Рабочая программа по внеурочной деятельности. Литературное краеведение в 5 классе.
рабочая программа (5 класс) на тему
Рабочая программа по литературному краеведению для 5 класса. Актуальность данного курса заключаетсяв том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение родного края необходимо. В программе находятся произведения ямальских писателей, которые прививают любовь к родному краю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_kraevedenie.docx | 44.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Мужевская средняя общеобразовательная школа
имени Н. В.Архангельского»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов Протокол № _____ | УТВЕРЖДАЮ Директор школы Е.В. Костылева Приказ №____________ от «______»_________2015г |
от «____»______2015г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»
5 «г» класс
Учитель: Попова Ирина Васильевна
с. Мужи
2015 год
Пояснительная записка.
Программа предназначена для изучения основ краеведения в общеобразовательных учреждениях Ямало-Ненецкого автономного округа, реализуется в рамках внеурочной деятельности. Программа рассчитана 35 часов, один час в неделю.
Актуальность данного курса заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребенка, определенных в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является осознанное принятие учащимися традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни». Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности.
Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос, где узнал «первых лет уроки». Родной край и населяющие его люди, неповторимый облик родной природы – все это, проходя через сознание, становится частью человеческой судьбы. Краеведение вводит учащихся в мир природы и человеческих отношений, позволяет сопоставлять реальные факты с их отражением в литературном творчестве. Это приближает школьника к жизненным истокам литературы.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Историко-литературный и природоведческий материал обогатит учащихся новыми сведениями о родном крае, расширит кругозор, будет способствовать формированию высоконравственной личности. Тем самым школа будет готовить учащихся к активному участию в общественной жизни.
Книги писателей-земляков раскрывают красоту окружающей природы, жизнь которой юные краеведы познают непосредственно во время экскурсий и походов по родному краю. Любовь к природе у людей, способных понимать ее живую красоту, постепенно сливаются с чувством Родины, переходит в глубокие патриотические убеждения.
Ученики не только самостоятельно изучают особенности краеведения с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических работ, высказывая собственные гипотезы, но и как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество. При разработке программы учитывался личностно-ориентированный подход, то есть учитывались психологические и возрастные особенности детей. Все материалы программы соответствуют интересам учащихся этого возраста, повышают мотивацию, способствуют их личностному и социальному развитию.
Цели:
1.Расширять и углублять знания по краеведению Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО).
2.Совершенствовать картографические умения, навыки ведения наблюдений, обрабатывать и анализировать результаты, пользоваться источниками краеведческого содержания.
Место учебного предмета, курса в учебном плане
Учебный курс «Литературное краеведение» реализуется в рамках внеурочной деятельности. Проводится 1 раз в неделю, всего 34 занятия в год
Личностные, метапредметные и предметные результаты
- В результате проделанной по предмету работы учащиеся приобретут следующие универсальные учебные действия:
- - научатся ориентироваться в фольклорных произведений своего родного края;
- - приобретут элементарное понятие о фольклорных видах и жанрах;
- - приобретут сведения о писателях, живущих в родном краю;
- - приобретут сведения о природе и богатстве родной земли, о ее тружениках;
- - приобретут понимание роли книги в жизни человека;
- - приобретут внимательное отношение ко всему окружающему;
- - приобретут правильное, сознательное, беглое, выразительное чтение;
- - приобретут знание особенностей северного фольклора;
- - усвоят географию родного края;
- - усвоят понятие о народной сказке;
- - приобретут основы литературной речи
- - будут знать наизусть и уметь читать выразительно 3-4 стихотворения;
- - самостоятельно научатся отличать северные сказки от русских народных сказок.
- - научатся различать особые виды фольклора народов Севере;
- - приобретут начальные сведения по истории православия на Ямале;
- - разовьют чувство сопричастности: Я в окружающем мире;
- - умение различать жанры художественной литературы;
- - приобщатся к чтению книг как источнику познания;
- - приобретут умение сравнивать, сопоставлять, оценивать;
- - приобретут умение осуществлять самонаблюдение и самооценку.
- - приобретут представление об эпосе как исторической памяти народа;
- - приобретут чувство гордости за родную землю;
- - приобретут умении самостоятельно пользоваться справочным материалом учебника и другими источниками информации;
Содержание учебного предмета «Литературное краеведение»
Раздел 1. Край, поэтами воспетый. Л.Лапцуй «Сейчас Ямал – обжитая планета», «Где вьюги вихрятся под пологом нарт». Р.Ругин «Здесь, конечно, не теплый и благостный юг».
Раздел 2. Фольклор – колыбель народного творчества. Народная мудрость. Поговорки, приметы. В мире северных загадок. Литературные загадки. Цветные сказки северного края: «Глупый Лось», «Как медведь хвост потерял», «Куропатка» (ненецкие сказки), «Сорока», «Заяц и медведь» (хантыйские сказки), «Как собака себе хозяина нашла», «»Глаза и уши», «Чинкча» (селькупские сказки). Авторские сказки: Р.Ругин «Шаман и зайцы», «Почему люди белые», Л.Ефремова «Влюбленные звезды», Н.Дудников «Завистливый осетр»
Раздел 3. По городам и весям округа, района. Карта округа. Города округа. Национальный состав. Моя маленькая родина – Шурышкарский район.
Раздел 4. Растительный и животный мир Ямала. Что растет в краю родном, кто живет в краю моем.
Раздел 5. Здесь мы живем, здесь учимся, растем. А.Тарасова, М.Шульгин, Л.Сайготин, Л.Лапцуй
Раздел 6. Лесные были. Н.Дудников, Р.Ругин, В.Рябцев.
Раздел 7. Славим тружеников тундры. Л.Лапцуй «Я в землю родную как дерево врос»
Раздел 8. Твои люди, Север! А.М. Зверев – Герой Советского Союза. Рассказы о ямальцах-фронтовиках. Р. Ругин «Путина», «Пастух», «Обские рыбаки», «Доброта». Л. Лапцуй «Наше стойбище», «Пастух», «Пастух с оленьим стадом», «Врач». В. Ледков «Ламдоко». М. Шульгин «Я так горжусь своим отцом».
Раздел 9. Где край родной, где отчий дом. Р.Ругин «Береза», «Утром», «Обь».
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема уроков | Кол-во час. | УУД деятельности учащихся | Дата по плану | Дата по факту |
1. | Раздел 1. Край, поэтами воспетый. Л.Лапцуй «Сейчас Ямал – обжитая планета», «Где вьюги вихрятся под пологом нарт». | 1 | Знание фольклорных произведений своего родного края; Элементарное представление о фольклорных видах и жанрах, сведения о природе и богатстве родной земли, её тружениках, первоначальные географические сведения о родном крае, страницы истории родного края, понятие о народной сказке, понимание роли книги в жизни человека. Знание фольклорных произведений своего родного края; Элементарное представление о фольклорных видах и жанрах, сведения о природе и богатстве родной земли, её тружениках, первоначальные географические сведения о родном крае, страницы истории родного края, понятие о народной сказке, понимание роли книги в жизни человека | ||
2. | Р.Ругин «Здесь, конечно, не теплый и благостный юг». | 1 | |||
3-4 | Раздел 2. Фольклор – колыбель народного творчества. Народная мудрость. Поговорки, приметы. В мире северных загадок. Литературные загадки. | 2 | |||
5-6 | Цветные сказки северного края: «Глупый Лось», «Как медведь хвост потерял», «Куропатка» (ненецкие сказки), | 2 | |||
7 | Сорока», «Заяц и медведь» (хантыйские сказки), | 1 | |||
8 | «Как собака себе хозяина нашла», «»Глаза и уши», «Чинкча» (селькупские сказки). | 1 | Знать особые виды фольклора народов Севера; начальные сведения по истории православия на Ямале; этнологическая тема в литературе; воспитание чувства сопричастности: Я в окружающем мире; привитие любви к книге как источнику познания; умение сравнивать, сопоставлять - научатся ориентироваться в фольклорных произведений своего родного края; - приобретут элементарное понятие о фольклорных видах и жанрах; - приобретут сведения о писателях, живущих в родном краю; - приобретут сведения о природе и богатстве родной земли, о ее тружениках; - приобретут понимание роли книги в жизни человека; - приобретут внимательное отношение ко всему окружающему; - приобретут правильное, сознательное, беглое, выразительное чтение; - приобретут знание особенностей северного фольклора; - усвоят географию родного края; - усвоят понятие о народной сказке; - приобретут основы литературной речи - будут знать наизусть и уметь читать выразительно 3-4 стихотворения; - самостоятельно научатся отличать северные сказки от русских народных сказок. - научатся различать особые виды фольклора народов Севере; - приобретут начальные сведения по истории православия на Ямале; - разовьют чувство сопричастности: Я в окружающем мире; - умение различать жанры художественной литературы; - приобщатся к чтению книг как источнику познания; - приобретут умение сравнивать, сопоставлять, оценивать; | ||
9 | Авторские сказки: Р.Ругин «Шаман и зайцы», «Почему люди белые», | 1 | |||
10 | Л.Ефремова «Влюбленные звезды», | 1 | |||
11 | Н.Дудников «Завистливый осетр» | 1 | |||
12 | Раздел 3. По городам и весям округа, района. Карта округа. Города округа. Национальный состав. | 1 | |||
13-14 | Природные богатства нашего округа. | 2 | |||
15-16-17 | Моя маленькая родина – Шурышкарский район. Экскурсия | 3 | |||
18-19 | Раздел 4. Растительный и животный мир Ямала. Что растет в краю родном. | 2 | |||
20-21 | Кто живет в краю моем. Красная книга Ямала. Экскурсия | 2 | |||
22 | Красная книга Ямала.Стерх – символ надежды. | 1 | |||
23 | Раздел 5. Здесь мы живем, здесь учимся, растем. А.Тарасова, М.Шульгин, Л.Сайготин, Л.Лапцуй | 1 | |||
24 | Раздел 6. Лесные были. Н.Дудников, Р.Ругин, В.Рябцев. | 1 | |||
25-26 | Раздел 7. Славим тружеников тундры. Л.Лапцуй «Я в землю родную как дерево врос» | 2 | |||
27 28 | Раздел 8. Твои люди, Север! А.М. Зверев – Герой Советского Союза. Рассказы о ямальцах-фронтовиках. | 2 | |||
29 | Р. Ругин «Путина», «Пастух», «Обские рыбаки», «Доброта». | 1 | |||
30 | Л. Лапцуй «Наше стойбище», «Пастух», «Пастух с оленьим стадом», «Врач». | 1 | |||
31 | В. Ледков «Ламдоко» М. Шульгин «Я так горжусь своим отцом». | 1 | |||
32 | Раздел 9. Где край родной, где отчий дом. Р.Ругин «Береза», «Утром», «Обь». | 1 | |||
33 | Проверочная работа. | 1 | |||
34 | Экскурсия. | 1 |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГООБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА
«Ямальский калейдоскоп» Л.В. Федорова,
«Край ямальский» Л.В. Федорова,
«Северные родники» Л.В. Федорова
Телевизор.
Мультимедийный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экран проекционный.
Интернет ресурсы
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ №1.
1 вариант | 2 вариант |
1. Год рождения города: А) 1974. Б) 1984. В) 2004. Г) 1994. | 1. ЯНАО в 2005г. исполнилось: А) 60 лет. Б) 65. В) 75. г) 70 лет. |
2. Какие животные изображены на гербе ЯНАО: А) олень и нерпа. Б) лось и орлан. В) олень и медведь. Г) лось и белка. | 2.Сколько цветов на флаге ЯНАО: А) три. Б) два. Г) четыре. Д) пять |
3. Назовите имя губернатора ЯНАО: А) Быковский В.А. Б) Неёлов Ю.В. Г) Путин В.В. | 3. Кто является мэром города Муравлеко: А) Путин В.В. Б) Неёлов Ю.В. Г) Быковский В.А. |
4. Население округа насчитывается около: А) 600тыс. Б) 300тыс. В) 400тыс. Г) 500тыс | 4. Какие три крупных полуострова включает территория округа: А) Гыданский. Б) Ямал. В) Таймыр. Г)Тазовский |
5. “Сырэй” - по ненецки: А) зима. Б) весна. В) лето. г) осень. | 5. “Тангы” в переводе с ненецкого: А) зима. Б) весна. В) лето. г) осень. |
6. Какое море омывает западное побережье Ямальского полуострова: А) Баренцево. Б) Черное. В) Карское. Г) Лаптевых | 6. С каким округом граничит ЯНАО на западе: А) Ненецкий автономный округ. Б) Ханты-Мансийский автономный округ. В) Красноярский край. |
7. Не являются столицей ЯНАО: А) Надым. Б) Салехард. В) Ноябрьск. | 7. Крупнейшие реки округа: А) Таз. Б) Иртыш. В) Обь. Г) Надым. |
8. Дата образования ЯНАО: А) 1сентября 1984г. Б) 10 декабря 1930г. | 8. Три крупнейших озера округа: А) Байкал. Б) Нейто. В) Телецкое. Г) Ямбуто. Д) Балхаш. Е) Ярато. |
9. Углеводородное сырье на ЯНАО: А) уголь. Б) руда. В) газ. Г) нефть. | 9. Кто в 1932 г. спрогнозировал нефтегазоносную провинцию Западной Сибири: А) Муравленко В.И. Б) Губкин И.М. В) НестеровИ.И. |
10. Что обозначает “Я-мал” в переводе с ненецкого: А) “край земли”. Б) “полуостров”. В) “конец мира” | 10. Коренные народы Ямала: А) русские. Б) ненцы. В) селькупы. Г) ханты. |
Ответы 1 вариант: 1.Б; 2В; 3Б; 4Г; 5А; 6В; 7А,В; 8Б; 9В,Г; 10А. | Ответы 2 вариант: 1.В; 2.А; 3Г; 4.А,Б,Г; 5.В; 6.А; 7.А,В,Г; 8.Б,Г,Е; 9.Б; 10Б,В,Г. |
- Назовите представителей животного мира ЯНАО.
- Перечислите растения, встречающиеся на территории нашего округа.
- Красная Книга ЯНАО (примеры).
- Какие современные экологические проблемы нашего округа вы можете назвать и предложите возможные пути их разрешения.
- План - описание города Муравленко (предприятия, школы, учреждения дополнительного образования, библиотеки, музеи и т.д. ).
- Составьте карту ЯНАО (схематически: с указанием основных объектов округа: три полуострова, крупнейшие озера, реки, города и с кем граничит наш округ).
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ №2.
1 вариант. | 2 вариант |
1. Сколько муниципальных образований насчитывается в ЯНАО: А) 10. Б) 5. В) 17. Г) 13. | 1. Дата образования нашего округа: А) 10 декабря 1930г. Б) 1сентября 1984г. |
2. Как ранее назывался город Салехард: А) Северск. Б) Обдорск. В) Обск. Г) Аксарка. | 2. Сине-голубой цвет на гербе ЯНАО: А) цвет мужество и жизни. Б) цвет миролюбие. В) цвет моря, воды, неба и газа |
3. Кто внес огромный вклад в развитие нефтяной отрасли страны и чьим именем назван один из северных городов: А) Муравленко В.И. Б) Неёлов Ю.В. Г) Путин В.В. | 3. Сколько цветов на флаге г. Муравленко: А) три. Б) два. В) четыре. Г) пять |
4. Население округа насчитывается около: А) 600тыс. Б) 500тыс. В) 400тыс. человек. | 4. Какой самый крупный полуостров находится на территория нашего округа: А) Таймыр. Б) Ямал. В) Гыданский. Г) Тазовский. |
5. Единственный в мире город, расположенный на Полярном круге: А) Якутск. Б) Салехард. В) Лабытнанги. | 5. В округе насчитывается озёр более: А) 300тыс. Б) 200тыс. В) 400. Г) 300. |
6. Ценные промысловые рыбы, добываемые в бассейне Оби и Обской губы: А) осетр. Б) нельма. В) стерлядь. Г) муксун. | 6. С каким округом граничит ЯНАО на юге: А) Ненецкий а.о. Б) Ханты-Мансийский а.о. |
7. Крупнейшие реки округа: А) Енисей. Б) Иртыш. В) Обь. Г) Надым. | 7. Бывший Обдорск, основанный казаками в 1595г., переименован в 1933г.: А) Салехард. Б) Пурпе. В) Ноябрьск. |
8. Озеро, расположенное не в ЯНАО: А) Ярато. Б) Нейто. В) Байкал. Г) Ямбуто. | 8. Полезные ископаемые ЯНАО: А) нефть. Б) руда. В) газ. Г) уголь. |
9. Кто в 1932 г. спрогнозировал нефтегазоносную провинцию Западной Сибири: А) Губкин И.М. Б) Муравленко В.И.В) НестеровИ.И. | 9. Что обозначает “Я-мал” в переводе с ненецкого: А) “конец мира”. Б) “край земли”. В) “полуостров” |
10 Коренные народы Ямала: А) ханты. Б) ненцы. В) селькупы. Г) манси. | 10. Основные отросли коренных народностей: А) нефтегазовая. Б) оленеводство. В) рыболовство. Г) охотоводство. |
Ответы 1 вариант: 1.Г; 2.Б; 3.А; 4.Б; 5.Б; 6.А,Б,В,Г; 7.В,Г; 8.В; 9.А; 10.А,Б,В,Г. | Ответы 2 вариант: 1.А; 2.В; 3.В; 4.Б; 5.А; 6.Б; 7.А; 8.А,Б,В; 9.Б; 10.Б,В,Г. |
11. Природные богатства и промышленность нашего края.
12. Особенности климата севера. Атмосфера.
13. Водная среда округа. Значение гидросферы.
14. Почвы и земельные ресурсы ЯНАО. Значение литосферы.
15. Что такое флора? Приведите примеры нашего края.
16. Что вам известно о фауне? Приведите примеры нашего края.
17. Заповедники. Заказники. Красная Книга ЯНАО (примеры, географический атлас ЯНАО).
18. Можете ли вы назвать проблемы округа, города (экологические, социальные и другие)?
19. Что такое дневник наблюдений по краеведению? Регулярно ли вы работаете с ним?
20. Когда вы посещали городской краеведческий музей? Какие выставки вам запомнились?
21. Какие книги вы читали о ЯНАО? Посещаете ли библиотеки и читальные залы?
22. Какие важные события происходят в округе, городе (праздники, выборы и т.п.)?
23. Что вы хотели бы обсудить на занятиях по краеведения (какие темы?)
24. С помощью исторического атласа ЯНАО опишите традиционные промыслы края.
25. Переведите на национальный язык термины - зима, осень и т.д. (Исторический атлас ЯНАО).
26. Составьте схему-диаграмму “Национальный состав края” (географический атлас ЯНАО.)
27. Прочитайте строки из стихотворений ненецкого поэта Л. Лапцуя, подчеркивая великую любовь автора к родной земле.
Для меня родная ты отныне! * * *Сейчас Ямал – обжитая планета. (Перевод А. Каныкина) Жизнь не имеет конца На всей планете каждый день и час * * * Тундра, (Перевод Л.Шкавро). | Ты не видел тундры? Приезжай! Затем поэт знакомит с историей родного края: Где вьюги вихрятся под полозом нарт, * * * Это – начало. С тех пор в Пуре * * * О, Уренгой! Был ты неведом – (Перевод |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Литературные прогулки по Воронежу"
Запланированная программа поможет ребятам овладеть краеведческими знаниями, умениями и навыками, шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности народной культуры. Предполагается, что уча...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Культурологическое краеведение Южного Урала" 9 класс
Программа по курсу «Культурологическое краеведение Южного Урала» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учетом...
Рабочая программа по факультативному курсу «Литературное краеведение». 5 класс.
Рабочая программа по факультативному курсу «Литературное краеведение» для 5 класса составлена в соответствии с:Нормативными правовыми документами федерального уровня:• Федеральным зак...
Рабочая программа по факультативному курсу «Литературное краеведение». 6 класс.
Рабочая программа по факультативному курсу «Литературное краеведение» для 6 класса составлена в соответствии с:Нормативными правовыми документами федерального уровня:• Федеральным зак...
Рабочая программа по факультативному курсу «Литературное краеведение». 7 класс.
Рабочая программа по факультативному курсу «Литературное краеведение» для 7 класса составлена в соответствии с:Нормативными правовыми документами федерального уровня:• Федеральным зак...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Литературное краеведение. Поэты и писатели нашего края.»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАКУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Литературное краеведение. Поэты и писатели нашего края.»(общеинтеллектуальное направление)для 6 классов(основное общее образование)Количество...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИННАЯ ДЛЯ 6 КЛАССА
В работу коллегам...