. Музей воспитывает юных. М.: Просвещение, 1988.
- Туманов В.Е. Школьный музей – хранитель народной памяти. Методическое пособие, изд.третье, дополненное. М.: ФЦДЮиК, 2006.
Календарно-тематическое планирование
Учебная неделя | Номер урока | Название разделов, тем уроков | Примечание |
Название изучаемой темы (часов) | |||
Введение (1 час) | |||
1. | 1. | Типы и виды музеев: краеведческие, боевой славы, исторические; государственные, частные, муниципальные, школьные. | |
2. | 2. | О чем рассказывает школьный музей. Профиль музея и его основные разделы. Задачи школьного музея. Знакомство со школьным музеем: история его создания, экспозиции, выставочные экспонаты. | |
Экскурсия – одна из основных форм работы музея (2 часа) | |||
3. | 3. | Знакомство с теоретическими понятиями «музей», «профиль», «экспонат», «экспозиция», «экскурсовод» «архив», «фонд». | Составление словаря экскурсовода «Музейная азбука от А до Я» |
4. | 4. | Экскурсия – одна из основных форм работы музея. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, игровая. Отбор экспонатов. Знакомство с работой экскурсоводов. | «Портфель» экскурсовода (Составление текста и маршрута экскурсии) |
История экспонатов, представленных в экспозиции школьного музея (2 часа) | |||
5. | 5. | Атрибуция музейных предметов. Экспонаты, подаренные музею. Фотоэкспонаты. | |
6. | 6. | Экспонаты, собранные учащимися во время поисковой работы. Описание экспоната. | |
Фонды музея (3 часа) | |||
7. | 7. | Основной фонд: вещественные, письменные источники. | |
8. | 8. | Вспомогательный фонд. Его состав. Библиотека музея. | |
9. | 9. | Учет фондов. Инвентарная книга. | оформление инвентарной книги |
Сбор материалов для музея и для проведения экскурсии (4 часа) | |||
10. | 10. | Где и как собирать материалы для музея, для ведения экскурсии. Библиография. | |
11. | 11. | Как работать с газетами, журналами, книгами. Художественная, мемуарная, справочная литература для чтения по теме экскурсии | |
12. | 12. | Как записывать воспоминания. Краткая летопись основных событий. | |
13. | 13. | Интервью, беседа, анкетирование. Рассказы о людях – участниках знаменательных событий. Подготовка к беседе. Составление вопросов. | |
Требования к экскурсоводу (4 часа) | |||
14. | 14. | Имидж экскурсовода. Этикет. Умение вести беседу. Искусство принимать гостей. Одежда экскурсовода. | |
15. | 15. | Речь экскурсовода. Рассказ экскурсовода. | |
16. | 16. | Что такое ораторское искусство. | |
17. | 17. | Практикум. Упражнения на дыхание, скороговорки. Чтение прозы, стихов. Анализ моей речи и речи моих друзей (диалект, жаргонизмы). | Практические упражнения, отработка навыков грамотной речи |
Основные требования к экскурсии (12 часов) | |||
18. | 18. | Связь темы экскурсии с экспозицией. | |
19. | 19. | Последовательность построения экскурсии по отдельным подтемам и вопросам темы. | |
20. | 20. | Подготовка текста экскурсии. Оформление текста экскурсии. | |
21. | 21. | Содержание экскурсии. Подтемы, отдельные вопросы экскурсии. Экспонаты. | |
22. | 22. | Отработка и сдача учебной экскурсии по частям. Показ и анализ экспонатов. | Практикум |
23. | 23. | Отработка и сдача тематической экскурсии. | |
24. | 24. | Отработка и сдача обзорной экскурсии. | |
25. | 25. | Обсуждение, анализ проведенных учебных экскурсий. | |
26. | 26. | Как подготовить доклад, выступление, презентацию. | |
27. | 27. | Создание презентаций к выбранной теме экскурсии. | Практикум |
28. | 28. | Что такое виртуальная экскурсия? | |
29. | 29. | Обзор виртуальных экскурсий по музеям мира. | |
Практикум. Посещение и проведение экскурсий для младших школьников (6 часов)* | |||
30. | 30. | Посещение музея-усадьбы Ясная Поляна (обзорная экскурсия). | |
31. | 31. | Посещение Щекинского художественно-краеведческого музея (экскурсия «История родного края»). | |
32. | 32. | Посещение Тульского Музея оружия (обзорная экскурсия). | |
33. | 33. | Проведение экскурсии «Улицы нашей памяти» (по улицам г. Щекино, названным в честь героев Советского Союза, уроженцев Щекинского района). | |
34. | 34. | Проведение экскурсии «Аллея Победителей» (посвящена городам-участникам героической обороны Тульского края от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны). | |
35. | 35. | Проведение экскурсии по школьному этнографическому музею (обзор экспозиции). |
*Варианты музеев для посещения обучающимися могут быть изменены. Тематика экскурсий, проводимых учащимися, может быть изменена в соответствии с интересами и возможностями школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Юный экскурсовод Югры как средство реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников."
Работая по УМК "Way Ahead" издательства "Macmillan", мы имеем обширный страноведческий материал о жизни, культуре, традициях страны изучаемого языка. Но, участвуя в диалоге культур, учащиеся дол...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа культурологической направленности "Школа юного экскурсовода (на английском языке)"
Данная программа самостоятельно разработанна для обучающихся 12-15 лет, прошедших курс обучения по программе "Английский в подарок". Повышение мотивации к изучению английского языка и обретение...
Программа внеурочной деятельности «Юный экскурсовод»
Формирование личности обучающихся, как достойных граждан своего Отечества, ориентировано на сохранение, восстановление и преумножение исторического и культурного достояния России через умение вслушива...
Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю. Конфуций Программа «Юные экскурсоводы".
Программа «Юные экскурсоводы имеет туристско-краеведческую направленность. Стартовый уровень освоения.Актуальность программы исходит из наличия большой природной потребности детей школьного возр...
Программа дополнительного образования "Юный экскурсовод"
Реализация данной программы вызвана необходимостью организации подготовки обучающихся к жизни, к выбору будущей профессии и обучения подростков в течение года средствами туристско-краеведческой деятел...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный экскурсовод»
Дополнительная краткосрочная общеобразовательная общеразвивающая программа направлена на воспитание гражданственности, патриотизма учащихся средствами экскурсионной деятельности, а также на активизаци...
Рабочая программа Юный экскурсовод.
Данная программа предлагается учащимся школы, интересующимся историей родного города. Программа предназначена для дополнительного образования учащихся начальных и средних классов. Основана на авторско...