Рабочая программа по внеурочной деятельности "Краеведение"
рабочая программа по краеведению (9 класс)
Краеведение имеет большое значение в патриотическом воспитании школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая Родина» ребёнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашего края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedenie_pfdo.docx | 74.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации
Лазовского муниципального округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лазовская средняя общеобразовательная школа №1
Лазовского муниципального округа Приморского края
Рассмотрена на заседании Педагогического совета Протокол от «30» 08.2023 г. № 1 | Утверждаю: Директор ______Овсяный В.П. Приказ от «31» 08.2023 г. №154 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«КРАЕВЕДЕНИЕ»
Автор-составитель программы:
Михайлина Анастасия Ивановна
учитель истории и обществознания
Уровень программы: стартовый
Срок реализации программы: 2 года (68 часов)
Возраст обучающихся: 12-16 лет
с. Лазо
2023
Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Краеведение имеет большое значение в патриотическом воспитании школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая Родина» ребёнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашего края.
Исходя из возрастных особенностей школьников, главной задачей работы по изучению родного края является воспитание у них устойчивого интереса и познавательного отношения к краеведческому материалу.
Под краеведением понимают сферу научной, культурно-просветительской и памятнико-охранительной деятельности определенной тематики: прошлое и настоящее какого-либо «края», а также сферу общественной деятельности той же направленности, к которой причастны не только ученые-специалисты, но и широкий круг лиц, преимущественно местных жителей.
Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково-исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний. Программа обучения рассчитана на школьников 12-16 лет. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.
Образовательная программа по краеведению разработана в соответствии с документами:
- Законом Российской Федерации «Об образовании»;
- Методические рекомендации преподавания модуля «Краеведения»
- Авторской программы, ориентированной на использование учебно-методического комплекта Н.А. Беляева, А.П. Ботнарь, О.Ю. Ботнарь. П.Г. Домбаева, А.А. Исаева, З.А. Ковалевой. А.Л. Мезенцева, М.Б. Сердюка, П.А. Щербина « Мой Приморский край» М.: «Просвещение», 2021
Данная программа рассчитана на использования учебника «Мой Приморского край» в 2-х частях/ Н.А. Беляева, А.П. Ботнарь, О.Ю. Ботнарь-Москва: Просвещение,2021
Направленность программы – туристско-краеведческая.
Уровень освоения – стартовый.
Язык реализации программы: государственный язык РФ – русский.
Адресат программы - обучающиеся 6-10 классов (12-16 лет).
Требований к физической подготовке и уровню знаний обучающихся не предъявляется.
Особенности организации образовательного процесса
Срок освоения программы – 2 года.
Объём программы – 68 часов.
Количество часов в неделю – 1.
Продолжительность академического часа: 45 минут.
Количество человек в группе – 15
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы – формирование у детей 12-16 лет национальной и культурной идентичности, ответственного гражданского поведения на основе изучения исторического наследия и современной жизни родного края.
Задачи:
Воспитательные:
- Развитие у обучающихся гражданских качеств, патриотического отношения к Родине; пробуждение деятельной любви к родному краю.
- Укрепление семейных связей, дружеских и иных привязанностей, основанных на общности жизни и чувстве сопричастности к судьбе малой родины.
- Формирование понимания необходимости сохранения природного наследия, истории и культуры родного края/населенного пункта.
Развивающие:
- Формирование у обучающихся представлений о различных сторонах современной жизни своего края/населенного пункта и его жителей.
- Развитие исследовательских и творческих способностей обучающихся, накопление эмоциональных впечатлений и разнообразного опыта созидательной деятельности в процессе изучения природы, истории и культуры родного края/населенного пункта.
- Развитие у обучающихся социальной активности, навыков делового общения и коллективной деятельности.
Обучающие:
- Формирование у обучающихся знаний об истории, культуре, природных особенностях своего края в общенациональном, общегосударственном контексте.
- Формирование у обучающихся знаний об основах музейной деятельности.
- Формирование у обучающихся навыков работы с фотооборудованием и оргтехникой.
1.3. Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации /контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Образ малой родины | 2 | 1 | 1 | |
1.1. | «Я-приморец». Что означают эти слова? | 2 | 1 | 1 | Игра |
2. | Далекое прошлое Приморья | 6 | 3 | 3 | |
2.1. | Приморье в эпоху первобытности и раннее средневековье. | 3 | 1 | 1 | Экскурсия |
2.2. | Чжурчжэньская империя Цзинь (1115-1234 гг.). | 3 | 2 | 2 | Выставка работ |
3. | Коренные народы Приморья | 3 | 2 | 1 | |
3.1. | Этническая история, хозяйство и культура коренных народов Приморья | 3 | 1 | 2 | Беседа |
4. | Русские географические открытия на Дальнем востоке 17-18 веках | 4 | 2 | 2 | |
4.1. | Расширение восточных границ русского государства в 17 веке. Освоение и изучение дальневосточных земель в 18 веке | 4 | 2 | 2 | Викторина |
5. | Вхождение Приморья в состав российского государства. Заселение края во второй половине 19-начале 20 века | 8 | 4 | 4 | |
5.1. | Внешняя политика России на Дальнем Востоке. Амурская экспедиция Г.Н. Невельского (1849-1855г.) | 3 | 1 | 2 | Экскурсия |
5.2. | Установление границ в приамурье и Уссурийском крае | 2 | 1 | 1 | Опрос |
5.3. | Организация переселения в Южно-Уссурийский край. Уклад жизни переселенцев | 3 | 2 | 1 | Экспозиции |
6. | Освоение и развитие Приморья во второй половине 19 –начале 20 века | 4 | 3 | 1 | |
6.1 | Приморская область: административно-территориальное деление и управление. Культурная среда Уссурийского края. | 4 | 3 | 1 | Беседа |
7. | Край – воин. | 7 | 4 | 3 | |
7.1. | Приморье в годы русско-японской войны 1904-1905г. Морская крепость Владивостока. | 3 | 2 | 1 | Выставка работ |
7.2. | Приморье в эпоху великих потрясений 1914-1922 годов | 4 | 2 | 2 | Экскурсия |
8. | Строительство нового общества. 1922-1941 годов. | 3 | 2 | 1 | |
8.1. | Восстановление после гражданской войны. Модернизация в приморье | 3 | 2 | 1 | Наблюдение |
9. | На дальнем пограничье | 6 | 3 | 3 | |
9.1. | Конфликт на КВЖД 1929 г. Нарастание военной опасности | 3 | 2 | 1 | Экскурсия |
9.2. | События у озера Хасан | 3 | 1 | 2 | Выставка работ |
10 | Приморье в годы Великой Отечественной войны | 12 | 5 | 7 | |
10.1. | Приморцы — защитники Родины | 5 | 3 | 2 | Тест |
10.2. | Лазовский район в годы ВОВ | 3 | 2 | 1 | Экскурсия |
10.3. | Односельчане - участники войны и труженики тыла | 4 | 1 | 3 | Экспозиции |
11. | Развитие края во второй половине 20 века. Культурная жизнь Приморья. | 8 | 4 | 4 | |
11.1. | Социально-экономическое развитие Приморского края | 5 | 3 | 2 | Экскурсия |
11.2. | Профессиональная и любительская культура | 3 | 1 | 2 | Викторина |
12. | Приморский край на рубеже 20-21 веков | 5 | |||
12.1. | Приморский край в период радикальных перемен | 3 | 1 | 2 | Игра |
12.2. | Приморье — шаги в ХХI в. | 2 | 1 | 1 | Беседа |
Итого | 68 | 32 | 36 |
Содержание учебного плана
Основное содержание предмета
Раздел. 1 .Образ малой родины.
1.1. Тема: «Я- приморец». Что означают эти слова?
Теория. Герб, флаг Приморского края.
Практика. Игра «Символы Приморского края».
Раздел. 2. Далекое прошлое Приморья.
2.1. Тема: Приморье в эпоху первобытности и средневековье.
Теория. Появление и расселение человека на территории Приморья. Образ жизни и занятия древнейших жителей Приморья. Археологические памятники палеолита, мезолита и неолита. Теория об особом центре неолитических культур на юге Дальнего Востока России, и её анализ. Неолитическая революция в Приморье.
Эпоха бронзы - время развития производящего хозяйства. Ранний железный век в Приморье. Янковская археологическая культура. Развитый железный век в Приморье. Археологические памятники эпохи палеометалла. Культура и религия древнейших приморцев.
Древнейшие племена Приморья. Сушени - родоначальники приморских племён. Илоу и воцзюй - племена палеометалла в Приморье. Территория расселения и основные занятия племён. Складывание предпосылок для возникновения государственности в железном веке.
Государство Бохай (698 - 926 гг). Культура и религия бохайцев Образование государства Бохай. Государственно-административное устройство. Особенности социально-экономического развития. Война с империей Ляо и гибель Бохайского государства. Наука и образование. Литература и музыкальное искусство. Дворцово-храмовая архитектура. Скульптура и живопись. Декоративно-прикладное искусство. Шаманизм и распространение буддизма на территории государства Бохай.
Практика. Экскурсия в краеведческий музей «Родники народные».
2.2. Тема: Чжурчжэньская империя Цзинь (1115-1234 гг.).
Теория. Образование чжурчжэньского государства. Война с Китаем. Государственно административное устройство. Общественный строй. Хозяйство и быт. Война с монголами и гибель империи. Государство Восточное Ся. Чжурчжэни в XIV-XV веках. Приморье в XVI XVII веках.
Культура и религия чжурчжэней. Наука и образование. Письменность и литература. Скульптура и дворцово-храмовая архитектура. Декоративно-изобразительное искусство. Религии чжурчжэней: шаманизм, буддизм, даосизм.
Практика. Создание плаката, рисунков, фотографии, видеоролика о жизни и культуре чжурчжэней.
Раздел 3. Коренные народы Приморья.
3.1. Тема: Этническая история, хозяйство и культура коренных народов Приморья.
Теория. Этническая история и хозяйство. Культура коренных народов Приморья. Религиозные представления. Духовная культура. Декоративно – прикладное искусство. Удэгейцы, нанайцы.
Практика. Беседа с ученицей, которая защитила проект по теме «Коренные народы приморского края. Экскурсия в музей «Родники народные».
Раздел 4. Русские географические открытия на Дальнем Востоке в 17-18 веках.
4.1. Тема: Расширение восточных границ русского государства в 17 веке. Освоение и изучение дальневосточных земель в 18 веке.
Теория. Путь на восток. Открытие Забайкалья и Приамурья русскими в XVII веке. Освоение Сибири. Походы П.И. Бекетова, И.Ю. Москвитина, В.Д. Пояркова и Е.П. Хабарова. Маршруты и особенности экспедиций. Экономическое освоение Дальнего Востока в XVII веке. Результаты и значение присоединения дальневосточных земель для Российского государства.
Практика. Викторина «Открыватели Приморья»
Раздел. 5. Вхождение Приморья в состав Российского государства. Заселение края во второй половине 19- начале 20 века.
5.1. Тема: Внешняя политика России на Дальнем Востоке. Амурская экспедиция Г.Н. Невельского (1849-1855г.).
Теория. Амурские экспедиции 1851 - 1855 гг. под руководством Г.И. Невельского. Вклад участников экспедиций Н.М. Чихачева, Н.К. Бошняка, А.И. Воронина и других в освоении дальневосточных земель. Деятельность Н.Н. Муравьева. Амурские сплавы. Русско-Японские отношения в середине XIX века.
Практика. Экскурсия в краеведческий музей «Родники народные».
5.2. Тема: Установление границ в приамурье и Уссурийском крае.
Теория. Переселенческая политика России на Дальнем Востоке. Экономическое развитие Приморья во второй половине XIX века. Особенности социально-экономического развития дальневосточного региона. Изменения в административно-территориальном делении Дальнего Востока России.
Практика. Учимся работать с картой Приморского края.
5.3. Тема: Организация переселения в Южно-Уссурийский край. Уклад жизни переселенцев.
Теория. Особенности переселенческой политики России. Ход и итоги переселения крестьян и рабочих на территорию Приморья.
Развитие сельского хозяйства. Особенности земледелия в Приморье. Возникновение и развитие добывающей, обрабатывающей и лесоперерабатывающей отраслей промышленности. Развитие водного и железнодорожного транспорта.
Практика. Планирование тематической экспозиции.
Раздел 6. Освоение и развитие Приморья во второй половине 19- начале 20 века.
6.1. Тема: Приморская область: административно-территориальное деление и управление. Культурная среда Уссурийского края.
Теория. Особенности управления окраинами. Города и селения. Социально-экономическое развитие Приморья в 1900-1903 гг. Новый этап переселенческого движения на Дальнем Востоке. Развитие железнодорожного транспорта. Религиозная жизнь в Приморье.
Практика. Беседа с Флорей Ириной Николаевной о названиях городов и сел в Приморском крае. Работа с картой Приморского края (учимся определять границы районов и месторасположение городов).
Раздел 7. Край – воин.
7.1. Тема: Приморье в годы русско-японской войны 1904-1905г. Морская крепость Владивостока.
Теория. Укрепление обороноспособности дальневосточных рубежей. Строительство Владивостокской крепости. Военные действия на море. Подвиг крейсера «Варяг». Оборона и сдача Порт-Артура. Военные действия в Манчжурии. Разгром второй Тихоокеанской эскадры. Портсмутский договор 1905 г. Итоги Русско-японской войны и ее значение для Приморья.
Обострение политической ситуации в 1905 г. Солдатские выступления. Революционное движение в конце 1905 - начале 1906 г. Деятельность левых партий. Подавление военного восстания осенью 1907 г. Ужесточение политического режима в конце 1907-1908 гг. Социальные изменения. Приморье 1909-1914 гг.
Практика. Создание выставки в кабинете посвящённой событиям русско-японской войны.
7.2. Тема: Приморье в эпоху великих потрясений. 1914-1922.
Теория. Изменения в экономике Приморья после вступления России в первую мировую войну. Обострение политической обстановки весной 1917 г. в Приморье. Оживление активности политических партий. Укрепление позиций социал-демократов и большевизация Советов в Приморье. Провозглашение Советской власти и первые мероприятия Советов.
Складывание антисоветского лагеря. Военные действия летом 1918 г. Начало иностранной интервенции. Приход к власти адмирала Колчака. Деятельность колчаковского правительства и антиколчаковский переворот 1920 г. Японская интервенция в Приморье.
Образование ДВР и первые преобразования республики. Конституция ДВР и внутренняя политика республики. Контрреволюционный переворот в мае 1921 г. Освобождение Приморья от интервентов. Окончание гражданской войны на Дальнем Востоке. Российское Дальневосточное зарубежье.
Практика. Экскурсия в краеведческий музей «Родники народные».
Раздел 8. Строительство нового общества. 1922-1941.
8.1. Тема: Восстановление после гражданской войны. Модернизация в приморье.
Теория. Последствия гражданской войны и интервенции. Укрепление государственно административной системы. Возрождение экономики. НЭП в Приморье. Концессионная политика в Приморье.
Форсированное развитие экономики и массовые репрессии в Приморье.
Индустриализация Приморья - планы, методы проведения, результаты. Массовая коллективизация в Приморье - итоги и выводы. Массовые репрессии 30-х г. в Приморье.
Практика. Практикум «Вклад людей в развитие Приморского края»
Раздел.9. На дальнем пограничье.
9.1. Тема: Конфликт на КВЖД 1929 г. Нарастание военной опасности.
Теория. Внешняя политика Советской России на Дальнем Востоке в 20 - 30 годы. Дальневосточные границы - провокации продолжаются. Конфликт на КВЖД. Укрепление обороноспособности Советского Дальнего Востока. Обострение отношений с Японией. Военные действия в районе оз. Хасан.
Практика. Экскурсия в краеведческий музей «Родники народные».
9.2. Тема: События у озера Хасан.
Теория. Обострение отношений с Японией. Военные действия в районе оз. Хасан.
Практика. Поиск информации и оформление выставки в кабинете посвящённой событиям на оз. Хасан.
Раздел.10. Приморье в годы Великой Отечественной войны.
10.1. Тема: Приморцы — защитники Родины.
Теория. Обстановка на Дальнем Востоке в начале войны. Мобилизационные мероприятия в крае. Перестройка экономики края. Ленд-лиз. Трудовые ресурсы. Всенародная помощь фронту. Участие приморцев в боях против немецко-фашистских захватчиков. Ветераны войны вашего района. Японская агрессия на Тихом океане. Подготовка и начало военных действий. Участие приморцев в войне с Японией. Разгром и капитуляция Японии.
Практика. Проведение теста на знание событий Великой отечественной войны.
10.2. Тема: Лазовский район в годы ВОВ.
Теория. Жизнь района в годы Великой Отечественной Войны. Все для фронта-Все для победы.
Практика. Экскурсия в краеведческий музей «Родники народные».
10.3. Тема: Односельчане - участники войны и труженики тыла.
Теория. Информация об участниках войны (сколько ушло-сколько вернулось). Герои страны. Люди которые жили в тяжелые годы войны.
Практика. Сбор информации и формирование фонда школьного музея. Реставрация стенда. Работа с сайтом «Подвиг во имя жизни».
Раздел 11. Развитие края во второй половине 20 века. Культурная жизнь Приморья.
11.1. Тема: Социально-экономическое развитие Приморского края.
Теория. Экономическое развитие Приморья в 50 - 80 гг. Общественно-политическая жизнь Приморья в середине 50 - начале 90 гг.
Развитие ведущих отраслей промышленности. Промышленные предприятия вашего района. Изменение транспортной структуры края. Развитие сельского хозяйства в крае. Экологическая ситуация в Приморье в 50 - 80 гг.
Практика. Помощь краеведческому музею «Родники народные».
11.2. Тема: Профессиональная и любительская культура.
Теория. «Оттепель» в Приморье. Общественно-политическая ситуация в Приморье в годы правления Л.И. Брежнева. Перестройка в Приморье в конце 80 - нач. 90 гг. в Приморье. Развитие культуры в 60 - 80 гг.
Практика. Викторина «Культура народов Приморья»
Раздел.12. Приморский край на рубеже 20-21 веков.
12.1. Тема: Приморский край в период радикальных перемен.
Теория. XXI - век Тихого океана. Расширение сотрудничества со странами АТР. Международные экономические проекты. Перспективы развития Лазовского района.
Практика. Игра «Промышленность Приморья»
12.2. Тема: Приморье — шаги в ХХI в.
Теория. Культура Приморья: из века XIX в век XXI. Наука и образование. Литература и книгоиздательство. Музыка и театр. Архитектура и живопись. Религиозная жизнь Приморья. Деятели культуры вашего района. По местам памяти.
Практика. Беседа с представителем власти о развитии нашего края и возможностях молодых людей для трудоустройства.
1.4. Планируемые результаты
Личностные результаты
У обучающегося будет сформировано:
- понимание гражданской идентичности в форме осознания себя как гражданина России;
- чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- понимание и важность сохранения семейных ценностей;
- желание активно участвовать в жизни родного края.
Метапредметные результаты
Обучающийся приобретёт:
- знания об истории родного края/населённого пункта, его достопримечательностях;
- понимание значимости происходящих событий;
- навыки поисковой деятельности и делового общения;
- коммуникативные навыки, умение работать в группе;
- умение размышлять, опираясь на знание фактов и закономерностей; делать обоснованные выводы.
Предметные результаты
Обучающиеся будут знать:
- историю возникновения своего населенного пункта, природные и архитектурные памятники;
- историю своей семьи;
- основы музейной работы;
- правила работы с фотооборудованием и оргтехникой.
Обучающиеся будут уметь:
- использовать фотооборудование и оргтехнику;
- создавать музейные экспозиции;
- описывать и паспортизировать музейные экспонаты.
РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Условия реализации программы
I. Материально-техническое обеспечение:
Учебный кабинет для работы с обучающимися, оснащенный ноутбуком с программным обеспечением для создания текстовых документов и точкой доступа в Интернет; мультимедиа оборудованием (экран).
Для качественного освоения обучающимися образовательной программы имеется следующее оборудование:
- компактный цифровой фотоаппарат для «быстрой» фиксации с картой памяти и встроенным стабилизатором изображения;
- штатив напольный для фотоаппарата;
- многофункциональное устройство (функции печати, копирования, сканирования);
- комплект «Создаем экспозицию школьного музея» (витрина вертикальная для школьного музея 2100*900*300 мм – 1 шт., витрина горизонтальная для экспонирования выставочных образцов школьного музея 1300*900*560 мм – 1 шт.).
Дидактические материалы:
- видео-лекции и обучающие видеофильмы по основам краеведения;
- презентационные материалы к занятиям;
- подборка печатных изданий.
Материалы:
- бумага для работы на принтере;
- канцелярские принадлежности: ручки, карандаши, маркеры.
II. Учебно-методическое и информационное обеспечение
Формы проведения занятий предполагают сочетание теоретических и практических видов деятельности, экскурсий, работу в музее, работу с различной литературой и картами, реставрация стенда, поисково-исследовательскую деятельность. Такой подход позволяет разнообразить формы работы, вызывая интерес у детей к краеведению.
Список литературы для педагога:
- Арсеньев В.Кю - шаг в ХХ1 век / Сост. П.Ф. Бровко, И.Н. Егорчев, П.И. Шепчугов и др. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2007 - 144 с.
- Край таёжный Лазо. Флоря И.Н.: Издательство: Владивосток: Дальнаука. 2008 г. - 495 с.
- Арсеньев В.К. и его наследие. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 125- летию со дня рождения В.К. Арсеньева. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1997. - 212 с.
- Арсеньев:В.К. Биография в фотографиях, воспоминаниях друзей, свидетельствах эпохи / Приморский государственный объединенный музей им. В.К. Арсеньева. - Владивосток: Издательство «Уссури», 1997. - 336 с.
- Баркова И.В. Виртуальное краеведение для детей //Библиография и книговедение. – 2016. – №. 3. – С. 66-72.;
- Гучетль А.А. Краеведение и туризм-школа воспитания личности //Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. – 2017. – №. 4. – С. 39-46.
- Исламова Д. Сущность понятия «краеведение» //Вестник культуры и искусств. – 2010. – №. 2 (22). – С. 101-108.
- Круглова Т.С. Краеведение в начальной школе: изучение как приключение //Концепт. – 2016. – №. S18. – С. 29-32.
- Седельникова Н.А. Значение и основные задачи исторического краеведения в современном школьном историческом образовании //Сельские территории: проблемы и перспективы устойчивого развития. – 2017. – С. 53-57.
2.2. Оценочные материалы и формы аттестации
При реализации программы используются текущий контроль и промежуточная аттестация. Текущий контроль осуществляется после каждого занятия.
Опрос – это форма контроля, когда педагог выясняет готовность обучающихся к изучению нового материала. Опрос может проводиться фронтально, в формате интервью, в формате беседы.
Наблюдение – форма контроля, при которой педагог составляет суждение об отношении учащегося к занятиям, доступности и посильности для него материала занятий.
Тест – задание, состоящее из ряда вопросов и нескольких вариантов ответа на них для выбора в каждом случае одного верного по всем разделам программы.
Викторина – совокупность не менее десяти вопросов (устных или письменных) по определенной тематике, на которые необходимо дать краткие и емкие ответы.
Экскурсия – коллективное посещение достопримечательных мест, музеев и прочих мест с учебными или культурно-просветительскими целями.
2.3. Методические материалы
Электронные ресурсы для проведения виртуальных экскурсий.
Художественные музеи
- Виртуальные прогулки по Русскому музею. URL: http://www.virtualrm.spb.ru/rmtour/index-1.htm.
- Виртуальный визит в Государственный Эрмитаж (тур по залам). URL:https://clck.ru/MbQK8.
- Экспонаты Государственного Эрмитажа (совместный проект с Google). URL: https://artsandculture.google.com/partner/the-state-hermitage-museum.
- Тур по экспозиции Третьяковской галереи. URL: https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/?type=virtualnye-vystavki.
- Тур по экспозиции Третьяковской галереи (совместный проект с Google). URL:https://artsandculture.google.com/partner/the-state-tretyakov-gallery.
- Государственный музей Востока. URL:https://new.orientmuseum.ru/index.php.
- Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. URL: http://www.arts-museum.ru/collections/index.php.
- Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова URL: https://www.surikov-museum.ru/virtual-tour.
- Виртуальный музей русского примитивного искусства. URL: http://www.museum.ru/museum/primitiv/exc_001.htm.
Музеи-заповедники
- Виртуальная экскурсия по Московскому Кремлю. URL: http://tours.kremlin.ru.
- Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный музей-заповедник «Петергоф» (ГМЗ «Петергоф»). URL: https://peterhofmuseum.ru/about/tour.
- Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи». URL: http://kizhi.karelia.ru/journey/#kizhi_panorama.
- Государственный музей-заповедник «Царское Cело». URL: https://tzar.ru/objects/ekaterininskypark.
Этнографические музеи
- Онлайн-каталог коллекций Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук (Кунсткамеры) URL: http://collection.kunstkamera.ru .
- Тур по Российскому Этнографическому музею. URL: http://etn.vm.culture.ru/main/?partner=culture.ru&referrer=%2Finstitutes%2F741%2Frossiyskiy-etnograficheskiy-muzey&partner=culture.ru&referrer=%2Finstitutes%2F741%2Frossiyskiy-etnograficheskiy-muzey.
- Виртуальный тур по этнографическому музею под открытым небом, посвященному быту и культуре горных марийцев. URL: http://www.kmkmuzey.ru/VirtualTour/museum4/index.html.
Палеонтологические музеи
- Экспозиции Государственного Дарвиновского музея. URL: http://www.darwinmuseum.ru/projects/constant-exp.
- Экспозиции Государственного Дарвиновского музея. Онлайн-экскурсии. URL: http://www.darwinmuseum.ru/blog?theme=1.
- Виртуальный тур по Палеонтологическому музею им. Ю. А. Орлова. URL: https://www.paleo.ru/museum/exposure/.
Военные музеи и историко-мемориальные комплексы
- Музей-панорама «Бородинская битва». URL: https://мультимедиа.минобороны.рф/encyclopedia/museums/borodino.htm.
- Музей-панорама «Сталинградская битва». URL: https://stalingrad-battle.ru/.
- Виртуальный Мамаев курган. URL: http://www.volgogradru.com/mamayev-kurgan/ .
- Тур по залам Центрального музея Великой Отечественной войны. URL: https://victorymuseum.ru/newvtour/GLAV.html.
- Виртуальный тур по Центральному музею Военно-воздушных сил России. URL: https://мультимедиа.минобороны.рф/encyclopedia/museums/vvs.htm.
- Экспозиции Военно-исторического музея Тихоокеанского флота. URL: https://www.museumtof.ru/index.php/expo/zal1.
- Экскурсия по флагману Тихоокеанского флота ракетному крейсеру «Варяг». URL: https://мультимедиа.минобороны.рф/encyclopedia/museums/varyag.htm.
- Музеи техники Виртуальный музей паровозов. URL: https://www.rzd.ru/steams/index.html.
- Министерство обороны Российской Федерации (Тур по космодрому «Плесецк». Подготовка и пуск ракеты-носителя «Союз-2»). URL: https://мультимедиа.минобороны.рф/encyclopedia/museums/soyz2.htm.
Краеведческие музеи
- Культурный гид по Приморскому краю. URL https://www.culture.ru/touristRoutes/498/kulturnyi-gid-po-primorskomu-krayu.
- Проект «Прогулки по музеям онлайн» URL: https://spo.mosmetod.ru/museums-online.
- Хабаровский краевой музей имени Н.И. Гродекова URL: https://hkm.ru/online_cat/onlajn-ekskursii/.
- Камчатский краевой объединенный музей. URL:http://pan-nn.ru/portfolio/vt/kamchatka/kam-kr.html/.
- Орловский краеведческий музей URL: https://okmuseum.ru/
- Томский областной краеведческий музей. URL: https://tomskmuseum.ru/mus_online/central_museum/vvtur/
2.4. Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса | 2 года | |
Продолжительность учебного года, неделя | 34 | |
Количество учебных дней за 2 года | 68 | |
Продолжительность учебных периодов | 1 полугодие | 11.09.2023- 30.12.2023 |
2 полугодие | 09.01.2024- 24.05.2024 | |
Возраст детей, лет | 12-16 | |
Продолжительность занятия, час | 1 | |
Режим занятия | 1 раз в неделю | |
Годовая учебная нагрузка, часа | 34 | |
Всего за 2 года, часов | 68 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Жданова Н.М., Утинова М.Р. Краеведение как средство патриотического воспитания младших школьников на уроках и во внеурочное время //Историко-педагогические чтения. – 2020. – №. 24. – С. 238-242.
- Заббарова М.Г., Журавлёва С.Р. Формирование краеведческих представлений у младших школьников в процессе проектной деятельности //Успех исследований 2020. – 2020. – С. 119-127.
- Обухов А.С. «С чего начинается Родина?»: Краеведение как путь развития истинного патриотизма //Исследователь/Researcher. – 2022. – №. 1-2 (37-38). – С. 9-12.
- Сидорова А.К. Роль исторического краеведения в деятельности школьного музея //БУДУЩЕЕ НАУКИ-2020. – 2020. – С. 138-142.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения» (социальное направление) (на 1 год реализации) Программу составила Учитель физической культуры Михеева Ольга Николае
Рабочая программапо внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения»(социальное направление)(на 1 год реализации)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч" для 5 класса,1 час в неделюhttp://videouroki.net/filecom.php?fileid=98737887 также по этой ссылке можно скач...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Офисные программы»
Программа разработана на основеФГОС ООО, информатика математика программы внеурочной деятельности для основной школы.7-9 классов, М.С. Цветкова, О. Б. Богомолова, Н. Н. Самылкина. Москва БИНОМ. Лабора...
Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса ФГОС на основе программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 8 год обучения
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам. Подтверждение реализации рабочих программ по доп. образованию находится в публичных докладах директора школы 2015-2016 (с.11), 2016-2017 (с.5,11,12), 2017-2018 (с.5,12-13)
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Актуальность курса. В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...