Рабочая программа по внеурочной деятельности. Краеведение. 7 класс
рабочая программа (7 класс) на тему
Данная программа по краеведению призвана изложить содержание нового учебного предмета «Краеведение» и полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом в структуре и организации обучения.Рассчитана на 34 урока. Разработана для учащихся среднего звена.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedenie._7_klass._34ch.docx | 30.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к рабочей программе по краеведению 7 класс
Данная программа по краеведению призвана изложить содержание нового учебного предмета - «Краеведение» и полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом в структуре и организации обучения.
Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.
Цели: главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Образовательные задачи:
- формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры;
- ознакомление с историей и современной жизнью своего региона
Воспитательные задачи:
развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
- формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;
- укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье).
- формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
- позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;
Развивающие задачи:
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению;
- адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
- ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Предполагаемые результаты обучения.
Требования к уровню подготовки выпускников направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение учащимися способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и её социокультурной позиции.
Это предполагает:
-освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, об окружающей среде, путях её сохранения или улучшения и рационального использования;
-стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.
Личностные результаты:
- готовность и способность к саморазвитию,
- формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за достижения своих односельчан;
- воспитание уважительного отношения, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
- познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
- регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
- коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
Эффективность обучения по данной программе будет зависеть от организации занятий, которые будут проводиться в форме уроков, сочетающихся с другими формами: викторинами, играми, конкурсами, выставками.
Тематическое планирование
№ | Наименование тем | Количество | Дата проведения |
1. | Символы Самарской области: герб, флаг, гимн. | 1 | |
2. | Природа родного края. | 1 | |
3-4. | Животный и растительный мир нашего региона | 2 | |
5. | Географические названия | 1 | |
6-7 | Полезные ископаемые. | 2 | |
8 | Времена года и народные приметы. | 1 | |
9-10 | Реки и озера Самарской области. | 2 | |
11-13 | Очерки истории. | 3 | |
14-15 | «Идет война народная…» | 2 | |
16-18 | Достопримечательности Самарской области | 3 | |
19-20 | Выдающиеся люди Самарской области. | 2 | |
21-22 | Культура и искусство Самарского региона | 2 | |
23 | Народные промыслы | 1 | |
24-25 | Архитектура Самары | 2 | |
26-28 | Писатели и поэты родного края | 3 | |
29-30 | Самарские художники и скульпторы | 2 | |
31 | Областной краеведческий музей им.П.В. Алабина | 1 | |
32 | Этнография Самарского края | 1 | |
33-34 | Развитие науки. Образование. Тест. | 2 |
Библиографический список
- Самарская область. Учебное пособие. Изд.2-ое./Составители: Э.Я. Дмитриева, П.С. Кабытов. - Самара: ЗАО «Самарский информационный концерн», 1998.
2 . Навечно в памяти народной. Составитель Костюшина З. – М.: Молодая гвардия, 1975 г. – 176 с., с ил.
3. Павлов А. Запасная столица. Самара: Самарский Дом печати, 1995.
Самарская область: Учебное пособие. - Изд.2. - Самара: ЗАО «Самарский информационный концерн». - 1998. – 356с.
4. Храмков Л.В. Введение в Самарское краеведение: Учебное пособие. -
Самара: НТЦ, 2003. – 213с.
5. Храмков Л.В., Храмкова Н.П. Край Самарский. - Куйбышев: Книжное
издательство, 1988. – 389с.
6.Храмков Л.В., Храмкова Н.П. Самарская земля в годы военного лихолетья 1941-1945гг. - Самара: НТЦ, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Волшебный Компьютер"
Основной целью программы «Волшебный компьютер» является:Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;Начальное формирование и развитие логического мышления и прост...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (5 класс) "АНГЛИЙСКИЙ ТЕАТР"
Театральная деятельность или драматизация в наибольшей степени способствует снятию языкового барьера у школьников. Она способствует увеличению словарного запаса, развивает навыки говорения, доставляет...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Оригами"
Программа по внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Оригами» разработана с целью формирования художественно-творческих способностей, развития эстетических чувств и предста...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Краеведение
Программа предназначена для проведения кружковых занятий. Рассчитана на учащихся 5-8 классов (11-15 лет), интересующихся историей родного края, обладающих соответствующим уровнем знаний, и ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Краеведение"
Краеведение имеет большое значение в патриотическом воспитании школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая Родина» ребёнка - это...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Краеведение» (базовый уровень) для обучающихся 9 классов
АННОТАЦИЯк рабочей программе курса внеурочной деятельностиКраеведение9 класс Цель курса «Краеведение» - дать учащимся комплекте представление об основных закономерностях и специфике т...