Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Краеведение» (базовый уровень) для обучающихся 9 классов
рабочая программа по географии (9 класс)
АННОТАЦИЯ
к рабочей программе курса внеурочной деятельности
Краеведение
9 класс
Цель курса «Краеведение» - дать учащимся комплекте представление об основных закономерностях и специфике территориальной организации природы, населения и хозяйства области с выделением основных проблем природно-ресурсного и социально-экономического развития в современный период.
Задачи курса - дать представление о месте Иркутской области в РФ, особенностях заселения и хозяйственного освоения, ее природно-ресурсном потенциале, о состоянии окружающей среды и структурной трансформации экономики. Анализируются особенности развития ПТК, охраны природы и размещения специализирующих отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта. Изучаются внешние экономические связи области.
Программой отводится на изучение 34 часа, 1 час в неделю.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности включает в себя:
- пояснительную записку;
- содержание курса внеурочной деятельности «Краеведение»;
- планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Краеведение» (личностные, метапредметные, предметные);
- тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, формы проведения занятий, электронные (цифровые) образовательные ресурсы;
- поурочное планирование;
Основные разделы учебного курса:
I. Географическое положение, границы, величина территории.
II. Природа Иркутской области.
III. Природные территориальные комплексы.
IV. Население.
V. Хозяйство (экономика) Иркутской области.
Срок реализации программы: 1 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_kraevedenie_kvd_9_klass.docx | 42.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Часть содержательного раздела ООП ООО
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МБОУ СОШ №20» им. И.И. Наймушина МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БРАТСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Краеведение»
(базовый уровень)
для обучающихся 9 классов
Братск, 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Краеведение» для обучающихся 9 классов разработана на основе требований к результатам освоения ООП СОО, представленных в ФГОС ООО, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в федеральной рабочей программе воспитания и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной части образовательной программы основного общего образования.
Программа по географии отражает основные требования ФГОС ООО к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательных программ.
Цель курса «Краеведение» - дать учащимся комплекте представление об основных закономерностях и специфике территориальной организации природы, населения и хозяйства области с выделением основных проблем природно-ресурсного и социально-экономического развития в современный период.
Задачи курса - дать представление о месте Иркутской области в РФ, особенностях заселения и хозяйственного освоения, ее природно-ресурсном потенциале, о состоянии окружающей среды и структурной трансформации экономики. Анализируются особенности развития ПТК, охраны природы и размещения специализирующих отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта. Изучаются внешние экономические связи области.
Программой отводится на изучение 34 часа, 1 час в неделю.
Срок реализации программы: 1 год.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Географическое положение, границы, величина территории. Географическое положение, размеры территории и границы, территориальная удаленность от относительно развитых районов России. Административно-территориальное деление; оценка географического положения области, его отдельных районов. Из истории исследования и освоения территории. Присоединение Прибайкалья к России. Административно-территориальное устройство края в конце ХVIII – начале ХХ в. История исследования и хозяйственного освоения края.
Практическая работа.
«Определение географического положения Иркутской области и своего населённого пункта»
Раздел 2. Природа Иркутской области.
Геологическая история. Рельеф. Полезные ископаемые. Сложность и многообразие геологического строения территории. Особенности рельефа и разнообразие минеральных ресурсов различного происхождения. Уникальность и значимость некоторых видов минеральных ресурсов. Агроклиматические ресурсы. Поверхностные и подземные воды. Водные и гидроэнергетические ресурсы. Основные факторы, определяющие формирование климата на территории области в разные периоды года. Особенности климатических и агроклиматических условий и предпосылки для развития сельского хозяйства.
Реки, озера, водохранилища, подземные воды области: режим питания, равномерность распределения по территории, хозяйственное значение. Роль гидропотенциала р. Ангары и других рек в экономике области, России. Озеро Байкал и его хозяйственное значение. Почвы, растительность и животный мир. Земельные, лесные и охотничье-промысловые ресурсы.
Практическая работа. «Формы рельефа Иркутской области». «Выделение о картам разных типов растительности».
Раздел 3. Природные территориальные комплексы.
Природные комплексы на территории области. Природное районирование. Рекреационные и бальнеологические ресурсы. Лесная и лесостепная зоны и природно-территориальные комплексы в их пределах. Физико-географическое районирование территории. Природно-ресурсный потенциал отдельных природных комплексов. Рекреационные и бальнеологические ресурсы области, их значение и освоенность. Роль природных ресурсов в истории заселения и хозяйственного освоения территории. Антропогенное загрязнение окружающей среды. Охраняемые территории.
Влияние природно-ресурсного потенциала отдельных регионов области на заселение и хозяйственное освоение территории. Загрязнение атмосферы, гидросферы, литосферы в пределах области, его масштабы и последствия. Пути решения экологических проблем территории. Проблемы Байкала. Охраняемые территории.
Практическая работа. «Физико-географическое районирование и экологические условия»
Раздел 4. Население Иркутской области.
Исторические этапы и особенности заселения территории области. Волна колонизации и полоса расселения. Роль казачества в освоении территории. Основание военных крепостей-острогов, проведение Московского тракта и транссибирской магистрали. Численность, динамика и половозрастная структура населения.
Роль естественного и механического прироста в формировании населения территории. Особенности естественного и механического прироста населения в доперестроечный период и в условиях перехода к рыночной экономике. Численность, половая и возрастная структура населения и их различия по регионам области. Национальный состав. Размещение и плотность населения. Разнообразие национального состава населения области. Территориальные различия в расселении населения. Очаговый характер заселения северных территорий. Проблемы коренных народов Севера. Городское и сельское население. Трудовые ресурсы и занятость населения. Урбанизация. Особенности формирования городского населения. Социально-демографические условия развития сельского расселения. Современные проблемы села. Трудовые ресурсы и экономически активное население: численность, структура занятости по отраслям экономики. Новый фактор – безработица, ее географические особенности и социальные последствия.
Практическая работа. «Составление блок-схемы «Города Иркутской области»
Раздел 5. Хозяйство (экономика) Иркутской области
Структура хозяйства области. Промышленность и ее ведущие отрасли на территории области. Топливно-энергетический комплекс.
Особенности формирования отраслевой и территориальной структуры, уровень развития отдельных отраслей хозяйства области. Отрасли специализации области и их роль в экономике России. ТЭК: предпосылки развития и роль в формировании промышленности области. География производства, потребления и грузопотоков угля, электроэнергии. Перспективы освоения местных месторождений нефти и газа
Металлургическая и машиностроительная промышленность.
Металлургическая промышленность: отраслевая и территориальная структура. Отрасли черной металлургии и перспективы производства металла в области. Алюминиевая промышленность, ее роль и значение в экономике области и России.
Ведущая роль машиностроения в техническом перевооружении народного хозяйства страны. Необходимость опережающих темпов развития машиностроения. Особенности машиностроительной промышленности области, уровень и темпы развития. Проблемы структурной перестройки и модернизации отрасли: техническая отсталость, низкое качество и неконкурентоспособность значительной части выпускаемой продукции. География основных отраслей машиностроения.
Химическая промышленность. Лесопромышленный комплекс. Легкая промышленность.
Сырьевая база для развития химической промышленности, структура и география размещения предприятий отрасли. Роль, значение в экономике области и уровень развития. Перспективы перехода некоторых отраслей промышленности на использование нефтяных и газовых ресурсов области.
Отрасли ЛПК в области. Особенности развития и размещения. Проблемы лесозаготовительной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отраслей ЛПК, возможные пути их решения.
Проблемы и перспективы развития легкой промышленности на территории области
Агропромышленный комплекс: региональные особенности и уровень развития. Основные отрасли АПК, уровень и темпы развития. Особенности формирования отраслевой и территориальной структуры. Факторы, влияющие на его размещение и отраслевую структуру. Место сельского хозяйства в экономике области. Структурные преобразования в сельском хозяйстве в условиях перехода к рыночной экономике и их последствия. Растениеводство и животноводство в условиях рискованного земледелия; отраслевая структура и размещение по территории. Пищевая промышленность
Транспортная сеть области. Роль железнодорожного и автомобильного транспорта. Речной транспорт и его значение для северных и приграничных территорий области. Воздушный транспорт и проблемы его развития. Перспективы развития трубопроводного транспорта.
Практическая работа. «Определение по картам ЭГП Иркутской области»,
«Размещение главных сырьевых баз области», «Специализация городов Иркутской области».
Демонстрация; Беседа; Практика; Творческая работа; Работа в группах и парах; Самостоятельная работа; Проектная деятельность. | Творческий; Игровой; Практический; Работа в парах; Проектная работа; |
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Развитие личностных результатов:
- приобретение детьми способности и готовности к саморазвитию;
- основ гражданской идентичности;
- ценностно-смысловых установок, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества.
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
В ходе изучения курса в основном формируются и получают развитие метапредметных результатов, такие как:
- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- ИКТ-компетентность - широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации;
- владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
- ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам;
- представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;
- оценивать воздействие географического положения Иркутской области на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
- объяснять особенности компонентов природы территории Иркутской области;
- оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами;
- находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;
- использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики для объяснения особенностей отраслевой и территориальной структуры хозяйства Иркутской области;
- описывать погоду своей местности;
- давать характеристику рельефа своей местности;
- оценивать место и роль Иркутской области в экономике России.
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- объяснять закономерности размещения населения и хозяйства Иркутской области в связи с природными и социально-экономическими факторами;
- давать характеристику климата своей области;
- выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения Иркутской области, его половозрастной структуры;
- обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства Иркутской области;
- оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития Иркутской области.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Название темы | Количество часов | Форма занятий | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
I. Географическое положение, границы, величина территории | 4 | Демонстрация; Беседа; Практика; Работа в группах и парах; Самостоятельная работа; | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f418d72 | |
II. Природа Иркутской области | 9 | Демонстрация; Беседа; Практика; Творческая работа; Работа в группах и парах; Самостоятельная работа; Проектная деятельность. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f418d72 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f418d72 | |
III. Природные территориальные комплексы | 4 | Практика; Творческая работа; Работа в парах; Самостоятельная работа; | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f418d72 | |
IV. Население. | 8 | Демонстрация; Беседа; Практика; Работа в группах и парах; Самостоятельная работа; Работа со статистическим материалом. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f418d72 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f418d72 | |
V. Хозяйство (экономика) Иркутской области | 9 | Демонстрация; Беседа; Практика; Работа в группах и парах; Выполнение заданий на развитие памяти, мышления, логики; Коллективные обсуждения. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b112 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b112 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b112 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Название темы | Количество часов |
I. Географическое положение, границы, величина территории | 4 | |
Введение. Что изучает физическая география Иркутской области. | 1 | |
Географическое положение, территория и границы. Практическая работа №1 «Определение географического положения Иркутской области и своего населённого пункта». | 1 | |
История освоения и исследования территории. Строительство острогов. | 1 | |
История освоения и исследования территории. Исследования Российской академии наук. | 1 | |
II. Природа Иркутской области | 9 | |
Геологическое строение | 1 | |
Рельеф. Практическая работа №2 «Формы рельефа Иркутской области» | 1 | |
Полезные ископаемые. | 1 | |
Климат. | 1 | |
Реки. | 1 | |
Озёра и водохранилища. Болота. Подземные воды. | 1 | |
Почвы | 1 | |
Растительность. Практическая работа №3 «Выделение по картам разных типов растительности». | 1 | |
Животный мир. | 1 | |
III. Природные территориальные комплексы | 4 | |
ПТК | 1 | |
Природа города Братска. | 1 | |
Охрана природы. | 1 | |
Практическая работа №4 «Физико-географическое районирование и экологические условия». | 1 | |
IV. Население. | 8 | |
Географическое положение. Политико-административное устройство. | 1 | |
Практическая работа №5 «Определение по картам ЭГП Иркутской области». | 1 | |
История освоения и заселения. | 1 | |
Демографическая ситуация. Численность, размещение. | 1 | |
Национальный состав. Городское и сельское население. | 1 | |
Половой состав. Трудовые ресурсы. | 1 | |
Города Иркутской области. Практическая работа №6 «Составление блок-схемы «Города Иркутской области»». | 1 | |
«Население Иркутской области». История хозяйственного становления области. Хозяйство (экономика) Иркутской области. | 1 | |
V. Хозяйство (экономика) Иркутской области | 9 | |
Топливно-энергетический комплекс. Практическая работа №7 «Размещение главных сырьевых баз области». | 1 | |
Горнодобывающая промышленность. | 1 | |
Обрабатывающая промышленность. Чёрная и цветная металлургия. | 1 | |
Химический комплекс, машиностроительный и металлообрабатывающий комплекс. | 1 | |
Лесопромышленный комплекс. Лёгкая промышленность. | 1 | |
География сельского хозяйства. Земледелие. | 1 | |
География сельского хозяйства. Животноводство. Практическая работа №8 «Специализация городов Иркутской области». | 1 | |
География транспорта. | 1 | |
Внешние экономические связи Иркутской области | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Семь вершин успеха" для обучающихся 5 класса
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Семь вершин успеха" для обучающихся 5 класса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Краеведение
Программа предназначена для проведения кружковых занятий. Рассчитана на учащихся 5-8 классов (11-15 лет), интересующихся историей родного края, обладающих соответствующим уровнем знаний, и ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Математика. За страницами учебника, 8 класс" (углубленный уровень)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Математика. За страницами учебника, 8 класс" (углубленный уровень)...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Путь к успеху» для обучающихся в 5 классе
Программа курса «Путь к успеху» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС) и с уче...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Тьютор в школе» для обучающихся 9 класса 2023 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы компьютерной грамотности» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-4 классы
В современном мире компьютерная грамотность является одной из отраслей знаний, призванных готовить человека к жизни в новом информационном обществе. Задачей обучения компьютерной грамотнос...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Математика в жизни" для обучающихся с НОДА и легкой умственной отсталостью (5-9 класс)
Конечной целью обучения математике умственно отсталых обучающихся с НОДА является подготовка к самостоятельной жизни и трудовой деятельности, обеспечение максимально возможной социальной адаптации. Ку...