Программа по внеурочной деятельности "Музейное краеведение"
рабочая программа по краеведению (5 класс) на тему
Пролграмма внеурочной деятельности 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vneuroch.deyat_lyubisheva_e.v.docx | 44.65 КБ |
kalendarno-tematicheskoe_planirovanie.doc | 167 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования Администрации города Новый Уренгой
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №7»
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения __________________ от ______201_ №____ | ПРИНЯТО Протокол заседания педагогического совета от______201_№_______ | УТВЕРЖДЕНО Приказом директора МБОУ «СШ№7» от_____201_ №___ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Музейное краеведение»
по духовно-нравственному направлению _
для 5-х классов
на 2015-2016 учебный год
Срок реализации : 1 год
Количество часов : 35 часов
Программа разработана на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ № 1897 от 17. 12. 10 МО РФ);
- Программа по внеурочной деятельности “Музейное краеведение” является модифицированной. Она составлена на основе авторской программы Д.В. Смирнова «Юные музееведы», опубликованной в сборнике «Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В.А.Горского. Стандарты второго поколения». 2-е издание. Москва. Просвещение. 2011 год.
Программу по внеурочной
деятельности составил
педагог-организатор
Любишева Е.В., 1 категория
г.Новый Уренгой
2015 /2016 уч. год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемая рабочая программа предназначена для 5 класса общеобразовательных учреждений и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования с учетом концепции духовно-нравственного воспитания и планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Программа по внеурочной деятельности “Музейное краеведение” является модифицированной. Она составлена на основе авторской программы Д.В. Смирнова «Юные музееведы», опубликованной в сборнике «Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В.А.Горского. Стандарты второго поколения». 2-е издание. Москва. Просвещение. 2011 год.
Концепция (основная идея) программы
Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом возрастных особенностей школьников среднего звена. Данная программа предполагает организацию деятельности обучающихся от простого знакомства с музеем к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы.Программа предполагает изучение элементарных методических приемов исследовательской, фондовой, архивной, культурно-образовательной и экспозиционной работы. Программа рассчитана на детей от 11 до 12 лет.
Актуальность и новизна
Актуальность данной программы заключается в том, что для развития, обучения и духовно-нравственного воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы ребёнок мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать её руками и эмоционально пережить артефакты. Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Одна из актуальных проблем современного общества – формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. Такая личность может быть сформирована только, если она знает свои истоки, историю и культуру
Музей-это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в духовно-нравственном воспитании личности. Осваивая теоретические знания и практические умения в области музееведения, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям .Программа имеет интегрированный характер. При реализации содержания данной программы, расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, обществознания, изобразительного искусства, литературы и др. Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысить эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково-исследовательской работы. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, тематико - экспозиционный план, экскурсию, исследовательский проект), школьник тем самым раскрывает свои способности, самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.Освоение программы позволит учащимся получить социальный опыт деятельности и начальные навыки музейного дела.
Отличительными особенностями и новизной программы являются:
- принцип стремление к освоению профессионального мастерства в музейном деле.
- принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наука (истории, обществознания, изобразительного искусства, литературы и др.);
- принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Цель программы:
-получить обучающимися опыт деятельности в области музейного дела в реальных и модельных условиях,
-сформировать представление о музее как социо-культурном институте, его социальных функциях, истории становления и развития музеев, об основных направлениях деятельности современных музеев.
Задачи программы:
- познакомить учащихся с историей музейного дела, типами и видами современных музеев, теорией и практикой музейной работы в России (фондовой, архивной, культурно-образовательной и экспозиционной работой музея);
- сформировать у учащихся представления о современных музейных технологиях
- развить первичные практические навыки музейной работы;
- побудить учащихся к поисково-исследовательской созидательной деятельности;
- способствовать расширению кругозора школьников и социализации младших подростков.
По окончании обучения по программе дети должны знать историю музейного дела, ведущие музеи мира, жизнь и деятельность выдающихся людей, внёсших вклад в развитие музейного дела, основы музееведческой деятельности, методику проведения поисково-исследовательской работы, основные термины ,применяемые в музейном деле.
Выпускники должны уметь общаться с людьми, вести исследовательские краеведческие записи, систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить, вести элементарную поисковую и научно-исследовательскую работу.
Подведение итогов деятельности организуется в начале следующего учебного года (сентябрь, октябрь) в различных формах общественной презентации (выставка, экскурсия, предметная неделя, конкурс экскурсоводческого мастерства, краеведческая конференция и т. п.)
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будет формироваться:
- чувство уважения к прошлому, бережное отношение к реликвиям, патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности;
- интерес к музееведческой и научно-исследовательской деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- планировать свои действия в соответствии с конкретной поставленной задачей;
- заниматься самостоятельным исследовательским поиском;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- ориентироваться в музейной терминологии;
- определять особенности становления музеев в России и в мире в различные исторические периоды;
- составлять план поисково-исследовательского проекта;
- находить и обрабатывать информацию;
- анализировать объекты, выделять главное;
- заполнять бланки музейной документации по работе с фондами;
- проектировать простую экспозицию;
- комплектовать материал для выставки;
- составлять текст экскурсии к выставке;
- ориентироваться в экспозиционно-выставочном пространстве;
- оформлять и хранить краеведческий материал, вести элементарные краеведческие записи;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- описывать конкретные экспонаты и события;
- правильно задавать вопросы респондентам;
- договариваться, приходить к общему решению;
- работать в группе;
- высказывать суждения, аргументировать
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
- проведение викторин на знания понятий и терминов музееведения;
- экскурсии в музеи, архив;
- поиск сайтов и знакомство через них с известными музеями;
- просмотр видеофильмов о музеях нашей страны и за рубежом;
- проектная деятельность (защита индивидуального краеведческого проекта);
- разработка и проведение мини-экскурсии по выставке;
- участие в конкурсе краеведческого музея;
- работа в библиотеке, архиве;
- встречи с участниками исторических событий, запись воспоминаний, анкетирование артефактов, поиск и сбор экспонатов;
- подготовка сообщений, презентационных материалов.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Словесный: объяснение нового материала; рассказ обзорный для раскрытия новой темы; беседы с учащимися в процессе изучения темы;
Наглядный: применение наглядных пособий, предметов и документов музейного значения, технических средств;
Практический: работа с бланками (постановка на учет, хранение, движение музейных предметов), письменными и вещественными источниками из музейного фонда, архива;
Игровой: создание специальных ситуаций, моделирующих реальную ситуацию, из которой ребятам предлагается найти выход;
Исследовательский: выполнение детьми определенных исследовательских заданий во время занятия.
Проектный: работа учащихся над индивидуальным краеведческим проектом
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Темы | Количество | часов | |
п/п | Всего | Теория | Практика | |
1 | Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения | 2 | 1 | 1 |
2 | Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина | 2 | 2 | 0 |
3 | Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев | 2 | 1 | 1 |
4 | История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца XVIII в.) | 3 | 2 | 1 |
5 | История музейного дела в России. Коллекционирование (конец XVII — первая половина XIX в.) | 3 | 2 | 1 |
6 | Музейная сеть и классификация музеев. Школьный музей «Я помню! Я горжусь!» | 2 | 1 | 1 |
7 | Фонды музея. Работа с фондами | 6 | 3 | 3 |
8 | Музейная экспозиция и её виды | 2 | 1 | 1 |
9 | Поисково-исследовательская и научная деятельность музея | 2 | 1 | 1 |
10 | Выставочная деятельность музея. Классификация выставок | 1 | 1 | 0 |
11 | Культурно-образовательная деятельность музея | 1 | 0 | 1 |
12 | Научно-исследовательская и поисковая деятельность музея | 2 | 0 | 2 |
13 | Организация краеведческой работы в экспедициях | 2 | 0 | 2 |
14 | Подготовка и проведение итогового мероприятия | 5 | 0 | 5 |
Итого | 35 | 15 | 20 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения
Цели и задачи занятий по программе «Музейное краеведение». Основные понятия и термины в музейном деле (музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и др.). Становление и развитие государственно-общественной системы музейного дела. Опыт успешной деятельности объединений обучающихся в краеведческих музеях образовательных учреждений.
Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов музейного дела; составление словаря музейных терминов; викторина «Кто больше назовёт музейных терминов?»; составление кроссворда на тему музея (совместно с родителями).
2. Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина
Современное понимание термина «музееведение». Законодательные акты, регулирующие музейное дело в Российской Федерации. Положение о музее в образовательном учреждении. Устав самодеятельного объединения юных музееведов. Права и обязанности юных музееведов.
Практическая работа: поиск в сети Интернет основных законодательных актов, регламентирующих деятельность школьных музеев в России. Обсуждение и доработка устава объединения юных музееведов.
3. Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев
Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Понятие «социальный институт». Основные социальные функции музеев. Социальная функция школьного музея.
Школьный краеведческий музей на современном этапе развития. Структура краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений.
Практическая работа: обзорная экскурсия в краеведческий музей своего города или района; домашнее задание: по итогам экскурсии определить в своей рабочей тетради социальные функции музея.
4. История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца XVIII в.)
Начало коллекционирования древностей. Коллекционирование в античную эпоху. Древняя Греция: святилища, храмы, пинакотеки. Общественные и частные собрания Древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы; светские сокровищницы и частное коллекционирование).
Исторические предпосылки возникновения музеев. Кабинеты и галереи эпохи Возрождения (студиоло, антикварии, кунсткамеры). Естественно-научные кабинеты XVI—XVII вв. Художественное коллекционирование в XVII в. Зарождение науки музеографии.
Западноевропейские музеи в XVIII в. Формирование концепции публичного музея. Музеи и картинные галереи Великобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции.
Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях мира; поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными собраниями (музеями); домашнее задание: подготовка совместно с родителями реферата (проектная работа — презентационное сообщение об одном из известных зарубежных музеев (по выбору детей).
5. История музейного дела в России. Коллекционирование (конец XVII — первая половина XIX в.)
Первые музеи в России. Кабинеты и галереи конца XVII — первой четверти XVIII в. Кунсткамера в Санкт-Петербурге. Императорский музей Эрмитаж. Кабинеты учебных и научных учреждений. Иркутский музеум.
Коллекционирование в России в конце XVIII — первой половине XIX в.
Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны; поиск сайтов и знакомство через них с известными отечественными музейными собраниями; домашнее задание: самостоятельная подготовка проектной работы об одном из известных музеев России (по выбору детей), защита проекта.
6. Музейная сеть и классификация музеев. Школьный музей
Музейная сеть и классификация музеев. Принципы классификации музеев в Российской Федерации. Частные музеи и музеи, созданные на общественных началах. Взаимодействие государственных музеев с частными и общественными.
Школьный музей как специфическая образовательная среда развития, обучения и воспитания. Профили школьных музеев. Особенности деятельности школьного музея. План работы школьного музея (планы образовательной, экскурсионной, воспитательной, поисковой и научно-исследовательской работы). Отчёт о деятельности школьного музея.
Практическая работа: участие в планировании деятельности школьного музея и составлении отчёта о выполнении плана работы.
7. Фонды музея. Работа с фондами
Определение понятий «фонды музея», «изучение музейных фондов», «музейный предмет», «экспонат», «артефакт» и др. Музейные предметы как основа работы школьного краеведческого музея. Научная организация фондов музеев. Состав и структура музейных фондов. Пополнение фондов школьного краеведческого музея. Использование фондов для организации выставочной работы и проведения экскурсий. Учёт фондов школьного музея. Принципы организации фондовой работы в школьном краеведческом музее.
Практическая работа: знакомство с фондами школьного краеведческого музея; составление учётной карточки экспоната школьного музея.
8. Музейная экспозиция и её виды
Понятия «музейная экспозиция», «экспонат», «экспозиционный материал», «тематическая структура», «экспозиционные комплексы» и др. Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели и др.).
Особенности экспозиций разных групп музеев (общеисторические музеи, исторические отделы краеведческих музеев, художественные музеи, этнографические музеи, музеи-заповедники, музеи под открытым небом и т. д.).
Экспозиции (постоянные и временные, тематические) в школьном краеведческом музее. Обновление экспозиций школьного краеведческого музея. Тематические экспозиции музея по учебным дисциплинам и к памятным датам.
Практическая работа: участие в подготовке тематической экспозиции школьного музея по учебным дисциплинам (предметная неделя) и к памятной дате.
9. Поисково-исследовательская и научная деятельность музея
Музеи как современные научные и поисково-исследовательские центры. Основные направления научно-исследовательской деятельности: разработка научной концепции музея; комплектование фондов; изучение музейных предметов и коллекций; хранение и охрана фондов; реставрация, музейная педагогика, социально-психологические исследования; исследования в области истории, теории и методики музейного дела.
Поисково-исследовательская деятельность школьного краеведческого музея.
Практическая работа: участие в поисково-исследовательской деятельности школьного краеведческого музея в соответствии с тематикой и планом его деятельности; выполнение индивидуального поисково-исследовательского задания.
10. Выставочная деятельность музея. Классификация выставок
Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея». Задачи и функции выставки школьного краеведческого музея. Классификация выставок.
Организация выставок в школьном краеведческом музее (стационарные, переносные или выездные).
Практическая работа: участие в подготовке тематической выставки в школьном краеведческом музее; домашнее задание: посещение совместно с родителями выставки в своём городе или районе, составление паспорта выставки.
11. Культурно-образовательная деятельность музея
Культурно-образовательная деятельность музея и её основные формы. Цели, задачи и специфика культурно-образовательной деятельности музея. Основные требования: высокий теоретический и методический уровень, актуальность и занимательность, учёт возраста и интересов участников, опора на экспозицию.
Экскурсия как основная форма образовательной деятельности. Объекты образовательных экскурсий. Особенности культурно-образовательной деятельности школьного музея.
Практическая работа: выполнение индивидуальных поисково-исследовательских краеведческих заданий в ходе экскурсии в музей (поиск информации по интересующей проблеме на стендах экспозиции, формирование вопросов по проблеме для экскурсовода и т. д.).
12. Научно-исследовательская и поисковая деятельность музея
Поисково-собирательская деятельность в работе школьного музея. Задачи поисковой работы, связь с тематикой школьного музея. Формы поисково-собирательской работы учащихся (краеведческие походы; экспедиции; работа в библиотеке, государственном музее, архиве; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; документирование артефактов, поиск и сбор экспонатов).
Этапы подготовки научно-исследовательской работы. Требования к научному оформлению результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности. Виды оформления работы: доклад, реферат, статья. Цитирование и ссылки. Культура научного исследования.
Практическая работа: составление программы поисково-собирательской деятельности и её проведение; овладение основными формами поисково-исследовательской работы (работа в библиотеке, архиве; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; анкетирование респондентов; документирование артефактов; поиск и сбор экспонатов).
13. Организация краеведческой работы в экспедициях
Понятие «краеведческая экспедиция». Индивидуальное краеведческое задание и программа его выполнения в экспедиции. Формы выполнения краеведческих исследований в экспедиции: индивидуальные, звеньевые и коллективные. Права и обязанности краеведа-исследователя при выполнении поисково-исследовательских работ. Требования к соблюдению научной культуры и этики исследовательской деятельности.
Требования по обеспечению личной гигиены и техники безопасности в экспедиции.
Практическая работа: составление программы выполнения индивидуального краеведческого задания в экспедиции; оформление (ведение, заполнение) дневника индивидуального краеведческого исследования непосредственно в экспедиции; самоанализ результатов выполнения индивидуального краеведческого задания.
14. Подготовка и проведение итогового мероприятия
Подведение итогов обучения. Совместный анализ деятельности каждого участника экспедиции, его вклада в общее дело.
Практическая работа: проверка знаний, умений и навыков обучающихся; подготовка докладов; оформление экспозиций и выставок; подготовка презентационных материалов и видеофильма; проведение школьной краеведческой конференции по итогам летней экспедиции.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
- Посетить городские музеи.
- Просмотр видеофильмом об известных музеях мира
- Составление словаря музейных терминов
- Проектная работа «Мой любимый музей»
- Проведение мероприятий в школьном музее к памятным датам
CИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ
1. Оценка востребованности форм и мероприятий внеклассной работы;
2. Сохранность контингента всех направлений внеурочной работы;
3. Анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями;
4. Анкетирование школьников и родителей в рамках внутришкольного контроля.
5. Вовлечённость обучающихся во внеурочную образовательную деятельность как на базе школы, так и вне ОУ;
6. Развитие и сплочение ученического коллектива, характер межличностных отношений;
7. Результативность участия субъектов образования в целевых программах и проектах различного уровня.
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОГО И МЕТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Литература:
Багаутдинова Ф. Г. Туристско-краеведческая деятельность учащихся начальных классов: (В помощь учителю, руководителю кружка) / Ф. Г. Багаутдинова. — М., 1992.
Голованов В. П. Педагогика дополнительного образования детей / В. П. Голованов. — Йошкар-Ола, 2006.
Горский В. А. Живое образование / В. А. Горский. — Ногинск, 2007.
Емельянов Б. В. Экскурсоведение / Б. В. Емельянов. — М., 2000.
Исследовательская практика школьников в профильном обучении: книга для учителя / под ред. С. Н. Чистяковой. — М., 2006.
Как организовать работу школьного краеведческого музея: методические рекомендации / сост. Н. А. Воронцова. — Пермь,
1974.
Краеведение: пособие для учителя / под ред. А. В. Даринского. — М., 1987.
Музей будущего: Информационный менеджмент / сост. А. В. Лебедев. — М., 2001.
Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Т. А. Кудриной. — М., 1985.
Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении / под ред. А. С. Прутченкова. — М., 2003.
Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся / А. А. Остапец. — М., 2001.
Российская музейная энциклопедия. В 2 т. — М., 2001.
Сборник нормативно-правовых актов по туристско-краеведческой работе, организации отдыха детей и молодёжи / сост. Ю. С. Константинов, С. В. Усков. — М., 2006.
Сейненский А. Е. Музей воспитывает юных / А. Е. Сейненский. — М., 1988.
Столяров Б. А. Основы экскурсионного дела / Б. А. Столяров, Н. Д. Соколова, Н. А. Алексеева. — СПб., 2002.
Столяров Б. А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности / Б. А. Столяров. — СПб., 1999.
Юренева Т. Ю. Музееведение / Т. Ю. Юренева. — М., 2003.
Юренева Т. Ю. Музей в мировой культуре. / Т. Ю. Юренева. — М., 2003.
Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике / М. Ю. Юхневич. — М., 2001.
Материально-техническая база.
Компьютер, сети Интернет, магнитофон, DVD проигрыватель, диски.
Электронные ресурсы
1.Виртуальные музеи и галереи мира http://www.ph4.ru/virtur
2.Государственный исторический музей // http://www.shm.ru/
3.Государственная Третьяковская галерея // http://www.tretyakovgallery.ru/
4.Исторические усадьбы России. Музеи-усадьбы России // http://hist-usadba.narod.ru
5.Музей-монастырь // http://www.museum.ru/rme/sci_mon.asp
6.Музей-храм // http://www.museum.ru/rme/sci_hram.asp
7.Музей-заповедник Кижи //http://kizhi.karelia.ru/index.html
8.Музей-заповедник «Московский Кремль» // http://www.kreml.ru/
9.Музеи Санкт-Петербурга и пригородов //http://kanikuly.spb.ru/tour_muzei.htm#muz_1
10.Пушкинский музей //http://www.pushkinmuseum.ru/
11.Русский музей. http://rusmuseum.ru/
12.Этнографический музей //http://www.ethnomuseum.ru/
13.Эрмитаж //http://www.hermitagemuseum.org/
Предварительный просмотр:
Календарно - тематическое планирование курса внеурочной деять-ти «Музейное краеведение». 35 часов в год, 1час в неделю.
№ п/п | Тема занятия | Дата | Основное содержание | Вид занятия | УУД | Форма контроля |
1 | Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения | Цели и задачи занятий по программе «Музейное краеведение». Основные понятия и термины в музейном деле (музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и др.). Становление и развитие государственно-общественной системы музейного дела. Опыт успешной деятельности объединений обучающихся в краеведческих музеях образовательных учреждений. | аудиторное | Личностные УУД . Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор Познавательные УУД проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя. Коммуникативные УУД использовать в речи изученные лексические единицы в соответствии с ситуацией общения. Регулятивные УУД Учиться работать по предложенному учителем плану. Проговаривать последовательность действий на занятии | беседа | |
2 | Викторина «Кто больше назовёт музейных терминов?»; | ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов музейного дела; составление словаря музейных терминов; викторина «Кто больше назовёт музейных терминов?»; составление кроссворда на тему музея (совместно с родителями). | аудиторное | Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы . Коммуникативные УУД : а) донести свою позицию до собеседника; б) оформить свою мысль в устной форме. Уметь слушать и понимать высказывания собеседников Регулятивные УУД: Учиться работать по предложенному учителем плану. Проговаривать последовательность действий на занятии. | практическая работа | |
3 | Что такое музей? | Современное понимание термина «музееведение». Законодательные акты, регулирующие музейное дело в Российской Федерации. Положение о музее в образовательном учреждении. Устав самодеятельного объединения юных музееведов. Права и обязанности юных музееведов. | аудиторное | Личностные УУД . Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор Познавательные УУД проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя. Коммуникативные УУД использовать в речи изученные лексические единицы в соответствии с ситуацией общения. Регулятивные УУД Учиться работать по предложенному учителем плану. Проговаривать последовательность действий на занятии | беседа | |
4 | Музееведение как научная дисциплина | поиск в сети Интернет основных законодательных актов, регламентирующих деятельность школьных музеев в России. Обсуждение и доработка устава объединения юных музееведов. | аудиторное | Личностные УУД : Формирование любознательности, активности и заинтересованности в приобретении новых знаний Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы . Коммуникативные УУД : Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные УУД: Cамостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы. | работа в библиотеке | |
5 | Роль музея в жизни человека | Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Понятие «социальный институт». Основные социальные функции музеев. Социальная функция школьного музея. Школьный краеведческий музей на современном этапе развития. Структура краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений. | аудиторное | Личностные УУД : Формирование любознательности, активности и заинтересованности в приобретении новых знаний Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы . Коммуникативные УУД : Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные УУД: Cамостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы. | беседа | |
6 | Основные социальные функции музеев | обзорная экскурсия в краеведческий музей города ; домашнее задание: по итогам экскурсии определить в своей рабочей тетради социальные функции музея. | внеаудиторная | Личностные УУД : Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы. | Экскурсия в музей | |
7 | История музейного дела за рубежом. | Исторические предпосылки возникновения музеев. Кабинеты и галереи эпохи Возрождения (студиоло, антикварии, кунсткамеры). Естественно-научные кабинеты XVI—XVII вв. Художественное коллекционирование в XVII в. Зарождение науки музеографии. Западноевропейские музеи в XVIII в. Формирование концепции публичного музея. Музеи и картинные галереи Великобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции. | аудиторное | Личностные УУД : Формирование любознательности, активности и заинтересованности в приобретении новых знаний Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы . Коммуникативные УУД : Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные УУД: Cамостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы. | Беседа презентация | |
8 | Коллекционирование (от Античности до конца XVIII в.) | Начало коллекционирования древностей. Коллекционирование в античную эпоху. Древняя Греция: святилища, храмы, пинакотеки. Общественные и частные собрания Древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы; светские сокровищницы и частное коллекционирование). | аудиторное | Личностные УУД : Формирование любознательности, активности и заинтересованности в приобретении новых знаний Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы . Коммуникативные УУД : Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные УУД: Cамостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы. | Беседа презентация | |
9 | История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца XVIII в.) | просмотр видеофильмов об известных музеях мира; поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными собраниями (музеями); домашнее задание: подготовка совместно с родителями реферата (проектная работа — презентационное сообщение об одном из известных зарубежных музеев (по выбору детей). | внеаудиторная | Личностные УУД : Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы. | просмотр видеофильмов | |
10 | История музейного дела в России. | Первые музеи в России. Кабинеты и галереи конца XVII — первой четверти XVIII в. Кунсткамера в Санкт-Петербурге. Императорский музей Эрмитаж. Кабинеты учебных и научных учреждений. Иркутский музеум. | аудиторное | Личностные УУД : Формирование любознательности, активности и заинтересованности в приобретении новых знаний Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы . Коммуникативные УУД : Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные УУД: Cамостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы. | беседа | |
11 | Коллекционирование (конец XVII — первая половина XIX в.) | Коллекционирование в России в конце XVIII — первой половине XIX в. | аудиторное | Личностные УУД : Формирование любознательности, активности и заинтересованности в приобретении новых знаний Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы . Коммуникативные УУД : Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные УУД: Cамостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы. | беседа | |
12 | История музейного дела в России. Коллекционирование (конец XVII — первая половина XIX в.) | просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны; поиск сайтов и знакомство через них с известными отечественными музейными собраниями; домашнее задание: самостоятельная подготовка проектной работы об одном из известных музеев России (по выбору детей), защита проекта. | внеаудиторная | Личностные УУД : Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы. | просмотр видеофильмов | |
13 | Музейная сеть и классификация музеев. | Музейная сеть и классификация музеев. Принципы классификации музеев в Российской Федерации. Частные музеи и музеи, созданные на общественных началах. Взаимодействие государственных музеев с частными и общественными. | аудиторное | Личностные УУД : Формирование любознательности, активности и заинтересованности в приобретении новых знаний Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы . Коммуникативные УУД : Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные УУД: Cамостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы. | Беседа презентация | |
14 | Школьный музей «Я помню! Я горжусь!» | Школьный музей как специфическая образовательная среда развития, обучения и воспитания. Профили школьных музеев. Особенности деятельности школьного музея. План работы школьного музея (планы образовательной, экскурсионной, воспитательной, поисковой и научно-исследовательской работы). | внеаудиторная | Личностные УУД : Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы. | Экскурсия в музей | |
15 | Фонды музея. | Определение понятий «фонды музея», «изучение музейных фондов», «музейный предмет», «экспонат», «артефакт» и др. | аудиторное | Личностные УУД : Формирование любознательности, активности и заинтересованности в приобретении новых знаний Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы . Коммуникативные УУД : Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные УУД: Cамостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы. | беседа | |
16 | Фонды музея | Музейные предметы как основа работы школьного краеведческого музея. Научная организация фондов музеев. Состав и структура музейных фондов. Пополнение фондов школьного краеведческого музея. | аудиторное | Личностные УУД : Формирование любознательности, активности и заинтересованности в приобретении новых знаний Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы . Коммуникативные УУД : Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные УУД: Cамостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы. | Беседа презентация | |
17 | Фонды музея | Использование фондов для организации выставочной работы и проведения экскурсий. Учёт фондов школьного музея. Принципы организации фондовой работы в школьном краеведческом музее. | аудиторное | Личностные УУД : Формирование любознательности, активности и заинтересованности в приобретении новых знаний Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы . Коммуникативные УУД : Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные УУД: Cамостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы. | Беседа просмотр видеофильмов | |
18 | Работа с фондами | знакомство с фондами школьного краеведческого музея; составление учётной карточки экспоната школьного музея. | внеаудиторная | Личностные УУД : Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы. | Практическая работа | |
19 | Работа с фондами | знакомство с фондами школьного краеведческого музея; составление учётной карточки экспоната школьного музея. | внеаудиторная | Личностные УУД : Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы. | Практическая работа | |
20 | Работа с фондами | знакомство с фондами школьного краеведческого музея; составление учётной карточки экспоната школьного музея. | внеаудиторная | Личностные УУД : Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы. | Практическая работа | |
21 | Музейная экспозиция и её виды | Понятия «музейная экспозиция», «экспонат», «экспозиционный материал», «тематическая структура», «экспозиционные комплексы» и др. Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели и др.). Особенности экспозиций разных групп музеев (общеисторические музеи, исторические отделы краеведческих музеев, художественные музеи, этнографические музеи, музеи-заповедники, музеи под открытым небом и т. д.). Экспозиции (постоянные и временные, тематические) в школьном краеведческом музее. Обновление экспозиций школьного краеведческого музея. Тематические экспозиции музея по учебным дисциплинам и к памятным датам | аудиторное | Личностные УУД : Формирование любознательности, активности и заинтересованности в приобретении новых знаний Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы . Коммуникативные УУД : Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные УУД: Cамостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы | Беседа просмотр видеофильмов | |
22 | Музейная экспозиция и её виды | участие в подготовке тематической экспозиции школьного музея по учебным дисциплинам (предметная неделя) и к памятной дате. | внеаудиторная | Личностные УУД : Формирование любознательности, активности и заинтересованности в приобретении новых знаний Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы . Коммуникативные УУД : Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные УУД: Cамостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы | Практическая работа | |
23 | Поисково-исследовательская и научная деятельность музея | Музеи как современные научные и поисково-исследовательские центры. Основные направления научно-исследовательской деятельности: разработка научной концепции музея; комплектование фондов; изучение музейных предметов и коллекций; хранение и охрана фондов; реставрация, музейная педагогика, социально-психологические исследования; исследования в области истории, теории и методики музейного дела. | аудиторное | Личностные УУД : Формирование любознательности, активности и заинтересованности в приобретении новых знаний Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы . Коммуникативные УУД : Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные УУД: Cамостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы | беседа | |
24 | Поисково-исследовательская и научная деятельность музея | участие в поисково-исследовательской деятельности школьного музея в соответствии с тематикой и планом его деятельности; выполнение индивидуального поисково-исследовательского задания. | внеаудиторная | Личностные УУД : Формирование любознательности, активности и заинтересованности в приобретении новых знаний Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы . Коммуникативные УУД : Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные УУД: Cамостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы | Поисковая работа | |
25 | Выставочная деятельность музея. Классификация выставок | Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея». Задачи и функции выставки школьного краеведческого музея. Классификация выставок. Организация выставок в школьном краеведческом музее (стационарные, переносные или выездные). | аудиторное | Личностные УУД : Формирование любознательности, активности и заинтересованности в приобретении новых знаний Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы . Коммуникативные УУД : Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные УУД: Cамостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы | Беседа просмотр видеофильмов | |
26 | Культурно-образовательная деятельность музея | Культурно-образовательная деятельность музея и её основные формы. Цели, задачи и специфика культурно-образовательной деятельности музея. Основные требования: высокий теоретический и методический уровень, актуальность и занимательность, учёт возраста и интересов участников, опора на экспозицию. Экскурсия как основная форма образовательной деятельности. Объекты образовательных экскурсий. Особенности культурно-образовательной деятельности школьного музея. | аудиторное | Личностные УУД : Формирование любознательности, активности и заинтересованности в приобретении новых знаний Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы . Коммуникативные УУД : Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные УУД: Cамостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы | беседа | |
27 | Научно-исследовательская и поисковая деятельность музея | Поисково-собирательская деятельность в работе школьного музея. Задачи поисковой работы, связь с тематикой школьного музея. Формы поисково-собирательской работы учащихся (краеведческие походы; экспедиции; работа в библиотеке, государственном музее, архиве; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; документирование артефактов, поиск и сбор экспонатов). | внеаудиторная | Личностные УУД : Формирование любознательности, активности и заинтересованности в приобретении новых знаний Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы . Коммуникативные УУД : Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные УУД: Cамостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы | Экскурсия в музей | |
28 | Научно-исследовательская и поисковая деятельность музея | Этапы подготовки научно-исследовательской работы. Требования к научному оформлению результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности. Виды оформления работы: доклад, реферат, статья. Цитирование и ссылки. Культура научного исследования. | внеаудиторная | Личностные УУД : Формирование любознательности, активности и заинтересованности в приобретении новых знаний Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы . Коммуникативные УУД : Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные УУД: Cамостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы | Экскурсия в музей | |
29 | Организация краеведческой работы в экспедициях | Понятие «краеведческая экспедиция». Индивидуальное краеведческое задание и программа его выполнения в экспедиции. Формы выполнения краеведческих исследований в экспедиции: индивидуальные, звеньевые и коллективные. Права и обязанности краеведа-исследователя при выполнении поисково-исследовательских работ. Требования к соблюдению научной культуры и этики исследовательской деятельности. Требования по обеспечению личной гигиены и техники безопасности в экспедиции. | внеаудиторная | Личностные УУД : Формирование любознательности, активности и заинтересованности в приобретении новых знаний Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы . Коммуникативные УУД : Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные УУД: Cамостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы | Практическая работа | |
30 | Организация краеведческой работы в экспедициях | составление программы выполнения индивидуального краеведческого задания в экспедиции; оформление (ведение, заполнение) дневника индивидуального краеведческого исследования непосредственно в экспедиции; самоанализ результатов выполнения индивидуального краеведческого задания. | внеаудиторная | Личностные УУД : Формирование любознательности, активности и заинтересованности в приобретении новых знаний Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы . Коммуникативные УУД : Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные УУД: Cамостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы | Практическая работа | |
31 | Проект «Мой любимый музей » | Подведение итогов обучения. Совместный анализ деятельности каждого участника экспедиции, его вклада в общее дело | внеаудиторная | Личностные УУД : Формирование любознательности, активности и заинтересованности в приобретении новых знаний Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы . Коммуникативные УУД : Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные УУД: Cамостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы | Защита проекта презентация | |
32 | Проект «Мой любимый музей » | проверка знаний, умений и навыков обучающихся; | внеаудиторная | Личностные УУД : Формирование любознательности, активности и заинтересованности в приобретении новых знаний Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы . Коммуникативные УУД : Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные УУД: Cамостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы | Защита проекта презентация | |
33 | Проект «Мой любимый музей » | проверка знаний, умений и навыков обучающихся | внеаудиторная | Личностные УУД : Формирование любознательности, активности и заинтересованности в приобретении новых знаний Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате своей работы . | Защита проекта презентация | |
34 | Оформление выставки «Виртуальный музей» | проверка знаний, умений и навыков обучающихся | внеаудиторная | Личностные УУД : Формирование любознательности, активности и заинтересованности в приобретении новых знаний Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате своей работы | Практическая работа | |
35 | Краеведческая конференция по итогам года | проверка знаний, умений и навыков обучающихся | внеаудиторная | Личностные УУД : Формирование любознательности, активности и заинтересованности в приобретении новых знаний Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате своей работы | просмотр видеофильмов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по внеурочной деятельности "Краеведение"
Планирование внеурочной деятельности по краеведению предназначено для учителей, работающих в среднем звене (5-6 классы), планирование расчитано на 2 часа в неделю, всего 70 часов...
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Литературное краеведение в 5 классе.
Рабочая программа по литературному краеведению для 5 класса. Актуальность данного курса заключаетсяв том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение родного...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИСТОРИЧЕСКОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ «Я -КРЫМЧАНИН»
Целью образовательной программы является обретение личностью компетентностей в процессе ознакомления школьников с историей, памятниками археологии, истории и культуры Крымского полуострова....
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Краеведение. 7 класс
Данная программа по краеведению призвана изложить содержание нового учебного предмета «Краеведение» и полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом в структуре и ор...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Краеведение
Программа предназначена для проведения кружковых занятий. Рассчитана на учащихся 5-8 классов (11-15 лет), интересующихся историей родного края, обладающих соответствующим уровнем знаний, и ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Краеведение"
Краеведение имеет большое значение в патриотическом воспитании школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая Родина» ребёнка - это...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Краеведение» (базовый уровень) для обучающихся 9 классов
АННОТАЦИЯк рабочей программе курса внеурочной деятельностиКраеведение9 класс Цель курса «Краеведение» - дать учащимся комплекте представление об основных закономерностях и специфике т...