РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИСТОРИЧЕСКОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ «Я -КРЫМЧАНИН»
рабочая программа (6 класс) на тему

Борисов Дмитрий Александрович

Целью образовательной программы является обретение личностью компетентностей в процессе ознакомления школьников с историей, памятниками археологии, истории и культуры Крымского полуострова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ya_krymchanin_.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ № 1 ИМ.К.Д.УШИНСКОГО»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РАССМОТРЕНА

на совещании МО общественно-исторических дисциплин

Протокол № ___ от ________2016г.

Председатель МО __________________С.А.Решетов

СОГЛАСОВАНА

методическим советом гимназии

Протокол № ___ от ________2016г.

Председатель МС __________________С.А.Решетов

УТВЕРЖДЕНО

приказ № ____    от  ______ 2016г.

Директор гимназии

_________________И.В.Ковалев

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО

ИСТОРИЧЕСКОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ

«Я -КРЫМЧАНИН»

6 КЛАСС

НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

Разработана в соответствии с дополнительной образовательной программой «Мир музея» (сост. Д.А.Борисов), утвержденной Методическим советом ГБОУ ДО РК  «Центр детско-юношеского туризма и краеведения»

                                                              Автор: Борисов Дмитрий Александрович, учитель истории,

педагог дополнительного образования

г. Симферополь

2016


Пояснительная записка

Крымский полуостров занимал особое место в истории Восточной Европы. Крым – это уникальный историко-культурный заповедник, где многочисленных памятниках отражены исторические события и культура разных культур и разных народов и народностей.

Краеведение является частью исторической науки и очень долго рассматривалась учеными как вспомогательная историческая дисциплина.  Краеведение является тем видом деятельности, в развитии которого заинтересованы учреждения науки, культуры, образования, здравоохранения, туризма.

Некоторые из них используют в своей деятельности результаты краеведческих изысканий, другие применяют приемы и методы краеведческой работы и т. д., то есть краеведение многофункционально и обладает серьезным потенциалом для решения многих социальных и экономических задач.

Целью образовательной программы является обретение личностью компетентностей в процессе ознакомления школьников с историей, памятниками археологии, истории и культуры Крымского полуострова.

Задачи программы состоят в формировании таких компетентностей:

  1. Познавательная компетентность:

- получение глубоких знаний из истории, культуры и археологии Крыма;

- получение знаний из курса «Историческое краеведение» с изучением основных понятий исторической науки;

- получение знаний об исторических, культурных и природных памятников Крыма, их туристического и экскурсионного потенциала;

- получение базовых знаемый по туристской техники;

- обретение первичных знаний по техники безопасности жизни и оказания первой медицинской помощи.

 2. Практическая компетентность: 

  • получение навыков исследовательской работы –  сбор материала, работа с литературой и архивными материалами;
  • получение навыков написания научных рефератов и работ;

- получение базовых туристских знаний,  умений и навыков: установление палатки, разведение костра, приготавливание пищи в полевых условиях, обустройство территории палаточного лагеря;

-        обретение навыков первой доврачебной помощи.  

  3. Творческая компетентность:

- получение навыков работы с научной литературой и первоисточниками, умение анализировать и систематизировать полученные знания, четко и логически формулировать свои мысли и излагать их в форме научных работ, практика выступлений на конференциях – все это является частью научной работы;

 4. Социальная компетентность:

-        допрофессиональная подготовка будущих научных работников, помощь в выборе профессии;

-        воспитание патриотизма, интереса и уважения к прошлому, культуре и традициям народов, которые населяли нашу землю в древностиь, воспитание заботливого отношения к природе, памятникам истории и культуры;

- способность воспитанников пропагандировать достояния истории и культуры Крымского полуострова;

  • через формирование детского коллектива, общение детей разных возрастных категорий – формирование четкой жизненной позиции, умение ориентироваться в сложных условиях современности.

Организационно-педагогические основы деятельности. Программа рассчитана на учеников среднего и старшего школьного возраста, которые на протяжении 2 лет будут изучать материал основного уровня 1-го и 2-го годов обучения.

Программа предусматривает углубленное изучение древнейшей, средневековой новой и новейшей истории Крыма. Она построена по принципу «от простого к сложного, вот известного к неизвестному» на материалах общих исторических понятий, иллюстрированная примерами памятников культуры и истории которая создает предпосылки для перехода к собственным научным рефератам и исследованиям  в составе Малой академии наук  «Искатель».

Теоретическая часть тесно переплетается с обязательными практическими занятиями, на которых закрепляются полученные теоретические знания, приобретаются навыки работы с научной и архивной литературой, происходит ознакомления с музейными коллекциями, архитектурными и историческими памятниками, выполняются задачи научных шефских учреждений.

Практическая часть курса призванная закрепить приобретенные теоретические знания, получить необходимые  навыки базовых туристских умений, необходимых время походов по памятникам истории Крымского полуострова, на экскурсиях и поисковых исследованиях.

К тематики каждого периода обучения добавлены темы базовых знаний из туризма, техники безопасности и доврачебной медпомощи в полевых условиях. Знание по техники туризма и элементарные медицинские привычки необходимые краевелам во время исследований. Эти блоки тем присутствуют во всех типичных программах туристско-краеведческого направления.

Каждый период обучения завершается участием кружковцев в походе по памятникам истории или участием в археологической экспедиции.

На обработку учебного материала отводится по 216 часов на каждый год обучения. 

В программу «Историческое краеведение» положены базовые блоки:

• история Крыма;

• туристская подготовка;

• правила соблюдения санитарных норм и гигиены.

Руководитель кружка, учитывая уровень подготовки, возраст, интересы воспитанников, состояние матрериально-технической базы учебного заведения, в котором работает кружок, в установленном порядке может вносит изменения в распределение учебного времени на изучение тем программы.

На экскурсии и практические занятия отводится, как правило, 4 часа, на однодневное путешествие – 8 часов, двухдневную – 14 часов, трехдневную – 22 часа.

Контроль за эффективностью занятий проводится на протяжении учебного года. На начальному уровне это – повторение, опрашивание, тестирование, игры-викторины. После изучения определенного блока тем проводятся контрольные зачетные работы как теоретического, так и практического плана.

По окончанию учебного года – зачетные занятия. На основном этапе применяются то же методы проверки знаний, но добавляется разработка учениками определенных индивидуальных тем, выполнение индивидуальных задач.

К системы поощрений учеников входят благодарность, награждение научной литературой, доверие более сложной и интересной задачи, выдвижение к управлению группой в выполнении каких-то дел, участие и рекомендация к участию в конференции.

С целью эффективного усвоения учениками систематизированных знаемый, умений и навыков используются средства обучения согласно действующему Типичному перечню учебно- наглядных пособий и технических средств обучение для художественно-эстетических, эколого-натуралистических, туристско-краеведческих и научно-технических внешкольных учебных заведенный.


РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

Теория

Практ.

1

Введение в историческое краеведение

1

0

2

На заре человечества

1

4

3

Скифы и сарматы

2

2

4

Античные города-государства Сев. Причерноморья

2

4

5

Римляне в Крыму

2

0

6

Великое переселение народов и Крым

2

4

7

Крым в средневековье

2

4

8

Крым по властью Османской Турции.

2

2

9

Крым в составе Российской империи.

2

4

10

Крымская война

2

4

11

Гражданская война в Крыму.

2

0

12

Крым в 1941-1944 гг.

4

4

13

Духовные святыни Крыма.

2

0

14

Крым – источник вдохновения.

2

0

15

Подготовка исследовательских проектов  

Разработка проекта. Изучение литературы и архивных материалов. Сбор и систематизация материалов. Подготовка проекта и презентации.

0

6

16

Подготовка работ на конкурсы и конференции (18 часов)

Исследование темы работы.. Изучение литературы и архивных материалов. Сбор и систематизация материалов. Подготовка работы к защите и разработка презентации.

0

4

Всего:

28

42


СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА

Введение в историческое краеведение

Тема I.На заре человечества

Стоянки древнего человека. Киик-Коба, Сюрень, Староселье. Орудия охоты людей каменного века. Кочевые племена Крыма III-II тыс.до н.э. Таш-Аир. Тавры.Кизилкобинская культура.

Тема II.Скифы и сарматы

Геродот о скифах. Жизнь и занятия скифов. Поселения и могильники в Крыму. Скифо-херсонесские войны. Диофант.  Неаполь Скифский. Предметы искусства и вооружения.

Сарматы. Поселения и могильники. Жизнь и военное дело сарматских племен.

Практические занятия.

1.Экскурсия на Неаполь-Скифский. Ознакомление с местом расположения столицы государства поздних скифов.

2.Экскурсия в Крымский краеведческий музей. Осмотр экспозиции музея, посвященной данной тематике.

Тема III.Античные города-государства Сев. Причерноморья

Возникновение античных городов в северном Причерноморье. Херсонес-оплот греческой колонизации Крыма. Античные города Восточного Крыма. Боспорское царство. Военные походы Митридата Евпатора. Кельты на службе Боспорских царей.

Предметы вооружения по материалам раскопок и изображения на надгробиях.

Практическое занятие.

Экскурсия в Херсонес-Таврический. Знакомство с городищем и музеем города-полиса Херсонеса.

Тема IV. Римляне в Крыму

Римляне в I в.н.э. Римские крепости на ЮБК. Римляне на службе Херсонесу.

Тема V. Великое переселение народов и Крым

Появление готов в Крыму. Эски-Кермен. Могильники готов. Предметы быта и вооружения готов.

Гунны в Крыму.

Практическое занятие.

Поход на Эски-Кермен  сцелью знакомства и осмотра городища, готского могильника и крепостных сооружений, где жили и несли службу готы.

Тема VI. Крым в средневековье

Византийские крепости в Крыму. Возникновение и жизнь «Пещерных городов». Мангуп, Бакла, Качи-Кальен, Кыз-Кермен, Шулдан, Чилтер. Фрески ЮЗ Крыма. Славянские походы в Крым. Бравлин. Владимир.

Крымское ханство. Жизнь и быт крымких татар. Бахчисарай- столица Крымского ханства.

Генуэзцы в Крыму. Кафа, Чембало, Солдайя.

Практическое занятие.

Поход-экскурсия на Мангуп-Кале с целью осмотра крепости и городища столицы средневекового княжества.

Тема VII.Крым по властью Османской Турции.

Турецкое нашествие в Крым. Штурм Кафы, Солдайи, Мангупа.  

Военное дело крымских татар по сообщениям современников.

Походы запорожских казаков в Причерноморье.

«Книга путешествий» Эвлия Челеби как исторический источник.

Практическое занятие.

Экскурсия в Ханский дворец г.Бахчисарая. Знакомство с жизнью и бытом населения Крымского ханства.

Тема VIII.Крым в составе Российской империи.

Первые походы русских войск в Крым. Миних, Ласси, Суворов. Присоединение Крыма к России. Екатерина II, Потемкин. Основание Севастополя и Черноморского Флота. Ушаков. Победы и поражения России на Черном море.

Симферополь- столица Таврической губернии.

Практическое занятие.

Экскурсия в Крымский краеведческий музей для осмотра экспозиции, посвященной периоду темы.

Тема IX.Крымская война

Причины Крымской войны. Высадка войск союзников. Альминское сражение. Раглан, Сент-Арно, Менщиков.

Оборона Севастополя. Корнилов, Нахимов, матрос Кошка. Балаклавское сражения. Инкерманское сражение. Сражение на черной речке. Симферополь в годы Крымской войны.Н.И.Пирогов. Памятные места и мемориалы Крымской войны.

Практическое занятие.

1.Экскурсия на кладбище русских воинов в Петровской балке г.Симферополя (4)

2.Поход-экскурсия на поле Балаклавского сражения и в Балаклаву (14)

3.Экскурсия в Крымский краеведческий музей(4)

4.Экскурсия в г.Севастополь (8)

Тема XI.Гражданская война в Крыму.

Борьба за установление советской власти в Крыму. Социалистическая республика Таврида. Белое движение в Крыму. Штурм Перекопа. Отступление Белой армии из Крыма. Красный террор. А.И.Деникин. П.Врагель. М.Фрунзе. Б.Кун.

Практическое занятие.

1.Экскурсия в Крымский краеведческий музей (4).

2.Экскурсия по г.Симферополю по местам, связанным с гражданской войной

Тема XII. Крым в 1941-1944 гг.

Оборона Перекопа и начало оккупации Крыма. Оккупационный режим в Крыму.

Героическая оборона Севастополя. Подвиги защитников города.

Боевые действия крымских партизан. Дислокация соединений и районы .

Действия на Керченской полуострове. Керченско-Феодосийская десантная операция. Аджимушкай.

Освобождение Крыма.

Практическое занятие.

1.Поход-экскурсия на Мекензиевые горы- Второй кордон- Инкерман (14). Осмотр рубежей обороны Севастополя 1941-1942 гг.

2.Экскурсия в Севастополь на Сапун-гору (8). Знакомство с Диорамой штурма Сапун-горы 7 мая 1944 г.

XIII.Духовные святыни Крыма.

Православные святыни Крыма. Успенский монастырь. Инкерманский монастырь. Топловский монастырь. Монастырь Косьмы и Дамиана. Пещерные церкви и монастыри. Монастырь Сурб-Хач.

Мусульманские памятники. Мечети, мавзолеи и кладбища мусульман в Крыму. Караимские культовые памятники. Чуфут-Кале, Евпатории и Симферополя. Исоафатова долина и кладбище в Табага-Дере.

Практическое занятие.

Экскурсия на Чуфут –Кале и в Успенский монастырь. Знакомство с культовыми  памятниками. Мавзолеи, кенасы, монастырь. Кладбище в Иософатовой долине.

Тема XIII.Крым – источник вдохновения.

Писатели и поэты в Крыму. А.С.Пушкин. А.И. Грибоедов. А.П.Чехов. Л.Н.Толстой. А.Грин. А.Ахматова. М.Цветаева. М.Волошин. А.Аверченко. К.И.Чуковский.

Художники в Крыму. И.Айвазовский. Н.Богаевский. М.Волошин. Ф.Рубо.

Ялтинская киностудия. Фильмы, снятые на крымской земле.

Практическое занятие.

1.Экскурсия в музей И.Сельвинского

2.Экскурсия в Крымский краеведческий музей.

Тема XIV. Подготовка исследовательских проектов  

Разработка проекта. Изучение литературы и архивных материалов. Сбор и систематизация материалов. Подготовка проекта и презентации.

Тема XV. Подготовка работ на конкурсы и конференции  

Исследование темы работы.. Изучение литературы и архивных материалов. Сбор и систематизация материалов. Подготовка работы к защите и разработка презентации.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Результаты по итогам обучения:

- в обучающей сфере - приобретение учащимися знаний по истории и краеведению, усиление интереса учащихся к исследовательской деятельности (активность в создании самостоятельных исследовательских проектов);

- в воспитательной сфере - воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного края и традициям народов Крыма, формирование отдельных аспектов патриотического мировоззрения и активной гражданской позиции;

- в развивающей сфере - достижение учащимися высокого уровня умений и навыков по научной обработке, описанию, классификации материалов, развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации работ; сформированная коммуникативная компетентность.

В результате работы кружка будет создана экспозиция, посвященная истории Крыма и его исследователям, ряд проектов по профилю организуемой экспозиции.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Формы занятий: лекции, экскурсии, консультации, встречи с интересными людьми, проектная и исследовательская деятельность, использование интернет - технологий, создание презентаций, экскурсии в музеи города, оформление выставок, создание экспозиций.

Формы работы

Цели и практическая направленность

Лекции

Получение первичных знаний по истории Крыма

Посещение музеев, экскурсии

Первичное знакомство, поиск тем для рефератов и сообщений.  

Создание презентаций по сообщениям и проектам

Формирование умения отобрать нужный исторический материал, грамотно оформить  работу

Выступление перед членами кружка с докладами, сообщениями.

Овладевать навыками публичных  выступлений, умением формулировать свои мысли и грамотно излагать их перед аудиторией.

Видеозанятия

Ознакомление с недоступными памятниками истории и культуры  России и мира.

Работа по индивидуальному плану

Индивидуальные консультации

Посещение библиотек, музеев. Изучение по индивидуальному плану литературы, написание докладов и т.д., подготовка проектов и творческих работ

Оказание помощи учащимся в подготовке  творческих работ.

Проектно - исследовательская деятельность

Создание и реализация коллективного проекта по организации школьного музея.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ:

- Занятия проводятся как теоретические, так и практические, например, 2 академических часа теоретических занятий, 4 академических часа – практические.

Теоретические занятия происходят в аудиториях учебного заведения, практические – в музеях, на памятниках археологии и истории Крыма, в библиотеках и архивах.

- кадровое обеспечение программы – программа реализуется педагогами с высшим исторических образованием;

- материально-техническое обеспечение программы- учебная аудитория, компьютер и проектор с экраном;

- источником финансового обеспечения программы являются внебюджетное финансирование и за счет различных фондов и грандов;

- информационное обеспечение программы состоит в наличии литературы по всем разделам программы, а также интернет ресурсов;

- программно-методическое и организационно-педагогическое обеспечение программы - разработанные беседы, маршруты походов, экскурсий, конкурсов «Брейн-ринг», конференций и т. д.; рекомендации  по проведению практических работ; дидактических и лекционных материалов, методик по написанию исследовательской работе.

 


Рекомендуемая литература

  1. Авдусин Д.А. Археология СССР.- М.; Высшая школа, 1977.
  2. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. - М.: "Изобразительное искусство", 1983. - 262 с.
  3. Блаватский В.Д. Пантикапей.- М.; Наука, 1964.
  4. Блаватский В.Д. Пантикапей.- М.; Наука, 1964.
  5. Блаватский В.Д.Искусство Северного Причерноморья античной эпохи.- М.- 1974.
  6. Ванеев Г.И. Севастополь 1941-1942.-Киев: Изд-во «Украина», 1995.
  7. Вдоль Крымских берегов.-С.- 1969.
  8. Генов И.Г. «Четыре времени года».- Москва: Военное изд-во МО СССР,1969.  
  9. Греки в истории Крыма. – Симферополь, 2000.
  10. Гуркович В.Н. «Оккупационный режим в Крыму».- Киев:
  11. Друян И.Л. Клятву сдержали. Мемуары.- Киев: «Новое издательство», 1999.
  12. Жуковський А., Субтельний 0.Нарис історії України: Державне відродження України.-Л.- 1999.
  13. Зарубин А.Г., Зарубин В.Г. Без победителей. Из истории гражданской войны в Крыму.-Симферополь, 1997.- 352 с.
  14. Зубарь В.М. Херсонес Таврический в античную эпоху. – Николаев, 1997.
  15. Зубарь В.М., Русяева А.С. Боспорское царство. – Николаев, 1997.
  16. Кадеев В.И. Херсонес Таврический в первых веках н.э. – К.- 1987.
  17. Каллистов В.П. Северное Причерноморье в античную эпоху. – М., 1952
  18. Катунин Ю.А. Православие в Крыму в 1917-1939 годах.-Симферополь, 2002.-229 с.
  19. Книга Памяти. 1 т. –Симферополь: “Таврида”, 1994.
  20. Козлов И.А. «В крымском подполье».-Москва:Худож.лит-ра,1972.
  21. Крыжицкий С.Д. Античные государства Северного Причерноморья. – Николаев, 1997.
  22. Крым многонациональный .Вып. 1.- С.: Изд-во “Таврия”, 1988.
  23. Крым многонациональный .Вып. 4.- С.: Изд-во “Таврия”, 1992.
  24. Крым: Путеводитель.- С., 1935.
  25. Купченко В.П.Красный террор в Феодосии//Известия КРКМ.1994.№6.-С.58-61.
  26. Курило Л.В. Краеведение и туризм. М. 1999.
  27. Лединский М.Л.Батилиман.- С.: Крым, 1968.
  28. Луговой Н.Д. «Побратимы».-Киев: Изд-во политической литературы,1975.
  29. Маношин И. Героическая трагедия.- М.: Военное изд-во, 2000.
  30. Манштейн Эрих Утерянные победы.- СПб: Изд-во «АСТ», 2002.  
  31. Марков Е. Очерки Крыма. – Симферополь, 1995.
  32. Тунманн, Крымское ханство. С., 1991.
  33. Шулепова Э.А. Вопросы охраны и использования памятников истории и культуры. М. 1994.
  34. Щеглов А. Н. Полис и хора.- Симферополь, 1976.  
  35. Якобсон А.Л. Средневековый Херсонес. МИА, 1950, № 17.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Планета загадок»

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельности общеинтеллектуального направления«Планета загадок»...

Рабочая учебная программа внеурочной деятельности 6 класс "В мире книг"

Рабочая учебная программа внеурочной деятельности 6 класс "В мире книг" поможет учителю в  усвоении текстов по внеклассному чтению. Программа рассчитана на 1 час в неделю (всего 35 часов). Она ре...

Программа курса по внеурочной деятельности по историческому краеведению «Тульские предприниматели в истории России» 9 класс

Главным объектом изучения курса является культура края. Через краеведение осуществляется связь школы с жизнью малой родины, с его художественной культурой, с людьми, созидающими художественные и эстет...

Рабочая программа внеурочной деятельности по историческому краеведению "История Симбирско-ульяновского края"

Данная рабочая программа  внеурочной деятельности по историческому краеведению разработана для обучающихся 6 -х классов....

Рабочая учебная программа внеурочной деятельности «Ментальная математика» (общеинтеллектуальное направление) Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год

Рабочая программа по ментальной математике для 5-6 классов составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного о...

Рабочая учебная программа внеурочной деятельности «Юный шахматист» (общеинтеллектуальное направление) 5-9 классы

Программа составлена на основе: программы автора И. Г. Сухина федеральный курс «Шахматы школе» ", с учётом требований программы общеобразовательных учреждений. http://chessmanual.blogspot.com/ шахма...

Рабочая учебная программа внеурочной деятельности «Учусь решать задачи по химии» с обучающимися 8 класса химико-биологического профиля

Решение расчётных задач занимает важное место в изучении основ химической науки. При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, вырабатываются навыки практического п...