Программа кружка "Основы музееведения"
материал по краеведению (8, 9 класс) на тему
Важной частью школьной жизни, эффективным средством воспитания и обучения является школьный музей. Музей – это особый мир, особая атмосфера. Деятельность музея сплачивает детей и взрослых, придаёт воспитательному процессу совершенно новое качество. Музей формирует чувство причастности и уважения к прошлому, целостное отношение к культурно – историческому наследию. Музей можно сравнить с книгой памяти, ведь собранные в них документы и предметы хранят память прошлого, передают её как эстафету нашим потомкам, поддерживают и развивают связь, нить времён и поколений. Это расширяет возможности учебно – воспитательной работы с учащимися, так как является одной из нетрадиционных форм активной работы, учитывающей поставленные воспитательные задачи, специфику работы и возрастные особенности учащихся. Именно использование краеведения поможет учащемуся стать настоящим гражданином своей страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_osnovy_muzeevedeniya.docx | 30.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
«Основы музееведения»
Классы: 8-9
Автор-составитель: Хижняк Анна Викторовна
учитель истории и обществознания
МБОУ Милютинской СОШ
ст. Милютинская,
Милютинский район,
Ростовская область
ст. Милютинская
2014 год
1. Пояснительная записка
Важной частью школьной жизни, эффективным средством воспитания и обучения является школьный музей. Музей – это особый мир, особая атмосфера. Деятельность музея сплачивает детей и взрослых, придаёт воспитательному процессу совершенно новое качество. Музей формирует чувство причастности и уважения к прошлому, целостное отношение к культурно – историческому наследию. Музей можно сравнить с книгой памяти, ведь собранные в них документы и предметы хранят память прошлого, передают её как эстафету нашим потомкам, поддерживают и развивают связь, нить времён и поколений. Это расширяет возможности учебно – воспитательной работы с учащимися, так как является одной из нетрадиционных форм активной работы, учитывающей поставленные воспитательные задачи, специфику работы и возрастные особенности учащихся. Именно использование краеведения поможет учащемуся стать настоящим гражданином своей страны.
Музей даёт огромные возможности для решения не только воспитательных задач, но и образовательных и развивающих, сочетать несколько видов работы, проводить комбинированные занятия. В процессе реализации всех форм учебной и воспитательной работы с привлечением музейной педагогики достигается главная цель – воспитание гражданина и патриота. Так, человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством. Программа направлена на неустанную работу по созданию у учащихся чувства гордости за свою родину и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого.
Актуальность данной программы заключается в том, что современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи. Программа патриотического воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной.
Цель программы: ознакомление учащихся с основами музееведения, Цель программы – формирование культурной и исторической памяти учащихся как граждан России, жителей Ростовской области и станицы Милютинской.
Задачи программы:
- получить представление об основах музейного дела;
- сформировать практические навыки работы в музее;
- привлечь учащихся к работе по организации поиска материалов для формирования и пополнения музейного фонда;
- исследовать, систематизировать и обобщить материалы, связанные с историей школы и станицы Милютинской;
- воспитывать патриотизм и чувства сострадания к землякам и людям, живущим рядом, посредством изучения их традиций, обычаев и религии;
- публично представить результаты своей работы.
Принципы программы:
- развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов образования;
- системная организация управления учебно-воспитательным процессом принцип опоры на российские духовные традиции и культурно-нравственные ценности, предполагающий изучение определенного набора нравственных ориентиров, которые исторически сложились в результате взаимодействия народов, населяющих Россию;
- принцип гуманизма, отражающий право каждого ребенка на выражение собственного мнения, полное равенство в отношениях с взрослыми, за исключением случаев, юридически ограниченных действующим законодательством, свободу выбора сфер деятельности;
- принцип вариативности, дающий возможность использования в краеведческой деятельности для достижения поставленной цели различные формы учебной и внеурочной деятельности;
- принцип социальной актуальности, т.е. выделение в качестве социально приоритетных в современных условиях направлений деятельности, позволяющих практически решать вопросы гражданского воспитания подростков, их социализации. Занятия с учащимися краеведческими исследованиями позволяют ученикам осознать необходимость проделанной работы и на её основе осуществляют:
- написание работ по историческому краеведению, раскрывающих неизвестные ранее факты региональной истории (доклады, рефераты, буклеты, газеты и т.д.).
- оформление стендов или уголков в школе.
- создание слайдовых презентаций.
Реализация данных принципов осуществляется через разнообразные формы краеведческой работы: кружки, конкурсы, соревнования, экскурсии, встречи с ветеранами войны и труда, почётными гражданами района.
Программа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся раскрыть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Посещая кружок, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях у учащихся раскрываются такие способности, как организаторские, творческие, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.
Программа кружка «Основы музееведения» предназначена для учащихся 8-9 классов (70 часов, 1 час в неделю в течение 2-х лет).
Программа включает учебно-тематический план, содержание тем курса, список рекомендуемой литературы. Программа включает 5 модулей:
1. Музей в пространстве культуры.
2. Научно-фондовая работа музея.
3. Экспозиционно-выставочная работа музея.
4. Образовательная и культурно-досуговая деятельность музея.
5. Научно-исследовательская деятельность музея.
Модуль 1. Музей в пространстве культуры.
1.1. Понятие о музее, функции и профили музея.
Первоначальное представление о музее. Назначение музеев в обществе как хранителей предметов прошлого и центров научно-исследовательской деятельности. Разнообразие профилей музеев их особенности.
1.2. Из истории музеев. Известные музеи России и мира.
Условия зарождения российского коллекционирования исторических и художественных раритетов. Оружейная палата — государева сокровищница XVI—XVII вв. Зарождение первых музеев в России. Кунсткамера. Эрмитаж. Их роль в становлении российских музеев. Начало провинциальных музеев. Музеи первой половины ХIХ в. Формирование сети музеев России. Музейная сеть России к концу XIX в. Развитие музеев в начале XX в. Влияние революционных событий 1917 г. на музеи. Становление советской системы музеев. Новая сеть советских музеев. Изменение роли музеев в постсоветском обществе. Восстановление традиций и принципов работы музеев. Развитие музейной сети. Виды и типы музеев нового периода развития страны. Музеи к началу 1990-х гг. Причины музейной реформы 1990-х гг. Музеи России сегодня и перспективы их развития. Музеи, имеющие мировое значение.
1.3. Многообразие музеев Ростовской области.
Тематика музеев и их специфика. Основные направления деятельности музеев города. Фонды музеев. История станицы Милютинской в экспозициях районного музея.
1.4. Серия экскурсий в местные музеи.
Проведение экскурсий или виртуальных экскурсий в музеи области.
1.5. Понятие о школьном музее.
Признаки школьного музея. Задачи школьного музея. Жанры школьного музея. Принципы организации и деятельности школьных музеев. Основные направления оформления музея по истории школы. Этапы создания музея в школе.
Модуль 2. Научно-фондовая работа музея.
2.1 Фонды музея и их характеристика.
Понятие фонды музея. Организация фондов. Фонд музейных предметов. Фонд научно-вспомогательных материалов: их состав и роль в фондах. Научная классификация фондовых материалов. Основной и вспомогательный фонды.
Практические занятия: работа по классификации фондовых материалов, имеющихся в школе.
2.2 Основной и вспомогательный фонд.
Виды материалов основного фонда. Критерии отбора материалов в основной фонд.
Практические занятия: отбор материалов в основной фонд.
2.3.Учет и научное описание музейного фонда. Хранение фондов.
Комплектование фондов. Вещь музейного значения — музейный предмет — экспонат. Цели учета материалов. Основным документом учета и охраны материалов музея. Инвентарная книга и правила ее заполнения. Книга учета научно-вспомогательного фонда. Справочные и инвентарные карточки. Акт приема-передачи и его форма. Инвентаризация музейных предметов. Библиотека музея. Режим хранения. Требования к фондовым помещениям. Требования к температурно-влажностному, световому, биологическому и другим режимам хранения. Хранение экспонатов в экспозициях и на выставках. Основные условия их безопасности. Основные понятия о консервации и реставрации музейных предметов.
Практические занятия: комплектование и обработка материалов для выставки.
2.4. Шифрование предметов
Шифр. Правила шифрования предметов. Требования к шифрованию предметов. Схемы описания музейных предметов.
Практическая работа: описание и шифрование музейных предметов.
Модуль 3. Экспозиционно-выставочная работа музея
3.1. Экспозиционный план.
Экспозиционное оборудование. План работы над созданием экспозиции. Разработка тематико-экспозиционного плана. Основные принципы размещения экспонатов в экспозиции. Требования к экспонированию предметов.
Практическая работа: составление плана экспозиции.
3.2. Виды текстов. Этикетаж.
Оглавительный, ведущий и объяснительный текст.
Одиночный и «пучковый» этикетаж. Требования к составлению этикеток. Особенности этикетажа различных музейных предметов.
Практическая работа: изготовление этикеток и проведение этикетажа имеющихся музейных экспонатов.
3.3. Музейные выставки.
Виды выставок. Характер выставок. Требования к созданию фондовой выставки. Практическая работа: разработка и создание тематической фондовой выставки.
Модуль 4. Образовательная и культурно-досуговая деятельность музея.
4.1. Виды экскурсий. Методика подготовки экскурсии.
Обзорные, тематические, учебные экскурсии. Составляющие части экскурсии и их особенности. Памятка экскурсовода. Методика подготовки экскурсии в музеях.
4.2. Подготовка и проведение пробных экскурсий
Основные этапы подготовки музейной экскурсии. Определение целей и задач, изучение и накопление материалов по теме, выявление и конкретное изучение экскурсионных объектов, составление маршрута экскурсии, обход маршрута экскурсии, составление текста экскурсии, рецензирование текста, проведение пробной экскурсии и утверждение на совете музея.
Практическая работа: составление маршрута экскурсии, отработка маршрута и проведение пробной экскурсии.
4.3.Массовые мероприятия в музее.
Проведение дня музея. Участие в краеведческих викторинах, конкурсах, олимпиадах. Встреча с интересными людьми, имеющими отношение к истории школы.
Практическая работа: проведение дня музея в школе и организации встречи с педагогами ветеранами и выпускниками школы.
Модуль 5. Научно-исследовательская деятельность музея.
5.1 Подготовка каталогов коллекций, путеводителей по экспозициям и выставкам и другие издания музеев также являются результатом этого направления деятельности музея. Одна из важных составляющих научно-исследовательской работы - научные конференции, регулярно организуемые музеями.
5.2. Участие в краеведческих конференциях.
Учебно-тематическое планирование.
№ | Тема | Теоретические занятия | Практические занятия | Итого |
Введение | 1ч | 1ч. | ||
Модуль 1. Музей в пространстве культуры. | ||||
1.1. | Понятие о музее. Функции и профили музея. | 1ч | 1ч | |
1.2. | Из истории музеев. Известные музеи России и мира. | 2ч | 2ч | |
1.3. | Многообразие музеев Ростовской области | 2ч. | 2ч. | |
1.4. | Экскурсии в музеи Ирбита. | 4ч | 4ч | |
1.5. | Понятие о школьном музее. | 1ч | 1ч | |
Модуль 2. Научно-фондовая работа музея. | ||||
2.1 | Понятие «фонд». Виды и характеристика фондов. | 2ч | 4ч | 6ч |
2.2 | Основной и вспомогательный фонды. | 2ч | 6ч | 8ч |
2.3 | Учет и научное описание музейного фонда. Хранение материалов. | 2ч | 4ч | 6ч |
2.4 | Шифрование предметов. | 2ч | 4ч | 6ч |
Модуль 3. Экспозиционно-выставочная работа музея | ||||
3.1 | Экспозиции музея. Тематико-экспозиционный план. | 2ч | 2ч | 4ч |
3.2 | Виды текстов. Этикетаж | 2ч | 2ч | 6ч |
3.3 | Музейная выставка. | 1ч | 6ч | 7ч |
Модуль 4. Образовательная и культурно-досуговая деятельность музея. | ||||
4.1 | Виды экскурсий. Методика подготовки экскурсии. | 1ч | 2ч. | |
4.2 | Подготовка и проведение тематической экскурсии . | 6ч | 6ч. | |
4.3 | Массовые мероприятия в музее. | 1ч | 6ч | 7ч. |
Модуль 5. Научно-исследовательская деятельность музея. | ||||
5.1 | Подготовка каталогов коллекций, путеводителей | 1ч. | 2ч. | 2ч. |
5,2 | Участие в краеведческих конференциях | 2ч. | 2ч. | |
ИТОГО | 22ч. | 48ч. | 70ч. |
Предполагаемые результаты:
Учащиеся должны уметь:
- правильно пользоваться музейной терминологией;
- работать с основной документацией при подготовке научной концепции выставки.
- умело пользоваться терминологией и правильно заполнять документацию при проектировании выставки.
- работать в группе, суммировать сходство идей и учитывать разницу позиций при создании проекта выставки.
- ориентироваться в экспозиционно-выставочном пространстве;
- строить коммуникацию, вести диалог со слушателями.
Реализация Программы позволит заложить основы:
- достижения заданного качества гражданско-патриотического воспитания;
- обновления содержания воспитательной и развивающей работы школы;
- обеспечения преемственности и непрерывности воспитания и развития учащихся.
Список рекомендуемой литературы:
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/А.Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 00 с. ― (Стандартывторого поколения). ― ISBN978-5-09-022138-2
- Ванслова Е. Г. Музей и культура. Экспериментальное методическое пособие Е.Г.Ванслова. – М.: МИРОС, 1995. – 174 с.
- Ванслова Е.Г., Юхневич М.Ю., Чумалова Т.П. Эстетическое воспитание подрастающего поколения в музеях различных профилей//Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика. – М., 1999.
- Дукельский В.Ю. Музей и культурно-историческая среда. Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. М., 1989. 13. «Музейная экспозиция (теория и практика, искусство экспозиции, новые сценарии и концепции) под редакцией М.Т. Майстровской, М.: 1997
- Михайловская А.И. Музейная экспозиция. М., 1964
- Музееведение. На пути к музею 21 века: музейнаяэкспозиция.М.,1996
- Музееведение. Музеи исторического профиля. — М., 1988.
- Музейный мир России. — М., 2003.
- Музейные экспозиции и выставки / Музейное дело России М., 2003.
- Музей и школа. Пособие для учителя. М., 1985.
- Поляков Т. П. Мифология музейного проектирования (или Как делать музей?). М., 2003.
- Российская музейная энциклопедия: В 2 т. — М., 2001.
- Российская культура в законодательных и нормативных актах. Музейное дело и охрана памятников: В 3 т. — М., 1998. Т. 1, 2. 1991-1996; М., 2001. Т. 3. 1997-2000. Сотникова С.И. Музеология. — М., 2004.
- Фролов А.И. Музеи Москвы. — М., 2003.
- Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. — М., 2003.
- Юренева Т.Ю. Музееведение. — М., 2003.
- Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учебное пособие по музейной педагогике / М-во культуры. РФ. Российского института культурологии. – М., 2001. – 223 с.
Интернет-ресурсы:
- http://www.museumforum.ru/index.php Музейный форум
- http://www.museum.ru/rme/sci_museology.asp Российская музейная энциклопедия
- http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/MUZEI.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультатива " Музееведение"
Программа факультатива "Музееведение"...
Программа кружка " Музееведение"
Пояснительная записка...
Образовательная программа кружка "Музееведение"
Рабочая программа кружковой деятельности в школе....
Программа кружка "Музееведение"
Программа кружка "Музееведение"...
Рабочая программа кружка «Музееведение»
Рабочая программа "Музееведение"...
Программа кружка "Музееведение" для учащихся 5-8классов
Программа кружка "Музееведение" для учащихся 5-8 классов, рассматривает историю культуры и промыслов Вятского края второй четверти ХIХ начала ХХ веков. В данном контесте учащиеся имеют возмо...
Программа ДО "Музееведение" 2 год обучения
Программа «Музееведение» предлагает одну из форм приобщения обучающихся к истории, географии, культуре малой родины. Расширяя и обогащая знания детей о родных местах, прививая им любовь и ...