Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Краеведение» (базовый уровень) для обучающихся 9 классов
рабочая программа по географии (9 класс)

Куванова Наталья Михайловна

АННОТАЦИЯ

к рабочей программе курса внеурочной деятельности

Краеведение

9 класс

 

Цель курса «Краеведение» - дать учащимся комплекте представление об основных закономерностях и специфике территориальной организации природы, населения и хозяйства области с выделением основных проблем природно-ресурсного и социально-экономического развития в современный период.

Задачи курса - дать представление о месте Иркутской области в РФ, особенностях заселения и хозяйственного освоения, ее природно-ресурсном потенциале, о состоянии окружающей среды и структурной трансформации экономики. Анализируются особенности развития ПТК, охраны природы и размещения специализирующих отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта. Изучаются внешние экономические связи области.

Программой отводится на изучение 34 часа, 1 час в неделю.

 

Рабочая программа курса внеурочной деятельности включает в себя:

  • пояснительную записку;
  • содержание курса внеурочной деятельности «Краеведение»;
  • планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Краеведение» (личностные, метапредметные, предметные);
  • тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, формы проведения занятий, электронные (цифровые) образовательные ресурсы;
  • поурочное планирование;

 

 

Основные разделы учебного курса:

I. Географическое положение, границы, величина территории.

II. Природа Иркутской области.

III. Природные территориальные комплексы.

IV. Население.

V. Хозяйство (экономика) Иркутской области.

 

Срок реализации программы: 1 год.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_kraevedenie_kvd_9_klass.docx42.65 КБ

Предварительный просмотр:

Часть содержательного раздела ООП ООО

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МБОУ СОШ №20» им. И.И. Наймушина МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БРАТСКА

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Краеведение»

(базовый уровень)

для обучающихся 9 классов

Братск, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Краеведение» для обучающихся 9 классов разработана на основе требований к результатам освоения ООП СОО, представленных в ФГОС ООО, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в федеральной рабочей программе воспитания и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной части образовательной программы основного общего образования.

Программа по географии отражает основные требования ФГОС ООО к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательных программ.

Цель курса «Краеведение» - дать учащимся комплекте представление об основных закономерностях и специфике территориальной организации природы, населения и хозяйства области с выделением основных проблем природно-ресурсного и социально-экономического развития в современный период.

Задачи курса - дать представление о месте Иркутской области в РФ, особенностях заселения и хозяйственного освоения, ее природно-ресурсном потенциале, о состоянии окружающей среды и структурной трансформации экономики. Анализируются особенности развития ПТК, охраны природы и размещения специализирующих отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта. Изучаются внешние экономические связи области.

Программой отводится на изучение 34 часа, 1 час в неделю.

Срок реализации программы: 1 год.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел 1. Географическое положение, границы, величина территории. Географическое положение, размеры территории и границы, территориальная удаленность от относительно развитых районов России. Административно-территориальное деление; оценка географического положения области, его отдельных районов. Из истории исследования и освоения территории. Присоединение Прибайкалья к России. Административно-территориальное устройство края в конце ХVIII – начале ХХ в. История исследования и хозяйственного освоения края.

Практическая работа.

«Определение географического положения Иркутской области и своего населённого пункта»

Раздел 2. Природа Иркутской области.

Геологическая история. Рельеф. Полезные ископаемые. Сложность и многообразие геологического строения территории. Особенности рельефа и разнообразие минеральных ресурсов различного происхождения. Уникальность и значимость некоторых видов минеральных ресурсов. Агроклиматические ресурсы. Поверхностные и подземные воды. Водные и гидроэнергетические ресурсы. Основные факторы, определяющие формирование климата на территории области в разные периоды года. Особенности климатических и агроклиматических условий и предпосылки для развития сельского хозяйства.

Реки, озера, водохранилища, подземные воды области: режим питания, равномерность распределения по территории, хозяйственное значение. Роль гидропотенциала р. Ангары и других рек в экономике области, России. Озеро Байкал и его хозяйственное значение. Почвы, растительность и животный мир. Земельные, лесные и охотничье-промысловые ресурсы.

Практическая работа. «Формы рельефа Иркутской области». «Выделение о картам разных типов растительности».

Раздел 3. Природные территориальные комплексы.

Природные комплексы на территории области. Природное районирование. Рекреационные и бальнеологические ресурсы. Лесная и лесостепная зоны и природно-территориальные комплексы в их пределах. Физико-географическое районирование территории. Природно-ресурсный потенциал отдельных природных комплексов. Рекреационные и бальнеологические ресурсы области, их значение и освоенность. Роль природных ресурсов в истории заселения и хозяйственного освоения территории. Антропогенное загрязнение окружающей среды. Охраняемые территории.

Влияние природно-ресурсного потенциала отдельных регионов области на заселение и хозяйственное освоение территории. Загрязнение атмосферы, гидросферы, литосферы в пределах области, его масштабы и последствия. Пути решения экологических проблем территории. Проблемы Байкала. Охраняемые территории.

Практическая работа. «Физико-географическое районирование и экологические условия»

Раздел 4. Население Иркутской области.

Исторические этапы и особенности заселения территории области. Волна колонизации и полоса расселения. Роль казачества в освоении территории. Основание военных крепостей-острогов, проведение Московского тракта и транссибирской магистрали. Численность, динамика и половозрастная структура населения.

Роль естественного и механического прироста в формировании населения территории. Особенности естественного и механического прироста населения в доперестроечный период и в условиях перехода к рыночной экономике. Численность, половая и возрастная структура населения и их различия по регионам области.  Национальный состав. Размещение и плотность населения.        Разнообразие национального состава населения области. Территориальные различия в расселении населения. Очаговый характер заселения северных территорий. Проблемы коренных народов Севера. Городское и сельское население. Трудовые ресурсы и занятость населения. Урбанизация. Особенности формирования городского населения. Социально-демографические условия развития сельского расселения. Современные проблемы села. Трудовые ресурсы и экономически активное население: численность, структура занятости по отраслям экономики. Новый фактор – безработица, ее географические особенности и социальные последствия.

Практическая работа. «Составление блок-схемы «Города Иркутской области»

Раздел 5. Хозяйство (экономика) Иркутской области

Структура хозяйства области. Промышленность и ее ведущие отрасли на территории области. Топливно-энергетический комплекс.

Особенности формирования отраслевой и территориальной структуры, уровень развития отдельных отраслей хозяйства области. Отрасли специализации области и их роль в экономике России. ТЭК: предпосылки развития и роль в формировании промышленности области. География производства, потребления и грузопотоков угля, электроэнергии. Перспективы освоения местных месторождений нефти и газа

Металлургическая и машиностроительная промышленность.

Металлургическая промышленность: отраслевая и территориальная структура. Отрасли черной металлургии и перспективы производства металла в области. Алюминиевая промышленность, ее роль и значение в экономике области и России.

Ведущая роль машиностроения в техническом перевооружении народного хозяйства страны. Необходимость опережающих темпов развития машиностроения. Особенности машиностроительной промышленности области, уровень и темпы развития. Проблемы структурной перестройки и модернизации отрасли: техническая отсталость, низкое качество и неконкурентоспособность значительной части выпускаемой продукции. География основных отраслей машиностроения.

Химическая промышленность. Лесопромышленный комплекс. Легкая промышленность.

Сырьевая база для развития химической промышленности, структура и география размещения предприятий отрасли. Роль, значение в экономике области и уровень развития. Перспективы перехода некоторых отраслей промышленности на использование нефтяных и газовых ресурсов области.

Отрасли ЛПК в области. Особенности развития и размещения. Проблемы лесозаготовительной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отраслей ЛПК, возможные пути их решения.

Проблемы и перспективы развития легкой промышленности на территории области

Агропромышленный комплекс: региональные особенности и уровень развития. Основные отрасли АПК, уровень и темпы развития. Особенности формирования отраслевой и территориальной структуры. Факторы, влияющие на его размещение и отраслевую структуру. Место сельского хозяйства в экономике области. Структурные преобразования в сельском хозяйстве в условиях перехода к рыночной экономике и их последствия. Растениеводство и животноводство в условиях рискованного земледелия; отраслевая структура и размещение по территории. Пищевая промышленность

Транспортная сеть области. Роль железнодорожного и автомобильного транспорта. Речной транспорт и его значение для северных и приграничных территорий области. Воздушный транспорт и проблемы его развития. Перспективы развития трубопроводного транспорта.

Практическая работа. «Определение по картам ЭГП Иркутской области», 

«Размещение главных сырьевых баз области», «Специализация городов Иркутской области».

Демонстрация;

Беседа;

Практика;

Творческая работа;

Работа в группах и парах;

Самостоятельная работа;

Проектная деятельность.

Творческий;

Игровой;

Практический;

Работа в парах;

Проектная работа;


РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Развитие личностных результатов:

  • приобретение детьми способности и готовности к саморазвитию;
  • основ гражданской идентичности;
  • ценностно-смысловых установок, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества.
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

В ходе изучения курса в основном формируются и получают развитие метапредметных результатов, такие как:

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  •  ИКТ-компетентность - широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации;
  • владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
  • ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам;
  • представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;
  • оценивать воздействие географического положения Иркутской области на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
  • объяснять особенности компонентов природы территории Иркутской области;
  • оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами;
  • находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;
  • использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики для объяснения особенностей отраслевой и территориальной структуры хозяйства Иркутской области;
  • описывать погоду своей местности;
  • давать характеристику рельефа своей местности;
  • оценивать место и роль Иркутской области в экономике России.
  • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
  • объяснять закономерности размещения населения и хозяйства Иркутской области в связи с природными и социально-экономическими факторами;
  • давать характеристику климата своей области;
  • выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения Иркутской области, его половозрастной структуры;
  • обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства Иркутской области;
  • оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития Иркутской области.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название темы

Количество часов

Форма занятий

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

I. Географическое положение, границы, величина территории

4

Демонстрация;

Беседа;

Практика;

Работа в группах и парах;

Самостоятельная работа;

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f418d72

II. Природа Иркутской области

9

Демонстрация;

Беседа;

Практика;

Творческая работа;

Работа в группах и парах;

Самостоятельная работа;

Проектная деятельность.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f418d72

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f418d72

III. Природные территориальные комплексы

4

Практика;

Творческая работа;

Работа в парах;

Самостоятельная работа;

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f418d72

IV. Население.

8

Демонстрация;

Беседа;

Практика;

Работа в группах и парах;

Самостоятельная работа;

Работа со статистическим материалом.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f418d72

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f418d72

V. Хозяйство (экономика) Иркутской области

9

Демонстрация;

Беседа;

Практика;

Работа в группах и парах;

Выполнение заданий на развитие памяти, мышления, логики;

Коллективные обсуждения.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b112

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b112

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b112


ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название темы

Количество часов

I. Географическое положение, границы, величина территории

4

Введение. Что изучает физическая география Иркутской области.

1

Географическое положение, территория и границы. Практическая работа №1 «Определение географического положения Иркутской области и своего населённого пункта».

1

История освоения и исследования территории. Строительство острогов.

1

История освоения и исследования территории. Исследования Российской академии наук.

1

II. Природа Иркутской области

9

Геологическое строение

1

Рельеф. Практическая работа №2 «Формы рельефа Иркутской области»

1

Полезные ископаемые.

1

Климат.

1

Реки.

1

Озёра и водохранилища. Болота. Подземные воды.

1

Почвы

1

Растительность. Практическая работа №3 «Выделение по картам разных типов растительности».

1

Животный мир.

1

III. Природные территориальные комплексы

4

ПТК

1

Природа города Братска.

1

Охрана природы.

1

Практическая работа №4 «Физико-географическое районирование и экологические условия».

1

IV. Население.

8

Географическое положение. Политико-административное устройство.

1

Практическая работа №5 «Определение по картам ЭГП Иркутской области».

1

История освоения и заселения.

1

Демографическая ситуация. Численность, размещение.

1

Национальный состав. Городское и сельское население.

1

Половой состав. Трудовые ресурсы.

1

Города Иркутской области. Практическая работа №6 «Составление блок-схемы «Города Иркутской области»».

1

«Население Иркутской области». История хозяйственного становления области. Хозяйство (экономика) Иркутской области.

1

V. Хозяйство (экономика) Иркутской области

9

Топливно-энергетический комплекс.

Практическая работа №7 «Размещение главных сырьевых баз области».

1

Горнодобывающая промышленность.

1

Обрабатывающая промышленность. Чёрная и цветная металлургия.

1

Химический комплекс, машиностроительный и металлообрабатывающий комплекс.

1

Лесопромышленный комплекс. Лёгкая промышленность.

1

География сельского хозяйства. Земледелие.

1

География сельского хозяйства. Животноводство. Практическая работа №8 «Специализация городов Иркутской области».

1

География транспорта.

1

Внешние экономические связи Иркутской области

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Семь вершин успеха" для обучающихся 5 класса

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Семь вершин успеха" для обучающихся 5 класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Краеведение

Программа предназначена для проведения кружковых занятий.  Рассчитана на учащихся 5-8 классов (11-15 лет), интересующихся историей родного края, обладающих соответствующим уровнем знаний, и ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Математика. За страницами учебника, 8 класс" (углубленный уровень)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Математика. За страницами учебника, 8 класс" (углубленный уровень)...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Путь к успеху» для обучающихся в 5 классе

Программа курса «Путь к успеху» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС) и с уче...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы компьютерной грамотности» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-4 классы

В современном мире компьютерная грамотность является одной из отраслей знаний, призванных готовить человека к жизни в новом информационном обществе. Задачей обучения компьютерной грамотнос...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Математика в жизни" для обучающихся с НОДА и легкой умственной отсталостью (5-9 класс)

Конечной целью обучения математике умственно отсталых обучающихся с НОДА является подготовка к самостоятельной жизни и трудовой деятельности, обеспечение максимально возможной социальной адаптации. Ку...