Программа по внеурочной деятельности "Краеведение"
календарно-тематическое планирование по географии (5 класс) по теме
Планирование внеурочной деятельности по краеведению предназначено для учителей, работающих в среднем звене (5-6 классы), планирование расчитано на 2 часа в неделю, всего 70 часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka.docx | 68.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 92»
Программа по внеурочной деятельности
«Краеведение»
5 а, б, в класс
Аверина Анастасия Николаевна
(учитель географии)
2014 - 2015 учебный год
г. Новокузнецк
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1 | Пояснительная записка | 3 |
2 | Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности | 5 |
3 | Содержание программы | 8 |
4 | Тематический план | 10 |
5 | Список литературы | 11 |
6 | Приложение 1 (календарно-тематическое планирование) | 12 |
7 | Приложение 2 (КИМы) | 15 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Внеурочная деятельность социальной направленности – важное звено работы школы в условиях реализации ФГОС. Программа «Краеведение» разработана для учащихся 5-х классов.
Настоящая программа разработана в соответствии:
- Законом РФ «Об образовании» от 10.07. 1992 г.;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: / Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008 г.;
- Основной образовательной программой начального общего образования МОУ СОШ № 92.
Цель программы– формирование целостной развитой личности, развитие их познавательного интереса, создание условий для духовно-ценностной и практической ориентации ученика в окружающем микромире.
Задачи:
- Воспитывать уважение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
- Сформировать представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- Ориентировать детей на получение знаний об истории своей семьи, школы, города для формирования патриотических чувств и гражданского сознания;
- Формирование дружеских отношений, объединяющих детей и взрослых через взаимодействие образовательного учреждения с семьями учащихся;
Образ Кемеровской области, формируемый у школьников, должен быть, с одной стороны, целостным, а с другой – территориально дифференцированным, разнообразным.
Представление о целостности нашей области вырабатывается в процессе усвоения знаний о всеобщей связи явлений, при изучении природы, населения и хозяйства, рассматриваемых в историческом развитии. Интерес к тому, что ближе всего, - основа интереса ко всему остальному.
Актуальность программы. Программа «Краеведение» тесно связанно с учебным курсом «Природоведение», имеющего экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее пределами. Очень важна работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, например, на внеклассных занятиях. Так возникла идея организации курса по изучению родного края.
Первоначальное знакомство с областью целесообразно начать с истории. Хотя жизнь края в древности вызывает интерес у детей, но в силу возрастных познавательных возможностей дети не могут оценить значение исторических процессов, происходивших на территории края. Но проведение ряда занятий по изучению истории города все же необходимы.
Особое внимание уделяем на формирование у учащихся бережного отношения к природе, на необходимость личного участия каждого в общем деле охраны природы, на необходимость выполнения правил личной безопасности. Считаем, что дети должны знать проблемы своего города (района) и уметь радоваться достигнутым успехам.
Очень важно, считаем, сохранить познавательный интерес у школьников к познанию своего края. Будучи в старших классах, чтобы они могли применить краеведческие знания на практике и продолжили работу по изучению своего края.
Учитывая возрастные особенности учащихся - их большую подвижность, неустойчивость внимания и интересов, мы стремимся к тому, чтобы каждое занятие было интересным. Использование разнообразных форм и методов, наглядных пособий, отрывков из художественной и научно-популярной литературы о родном крае, различных игровых приемов способствуют лучшему усвоению материала.
Программа рассчитана на 1 год, объем – 70 часов (2 часа в неделю).
Она состоит из пяти разделов: «Наша область», «Из истории исследования и освоения Земли Кузнецкой», «Поверхность Кемеровской области», «Климат Кемеровской области», «Внутренние воды Кемеровской области», «Животный мир нашего края», «Люди земли Кузнецкой», «Наш город».
Формы и режим занятий.
1. Беседы с учащимися.
2. Наблюдения в природе.
3. Экскурсии в природу, на различные предприятия района, в музей и т.д.
4. Практические занятия по картам
5. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами труда, тружениками села самых разных профессий.
6. Утренники, викторины, конкурсы, соревнования.
7. Выполнение творческого задания: оформление альбомов, фотоальбомов, рефератов, сочинения, рисование, лепка, подготовка небольших устных сообщений на разные темы, выпуск газет с сочинениями и стихами.
8. Изучение специальной литературы, знакомство с документами архива, с местной периодической печатью.
9. Организация выставок рисунков, поделок из природного материала.
Беседы с местными старожилами.
10. Организация частично-поисковой работы (сбор материала для краеведческого уголка).
11. Использование музыки (прослушивание, разучивание, исполнение детьми репертуара соответствующего материала, отрывков из художественной и научно-популярной литературы).
12. Просмотр видео- и кинофильмов, телепередач, использование наглядных пособий.
13. Работа с картой района, республики, с планом села.
14. Использование различных игр краеведческого характера.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные:
- будут сформированы внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
- будет развито чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края;
- будет развит познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
- получит развитие ориентация на понимание причин успеха и не успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата;
- будет развита потребность и начальные умения выражать себя в доступных и привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
Метапредметные:
- научится адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников;
- научится строить устные сообщения, учитывать разные мнения при участии в дискуссии;
- научится планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- научится выделять существенную информацию из сообщений разных видов;
- научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- научится формулировать и отстаивать собственное мнение и позицию.
Предметные:
- получат первые знания о городе, области;
- расширят свои знания о природе родного края;
- познакомятся с городами и селами, находящимися по соседству;
- получит знания о известных достопримечательностях родного города;
- узнают о промышленности Новокузнецка и ее значении в жизни Сибири и страны.
- систематизирует и углубят знания об общественной и культурной жизни города.
Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к окончанию курса у учащегося будут сформированы:
Личностные действия:
Выпускник научится и приобретет:
- научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
- приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
- приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.
Выпускник получит возможность для формирования:
- основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Кузбасса, чувства сопричастности и гордости за свой край.
- мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы;
- эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Кемеровской области;
- чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
- эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные действия:
Выпускник научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
- проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Выпускник получит возможность:
- уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
- вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные действия:
Выпускник научится:
- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
- на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- узнавать символику Кемеровской области, города;
- описывать достопримечательности столицы Кузбасса и родного края;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Кемеровской области и атласом;
- работать с атласом, глобусом и картой;
- находить на карте свой регион и его главный город;
- устанавливать причинно‐следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- устанавливать аналогии.
Выпускник получит возможность:
- самостоятельно подбирать литературу по теме;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
- работать в семейных архивах.
Коммуникативные действия:
Выпускник научится:
- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
- ориентироваться на позицию партнера в общении;
- учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Выпускник получит возможность:
- готовить и выступать с сообщениями;
- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Способы проверки планируемых результатов: наблюдение, контрольная работа, анализ листов самооценки, метод оценки продуктов труда обучающихся, анализ результатов защиты проектов.
Формы подведения итогов реализации программы: выставка творческих работ, защита проектов. Оформление классного уголка на тему «Мой край».
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Наша область
Мой край – Кемеровская область. Работа по карте Кемеровской области. В какой части России находится Кемеровская область. Соседние области, края, республики. Кемерово - столица области. Новокузнецк – южная столица Кузбасса. Стихи о Кузбассе, поэты Г. Юров, М. Небогатов, В. Баянов и др. Государственная символика нашей области: герб, гимн.
Из истории исследования и освоения Земли Кузнецкой
Какая была наша область в прошлом. Откуда пошло название Кузбасс. Практическая работа: сравнить Кузнецкую землю в древности и до наших дней. Михайло Волков – первооткрыватель Земли Кузнецкой. Первый картограф Сибири Семен Ульянович Ремезов. Открытие Федором Еремеевым в 1624 году железной руды. Открытие серебряной руды и золотых россыпей. В 1618 г. у устья р. Кондомы был построен Кузнецкий острог. Каменное строительство в Кузнецке началось в конце XVIII в. Какое значение имел Новокузнецк в годы Великой Отечественной войны. 26 января 1943 года образована Кемеровская область. Развитие области в послевоенные годы как промышленного центра Сибири. Годы образования городов Кузбасса.
Поверхность Кемеровской области
Знакомство с рельефом Кемеровской области. Расположение Кемеровской области на стыке Западно-Сибирской равнины и гор Южной Сибири. Уникальность гор Кемеровской области: Кузнецкий Алатау, Горная Шория, Салаирский кряж. Кузнецкая котловина – одна из самых густонаселенных районов области. Обучение умению находить и показывать на физической карте Кемеровской области основных форм рельефа, месторождения полезных ископаемых места. Выделить основные свойства полезных ископаемых. Значение полезных ископаемых для области и страны. Каменный уголь – главное богатство Кузнецкой земли. Землетрясения на территории нашей области и причины их появления. Экскурсия в геологический музей: беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Наблюдения, обобщение и оформление материалов.
Климат Кемеровской области
Погода и климат. Как называется тип климата Кемеровской области. Работа по климатической карте. Какие температуры преобладают в области. Температура воздуха по сезонам года. Среднемесячная, среднесуточная. минимальная, максимальная температура, амплитуда своей местности. Осадки. Зависимость количества осадков от направления ветра и сезона года. Роза ветров своей местности. Шкала Бофорта – шкала скорости ветра, основные типы облаков, виды осадков. Характеристика климата по сезонам года: зима, лето, весна, осень. Фенология – область прикладных знаний, изучающая закономерности сезонного развития природ, динамическую связь всех ее компонентов. Фенологические наблюдения.
Внутренние воды Кемеровской области
Что относится к внутренним водам? Значение воды для жизни на Земле. Реки: Томь, Иня, Кия, Яя, Чумыш, Чулым, их притоки. Самая большая и полноводная река Кемеровской области – Томь, правый приток Оби. Кия – самый крупный левый приток Чулыма. Яя – левый приток Чулыма. Иня – правый приток Оби. Типы питания рек области. Озера области – всего 850. Самое крупное озеро – Большой Берчикуль. Самое глубокое озеро в нашей области – Среднетерсинское.
Растительность Кемеровской области
Характер растительности, видовой состав растений и животных, их приспособленность к условиям обитания, хозяйственное использование. Красная книга Кузбасса. Меры по охране природы. Растения дикорастущие и культурные. Бережное, заботливое отношение к культурным растениям. Какие лекарственные травы растут в нашей местности. Распределение растительности нашей области по природным зонам: степь, лесостепь, тайга, липовая роща.
Животный мир нашего края
Видовой состав животных, их приспособленность к условиям обитания. Работа с зоологической картой Кемеровской области. Заповедники, заказники и национальный парк на территории нашей области. Таежные животные, горно-таежные животные, степные и лесостепные животные, пресмыкающиеся Кузбасса, обитатели водоемов.
Люди земли Кузнецкой
Коренные жители нашей области – шорцы, телеуты. Обрядовые праздники, шаманство, шорские обряды. Знакомство с людьми, прославивших наш край. Михайло Волков и Леонид Соколовский - первые исследователи земли Кузнецкой. Первый рудознатец Кузнецкой земли – Федор Еремеев. Научная экспедиция Даниэля Готлиба Мессершмидта. Значение открытий П.А. Чихачева. Герои – кузбассовцы в годы Великой Отечественной войны. Поэты, писатели Кузбасса: В. Креков, Г. Юров, В. Баянов, В. Шумилов, В. Махолов, М. Небогатов, А. Тарасов. Художники Кузбасса: Константин Ананьин, Александр Холодов, Иван Левченко, Алексей Гландин и другие.
Наш город
Этапы становления города Новокузнецка. Основные значимые события. 1854 г. – построен первый в Кузнецке дом на каменном фундаменте, Июнь 1929 – декабрь 1932 - строительство КМК. Июнь 1930 г. – начато строительство первой улицы пр. Энтузиастов. 6 ноября 1933 г. – открыт Драматический театр.7 ноября 1933 г. – пущен первый в Сибири трамвай.1932 г. – открыт первый кинотеатр «Коммунар».1934 г. – построен Кузнецкий мост.
Главные исторические и культурные памятники: кинотеатр «Коммунар», площадь Победы, Спасо-Преображенский собор и другие. Улицы города Новокузнецка, названные в честь героев Великой Отечественной войны: Гастелло Николай Францевич, Герасименко Иван Саввич, Карбышев Дмитрий Михайлович, Красилов Александр Семенович, Черемнов Леонтий Арсентьевич, Соломина Вера Яковлевна, Матросов Александр Матвеевич, Юдин Владимир Георгиевич, Космодемьянская Зоя Анатольевна.
Тематический план
№ п/п | Название раздела | Количество часов | ||
Всего | Теоретических | Практических | ||
1. | Наша область | 6 | 4 | 2 |
2. | Из истории исследования и освоения Земли Кузнецкой | 6 | 5 | 1 |
3. | Поверхность Кемеровской области | 11 | 9 | 2 |
4. | Климат Кемеровской области | 5 | 3 | 2 |
5. | Внутренние воды Кемеровской области | 4 | 3 | 1 |
6. | Растительность Кемеровской области | 7 | 6 | 1 |
7. | Животный мир нашего края | 9 | 9 | |
8. | Люди земли Кузнецкой | 11 | 11 | |
9. | Наш город | 11 | 11 |
Список литературы
1. Антонова Ж.В., Иовенко Г.Е., Медянкина С.М. Градоведение. Программа факультативного курса на примере города Кемерово. Кемерово, 2003.
2. Васильченко А.А. Птицы Кемеровской области.- Кемерово,2004
3. Зыков И.В. Календарь природы Кемеровской области. Кемерово, 2003
4. Ильичев А.И., Соловьев Л.И. География Кузбасса: природные условия и ресурсы: пособие для средней школы.- Кемеровское кН.изд-во, 1998
5. Кацюба Д.Б. История Кузбасса: краеведческое пособие для учащихся 7-10 классов.- Кемеровское кн.изд-во, 1983
6. Крылов Г.В., Завалишин В.В, Козакова Н.Ф. Исследователи Кузбасса. - Кемеровское кн.изд-во, 1993
7. Мытарев А.А., Савельева П.М., Сафонов Л.П., Тивяков С.Д. Наш край родной. – Кемерово: Кемеровское кн.изд-во, 1977
8. Рехлов В. Повесть о Михаиле Волкове. Кемерово, 1972
9. Соловьев Л.И. География Кемеровской области Природа. Кемерово, 2006.
10. Скакунов Г.В. Драгоценные травы: Дикорастущие цветы Кузбасса. - Кемерово: Кемеровское кн.изд-во, 1985
11. Скалон Н.В. Земноводные и пресмыкающиеся Кемеровской области. – Кемерово: СКИФ, 2005
12. Шкарин В.С., Пославский А.Н., Родимцев А.С. Каталог позвоночных животных Кемеровской области: методическое пособие. – Новокузнецк: Изд-во НГПИ, 1990.
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата | ||
5а | 5б | 5в | |||
Наша область (6 часов) | |||||
1. | Введение | 1 | |||
2. | Стихи о Кузнецком крае | 1 | |||
3. | Географическое положение Кемеровской области. Наша область на карте России | 1 | |||
4. | Практическая работа «Определение по карте расстояния от областного центра до крайних точек РФ» | 1 | |||
5. | Практическая работа «Обозначение на контурной карте крайних точек, соседних областей, краев, республик» | 1 | |||
6. | Символика Кемеровской области | 1 | |||
Из истории исследования и освоения Земли Кузнецкой (6 часов) | |||||
7. | Кузнецкая земля от древних времен до 16 века | 1 | |||
8. | Освоение края в 17-18 веках | 1 | |||
9. | Новокузнецк в годы Великой Отечественной войны | 1 | |||
10. | Наш край в 21 веке | ||||
11. | Этапы строительства Кузнецка (Новокузнецка). | 1 | |||
12. | Практическая работа «Возраст городов Кузбасса» | 1 | |||
Поверхность Кемеровской области (11 часов) | |||||
13. | Геологическое и тектоническое строение | 1 | |||
14. | Практическая работа «Заполнение геохронологической таблицы» | 1 | |||
15. | Рельеф Кемеровской области | 1 | |||
16. | Кузнецкий Алатау | 1 | |||
17. | Горная Шория | 1 | |||
18. | Салаирский кряж | 1 | |||
19. | Кузнецкая котловина | 1 | |||
20. | Землетрясения на территории нашей области | 1 | |||
21. | Полезные ископаемые. Практическая работа «Нанесение на контурную карту полезных ископаемых нашей области» | 1 | |||
22. | Уголь – черное золото Кузбасса. | 1 | |||
23. | Экскурсия в геологический музей | 1 | |||
Климат Кемеровской области (5 часов) | |||||
24. | Погода и климат | 1 | |||
25. | Практическая работа «Установление зависимости между физико-географическим положением, рельефом и климатическими условиями в нашей области» | 1 | |||
26. | Времена года. Осень. Зима | 1 | |||
27. | Времена года. Весна. Лето | 1 | |||
28. | Практическая работа «Заполнение дневника фенологических наблюдений» | 1 | |||
Внутренние воды Кемеровской области (4 часа) | |||||
29. | Реки области | 1 | |||
30. | Озера Кемеровской области | 1 | |||
31. | Практическая работа «Описание по плану одной из рек нашей области» | 1 | |||
32. | Водные ресурсы. Экологические проблемы внутренних вод | 1 | |||
Растительность Кемеровской области (7 часов) | |||||
33. | Природные зоны Кемеровской области | 1 | |||
34. | Степь и лесостепь Кузбасса | 1 | |||
35. | Тайга | 1 | |||
36. | Липовая роща в Кузбассе | 1 | |||
37. | Горная тундра и альпийские луга | 1 | |||
38. | Практическая работа «Нанесение на контурную карту природных зон нашей области» | 1 | |||
39 | Значение растений в жизни человека | 1 | |||
Животный мир нашего края (9 часов) | |||||
40. | Зоологическая карта Кемеровской области | 1 | |||
41. | Таежные животные | 1 | |||
42. | Степные и лесостепные животные | 1 | |||
43. | Пресмыкающиеся Кузбасса | 1 | |||
44. | Обитатели водоёмов | 1 | |||
45. | Охрана и значение животного мира | 1 | |||
46. | Заповедники, заказники и национальный парк на территории нашей области | 1 | |||
47. | Памятники природы г. Новокузнецка | 1 | |||
48. | Конкурс «Самое интересное о природе Кемеровской области» | 1 | |||
Люди земли Кузнецкой (11 часов) | |||||
49. | Коренные жители нашей области | 1 | |||
50. | Обрядовые праздники, национальная одежда, предметы быта коренных жителей Кузбасса | 1 | |||
51. | Михайло Волков и Леонид Соколовский – первооткрыватели Земли Кузнецкой | 1 | |||
52. | Исследователи природных богатств | 1 | |||
53. | Первые землепроходцы | 1 | |||
54. | Экспедиция П.А. Чихачева | 1 | |||
55. | Кузбасс - шахтерский край. Труд людей нашего края | 1 | |||
56. | Люди, прославившие Кузбасс | 1 | |||
57. | Поэты, писатели Кузбасса | 1 | |||
58. | Художники нашего края | 1 | |||
59. | Профессии и предприятия, на которых работают наши родители | 1 | |||
Наш город (11 часов) | |||||
60. | Этапы становления города Новокузнецка | 1 | |||
61. | Главные исторические и культурные памятники | 1 | |||
62. | Достопримечательности нашего города | 1 | |||
63. | Знакомство с районами города. Район, в котором я живу | 1 | |||
64. | Предприятия города. | 1 | |||
65. | Истории названий улиц города | 1 | |||
66. | Улицы города Новокузнецка, названные в честь героев Великой Отечественной войны | 1 | |||
67. | Храмы и церкви нашего города | 1 | |||
68. | Экскурсия в краеведческий музей | 1 | |||
69. | Викторина «Тебе, мой город-сад!» | 1 | |||
70. | Защита проекта на тему «Что я бы сделал для своего города, если бы был мэром города» | 1 |
Приложение 2
Контрольно-измерительные материалы
Викторина «Тебе, мой город-сад!».
1. В каком году Новокузнецк получил статус города?
В 1622 г. Кузнецкий острог получил статус города Кузнецка.
3 июля 1931 г. - поселок кузнецкстроевцев был преобразован в город Новокузнецк.
Март 1932 г. – город Кузнецк и город Новокузнецк были объединены в одну административную единицу.
2. Какое место в истории города занимает кузнецкий купец Иван Семенович Конюхов?
Мещанин Иван Семенов сын Конюхов известен тем, что является автором «Памятной исторической записки или летописи о городе Кузнецке с начала его основания и о некоторых событиях и о протчим, учиненной в 1867 году и о последующих за оным» (так называемой «Кузнецкой летописи», ценного источника по истории Кузнецка от его основания до середины XIX века, состоящей из 33 глав, расположенных на 68 страницах).
3. В каком году в Кузнецке открылось уездное училище, и кто был его первым директором?
В 1826 г. в Кузнецке благодаря стараниям Николая Ивановича Ананьина было открыто уездное училище, переведенное из Туринска и располагавшееся в доме купца Лавыгина, построенного в 1815 г. (в настоящее время в данном здании на улице Народная в Кузнецком районе находится филиал Новокузнецкого краеведческого музея).
4. Как назывался главный храм Кузнецка XIX в.?
Главным храмом Кузнецка в XIX в. являлся Спасо-Преображенский собор. Деревянный Спасо-Преображенский собор был возведен еще в 1621 г. 14 мая 1792 г. вместо обветшавшего деревянного храма был заложен каменный, строительство которого завершилось лишь в 1835 г.
5. Что представляла собой медицинская служба Кузнецка конца XIX в.?
В дореволюционном Кузнецке сеть медицинских учреждений состояла из амбулатории с одним врачебным приемом для обслуживания строителей железной дороги, лазарета для солдат гарнизона и больницы на 20 коек с одним врачом и двумя фельдшерами. Эта больница обслуживала не только около трех тысяч жителей Кузнецка, но и население всего округа.
Для охраны здоровья населения Сибири царское правительство отпускало в год по 0,5 копейки на душу населения, вследствие этог8о большинство больниц могло существовать за счет специального налога с населения, либо за счет благотворительности или взимания платы за лечение больных.
Кузнецкие медицинские учреждения не составляли исключения. Стоимость приема у врача составляла 40-50 копеек, равных в то время дневному заработку квалифицированного рабочего. Судя по статистике, лучшими считались годы, когда население Кузнецкого округа могло рассчитывать на 1 больничную койку на 1,5 тысячи жителей и на одного врача на 30 тысяч жителей. Поэтому знахари-шаманы осуществляли значительную часть медицинской помощи населению, особенно коренным народам и жителям сельских поселений.
Хирургическую помощь жители всего дореволюционного Кузбасса могли получить только в г. Томске после многодневного и тяжелого пути. Поэтому большинство нуждавшихся в неотложной хирургической помощи погибало.
6. Назовите дату начала строительных работ на площадке Кузнецкстроя?
Осенью 1927 г. был объявлен первый набор рабочих на строительство Кузнецкого металлургического комбината. В январе 1929 г., когда проекты, которые разрабатывались под руководством В. В. Куйбышева и Г. К. Орджоникидзе, были готовы и завершена предварительная подготовка площадки, Совет Труда и Обороны принял решение начать строительство завода.
В июне 1929 г. на площадке Кузнецкстроя были начаты строительные работы.
7. За сколько дней был построен КМК?
Кузнецкий металлургический комбинат был построен за 605 дней.
8. Назовите год, когда был получен первый кокс, чугун, сталь, прокатаны первые рельсы на КМК?
24 февраля 1932 г. – получен первый кокс.
3 апреля 1932 г. – первая доменная печь КМК дала чугун.
19 сентября 1932 г. – получена сталь.
5 ноября 1932 г. – блюминг.
30 декабря 1932 г. – прокатаны первые рельсы.
9. Как называется первая улица каменных домов в Новокузнецке?
В июне 1930 г. одновременно с первой доменной печью были заложены и первые 10 каменных домов. Строили дома все. В субботу и воскресенье выходили на стройку целыми цехами. Когда построили дома, заасфальтировали улицу, начали думать, как ее назвать. Предлагали назвать именем лучшего строителя, однако лучшими были все. Вот и поступило предложение назвать именем всех – проспектом Энтузиастов.
10. Как называли и почему Андрея Севастьяновича Филиппова, знаменитого землекопа Кузнецкстроя?
Андрея Севастьяновича Филиппова называли «человеком-экскаватором». Такое прозвище землекоп получил за успехи в труде. За одну смену каждый рабочий бригады А. С. Филиппова засыпал в котлован по 74 м ³ земли.
11. Перечислите награды КМК и укажите даты их вручения?
КМК был награжден:
1. Орденом Ленина 10 апреля 1943 г.
2. Орденом Трудового Красного Знамени в 1945 г.
3. Боевым орденом Кутузова I степени 13 сентября 1945 г.
4. Орденом Октябрьской революции 1 февраля 1971 г.
Первые три ордена комбинат получил за образцовое выполнение заданий Государственного Комитета Обороны в годы Великой Отечественной войны. Четвертый орден – за трудовые заслуги в восьмой пятилетке.
12. Чем известно имя А. Я. Чалкова?
В марте 1943 г. сталевару Александру Яковлевичу Чалкову была присуждена Государственная премия за достижение высоких показателей при выплавке высококачественных сталей (выплавил 14 тысяч тонн стали сверх плана). В заявлении на имя Верховного Главнокомандующего А. Я. Чалков писал:
«Прошу из причитающейся мне премии перечислить в особый фонд Верховного Главного Командования 20 тысяч рублей и вооружение передать моим землякам-бойцам Н-ской дивизии».
Автоматы ППШ, изготовленные на эти средства имели надпись «Сибиряку от Чалкова» и были вручены сибирякам-фронтовикам.
Работая в тылу, А. Я. Чалков был награжден боевым орденом Красной Звезды.
13. Назовите улицы, названные в честь людей, строивших и развивающих Кузнецкий металлургический комбинат.
улица Франкфурта – названа в честь начальника Кузнецкстроя Сергея Мироновича Франкфурта;
улица Филиппова – в честь землекопа Кузнецкстроя Андрея Севастьяновича Филиппова;
улица Бардина - в честь главного инженера Кузнецкстроя Ивана павловича Бардина;
улица Хитарова – в честь секретаря Заводского райкома партии Рафаэля Хитарова;
улица Буркацкого – в честь рабочего-металлурга КМК;
проспект Курако – в честь Михаила Константиновича Курако – инженера-доменщика, который вел подготовительные работы для строительства КМК;
улица Кузнецова – в честь одного из директоров КМК Алексея Кузнецова.
14. В каком году началось строительство Западно-Сибирского металлургического завода?
Решение о строительстве в Сталинске второго металлургического комбината было принято еще до Великой Отечественной войны. В 1940 г. на Антоновской площадке даже начались предварительные работы. Однако война, а затем восстановление разрушенной экономики надолго отодвинули эти планы.
19 апреля 1957 г. Совет Министров СССР утвердил проектное задание на строительство металлургического комбината в районе Антоновской площадки.
27 мая 1957 г. первые группы комсомольцев-добровольцев прибывают на стройку и приступают к работе.
В 1961 г. закладывается фундамент под первую коксовую батарею, которая 1 октября 1963 г. выдала первый кокс.
Днем рождения Запсиба считается 27 июля 1964 г. – в этот день страна получила первый запсибовский чугун.
2 сентября 1965 г. получен первый прокат.
22 июня 1967 г. – первый агломерат.
29 декабря 1968 г. – первая в Сибири конвертерная сталь.
27 декабря 1969 г. – подписан акт о сдаче в эксплуатацию блюминга.
С пуском в апреле 1970 г. непрерывно-заготовочного стана был, замкнут полный металлургический цикл.
15. Сколько новокузнечан удостоено звания Героя Социалистического труда (это высшая награда СССР в мирное время)?
29 работников КМК имеют звания Героев Социалистического труда, среди них фальцовщик Александр Григорьевич Картавых.
Дважды Героем Социалистического труда является бригадир очистной бригады шахт «Нагорная» и «Полосухинская» Егор Иванович Дроздецкий.
В 1976 г. Героем Социалистического труда стал старший горновой первой доменной печи Западно-Сибирского металлургического комбината Василий Демидович Соломин.
Начальник Новокузнецкого отделения железной дороги Григорий Семенович Колчев, также был удостоен этой высшей награды СССР.
16. Почему одна из улиц в Заводском районе названа Горьковской?
Возможно, название улицы Горьковской связано с ее местоположением, на окраине города. Здесь в основном проживают неблагополучные в социальном плане люди, своеобразное городское «дно», и по аналогии с названием пьесы М. Горького («На дне»), а также с самой фамилией писателя данная улица получила свое название.
17. Назовите имена героев Великой Отечественной войны, в честь которых сооружен памятник на Бульваре Героев? Расскажите об их подвиге.
Главное сооружение Бульвара Героев, открытого 9 мая 1975 г., - архитектурно-скульптурный монумент Венок Славы, созданный в честь трех героев Советского Союза Ивана Герасименко, Александра Красилова и Леонида Черемнова.
На внутренней стороне Венка изображены эпизоды военных лет: от нашествия фашистских захватчиков до победы и парада на Красной площади. Один из эпизодов символизирует подвиг Л. Черемнова, И. Герасименко и А. Красилова, которые в бою под Новгородом 29 января 1942 г. закрыли своими телами амбразуры вражеских дзотов.
Подвигу новокузнечан Николай Тихонов посвятил «Балладу о трех коммунистах», их имена увековечены, также в названиях улиц нашего города.
18. Когда и какое высшее учебное заведение первым открыто в Новокузнецке?
В ноябре 1931 г. в нашем городе было открыто первое высшее учебное заведение - Сибирский металлургический институт.
Второе высшее учебное заведение – Сталинский учительский институт (с двухгодичным курсом обучения) – образовано 1 сентября 1939 г., а в 1944 г. было переименовано в педагогический институт.
19. Когда был открыт краеведческий музей?
Первый в Кузбассе краеведческий музей в Новокузнецке (первоначально Кузнецкий политехнический) открылся в 1923 г. стараниями слесаря Дмитрия Тимофеевича Ярославцева при Кузнецком районо. Собранные им на свои средства экспонаты разместились на втором этаже деревянного дома № 24 по Картасской улице. После смерти Ярославцева экспонаты перевез в свой дом по улице Достоевского, 1 его последователь Георгий Степанович Блынский. Дополнив экспозицию отделом зоологии, в октябре 1927 г. он подарил музей городу вместе с личной усадьбой. Поэтому считается, что официально музей существует с 7 ноября 1927 г.
20. назовите дату открытия театра кукол?
Новокузнецкий театр кукол был открыт в 1942 г.
21. В каком году было закончено строительство железнодорожного вокзала?
В 1925 г. было построено деревянное здание вокзала, в котором размещались начальник станции и служебные помещения. Первое каменное здание вокзала было сооружено в 1926-1927 гг. и имело уже зал для пассажиров. В 1934 г. построен новый вокзал там, где сейчас размещается контора ВЧД-12.
Современное здание железнодорожного вокзала было введено в эксплуатацию в декабре 1962 г.
22. Когда по улицам Новокузнецка прошел первый в Сибири трамвай?
30 ноября 1933 г. по улицам нашего города был пущен первый в Сибири трамвай.
23. Назовите дату пуска первого троллейбуса и укажите его маршрут?
В январе 1978 г. по маршруту проспект Октябрьский – Вокзал впервые в Новокузнецке был пущен троллейбус.
24. С какого года г. Новокузнецк стал именоваться Сталинском?
Город Новокузнецк назывался Сталинском в период с 25 мая 1932 г. по 5 ноября 1961 г.
25. Какова протяженность проспекта Металлургов?
Протяженность проспекта Металлургов составляет 2 километра 30 метров.
26. Назовите имя автора проекта драматического театра?
Здание Новокузнецкого драматического театра было построено в начале 60-х гг. по типовому проекту архитекторов А. В. Кузнецова и С. А. Чалой. Инженером выступал А. В. Ефимов, а лепная отделка здания выполнена скульптором Смоляниновым.
27. Как ранее назывался проспект Строителей?
До конца 50-х гг. проспект Строителей носил название Ворошиловское шоссе.
28. Везде ли одинакова ширина проспекта Металлургов? Укажите параметры.
Ширина проспекта Металлургов от Вокзала до улицы Орджоникидзе составляет 20 метров. Ширина участка от улицы Орджоникидзе до проспекта Строителей равна 24 метрам.
29. Назовите имя скульптора известного в городе памятника В. В. Маяковскому?
Памятник В. В. Маяковскому, установленный на одноименной площади в
1967 г. был создан скульптором Б. А. Пленкиным.
30. Какой монумент установлен на площади Побед?
В июле 1973 г. на площади Побед был установлен танк Т-34, и тогда же родилась идея построить мемориальный комплекс, чтобы увековечить вклад КМК в дело Великой Победы.
Воплощению этого замысла способствовали скульптор Московского отделения художественного фонда РСФСР Д. И. Народицкий и архитектор Н. Н. Миловидов.
Мемориал был построен в виде полудуги, расположенной на трех пилонах. Сверху напоминает лавровую ветвь, выложенную на площади Побед. Здесь же горит Вечный огонь. На чугунных плитах высечены фамилии погибших героев.
Внутри мемориального комплекса расположен музей боевой и трудовой Славы кузнецких металлургов.
31. Назовите имена новокузнечан, ставших чемпионами мира и виды спорта, в которых они одержали победы?
1. Владимир Манеев – чемпион мира 1955 г. и призер Олимпийских игр в Мельбурне (борьба).
2. Валентин Оленик – борьба.
3. Виктор Куренцов – штанга.
4. Владимир Вилисов – чемпион мира 1996 г. (лыжи).
5. Сергей Москат – кикбоксинг.
6. Ибрагимов – карате-до.
7. Колбаскин – косики-карате.
Практическая работа «Возраст городов Кузбасса»
Вычислите возраст городов Кузбасса
Город | Год образования | Возраст города |
Кемерово | 1918 | |
Анжеро-Судженск | 1931 | |
Белово | 1938 | |
Березовский | 1965 | |
Гурьевск | 1938 | |
Салаир | 1941 | |
Калтан | 1959 | |
Киселевск | 1936 | |
Ленинск-Кузнецкий | 1925 | |
Мариинск | 1856 | |
Междуреченск | 1955 | |
Мыски | 1956 | |
Новокузнецк | 1622, 1931 | |
Осинники | 1938 | |
Полысаево | 1989 | |
Прокопьевск | 1931 | |
Тайга | 1911 | |
Таштагол | 1963 | |
Топки | 1933 | |
Юрга | 1949 |
Практическая работа «Заполнение дневника фенологических наблюдений»
Наиболее значимые фенологические наблюдения по месяцам:
Январь_______________________________________________________________________
Февраль______________________________________________________________________
Март_________________________________________________________________________
Апрель_______________________________________________________________________
Май__________________________________________________________________________
Июнь_________________________________________________________________________
Июль_________________________________________________________________________
Август________________________________________________________________________
Сентябрь______________________________________________________________________
Октябрь_______________________________________________________________________
Ноябрь________________________________________________________________________
Декабрь________________________________________________________________________
Конкурс «Самое интересное о природе Кемеровской области»
Вопросы
1. Водопады в бассейне реки Кии
2. Автор памятника М. Волкову в Кемерово
3. Грозный хищный динозавр мелового периода
4. Грызун лесостепей и степей
5. Автор музыки гимна Кемеровской области
6. Сибирский олень
7. Тайменья река
8. Месторождение кварцитов
9. Символ угольной промышленности в гербе Кемеровской области
10. Одно из пяти крупных озер нашей области
11. Первые полезные ископаемые кембрия в недрах родного края
12. Кустарничек-долгожитель
13. Птица из отряда соколиных, питающаяся в основном рыбой
14. Гигантский носорог третичного периода
15. Самый твердый минерал Салаирского кряжа
16. Большая лесная кошка
Карточка № 1
Самое ценное у пихты.
Самые темные леса.
Самое красивое, душистое и медоносное дерево.
Самый крупный олень.
Самый маленький примитивный олень.
(Смолы и эфирные масла, еловые, липа, лось, кабарга)
Карточка № 2
Самое ценное у кедра.
Самое долгоживущее дерево.
Самые древние из растений.
Самый редкий олень.
Самая крупная кошка.
(Семена, орехи; лиственница, папоротники, сибирский северный олень, рысь)
Практическая работа «Описание по плану одной из рек нашей области»
План:
1. Где находится исток реки?
2. Какое у нее течение: быстрое или медленное?
3. Есть ли у реки притоки? Какие?
4. Где находится устье реки?
5. Когда на реке наблюдается ледостав и ледоход?
6. Как используется вода из этой реки?
7. Как люди охраняют реку?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения» (социальное направление) (на 1 год реализации) Программу составила Учитель физической культуры Михеева Ольга Николае
Рабочая программапо внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения»(социальное направление)(на 1 год реализации)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч" для 5 класса,1 час в неделюhttp://videouroki.net/filecom.php?fileid=98737887 также по этой ссылке можно скач...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Офисные программы»
Программа разработана на основеФГОС ООО, информатика математика программы внеурочной деятельности для основной школы.7-9 классов, М.С. Цветкова, О. Б. Богомолова, Н. Н. Самылкина. Москва БИНОМ. Лабора...
Программа по внеурочной деятельности: (музыкально – эстетическое направление) «Музыка в нашей жизни». Срок реализации программы – 4 года
Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы (М., Просвещен...
Рабочие программы и программы по Внеурочной деятельности.
Мои программы по работе с учиниками....
Рабочие программы и программы по Внеурочной деятельности.
Мои программы по работе с учиниками....
Внеурочная деятельность. Программа курса внеурочной деятельности "Клуб юного читателя" 2 класс
Образовательная программа внеурочной деятельности «Клуб юного читателя» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательног...