Программа по внеурочной деятельности "Музейное краеведение"
рабочая программа по краеведению (5 класс) на тему

Любишева Елена Викторовна

Пролграмма внеурочной деятельности 5 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования Администрации города Новый Уренгой

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №7»

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения

__________________

от ______201_ №____

ПРИНЯТО

Протокол  заседания педагогического совета

от______201_№_______

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора

МБОУ «СШ№7»

от_____201_ №___

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Музейное краеведение»

                                               по   духовно-нравственному направлению                                                                                                                                  _

для 5-х классов

на 2015-2016 учебный год

Срок реализации : 1 год

Количество часов : 35 часов

        

        

Программа разработана на основе: 

  • федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования (приказ № 1897 от 17. 12. 10 МО РФ);
  • Программа по внеурочной деятельности “Музейное краеведение” является модифицированной. Она составлена на основе авторской программы Д.В. Смирнова «Юные музееведы», опубликованной в сборнике «Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В.А.Горского. Стандарты второго поколения». 2-е издание. Москва. Просвещение. 2011 год.

 Программу  по внеурочной

деятельности составил

педагог-организатор

Любишева Е.В., 1 категория

г.Новый Уренгой

2015 /2016 уч. год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемая рабочая программа предназначена для 5 класса общеобразовательных учреждений и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования с учетом концепции духовно-нравственного воспитания и планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Программа по внеурочной деятельности “Музейное краеведение” является модифицированной. Она составлена на основе авторской программы Д.В. Смирнова «Юные музееведы», опубликованной в сборнике «Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В.А.Горского. Стандарты второго поколения». 2-е издание. Москва. Просвещение. 2011 год.

Концепция (основная идея) программы

            Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом возрастных особенностей школьников среднего звена. Данная программа предполагает организацию деятельности обучающихся от простого знакомства с музеем к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы.Программа предполагает изучение элементарных методических приемов исследовательской, фондовой, архивной, культурно-образовательной и экспозиционной работы. Программа рассчитана на детей от 11 до 12 лет.

Актуальность и новизна

           Актуальность данной программы заключается в том, что для развития, обучения и духовно-нравственного воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы ребёнок мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать её руками и эмоционально пережить артефакты. Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Одна из актуальных проблем современного общества – формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. Такая личность может быть сформирована только, если она знает свои истоки, историю и культуру

                 Музей-это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в духовно-нравственном воспитании личности. Осваивая теоретические знания и практические умения в области музееведения, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям .Программа имеет интегрированный характер. При реализации содержания данной программы, расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, обществознания, изобразительного искусства, литературы и др. Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысить эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково-исследовательской работы. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, тематико - экспозиционный план, экскурсию, исследовательский проект), школьник тем самым раскрывает свои способности, самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.Освоение программы позволит учащимся получить социальный опыт деятельности и начальные навыки музейного дела.

Отличительными особенностями и новизной программы являются:

  • принцип стремление к освоению профессионального мастерства в музейном деле.
  • принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наука (истории, обществознания, изобразительного искусства, литературы и др.);
  • принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Цель программы:

-получить обучающимися опыт деятельности в области музейного дела в реальных и модельных условиях,

-сформировать представление о музее как социо-культурном институте, его социальных функциях, истории становления и развития музеев, об основных направлениях деятельности современных музеев.

Задачи программы:

- познакомить учащихся с историей музейного дела, типами и видами современных музеев, теорией и практикой музейной работы в России (фондовой, архивной, культурно-образовательной и экспозиционной работой музея);

- сформировать у учащихся представления о современных музейных технологиях

- развить первичные практические навыки музейной работы;

- побудить учащихся к поисково-исследовательской созидательной деятельности;

- способствовать расширению кругозора школьников и социализации младших подростков.

По окончании обучения по программе дети должны знать историю музейного дела, ведущие  музеи мира, жизнь и деятельность выдающихся людей, внёсших вклад в развитие музейного дела, основы музееведческой деятельности, методику проведения поисково-исследовательской работы, основные термины ,применяемые в музейном деле.

Выпускники должны уметь общаться с людьми, вести исследовательские краеведческие записи, систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить, вести элементарную поисковую и научно-исследовательскую работу.

Подведение итогов деятельности организуется в начале следующего учебного года (сентябрь, октябрь) в различных формах общественной презентации (выставка, экскурсия, предметная неделя, конкурс экскурсоводческого мастерства, краеведческая конференция и т. п.)

Планируемые результаты освоения  обучающимися

программы внеурочной деятельности

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ  КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будет формироваться:

- чувство уважения к прошлому, бережное отношение к реликвиям, патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности;

- интерес к музееведческой и научно-исследовательской деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- планировать свои действия в соответствии с конкретной поставленной задачей;

- заниматься самостоятельным исследовательским поиском;

- различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- ориентироваться в музейной терминологии;

- определять особенности становления музеев в России и в мире в различные исторические периоды;

- составлять план поисково-исследовательского проекта;

- находить и обрабатывать информацию;

- анализировать объекты, выделять главное;

- заполнять бланки музейной документации по работе с фондами;

- проектировать простую экспозицию;

- комплектовать материал для выставки;

- составлять текст экскурсии к выставке;

- ориентироваться в экспозиционно-выставочном пространстве;

- оформлять и хранить краеведческий материал, вести элементарные краеведческие записи;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- описывать конкретные экспонаты и события;

- правильно задавать вопросы респондентам;

- договариваться, приходить к общему решению;

- работать в группе;

- высказывать суждения, аргументировать

                                    ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

- проведение викторин на знания понятий и терминов музееведения;

- экскурсии в музеи, архив;

- поиск сайтов и знакомство через них с известными музеями;

- просмотр видеофильмов о музеях нашей страны и за рубежом;

- проектная деятельность (защита индивидуального краеведческого проекта);

- разработка и проведение мини-экскурсии по выставке;

- участие в конкурсе краеведческого музея;

- работа в библиотеке, архиве;

- встречи с участниками исторических событий, запись воспоминаний, анкетирование артефактов, поиск и сбор экспонатов;

- подготовка сообщений, презентационных материалов.

                                                              МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Словесный: объяснение нового материала; рассказ обзорный для раскрытия новой темы; беседы с учащимися в процессе изучения темы;

Наглядный: применение наглядных пособий, предметов и документов музейного значения, технических средств;

Практический: работа с бланками (постановка на учет, хранение, движение музейных предметов), письменными и вещественными источниками из музейного фонда, архива;

Игровой: создание специальных ситуаций, моделирующих реальную ситуацию, из которой ребятам предлагается найти выход;

Исследовательский: выполнение детьми определенных исследовательских заданий во время занятия.

Проектный: работа учащихся над индивидуальным краеведческим проектом

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Темы

               Количество

часов

п/п

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения

2

1

1

2

Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина

2

2

0

3

Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев

2

1

1

4

История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца XVIII в.)

3

2

1

5

История музейного дела в России. Коллекционирование (конец XVII — первая половина XIX в.)

3

2

1

6

Музейная сеть и классификация музеев. Школьный музей «Я помню! Я горжусь!»

2

1

1

7

Фонды музея. Работа с фондами

6

3

3

8

Музейная экспозиция  и её виды

2

1

1

9

Поисково-исследовательская и научная деятельность музея

2

1

1

10

Выставочная деятельность музея. Классификация выставок

1

1

0

11

Культурно-образовательная деятельность музея

1

0

1

12

Научно-исследовательская и поисковая деятельность музея

2

0

2

13

Организация краеведческой работы в экспедициях

2

0

2

14

Подготовка и проведение итогового мероприятия

5

0

5

Итого

35

        15

20

                СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения

Цели и задачи занятий по программе «Музейное краеведение». Основные понятия и термины в музейном деле (музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и др.). Становление и развитие государственно-общественной системы музейного дела. Опыт успешной деятельности объединений обучающихся в краеведческих музеях образовательных учреждений.

Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов музейного дела; составление словаря музейных терминов; викторина «Кто больше назовёт музейных терминов?»; составление кроссворда на тему музея (совместно с родителями).

2.        Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина

Современное понимание термина «музееведение». Законодательные акты, регулирующие музейное дело в Российской Федерации. Положение о музее в образовательном учреждении. Устав самодеятельного объединения юных музееведов. Права и обязанности юных музееведов.

Практическая работа: поиск в сети Интернет основных законодательных актов, регламентирующих деятельность школьных музеев в России. Обсуждение и доработка устава объединения юных музееведов.

3.        Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев

Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Понятие «социальный институт». Основные социальные функции музеев. Социальная функция школьного музея.

Школьный краеведческий музей на современном этапе развития. Структура краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений.

Практическая работа: обзорная экскурсия в краеведческий музей своего города или района; домашнее задание: по итогам экскурсии определить в своей рабочей тетради социальные функции музея.

4.        История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца XVIII в.)

Начало коллекционирования древностей. Коллекционирование в античную эпоху. Древняя Греция: святилища, храмы, пинакотеки. Общественные и частные собрания Древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы; светские сокровищницы и частное коллекционирование).

Исторические предпосылки возникновения музеев. Кабинеты и галереи эпохи Возрождения (студиоло, антикварии, кунсткамеры). Естественно-научные кабинеты XVI—XVII вв. Художественное коллекционирование в XVII в. Зарождение науки музеографии.

Западноевропейские музеи в XVIII в. Формирование концепции публичного музея. Музеи и картинные галереи Великобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции.

Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях мира; поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными собраниями (музеями); домашнее задание: подготовка совместно с родителями реферата (проектная работа — презентационное сообщение об одном из известных зарубежных музеев (по выбору детей).

5.        История музейного дела в России. Коллекционирование (конец XVII — первая половина XIX в.)

Первые музеи в России. Кабинеты и галереи конца XVII — первой четверти XVIII в. Кунсткамера в Санкт-Петербурге. Императорский музей Эрмитаж. Кабинеты учебных и научных учреждений. Иркутский музеум.

Коллекционирование в России в конце XVIII — первой половине XIX в.

Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны; поиск сайтов и знакомство через них с известными отечественными музейными собраниями; домашнее задание: самостоятельная подготовка проектной работы об одном из известных музеев России (по выбору детей), защита проекта.

6.        Музейная сеть и классификация музеев. Школьный музей

Музейная сеть и классификация музеев. Принципы классификации музеев в Российской Федерации. Частные музеи и музеи, созданные на общественных началах. Взаимодействие государственных музеев с частными и общественными.

Школьный  музей как специфическая образовательная среда развития, обучения и воспитания. Профили школьных музеев. Особенности деятельности школьного  музея. План работы школьного музея (планы образовательной, экскурсионной, воспитательной, поисковой и научно-исследовательской работы). Отчёт о деятельности школьного музея.

Практическая работа: участие в планировании деятельности школьного музея и составлении отчёта о выполнении плана работы.

7.        Фонды музея. Работа с фондами

Определение понятий «фонды музея», «изучение музейных фондов», «музейный предмет», «экспонат», «артефакт» и др. Музейные предметы как основа работы школьного краеведческого музея. Научная организация фондов музеев. Состав и структура музейных фондов. Пополнение фондов школьного краеведческого музея. Использование фондов для организации выставочной работы и проведения экскурсий. Учёт фондов школьного музея. Принципы организации фондовой работы в школьном краеведческом музее.

Практическая работа: знакомство с фондами школьного краеведческого музея; составление учётной карточки экспоната школьного музея.

8.        Музейная экспозиция и её виды

Понятия «музейная экспозиция», «экспонат», «экспозиционный материал», «тематическая структура», «экспозиционные комплексы» и др. Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели и др.).

Особенности экспозиций разных групп музеев (общеисторические музеи, исторические отделы краеведческих музеев, художественные музеи, этнографические музеи, музеи-заповедники, музеи под открытым небом и т. д.).

Экспозиции (постоянные и временные, тематические) в школьном краеведческом музее. Обновление экспозиций школьного краеведческого музея. Тематические экспозиции музея по учебным дисциплинам и к памятным датам.

Практическая работа: участие в подготовке тематической экспозиции школьного музея по учебным дисциплинам (предметная неделя) и к памятной дате.

9.        Поисково-исследовательская и научная деятельность музея

Музеи как современные научные и поисково-исследовательские центры. Основные направления научно-исследовательской деятельности: разработка научной концепции музея; комплектование фондов; изучение музейных предметов и коллекций; хранение и охрана фондов; реставрация, музейная педагогика, социально-психологические исследования; исследования в области истории, теории и методики музейного дела.

Поисково-исследовательская деятельность школьного краеведческого музея.

Практическая работа: участие в поисково-исследовательской деятельности школьного краеведческого музея в соответствии с тематикой и планом его деятельности; выполнение индивидуального поисково-исследовательского задания.

10.        Выставочная деятельность музея. Классификация выставок

Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея». Задачи и функции выставки школьного краеведческого музея. Классификация выставок.

Организация выставок в школьном краеведческом музее (стационарные, переносные или выездные).

Практическая работа: участие в подготовке тематической выставки в школьном краеведческом музее; домашнее задание: посещение совместно с родителями выставки в своём городе или районе, составление паспорта выставки.

11.        Культурно-образовательная деятельность музея

Культурно-образовательная деятельность музея и её основные формы. Цели, задачи и специфика культурно-образовательной деятельности музея. Основные требования: высокий теоретический и методический уровень, актуальность и занимательность, учёт возраста и интересов участников, опора на экспозицию.

Экскурсия как основная форма образовательной деятельности. Объекты образовательных экскурсий. Особенности культурно-образовательной деятельности школьного музея.

Практическая работа: выполнение индивидуальных поисково-исследовательских краеведческих заданий в ходе экскурсии в музей (поиск информации по интересующей проблеме на стендах экспозиции, формирование вопросов по проблеме для экскурсовода и т. д.).

12.        Научно-исследовательская и поисковая деятельность музея

Поисково-собирательская деятельность в работе школьного музея. Задачи поисковой работы, связь с тематикой школьного музея. Формы поисково-собирательской работы учащихся (краеведческие походы; экспедиции; работа в библиотеке, государственном музее, архиве; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; документирование артефактов, поиск и сбор экспонатов).

Этапы подготовки научно-исследовательской работы. Требования к научному оформлению результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности. Виды оформления работы: доклад, реферат, статья. Цитирование и ссылки. Культура научного исследования.

Практическая работа: составление программы поисково-собирательской деятельности и её проведение; овладение основными формами поисково-исследовательской работы (работа в библиотеке, архиве; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; анкетирование респондентов; документирование артефактов; поиск и сбор экспонатов).

13.        Организация краеведческой работы в экспедициях

Понятие «краеведческая экспедиция». Индивидуальное краеведческое задание и программа его выполнения в экспедиции. Формы выполнения краеведческих исследований в экспедиции: индивидуальные, звеньевые и коллективные. Права и обязанности краеведа-исследователя при выполнении поисково-исследовательских работ. Требования к соблюдению научной культуры и этики исследовательской деятельности.

Требования по обеспечению личной гигиены и техники безопасности в экспедиции.

Практическая работа: составление программы выполнения индивидуального краеведческого задания в экспедиции; оформление (ведение, заполнение) дневника индивидуального краеведческого исследования непосредственно в экспедиции; самоанализ результатов выполнения индивидуального краеведческого задания.

14.        Подготовка и проведение итогового мероприятия
Подведение итогов обучения. Совместный анализ деятельности каждого участника экспедиции, его вклада в общее дело.

 

     Практическая работа: проверка знаний, умений и навыков обучающихся; подготовка докладов; оформление экспозиций и выставок; подготовка презентационных материалов и видеофильма; проведение школьной краеведческой конференции по итогам летней экспедиции.

                               

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

  1. Посетить  городские музеи.
  2. Просмотр видеофильмом об известных музеях мира
  3. Составление словаря музейных терминов
  4. Проектная работа «Мой любимый музей»
  5. Проведение мероприятий в школьном музее к памятным датам

CИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

1.      Оценка  востребованности форм и мероприятий внеклассной работы;

2.      Сохранность контингента всех направлений внеурочной работы;

3.      Анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями;

4.      Анкетирование школьников и родителей в рамках внутришкольного контроля.

5.      Вовлечённость  обучающихся во внеурочную образовательную деятельность как на базе школы, так и вне ОУ;

6.      Развитие и сплочение ученического коллектива, характер межличностных отношений;

7.      Результативность участия субъектов образования в целевых программах и проектах различного уровня.

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОГО И МЕТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Литература:

    Багаутдинова Ф. Г. Туристско-краеведческая деятельность учащихся начальных классов: (В помощь учителю, руководителю кружка) / Ф. Г. Багаутдинова. — М., 1992.

Голованов В. П. Педагогика дополнительного образования детей / В. П. Голованов. — Йошкар-Ола, 2006.

Горский В. А. Живое образование / В. А. Горский. — Ногинск, 2007.

Емельянов Б. В. Экскурсоведение / Б. В. Емельянов. — М., 2000.

Исследовательская практика школьников в профильном обучении: книга для учителя / под ред. С. Н. Чистяковой. — М., 2006.

Как организовать работу школьного краеведческого музея: методические рекомендации / сост. Н. А. Воронцова. — Пермь,

1974.

Краеведение: пособие для учителя / под ред. А. В. Даринского. — М., 1987.

Музей будущего: Информационный менеджмент / сост. А. В. Лебедев. — М., 2001.

Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Т. А. Кудриной. — М., 1985.

Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении / под ред. А. С. Прутченкова. — М., 2003.

Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся / А. А. Остапец. — М., 2001.

Российская музейная энциклопедия. В 2 т. — М., 2001.

Сборник нормативно-правовых актов по туристско-краеведческой работе, организации отдыха детей и молодёжи / сост. Ю. С. Константинов, С. В. Усков. — М., 2006.

Сейненский А. Е. Музей воспитывает юных / А. Е. Сейненский. — М., 1988.

Столяров Б. А. Основы экскурсионного дела / Б. А. Столяров, Н. Д. Соколова, Н. А. Алексеева. — СПб., 2002.

Столяров Б. А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности / Б. А. Столяров. — СПб., 1999.

Юренева Т. Ю. Музееведение / Т. Ю. Юренева. — М., 2003.

Юренева Т. Ю. Музей в мировой культуре. / Т. Ю. Юренева. — М., 2003.

Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике / М. Ю. Юхневич. — М., 2001.

Материально-техническая база.

Компьютер, сети Интернет, магнитофон, DVD проигрыватель, диски.

Электронные ресурсы

1.Виртуальные музеи и галереи мира http://www.ph4.ru/virtur

2.Государственный исторический музей // http://www.shm.ru/

3.Государственная Третьяковская галерея // http://www.tretyakovgallery.ru/

4.Исторические усадьбы России. Музеи-усадьбы России // http://hist-usadba.narod.ru

5.Музей-монастырь // http://www.museum.ru/rme/sci_mon.asp

6.Музей-храм // http://www.museum.ru/rme/sci_hram.asp

7.Музей-заповедник Кижи //http://kizhi.karelia.ru/index.html

8.Музей-заповедник «Московский Кремль» // http://www.kreml.ru/

9.Музеи Санкт-Петербурга и пригородов //http://kanikuly.spb.ru/tour_muzei.htm#muz_1

10.Пушкинский музей //http://www.pushkinmuseum.ru/

11.Русский музей. http://rusmuseum.ru/

12.Этнографический музей //http://www.ethnomuseum.ru/

13.Эрмитаж //http://www.hermitagemuseum.org/




Предварительный просмотр:

Календарно - тематическое планирование курса внеурочной деять-ти «Музейное краеведение». 35 часов в год, 1час  в неделю.

№ п/п

Тема занятия

Дата

Основное содержание

Вид занятия

                         УУД

Форма контроля

1

Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения

Цели и задачи занятий по программе «Музейное краеведение». Основные понятия и термины в музейном деле (музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и др.). Становление и развитие государственно-общественной системы музейного дела. Опыт успешной деятельности объединений обучающихся в краеведческих музеях образовательных учреждений.

аудиторное

Личностные УУД . Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор

Познавательные УУД проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.

Коммуникативные УУД использовать в речи изученные лексические единицы в соответствии с ситуацией общения. Регулятивные УУД

Учиться работать по предложенному учителем плану. Проговаривать последовательность действий на занятии

беседа

2

Викторина «Кто больше назовёт музейных терминов?»;

ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов музейного дела; составление словаря музейных терминов; викторина «Кто больше назовёт музейных терминов?»; составление кроссворда на тему музея (совместно с родителями).

аудиторное

Познавательные УУД:

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы .

Коммуникативные УУД :

а)        донести свою позицию до собеседника;

б)        оформить свою мысль в устной форме. Уметь слушать и понимать высказывания собеседников

Регулятивные УУД:

Учиться работать по предложенному учителем плану. Проговаривать последовательность действий на занятии.

практическая работа

3

Что такое музей?

Современное понимание термина «музееведение». Законодательные акты, регулирующие музейное дело в Российской Федерации. Положение о музее в образовательном учреждении. Устав самодеятельного объединения юных музееведов. Права и обязанности юных музееведов.

аудиторное

Личностные УУД . Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор

Познавательные УУД проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.

Коммуникативные УУД использовать в речи изученные лексические единицы в соответствии с ситуацией общения. Регулятивные УУД

Учиться работать по предложенному учителем плану. Проговаривать последовательность действий на занятии

беседа

4

Музееведение как научная дисциплина

поиск в сети Интернет основных законодательных актов, регламентирующих деятельность школьных музеев в России. Обсуждение и доработка устава объединения юных музееведов.

аудиторное

Личностные УУД :

Формирование любознательности, активности и заинтересованности в приобретении новых знаний

 Познавательные УУД:

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы .

Коммуникативные УУД :

Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Регулятивные УУД:

Cамостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

работа в библиотеке

5

Роль музея в жизни человека

Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Понятие «социальный институт». Основные социальные функции музеев. Социальная функция школьного музея.

Школьный краеведческий музей на современном этапе развития. Структура краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений.

аудиторное

Личностные УУД :

Формирование любознательности, активности и заинтересованности в приобретении новых знаний

 Познавательные УУД:

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы .

Коммуникативные УУД :

Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Регулятивные УУД:

Cамостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

беседа

6

 Основные социальные функции музеев

обзорная экскурсия в краеведческий музей города ; домашнее задание: по итогам экскурсии определить в своей рабочей тетради социальные функции музея.

внеаудиторная

Личностные УУД :

Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Познавательные УУД:

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.

Экскурсия в музей

7

История музейного дела за рубежом.

Исторические предпосылки возникновения музеев. Кабинеты и галереи эпохи Возрождения (студиоло, антикварии, кунсткамеры). Естественно-научные кабинеты XVI—XVII вв. Художественное коллекционирование в XVII в. Зарождение науки музеографии.

Западноевропейские музеи в XVIII в. Формирование концепции публичного музея. Музеи и картинные галереи Великобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции.

аудиторное

Личностные УУД :

Формирование любознательности, активности и заинтересованности в приобретении новых знаний

 Познавательные УУД:

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы .

Коммуникативные УУД :

Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Регулятивные УУД:

Cамостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

Беседа

презентация

8

Коллекционирование (от Античности до конца XVIII в.)

Начало коллекционирования древностей. Коллекционирование в античную эпоху. Древняя Греция: святилища, храмы, пинакотеки. Общественные и частные собрания Древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы; светские сокровищницы и частное коллекционирование).

аудиторное

Личностные УУД :

Формирование любознательности, активности и заинтересованности в приобретении новых знаний

 Познавательные УУД:

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы .

Коммуникативные УУД :

Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Регулятивные УУД:

Cамостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

Беседа

презентация

9

История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца XVIII в.)

просмотр видеофильмов об известных музеях мира; поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными собраниями (музеями); домашнее задание: подготовка совместно с родителями реферата (проектная работа — презентационное сообщение об одном из известных зарубежных музеев (по выбору детей).

внеаудиторная

Личностные УУД :

Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Познавательные УУД:

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.

просмотр видеофильмов

10

История музейного дела в России.

Первые музеи в России. Кабинеты и галереи конца XVII — первой четверти XVIII в. Кунсткамера в Санкт-Петербурге. Императорский музей Эрмитаж. Кабинеты учебных и научных учреждений. Иркутский музеум.

аудиторное

Личностные УУД :

Формирование любознательности, активности и заинтересованности в приобретении новых знаний

 Познавательные УУД:

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы .

Коммуникативные УУД :

Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Регулятивные УУД:

Cамостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

беседа

11

Коллекционирование (конец XVII — первая половина XIX в.)

Коллекционирование в России в конце XVIII — первой половине XIX в.

аудиторное

Личностные УУД :

Формирование любознательности, активности и заинтересованности в приобретении новых знаний

 Познавательные УУД:

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы .

Коммуникативные УУД :

Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Регулятивные УУД:

Cамостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

беседа

12

История музейного дела в России. Коллекционирование (конец XVII — первая половина XIX в.)

просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны; поиск сайтов и знакомство через них с известными отечественными музейными собраниями; домашнее задание: самостоятельная подготовка проектной работы об одном из известных музеев России (по выбору детей), защита проекта.

внеаудиторная

Личностные УУД :

Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Познавательные УУД:

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.

просмотр видеофильмов

13

Музейная сеть и классификация музеев.

Музейная сеть и классификация музеев. Принципы классификации музеев в Российской Федерации. Частные музеи и музеи, созданные на общественных началах. Взаимодействие государственных музеев с частными и общественными.

аудиторное

Личностные УУД :

Формирование любознательности, активности и заинтересованности в приобретении новых знаний

 Познавательные УУД:

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы .

Коммуникативные УУД :

Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Регулятивные УУД:

Cамостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

Беседа

презентация

14

Школьный музей «Я помню! Я горжусь!»

Школьный  музей как специфическая образовательная среда развития, обучения и воспитания. Профили школьных музеев. Особенности деятельности школьного  музея. План работы школьного музея (планы образовательной, экскурсионной, воспитательной, поисковой и научно-исследовательской работы).

внеаудиторная

Личностные УУД :

Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Познавательные УУД:

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.

Экскурсия в музей

15

Фонды музея.

Определение понятий «фонды музея», «изучение музейных фондов», «музейный предмет», «экспонат», «артефакт» и др.

аудиторное

Личностные УУД :

Формирование любознательности, активности и заинтересованности в приобретении новых знаний

 Познавательные УУД:

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы .

Коммуникативные УУД :

Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Регулятивные УУД:

Cамостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

беседа

16

Фонды музея

Музейные предметы как основа работы школьного краеведческого музея. Научная организация фондов музеев. Состав и структура музейных фондов. Пополнение фондов школьного краеведческого музея.

аудиторное

Личностные УУД :

Формирование любознательности, активности и заинтересованности в приобретении новых знаний

 Познавательные УУД:

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы .

Коммуникативные УУД :

Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Регулятивные УУД:

Cамостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

Беседа

презентация

17

Фонды музея

Использование фондов для организации выставочной работы и проведения экскурсий. Учёт фондов школьного музея. Принципы организации фондовой работы в школьном краеведческом музее.

аудиторное

Личностные УУД :

Формирование любознательности, активности и заинтересованности в приобретении новых знаний

 Познавательные УУД:

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы .

Коммуникативные УУД :

Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Регулятивные УУД:

Cамостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

Беседа

просмотр видеофильмов

18

Работа с фондами

знакомство с фондами школьного краеведческого музея; составление учётной карточки экспоната школьного музея.

внеаудиторная

Личностные УУД :

Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Познавательные УУД:

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.

Практическая работа

19

Работа с фондами

знакомство с фондами школьного краеведческого музея; составление учётной карточки экспоната школьного музея.

внеаудиторная

Личностные УУД :

Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Познавательные УУД:

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.

Практическая работа

20

Работа с фондами

знакомство с фондами школьного краеведческого музея; составление учётной карточки экспоната школьного музея.

внеаудиторная

Личностные УУД :

Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Познавательные УУД:

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.

Практическая работа

21

Музейная экспозиция  и её виды

Понятия «музейная экспозиция», «экспонат», «экспозиционный материал», «тематическая структура», «экспозиционные комплексы» и др. Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели и др.).

Особенности экспозиций разных групп музеев (общеисторические музеи, исторические отделы краеведческих музеев, художественные музеи, этнографические музеи, музеи-заповедники, музеи под открытым небом и т. д.). Экспозиции (постоянные и временные, тематические) в школьном краеведческом музее. Обновление экспозиций школьного краеведческого музея. Тематические экспозиции музея по учебным дисциплинам и к памятным датам

аудиторное

Личностные УУД :

Формирование любознательности, активности и заинтересованности в приобретении новых знаний

 Познавательные УУД:

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы .

Коммуникативные УУД :

Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Регулятивные УУД:

Cамостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы

Беседа

просмотр видеофильмов

22

Музейная экспозиция  и её виды

 участие в подготовке тематической экспозиции школьного музея по учебным дисциплинам (предметная неделя) и к памятной дате.

внеаудиторная

Личностные УУД :

Формирование любознательности, активности и заинтересованности в приобретении новых знаний

 Познавательные УУД:

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы .

Коммуникативные УУД :

Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Регулятивные УУД:

Cамостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы

Практическая работа

23

Поисково-исследовательская и научная деятельность музея

Музеи как современные научные и поисково-исследовательские центры. Основные направления научно-исследовательской деятельности: разработка научной концепции музея; комплектование фондов; изучение музейных предметов и коллекций; хранение и охрана фондов; реставрация, музейная педагогика, социально-психологические исследования; исследования в области истории, теории и методики музейного дела.

аудиторное

Личностные УУД :

Формирование любознательности, активности и заинтересованности в приобретении новых знаний

 Познавательные УУД:

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы .

Коммуникативные УУД :

Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Регулятивные УУД:

Cамостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы

беседа

24

Поисково-исследовательская и научная деятельность музея

участие в поисково-исследовательской деятельности школьного  музея в соответствии с тематикой и планом его деятельности; выполнение индивидуального поисково-исследовательского задания.

внеаудиторная

Личностные УУД :

Формирование любознательности, активности и заинтересованности в приобретении новых знаний

 Познавательные УУД:

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы .

Коммуникативные УУД :

Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Регулятивные УУД:

Cамостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы

Поисковая работа

25

Выставочная деятельность музея. Классификация выставок

Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея». Задачи и функции выставки школьного краеведческого музея. Классификация выставок.

Организация выставок в школьном краеведческом музее (стационарные, переносные или выездные).

аудиторное

Личностные УУД :

Формирование любознательности, активности и заинтересованности в приобретении новых знаний

 Познавательные УУД:

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы .

Коммуникативные УУД :

Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Регулятивные УУД:

Cамостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы

Беседа

просмотр видеофильмов

26

Культурно-образовательная деятельность музея

Культурно-образовательная деятельность музея и её основные формы. Цели, задачи и специфика культурно-образовательной деятельности музея. Основные требования: высокий теоретический и методический уровень, актуальность и занимательность, учёт возраста и интересов участников, опора на экспозицию.

Экскурсия как основная форма образовательной деятельности. Объекты образовательных экскурсий. Особенности культурно-образовательной деятельности школьного музея.

аудиторное

Личностные УУД :

Формирование любознательности, активности и заинтересованности в приобретении новых знаний

 Познавательные УУД:

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы .

Коммуникативные УУД :

Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Регулятивные УУД:

Cамостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы

беседа

27

Научно-исследовательская и поисковая деятельность музея

Поисково-собирательская деятельность в работе школьного музея. Задачи поисковой работы, связь с тематикой школьного музея. Формы поисково-собирательской работы учащихся (краеведческие походы; экспедиции; работа в библиотеке, государственном музее, архиве; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; документирование артефактов, поиск и сбор экспонатов).

внеаудиторная

Личностные УУД :

Формирование любознательности, активности и заинтересованности в приобретении новых знаний

 Познавательные УУД:

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы .

Коммуникативные УУД :

Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Регулятивные УУД:

Cамостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы

Экскурсия в музей

28

Научно-исследовательская и поисковая деятельность музея

Этапы подготовки научно-исследовательской работы. Требования к научному оформлению результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности. Виды оформления работы: доклад, реферат, статья. Цитирование и ссылки. Культура научного исследования.

внеаудиторная

Личностные УУД :

Формирование любознательности, активности и заинтересованности в приобретении новых знаний

 Познавательные УУД:

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы .

Коммуникативные УУД :

Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Регулятивные УУД:

Cамостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы

Экскурсия в музей

29

Организация краеведческой работы в экспедициях

Понятие «краеведческая экспедиция». Индивидуальное краеведческое задание и программа его выполнения в экспедиции. Формы выполнения краеведческих исследований в экспедиции: индивидуальные, звеньевые и коллективные. Права и обязанности краеведа-исследователя при выполнении поисково-исследовательских работ. Требования к соблюдению научной культуры и этики исследовательской деятельности.

Требования по обеспечению личной гигиены и техники безопасности в экспедиции.

внеаудиторная

Личностные УУД :

Формирование любознательности, активности и заинтересованности в приобретении новых знаний

 Познавательные УУД:

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы .

Коммуникативные УУД :

Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Регулятивные УУД:

Cамостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы

Практическая работа

30

Организация краеведческой работы в экспедициях

составление программы выполнения индивидуального краеведческого задания в экспедиции; оформление (ведение, заполнение) дневника индивидуального краеведческого исследования непосредственно в экспедиции; самоанализ результатов выполнения индивидуального краеведческого задания.

внеаудиторная

Личностные УУД :

Формирование любознательности, активности и заинтересованности в приобретении новых знаний

 Познавательные УУД:

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы .

Коммуникативные УУД :

Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Регулятивные УУД:

Cамостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы

Практическая работа

31

Проект «Мой любимый музей »

Подведение итогов обучения. Совместный анализ деятельности каждого участника экспедиции, его вклада в общее дело

внеаудиторная

Личностные УУД :

Формирование любознательности, активности и заинтересованности в приобретении новых знаний

 Познавательные УУД:

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы .

Коммуникативные УУД :

Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Регулятивные УУД:

Cамостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы

Защита проекта

презентация

32

Проект «Мой любимый музей »

проверка знаний, умений и навыков обучающихся;

внеаудиторная

Личностные УУД :

Формирование любознательности, активности и заинтересованности в приобретении новых знаний

 Познавательные УУД:

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы .

Коммуникативные УУД :

Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Регулятивные УУД:

Cамостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы

Защита проекта

презентация

33

Проект «Мой любимый музей »

проверка знаний, умений и навыков обучающихся

внеаудиторная

Личностные УУД :

Формирование любознательности, активности и заинтересованности в приобретении новых знаний

 Познавательные УУД:

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате своей  работы .

Защита проекта

презентация

34

Оформление выставки

«Виртуальный музей»

проверка знаний, умений и навыков обучающихся

внеаудиторная

Личностные УУД :

Формирование любознательности, активности и заинтересованности в приобретении новых знаний

 Познавательные УУД:

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате своей  работы

Практическая работа

35

Краеведческая конференция по итогам года

проверка знаний, умений и навыков обучающихся

внеаудиторная

Личностные УУД :

Формирование любознательности, активности и заинтересованности в приобретении новых знаний

 Познавательные УУД:

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате своей  работы

просмотр видеофильмов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности "Краеведение"

Планирование внеурочной деятельности по краеведению предназначено для учителей, работающих в среднем звене (5-6 классы), планирование расчитано на 2 часа в неделю, всего 70 часов...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Литературное краеведение в 5 классе.

Рабочая программа по литературному краеведению для 5 класса. Актуальность данного курса заключаетсяв том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение родного...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИСТОРИЧЕСКОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ «Я -КРЫМЧАНИН»

Целью образовательной программы является обретение личностью компетентностей в процессе ознакомления школьников с историей, памятниками археологии, истории и культуры Крымского полуострова....

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Краеведение. 7 класс

Данная программа по краеведению призвана изложить содержание нового учебного предмета  «Краеведение» и полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом в структуре и ор...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Краеведение

Программа предназначена для проведения кружковых занятий.  Рассчитана на учащихся 5-8 классов (11-15 лет), интересующихся историей родного края, обладающих соответствующим уровнем знаний, и ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Краеведение"

Краеведение имеет большое значение в патриотическом воспитании школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая Родина» ребёнка - это...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Краеведение» (базовый уровень) для обучающихся 9 классов

АННОТАЦИЯк рабочей программе курса внеурочной деятельностиКраеведение9 класс Цель курса «Краеведение» - дать учащимся комплекте представление об основных закономерностях и специфике т...