Рабочая программа по внеурочной деятельности. Краеведение. 7 класс
рабочая программа (7 класс) на тему

Подсекина Альбина Рашитовна

 

Данная программа по краеведению призвана изложить содержание нового учебного предмета  «Краеведение» и полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом в структуре и организации обучения.Рассчитана на 34 урока. Разработана  для учащихся среднего звена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevedenie._7_klass._34ch.docx30.42 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к рабочей программе по краеведению 7 класс

Данная программа по краеведению призвана изложить содержание нового учебного предмета - «Краеведение» и полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом в структуре и организации обучения.

Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.

Цели: главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Образовательные задачи:

  • формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры;
  • ознакомление с историей и современной жизнью своего региона

Воспитательные задачи:

развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

  • формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности,  поликонфессиональности  и поликультурности региона;
  • укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье).
  • формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
  • позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;

Развивающие задачи:

•        развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению;

  • адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
  • ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
  • формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

Предполагаемые результаты обучения.

Требования к уровню подготовки выпускников направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение учащимися способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и её социокультурной позиции.

Это предполагает:

-освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, об окружающей среде, путях её сохранения или улучшения и рационального использования;

-стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации. 

 Личностные результаты: 

  • готовность и способность к саморазвитию,
  • формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за  достижения своих односельчан;
  • воспитание уважительного отношения, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе;
  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

  • познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
  • регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
  • коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

Эффективность обучения по данной программе будет зависеть от организации занятий, которые будут проводиться в форме уроков, сочетающихся с другими формами: викторинами, играми, конкурсами, выставками.

Тематическое планирование

Наименование тем

Количество
часов

Дата проведения

1.

Символы Самарской области: герб, флаг, гимн.

1

2.

Природа родного края.

1

3-4.

Животный и растительный мир нашего региона

2

5.

Географические названия

1

6-7

Полезные ископаемые.

2

8

Времена года и народные приметы.

1

9-10

Реки и озера Самарской области.

2

11-13

 Очерки истории.

3

14-15

«Идет война народная…»

2

16-18

Достопримечательности Самарской области

3

19-20

Выдающиеся люди  Самарской области.

2

21-22

Культура и искусство Самарского региона

2

23

Народные промыслы

1

24-25

Архитектура Самары

2

26-28

Писатели и поэты родного края

3

29-30

Самарские художники и скульпторы

2

31

Областной краеведческий музей им.П.В. Алабина

1

32

Этнография Самарского края

1

33-34

Развитие науки. Образование. Тест.

2

Библиографический список

  1. Самарская область. Учебное пособие. Изд.2-ое./Составители: Э.Я. Дмитриева, П.С. Кабытов. - Самара: ЗАО «Самарский информационный концерн», 1998.

    2 . Навечно в памяти народной. Составитель Костюшина З. – М.: Молодая гвардия, 1975 г. – 176 с., с ил.

3. Павлов А. Запасная столица. Самара: Самарский Дом печати, 1995.

Самарская область: Учебное пособие.  -  Изд.2. -  Самара: ЗАО «Самарский информационный концерн». - 1998. – 356с.

4. Храмков Л.В. Введение в Самарское краеведение: Учебное пособие. -
Самара: НТЦ, 2003. – 213с.

5. Храмков Л.В., Храмкова Н.П. Край Самарский. -  Куйбышев: Книжное
издательство, 1988. – 389с.

6.Храмков Л.В., Храмкова Н.П. Самарская земля в годы военного лихолетья 1941-1945гг. -  Самара: НТЦ, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Волшебный Компьютер"

Основной целью программы  «Волшебный  компьютер» является:Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;Начальное формирование и развитие логического мышления и прост...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (5 класс) "АНГЛИЙСКИЙ ТЕАТР"

Театральная деятельность или драматизация в наибольшей степени способствует снятию языкового барьера у школьников. Она способствует увеличению словарного запаса, развивает навыки говорения, доставляет...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Оригами"

Программа по внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Оригами»  разработана с целью формирования художественно-творческих способностей,  развития эстетических чувств и предста...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Краеведение

Программа предназначена для проведения кружковых занятий.  Рассчитана на учащихся 5-8 классов (11-15 лет), интересующихся историей родного края, обладающих соответствующим уровнем знаний, и ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Краеведение"

Краеведение имеет большое значение в патриотическом воспитании школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая Родина» ребёнка - это...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Краеведение» (базовый уровень) для обучающихся 9 классов

АННОТАЦИЯк рабочей программе курса внеурочной деятельностиКраеведение9 класс Цель курса «Краеведение» - дать учащимся комплекте представление об основных закономерностях и специфике т...