Программа внеурочной деятельности «Юный экскурсовод»
рабочая программа (6 класс) на тему
Формирование личности обучающихся, как достойных граждан своего Отечества, ориентировано на сохранение, восстановление и преумножение исторического и культурного достояния России через умение вслушиваться в голос истории, осмысливать ее связь с современностью. Практика работы в школе показала, что знакомство с прошлым и настоящим, историей и культурой народа необходимо продолжить во внеурочное время. Это послужило поводом для разработки образовательной программы «Юный экскурсовод».
Программа «Юный экскурсовод» создана для того, чтобы обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, познакомить детей с музейным пространством, привить любовь к школе, родному краю, к Родине. Данная программа в системе внеурочной деятельности предполагает обучение учащихся школы основам экскурсионного дела. Экскурсии раскрывают широкие возможности для воспитания ребенка, а также восприятия им музейной культуры. Кроме того, школа юного экскурсовода призвана научить обучающегося трудиться, кропотливо подбирая материалы для будущей экскурсии, нести ответственность за результаты своего труда. Школьный музей даёт возможность попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Выполнение разных ролевых функций (экскурсовод) обогащает жизненный опыт детей, приучает к ответственности и дисциплине, формирует навыки лидерства, готовит ребёнка к активной жизни в гражданском обществе.
Данная программа предназначена для обучающихся 6 классов, интересующихся историей родного края и музееведением. Курс рассчитан на 1 год обучения и составляет 35 часов из расчета 1 час в неделю. Тематическое наполнение и часовая разбивка курса отражены в календарно-тематическом плане. Время занятий составляет 45 минут.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_yunyy_ekskursovod.doc | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Юный экскурсовод»
Пояснительная записка
Формирование личности обучающихся, как достойных граждан своего Отечества, ориентировано на сохранение, восстановление и преумножение исторического и культурного достояния России через умение вслушиваться в голос истории, осмысливать ее связь с современностью. Практика работы в школе показала, что знакомство с прошлым и настоящим, историей и культурой народа необходимо продолжить во внеурочное время. Это послужило поводом для разработки образовательной программы «Юный экскурсовод».
Программа «Юный экскурсовод» создана для того, чтобы обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, познакомить детей с музейным пространством, привить любовь к школе, родному краю, к Родине. Данная программа в системе внеурочной деятельности предполагает обучение учащихся школы основам экскурсионного дела. Экскурсии раскрывают широкие возможности для воспитания ребенка, а также восприятия им музейной культуры. Кроме того, школа юного экскурсовода призвана научить обучающегося трудиться, кропотливо подбирая материалы для будущей экскурсии, нести ответственность за результаты своего труда. Школьный музей даёт возможность попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Выполнение разных ролевых функций (экскурсовод) обогащает жизненный опыт детей, приучает к ответственности и дисциплине, формирует навыки лидерства, готовит ребёнка к активной жизни в гражданском обществе.
Данная программа предназначена для обучающихся 6 классов, интересующихся историей родного края и музееведением. Курс рассчитан на 1 год обучения и составляет 35 часов из расчета 1 час в неделю. Тематическое наполнение и часовая разбивка курса отражены в календарно-тематическом плане. Время занятий составляет 45 минут.
Главная цель программы - сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала.
Задачи программы:
- расширение и углубление знаний, дополняющих школьную программу;
- содействие гармоничному развитию личности, совершенствование духовных и физических потребностей;
- формирование положительной мотивации в общественно-полезной деятельности обучающихся по изучению истории своего народа;
- воспитание патриотизма и любви к родному краю;
- формирование способности самостоятельно оценивать исторические события;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
В соответствии с требованиями ФГОС ООО программа направлена на:
- создание условий для развития личности ребёнка;
- развитие мотивации к познанию и творчеству;
- приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям;
- создание условий для творческой самореализации личности ребёнка;
- привлечение детей к участию в общественно полезных, социально значимых акциях;
- взаимодействие с семьёй.
Последовательность тем обусловлена логикой развития основных понятий и способствует формированию эволюционного мышления. Значительное место в программе отведено экскурсиям, практической работе и проведению наблюдений. Обучающиеся собирают, систематизируют, исследуют материалы. Работа на занятиях строится как исследовательская: дети находят дополнительную литературу, систематизируют материал.
Сроки и этапы реализации программы. Программа имеет историко-краеведческую направленность, предназначена для детей в возрасте от 11 до 13 лет, рассчитана на 1 год обучения.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, а на активное участие их самих в процессе ее приобретения.
В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему своего народа. Программа призвана расширить кругозор по истории страны и родного города, обучить навыкам работы с разнообразными историческими и музейными источниками. Значительное место в программе занимает изучение материалов музейного фонда, музейных экспозиций, литературы, предполагается сотрудничество с музеями города.
Ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации программы:
- набор раздаточных материалов;
- художественная литература для чтения по темам программы;
- демонстрационный материал (карты, таблицы);
- оборудование для аудиовизуальной проекции;
- кабинет Казаневедения.
При отборе исторических сведений для занятия применяются правила:
- События истории должны быть важными для данного края, доступными, эмоционально насыщенными;
- Предоставлять обучающимся возможность совершать маленькие «открытия», привлекая их к участию в работе по какой-нибудь теме или знакомому объекту;
- Формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом;
- Вызвать интерес к родным местам, городу, улице, дому, школе, содействовать формированию чувства ответственности за происходящее вокруг..
Форма организации занятии – групповая:
- беседы, устные журналы, дискуссии;
- экскурсии;
- самостоятельное проведение экскурсий в школьном музее;
- заочные путешествия по музеям мира;
- викторины, конкурсы (в основном проводятся для подведения итогов деятельности по разделу);
- индивидуальная самостоятельная работа;
- творческая работа (рисунки, мини – сочинения, статьи в газету);
- исследовательская работа (участие в проектной деятельности);
- консультации (по мере необходимости при подготовке к сообщению с презентацией, проектной деятельности, конференции, выступлению);
- конференции (участие детей в школьных и городских мероприятиях) и т.п.
- чтение художественной и научно-познавательной литературы.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса.
В современном мире крайне важно умение не просто пассивно усваивать знания, но и уметь обрабатывать информацию, уметь правильно воспользоваться ею. В связи с этим предусмотрено существенное увеличение проблемных вопросов, творческих и практических заданий, самостоятельной работы в школьном музее. В результате обучения по программе у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к окончанию обучения по программе будут сформированы:
Личностные действия:
Обучающийся научится и приобретет:
- научится ориентироваться в важнейших для области событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
- приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
- приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина, чувства сопричастности и гордости за свой край;
- мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы;
- эстетических чувств на основе знакомства с культурой народов мира;
- чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
- эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные действия:
Обучающийся научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
- проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Обучающийся получит возможность:
- уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- в сотрудничестве с педагогом ставить новые учебные задачи, цели;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при проведении экскурсий, работе с музейными фондами, над проектом, исследованием, конференцией;
- вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные действия:
Обучающийся научится:
- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
- на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- узнавать символику города;
- описывать достопримечательности города;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек;
- устанавливать причинно‐следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Обучающийся получит возможность:
- самостоятельно подбирать литературу по теме;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
- работать в семейных, школьных архивах.
Коммуникативные действия:
Обучающийся научится:
- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
- ориентироваться на позицию партнера в общении;
- способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность через проведение экскурсий в школьном музее;
- учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Обучающийся получит возможность:
- готовить и выступать с сообщениями;
- работать с экспозицией кабинета Казаневедения;
- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности, проводить экскурсии в кабинете;
- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Система организации контроля за реализацией программы.
Подведение итогов деятельности по каждому разделу будет организована в форме:
- викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;
- выставок рисунков,
- создания презентаций и представлений по изученной теме;
- создания и защиты собственного проекта;
- исследовательской работы;
- участия в массовом мероприятии (конкурсной программе).
Содержание курса программы
1. Вводное занятие.
Знакомство с понятием «музей». Знакомство с программой работы. Инструктаж по технике безопасности.
2. Основы музейных знаний.
Профили музеев. Музеи мира. Музеи города.
3. О чем будет рассказывать экспозиция кабинета Казаневедения.
Принцип работы: связь с современностью, учебно-исследовательская и поисковая работа, связь с общественностью, ветеранами, проживающими в микрорайоне школы, ветеранами педагогического труда, родителями.
3. Славное прошлое Казани.
История основания города Казани. Знаменитые земляки.
4. Виды экскурсий. Обзорная, тематическая, игровая. Отбор экспонатов. Знакомство с работой экскурсоводов.
5. История родной школы.
6. Роль экскурсовода в работе экспозиции.
Знакомство учащихся с работой экскурсовода.
7. Методика подготовки экскурсий.
Составление плана экскурсии. Отбор и систематизация значимого материала.
8. Как провести экскурсию.
Составление текста экскурсии. Правилам проведения экскурсии с учетом возрастных особенностей экскурсантов.
9. Я - экскурсовод.
Преодоление неуверенности в своих силах, развитие коммуникативных способностей.
10. Пробуем свои силы.
Ведение экскурсий в кабинете, в школьном музее.
11. Сбор материала для исследовательской работы.
12. Оформление творческой работы.
Оформление результатов поисково-исследовательской работы. Библиография. Критерии оценки проекта.
13. Представление результатов поисково-исследовательской деятельности.
Презентация, защита проекта. Публичное выступление.
14. Проведение экскурсий в кабинете.
Календарно-тематическое планирование
по внеурочной деятельности в 6 классе
№ занятия | Тема | Кол. часов | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Типы и виды музеев: краеведческие, боевой славы, исторические; государственные, частные, муниципальные, школьные. | 1 | ||
2 | Музеи и история родного края. Что такое виртуальная экскурсия? | 1 | ||
3 | Знакомство с теоретическими понятиями «музей», «профиль», «экспонат», «экспозиция», «экскурсовод» «архив», «фонд». | 1 | ||
4-5 | Экскурсия – одна из основных форм работы музея. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, игровая. Отбор экспонатов. Знакомство с работой экскурсоводов. | 2 | ||
6 | О чем будет рассказывать экспозиция. | 1 | ||
7-8 | Славное прошлое Казани. | 2 | ||
9 | История родной школы. | 1 | ||
10-11 | Роль экскурсовода в работе музея. Практикум. Упражнения на дыхание, скороговорки. Чтение прозы, стихов. Анализ моей речи и речи моих друзей (диалект, жаргонизмы). | 2 | ||
12 | Методика подготовки экскурсий. | 1 | ||
13-14 | Подготовка текста экскурсии. Оформление текста экскурсии. | 2 | ||
15-16 | Я - экскурсовод. | 2 | ||
17-18 |
| 2 | ||
19-20 | Проведение экскурсии «Улицы нашей памяти» (по улицам микрорайона Азино, названным в честь героев Советского Союза, писателей, ученых и т.п.). | 2 | ||
21 | Введение в поисково-исследовательскую деятельность. | 1 | ||
22 | Основные этапы работы с источниками. | 1 | ||
23-24 | Исторические, этнографические и топонимические источники. | 2 | ||
25-26 | Интервью, опросы, беседы и другие формы исследовательской деятельности. | 2 | ||
27-30 | Сбор материала для исследовательской работы. | 2 | ||
31-32 | Оформление творческой работы. | 2 | ||
33 | Представление результатов поисково-исследовательской деятельности. | 1 | ||
34-35 | Проведение экскурсий в кабинете Казаневедения. | 1 |
Методическое и ресурсное обеспечение программы
1. Шкурко А.И. Методические рекомендации экскурсоводам школьных музеев. – М., 2001
2. Васнева Л. Программа школа юного экскурсовода. // Воспитание школьников . – № 9, 2007.
3. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина: Сборник «Культурно-образовательная деятельность музеев». –М., 2007.
4. Музейная педагогика. Под ред. Н.М. Ланковой . Работа со школьниками в краеведческом музее. – М., 2001.
5. http://www.eduhmao.ru/info/ – Информационно-просветительский портал. Музейная педагогика в школе.
6. Чуракова Н., Малаховская О. Музей в твоём классе. –Академкнига, 2006.
7. ГилазовИ.А., Пискарев В.И., Султанбеков Б.Ф. Учебное пособие Казаневедение. Казань: Тамга, 2006.-192с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Юный спортсмен"
Прграмма внеурочной деятельности для 1- го класса....
Программа внеурочной деятельности "Юные инспекторы движения"
Программа составлена с учетом изучения материала в 1-4 классах...
Программа внеурочной деятельности " Юный астроном"
Данная программа общеинтеллектуальной направленности знакомит с вопросами астрономии и её научными достижениями. Астрономический материал вызывает у учащихся огромный интерес. У любознательных школ...
Программа внеурочной деятельности "Юные краеведы". 5 класс.
Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности с обучающимися по географии с использованием регионального компонента.Программа предполагает изучение исторических и географическ...
Программа внеурочной деятельности «Юный филолог» ( программа подготовки учащихся к участию в предметных олимпиадах по русскому языку)
Предлагаемая программа предназначена для учащихся средней ступени (7-8 классы) обучения общеобразовательных школ. Программа разработана для работы со школьниками...
Программа внеурочной деятельности "Юные музееведы" и рецензия на программу
Предназначена для учеников 5-6 классов...
Программа курса внеурочной деятельности "Юный экскурсовод"
Программа курса внеурочной деятельности "Юный экскурсовод"для учащихся 8-9 класса. Содержит пояснительную записку, результаты освоения курса, содержание курса, тематическое планирование...