Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный экскурсовод»
рабочая программа
Дополнительная краткосрочная общеобразовательная общеразвивающая программа направлена на воспитание гражданственности, патриотизма учащихся средствами экскурсионной деятельности, а также на активизацию интеллектуально-творческой деятельности учащихся в мероприятиях, посвящённых изучению истории родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_ekskursovod_.doc | 370 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации Моршанского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Алгасовская средняя общеобразовательная школа
Моршанский район
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на методическом совете протокол № _1_ от 31.08.2020 г. | Утверждаю директор МБОУ Алгасовской СОШ ______________И.И. Степанникова Приказ № 224 от 28.08. 2020 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
туристско-краеведческой направленности
«Юный экскурсовод»
Уровень освоения: стартовый
Возраст обучающихся: 14-17 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Ирина Ивановна Щипцова,
педагог дополнительного образования
Алгасово, 2020 год
ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1. Учреждение | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Алгасовская средняя общеобразовательная школа |
2. Полное название программы | Юный экскурсовод |
3. Сведения об авторах: | |
3.1. Ф.И.О., должность | Щипцова Ирина Ивановна |
4. Сведения о программе: | |
4.1. Нормативная база: | -Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; -Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением правительства РФ от 4 сентября 2014 г № 1726-р; -Письмо Минобрнауки РФ от 18 ноября 2015г. №09-3242 «О направлении информации» (методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы); -Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; -Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014г. №41 г. Москва Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; -Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 №16 Москва «Об утверждении СанПиН 3.1/2.4.3598-20 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и |
4.2. Область применения | Дополнительное образование |
4.3. Направленность | Туристско-краеведческая |
4.4. Тип программы | Общеразвивающая |
4.6. Возраст обучающихся по программе | 14-17 лет |
4.7.Продолжительность обучения | 1 год |
5. Рецензенты и авторы отзывов: | |
6. Заключение экспертного совета | Протокол заседания от «___»______20__ г. №___ |
Блок 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы».
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная краткосрочная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности направлена на воспитание гражданственности, патриотизма учащихся средствами экскурсионной деятельности, а также на активизацию интеллектуально-творческой деятельности учащихся в мероприятиях, посвящённых изучению истории родного края.
Основу программы составляет краеведческий компонент, который традиционно является эффективным средством воспитания, обладает большим образовательным потенциалом и создает условия для духовного, интеллектуального, физического развития личности.
Данная программа предназначена для дополнительного образования учащихся средней школы, интересующихся историей родного края и музееведением, которая предполагает знакомство с навыками профессии экскурсовода, требующие умений и навыков как научно исследовательской, так и просветительской деятельности.
Актуальность данной программы заключается в том, что патриотическое воспитание школьников является приоритетным направлением государственной образовательной политики. Деятельность школьного музея и подготовка юных экскурсоводов может сыграть в этом большую роль. Необходимость создания данной программы обусловлена отсутствием учебного краеведческого материала на уроках и обеспечение - развивающей среды, благодаря которой учащиеся могут открывать для себя новые страницы истории на примере родного края, расширять свой кругозор и осваивать увлекательную профессию экскурсовода.
Данная программа способствует развитию коммуникативных, интеллектуальных, а также лидерских способностей обучающихся и организует их социальный досуг.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что экскурсия является одним из самых распространённых и основополагающих средств получения учащимися знаний по истории родного края, а также знакомства с его культурными и духовными традициями, которое необходимо каждому современному образованному человеку и юному гражданину, без которых не может состояться патриотическое и нравственное воспитание подростка. В ходе занятий учащиеся знакомятся с работой экскурсовода, посещают музеи и даже общаются с профессиональными экскурсоводами, наблюдают за их процессом «передачи знаний», что, безусловно, положительно сказывается как на общекультурном, так и на духовно-нравственном развитии.
Данная программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются:
в принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);
в формах и методах обучения (дифференцированное обучение, конкурсы, экскурсии);
в методах контроля и управления образовательным процессом (презентации, анализ результатов конкурсов и др.);
в средствах обучения.
Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности обучающихся по приобретению новых знаний об истории и культуре родного края из разных источников информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований, проектов. Принципиальной особенностью программы является то, что в основу ее содержания положена история малой родины – родного села, района. Таким образом, она существенно расширяет образовательное и воспитательное пространство традиционных учебных курсов краеведения и истории России.
Отличительными особенностями программы является то, что 30% учебного времени планируется использовать на практические занятия, экскурсии, поисковую деятельность, выступление лекторских групп, написание исследовательских работ, оформление материала для школьного краеведческого музея.
Адресат программы.
Программа ориентирована на детей среднего и старшего школьного возраста (от 14 до 17 лет).
Возрастная категория 14-17 лет. Сложный переходный возраст требует радикальных перемен. Подросток хочет стать самостоятельной личностью, проявить свою индивидуальность и особенность.
Условия набора обучающихся.
На базовый уровень принимаются учащиеся, имеющие начальные теоретические и практические универсальные учебные действия, а также учащиеся проявляющие интерес к данному виду деятельности по проверки стартовых знаний.
Количество учащихся.
Нормы наполнения групп – от 10 до 15 человек.
Состав группы: постоянный.
Объем и срок освоения программы:
Программа стартового уровня рассчитана на 1 год обучения с общим количеством учебных часов – 72 час.
Формы и режим занятий
Форма обучения – очная, дистанционная.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа (40х40) с перерывом между занятий 5 мин.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях:
групповые;
микро групповые;
индивидуальные.
Основные формы работы:
Программа предполагает проведение экскурсий, групповые исследовательские работы, коллективные занятия по изготовлению презентаций, оформления материала для школьного краеведческого музея.
Формы занятий:
экскурсии и походы по родному краю;
устные журналы, беседы;
встречи с ветеранами, Уроки мужества;
занятия-конференции, круглые столы;
просмотры и обсуждения кинофильмов, читательские конференции;
сбор и оформление материалов для школьного музея;
выступления перед сверстниками по итогам проделанной работы;
проектная и исследовательская деятельность учащихся.
В качестве валеологических пауз - упражнения для разрядки и снятия напряжения. Воспитательные моменты проходят в виде бесед, конкурсов презентаций, экскурсий и прогулок.
Реализация данной программы организована в процессе внеурочной работы в рамках дополнительного образования детей.
1.2. Цель и задачи программы
Цель - способствовать воспитанию у учащихся патриотических чувств, формированию интереса к истории родного края посредством овладения навыками экскурсионной деятельности.
Задачи:
обучающие:
систематизировать и расширить знания обучающихся об истории родного края;
сформировать начальные навыки экскурсионной деятельности;
сформировать навыки работы с различными историческими источниками (архивными документами, библиотечными фондами и др.);
привить навыки исследовательской и проектной работы;
развивающие:
развить у учащихся интерес к изучению культурно-исторического наследия родного края;
сформировать способности к самореализации;
развить навыки проектной и исследовательской деятельности;
воспитательные:
воспитать интерес и уважение к истории и культуре родного края;
сформировать общественную активность, гражданскую позицию, культуру общения и поведение в социуме.
1.3. Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Наименование тем, разделов | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Вводное занятие | 1 | 1 | - | собеседование | |
1 | Основы экскурсионной деятельности | 15 | 5 | 10 | |
1.1 | Сущность экскурсии, функции и признаки экскурсии | 3 | 1 | 2 | собеседование |
1.2 | Классификация экскурсий | 6 | 2 | 4 | зачет |
1.3 | Классификация экскурсионных объектов | 6 | 2 | 4 | презентация сообщение |
2 | Основы подготовки экскурсий | 21 | 7 | 14 | |
2.1 | Методика проведения экскурсий | 6 | 2 | 4 | анализ структуры экскурсии |
2.2 | Сочетание показа и рассказа в экскурсии | 6 | 2 | 4 | презентация сообщение |
2.3 | Архивные документы и библиографические источники информации при организации исследовательской деятельности | 6 | 2 | 4 | тестирование |
2.4 | Экскурсионная методика | 3 | 1 | 2 | защита экскурсионных маршрутов |
2.5. | Сбор и обработка воспоминаний | 4 | 1 | 2 | |
3. | Основы проектной и исследовательской деятельности | 19 | 7 | 12 | |
3.1. | Проектная деятельность | 6 | 2 | 4 | опрос |
3.2 | Исследовательская работа | 6 | 2 | 4 | опрос |
3.3. | Способы получения и переработки информации | 4 | 2 | 2 | |
3.4. | Публичное выступление | 3 | 1 | 2 | |
4. | Экскурсоводческое мастерство | 4 | 2 | 2 | |
4.1 | Личность экскурсовода | 2 | 1 | 1 | викторина |
4.2 | Умения и навыки экскурсовода | 2 | 1 | 1 | |
5 | Комплексная практика | 12 | 4 | 8 | |
5.1. | Подготовка экскурсий и экскурсионных маршрутов | 10 | 4 | 8 | тематические беседы |
Итоговое занятие | 4 | 1 | 3 | презентация проектов, исследовательских работ | |
Всего | 72 | 25 | 47 |
Содержание учебного плана.
Вводное занятие
Теория: Знакомство с порядком и содержанием занятий. Правила поведения и ОТ учащихся в кабинете. Введение в экскурсоведение.
Раздел 1. Основы экскурсионной деятельности
1.1. Сущность экскурсии, функции и признаки экскурсии
Теория: Понятие экскурсии. Экскурсия и её сущность (функции экскурсии, признаки экскурсии, экскурсия как процесс познания). Экскурсия как форма учебной работы (урок-экскурсия). Сочетание двух и более функций в экскурсии. Общие и специфические признаки экскурсии.
Практика: Экскурсия в музей истории села Алгасова.
Тема 1.2. Классификация экскурсий
Теория: Основные признаки классификаций экскурсий. Классификация: по содержанию (обзорные и тематические) экскурсии. Особенности обзорных экскурсий. Отличия тематических экскурсий от обзорных и их тематика: исторические, природоведческие (экологические), искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные, экскурсии на религиозные темы.
Классификация экскурсий по составу и количеству участников; по месту проведения; по способу передвижения; по продолжительности; по форме проведения.
Практика: Учебные экскурсии по с. Алгасову, окрестностям и их анализ.
Раздел 2. Основы подготовки экскурсий
Тема 2.1. Основные правила разработки текста экскурсии.
Теория: Текст экскурсии (построение экскурсии, вступление, основная часть, заключение). Определение цели экскурсии и темы. Составление маршрута экскурсии. Основные варианты построения маршрутов: хронологический, тематический и тематико-хронологический.
Практика: Составление маршрута экскурсии. Объезд маршрута экскурсии и прием (сдача) экскурсии и обновление, и дополнение текста.
Тема 2.2. Сочетание показа и рассказа в экскурсии
Теория: Показ как основной элемент экскурсии. Сущность показа. Последовательность в показе. Ступени и виды показа. Варианты взаимодействия человека и объекта. Показ как реализация принципа наглядности рассказа. Основные требования к рассказу. Задачи рассказа на экскурсии. Определение предмета в рассказе. Трансформация рассказа в зрительные образы. Индивидуальные особенности речи экскурсовода. рекомендации преподавателя. Показ и рассказ - два важнейших элемента экскурсии.
Практика: Наблюдение экскурсионных природных объектов. Подготовка экскурсионного рассказа. Запись и отработка признаков экскурсии, методического приёма: сочетание показа и рассказа.
Тема 2.3. Архивные документы и библиографические источники информации при организации исследовательской деятельности
Теория: Возможности электронного каталога. Рассмотрение примеров основных видов поиска на сайте.
Практика: Практическое задание по работе с библиотечными фондами. Поиск конкретных документов на сайте. Практическое задание по подбору и использованию архивных документов по интересующей теме. Тематические беседы с ветеранами.
Тема 2.4. Экскурсионная методика
Теория: Техника ведения экскурсии. Правила знакомства экскурсовода с группой. Выход из транспорта (автобуса, троллейбуса). Расстановка группы у объекта. Передвижение экскурсантов от автобуса к объекту, от объекта к автобусу, между объектами. Возвращение в автобус. Место экскурсовода в автобусе. Соблюдение времени в экскурсии. Техника проведения рассказа при движении автобуса. Ответы на вопросы школьников. Паузы в экскурсии. Техника сбора и использования «портфеля экскурсовода».
Практика: Сбор материала для «Портфеля экскурсовода» и для проведения экскурсии.
Тема 2.5. Сбор и обработка воспоминаний
Теория: Правила сбора и обработки воспоминаний. Правила анкетирования и интервьюирования. Работа с информаторами по вопросникам. Современные требования к анкетам, интервью. Обработка анкет информаторов. Правила оформления писем, выявление адресатов, фиксация ответов, оформление документов для фонда музея.
Практика: Запись воспоминаний и рассказов ветеранов о событиях, связанных с историей рода и родного края. Уроки мужества.
Раздел 3. Основы проектной и исследовательской деятельности
Тема 3.1. Проектная деятельность
Теория: Классификация проектов. Типы проектов. Особенности и структура проекта, критерии оценки. Знакомство с примерами детских проектов. Планирование проекта. Формы продуктов проектной деятельности и презентация проекта.
Практика: Работа над проектом.
Тема 3.2. Исследовательская работа
Теория: Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы исследовательской работы. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение. Тезисы и компьютерная презентация.
Практика: Работа над введением исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности (практическое задание на дом: выбрать тему и обосновать ее актуальность, выделить проблему, сформулировать гипотезу); формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования (практическое задание на дом: сформулировать цель и определить задачи своего исследования, выбрать объект и предмет исследования).
Работа над основной частью исследования: составление индивидуального рабочего плана, поиск источников и литературы, отбор фактического материала.
Тема 3.3. Способы получения и переработки информации
Теория: Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых программ. Библиография и аннотация, виды аннотаций: справочные, рекомендательные, общие, специализированные, аналитические. Составление плана информационного текста.
Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов. Конспект, правила конспектирования. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат.
Практика: Использование каталогов и поисковых программ. Составление экскурсии в музей истории села Алгасова (установить структуру экскурсии, содержание отдельных частей, вычертить маршрут движения; составление вступительной и заключительной части, порядок показа и рассказа по экспонатам (объектам); формировка и запись выводов; хронометраж рассказа по подтемам и вопросам; заслушивание и обсуждение отдельных частей экскурсий).
Раздел 4. Экскурсоводческое мастерство
Тема 4.1. Личность экскурсовода
Теория: Активная жизненная позиция. Конструктивные, организаторские, коммуникативные, аналитические способности экскурсовода. Индивидуальность экскурсовода. Авторитет экскурсовода. Имидж экскурсовода. Манеры экскурсовода. Внешний облик экскурсовода.
Практика: Викторина.
Тема 4.2. Умения и навыки экскурсовода
Теория: Профессионализм. Эрудиция. Культура поведения, пути ее формирования. Навыки. Речь. Образность языка. Жесты, их значение и классификация. Мимика, ее роль в экскурсии.
Практика: Игра-практикум по умениям и навыкам экскурсовода.
Раздел 5. Комплексная практика
Тема 5.1. Подготовка экскурсий и экскурсионных маршрутов
Практика: Проведение экскурсий по выбранным темам. Отбор экспонатов и составление экскурсии. Определение темы, составление плана и маршрута экскурсии. Работа над текстом. Совершенствование мастерства экскурсоводов – учимся у экскурсоводов.
Взаимное прослушивание экскурсий с последующим обсуждением.
Отработка навыков ведения экскурсии: основные приемы ведения экскурсии, использование технических средств во время экскурсии.
Работа по овладению содержанием и методикой поведения экскурсии.
Определение и применение методов и приёмов для каждой конкретной экскурсии. Текст экскурсии. Развёрнутый план или индивидуальный текст экскурсии, проведение пробных экскурсий (для каждого – по одному объекту или эпизоду).
Итоговое занятие
Теория: Итоговая диагностика. Анализ работы.
Практика: Защита исследовательских проектов.
1.4. Планируемые результаты:
Учащиеся, освоившие программу, должны овладеть следующими компетенциями:
образовательные (предметные):
будут иметь представление об основах экскурсионной деятельности, методике составления и проведения экскурсии;
получат навыки работы с различными историческими источниками (архивными документами, библиотечными фондами и др.);
приобретут начальные навыки экскурсионной деятельности;
овладеют умениями и навыками исследовательской, проектной работы;
развивающие (метапредметные):
разовьют навыки исследовательской и проектной деятельности;
раскроют свой творческий потенциал через различные формы работы: поисково-исследовательскую, экскурсионно-просветительскую, самостоятельную работу с краеведческими источниками;
воспитательные (личностные):
будут иметь заинтересованность в самостоятельном изучении истории и культуры родного края;
получат навыки коммуникативной культуры, сформируют общекультурный уровень.
Блок 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график.
Учебный год по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Юный экскурсовод» начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая, число учебных недель по программе – 36, количество учебных часов – 72. (Приложение 1).
2.2. Условия реализации программы
В школе имеется соответствующая материально-техническая база:
- компьютер, видеокамера, фотоаппарат;
- методическая и учебная литература;
- альбомы, ватманы, гуашь, фломастеры, клей, бумага.
В комнате истории села Алгасова при МБОУ Алгасовская СОШ накоплен богатейший краеведческий материал по истории родного края. Большой фактический материал о событиях, происходивших в нашем селе, содержится в анкетах, предложенных сельчанам учащимися Алгасовской СОШ на встречах с ними. Учащимися школы написаны рукописные книги, сочинения, рефераты, исследовательские работы по краеведению по различным разделам музея.
Имеются музейные документы, архивные материалы, переписка с выпускниками школы разных лет, личные вещи известных земляков-односельчан, предметы быта 19-20 веков. Большое число фотоматериалов оформлено в альбомы и тематические папки.
В процессе обучения используется:
литературный материал;
музейный материал;
архивные материалы;
работа с письмами, документами.
Санитарно-гигиенические требования
Занятия проводятся в кабинете, соответствующем требованиям ТБ, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет имеет хорошее освещение и периодически проветривается. В наличии имеется аптечка с медикаментами для оказания первой помощи.
2.3. Форма аттестации
Для оценки результативности по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе применяется следующие виды контроля учащихся.
Входной контроль – осуществляется в начале учебного года, для оценивания начальных знаний и умений. Форма контроля – собеседование.
Промежуточный контроль - осуществляется в конце раздела или занятия, работы оцениваются по следующим критериям – качество выполнения изучаемых на занятии приемов, операций и работы в целом; степень самостоятельности, уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный). Формы проверки: собеседование, творческие задания, зачет, анализ структуры экскурсии, презентации сообщений, защита экскурсионных маршрутов, опрос, викторина, тематические беседы, тестирование.
Текущий (итоговый контроль) – проводится в конце учебного года. Формами итогового контроля является презентация проектов и исследовательских работ.
Форма проверки результатов освоения программы:
диагностика знаний, умений, навыков учащихся в результате промежуточного, итогового контроля (Приложение 2);
участие в краеведческих играх и мероприятиях школы, района, области;
2.4. Оценочные материалы
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки, критерии оценки качества исполнения (Приложение 2).
2.5. Методические материалы
Методы в организации учебно-воспитательного процесса:
объяснительно-иллюстративный;
репродуктивный;
проблемного изложения;
частично-поисковый;
исследовательский;
наглядный.
Два первых предполагают изложение учителем и усвоение учеником готовых знаний. Остальные рассчитаны на самостоятельную поисковую деятельность учащихся (работа с документами и их исследование, поиск и обработка материала для определенной темы).
При реализации программы автор намерен использовать следующие технологии:
личностно-ориентированное обучение;
проблемного обучения (метод проекта, метод исследования);
групповые (нетрадиционные занятия: экскурсии, походы).
Ведущей формой организации учащихся на занятиях является групповая. Некоторые занятия целесообразно проводить со всем составом объединения, например, лекции, беседы, походы, коллективные занятия. Для подготовки мероприятий и экскурсий более продуктивной будет работа в подгруппах.
Формы занятий:
экскурсии и походы по родному краю;
устные журналы, беседы;
встречи с ветеранами, Уроки мужества;
занятия-конференции, круглые столы;
просмотры и обсуждения кинофильмов, читательские конференции;
сбор и оформление материалов для школьного музея;
выступления перед сверстниками по итогам проделанной работы;
проектная и исследовательская деятельность учащихся.
В качестве валеологических пауз - упражнения для разрядки и снятия напряжения. Воспитательные моменты проходят в виде бесед, конкурсов презентаций, экскурсий и прогулок.
Направления работы:
Исследовательская работа:
а) отбор и обработка собранного материала;
б) составление литературной композиции;
в) написание исследовательской работы в форме рефератов, докладов;
г) участие в конкурсах исследовательских работ на уровне района, области.
Просветительская деятельность:
а) проведение встреч, праздников, экскурсий и т.д. по содержанию составленных литературных композиций;
б) участие в областных, районных конкурсах сочинений, проектов, краеведческих чтениях, презентациях школьных музеев и т.п.;
в) сотрудничество с районной газетой «Согласие».
Оформительская работа:
а) составление альбомов, докладов – отчетов, рефератов, папок;
б) оформление портфолио;
в) оформление витрин, экспозиций для школьного музея;
г) создание мультимедийных презентаций.
Изучение опыта работы по краеведению:
а) посещение областных конференций;
б) посещение комнат, музеев, выставок;
в) знакомство с новейшими методическими рекомендациями по поисково-краеведческой работе;
г) переписка.
Методическое обеспечение
№ п/п | Название раздела, темы | Материально-техническое оснащение, дидактико-методический материал | Формы, методы, обучения | Формы аттестации/ контроля |
Вводное занятие | компьютер, проектор | словесный | собеседование | |
1. | Основы экскурсионной деятельности | методическая и учебная литература краеведческий материал по истории родного края, архивные материалы | объяснительно-иллюстративные, репродуктивные | собеседование, зачет |
2. | Основы подготовки экскурсий | методическая и учебная литература краеведческий материал по истории родного края, архивные материалы, - альбомы, ватманы, гуашь, фломастеры, клей, бумага | наглядные, проблемного изложения | анализ структуры экскурсии, презентация сообщение, защита экскурсионных маршрутов, тестирование |
3. | Основы проектной и исследовательской деятельности | методическая и учебная литература краеведческий материал по истории родного края, архивные материалы, компьютер | частично-поисковый, исследовательский | опрос |
4. | Экскурсоводческое мастерство | методическая и учебная литература компьютер, проектор | репродуктивные, наглядные, проблемного изложения | викторина, тематические беседы |
Итоговое занятие | компьютер, проектор | наглядный | презентация проектов, исследовательских работ |
Приложение 1
Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | Беседа | 1 | Вводное занятие. Диагностика ЗУМ. | Класс | Опрос | |||
2 | Беседа | 1 | Экскурсия как форма учебной работы. | Класс | Опрос | |||
3-4 | Экскурсия | 2 | Экскурсия в музей истории села Алгасова. | Музей | Текущий | |||
5 | Беседа | 1 | Критерии классификаций экскурсий. | Класс | Текущий | |||
6 | Беседа | 1 | Учебная экскурсия. Пробная экскурсия. | Класс | Текущий | |||
7-8 | Экскурсия | 2 | Учебные экскурсии по с.Алгасову, окрестностям и их анализ | С.Алгасово | Текущий | |||
9 | Презентация | 1 | Пробная экскурсия по с.Алгасову. | Класс | Текущий | |||
10 | Экскурсия | 1 | Пробная экскурсия по с.Алгасову, окрестностям и их анализ. | С.Алгасово | Собеседование | |||
11-12 | Беседа | 2 | Критерии классификаций экскурсионных объектов. | Класс | Текущий | |||
13 | Практическая работа | 1 | Работа с документальными источниками и литературой. | Музей | Текущий | |||
14 | Экскурсия | 1 | Наблюдение экскурсионных природных объектов | С.Алгасово | Собеседование | |||
15-16 | Практическая работа | 2 | Подготовка рефератов и сообщений. | Класс | Текущий | |||
17 | Беседа | 1 | Знакомство с научными методами | Класс | Собеседование | |||
18 | Беседа | 1 | Индивидуальная работа по написанию исследовательских работ. | Класс | Текущий | |||
19 | Практическая работа | 1 | Работа с литературой, иллюстративным материалом. | Музей | Собеседование | |||
20 | Практическая работа | 1 | Работа с литературой, иллюстративным материалом. | Библиотека | Собеседование | |||
21 | Практическая работа | 1 | Работа с литературой, иллюстративным материалом. | Класс | Собеседование | |||
22 | Практическая работа | 1 | Работа с литературой, иллюстративным материалом. | Индивидуальная | Собеседование | |||
23-26 | Лекция | 4 | Оформление карточек на экскурсионные объекты села. Основные требования, рекомендации | Класс | Текущий | |||
27-32 | Практическая работа. | 6 | Работа с литературой, иллюстративным материалом и подготовка карточек с описание экскурсионных объектов. | Индивидуальная | Заполнение карточек с | |||
33-35 | Лекция, беседа | 3 | Понятие и особенность текста экскурсии. Основные требования. | Класс | Текущий | |||
36-42 | Практическая работа. | 7 | Работа с литературой, иллюстративным материалом и анализ текстов экскурсий | Индивидуальная | Анализ текстов экскурсий | |||
43 | Лекция | 1 | Экскурсия как одна из форм образовательной и культурно-просветительной работы. | Класс | Текущий | |||
44 | Беседа | 1 | Объекты экскурсии. Принципы экскурсионной методики. | Класс | Текущий | |||
45-46 | Экскурсия | 2 | Прослушивание экскурсии в школьном музее. | Музей | Портфолио | |||
47-48 | Экскурсия | 2 | Прослушивание экскурсии по селу | С.Алгасово | Портфолио | |||
49-50 | беседа | 2 | Тема и цель экскурсии. | Класс | Текущий | |||
51 | Практическая работа | 1 | Распределение тем между учащимися. Составление примерного плана каждой экскурсии, определение её цели. | Класс | Текущий | |||
52-54 | Практическая работа | 3 | Прослушивание тем этих экскурсий | Музей | Анализ структуры экскурсии | |||
55 | Беседа | 1 | Составление библиографии по теме экскурсии. Порядок изучения литературы, источников. | Класс | Текущий | |||
56-57 | Беседа | 2 | Структура экскурсии. | Класс | Текущий | |||
58-62 | Практическая работа | 5 | Составление экскурсии в музей истории села Алгасова | Музей, индивидуальная работа | Презентация | |||
63 | Беседа | 1 | Взаимодействие методов на экскурсии. | Класс | Текущий | |||
64 | Беседа | 1 | Использование «портфеля» экскурсовода. | Класс | Текущий | |||
65-68 | Практическая работа | 4 | Отработка методики показа и анализа группы экспонатов. | Музей, окрестности с.Алгасова | Тематические | |||
69-72 | Практическая работа | 4 | Итоговое занятие | Индивидуальное консульт. | Разработка экскурсии |
Приложение 2
Оценочные материалы
Начальная диагностика.
Тест 1.
1. Когда было основано село Алгасово и где оно расположено?
Село Алгасово было основано в 1648 году. Расположено оно на реке Вопша.
2. Что обозначает название села Алгасова?
Название села происходит от мордовского слова «алгакс», что означает «внизу», «низина», «понизу».
3. Рынком каких товаров славилось Алгасово?
В Алгасове было распространено столярное мастерство. Делали тут столы, сундуки, рамы для икон и многое другое.
4.Алгасово – родина четырех Героев Советского Союза. Назовите их фамилии.
Коробов Григорий Ефимович, Чинин Николай Степанович, Ксынкин Алексей Николаевич, Ермаков Афанасий Иванович.
5.В каком году в Алгасове впервые был построен памятник участникам Великой Отечественной войны?
В 1965, в честь 20-летия Победы, на том месте, где впервые люди услышали сообщение о начале войны с Германией.
6.Сколько церквей было построено в нашем селе?
Две. Св.пророка Илии, а другая во имя великомученика Димитрия Солунского построенная в 1656 году.
7.Какие улицы села носят названия городов и государств?
Москва I-ая и II –ая, Петроград, Рязань, есть даже Голландия.
8.Когда в селе была открыта Алгасовская школа, в которой могли обучаться все дети?
Алгасовская Советская школа 2-ой ступени (девятилетка) была открыта в 1918 году.
9.Назовите имя заслуженного художника РСФСР, выпускника Алгасовской средней школы.
Евгений Владиславович Рябинский.
10. В каком году в селе Алгасове построена Алгасовская участковая больница?
В 1911 году.
Тест 2.
1. Кто был первым поселенцем села Алгасова?
Первым поселенцем был вытчик из села Долгинина Рязанского уезда Иван Лазаревич Глагазин с детьми: Григорием, Кленой и Макаром, и внуком Данилой.
2.Соотнесите названия улиц и фамилий.
1.Лопята 2.Попята 3.Клеменята 4.Коробята 5.Сучата | 2 5 1 3 4 | 1.Клейменовы 2.Лапины 3.Коробовы 4.Сучковы 5.Поповы |
3.Какая улица считалась главной улицей села Алгасова?
Главной улицей считалась Большая Дорога. Улица и в самом деле была большой и проходила через неё дорога, ведущая на Москву.
4.Какие почвы в селе Алгасове?
Почвы в Алгасове абсолютно разные. На одной улице через каждые 100м почва меняется: то чернозем, то сыпучий песок, то тяжелая глина.
5.Соотнесите термины и определения.
1.Рубель | 2 | 1.Часть столового прибора, предмет, которым наливают или едят жидкости, накладываю или едят полужидкую, рассыпчатую пищу. |
2.Ступа | 5 | 2.Деревянная доска с вырубленными поперечными желобками для катания белья, накатки кож. |
3.Безмен | 4 | 3.Плетёная обувь из лыка или верёвок, охватывающая со всех сторон ступню ног. |
4.Лапоть | 3 | 4.Рычажный или пружинный прибор для определения веса тел без помощи гирь. |
5. Ложка | 1 | 5.Металлический или тяжёлый деревянный сосуд, в котором размельчают, толкут что-нибудь пестом. |
5. Перечислите самое основное, что входило в хозяйство каждой крестьянской семьи и во что одевались женщины.
В хозяйство каждой алгасовской семьи входило деревянное корыто, различные чугуны с ухватами и глиняная посуда. В обычные дни на хозяйке можно было увидеть длинную черную юбку и кофту. По прическе можно было судить о её положении: с одной косой – незамужняя девушка, с двумя - женщина.
6.Когда в селе Алгасове была провозглашена Советская власть?
Советская власть в Моршанском уезде была провозглашена официально на 1-ом крестьянском уездном съезде в январе 1918 года. В июле 1918 года в Алгасове была организована сельскохозяйственная коммуна.
7. В каком году создан первый на селе колхоз и кто был первым председателем?
В марте 1928 года был создан колхоз «Победа», объединивший 30 хозяйств. Председатель Цыкин Григорий Семёнович.
8. Заполните пропуски.
В 1950 году произошло укрупнение колхозов. В Алгасове образовалось 3 колхоза: _________________________________________________________.
До этого в Алгасовском районе было 43 колхоза, после укрупнения осталось 19 хозяйств. В марте 1959 года Алгасовский район был соединён с _______________ районом, а в 1961 году с ________________районом. В сентябре 1959 года колхоз «Новая жизнь» объединился с колхозом им. Сталина (Темяшево) и стал называться колхоз __________________________.
В феврале 1960 года колхоз реорганизован в совхоз «Путь к коммунизму».
9. Назовите почетных граждан села Алгасова?
Лаут-Бычков С.В. и Азарсков И.Д.
10. В каком году и кем была организована первая изба-читальня? Какие кружки там работали?
В 1918 году была организована первая изба-читальня. Книг в ней было около 4 тысяч. Организовал её первый комсомолец села Сложеникин Михаил Дементьевич. При избе-читальне были организованы музыкальный, хоровой и другие кружки. Затем был открыт Нардом.
Тест 3.
1. Назовите дату открытия в селе Алгасове государственной школы и сколько учеников в ней обучалось?
1 мая 1843 года в селе Алгасово открылась школа для обучения детей государственных крестьян. Содержалась школа на средства общественного сбора. В момент открытия школы в ней было 24 ученика.
2.В каком году открылась Алгасовская школа Ведомства Министерства народного просвещения и сколько учеников в ней обучалось?
В 1895 году открылась Алгасовская школа Ведомства Министерства народного просвещения, построенная на средства Алгасовского общества. В ней было 174 ученика.
3.Определите, когда происходило описываемое событие:
1) в 19 веке; 2) до 1918 года; 3) после 1918 года.
«Грамотность в нашем селе, как и в абсолютном большинстве деревень России, была крайне низкой. Вот, например, на улице Московской – средней проживало 18 семей, из них только в двух семьях были грамотными. Бывало, пришлют кому-нибудь письмо, бегут к Яшке Ведерникову (называю по-уличному):
- Милый, прочитай, что тут написано, не останусь в долгу, - милостиво просили соседи Яшку или его отца.
Такая же картина наблюдалась почти на всех улицах, кроме «центра»…» (из воспоминаний бывшего ученика школы Зиновия Кичатова).
4.Когда происходило описываемое событие
1.С 1918 по 1925 годы 2.С 1925 по 1935 годы 3.С 1936 по 1985 годы 4.С 1986 по настоящее время | 4 3 1 2 | 1.В Алгасове была десятилетняя школа 2.В Алгасове была одиннадцатилетняя школа 3.В Алгасове была семилетняя школа 4.В Алгасове была девятилетняя школа |
5. В 1939 году состоялся первый выпуск школы в количестве:
1) 28 учеников; 2) 20 учеников; 3) 30 учеников?
6. Допишите предложение:
Выпускниками Алгасовской средней школы являются четыре Героя Советского Союза: __________________________________________________
(Коробов Григорий Ефимович, Чинин Николай Степанович, Ермаков Афанасий Иванович, Ксынкин Алексей Николаевич).
7.Прочитайте отрывок из Учительской газеты от 27 августа 1983 года и ответьте на вопрос:
О каком событии идет речь в этом письме?
« . . . Мы прожили долгую, трудную, но богатую жизнь. Один из нас, полковник-инженер запаса Петр Николаевич Васильев, имея за плечами МВТУ им. Н.Э.Баумана и Военную академию бронетанковых войск, был вузовским педагогом, инженером, служил в Советской Армии. Доктор экономических наук Степан Федорович Горкин окончил Московский институт народного хозяйства им. Г.В.Плеханова. Выпускник Воронежского университета Дмитрий Петрович Яковлев стал специалистом в области инженерной геологии. Эммануил Федорович Сычев, выпускник МГУ, защищал Сталинград, сражался на Курской дуге, освобождал Румынию, Югославию, Венгрию.
И вот теперь, на склоне лет, оглядываясь назад, мы, старые члены КПСС, понимаем, как много дала нам Алгасовская школа, которую мы окончили 60 лет назад. Ей мы обязаны и знаниями, и социальными навыками, и высокими нравственными понятиями.
….И мы, первые выпускники Алгасовской школы 2-й ступени, очень бы хотели, чтобы Алгасовская средняя школа носила имя Н.П.Конобеевского. Пусть память об организаторах-энтузиастах народного образования в нашей республике будет вечной».
Переписка П.Н.Васильева от имени первых выпускников школы с роно Моршанского района, Тамбовским облисполкомом, Тамбовским отделом культуры о присвоении школе имени Н.П.Конобеевского.
8. Перечислите заслуженных выпускников школы.
Пяткина Нина Григорьевна – заслуженный учитель школы РСФСР.
Рябинский Евгений Владиславович - заслуженный художник РСФСР, член корреспондент Академии художеств РФ, лауреат премии имени Репина, почетный гражданин г.Тамбова.
Раннев Александр Владимирович - заслуженный машиностроитель РСФСР. Холев Александр Васильевич – заслуженный лесовод РСФСР.
Сучков Вячеслав Николаевич – заслуженный геолог республики САХА (Якутия).
Сложеникин Михаил Алексеевич – заслуженный механизатор РСФСР. Мельников Вячеслав Владимирович – заслуженный металлург РСФСР. Берштейн Альберт Ефимович – заслуженный рационализатор РСФСР, заслуженный шахтер Российской Федерации.
9. В каком году в Алгасовской средней школе открылся краеведческий музей? К какому событию было приурочено его открытие?
31 августа 1983 года в Алгасовской средней школе открылся краеведческий музей села Алгасова в честь 60-летия первого выпуска школы 2 ступени (девятилетки).
10. Заполните пропуски: «Яркий сентябрьский день. Солнечный и теплый. Он с самого утра стал необычным для алгасовцев. Школьный звонок позвал в классы учащихся. Начали свой путь в страну знаний первоклассники. Спешили к школе в этот день и взрослые. Здесь состоялось большое событие – торжественный митинг по случаю открытия мемориальной доски ______________________________________________. Все они когда-то окончили здесь среднюю школу, затем в числе двух тысяч алгасовцев ушли защищать Отчизну от вероломно напавшего на нашу землю врага . . . » (Из газеты «Коммунист» от 16 сентября 1983 года).
Тест 4.
1. В каком году была построена Алгасовская больница? Кто был первым заведующим больницей?
Алгасовская больница, рассчитанная на 18 коек, была построена в 1910 году по типовому проекту. Волков Константин Степанович.
2.Кто такой Мельников В.Г.? В чем заключается уникальность его врачебной деятельности?
В.Г. Мельников работал заведующим Алгасовской райбольницей и заведующим пунктом переливания крови. Мельников В.Г. – талантливый хирург, делал многочисленные операции на брюшной полости, пластические операции по коррекции внешности, костные операции, был хирургом – новатором. В сельской больнице он делал операции, которые можно было назвать уникальными для села. Его врачебная деятельность поднимала уровень медицины гораздо выше, чем земской больницы.
3 .В каком году произошли события?
1. В зоне села Алгасова, т.е. в Алгасовском районе, был создан врачебный участок. В него вошли: с.Рыбное, с.Кадыковка, д.Канада, с.Дьячи, с.Самодуровка, с.Вановье, с.Темяшево, с.Рысли и с.Чернитово. | 1937 г. |
2. Алгасовский район объединили с Ракшинским районом, затем образовался один - Моршанский район. В связи с этим Алгасовская райбольница перешла в ранг участковой. | 1959 -1960 г. |
3. В больнице открыты в больнице койки сестринского ухода, на которых пребывают пожилые и старые люди, одинокие, которые дома не могут находиться из-за отсутствия ухода. Часть коек больницы несет уже не лечебную, а социальную функцию. | 2004 г. |
4. Сколько жителей села Алгасова было отправлено на фронт в первый день Великой Отечественной войны?
В первый день было отправлено на фронт 124 человека.
5. Вместо ушедших на фронт мужчин выходили на работу их жены и сестры. Назовите имена женщин-трактористок, комбайнеров.
Дуся Негодяева, Поля Бородулина, Таня Бравикова, Анна Крылова, А.А.Романцова, Н.А.Мокачева, В.Е.Прохорова, А.С.Проворнова, А.Л.Крючкова, К.П.Захарова и другие.
6. Многие алгасовцы награждены орденами и медалями Родины за добросовестные ратные дела, назовите известные вам имена орденоносцев.
Н.Ф.Сучков награжден орденом Отечественной войны, П.Я.Бугров награжден орденом Красной звезды, И.Н.Ломовцев - орденом Славы, П.И.Буканчиков за защиту Ленинграда награжден орденом Красной звезды, Г.Я.Комаров награжден орденом Красной звезды, И.С.Асосков награжден орденом Славы III степени, имеет также орден Красной звезды, Ф.Г.Нагибин – орденом Отечественной войны II степени, А.В.Бирюков - орден Красной звезды, Н.К.Кузьмич награжден орденом Красной звезды, А.И.Новиков награжден орденом Славы III степени, И.Ф.Перфилов награжден орденом Отечественной войны II степени, А.С.Дубровский – орденом Отечественной войны II степени, А.П.Шубин награжден орденом Знак почета.
7. Каким образом увековечена память о Великой Отечественной войне в нашем селе?
В 1965 году построен памятник участникам Великой Отечественной войны на том месте, где впервые жители села услышали об объявлении войны с Германией.
В 1989 году построен мемориал погибшим воинам на деньги жителей села Алгасова и средства совхоза «Путь к коммунизму».
8. Сколько жителей села погибло годы Великой Отечественной войны?
В «Книгу памяти» занесено 586 фамилий наших односельчан не вернувшихся с фронта живыми.
9. Обозначьте цифрами, о каком Герое Советского Союза идет речь в тексте:
1.Ермаков 2.Коробов 3.Ксынкин 4. Чинин
Афанасий Григорий Алексей Николай
Иванович Ефимович Николаевич Степанович
С 28 сентября по 6 октября 1943 года под огнем противника он на лодке сделал 18 рейсов через Днепр севернее Киева и перевез более 200 солдат и офицеров. Удостоен звания Героя Советского Союза за форсирование Днепра.
13 сентября 1944 года Президиум Верховного совета присвоил всем 11 воинам высшую степень отличия – звание Героя Советского Союза за взятие Днестра, Золотая Звезда, орден Ленина, орден Славы III за взятие в плен пулеметчика (он находился на чердаке 2-х этажного дома, уничтожал наших солдат), медаль «За отвагу» – за разведку украсили грудь ___________?
В ночь с 28 на 29 сентября 1943 года с однополчанами он форсировал Днепр, в бою заменил погибшего командира. Сам был дважды ранен, однако поле боя не покинул, воины удержали рубеж до подхода подкреплений.
Он уничтожил 300 немцев и победил. А в следующем бою пулемётчик расстрелял целый эскадрон румынской кавалерии.
С орденом Ленина и Золотой звездой на груди принимал участие в Сталинградской битве, был ранен, освобождал Ростов-на-Дону, прошёл с боями через всю Украину, форсировал Днепр и закончил войну в Германии.
Тест 5.
1.Перечислите известные вам методы краеведческого исследования.
Работа с архивными документами, с периодической печатью, сбор газетных материалов о людях и событиях родного края, встречи с участниками и очевидцами исторических событий, интервьюирование, беседы с местным населением, фотографирование участников событий, других знатных людей края, а также памятников и иных исторических объектов.
2.Назовите предметы, уже чтимые вашей семьей как реликвии, как память о важнейших событиях и предках (реликвии могут храниться как несколько поколений, так и быть «реликвиями первого поколения»).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Для чего необходимо изучать историю своего села, района, области, нашего Отечества?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Список литературы для обучающихся:
- Атлас Тамбовской области. – Т., 2013. – Текст: непосредственный.
- Гецевич, Н. А. Основы экскурсоведения / Н.А. Гецевич. – М.: Минск, 2012. – Текст: непосредственный.
- Емельянов, Б. В. Методика подготовки и проведения экскурсий / Б.В. Емельянов. – М.: ЦРИБ Турист, 2010. –Текст: непосредственный.
- Емельянов, Б. В. В помощь экскурсоводу/ Б.В. Емельянов. – М.: Профиздат, 2016. – Текст: непосредственный.
- Илюхин, М. М. Особенности и средства показа в экскурсии. Методические рекомендации / М.М. Илюхин. – М.: ЦРИБ Турист, 2013. –Текст: непосредственный.
- Илюхин, М. М. Рассказ на экскурсии. Методические рекомендации / М.М. Илюхин. – М.: ЦРИБ Турист, 2015. – Текст: непосредственный.
- Методические рекомендации экскурсоводам школьных музеев / авт.- сост. А.И. Шкурко. – М.: 2013. –Текст: непосредственный.
- Сто великих музеев мира / авт.-сост. И.А. Ионина. – М.: – Вече, 2012. –Текст: непосредственный.
Список литературы для педагога:
- Великовская, Г.В. Мы моделируем музей. / Культурно-образовательная деятельность музеев (Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела)/ Институт переподготовки работников искусства, культуры и туризма РФ. М.: 2009. – Текст: непосредственный.
- Герасимов, Н.М. Животный мир нашей Родины / Н.М. Герасимов. М.: 2009. – Текст: непосредственный.
- Горелов, А.А., Щукин Ю.К. Тамбов: Справочник –путеводитель (северо-восточная часть) / А.А. Горелов., Ю.К. Щукин. – М.: Тамбов, 2012. –Текст: непосредственный.
- Дубасов, И.И. Очерки из истории Тамбовского края / И.И. Дубасов. – М.: Тамбов, 2016. –Текст: непосредственный.
- Забылин, М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / М. Забылин. – М.: 2010. –Текст: непосредственный.
- Историческое краеведение. – Т.:1997. –Текст: непосредственный.
- Кученкова, В.А. Неизвестный Тамбов / В.А. Кученкова. – М.: Тамбов, 2013. – Текст: непосредственный.
- Морозов, Е.А. Наш Тамбов. Исторические памятники и мемориальные доски в областном центре / Е.А. Морозов. – М.: Тамбов, 2016. – Текст: непосредственный.
- Муравьев, Н.В. Улицы и площади Тамбова / Н.В. Муравьев. – М.: Тамбов, 2014. – Текст: непосредственный.
- Муравьев, Н.В. Из истории возникновения населенных пунктов Тамбовской области / Н.В. Муравьев. – М.: Воронеж, 1988. – Текст: непосредственный.
- Пантелеева, Л.В. Музей и дети / Л.В. Пантелеева. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2015. – 265 с. – Текст: непосредственный.
- Пешков, В.Б. Страницы прошлого читая / В.Б. Пешков. – М.: Тамбов, 2004. – Текст: непосредственный.
- Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г.К. Селевко – М.: Народное образование, 2013. – Текст: непосредственный.
- Скрипкина. Л.И. Информативность экспозиций историко-краеведческого музея в свете современных теорий научного познания. // Музей в современном мире: традиционализм и новаторство. / Труды ГИМ. Вып.104- М., 2009. С 100-123. – Текст: непосредственный.
- Степанищева, Н.П. К вопросу о методике подготовки музейной экскурсии. // Краеведческие записки. Вып. 3. – Барнаул, 2009. С 204 – 215. – Текст: непосредственный.
- Шухман, Л.П. Формирование музейной культуры детей и подростков в сфере досуга. // Сборник материалов региональной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Кемеровского областного краеведческого музея. – Кемерово, 2005.С 101-103. – Текст: непосредственный. Текст: непосредственный.
- Ясман З.Д. Музейное комплектование по истории современности и задачи экспозиционного показа. // Музей в современном мире: традиции и новаторство/ Труды ГИМ. Вып.104-М., 2009. – Текст: непосредственный.
Электронные ресурсы:
1. СD, DVD диски с иллюстративным и справочным материалом, презентации, плакаты, схемы, карты.
2. Пасечный П. С., Емельянов Б. В. Экскурсия [Электронный ресурс] – М.: Знание, 2012. – CD-ROM.
3. Тамбовской краеведение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: //https://tambovodb.ru/joomla/index.php/9-sovetuem-pochitat/420-tambovskoe-kraevedenie, свободный. – Загл. с экрана.
4. ТОГБУ Государственный архив Тамбовской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tambovarchiv.ru/node/185, свободный. – Загл. с экрана.
5. Федеральное агентство по туризму [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.russiatourism.ru, свободный. – Загл. с экрана.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный натуралист"
Дополнительная общеобразовательная программа «Юный натуралист» естественнонаучной направленности. Она способствует эколого - биологическому развитию воспитанников, гармон...
Опыт реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный натуралист»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный натуралист» реализуется в соответствии с естественнонаучной направленностью образования: направлена на формирование у обучающихся гум...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный журналист»
Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку. Программа предусматривает интенси...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юные друзья пожарных"
Цель образовательной программы «Юный пожарный» являетсяформирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития; патриотическое в...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Юный многоборец"
Учебная программа для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) по легкой атлетики разработана на основе директивных и нормативных документов, регламентирующих работу спортивных школ Министерства образо...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный краевед"
В последнее десятилетие по России в целом резко возрос интерес к проблемам изучения родного края. С одной стороны, это дань моде, с другой – насущная необходимость. И диктуется она потребностями...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный снайпер"
Программа способствует решению одной из наиболее важных задач современного общества - патриотическому воспитанию подрастающего поколения, подготовке юношей к воинской службе в Россий...