Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю. Конфуций Программа «Юные экскурсоводы".
проект по краеведению (8 класс) на тему
Программа «Юные экскурсоводы имеет туристско-краеведческую направленность. Стартовый уровень освоения.
Актуальность программы исходит из наличия большой природной потребности детей школьного возраста ощущать и проявлять свою ценность, значимость, самостоятельность. Это само по себе является наилучшим способом зарождения интереса и поддержки естественной мотивации развития. Развития любого, в том числе процесса учёбы и качества её результатов. Отличительной особенностью программы является смещение акцента в определении задач для достижения цели с узкопрофильных на метапредметные.
Новизна программы находится в свежих играх, созданных по методикам Московского института психоанализа и проекта «Интеллектика» доктора философии в области психологии К.П. Шереметьева, а также в авторских учебных экскурсионных маршрутах составителя этой программы.
Цель: Освоить (знать и уметь применить) начальные правила создания и ведения заранее подготовленной экскурсии для узкой знакомой публики с описанием одного объекта и использованием общего
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yueksy_start_s_letom_vsya.docx | 47.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Я слышу и забываю.
Я вижу и запоминаю.
Я делаю и понимаю.
Конфуций
Программа «Юные экскурсоводы имеет туристско-краеведческую направленность. Стартовый уровень освоения.
Актуальность программы исходит из наличия большой природной потребности детей школьного возраста ощущать и проявлять свою ценность, значимость, самостоятельность. Это само по себе является наилучшим способом зарождения интереса и поддержки естественной мотивации развития. Развития любого, в том числе процесса учёбы и качества её результатов. Нет людей, которые не хотели бы счастья своим детям. Но счастье гнездится только внутри самого человека. Учёба – это не только накопление в голове определённого количества разных познаний. Учёба- это путь к себе. Поэтому что-либо узнавать и делать без принуждения дети готовы только, если ощущают, что это нечто нужное, востребованное и приносящее радость. Дети всегда это знают, а современные дети уже начали на этом открыто настаивать, создавая много переживаний взрослым. Ведь наша современная система образования и социальный статус детей редко предоставляет им возможность открыто, красиво проявить себя. Поэтому дети часто не понимают, зачем учатся, на фоне информационного перенасыщения они становятся образованными недоучками, в гуще многолюдных классов остаются одинокими, учатся из-под палки и прочее, что так напрягает взрослых. Имеющее место быть в современной культуре нашего общества ограничение в реализации не просто интереса развития, а природной необходимости поискового поведения, создаёт актуальность данной программы. Она направлена на то, чтобы поддержать этот живой в детях потенциал природной тяги к действию и направить его в позитивное и результативное русло, дав возможность детям проявлять себя в творческой работе создания и реализации своих авторских экскурсионных проектов. Конечно, на стартовом уровне очень маленьких, но своих проектов.
Также программа направлена на предоставление помощи школьникам в освоении ряда навыков и умений, входящих в экзаменационные требования и требующих длительного периода формирования. Деятельность хорошего гида - экскурсовода максимально требует обладать именно теми умениями, навыками, качествами, которые присущи развитому интеллекту и организованной психики. Она требует постоянной тренировки всех характеристик мышления, речи, овладения правилами грамотного общения, умения вести самостоятельное познавательное исследование и облекать его в приятную для восприятия публики форму. Поэтому такая синтетическая профессия выбрана основой для обучения и воспитания. Имея проектную направленность, программа позволяет вести умственное и психическое развитие детей в обстановке их реального действия, т.к. обеспечивает детям обязательную возможность публичного показа своих произведений.
Наконец, программа предоставляет детям возможность сочетать работу с красивым и полезным досугом и сформировать привычку к нему, что тоже является полезной чертой для закладывания основ личности.
Педагогическая целесообразность программы в том, что она направлена не столько на получение знаний, сколько на формирование и тренировку навыков и умений. Школьники получают много знаний по программам учебных предметов. А переводят эту информированность в своё жизненное знание, пропуская через применение и опыт, очень далеко не все и не всегда. В данной программе они не смогут этого не делать. А расширение горизонта новых познаний присутствует в программе, как неотъемлемая принадлежность.
Отличительной особенностью программы является смещение акцента в определении задач для достижения цели с узкопрофильных на метапредметные. В цели обозначено умение создавать и проводить экскурсионный маршрут (на стартовом уровне базовую единицу его). Это нормально для любой программы по подготовке экскурсионных кадров. Но обычно программы по подготовке экскурсоводов (равно профессиональных или юных) исходят из того, что обучающийся уже знает, умеет и имеет навыки определённых действий, которые нужны в деле создания и ведения экскурсий. Поэтому ставятся задачи овладения непосредственной узкой экскурсионной методикой. А программы юных экскурсоводов до сих пор почти всегда ограничиваются ещё и ореолом действия только школьных музеев и ближайшим окружением микрорайонов. Обучение же всему тому, что требуется для воплощения экскурсионной методики остаётся на школьные уроки, занятия в других местах и самообразование. Такое положение с делом подготовки экскурсоводов касается не только школьников. Всё, что нужно экскурсоводу, люди получают в вузах педагогических, лингвистических, искусствоведческих, психологических и любых других. Дипломов ВУЗов с квалификацией экскурсовод просто нет. Поэтому уже образованные и подготовленные люди проходят курсы по освоению узко-экскурсионной методики за несколько месяцев и получают право на профессиональную деятельность. Правда это право надо поддерживать и проходить курсы повышения квалификации. Вот тогда им предлагают поработать над речью, поправить свою личностную позицию и поучиться общаться, отбирать объекты, соответствующие теме, и вписываться в то время, которое отведено на маршрут. Это те реальные сложности, которые становятся задачами, когда начинается живое дело под названием экскурсия.
Данная программа не имеет цель сделать из детей профессиональных экскурсоводов. Наоборот, она использует многогранное экскурсионное дело, как доступный для детей проект, в котором они смогут получить много полезных знаний, умений и навыков. Чтобы им было что применить по своему выбору к любому образованию, выбору профессии и т.д. Может быть кто-то выберет и профессию гида- экскурсовода. Поэтому в данной программе больший объём отводиться не узкой экскурсионной методике, а тому, что касается формирования основ интеллекта, развития ума, организации интеллектуального труда и исследовательской деятельности, формирования здоровой психики и основ грамотного общения. Каждое занятие программы является комплексным. Для начала её освоения не требуются от детей никакие особые навыки или знания, которые не могли бы быть в наличие у любого современного школьника к 8 годам. А приобретаемые знания и навыки относятся к тем, которые невозможно сформировать быстро, без тренировок и практических проб. Полезными же они смогут быть не только в непосредственном профессиональном применении, но и во многих учебных, рабочих и житейских ситуациях на многие годы вперёд. Недаром экскурсионный метод показан в преподавании всех школьных дисциплин, а экскурсионный отдых является вторым после пляжного популярным видом досуга у взрослого населения и не только в России.
Второй важнейшей отличительной чертой программы является её опора на игровые технологии, которые составляют большую часть всей применяемой методики. Именно игры позволяют сохранять интерес к занятиям и позволяют детям получать не только знания и умения, но и тренировать и закреплять навыки, без наличия которых знания и умения часто остаются без применения и со временем теряются. Для формирования навыков требуется больше времени и усидчивости, они связаны с повторениями и упражнениями. Интеллектуальные упражнения, в отличие от физических, переносятся людьми труднее. Поэтому обличение их в игровую форму повышает рентабельность занятий.
Новизна программы находится в свежих играх, созданных по методикам Московского института психоанализа и проекта «Интеллектика» доктора философии в области психологии К.П. Шереметьева, а также в авторских учебных экскурсионных маршрутах составителя этой программы.
Львиную долю всего полезного набора вбирает умение экскурсовода вести публичный рассказ, да ещё совмещённый с показом, да ещё на местности. И в отличии от актёра на сцене в непосредственном контакте с публикой и строго в индивидуальном порядке. На старте своего пути будущим юным экскурсоводам надо получить удовольствие от публичного выступления со своим маленьким произведением. Если этого не достичь, дальше трудно будет вызвать желание у ребёнка осваивать навыки публичного рассказа. Поэтому на стартовом уровне важно обеспечить два условия:
- создать обстановку погружения в атмосферу экскурсионной деятельности, практиковать внимательное наблюдение за работой профессиональных экскурсоводов.
- предоставить возможность детям в подробностях, постепенно освоить и закрепить минимальный уровень навыков для осуществления экскурсионной деятельности (от дыхания и слушания до речи, сочинения текстов, публичного выступления).
На старте дети учатся создавать только часть базовой единицы экскурсионного продукта, т.е. они учатся осознанно выстраивать основные части описательного рассказа всего про один объект. Но тут же по мере создания демонстрируют его публике. На стартовом уровне программы структурировать речь надо с использованием уже имеющегося речевого запаса детей, но сразу прилагать усилия к работе над качеством речи.
Цель: Освоить (знать и уметь применить) начальные правила создания и ведения заранее подготовленной экскурсии для узкой знакомой публики с описанием одного объекта и использованием общего возрастного лексикона.
Для достижения этой цели надо решить следующие задачи:
Образовательные
- Научить составлять описание внешнего облика и информационной справки об одном объекте на основе уже имеющегося речевого запаса обучающихся
- Сформировать привычку структурировать описательный рассказ по плану согласно методологической схеме экскурсионного рассказа в объёме указанных выше двух пунктов
- Сформировать у детей навык поиска речевых способов для выражения задуманных к показу черт и качеств описываемого объекта.
- Обучить простейшим способам фиксации визуальных образов и объектов
- Дать понятие о дикции, орфоэпии.
- Тренировать базовые навыки качества речи
- Начать формировать навыки устного публичного выступления
Развивающие
- Развивать начальные навыки рефлексии.
Учить способам наблюдения детьми своих чувств.
- Практиковать активное восприятие чувственно-эмоциональной информации и применение её в собственном творческом проекте.
- Научить способам управления речью для передачи смысла информации и передачи чувственно - эмоциональной окраски информации
- Развивать основные качества, необходимые для процесса мышления (гибкость, силу, выносливость, координацию ума, внимания: устойчивость, переключаемость и предметность; основные виды внимания: сенсорное (слуховое, зрительное, обонятельное); познавательное (память, воображение, наблюдение)
- Развивать воображение и фантазию
Воспитательные
- Способствовать развитию интереса и мотивации к активному изучению русского культурного наследия
- Способствовать формированию чувств уважения, гордости и любви к своей стране
- Направлять фантазию юных авторов в гуманное русло.
- Стимулировать формирование чувства ответственности
- Стимулировать смелость ошибаться.
- Формировать основы толерантности. Формировать позитивную позицию общения в целом и с публикой.
- Способствовать достижению чувства удовлетворения от своей творческой деятельности (создания и демонстрации авторского проекта).
Адресат программы
Дети и подростки 8-13 лет (со 2 по 7 класс), имеющие склонность к гуманитарным дисциплинам, активному общению, явный интерес к достояниям культуры и путешествиям. Уровень успеваемости в школе, психологические отклонения в поведении препятствием для занятий по программе не являются. К обучению принимаются все обучающиеся без предъявления каких-либо требований. При поступлении ребёнка с ограниченными возможностями или инвалида обучение проводится по индивидуальному образовательному маршруту.
Объем и сроки освоения программы
Программа реализуется в течение 1 года с нагрузкой:
- в течении учебного года 4 часа в неделю, что составляет 144 часа,
- во время летних каникул 13 дней по 2 часа, что составляет 26 часов.
Итого 170 часов в год.
Формы организации образовательного процесса
Форма обучения очная. Объединение постоянного разновозрастного состава численностью до 10-12 человек. Занятия подразделяются на стационарные в учебном помещении и выездные. Выездные подразделяются на однодневные занятия в течении учебного года и летнюю многодневную экспедицию.
Все занятия в помещении проводятся с полным составом объединения или подгруппами не менее половины состава.
Оптимальный режим занятий: в будний день занятие в помещении 1 раз в неделю 2 часа с двумя перерывами, общей продолжительностью 72 час за 36 недель. В воскресенье выездное занятие 1 раз в месяц продолжительностью до 8 часов, общим числом 72 часа за 9 месяцев.
Летняя экспедиция имеет целью закрепление полученных знаний и навыков на эмоционально значимом материале и создание задела для перехода к работе на базовом уровне программы с реальными объектами. Для её проведения выбираются регионы с наличием исторических, природных и культурных достопримечательностей. Активное занятие в экспедиции длится общей сложностью 2 часа.
Программа предусматривает такие виды занятий, как: упражнения, игры (настольные, ролевые, симуляторы), тренинги, круглые столы, выездные тематические комплексные занятия, контрольные творческие работы, зачёты и защиту проекта.
Во исполнение обязательного регионального компонента по обучению Правилам дорожного движения вопросы, связанные с безопасностью движения, практикуются во Вводном занятии и на всех выездных занятиях.
Планируемые результаты освоения программы определяются поставленными задачами.
По итогам образовательных задач обучающиеся:
- Будут уметь и начнут привыкать выстраивать описательный рассказ по методологической схеме про один объект с использованием уже имеющегося речевого запаса и, подготовив заранее, излагать устно и публично.
- приобретут первичные навыки выражать словесно собственные задуманные образы, их черты и характеристики
- приобретут первичные навыки фиксировать устное авторское описание в эпистолярном и прикладном виде
- Будут уметь проводить описание внешнего вида и информационной справки одного объекта в сочетании с показом.
- Будут владеть орфоэпическими нормами русского языка в пределах возрастных критериев овладения звуковой речью до 11 лет.
- приобретут первичные навыки общения с публикой при воспроизведении своего устного произведения.
По итогам развивающих задач обучающиеся:
- Будут иметь начальную привычку активного восприятия (на основе внимания, наблюдательности) потребляемой информации из разных видов источников
- Будут уметь в целом наблюдать за реакцией публики на свою речь
- Будут иметь начальную привычку анализировать и оценивать направленность и результативность своих действий.
- Смогут наблюдать и оценивать по ситуации темп, громкость, ритмичность речи.
- Освоят простые приёмы контроля времени
- Будут уметь красиво читать цитаты (наизусть и с листа)
- Освоят начальные приёмы оживлять рассказ и делать его интересным
По итогам воспитательных задач обучающиеся:
- Существенно повысят объём общекультурных знаний
- Повысят интерес к чтению, к концентрации внимания, отбору и сбору информации по темам создаваемых проектов
- Активизируют попытки создавать творческие проекты (рисунки, стишки, рассказы, игрушки, сувениры и т.п.) по собственной инициативе.
- Смогут внятно и искренне объяснить словами, свои ощущения, оценки, отношение к чему-либо
- Станут более спокойными, вежливыми, аккуратными в своём внешнем виде и в общении, в том числе в неформальной обстановке.
- Будут иметь начальную привычку создавать атмосферу «Общего дела» внутри группы.
- Освоят первичные приёмы удерживать интерес публики к своему выступлению.
Форма аттестации
Программа предусматривает осуществление диагностики и контроля результатов освоения. Диагностика проводится регулярно, контроль по плану в формате промежуточного и итогового. Формами диагностики являются определённые условия в играх, тренингах, выездных занятиях, которые включают в себя индивидуальные задания на поиск, воспроизведение информации, её творческого осмысления и подачи. Диагностика осуществляется педагогом методом наблюдения в ходе игр, тренингов, выездных учебных занятий, оценки практических работ, анкетирования.
Промежуточный контроль проводится в форме мини-фестивалей с демонстрацией части авторского проекта, созданной в рамках пройденных тем. Промежуточный контроль осуществляет педагог, публикой являются участники объединения. Итоговый контроль имеет форму публичной защиты авторских проектов на сводном фестивале-конкурсе. Оценку проводит педагог, участники объединения и приглашённая публика. Публикой являются гости из числа родителей, педагогов школ, друзей и т.п. Результат оценки публики и участников объединения определяет педагог по специальной методике.
Формой контроля могут рассматриваться участие обучающихся в конкурсах и мероприятиях разного уровня. Но обязательным оно не является.
Форма отслеживания и фиксации результатов
С этой целью педагог ведёт
- журнал посещаемости
- приказы на проведение выездных занятий
- дневник наблюдений за ходом и результатами рабочих игр и упражнений.
- Журнал результатов Контрольных игр.
- ведомости успеваемости раз в квартал
- Рабочая тетрадь летней экспедиции
- портфолио с копиями грамот, свидетельств, отзывов и прочих документов о достижениях детей
- Фото и видео материалы с занятий в том числе с выездных
Форма предъявления и демонстрации результатов
Данные журналов посещаемости, ведомостей успеваемости, аналитические справки по Дневникам наблюдений. Фото-видео материалы о занятиях, мини-фестивалях промежуточного контроля и итогового конкурса -фестивале виртуальных экскурсионных мини-проектов с приглашённой публикой. Портфолио документов достижений обучающихся при их наличии.
Материально – техническое обеспечение программы
Учебное помещение, соответствующее Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам для общеобразовательных учреждений. Очень хорошо, если есть возможность местом занятий иметь школьный музей или класс, имеющий близкую направленность.
Компьютер и монитор размером, достаточным для группового просмотра.
Комплекты игр и раздаточного материала.
Согласие родителей на расходы для выездных занятий.
Информационное обеспечение
Вся информация, необходимая для освоения предусмотренных программой задач, включена в содержание учебных и контрольных игр, методических материалах по проведению упражнений. Дополнительная информация, позволяющая расширить и закрепить основную, предоставляется на выездных занятиях при посещении мест предусмотренных маршрутов в устной подаче экскурсоводов, сопроводительных аннотациях объектов, выставочных и видео материалах мест пребывания и сценариях проведения каждого отдельного выездного занятия.
Кадровое обеспечение
Для работы по программе привлекаются педагоги любых школьных дисциплин с дополнительной квалификацией экскурсовода (гида) или педагоги, прошедшие курс подготовки по данной программе в МБУДО ДЮЦ «Турист».
Учебный план программа «Юные экскурсоводы» стартовый уровень
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроль | |||
Всего | Теория | Практика | Выездные занятия | |||
Вводное занятие | 4 | 2 | 2 | 0 | Фронтальный устный опрос, викторина, игра на ПДД, дебат «Как вы лодку назовёте, так она и поплывёт» | |
I | Экскурсионный рассказ | 66 | 6 | 24 | 36 | Рефлексия по методу «Цветопись» «Цветное деревце». Игра-самооценка «А я бантик завяжу…» |
1 | Схема экскурсионного рассказа | 22 | 2 | 8 | 12 | Фронтальный устный опрос Игра «У кого рассказ чудней». «Цветопись» «Цветное деревце». Игра-самооценка «А я бантик завяжу…» |
2 | Описание внешнего вида объекта | 22 | 2 | 8 | 12 | Фронтальный устный опрос, игровая викторина. «Цветопись» «Цветное деревце». Игра-самооценка «А я бантик завяжу…». Игра «Вот я, братцы, натворил». Мини-дебаты по результатам анализа объектов из известных произведений |
3 | Информационная справка | 22 | 2 | 8 | 12 | Фронтальный устный опрос, игровая викторина, «Цветопись» «Цветное деревце». Игра-самооценка «А я бантик завяжу…». Мини-дебаты по результатам анализа объектов из известных произведений. Игра «Такая история вышла». |
II | Экскурсионный показ | 28 | 2 | 8 | 18 | Контрольная игра-повторение, игра «Я достану со дна моря». Результаты игры. «Цветопись» «Цветное деревце». Игра-самооценка «А я бантик завяжу…». Игра-репетиция «Прятки». |
III | Речь | 23 | 4 | 10 | 9 | Игровые викторины. Результаты игр. «Цветопись» «Цветное деревце». Игра-самооценка «А я бантик завяжу…» |
IV | Общение | 23 | 4 | 10 | 9 | Настольная игра «Если вместе в пути». Анкетирование. Опрос. Беседа.Оценка упражнений. Результаты игр. «Цветопись» «Цветное деревце». Игра-самооценка «А я бантик завяжу…» |
V | Летняя экспедиция | 26 | 6 | 20 | Игровые викторины. Беседы. Результаты практических заданий. Результаты игр. Мини-конкурсы. | |
Итого | 170 | 24 | 54 | 92 |
Содержание учебного плана. Стартовый уровень
Вводное занятие
Теория Вводный инструктаж по ОТ и ТБ, ППБ. Техника безопасности на занятиях в объединении. ОБДД: Азбука дорожного движения. Пешеходная азбука: улица, тротуар, проезжая часть, перекресток. Опасные места на дорогах. Дорожные знаки и дополнительные средства информации. Светофор. Регулирование дороги инспектором ГИБДД. Правила поведения пешехода. Правила поведенияпассажира. Техника безопасности в транспорте. Дорога – не место для игр.
Информация о программе «Юные экскурсоводы»: предметы и их назначение, формы и режим занятий, расписание.
Форма контроля Фронтальный устный опрос, викторина, игра на ПДД
Практика Формирование коллектива объединения: знакомство и представление, создание названия, девиза и эмблемы объединения. Определение детьми цели и задач занятий в объединении.
Форма контроля Рефлексия по методу «Цветопись» «Цветное деревце». Игра-самооценка «А я бантик завяжу…». Дебат «Как вы лодку назовёте, так она и поплывёт», творческое задание.
Раздел I Экскурсионный рассказ
Тема 1 Схема экскурсионного рассказа для описания одного объекта
Теория Главное правило экскурсовода – приоритет показа над рассказом. Основные правила экскурсовода. Ознакомление со схемой рассказа описания одного объекта. Показ её значимости для построения рассказа. Общее представление о применении 1,2,4,6,7 пунктов схемы рассказа
Форма контроля Фронтальный устный опрос
Практика Упражнения на составление описания различных объектов в нужной последовательности из предложенных фрагментов.
Форма контроля Игра «Первая попытка». Игра «Что я вижу, то и слышу». Игра «В схеме сила». Игра «У кого рассказ чудней». Рефлексия по методу «Цветопись» «Цветное деревце». Игра-самооценка «А я бантик завяжу…»
Тема 2. Описание внешнего вида объекта
Теория Цель описания внешнего вида объекта, значимость его расположения в схеме рассказа, последовательность описания внешнего вида. Что такое фон объекта, его вариации. Цель описания фона, на котором показывается объект. Правила описания формы объектов разных категорий. Как и для чего описать цвет и освещённость объекта. Правила описания общего размер объекта. Описание материала объекта. Какие бывают материалы. Как их определить. Описание деталей оформления и украшения объекта.
Форма контроля Фронтальный устный опрос, игровая викторина
Практика Коллективный анализ знакомых сказок, рассказов, сюжетов мультфильмов на предмет показа главного героя, его качеств и черт через внешний облик. Коллективный анализ знакомых сказок, рассказов, сюжетов мультфильмов на предмет показа окружающей среды, средств и способов её изображения, цвета, света, размера и деталей оформления разных героев и предметов. Просмотр с анализом изображения всех выше перечисленных характеристик внешнего облика объектов в спектаклях, картинах, музейных экспозициях. Создание внешнего облика своего авторского объекта. Его устная презентация.
Форма контроля Рефлексия по методу «Цветопись» «Цветное деревце». Игра-самооценка «А я бантик завяжу…». Игра «Вот я, братцы, натворил». Мини-дебаты по результатам анализа объектов из известных произведений.
Форма промежуточной аттестации по теме
Мини – фестиваль авторских объектов внутри объединения
Тема 3 Информационная справка
Теория Составные части информационной справки: момент появления или создания, родители или создатели, место, обстоятельства и детали появления, события биографии или использования, итог жизни или существования, современное состояние. Правило расположения последовательности частей информационной справки.
Форма контроля Фронтальный устный опрос, игровая викторина
Практика Коллективный анализ образа главного героя знакомых сказок, мультфильмов, рассказов и т.п. с вычленением составных частей информационной справки. Создание информационной справки своего авторского объекта. Её устное изложение.
Форма контроля Игра «Такая история вышла». Рефлексия по методу «Цветопись» «Цветное деревце». Игра-самооценка «А я бантик завяжу…». Мини-дебаты по результатам анализа объектов из известных произведений.
Форма промежуточной аттестации по теме Мини – фестиваль внутри объединения рассказов о жизни (истории) авторских объектов
Раздел II Экскурсионный показ
Теория Роль показа в экскурсии: правило приоритета показа над рассказом. Правила направления показа (плавность направления без скачков верх-вниз). Правило допустимого приближения к объектам в зависимости от их размера. Правило показа объектов словом. Способы показа событий из жизни (истории) объекта.
Форма контроля Контрольная игра-повторение, игра «Я достану со дна моря».
Практика Упражнения по показу знакомых объектов с фрагментами заготовленного описательного рассказа. Тренировка показов в ходе настольной игры «Не проходи мимо». Создание проектов показа авторских объектов.
Форма контроля Результаты игры. Рефлексия по методу «Цветопись» «Цветное деревце». Игра-самооценка «А я бантик завяжу…». Игра-репетиция «Прятки».
Форма промежуточной аттестации по разделу
Конкурс-фестиваль рассказов о жизни (истории) авторских героев с демонстрацией внутри объединения
Раздел III Речь
Теория Ознакомление с основными составляющими характеристиками речи: ритм (громкость, скорость) речи, голос. Дикция, смысловой посыл, орфоэпия. Их взаимосвязь. Что такое артикуляция и зачем она нужна. Значение дыхания в речи бытовой и публичной. Фазы дыхания. Разные типы дыхания. Правила сочетания дыхания и говорения. Отличи слушания от слышания. Составляющие активного слушания: понимание, интерпретация, способность передачи. Понятие дикция. Её значимость в бытовой и публичной речи. Понятие орфоэпия. Значение правильности произношения слов, терминов, понятий, устойчивых выражений. Способы увеличения скорости речи. Способы уменьшения скорости речи: значение гласных в этом. Способы увеличения громкости речи. Роль усилителей в этом, их разновидности с характеристиками и правила подбора. Способы уменьшения громкости речи. Связь голоса с состоянием организма. Проявлением каких состояний являются разные оттенки голоса? Способы наблюдения за своим голосом.
Значимость речи в общении. Значимость смысла в речи. Составляющие компоненты смысла говоримого (что говорю, кому говорю, зачем, как, почему именно это).
Форма контроля Игровые викторины
Практика Наблюдение за взаимодействием составляющих характеристик речи. Упражнения и артикуляционная гимнастика. Тренировка типов и фаз дыхания и их сочетания с произношением в разных ритмах. Тренировка навыка активного слушания. Тренировка дикции и правил орфоэпии в объёме программ общеобразовательной школы до 6 класса. Игры на скороговорки и чистоговорки. Упражнения и игра для навыков управления скоростью речи. Подбор индивидуальной скорости речи. Тренировка навыков управления громкостью речи. Подбор индивидуальной громкости речи. Тренировка контроля своего голоса на диалоговом игровом симуляторе. Тренировка осмысления произносимого текста и сочетания смысла и интонации в игре «Что я слышу в тишине».
Форма контроля Результаты игр. Оценка упражнений. Рефлексия по методу «Цветопись» «Цветное деревце». Игра-самооценка «А я бантик завяжу…»
Форма промежуточной аттестации по разделу
Оценка речевых характеристик в ходе проведения мероприятий промежуточной аттестации по смежным разделам.
Раздел IV Общение
Теория Что такое общение, зачем оно нужно. Уровни общения. Какой уровень нужен экскурсоводу. Главный закон и главный секрет общения. Что такое контакт и взаимопонимание. Главный способ его построения. Обратная связь, её назначение. Что такое симпатия. Как её создать.
Форма контроля Настольная игра «Если вместе в пути».
Практика Анализ имеющегося уровня общения у членов объединения в начале и конце года. Упражнения в установлении контакта внутри группы. Игра «Снежный ком» на разные темы, «Хитрые ладушки», Игры с применением техники обратной связи «Что услышим в тишине», «ассоциация на своих». Игра «постановка в контекст» и «ассоциация».
Выполнение заданий на установление контакта с незнакомыми людьми, и тренировка метода «Постановки в контекст» на выездных занятиях.
Форма контроля Анкетирование. Опрос. Беседа. Оценка упражнений. Результаты игр. Рефлексия по методу «Цветопись» «Цветное деревце». Игра-самооценка «А я бантик завяжу…»
Форма промежуточной аттестации по разделу
Оценка коммуникативных умений на установление контакта с публикой, демонстрации и вызывания к себе симпатии в ходе проведения мероприятий промежуточной аттестации по смежным разделам.
Раздел V Летняя экспедиция
Теория Ознакомление с объектами Санкт-Петербурга по темам: «Дворцы вельмож и сады Санкт-петербурга», «Соборы и площади Санкт-Петербурга» в ходе тематических экскурсий, «Главные достопримечательности северной столицы» в ходе обзорной экскурсии по городу. Ознакомление с природным богатством псковского края. Правила описания природных объетов.
Форма контроля Фронтальный опрос, викторина
Практика Выполнение заданий, направленных на закрепление навыков отбора объектов для раскрытия определённой темы, фиксации объекта для последующего словестного описания, составления и воспроизведение описания объектов. Подготовка описательных мини-маршрутов.
Форма контроля: Наблюдение. Оценка в рабочей тетради. Рефлексия по методу «Цветопись» «Цветное деревце».
Форма промежуточной аттестации по разделу
Конкурс мини-рассказов сводного экскурсионного маршрута «Наш Петербург». Проведение мини-маршрутов «Приезжайте в Алоль».
Форма контроля: Итоги конкурса согласно судейскому листу (жюри и публика – весь отряд)
Методическое обеспечение
I Методическое сопровождение
Методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, упражнения, игровой, проектный.
Методы воспитания: поощрения, личный пример, сотрудничество.
Методика организации занятий:
Занятия проводятся полным составом объединения, в том числе на контрольных занятиях, т.к., при показе индивидуальных (авторских) проектов, состав объединения является начальной публикой.
Все используемые методы и методики программы используются при соблюдении следующих принципов: конкретность, постепенность, доступность, чувственно - эмоциональная насыщенность.
Каждое занятие имеет комплексный характер, включает в себя подачу нового знания, его опробацию, тренировку свежих навыков и умений и закрепление умений, навыков предыдущих тем. Кроме совместной работы на каждом занятии ведётся работа по созданию индивидуального (авторского) проекта описания объекта. В завершении учебного года проводится летняя многодневная экспедиция для закрепления полученных навыков умений на эмоционально значимом материале и для создания платформы для перехода работы на реальных объектах в следующем учебном году.
Основным методом занятий являются игры, все обязательно групповые. Специально для данной программы разработаны учебные тематические экскурсии. После выездного занятия на тематическую экскурсию проводится игра «С чем вернулись, оглянулись…» для само и взаимопроверки выполнения заданий выездного занятия, выработки навыков и умений коллективной работы, в воспитательных целях.
Контрольная игра не только служит способом диагностики результатов, но и формирует общее видение своего проекта каждым из учеников. Промежуточный контроль проводится в формате мини-фестиваля внутри объединения, где каждый демонстрирует авторский проект, созданный в объёме пройденной темы. Публикой в роли туристов являются сами члены объединения. Оценка публики учитывается и оглашается параллельно с оценкой педагога.
Итоговый контроль носит комплексный характер. Каждый демонстрирует авторский проект с полным описанием одного объекта в рамках всех пройденных тем. Оценка членов объединения учитывается вместе с оценкой педагога. Кроме того, проведение итогового контрольного занятия носит публичный характер, где группой является приглашённая и значимая для учащихся публика, определяемая ими же. Публике предоставляется возможность выразить оценку работы каждого из юных экскурсоводов.
Из всех трёх оценок выводится средняя итоговая оценка каждого обучающегося.
Педагогические технологии: технология коллективного обучения, индивидуального обучения, развивающего обучения, технология проектной деятельности, игровой деятельности.
II Диагностические и контрольные материалы
- журнал посещаемости
- дневник наблюдений за ходом и результатами игр
- дневник наблюдений за ходом упражнений
- дневник участия обучающихся в конкурсах и прочих внешних мероприятиях
- рабочие тетради летней экспедиции
- дневник оценок участников объединения во время мини-фестивалей
- дневник отзывов приглашённой публики при итоговом фестивале
- ведомости успеваемости
III Дидактические материалы (в Приложении)
Для теоретических занятий по каждой теме: лекционный материал и
видео презентации по каждой теме, шаблон и перечень вопросов для фронтальных опросов и викторин.
Для практических занятий:
Комплект упражнений для физразминок.
Комплект артикуляционных упражнений
Комплекты скороговорок и чистоговорок.
Комплект упражнений для тренировки характеристик речи (темп, скорость, громкость, эмоциональность)
Комплект упражнений для тренировки коммуникативных навыков «Азбука общения»
Комплект упражнений для тренировки качеств ума, мышления и осознанности.
Комплект контрольных игр «А я бантик завяжу» и «Цветное деревце».
Комплект для мини-конкурса экспромт-проектов «Первая попытка» по описанию объекта на местности (храм в с. Царёво).
Комплекты настольных игр по темам «Первая попытка», «Что я вижу, то и слышу», «Не проходи мимо»
Комплекты командной игры игр по темам «У кого рассказ чудней», «В схеме сила».
Комплект игры по орфоэпии.
Шаблон-сценарий игры «С чем вернулись, оглянулись…»
Шаблон – сценарий игры «Такая история вышла».
Шаблон – сценарий игры «Я достану со дна моря».
Шаблон – сценарий игры-репетиция «Прятки».
Шаблон – сценарий игры «Что я слышу в тишине».
Шаблон рабочей тетради летней экспедиции
Сценарий дебата «Как вы лодку назовёте, так она и поплывёт».
Сценарий мини-фестиваля демонстрации авторских проектов
Сценарии сводного фестиваля-конкурса первых виртуальных экскурсионных проектов «Пол ЮЭкса»
Фонограммы к фестивалям
Проект-макеты наградных свидетельств участникам фестивалей
Проект-макеты пригласительных на первое занятие
Регламент занятия в помещении
Регламент выездного занятия
Список используемой литературы и источников
Основная
- «Введение в экскурсоведение» учебное пособие для юных экскурсоводов ГБНОУ «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных», Санкт-Петербург, 2015 г.
- Введенская Л.А. «Культура речи» учебник для вузов, Ростов-на Дону, 2016.
- Горбылева З. М., Савина Н. В. Экскурсоведение. Минск, 2004.
- Дворниченко В. В., Савина Н. В. Организация экскурсионной деятельности. М., 2000.
- Добрина Н.А. Экскурсоведение Флинта, НОУ ВПО МПСИ, 2012.
- Емельянов Б.В. Экскурсоведение. – М., Советский спорт, 2007.
- Кулаев К. В. Экскурсионная деятельность: теоретические и методологические основы. М., 2004.
- Столяров Б. А. Основы экскурсионного дела. СПб., 2002.
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб. 1890—1907
- Анциферов Н.П. О методах и типах историко-культурных экскурсий. Пг., 1923.
- В помощь экскурсоводу. Сб. метод. и справ. материалов. М., 1998 (Рос. Междунар. акад. туризма).
- Гейнике Н.А. Культурно-исторические экскурсии // Культурно-исторические экскурсии. Сб. статей под общ. ред. Н.А. Гейнике. М., 1925.
- Герд В.А. Экскурсионное дело. М.-Л., Госиздат, 1928.
- Гревс И.М. Из теории и практики экскурсий как орудия научного изучения истории в университетах. (Поездка в Италию со студентами в 1907 г.) // Журнал Министерства Народного Просвещения. СПб., 1910. Ч. XXVIII. С. 21-64. Есть отд. отт.: СПб.: Сенат. тип., 1910.
- Гревс И.М. Монументальный город и историческая экскурсия (Основная идея образовательных путешествий по крупным центрам культуры). СПб. 1921.
- Долженко Г.П. Экскурсионное дело. Учеб пособие. Изд. 2-е. М.— Ростов н/Д.: Изд. центр МарТ, 2006.
- Лаврентьева Л.С., Смирнов Ю.И. «Культура русского народа», СПб, «Паритет» 2005.
- М. Лукашенко «Тайм-менеджмент для детей. Книга продвинутых родителей», Альбина Паблишер, 2017.
- Организация и формы контроля за работой экскурсовода. Методические рекомендации. М.: ЦРИБ «Турист», 1976.
- Педагогическая психология. Учебник для бакалавров/ под ред. В.А.Гуружапова. М, изд. Юарт, 2016
- Райков Б.Е. Методика и техника экскурсий. 4-е изд. М.-Л.: Госиздат, 1930.
- Р.Полито «Как говорить правильно и без стеснения», СПб, изд. Группы «Весь» 2014.
- Д. Рок «Мозг. Инструкция по применению. Как использовать свои возможности по максимуму и без перегрузок», изд. Альпина Паблишер, 2017
- Святославский А.В. Образ местности в литературной экскурсии // Культурное и природное наследие и его освоение в учебно-воспитательной работе. Сборник научно-методических статей. Вып. 1. Экскурсионное краеведение. / Под ред. С.И. Козленко. М.: МИОО., 2006. С. 84–92
- Смирнова А.Г. Теория и методика туристического и экскурсионного дела: Введение в основы экскурсоведения. М.: АНО МИМЦ «Русская филология», 2008 (Биб-ка экскурсовода-москвоведа).
- Тумина Л.Е. «Кружок “Сочини сказку”», М, изд. УЦ «Перспектива»,1995.
- Т. Вуджек «Тренировка ума. Упражнения для развития повышенного интеллекта», изд. Питер, 1997.
- К.П. Шереметьев «Интеллектика. Как работает ваш мозг», Эксмо, 2015
- К.П. Шереметьев «Феноминальный интеллект. Искусство думать эффективно», Эксмо, 2015
- К.П. Шереметьев «Интеллект. Инструкция по применению», СПб,ИГ «Весь», 2014
- Экскурсии в культуру: Методический сб. / Под ред. И.М. Гревса. М., 1925.
- Экскурсии и культурное наследие. Русская экскурсионная школа / Науч. труды Гос. центрального музея соврем. истории России. Музейное дело. Вып. 26. М., 2001.
Дополнительная
- Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. - М., 1986.
- «Введение в экскурсоведение». Приложение к учебному пособию для юных экскурсоводов ГБНОУ «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных», Санкт-Петербург, 2015 г.
- «Введение в экскурсоведение». Рабочая тетрадь для юных экскурсоводов ГБНОУ «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных», Санкт-Петербург, 2015 г.
- Из истории детского туризма в Росиии. М., ФЦДЮТиК 2008.
- «Образцы контрольно-измерительных материалов для раздела ”Говорение” в государственной итоговой аттестации по русскому языку» , Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки ФГБНУ ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений).М, 2017
Календарный график занятий летней экспедиции 2017-28 года «Питер-Алоль»
№ п/п | Месяц | Число | Время занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема | Место проведения | Форма контроля |
1 | 07 | 12 | 19.20-21.20 | Практическая работа | 0.5 | Работа в команде. Правила передвижения организованной группы | Передвижение на переходах от ст. Мытищи к Ленинградскому вокзалу | Наблюдение, оценка по критериям по цветовой шкале, запись в рабочую тетрадь |
2 | 07 | 13 | 16.00-17.00/ 17.30-18.30 | Беседа по итогам практической работы | 2 | «Хронология главных питерских достопримечательностей» | Детский павильон Александровского сада | Оценка в рабочей тетради. Викторина |
3 | 07 | 14 | 16.00-17.00/ 17.30-18.30 | Беседа по итогам практической работы | 2 | 1. «Отбор объектов к теме маршрута «Дворцы вельмож и сады Санкт-Петербурга» 2.Фиксация (рисование, фото) объектов «Дворцы вельмож Санкт-Петербурга» | 1.Сад (или конюшенный флигель) дворца Юсуповых на Мойке | Оценка в рабочей тетради |
4 | 07 | 15 | 16.00-17.00/ 17.30-18.30 | Беседа по итогам практической работы | 2 | 1. «Отбор объектов к теме маршрута «Соборы и площади Санкт-Петербурга» 2.Фиксация (рисование, фото) объектов «Соборы и площади Санкт-Петербурга» | 2. малый конференц. зал музея «Русский Левша». | Оценка в рабочей тетради |
5 | 07 | 16 | 15.00-17.00 | Практическая работа | 2 | Подготовка к конкурсу мини-рассказов сводного экскурсионного маршрута «Наш Петербург» | Холл хостела | Наблюдение, консультация |
6 | 07 | 17 | 15.00-17.00 | Практическая работа | 2 | Конкурс мини-рассказов сводного экскурсионного маршрута «Наш Петербург» | Холл хостела | Итоги конкурса согласно судейскому листу ( жюри и публика – весь отряд) |
7 | 07 | 18 | 7.30-8.30/ 17.30-18.30 | Практическая работа | 2 | Работа в команде. Правила передвижения организованной группы. | Передвижение от хостела до автовокзала №2 на Обводном канале/ от ст. Пустошка до турбазы Алоль | Наблюдение, оценка по критериям по цветовой шкале, запись в рабочую тетрадь |
8 | 07 | 19 | 10.30-11.30/ 15.00-16.00 | Практическая работа | 2 | 1. «Отбор объектов к теме маршрута «по ягодной экотропе» 2.Фиксация (рисование) ягодных растений | Акватория турбазы Алоль | Оценка в рабочей тетради |
9 | 07 | 20 | 12.00-13.00/ 17.30-18.30 | Практическая работа | 2 | 1. «Определение и сбор информации о растениях к теме маршрута «по ягодной экотропе» 2.Фиксация (рисование) ягодных растений | Акватория турбазы Алоль | Оценка в рабочей тетради |
10 | 07 | 21 | 10.30-11.30/ 15.00-16.00 | Практическая работа | 2 | 1. «Отбор объектов к теме маршрута «красивый, удобный Алоль» 2. Фиксация (рисование, фото) достопримечательностей турбазы Алоль | Акватория турбазы Алоль | Оценка в рабочей тетради |
11 | 07 | 22 | 10.30-11.30/ 15.00-16.00 | Практическая работа | 2 | 1. «Сбор информации о объектах к теме маршрута «красивый, удобный Алоль» 2. Фиксация (рисование, фото) достопримечательностей турбазы Алоль | Акватория турбазы Алоль | Оценка в рабочей тетради |
12 | 07 | 23 | 12.00-13.00/ 17.30-18.30 | Практическая работа | 2 | Подготовка мини-маршрута «Приезжайте в Алоль» | Акватория турбазы Алоль | Наблюдение, консультация |
13 | 07 | 24 | 12.00-13.00/ 17.30-18.30 | Практическая работа | 2 | Проведение мини-маршрутов «Приезжайте в Алоль» | Акватория турбазы Алоль | Итоги конкурса согласно судейскому листу (жюри и публика – весь отряд) |
14 | 07 | 26 | 00.10-00.25/ 10.10 – 10.25 | Практическая работа | 0.5 | Работа в команде. Правила передвижения организованной группы. | Передвижение турбаза Алоль- г. Пустошка / Передвижение на переходах от Рижского вокзала к ст. Мытищи | Наблюдение, оценка по критериям по цветовой шкале, запись в рабочую тетрадь |
Общий график летней экспедиции 2017-28 года «Питер-Алоль»
Выезд 12.07 19.20 со ст. Мытищи, электричка до Москва-Ярославская. 21.24 поезд 056АА Москва Октябрьская – Санкт-Петербург
Проживание хостел Мини-мани Санкт-Петербург ул. Садовая 22/2, турбаза Алоль, домики.
Режим питания Обед в Санкт-Петербурге в кафе, завтра и ужин самостоятельное приготовление в хостеле. На турбазе самостоятельное приготовление на костре.
Переезд Санкт-Петербург – Алоль рейсовый автобус с автовокзала№2 на обводном канале до турбазы 18.07 8.30-17.30
Возвращение Алоль-г. Пустошка на автобусе турбазы 25.07 23.30, поезд 002Р Рига- Москва 26.07 00:54- 10.17 (на Рижский вокзал). Встреча родителей на вокзале.
Распорядок дня летней экспедиции 2017-28 года «Питер-Алоль»
№ | Наименование мероприятия | Время проведения |
Подъем. Подготовка завтрака (дежурные) | 8.00 | |
Утренний туалет, личная гигиена | 8.00-8.30 | |
Физическая зарядка | 8.30-8.50 | |
Завтрак | 9.00-9.30 | |
Постановка учебных задач на день, инструктаж по охране труда | 9.30-10.00 | |
Осмотр и посещение достопримечательностей. Учебные занятия (по графику) | 10.00-11.30 | |
Лёгкий ланч | 11.31-12.00 | |
Осмотр и посещение достопримечательностей. Учебные занятия (по графику) | 12.00-13.00 | |
Личное время, отдых | 13.00-14.00 | |
Обед | 14.00-15.00 | |
Осмотр и посещение достопримечательностей. Учебные занятия (по графику) | 15.00-17.00 | |
Полдник | 17.00-17.30 | |
Осмотр и посещение достопримечательностей, Учебные занятия (по графику) | 17.30-18.30 | |
Личное время, отдых. Подготовка ужина (дежурные) | 18.40-20.00 | |
Ужин | 19.00-19.30 | |
Отдых после приема пищи | 19.30-20.00 | |
Осмотр и посещение достопримечательностей, прогулка | 21.00-22.00 | |
Вечерний десерт. Подведение итогов дня. | 22.00-22.30 | |
Вечерний туалет, личная гигиена | 22.30-23.00 | |
Отбой | 23.00 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Юный экскурсовод Югры как средство реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников."
Работая по УМК "Way Ahead" издательства "Macmillan", мы имеем обширный страноведческий материал о жизни, культуре, традициях страны изучаемого языка. Но, участвуя в диалоге культур, учащиеся дол...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа культурологической направленности "Школа юного экскурсовода (на английском языке)"
Данная программа самостоятельно разработанна для обучающихся 12-15 лет, прошедших курс обучения по программе "Английский в подарок". Повышение мотивации к изучению английского языка и обретение...
Программа кружка "Юный экскурсовод"
Программа «Юный экскурсовод» создана для того, чтобы обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, познакомить детей с музейным пространством, привить любовь к школе, родн...
Программа внеурочной деятельности «Юный экскурсовод»
Формирование личности обучающихся, как достойных граждан своего Отечества, ориентировано на сохранение, восстановление и преумножение исторического и культурного достояния России через умение вслушива...
Программа дополнительного образования "Юный экскурсовод"
Реализация данной программы вызвана необходимостью организации подготовки обучающихся к жизни, к выбору будущей профессии и обучения подростков в течение года средствами туристско-краеведческой деятел...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный экскурсовод»
Дополнительная краткосрочная общеобразовательная общеразвивающая программа направлена на воспитание гражданственности, патриотизма учащихся средствами экскурсионной деятельности, а также на активизаци...
Рабочая программа Юный экскурсовод.
Данная программа предлагается учащимся школы, интересующимся историей родного города. Программа предназначена для дополнительного образования учащихся начальных и средних классов. Основана на авторско...